На пути к общему финансовому рынку ЕАЭС: Россия и Казахстан
П.М. ЛАНСКОВ, доктор экономических наук, председатель совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Москва. Е-таИ: [email protected]
В статье анализируется формирование общего рынка капитала в рамках Евразийского экономического союза. Одним из драйверов процесса интеграции могла бы стать согласованная реализация концепций создания международных (региональных) финансовых центров в России и Казахстане - наиболее масштабных экономиках стран Союза, обладающих сравнительно развитыми финансовыми рынками. Предлагается использование широкого набора мер, опробованных в международной практике, для привлечения иностранных финансовых институтов и международных инвесторов к использованию имеющейся инфраструктуры рынков капитала в РФ и Казахстане. Саморегулируемые организации участников рынка должны быть вовлечены в процесс развития проектов финансовых центров на новом организационном уровне. Ключевые слова: рынок капитала, интеграция, международный финансовый центр, саморегулирование
На сегодняшний день рынки капитала государств, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), можно отнести к группе развивающихся. Так, например, по данным регулирующих органов, в середине 2015 г капитализация рынка акций и объем выпуска долговых бумаг в РФ составили 45% от ВВП [1], в Республике Казахстан - около 25%, в то время как в США -142%. Фондовые рынки Армении, Беларуси и Кыргызстана существенно отстают от РФ и Казахстана по капитализации рынка акций (от долей процента до нескольких процентов от ВВП).
Из рынков капитала государств-членов ЕАЭС только российский характеризуется значительным присутствием иностранных инвесторов, о чем свидетельствует тот факт, что из-за оттока иностранных инвестиций в разгар конфликта вокруг Крыма индекс ММВБ потерял за один день более 14%, а отдельные эмитенты - до 24% своей капитализации. Налицо беспокойство многих зарубежных инвесторов по поводу состояния и перспектив российского рынка. И при пересмотре инвестиционных стратегий хедж-фондов по позициям на развивающихся рынках они могут обратить свое внимание на Казахстан.
ЭКО. - 2016. - №9 ЛАНСКОВ П.М.
При этом объективные преимущества российского рынка в сфере интеграции рынков капитала ЕЭАС не реализуются в полной мере. Эксперты отмечают, что политику России в этой сфере нельзя назвать наступательной. Тем самым теряются уникальные шансы по концентрации в России финансовых инструментов, институтов и денежных ресурсов из стран постсоветского пространства [2].
Документы по регулированию рынка
Нельзя сказать, что на уровне межгосударственного сотрудничества стран, которые в 2015 г стали членами ЕАЭС, ранее ничего не предпринималось для облегчения свободного движения капитала между ними. Так, в свое время был принят ряд соглашений ЕврАзЭС (организация-предшественник ЕАЭС), касающихся обмена информацией, защиты инвестиций, сотрудничества на рынке ценных бумаг, организации интегрированного валютного рынка: Соглашение об обмене информацией между уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг государств-членов ЕврАзЭС (2003 г), Соглашение о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг (2004 г.), Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС (2006 г), Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС (2008 г), Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала и Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства (ЕЭП) (2010 г) [3].
Тем не менее объем международно-правового регулирования рынков капитала в ЕврАзЭС оставался незначительным, а его нормы носили декларативный характер и лишь обозначали контуры будущего сотрудничества, хотя два последних по времени подписания соглашения содержали некоторые международно-правовые средства создания единого рынка финансовых услуг, в частности, принцип взаимного признания административных актов сторон, в том числе лицензий на осуществление профессиональной деятельности, а последнее соглашение указывало, что страны-участницы Единого экономического пространства рассмотрят необходимость создания наднационального органа по регулированию финансового рынка. Евразийская экономическая
комиссия (ЕЭК) в июне 2013 г одобрила проект соглашения о единых требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое было призвано упорядочить процесс гармонизации законодательства сторон и содержало определенные элементы механизма такой гармонизации, в частности, право ЕЭК принимать решения, которые страны-участницы Единого экономического пространства имплементируют в национальное законодательство [4].
