Научная статья на тему 'Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе'

Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3100
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цигулева Олеся Владимировна

Статья посвящена особенностям процесса формирования человеческого капитала, который, по мнению автора, является одним из ключевых факторов развития образования. В статье определяется понятие человеческого капитала, раскрываются его признаки, выявляются причины возникновения интереса к нему в сфере экономики и области образования. Обзор ситуации, сложившейся в настоящее время в системе высшего образования, автор осуществляет в тесной связи с основными тенденциями в экономическом развитии страны с конца ХХ в. по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цигулева Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе»

УДК 378+37.0

Цигулева Олеся Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры перевода и переводоведения, Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск

роль образования в формировании человеческого

капитала на современном этапе

Аннотация. Статья посвящена особенностям процесса формирования человеческого капитала, который, по мнению автора, является одним из ключевых факторов развития образования. В статье определяется понятие человеческого капитала, раскрываются его признаки, выявляются причины возникновения интереса к нему в сфере экономики и области образования. Обзор ситуации, сложившейся в настоящее время в системе высшего образования, автор осуществляет в тесной связи с основными тенденциями в экономическом развитии страны с конца ХХ в. по настоящее время.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, образование, образовательный капитал, конкурентоспособность, экономика знаний.

Понятие «человеческий капитал» вошло в науку в начале 60-х гг. XX в. В западной экономической литературе можно выделить две основные причины возникновения интереса к этому понятию. Во-первых, это общая закономерность развития современной науки в целом, которая проявляется в концентрации внимания ученых на исследовании проблем человека. Во-вторых, это признание того факта, что активизация творческого потенциала человека, формирование высококвалифицированной рабочей силы является самым эффективным способом достижения экономического роста любой страны.

Сегодня человеческий капитал признан самым ценным ресурсом, намного важнее, чем природные ресурсы или какие-либо другие. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является основным показателем конкурентоспособности и экономического процветания государства.

Один из основоположников кембриджской школы и неоклассического направления, А. Маршалл напрямую связал накопление богатства с развитием человека: «Производство богатства - это средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил -физических, умственных и имплицитных. Но сам человек - главное средство производства богатства, и он же служит конечной целью богатства...» [11, с. 310].

Таким образом, единицу человеческого капитала представляет не сам специалист,

а его знания, умения и навыки. Способности и знания человека признаются особой формой капитала на основании того, что они:

- являются неотъемлемым личным достоянием, богатством человека;

- обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления; они также способны приносить не только денежный доход в виде заработной платы, но и доставлять психологическое удовлетворение;

- имеют свойство накапливаться.

Необходимо отметить, что человеческий

капитал формируется на протяжении жизни человека под влиянием различных социально-демографических, экономических, институциональных и производственных факторов. Н. Ю. Симакова считает, что формирование человеческого капитала - это непрерывный процесс, на основе которого личность достигает своего наивысшего потенциала путем интеграции и оптимизации текущих процессов, таких как образование, поиск работы, трудоустройство, приобретение навыков и личностный рост [14].

На сегодняшний день образование становится одним из важнейших факторов экономического роста страны. Папа Римский Иоанн Павел II в одной из своих работ писал: «Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал... Сегодня решающий фактор - сам человек и его знания» [цит. по: 12, с. 2]. Вступление России в единое общеевропейское об-

разовательное пространство, внутренняя образовательная политика государства обусловили изменение отношения к системе образования, которое проявилось в том числе и в акцентировании внимания на комплексе возможных стратегий людей, стремящихся к знаниям, их мотивации и доступным ресурсам.

Сегодня образование - главное направление деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств. Вкладывая средства в образование, обучающиеся и их родители, как отмечает Г. С. Бек-кер, сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.) [1].

Актуальность и роль образования в развитии эффективного человеческого потенциала подтверждается и тем фактом, что в настоящее время именно этот компонент считается одним из самых прибыльных видов инвестиций. По мнению большинства ученых, из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и образование [8; 10]. Благодаря теории человеческого капитала образовательные инвестиции сегодня рассматриваются как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Человеческий капитал является не только носителем новых знаний, но и их создателем - движущей силой научно-технического прогресса. К результатам развития науки можно отнести не только созданные интеллектуальные продукты, на базе которых затем появляются новые технологии, услуги, но и преобразование самих участников этого процесса, которые становятся носителями новых знаний и качеств. Расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты.

