Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития финансовых рынков и рынков энергетического сырья на постсоветском пространстве'

Проблемы и перспективы развития финансовых рынков и рынков энергетического сырья на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергей Гриняев

В статье отражено мнение автора о ситуации, сложившейся на финансовых итоварных, прежде всего – энергетических, рынках стран СНГ. Отмечается, чтотекущая ситуация характеризуется высокой динамикой и общей негативнойнаправленностью в отношении большинства интеграционных процессов напространстве СНГ. Показано, что в условиях нарастания нестабильности ми-ровой финансовой системы, США и их союзники прикладывают, не считаясьс затратами, все больше усилий к сохранению статус-кво собственного доми-нирования. Также показано, что Россия, стремясь восстановить свое влияниена пространстве СНГ, также стремится использовать не только рычаг энерге-тической политики, но и иные средства экономического убеждения партне-ров в необходимости взаимной интеграции экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems And The Prospective Development Of Financial Markets And Markets Of Energy Row Materials On The Post-Soviet Territory

In the article is reflected the author’s opinion about the situation in the marketsof CIS countries. According to him, the present situation is characterized by highdynamics and overall negative directivity in respect of most of the integrationprocesses in the CIS territory. It has been proved that in parallel with the growthof instability in the world financial system, the US and its allies devote more andmore efforts, regardless of the expenses, to preserve “status quo” of their owndomination. It is also shown that aspiring to restore its influence on the CIS territory,Russia tries to use not only the levers of energy policy but also other menasof economic persuasion to convince the partners of the necessity of mutual integrationof economies.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития финансовых рынков и рынков энергетического сырья на постсоветском пространстве»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И РЫНКОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЫРЬЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сергей Грикяев

В статье отражено мнение автора о ситуации, сложившейся на финансовых и товарных, прежде всего - энергетических, рынках стран СНГ. Отмечается, что текущая ситуация характеризуется высокой динамикой и общей негативной направленностью в отношении большинства интеграционных процессов на пространстве СНГ. Показано, что в условиях нарастания нестабильности мировой финансовой системы, США и их союзники прикладывают, не считаясь с затратами, все больше усилий к сохранению статус-кво собственного доминирования. Также показано, что Россия, стремясь восстановить свое влияние на пространстве СНГ, также стремится использовать не только рычаг энергетической политики, но и иные средства экономического убеждения партнеров в необходимости взаимной интеграции экономик.

Характерной чертой текущего момента является достаточно радикальное и планомерное перекраивание геополитического и геоэкономического пространства СНГ. С одной стороны, продолжается «растаскивание» постсоветского пространства по разного рода организациям (ГУАМ, ЕС, НАТО) без участия России, с другой - сама Россия, находясь на новом этапе исторического развития, активно пересматривает свои отношения со странами СНГ, прежде всего в сфере энергетической политики.

Складывающаяся в последние годы благоприятная рыночная конъюнктура на энергоносители, а также принятие ряда мер по оздоровлению российской экономики позволяют говорить о начале нового этапа развития России. На этом этапе предстоит решить ряд важнейших задач, связанных с модернизацией существующих и созданием новых инфраструктурных проектов, существенно повышающих качество жизни в России, что в целом должно обеспечить реализацию позиционирования РФ как самостоятельного центра силы в условиях реальности XXI века.

