Научная статья на тему 'Проблемы формирования человеческого потенциала науки в условиях инновационно-ориентированной Российской экономики'

Проблемы формирования человеческого потенциала науки в условиях инновационно-ориентированной Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN POTENTIAL OF SCIENCE / HIGH EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачева Елена Владимировна

Решение задач перевода российской экономики на инновационный путь развития заключается не столько в создании научно-исследовательских организаций и инфраструктуры, сколько в выявлении и развитии адекватных движущих сил на основе стратегии формирования человеческого потенциала нового качества. При этом наиболее развитые формы творческих, инновационных сил общества объективно концентрируются в науке. Поэтому исследование проблем формирования человеческого потенциала в сфере науки является актуальным. Высшее образование выступает катализатором модернизации, но при этом в России оно само должно значительно обновиться, в связи с чем проанализированы два наиболее глубоких недостатка этой сферы: - невостребованный избыток специалистов с высшим образованием; - неспособность готовить востребованных специалистов. Сформулирована основная задача университета - предоставить возможность обучаться на протяжении всей жизни, а появление в этом плане двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) отвечает требованиям времени. Обоснована необходимость изменения содержания и способов обучения, создания индивидуальных траекторий в образовании на базе комбинации различного набора отдельных модулей. Указано на необходимость усиления научной составляющей деятельности университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF HUMAN POTENTIAL OF SCIENCE IN THE INNOVATION-ORIENTED RUSSIAN ECONOMY

The problem of the Russian economy transition to the innovative way of development is not so much the creation of research organizations and infrastructure, as in the identification and development of adequate driving forces based on the strategy of formation of human potential new quality. The most advanced forms of creative, innovative forces of society objectively are concentrated in science. Therefore the study of problems of formation of human potential in science is important. High education is a catalyst of modernization, but in Russia it should significantly updated, and therefore, the two most profound lack of this sphere are analyzed: unclaimed excess of specialists with higher education; inability to prepare demanded experts. The main task of the University is to provide the ability to learn throughout life, and the emergence, in this regard, a two-level education (undergraduate and graduate) meets the requirements of time is formulated. The necessity of changes in the content and methods of training, the creation of individual trajectories in education on the basis of a combination of different collection of individual modules is proved. It is stated about the need to strengthen the scientific component of the University activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования человеческого потенциала науки в условиях инновационно-ориентированной Российской экономики»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.111.4:001; 331.001.89

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

© Елена Владимировна ТОЛМАЧЕВА

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета, e-mail: Tambfl@rambler.ru

Решение задач перевода российской экономики на инновационный путь развития заключается не столько в создании научно-исследовательских организаций и инфраструктуры, сколько в выявлении и развитии адекватных движущих сил на основе стратегии формирования человеческого потенциала нового качества. При этом наиболее развитые формы творческих, инновационных сил общества объективно концентрируются в науке. Поэтому исследование проблем формирования человеческого потенциала в сфере науки является актуальным.

Высшее образование выступает катализатором модернизации, но при этом в России оно само должно значительно обновиться, в связи с чем проанализированы два наиболее глубоких недостатка этой сферы:

- невостребованный избыток специалистов с высшим образованием;

- неспособность готовить востребованных специалистов.

Сформулирована основная задача университета - предоставить возможность обучаться на протяжении всей жизни, а появление в этом плане двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) отвечает требованиям времени.

Обоснована необходимость изменения содержания и способов обучения, создания индивидуальных траекторий в образовании на базе комбинации различного набора отдельных модулей. Указано на необходимость усиления научной составляющей деятельности университета.

Ключевые слова: человеческий потенциал науки; высшее образование.

На современном этапе развития общества мир переходит к экономике знаний. В соответствии с происходящими в мировой экономике изменениями знания становятся ключевым ресурсом развития стран, а человеческий потенциал страны становится ее главным конкурентным преимуществом, которое позволяет осуществлять инновации, адаптироваться к условиям глобализации мировой экономики, достигать высокой конкурентоспособности на мировом уровне [1, с. 3].

В современных условиях для обеспечения качественного развития российской экономики необходима продуманная стратегия инновационного роста, которая должна

обеспечить достойное место страны в глобализирующемся мире. При этом главным фактором экономического роста должны стать инновации, опирающиеся на науку и образование [2, с. 3].