Образовательный капитал характеризуется теми же признаками, что и любой другой вид капитала. Однако в отличие от капитала экономического образовательный капитал не предполагает количественного уменьшения и износа, а является продолжением процесса его развития посредством обогащения

знаниями и опытом, в том числе с помощью формального и неформального обучения. Образовательный капитал имеет тенденцию к обесцениванию, если он мало используется. В случае устаревания знаний и утрачивания навыков наступает моральный износ образовательного капитала [2].

Роль образования в развитии общества и обеспечении процветания государства невозможно переоценить, так как именно от уровня образованности общества зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировой арене [4]. Являясь одним из наиболее значимых участников процесса формирования и развития человеческого капитала, государство оказывает непосредственное воздействие на этот процесс путем разработки и реализации государственной социально-экономической политики. Это подтверждается и опытом таких стран, как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, где ставка на инвестиции в образование, в создание конкурентоспособного человеческого капитала является наиболее эффективной стратегией экономического развития государства.

Согласно Индексу экономики знаний Всемирного банка (данные 2012 г.) и Глобальному инновационному индексу (данные 2013 г.) сегодня лидирующими странами в развитии экономики знаний являются Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Новая Зеландия, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, США.

Такие показатели, как среднее число накопленных лет обучения и образовательная структура населения являются наиболее часто используемыми при оценке запасов человеческого капитала стран мира и для меж-страновых сопоставлений. В отчете «Взгляд на образование 2013. Индикаторы ОЭСР» отмечается тенденция роста с 2000 г. количества людей, получивших диплом о высшем образовании, как в странах ОЭСР, так и странах, входящих в G-20, но не входящих в ОЭСР [19].

Сравнительно быстрые успехи вышеназванных стран подтверждают вывод о том, что фундаментом для формирования человеческого капитала является высокая культура основной массы населения этих стран [3]. Согласно данным этого отчета, по количеству граждан 25-64 лет, имеющих высшее

образование, лидером является Республика Корея: в этой стране более 60 % населения этой возрастной категории получили высшее образование. Лидеры Глобального инновационного индекса и индекса экономики знаний - Швейцария и Швеция демонстрируют чуть более 40 % по значению этого показателя [19].

Модернизация российской экономики также невозможна без инвестиций в человеческий капитал [6]. В настоящее время по уровню развития человеческого потенциала наша страна отстает от мировых лидеров и занимает 55-е место в мире [18]. Такое положение страны объясняется главным образом неразвитостью систем здравоохранения и образования и тем, что человеческий потенциал в большинстве своем используется не по назначению. Россия - страна с избыточно-недостаточным уровнем образования по отношению к структуре реальной экономики. Во многом это определяется также и существующими проблемами российской высшей школы, организационные механизмы которой значительно уступают западной модели образования [15]. Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние несколько лет почти 50 % от всех выбранных студентами специальностей составляют гуманитарные и экономические направления. На долю специальностей, от которых зависят перспективы развития страны: энергетика, металлургия, электроника, информатика и вычислительная техника - приходится менее 11 % [9, с. 81]. К примеру, в таких странах, как Китай (Гонконг), Южная Корея, Финляндия, Германия наибольшую долю составляют выпускники естественно-научного, инженерного и технического профиля.

В России в 90-е гг. ХХ в. наблюдалось резкое падение темпов экономического роста, массовая безработица и, как следствие, изменение структуры рыночного спроса на специалистов. Система высшего профессионального образования, реагируя на социально-экономические изменения в стране, расширила предложение путем введения непрофильных видов подготовки в государственных вузах (вновь открытые факультеты гуманитарных и общественных наук в политехнических вузах), открытия коммерческих (негосударственных) учебных за-

ведений, открытия филиалов государственных и негосударственных вузов, внедрения программ профессиональной переподготовки кадров (второго высшего или дополнительного высшего образования).

Однако эти изменения происходили стихийно, практически без целенаправленного вмешательства государства в образовательную сферу. За период 1990-2000 гг. количество вузов в стране выросло с 514 до 965 (на 88 %), а к 2011 г. - до 1115 (еще на 15 %); численность студентов выросла с 2,825 млн человек до 4,741 млн человек (на 68 %), а к 2011 г. - до 7,029 млн человек [7, с. 118].

Не менее важное влияние на формирование и развитие человеческого капитала оказывает и демографическая ситуация, которая продолжает ухудшаться. Если численность населения России в возрасте 16-17 лет в городской местности на начало 2005 г. составляла 3 414 252 человек, то на начало 2010 г. - 2 035 205 человек [15], т. е. количество выпускников школ уменьшилось на 41 %.

Необходимо отметить, что в современных экономических условиях растет осознание того факта, что рынок образовательных услуг становится поистине международным и характеризуется все возрастающей конкуренцией, может обеспечить стране, преуспевшей в предоставлении качественных образовательных услуг, существенные доходы от их экспорта.