109

С.Гриняев

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

Между тем состояние мировой торговли и мирового финансового рынка сегодня внушает серьезное опасение не только российским, но и зарубежным экономистам. С одной стороны, практика взаимодействия с зарубежными партнерами в последние годы показала, что Россия и российский капитал совершенно не нужны на Западе. Более того, по мысли наших «партнеров», российский капитал представляет серьезную опасность для экономики западных стран. Не случайно в ряде стран Европы и в США в последние месяцы активно развиваются механизмы блокирования иностранных инвестиций в промышленность. Приобретение российским банком ВТБ всего 5% акций европейского аэрокосмического холдинга EADS заставило Евросоюз заговорить об опасности того, что обладающие миллиардами долларов государственные инвестфонды из России, Китая и ближневосточных стран могут в ближайшем будущем скупить крупнейшие европейские компании. Комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон заявил газете Handelsblatt, что в качестве противодействия Еврокомиссия предлагает вернуть систему так называемых «золотых акций». Евросоюз сможет блокировать сделки в стратегических отраслях, защищая ту или иную ключевую компанию от иностранного поглощения [1, 2]. И это в условиях постоянных разговоров о рыночной экономике! Сами иностранцы по этому поводу шутят: «Мы спокойны, пока русские покупают у нас исключительно футбольные клубы и яхты».

С другой же стороны, поставленная задача по утверждению России в качестве самостоятельного центра силы может быть решена только в случае четкого позиционирования страны в мировой экономике. Пока России удается выстраивать благоприятные для себя отношения только в одной сфере — в сфере торговли энергоносителями, но и этого не так уж мало для начала сложной и многолетней работы.

Между тем уже с первых шагов реализации нового геоэкономического проекта Россия сталкивается с целым рядом сверхсложных задач, причем решать их необходимо в условиях крайне нестабильной и отчасти враждебной окружающей среды, и накал этой борьбы тем больше, чем более устойчивым становится положение России на мировом рынке.

1. Борьба за господство доллара только начинается

В последнее время на фоне непрерывно увеличивающегося внешнего долга США, приближающегося, по некоторым оценкам, к $50 трлн [3], происходит активизация целого ряда процессов в мировой экономике, направленных на передел сфер влияния, энергетических, сырьевых и финансовых рынков.

Развитие подобных процессов наиболее наглядно отражается на миро-

110

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Гриняев

вом фондовом рынке, где в последнее время с периодичностью в 8-9 месяцев развиваются кризисные явления, приводящие к существенному снижению величин фондовых индексов. При этом наибольший ущерб от кризисов испытывают развивающиеся рынки — российский, китайский, бразильский. Вместе с тем эксперты полагают, что по ряду оценок в ближайшем будущем проявление отрицательных факторов будет лишь усиливаться. Специалисты отмечают, что с большой вероятностью они окажут воздействие на финансовую систему и фондовой рынок России — страны, располагающей большими сырьевыми и энергетическими ресурсами и стремящейся проводить самостоятельную политику в их использовании. Уже наметились тенденции по перегруппированию мировой банковской системы, снижению капитализации российских нефтяных и газовой компаний, ревизии в пользу США не устраивающих их международных соглашений.

Кроме того, понимая важность и значимость контроля над рынком энергоресурсов, ряд ведущих западных стран и, прежде всего, США, которые сами не обладают достаточными природными запасами сырья, избрали путь установления собственного контроля над мировым рынком энергоресурсов — были взяты под контроль процессы формирования и сама инфраструктура рынка энергетического сырья. В результате, сегодня в мировой экономике сложилась ситуация, когда вся инфраструктура рынка — от формирования цены на энергоносители до реализации их поставки и юридического обеспечения договоров — контролируется США, а страны-поставщики сырья лишены возможности участвовать в процессе формирования цены на свой товар. В ряде случаев рыночная инфраструктура используется для достижения внешнеполитических целей этой страны.

В новейшей истории хорошо известны факты применения так называемого «нефтяного оружия», когда в результате сговора администрации США и ближневосточных нефтедобывающих стран произвольным образом устанавливалась цена на нефть, что провоцировало глобальные экономические кризисы. Наиболее ярким примером применения в том числе средств экономического давления в XX веке стал развал Советского Союза и всего социалистического блока.