Сейчас перспективы совершенствования (гармонизации) регулирования евразийских рынков капитала во многом определяются их правовым оформлением в подписанном Договоре о ЕАЭС и выглядят более определенными, хотя Россия и Казахстан продолжают развивать национальные проекты формирования международных финансовых центров (МФЦ).
По нашему же мнению, речь должна идти о согласованном формировании на постсоветском пространстве системы региональных (евразийских) финансовых центров, которые в первую очередь выполняли бы роль взаимосвязанных торговых площадок для размещения и обращения акций, долговых бумаг и иных финансовых инструментов рынка капитала в рамках Единого биржевого пространства (рисунок).
Биржи
государств -членов АЕЭС
Россия
МФЦ РФ ММВБ
Казахстан
ФЦ РК КФБ
Армения
NASDAQ OMX
Беларусь
БВФБ
Кыргыстан
КФБ
Интегрированный рынок капитала
Евразийская система финансовых центров
Единое биржевое пространство
Взаимосвязь формирования Единого биржевого пространства, создания евразийской системы финансовых центров и интеграции рынков капитала ЕАЭС
МФЦ в России и Казахстане
В рамках процесса интеграции рынков капитала государств-членов ЕАЭС Москва, по объективным причинам, должна стать ключевым элементом евразийской системы финансовых центров. И этому способствует работа по созданию международного финансового центра (МФЦ) в РФ, уже проведенная в рамках реализации «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» и Плана мероприятий (дорожная карта) «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 июня 2013 г. № 1012-р).
При этом Казахстан, в соответствии с проектом Концепции развития финансового сектора до 2030 г. [5], претендует на то, чтобы региональный финансовый центр в Алматы1 стал исламским финансовым «хабом» в ЕАЭС и в СНГ, что могло бы быть его специализацией и в рамках системы евразийских финансовых центров, и в Едином биржевом пространстве (ЕБП). В соответствии с Договором о ЕАЭС в Казахстане будет располагаться и будущий наднациональный орган, регулирующий интегрированный рынок капитала. Необходимо помочь найти свое место в этой системе Армении, Беларуси и Кыргызстану, в которых может быть, например, развернута система взаимосвязанных биржевых площадок по торговле сельхозпродукцией.
В известном смысле Москва уже функционирует как финансовый центр, концентрируя у себя, по разным оценкам, от 70% до 80% финансовых потоков страны, и представляет первостепенный интерес для зарубежных инвесторов. Здесь расположены практически все центральные офисы ведущих финансовых организаций России, в том числе почти 90% представительств работающих в России и в СНГ зарубежных банков, международных финансовых, аудиторских и консалтинговых организаций. Москва занимает первое место в РФ по банковским активам, объему предоставленных кредитов и числу кредитных организаций (более 500) и биржевому обороту.
1 В 2015 г. проект создания МФЦ в Республике Казахстан намечено перенести в Астану.
В связи со сложными геополитическими и экономическими обстоятельствами, в которых оказалась РФ, начиная с весны 2014 г., ей в первую очередь следовало бы попытаться добиться синергетического эффекта от системной взаимосвязи локальных проектов создания в России и Казахстане международного и регионального финансовых центров и интеграции рынков капитала государств-членов ЕАЭС. В этом контексте односторонние шаги РФ по либерализации доступа на ее рынок капитала, например, в форме перехода от национального режима регулирования к режиму одностороннего признания финансовых институтов и инструментов, зарегистрированных в странах Союза, а также их односторонний свободный допуск на внутренний рынок, могли бы дать некоторый толчок угасающему развитию российского рынка капитала и бизнесу его участников в качестве механизма инновационного развития экономики [6].