В России уже формируется национальная инновационная система (НИС), в которой создаются соответствующие организации и инфраструктура в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3]. Однако реализация инновационных проектов наталкивается на стену непонимания из-за отсутствия у различных категорий работников необходимого

целеполагания, инерционности и безынициативности в целом населения страны. При этом основа инновационной системы и ее сущность заключается в совокупности институционализированных мотивов, правил и стратегий деятельности людей, а организации выступают лишь инструментом, с помощью которого реализуются эти объединенные мотивы, правила и стратегии индивидуумов.

При всей важности отраслей социальной сферы в современных развитых странах в первую очередь отрасли человеческого капитала представляют собой место переплетения и взаимодействия не только социальных, но и фискальных, инвестиционных и политических проблем. Человеческий капитал выступает важнейшим инструментом повышения благосостояния и конкурентоспособности как отдельного индивидуума, так и общества в целом, поскольку на сегодня благосостояние развитых стран прирастает в первую очередь интеллектуальным потенциалом. Поэтому формирование современной, эффективной системы развития человеческого потенциала - наиболее актуальная проблема всех наиболее развитых стран.

Сегодня от экономической науки, в соответствии с положениями концепции человеческого потенциала, требуется применение обновленного принципа экономического выбора в инновационном обществе на основе оптимизации социально-экономических отношений и доходов в соответствии с истинными потребностями, обеспечивающими развитие человека [4, с. 10; 5]. Это означает гармонизацию материальных потребностей и нравственных ценностей, объединение частного и общественного интереса, соединение природы и человека.

Следовательно, строительство НИС в России должно исходить из стратегии формирования человеческого потенциала нового качества, создания условий для реализации сущностных сил человека, побуждающих его к творческой, социально-преобразовательной активности на основе раскрытия потребностей высшего порядка.

При этом сами по себе отдельно расходы на образование не являются гарантией прироста человеческого капитала, т. к. между этими факторами существует достаточно слабая причинно-следственная связь, потому

что инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал». Латинское слово potential (сила, мощь) пришло в русский язык в XIX в. через заимствование французского слова «потенциальный», означающего «могущий быть». То есть понятие потенциал подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами [6; 7]. Следовательно, в сфере науки более применим термин «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал» [4, с. 12].

Концепция человеческого потенциала в научном осмыслении все еще недостаточно исследована в связи с ограниченностью доступной для анализа, в первую очередь, статистической информации. Однако для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько каким-то способом исчисленная его величина, сколько оценка качества и уровня жизни, объективно складывающихся экономических условий для формирования и реализации потенциала человека в трудовой и общественной деятельности. И тогда человеческий потенциал, становясь источником дохода для самого индивида как своего носителя и для экономического роста и социального прогресса всего общества в целом реализуется как человеческий капитал.

Наука, производство, управление, рынок и потребление - все эти сферы деятельности и соответствующие им субъекты являются составляющими элементами инновационного процесса, и поэтому должны отвечать уровню и запросам инновационного производства, быть им востребованными. Функции и способы их выполнения человеческим потенциалом науки, как сегмента инновационного производства, - это, в первую очередь, генерация знаний и необходимых для этой деятельности мотивации, способностей, методов работы.

При этом наиболее развитые формы творческих, инновационных сил общества объективно концентрируются в науке. Поэтому исследования развития человеческого потенциала в сфере науки приобретают главенствующий характер. Высшее образование является своего рода катализатором модернизации, но при этом оно само должно значительно обновиться.

Расширенное воспроизводство человеческого потенциала в сфере науки является общей закономерностью инновационного типа общественного воспроизводства в развитых экономиках. При этом структурным «носителем» является институт науки, организующий коллективное действие; субъектными носителями выступают лица, чья деятельность направлена на выполнение основной функции данного института. А человеческий потенциал науки - это интегральная форма явных и скрытых свойств совокупности людей, чья творческая деятельность обеспечивает воспроизводство научных знаний [4, с. 14].

При этом скрытые свойства могут проявиться при изменении внешних по отношению к нему условий и факторов и характера среды его существования.