Появилась информация и о том, что в Конгресс США был внесен законопроект [4], обязывающий все компании (не только американские), сотрудничающие со «странами-изгоями» (по американской терминологии), — такими, как Иран и КНДР, — пройти процедуру делистинга (исключение из котировочных списков) на американских биржах, что автоматически ведет к необходимости продажи иностранными инвесторами принадлежащих им до- 111

111

С.Гриняев

21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

лей акционерного капитала таких компаний и последующего резкого ухудшения их общего финансового состояния. Подобная политика американских властей ведет к диктату с их стороны по отношению к иностранным компаниям, что представляет собой явную угрозу национальным интересам любой страны, подвергшейся воздействию таких мер.

В этом же контексте еще 6 апреля текущего года СМИ сообщили, что Британское управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) намерено ужесточить правила проведения IPO иностранных компаний [5]. FSA указывает, что требования к иностранным компаниям, акции которых представлены на Лондонской фондовой бирже (LSE), слишком либеральны, что увеличивает риски инвесторов. Заявления FSA коснутся, прежде всего, российских компаний, обеспечивающих основную долю размещений на LSE. Это, по оценкам экспертов, может привести к отказу ряда российских эмитентов от размещений на западных площадках.

2. Азиатский вектор

Во многом определяющим фактором в развитии обстановки является ситуация на азиатских (евразийских) рынках энергоносителей. Если сложить все нынешнее производство углеводородов в Азии, то, по мнению большинства экспертов, в XXI веке регион займет свое место как самый значительный производитель углеводородного сырья и самый крупный его потребитель. Однако при этом практически все нефте- и газопроводы сконцентрированы сегодня в руках Запада и проходят в западном направлении. В этой ситуации, отмечают аналитики, становится очевидным, что существующая на сегодня организация глобального рынка углеводородов совершенно нерациональна.

Обнаружение больших запасов углеводородов в Прикаспийском регионе и последовавший рост их добычи превратил страны региона в арену столкновения интересов ведущих мировых и региональных держав. Все они после распада СССР начали прилагать усилия, чтобы замкнуть перспективные углеводородные потоки на себя. Ставки в этой борьбе оказались высокие: ожидается, что в ближайшей перспективе Каспийский регион станет крупнейшим экспортером углеводородов после Персидского залива [6].

Учитывая складывающиеся тенденции развития региона, Иран сегодня активно ведет работы по созданию собственной нефтегазовой биржи с расчетами в евро [7].

Еще одной инициативой, отражающей рост напряженности на мировом энергетическом рынке, стала идея создания так называемого «газового ОПЕК». 9 апреля состоялась конференция в Дохе – очередное заседание Фо-

112

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Гриняев

рума стран - экспортеров газа (ГСЕФ), на которой предполагалось создание «газового ОПЕК». Идея создания такой организации впервые была высказана Ираном [8]. Многие государства сочли это предложение интересным, в то время как страны-потребители, напротив, высказывают обеспокоенность. Потребители газа опасаются, что газовый ОПЕК займет монопольное положение и будет диктовать свои условия. В частности, Палата представителей Конгресса США уже заявила, что объединение экспортеров газа представляет «глобальную организацию по вымогательству и рэкету» [9].

Как пишет «Время новостей» [10], истерия вокруг перспектив создания «газового ОПЕК» нагнеталась методично в течение всего первого квартала 2007г. Руководители и высокопоставленные чиновники стран - потенциальных участниц такого объединения (России, Ирана, Катара, Алжира), высказывали интерес к этой идее и открыто обсуждали ее на разных уровнях. В Брюсселе и Вашингтоне тем временем накапливалась нервозность, хотя объективно ни одна из стран-производителей не заинтересована в том, чтобы брать на себя обязательства в рамках подобного картеля. А сама система продаж газа, основанная на долгосрочных контрактах, которые подписываются до реализации проектов, не дает простора для манипулирования ценами. В то время как их высокий уровень определяется растущим спросом на газ при истощении разрабатываемых источников добычи и необходимости инвестировать в освоение новых месторождений и создание транспортной инфраструктуры.

3. Фондовые рынки - под контроль!