Финансовые центры: условия выращивания
Среди обязательных условий соответствия статусу МФЦ, в который в перспективе могла бы вырасти евразийская система (региональных) финансовых центров, обычно называют такие, как:
- наличие широкого спектра инструментов рынка капитала, обеспечивающих инвесторам разнообразные возможности с точки зрения соотношения затрат и прибыли, уровня рисков, сроков исполнения сделок и ликвидности финансовых инструментов;
- привлечение иностранных инвесторов для совершения операций с локальными и иностранными финансовыми инструментами на регулируемых рынках;
- наличие развитой кредитной системы, а также эффективной, современной, технологичной фондовой биржи;
- умеренное налогообложение;
- «дружественность» валютного законодательства, разрешающего доступ иностранных заемщиков на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке;
- развитая правовая система, предусматривающая подробное и ясное регулирование, защиту права собственности, эффективное правоприменение;
- надежная судебная система, пользующаяся доверием участников рынка;
- удобное географическое положение;
- эффективные международные системы связи;
- наличие квалифицированных кадров, способных эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и консультационных организациях, а также в регулирующих органах [7].
Выполнение этих условий во многом зависит от согласованной политики государственных органов стран Союза. Органам же регулирования рынка капитала в РФ в первую очередь сейчас надо предпринимать специальные организационно-правовые усилия для остановки бегства нерезидентов из российских фондовых инструментов и для их последующего комфортного возращения, что требует, по нашему мнению, предоставления льготного налогового режима для иностранных финансовых посредников, обслуживающих инвестиции в российские ценные бумаги.
Согласно имеющейся международной практике, возможны следующие способы предоставления льгот:
- создание на уровне регионального правительства благоприятного климата для нерезидентов через льготы (региональные налоги, аренду, доступ к иным ресурсам города), что предполагает формирование системы управления проектом развития МФЦ в структуре городских властей, по аналогии с Лондоном и Франкфуртом;
- выделение участников международного сегмента организованных рынков - бирж для свободных, без ограничений операций нерезидентов между собой, под налоговые льготы (аналоги - Стамбул, Алматы);
- аккредитация нерезидентов при специальном правительственном агентстве как основание для налоговых льгот по операциям на международных финансовых рынках «нерезидент - нерезидент» (аналоги - Дублин, Ванкувер, Монреаль, Алматы) [8].
Указанные способы обсуждаются на протяжении ряда лет после провозглашения РФ курса на создание МФЦ, но ничего существенного в этих направлениях пока не сделано. Между тем Рабочая группа по созданию МФЦ РФ при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка (РГ МФЦ) показала свою большую эффективность в выработке и продвижении законодательных предложений по подобным вопросам развития
рынка капитала, по сравнению с рядом профильных ведомств. При ней успешно работает осуществляющий организацию ее экспертной поддержки профессионалами рынка некоммерческий фонд «Аналитический центр "Форум"» (АЦ «Форум»).
Поскольку отсутствие ответственного за развитие рынка капитала органа в структуре исполнительной власти уже негативно сказывается на вовлеченности Правительства РФ в этот процесс, предлагаем рассмотреть вопрос о создании на базе указанной рабочей группы (или в дополнение к ее деятельности) Агентства по развитию МФЦ в качестве уполномоченной государством структуры со специальной компетенцией.
Такое агентство могло бы сочетать в себе черты компании, управляющей проектом МФЦ в РФ (по аналогии с IFC Montreal), и некоммерческого партнерства профессиональных участников рынка, заинтересованных в его создании и развитии (по аналогии с Paris Europlace) [9]. Последнее может быть создано и на базе саморегулируемых организаций финансового рынка, с официальным закреплением его роли в реализации проекта развития МФЦ. Функции такого агентства могли бы быть следующими:
- выражение позиций участников рынка по усилению роли Москвы как евразийского финансового центра, по развитию отношений с инвесторами на глобальном рынке, стимулированию исследований и инноваций в финансовой сфере;
- выполнение функций «привилегированного» посредника во взаимодействии участников рынка с регулятором и структурами ЕАЭС, вносящего предложения по развитию МФЦ и евразийского рынка капитала;
- продвижение МФЦ и интеграционных проектов ЕАЭС на международной арене, взаимная реклама в рамках заключаемых меморандумов о сотрудничестве с другими МФЦ, в первую очередь в Алматы;
- организация конференций и форумов, участие в зарубежных поездках официальных делегаций и приемах иностранных делегаций.