Таким образом, высшее образование является своего рода катализатором модернизации, но при этом в России оно само должно значительно обновиться для наиболее полного использования как скрытых, так и явных свойств ее человеческого потенциала.

На сегодня выделяют два глубоких недостатка в сложившейся к настоящему времени модели профессионального образования: 1) невостребованный избыток специалистов с высшим образованием при острой нехватке «рабочих рук» со среднетехническим образованием; 2) неспособность готовить востребованных специалистов, востребованность которых определяется количеством выпускников вузов, которые после его окончания стали работать по полученной специальности. Рассмотрим их более подробно [8, с. 120].

В последние годы советского периода перед высшим образованием ставилась задача увеличения доступности путем доведения числа студентов до 270 человек на 10 тыс. населения. В годы рыночной трансформации без всяких усилий со стороны государства эта численность достигла к 2010 г. 493 человек, выведя страну по этому показателю на передовые позиции в мире [9, с. 84].

Однако этот рост носил не качественный, а лишь количественный характер и не был вызван экономическим подъемом и соответствующей потребностью в специалистах высокого уровня, а, наоборот, пришелся на годы рыночных преобразований, когда

показатель объема ВВП в среднем снизился на 40 %. В сложившихся условиях массовой безработицы и резкого снижения рыночного спроса на квалифицированных специалистов главной причиной роста числа студентов стал возросший до огромных размеров социальный спрос на высшее образование, усугубляемый практикой отсрочек от призыва в армию. Да и на сегодня большинство семей и сами абитуриенты рассматривают поступление в вуз как естественно необходимый единственный путь своего социального и профессионального успеха.

Достичь этой цели и сегодня в фактически сложившихся условиях можно одним лишь способом - получить какой-либо диплом о высшем образовании государственного образца даже безотносительно к специальности. И лишь потом, по истечении времени, через систему второго высшего или дополнительного образования получить реально нужное для профессиональной деятельности образование. И уже не так удивляет тот факт, что 80 % выпускников вузов не идут на работу по получаемой специальности. Она их не интересует в подавляющем большинстве уже с самого начала.

Отсюда также возникает слабая мотивация к учебе у студентов. Будучи по-своему рациональными молодыми людьми, многие из них не считают нужным тратить свою энергию и время на изучение той специальности, которая не станет их профессией. А рынок при этом может дать только весьма общие сигналы относительно требуемого уровня, качества и профилей подготовки.

При этом высококачественные человеческие ресурсы, невостребованные в процессе создания добавленной стоимости или улучшения качества жизни, не становятся человеческим капиталом, т. е. не получают отдачи на вложенные затраты [9, с. 83]. В России на работу, не требующую высокой квалификации, работодатели предпочитают нанимать персонал с высшим образованием, даже если это избыточно для выполняемых им функций, что приводит к нерациональному использованию человеческого капитала. При этом невостребованность полученных знаний приводит к недоиспользованию человеческого капитала и его необратимому обесценению в виде «сверхквалификации».

В индустриальном обществе на смену количественных характеристик человеческого капитала приходят качественные, позволяющие повышать производительность труда, увеличивать отдачу на затраченные ресурсы. При этом каждый участник процесса производства должен не только выступать квалифицированным пользователем, но и искать принципиально новые технические, экономические, организационные решения.

Для удовлетворения сильно возросшего социального спроса на высшее профессиональное образование увеличилось и его предложение посредством открытия новых государственных и муниципальных и негосударственных частных учебных заведений, расширения непрофильных для данных вузов видов подготовки, но весьма востребованных, «модных» и потому престижных: экономистов, управленцев и юристов. Это также привело к снижению величины государственных расходов на одного студента (из-за значительного увеличения их численности) и, как следствие, снижению качества подготовки, связанного с неадекватно низким уровнем оплаты труда преподавателей, нередко компенсируемым подработками в других вузах, что также, в свою очередь, препятствует притоку на работу в вузы молодых и наиболее талантливых людей.

Высшее образование на 2009 г. охватило более 70 % возрастной группы от 17 до 22 лет, т. е. приобрело массовый характер и потому перестало быть профессиональным, превратившись в большинстве случаев во всеобщее высшее образование. По уровню образования населения и масштабам его участия в образовании Россия занимает ведущие позиции в мире [4, с. 45].