Наряду с ужесточившейся борьбой на сырьевом рынке, активизировалась и борьба за доминирование в сфере финансовых рынков.

Так, одним из наиболее ярких событий года является ситуация вокруг поглощения европейской биржи EURONEXT американской биржей NYSE [11, 12]. Следует отметить, что поглощение состоялось, несмотря на то, что лидеры ведущих европейских стран (Германия, Франция, Италия и др.) высказались против подобного поглощения: давление со стороны США оказалось намного сильнее.

В последние месяцы заметно активизировались процессы, связанные с проникновением иностранного капитала и на российский фондовый рынок, в акционерный капитал российских фондовых бирж.

В частности, продолжает развиваться проект создания Международной биржи «Санкт-Петербург» с участием шведской группы компаний OMX. Об этом проекте можно сказать и то, что компания OMX сама завершает переговоры о возможном слиянии с американской биржей NASDAQ на условиях

113

С.Гриняев

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

72%(N4SDAQ/28%(OMX, что приведет к созданию второй (после NYSE-EURONEX) транснациональной биржи под влиянием США и в целом поставит под контроль США до 70% мирового фондового рынка.

Группа OMX, уже контролирующая на постсоветском пространстве биржи прибалтийских государств, ведет также переговоры о приобретении еще целого ряда фондовых бирж в странах СНГ. Уже объявлено о скором завершении переговоров по покупке ереванской фондовой биржи [13]; говорят и о возможности прихода группы на Украину [14] и в Казахстан [15].

Следует отметить и то, что в начале июня 2007г. в Москве открылось представительство немецкой биржи Deutsche Boerse.

4. Казахская инициатива

С конца 2005г. при непосредственном участии США активно ведутся работы по созданию регионального финансового центра в Казахстане в Алма-Ате. Внештатным советником президента РК по вопросам развития Регионального финансового центра Алма-Аты назначен Дж.Вулфенсон, экс-президент Всемирного банка. Он принимает непосредственное участие в разработке стратегии развития, а также анализирует работу консультантов центра [16].

По мнению экспертов, решение правительства Казахстана о создании РФЦА могло быть следствием осознания неблагоприятных тенденций развития ситуации в Центральной Азии и попыткой повлиять на направление их возможного развития. В частности, за годы своего военного присутствия в регионе (с сентября 2001г.), а также после событий в узбекском Андижане и Киргизии в частности, США осознали недостаточную эффективность силовой политики в регионе. Кроме того, за последние годы в регионе резко возросло экономическое влияние Китая. В те же годы Россия постепенно сворачивала свое присутствие здесь, переориентируясь на взаимодействие с Европой и непосредственно с Китаем.

В этих условиях Казахстан оказался перед выбором: либо попасть в зависимость от растущей китайской мощи, что не укладывается во внешнеэкономическую политику Казахстана, либо сформировать условия для прихода и надежного закрепления в стране иностранного, прежде всего западного, капитала. Именно по этому пути и пошел Казахстан.

Эксперты полагают, что налоговые льготы, предполагаемые к реализации в РФЦА, приведут к тому, что ряд российских компаний, прежде всего средней и малой капитализации, может перейти к торговле своими акциями на площадке РФЦА. Кроме того, инициатива правительства России по введению российских депозитарных расписок с началом деятельности РФЦА так-

114

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Гриняев

же может оказаться невостребованной, так как акции компаний стран СНГ вместо российских бирж будут размещаться на бирже РФЦА.

Что касается оценок этого проекта со стороны казахских экспертов, то, по их мнению, Алма-Ата как инвестиционный центр может выиграть не только в Центральной Азии, но и во всем СНГ, где ее основным конкурентом является Москва и Россия в целом.

5. ГУАМ - еще один инструмент в борьбе с Россией за ресурсы Каспия

Особенно острым противоборство оказалось между Россией, претендующей на роль главной региональной державы, и парой ЕС-США, стремящейся создать альтернативные РФ маршруты доставки углеводородов из Каспийского региона в Европу.