Помимо саморегулируемых организаций (СРО), участниками партнерства могли бы стать крупнейшие эмитенты, рейтинговые агентства, консалтинговые и юридические компании, т. е. те институты, которые и сейчас участвуют в деятельности РГ МФЦ. С учетом опыта Монреаля и Парижа, было бы также целесообразно
сформировать под эгидой подобного некоммерческого партнерства специальный фонд для финансирования инноваций и реализации интеграционных проектов на рынке капитала ЕАЭС.
Отрицательный опыт - тоже опыт: проект РФЦА
Очень важно при переформатировании концепции создания МФЦ в РФ (внедряемой в плане развития законодательства о финансовом рынке в целом) в конкретный проект учесть опыт не слишком удачной попытки реализации проекта регионального финансового центра в г. Алматы (РФЦА) с помощью впоследствии упраздненного специализированного правительственного агентства (2006-2011 гг.). Кроме того, тогда же была создана и управляющая компания, ответственная за формирование инфраструктуры РФЦА - АО «РФЦА» со 100-процентным участием государства.
Основными задачами АО «РФЦА» являлись:
- институциональное развитие финансового центра, отвечающего международным стандартам и способствующего привлечению иностранных участников;
- привлечение эмитентов и профессиональных участников в лице организаций, осуществляющих брокерскую/дилерскую деятельность, и институциональных инвесторов для работы в финансовом центре;
- вовлечение через фондовый рынок внутренних сбережений населения в ценные бумаги и другие финансовые инструменты;
- развитие и внедрение новых финансовых инструментов и фондовых технологий;
- повышение инвестиционной привлекательности г. Алма-ты и формирование благоприятного инвестиционного имиджа Республики Казахстан за рубежом;
- организационно-техническое обеспечение деятельности финансового центра;
- участие в реализации Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения РК [10].
К сожалению, создание этого института, как и работа специального правительственного агентства, сами по себе не привели и не могли привести к достижению поставленных целей и задач в отрыве от либерализации всей экономической политики в Республике Казахстан, включая приватизацию основных отраслей экономики (табл. 1).
Таблица 1. Ключевые индикаторы результатов проекта РФЦА [11]
Индикаторы План (2015 г.) Факт (2015 г.)
Капитализация рынка негосударственных ценных бумаг (НЦБ), млрд долл. США 220-250 50
Отношение капитализации НЦБ к ВВП, % 70-80 23,5 (11,5% - акции; 12% - долговые обязательства)
Показатели рыночной капитализации приведены в таблице 2 с учетом размещения казахстанских ценных бумаг на иностранных площадках, в то время как реальная капитализация акционерного и долгового капитала, размещенного на казахстанской бирже КЛ8Б, составляет около 1% от ВВП в обоих случаях. То есть ситуация на бирже КЛ8Б с корпоративными ценными бумагами резко ухудшилась по сравнению с предкризисным 2008 г.
Таблица 2. Место РФ и Республики Казахстан в рейтингах МФЦ и бирж
Город Место в рейтинге МФЦ (март 2015 г.) * Место в рейтинге бирж по капитализации (1 полугодие 2015 г.) ** Место в рейтинге бирж по количеству ЦБ в листинге (1 полугодие 2015 г.) **
New York 1 1 3
London 2 5 6
Hong Kong 3 6 9
Singapore 4 19 17
Luxembourg 17 43 37
Shanghai 16 4 13
Sao Paulo 43 20 24
Almaty 49 52 46
Mumbai 53 12 1
Moscow 75 22 31
* По данным Long Finance and APM Group [12].
