Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала науки в условиях построения инновационной экономики'

Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала науки в условиях построения инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИТЕТ / БАКАЛАВРИАТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В СФЕРЕ НАУКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачева Е. В.

Автором рассматривается человеческий потенциал науки, специфика его формирования и место в инновационно-ориентированной экономике. Выделяются существующие проблемы в сфере высшего образования, обосновываются перспективные преимущества внедрения двухуровневой системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN POTENTIAL SCIENCE IN THE CONDITIONS OF BUILDING INNOVATIVE ECONOMY

The author explores the human potential of science, the specifics of its formation and place in the innovation-based economy. Stand out existing problems in the sphere of higher education, proved promising advantages of introducing a two-tier system of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала науки в условиях построения инновационной экономики»

Толмачева Е. В.

к. э. н.

Тамбовский филиал РАНХиГС Кафедра экономики и бухгалтерского учета

г. Тамбов

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: Автором рассматривается человеческий потенциал науки, специфика его формирования и место в инновационно-ориентированной экономике. Выделяются существующие проблемы в сфере высшего образования, обосновываются перспективные преимущества внедрения двухуровневой системы образования.

Ключевые слова: Потенциал, человеческий капитал, человеческий потенциал, национальная инновационная система, человеческий потенциал в сфере науки, высшее образование, специалитет, бакалавриат.

Tolmacheva E. V.

Tambov branch of the Russian Academy for state service of the President of the Russian Federation

Tambov

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN POTENTIAL SCIENCE IN THE CONDITIONS OF BUILDING INNOVATIVE ECONOMY

Abstract: The author explores the human potential of science, the specifics of its formation and place in the innovation-based economy. Stand out existing problems in the sphere of higher education, proved promising advantages of introducing a two-tier system of education.

Key words: Potential, human capital, human capital, the national innovation system, human potential in science, higher education, specialist's, bachelor's degree.

На сегодня Россия столкнулась не столько с проблемами кризиса сложившейся в советское время социальной системы, а с гораздо более глубокими проблемами, возникающими в индустриальном обществе. При этом поиск новой модели социальной политики относится не к области догоняющего развития, а к общей проблематике всех развитых стран, к которым относится и Россия [7, с. 115].

При всей важности отраслей социальной сферы, в современных развитых странах в первую очередь отрасли человеческого капитала представляют собой место переплетения и взаимодействия не только социальных, но и фискальных, инвестиционных и политических проблем. Человеческий капитал выступает важнейшим инструмент повышения благосостояния и конкурентоспособности, как отдельного индивидуума, так и общества в целом, поскольку на сегодня благосостояние развитых стран прирастает в первую очередь интеллектуальным потенциалом. Поэтому формирование современной, эффективной системы развития человеческого потенциала наиболее актуальная проблема всех наиболее развитых стран.

На сегодня высшим политическим руководством России уже поставлена задача построения инновационной экономики. В связи с этим становится актуальной задача выявления и развития адекватных движущих сил, способных обеспечить ее решение и реализацию. Одним из наиболее перспективных направлений в этом отношении является развитие человеческого потенциала как всей страны в целом, так и отдельных субъектов Российской Федерации.

На сегодня в России формируется национальная инновационная система (НИС), в которой создаются соответствующие организации и инфраструктура. Однако реализация инновационных проектов наталкивается на стену непонимания из-за отсутствия у различных категорий работников необходимого целеполагания, инерционности и безынициативности в целом населения страны. При этом основа инновационной системы и её сущность заключается в совокупности институционализированных мотивов, правил и стратегий деятельности людей, а организации выступают лишь инструментом, с помощью которого реализуются эти объединенные мотивы, правила и стратегии индивидуумов [2, с. 62].

Следовательно, строительство НИС в России должно исходить из стратегии формирования человеческого потенциала соответственного нового качества, создания условий для реализации сущностных сил человека, побуждающих его к творческой, социально-преобразова-тельной активности на основе раскрытия потребностей высшего порядка.

Сегодня от экономической науки, в соответствие с положениями концепции человеческого потенциала, требуется применение обновленного принципа экономического выбора в инновационном обществе на основе оптимизации социально-экономических отношений и доходов в соответствии с истинными потребностями, обеспечивающими развитие человека [1, с. 10].

Это означает гармонизацию материальных потребностей и нравственных ценностей, объединение частного и общественного интереса, соединение природы и человека.

При этом сами по себе отдельно расходы на образование не являются гарантией прироста человеческого капитала, так как между этими факторами существует достаточно слабая причинно-следственная связь, потому что инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал». Следовательно, в сфере науки более применим термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал» [1, с. 12].

Концепция человеческого потенциала в научном осмыслении все еще недостаточно исследована в связи с ограниченностью доступной для анализа, в первую очередь, статистической информации. Однако, для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенциала человека в трудовой и общественной деятельности. И тогда человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода как для самого индивида и своего носителя, так и для экономического роста и социального прогресса всего общества в целом.