В этой связи предпринимаются попытки использовать ряд региональных организаций в качестве инструмента противодействия продвижению российского бизнеса. В частности, серьезные надежды на успех противодействия России связывают с деятельностью ГУАМ.

Как отмечает в своих статьях армянский аналитик И.Мурадян [17], политика США в Кавказско-Каспийском регионе сформировалась достаточно быстро. Еще в начале 90-х годов были определены многие задачи американской политики в регионе. Однако сама эта политика долгое время характеризовалась неэффективностью и неадекватностью.

Он также отмечает, что в Кавказско-Каспийском регионе - помимо задачи добычи и транспортировки нефти на мировые рынки - перед США и Великобританией стоит параллельная задача: не допустить использования данных энергоресурсов Россией и Ираном и главное - исключить контроль этих держав над энергокоммуникациями. В связи с этим, подчеркивает И.Мурадян, интересы США к энергоресурсам региона будут реализовываться безотносительно к их значимости для мирового энергетического баланса [17].

Это в очередной раз было продемонстрировано 25 мая в Ялте, когда по итогам заседания глав правительств СНГ 6 стран-участниц (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизстан, Армения и Таджикистан.) подписали соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ, а ряд стран, в том числе все страны-члены ГУАМ (Азербайджан, Грузия, Молдавия и Украина), к соглашению присоединяться отказались.

Наиболее ярко стремление активизировать работу организации проявилось во время ее последнего саммита в Баку летом текущего года. Несмотря на то, что его итоги не обещают каких-либо прорывов в процессе раз-

115

С.Гриняев

«21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

вития этой организации, а практические результаты встречи с точки зрения конкретных договоренностей и продвижения внутренних интеграционных проектов расцениваются экспертами как «минимальные». Попытка американцев на саммите «поставить гуамцев на ноги» в очередной раз не удалась.

По итогам встречи была подписана Бакинская декларация. В документе, получившем название «ГУАМ: объединяя континенты», утверждается, что интересы стран-участниц по-прежнему совпадают. Они и в дальнейшем будут стремиться строить единое экономическое пространство и совместно решать вопросы собственной безопасности.

Вполне естественно, что особое внимание было уделено энергетическому сотрудничеству: в частности проекту нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Важно и то, что президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на саммите, что его страна станет надежным энергетическим партнером государств ГУАМ и Европы.

Вместе с тем, еще 11 мая российский президент провел шестидневное турне по Казахстану и Туркмении. Главная цель визитов - отговорить Астану и Ашхабад от присоединения к Транс-каспийскому газопроводу. И это В.Путину удалось. Как отмечает журнал «Эксперт», в ходе турне президенты среднеазиатских государств подтвердили приоритетный характер сотрудничества с Россией в нефтегазовой сфере. Самый глубокий реверанс сделал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявивший, что «Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы, если не все сырье, то большая его часть проходила именно по территории России». Кроме того, Назарбаев договорился с Путиным о расширении идущего из северо-западного Казахстана в Россию транзитного нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с нынешних 29 млн до 40 млн тонн [18].

В этой связи очередная попытка Киева и Варшавы реанимировать тему трубопровода Одесса-Броды-Гданьск оказалась нереалистичной. Без казахстанской нефти магистраль не заработает.

Кроме того, Азербайджан обладает определенными запасами энергоресурсов, но хозяином этих ресурсов является консорциум западных компаний, которые добывают, транспортируют и реализуют эту нефть на мировых рынках. Поэтому Азербайджан пока не нуждается в строительстве особых политико-экономических отношений, например, с Украиной или Польшей. Декларируемый ими курс на прокладывание новых маршрутов в обход России на самом деле является имитацией энергетической дипломатии.

Экспертами и ранее высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической,

116

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Гриняев

зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России.

Стремление активизировать соперничество с Россией в регионе привело к тому, что ГУАМ с самого зарождения получал существенную экономическую и политическую поддержку от США, так как цели ГУАМ совпадали с геополитическими целями Вашингтона.