Высшее образование сегодня выступает в качестве особой сферы взаимодействия интересов личности и интересов общества. Состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие государства на ближайшие годы. В современном обществе человеку необходимы новые знания. Фактически знания становятся средой, в которой живет и развивается общество.

Сегодня как государственные, так и частные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании и развитии своего образовательного капитала, который по окончании обучения изменит качество и уровень жизни владельца. Высшее образование оказывает непосредственное влияние на культурный уровень личности, на повышение ее экономической и общественной эффективности. Повышение уровня образованности чело-

века дает ему важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора и возможность получения удовлетворения от самореализации.

Библиографический список

1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.

2. Белова Е. Н. Непрерывное профессиональное образование для инновационной России: Проблемы и перспективы развития // Развитие непрерывного образования: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 5-летию института дополнительного образования и повышения квалификации. -Красноярск: КГПУ, 2010. - С. 17-20.

3. Викторова Е. В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике // Инновации. - 2011. - № 6 (152). - С. 100-107.

4. Гладышева А. В. и др. Образовательная компонента человеческого капитала как один из важнейших факторов поддержания конкурентоспособности государства в условиях информационного общества // Социально-экономические процессы и явления. - 2013. - № 9 (055). - С. 22-26.

5. Горбунова О. Н. и др. Образование как актуальный компонент человеческого потенциала // Социально-экономические явления и процессы. -2013. - № 2 (058). - С. 25-28.

6. Горн А. П., Немченко О. И. Развитие человеческого потенциала Красноярского края // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Экономика». - 2012. - № 11. - С. 69-78.

7. Гурбан И. А. Состояние образовательного капитала регионов России: анализ, проблемы, пути их решения // Вестник УрФУ. - 2012. -№ 6. - С. 116-127.

8. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. - М.: Наука, 1999. - 312 с.

9. Зубков В. Г. Инновационные образовательные технологии - средство повышения качества человеческого капитала // Человеческий капитал. - 2012. - № 1. - С. 81-84.

10. Каражакова Д. А. Человеческий капитал и его роль в формировании инновационной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2007. - 18 с.

11. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1983. - 416 с.

12. Маршалл А. Принципы экономической науки.- М.: Прогресс, 1993. - Т. 2. - 310 с.

13. Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. - СПб., 2005. - 280 с.

14. Симакова Н. Ю. и др. Роль образовательного фактора в накоплении человеческого капитала // Образование. - 2014. - № 5. - С. 160-164.

15. Статистика Российского образования. Дополнительная статистика [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.edu.ru/stat/dop_stat. shtml.20.10.2011 (дата обращения: 18.01.2015).

16. Цигулева О. В. Проблемы интеграции Российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования // Философия образования. - 2010. - № 1 (30). - С. 88-94.

17. Цигулева О. В. Современное состояние негосударственного образования в странах Азии и Латинской Америки // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 140-144.

18. International Human Development Indicators [Электронный ресурс]. - URL: http:// hdrstats.undp.org/en/tables/ (дата обращения: 18.01.2015).

19. OECD (2013). Education at a Glance 2013: OECD Indicators [Электронный ресурс]. - URL: http://OECD Publishing.http://dx. doi.org/10.1787/ eag-2013-en (дата обращения: 18.01.2015).

20. Tsiguleva O. V. Foreign languages as a tool of development professional mobility of a future specialist // International Journal of Multidisciplinary Thought. - 2014. - Vol. 04, № 2. - P. 89-95.

Tsiguleva Olesya Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Prof. of the Department, Novosibirsk Military Institute ofInterior Troops named after general of the Army I. K. Yakovleva of Ministry ofInternal Affairs, [email protected], Novosibirsk

role of education in human capital formation at the present stage

Abstract. The article is devoted to formation of human capital. According to the author's opinion, today education is one of key factors in human's capital formation and development. The relevance and role of education in development of effective human potential is confirmed by the fact that this component is considered to be one of the most profitable types of investment a state. Researching this problem, the author notes that countries such as Sweden, Finland, Denmark, Norway, New Zealand,

Switzerland, UK, the Netherlands, the USA is leading in the development of knowledge economy. The experience of developing countries, such as Hong Kong, Singapore, South Korea, where the rate on investment in education in the competitive human capital's development is the most effective strategy for economic development of any state also confirms it. Today Russia ranks 55th place in the world of level of human capital's development. This situation is mainly due to weak health and education systems and the fact that human potential misused in most.

Keywords: human capital, human potential, education, educational equity, competitiveness, knowledge economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.