Наука, производство, управление, рынок и потребление - все эти сферы деятельности и соответствующие им субъекты являются составляющими элементами инновационного процесса, и поэтому должны отвечать уровню и запросам инновационного производства, быть им востребованными. Функции и способы их выполнения человеческим потенциалом науки, как сегмента инновационного производства, - это, в первую очередь, генерация знаний и необходимых для этой деятельности мотивации, способностей, методов работы.

При этом наиболее развитые формы творческих, инновационных сил общества объективно концентрируются в науке. Поэтому исследования развития человеческого потенциала в сфере науки приобретает главенствующий характер [1, с. 192]. Высшее образование является своего рода катализатором модернизации, но при этом оно само должно значительно обновиться.

Расширенное воспроизводство человеческого потенциала в сфере науки - является общей закономерностью инновационного типа общественного воспроизводства в развитых экономиках. При этом структурным «носителем» является институт науки, организующий коллективное действие; субъектными носителями выступают лица, чья деятельность направлена на выполнение основной функции данного института.

Таким образом, высшее образование является своего рода катализатором модернизации, но при этом в России оно само должно значительно обновиться.

На сегодня выделяют два глубоких недостатка в сложившейся к настоящему времени модели профессионального образования:

1) невостребованный избыток специалистов с высшим образованием при острой нехватке «рабочих рук» со среднетехническим образованием; 2) неспособность готовить востребованных специалистов, востребованость которых определяется количеством выпускников вузов, которые после его окончания стали работать по полученной специальности. Рассмотрим их более подробно [7, с. 120].

В последние годы советского периода перед высшим образованием ставилась задача увеличения доступности путем доведения числа студентов до 270 человек на 10 тыс. населения. В годы рыночной трансформации без всяких усилий со стороны государства эта численность достигла к 2010 г. 493 человек, выведя страну по этому показателю на передовые позиции в мире [3, с. 84].

Однако этот рост носил не качественный, а лишь количественный характер и не был вызван экономическим подъемом и соответствующей потребностью в специалистах высокого уровня, а, наоборот, пришелся на годы рыночных преобразований, когда показатель объема ВВП в среднем снизился на 40 %. В сложившихся условиях массовой безработицы и резкого снижения рыночного спроса на квалифицированных специалистов главной причиной роста числа студентов стал возросший до огромных размеров социальный спрос на высшее профессиональное образование, усугубляемый практикой отсрочек от призыва в армию. Да и на сегодня большинство семей и сами вчерашние школьники рассматривают поступление в вуз как естественно необходимый единственный путь своего социального и профессионального успеха.

Достичь этой цели и сегодня в фактически сложившихся условиях можно одним лишь способом -получить какой-либо диплом о высшем образовании государственного образца даже безотносительно к специальности. А затем по истечении времени через систему второго высшего или дополнительного образования получить реально необходимое для профессиональной деятельности образование. И уже не так удивляет тот факт, что 80 % выпускников вузов (и до 50 % выпускников военных вузов) не идут на работу по полученной специальности. Она их не интересует в подавляющем числе уже с самого начала.

Отсюда также возникает слабая мотивация к учёбе у студентов. Будучи по-своему рациональными молодыми людьми, многие из них не считают нужным тратить свою энергию и время на изучение той специальности, которая не станет их профессией. А рынок при этом может дать только весьма общие сигналы относительно требуемого уровня, качества и профилей подготовки.

При этом высококачественные человеческие ресурсы, невостребованные в процессе создания добавленной стоимости или улучшения качества жизни не становятся человеческим капиталом, то есть не получают отдачи на вложенные затраты [3, с. 83]. В России наблюдается ситуация того, что на работу, не требующую высокой квалификации, работодатели предпочитают нанимать персонал с высшим образованием, даже если это избыточно для выполняемых им функций, что приводит к нерациональному использовании человеческого капитала. При этом невостребованность полученных знаний приводит к недоиспользованию человеческого капитала и его необратимому обесценению в виде «сверхквалификации».

В индустриальном обществе на смену количественных характеристик человеческого капитала приходят качественные, позволяющие повышать производительность труда, увеличивать отдачу на затраченные ресурсы. При этом каждый участник процесса производства должен не только выступать квалифицированным пользователем, но и искать принципиально новые технические, экономические, организационные решения.

Для удовлетворения сильно возросшего социального спроса на высшее профессиональное образование, увеличилось и его предложение посредством открытие новых государственных и муниципальных и негосударственных частных учебных заведений, расширения непрофильных для данных вузов видов подготовки, но весьма востребованных, «модных» и потому престижных: экономистов, управленцев и юристов. Это также привело к снижению величины государственных расходов на одного студента (из-за значительного увеличения их численности) и, как следствие, снижение качества подготовки, связанного с неадекватно низким уровнем оплаты труда преподавателей, нередко компенсируемым подработками в других вузах, что также в свою очередь препятствует притоку на работу в вузы молодых и наиболее талантливых людей.