Однако, несмотря на все усилия, ГУАМ до сих пор работает во многом как форум для дискуссий. Организации не хватает ни свежих идей, ни потенциальных возможностей по заявленным направлениям сотрудничества. С момента ее реформирования в 2006г. ничего существенно не изменилось. Экономическое измерение деятельности организации характеризуется зарубежными специалистами как «низкоэффективное и преимущественно декларативное». Организация остается аморфной структурой с благими целями и неясными перспективами, с большими амбициями, но ограниченным потенциалом. В складывающейся ситуации мало кто надеется на возможность развития ГУАМ и через принятие новых членов. В частности, рассматривающиеся планы включения в союз Румынии уже вызвали протесты со стороны Молдавии, что не добавляет устойчивости организации в целом.

Более того, как полагают эксперты, Молдавия не рассматривает деятельность в ГУАМ в качестве одного из важнейших и тем более приоритетных направлений в своей внешней политике. Пока от членства в этой организации для Кишинева «больше проблем, чем политических и экономических дивидендов», поскольку большинство решений ГУАМ принимается без учета мнения и интересов молдаван в результате сговора Киева и Тбилиси, которые, в свою очередь, следуют рекомендациям американцев, заинтересованных в использовании данного объединения только в качестве инструмента противодействия России. Кишинев не устраивает стремление Вашингтона подтянуть к сотрудничеству в ГУАМ и Румынию. Молдаване также не склонны видеть в странах ГУАМ стратегических союзников в решении приднестровской проблемы и обеспечении своей национальной безопасности.

Важным является и тот факт, что вопрос коллективного и ускоренного вступления в Евросоюз стран ГУАМ не просматривается. В то же время европейцы хотели бы видеть эту организацию ориентированной больше на ЕС, чем на США. Брюссель намерен и дальше выстраивать отношения с каждым членом ГУАМ отдельно в зависимости от их «демократических» успехов на этом поприще. Об этом свидетельствуют индивидуальные планы действий

117

С.Гриняев

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

ЕС, в соответствии с которыми в 2007-2010 гг. Азербайджан получит 92 млн евро, Грузия - 120 млн евро, Молдавия - 209 млн евро и Украина - 494 млн евро. В этом во многом проявилось и противостояние в регионе между США и ЕС, которые, с одной стороны, выступают против укрепления позиций России и Китая в регионе, а с другой - соперничают между собой.

Для стабильности и безопасности региона важен также и вопрос о возможности создания региональных миротворческих сил. Попытки М.Саакашвили и В.Ющенко создать в рамках ГУАМ собственные миротворческие силы, по мнению ряда экспертов, весьма сомнительны, если вообще имеют какую-либо перспективу.

Для совместных действий в составе какого-либо объединения необходимо, в первую очередь, накопление опыта и серьезная подготовка с практической точки зрения под эгидой ООН, наличие источников финансирования, получение международного мандата. ОДЭР-ГУАМ как международная структура не обладает механизмом урегулирования конфликтов на пространстве СНГ. По оценке экспертов, попытки формирования системы региональной безопасности без участия России на принципах противодействия ее влиянию в регионе не реалистичны. По-прежнему единственной серьезной силой в регионе остается ОДКБ.

Характерно, что по данному вопросу рядом аналитиков отмечается [19], что США в последнее время сами активно занимаются изучением вариантов создания системы безопасности в Каспийском бассейне. Негативный опыт ГУАМ в создании условий безопасности укрепил в американцах понимание того, что наряду с укреплением возможностей своих основных партнеров в регионе (по мнению И.Мурадяна, это Казахстан и Азербайджан) необходимо постоянное военное присутствие в регионе самих США.

6. Эстония и глобальный проект Запада по контролю над российскимиресурсами

События мая 2007г. в Эстонии заставили многих взглянуть по-иному на развитие ситуации и на западных границах России.