** На основе данных Всемирной федерации бирж [13].
Фактически это означает, что проект создания РФЦА, реализуемый как государственная программа, без участия в управлении ее выполнением самих профессионалов рынка,
потерпел неудачу. Однако это связано, скорее, не с ошибками в выборе способа институционализации проекта создания РФЦА, а с объективно ограниченными масштабами казахстанского рынка капитала, вытекающими из неготовности политиков на тот момент отказаться от избыточной роли государства в экономике, а также с тем, что проект осуществлялся вне взаимосвязи с проектом создания Единого
экономического пространства и ЕАЭС.
* * *
Если сравнить место финансовых центров РФ и Республики Казахстан в мировой табели о рангах, то окажется, что формально рейтинг Алматы на 26 позиций выше, чем Москвы (см. табл. 2). Однако параллельное сравнение с рейтингом бирж показывает, что в этой сфере преимущество Москвы над Алматы выражается примерно в таком же соотношении.
Здесь надо отметить, что сравнительный анализ данных по двум группам финансовых центров (развитых и развивающихся рынков) свидетельствует о том, что высокие показатели развития биржевой деятельности являются фундаментом для успехов соответствующих мировых финансовых центров, от Нью-Йорка до Люксембурга, тогда как на развивающихся рынках стран-участниц БРИКС успехи их бирж, наоборот, пока не подтверждаются высокими местами в рейтингах финансовых центров. Тем не менее очевидно, что на тех и других рынках именно уровень развития биржевой деятельности или уже стал драйвером развития соответствующих МФЦ, или имеет перспективу им стать. Из представленных финансовых центров в таблице 2 только Алматы находится вне корреляции (прямой или обратной) между уровнями развития МФЦ и биржевой торговли, что, на наш взгляд, говорит об искусственной попытке вписаться в требования именно рейтинга МФЦ.
Так или иначе, можно констатировать, что к середине 2016 г. стало очевидно, что проекты создания МФЦ в РФ и РФЦА в Республике Казахстан нуждаются в новых импульсах, если исходить из необходимости их реализации с учетом новых геополитических условий.
Литература
1. URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_01-2013.pdf
2. URL: http://www.mirkin.ru/
3. URL: http://center-aspekt.ru/mnenie_nashih_expertov/news_ post/137373201
4. Лифшиц И. М. Проблемы и перспективы международно-правового регулирования финансовых рынков в едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал. -2013. - № 12 (67).
5. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U100000923_
6. ООО «ИНФИ ПАРТАД». Отчет по третьему этапу НИР «Формирование единого биржевого пространства и централизация институтов учета и расчетов в рамках ЕЭП». С. 30. [Эл. ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/finance/ nir/reports/Pages
7. Сахаров А. А. Международные финансовые центры // Регламентация банковских операций. - 2009. - № 2. [Эл. ресурс] URL: http://www.reglament.net/bank/reglament/2009_2.htm
8. Миркин Я. М. МФЦ в России: границы возможного // Прямые инвестиции. - 2011. - № 2. [Эл. ресурс] URL: http://www.eufn.ru/ financial-center-in-russia-022011.html
9. ОАО ИК «Еврофинансы». Отчет о НИР «Разработка Стратегии развития финансовых рынков государств-членов ТС и ЕЭП на период до 2025 года». С. 78-79. [Эл. ресурс] URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/finance/nir/reports/ Pages/default.aspx
10. URL: http://ao-regionalnii-finansovii-centr-goroda-almati.kz24.net
11. Темирханов М. Региональный финансовый центр Алматы: полная безнадега // Forbes. - 2015. - 6 апр. [Эл. ресурс] URL: http:// forbes.kz/finances/finance/regionalnyiy_finansovyiy_tsentr_almatyi_ polnaya_beznadega
12. URL: http://www.longfinance.net/images/ GFCI17_23March2015. pdf
13. URL: http://www.worldexchanges.org/home/index.php
6 ЭКО. - 2016. - №9