Высшее образование на 2009 г. охватило более 70 % возрастной когорты 17-22 года. Оно стало носить массовый характер и потому перестало быть профессиональным, превратившись в большинстве случаев во всеобщее высшее образование.

В то же время нельзя сказать, что за последние 20 лет оно в России в целом ухудшилось. Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же в нашей стране, как и в эпоху развитого социализма, по-прежнему, есть возможности учить на должном высоком уровне 30-40 % выпускников школ. Но проблема состоит в том, что в вузы сейчас поступает более 100 % закончивших школу, что приводит к снижению среднего качества образования [7, с. 121]. Хотя работодатели сами на сегодня прекрасно знают, чего стоят выпускники каких вузов.

Снижению давления на университетское образование со стороны возросшего массового спроса может способствовать прикладной бакалавриат. Интеграция среднего профессионального образования в университетское путем вливания части техникумов в университеты. Такой бакалавриат призван давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных знаний. При этом его программы должны проводиться в рамках университета и быть частью вузовской программы, позволяющей в дальнейшем с наименьшими потерями продолжить образование в этом вузе.

Что касается главного направления - содержания и способов обучения, то в этом отношении, здесь должен быть правильно понят и внедрен принцип непрерывности образования на протяжении всей жизни человека, который у нас в стране превратился в идею дополнительного послевузовского образования, не затрагивающего базового высшего образования.

Лавинообразный рост объемов знания и развитие способов его передачи, быстрое устаревание знаний сделали невозможным раз и навсегда подготовить человека к профессиональной деятельности, как это было в недавнем прошлом. Динамизм современной экономики, в которой постоянно возникают новые сферы деятельности и профессии, заставляет постоянно изменять свою квалификацию, непрерывно учиться в течение всей трудовой жизни и уметь адаптироваться ко всё новым вызовам. Так за пять-шесть лет получения высшего образования появляются новые профессии, которых на момент поступления в вуз и выбора специальности могло просто не существовать. Поэтому человек, не способный постоянно учиться, может оказаться в стороне от прогресса и не стать успешным.

По этой же причине специалитет стал бесперспективным, так как в обществе появился запрос на выделение базовой подготовки с разбивкой ее на отдельные циклы. Циклу общей профессиональной подготовки стал соответствовать бакалавриат, а углубленной и специализированной - магистратура.

В процессе обучения на базовом цикле студент должен не только получить новые знания, но и научиться учиться. Сложившаяся в образовании классно-урочная форма обучения и ее разновидность в высшей школе в виде лекционно-семинарских занятий хорошо отвечали задачам пассивной передачи информации и устоявшихся знаний, подкрепляемой периодически проверкой их запоминания в экзаменационные сессии. Сегодня в обучении важно научить мыслить и искать решение, привитие культуры саморазвития, методов и подходов наращивания актуальных знаний и умений, являющихся инструментами непрерывного образования. В результате появляется качественно новый продукт образования - хорошо обучающийся профессионал» [6, с. 86].

В современных условиях важно избавиться от характерного для советской системы жесткого разделения на вузы и НИИ. С учетом быстрого обновления знаний и технологий такое разделение становится не только искусственным, но и контрпродуктивным. В университете, в первую очередь, занимаются исследованиями, и только поэтому здесь еще могут и учить. Университет без исследований превращается в техникум [7, с. 123].

Таким образом, при всех достижениях в модернизации образования в России, на сегодня эта сфера остается наиболее важной национальной задачей. Без ее успешного решения страна так и не сможет избавиться от «сырьевой зависимости», осуществить модернизацию всех сфер общественной жизни на пути к инновационной экономике.

Постиндустриальное общество, ассоциируясь с обществом знания, предполагает создание современной системы производства, передачи и использования знания, широкую доступность для всех членов общества

всех видов качественного образования. При этом особенно остро сегодня ощущается необходимость в практико-ориентированном и профессиональном образовании, развитии деятельного начала в обучении. Модернизация образования в этом ракурсе позволит стране занять более достойные позиции в мировой конкуренции за лучшие показатели развития человеческого потенциала.

Список литературы

1. Воспроизводство человеческого потенциала науки в условиях перехода к инновационной экономике: автореферат... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Катайцева Елена Александровна Москва, 2010 29 С.

2. Воспроизводство человеческого потенциала науки в условиях перехода к инновационной экономике: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.01 / Катайцева Елена Александровна Москва, 2010 203 С.

3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А. А. Аузанаи С. Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ 2011. - 146 с.

4. Беспалов М.В. Реформа финансирования высшего образования // НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. № 5. С. 74.

5. Беспалов М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 2 (45). С. 23-28.

6. Клинова М., Сидорова Е. Человеческий капитал в европейском союзе: государственный и наднациональный контексты. / М. Клинова, Е. Сидорова. // Вопросы экономики. - 2012. - № 8. - С. 80-97.

7. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России / В. Мау // Вопросы экономики. - 2012. - № 7. - С. 114-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.