Эксперты убеждены, что речь идет о многоплановой игре, где провокации одних и спонтанная реакция других лишь инструменты. 8 мая бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер планировал согласовать в Таллинне маршрут газопровода North Stream (СЕГ), но премьер Андрус Ансип отказал Шредеру во встрече – якобы из-за того, что тот осудил перенос памятника. По мнению профессора-исследователя Делавэрского университета Сергея Лопатникова,

118

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Гриняев

блокада петровского «окна в Европу» была изначальной целью правительства Ансипа. Об этом, в частности, говорится в одной из публикаций RBC-Daily [20], вызвавшей большое число откликов и комментариев.

В статье указывается, что Эстония сегодня контролирует устье Финского залива, ширина которого в самом узком месте между Эстонией и Финляндией не превышает 26 миль. Международное морское право дает этим странам право разделить залив пополам, практически не оставив нейтральных вод, и в этом случае проложить газопровод России и Германии будет негде. В 90-е годы под давлением Москвы Таллинн и Хельсинки оставили шестимильную зону в центре залива, но после разговоров о СЕГ Эстония вернулась к прежней позиции. Эстония и те, кто стоит за ней, пытаются использовать провокацию с памятником «Бронзовый солдат», чтобы лишить Россию выхода в Балтику. При этом Россия теряет не только СЕГ, но и порты на Балтике, Балтийский флот и Калининградскую область.

Авторы статьи справедливо отмечают, что в последние годы Москву все активнее пытаются представить агрессором и, судя по реакции Запада, там к этому готовы (это, в частности, показал последний дипломатический скандал с Великобританией из-за невыдачи Россией А. Лугового). Пересмотр итогов Второй мировой войны и подготовка нового Нюрнберга против русских идет уже более 30 лет. В западной историо-графии Россия все чаще предстает не победительницей фашизма, а тоталитарной империей, разделившей Европу с Гитлером.

В этой связи можно также отметить и тот факт, что согласно подготовленному Министерством обороны Эстонии анализу рисков в связи со строительством подводного российско-германского газопровода Nord Stream на Балтике, газопровод станет причиной дополнительных рисков для военной безопасности Эстонии, сообщает корреспондент «Росбалта» [21]. Анализ был подготовлен разведывательным управлением Минобороны Эстонии. Согласно материалу этого отчета, любое сооружение на дне моря можно потенциально использовать в военных целях: например, для слежения за движением судов или для электронной разведки.

Однако демонизация России также является лишь ин-струментом, убеждены историки. По словам депутата Госдумы РФ Наталии Нарочницкой, на Западе все чаще говорят, что страны и народы, «случайно» оказавшиеся над залежами ресурсов, не могут быть их собственниками. Задача Запада – включить ресурсы России в свой глобальный проект, и все, что этому мешает, приводит их в ярость.

119

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.Гриняев

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

Заключение

Анализ показывает, что, несмотря на кажущую разрозненность вышеперечисленных разноплановых событий, они образуют целостную группу по их влиянию, прежде всего, на энергетическую политику России.

Эксперты отмечают [22], что, рассматривая игру вокруг России и ее интересов, можно констатировать, что первый раунд борьбы закончился вничью: России удалось сохранить лидирующее положение в газовой отрасли и реализовать проект Каспийского трубопроводного консорциума, занимающегося транзитом через российскую территорию казахстанской нефти. Успехом Европы и США, а также их региональных союзников (Турции, Грузии, Азербайджана) стала реализация крупного нефтепроводного проекта Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), который, правда, до сих пор остается недогруженным. Еще одному появившемуся на сцене игроку, Китаю, удалось реализовать проект по строительству нефтепровода с территории Казахстана и начать работу над аналогичным газовым проектом.

Проводимая же в регионе Россией политика не может не вызывать ответной негативной реакции со стороны США, стремящихся активно вовлекать в противодействие России и своих сателлитов в лице ГУАМ и стран ЕС.

Общий негативный фон обостряется усилением напряженности вокруг Ирана, стремлением к размещению стратегических систем оружия вблизи российских границ, провоцированием политического кризиса в Украине, который уже развивается вне самой элементарной логики. На очереди - возможное обострение ситуаций с бывшими советскими республиками и бывшими партнерами России по Варшавскому договору. При этом следует понимать, что все эти, на первый взгляд, разнородные события, на самом деле жестко связаны, «нанизаны» на энергетическое противостояние Запада и Востока.

Стало также ясно и то, что в ближайшем будущем проявление отрицательных факторов будет лишь усиливаться. В первую очередь, возможно воздействие на российские финансовую систему и фондовой рынок.

Другим фактором, призванным снизить интерес потребителей энергоресурсов к российским энергетическим проектам, может стать усиление террористической активности на Кавказе и на территориях, примыкающих к Центрально-азиатскому региону. Тем более что в последнее время спецслужбами отмечается накопление оружия и боеприпасов у террористических формирований в этих регионах. Не исключается также проявление организованных националистических настроений и их последующее широкое освещение в «независимых» зарубежных СМИ.

В целом же можно отметить, что сегодня России, стремящейся к возро-

120

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

С.Гриняев

ждению своей роли и места в мире, приходится преодолевать крайне жесткое сопротивление практически по всем направлениям внешней политики. Причем это сопротивление возрастает по мере реализации Россией своих замыслов. Можно предположить, что подобная «экономическая война» продолжится и далее, если только Россия по каким-то причинам не откажется от заявленных ориентиров.

Август, 2007г.

Источники и литература

1. http://www.rbcdaily.ru/print.shtml72007/07/24/focus/284364

2. http://www.gzt.ru/business/2007/07/20/221745.html

3. http://www.financialsense.com/fsu/editorials/martenson/2006/1217.html

4. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=766349

5. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=756749

6. http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/19/vizit_putina_v_srednyuyu_aziyu

7. http://news.ntv.ru/83976/

8. http://eco.news.specialsoft.ru/readd.php

9. http://lenta.ru/news/2007/04/04/opec1/

10. http://www.vremya.ru/2007/76/8/177397.html

11. http://lenta.ru/news/2006/05/22/nyse/

12. http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/21/pervaya_mirovaya_birzha/

13. http://www.yerevan.ru/news/?task=detailed&id=4810

14. http://gazeta.delo.ua/?date=2006-07-25&id=8708

15. http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1151984397&chapter = 1180641821 &act=archive_date&day= 1 &month=6&year=2007

16. http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152853640&act=archive_ date&day=4&month= 11 &year=2006

17. http://www.noravank.am/file/article/241_ru.pdf

18. http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/19/vizit_putina_v_srednyuyu_aziyu/

19. http://www.noravank.am/file/article/235_ru.pdf

20. http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2007/05/10/focus/274940

21. http://www.rosbalt.ru/2007/06/28/300366.html

22. http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/19/vizit_putina_v_srednyuyu_aziyu

121

С.Гриняев

<21-й ВЕК», № 2 (6), 2007г.

THE PROBLEMS AND THE PROSPECTIVE DEVELOPMENT OF FINACIAL MARKETS AND MARKETS OF ENERGY ROW MATERIALS ON THE POST-SOVIET TERRITORY

Sergey Grinyaev

Resume

In the article is reflected the author’s opinion about the situation in the markets of CIS countries. According to him, the present situation is characterized by high dynamics and overall negative directivity in respect of most of the integration processes in the CIS territory. It has been proved that in parallel with the growth of instability in the world financial system, the US and its allies devote more and more efforts, regardless of the expenses, to preserve “status quo” of their own domination. It is also shown that aspiring to restore its influence on the CIS territory, Russia tries to use not only the levers of energy policy but also other menas of economic persuasion to convince the partners of the necessity of mutual integration of economies.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.