В то же время хорошего образования и достойных университетов за последние 20 лет в России осталось примерно столько, что и в эпоху развитого социализма. По-прежнему есть возможность учить на должном высоком уровне 30-40 % выпускников школ. Но проблема состоит в том, что в вузы сейчас поступает более 100 % закончивших школу, что приводит к снижению среднего качества образования [8, с. 121]. Это, конечно, не значит, что нужно ограничить количество вузов. Если люди желают получить высшее образование, то у них должна быть такая возможность. Но при этом профессиональное сооб-

щество и рынок труда также должны иметь инструменты оценки качества выпускаемых специалистов. Хотя работодатели сами на сегодня прекрасно знают, чего стоят выпускники каких вузов. К этому в ряде отраслей надо добавить профессиональный экзамен, выведенный за рамки самого вуза.

Снижению давления на университетское образование со стороны возросшего массового спроса может способствовать прикладной бакалавриат, представляющий собой интеграцию среднего профессионального образования в университетское. Такой бакалавриат призван давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных знаний. При этом его программы должны вписываться в рамки университета и быть частью основной вузовской программы, что позволит в дальнейшем с наименьшими потерями продолжить образование в этом вузе.

Что касается главного направления - содержания и способов обучения, здесь должен быть правильно понят и внедрен принцип непрерывности образования на протяжении всей жизни человека, который у нас в стране превратился в идею дополнительного послевузовского образования, не затрагивающего базового высшего образования.

Лавинообразный рост объемов знания и развитие способов его передачи, быстрое устаревание знаний сделали невозможным раз и навсегда подготовить человека к профессиональной деятельности, как это было в недавнем прошлом. Динамизм современной экономики заставляет постоянно изменять свою квалификацию, непрерывно учиться в течение всей трудовой жизни и уметь адаптироваться к новым вызовам. И задача университета в том, чтобы предоставить эту возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идеал советской трудовой модели -человек, окончивший вуз, работающий по специальности и имеющий одну единственную запись в трудовой книжке, - в настоящее время не только не предел желаний для самого индивидуума, но и нежелательная норма поведения для всего общества и государства в целом. За пять-шесть лет получения высшего образования появляются новые профессии, которых на момент поступления в вуз и выбора специальности могло просто

не существовать. Поэтому человек, не способный постоянно учиться, может оказаться в стороне от прогресса и не стать успешным.

По этой же причине специалитет стал бесперспективным, т. к. в обществе появился запрос на выделение базовой подготовки с разбивкой ее на отдельные циклы. Циклу общей профессиональной подготовки стал соответствовать бакалавриат, а углубленной и специализированной - магистратура.

В процессе обучения на базовом цикле студент должен не только получить новые знания, но и научиться учиться. Сложившаяся в образовании классно-урочная форма обучения и ее разновидность в высшей школе в виде лекционно-семинарских занятий хорошо выполняли задачи пассивной передачи информации и устоявшихся знаний, периодически проверяемых их запоминание во время сессии. Изменения вызваны бурным развитием информационно-коммуникационных технологий. С одной стороны, повышается роль активных методов образования, обеспечивающих эффективность освоения знаний и усиливающих их практическую направленность. С другой стороны, возрастает роль самостоятельного прохождения программ в режиме онлайн.

Сегодня в обучении важно научить мыслить и искать решение, сформировать культуру саморазвития, методы и подходы наращивания и актуализации знаний и умений, являющихся инструментами непрерывного образования. В результате появляется качественно новый продукт образования - «хорошо обучающийся профессионал» [10, с. 86].

Вузы из места для обучения молодых людей после средней школы или армии превращаются в заведения, предлагающие профессиональное образование для всех возрастов. В прошлом в университетах программы дополнительного образования играли вторичную роль по отношению к собственно высшему образованию. Теперь структура университетских программ должна становиться гораздо более сбалансированной - и по возрастной структуре, и по разнообразию предлагаемых программ. В этом отношении появление двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) отвечает требованиям времени, позволяя уточнять специализацию еще в период обучения в университете. Однако эта основная линия должна

быть логично продолжена различными программами послевузовского образования.

В настоящее время налицо усиление индивидуальных траекторий в образовании. Индивидуальные предпочтения проявляются в индивидуализации программ, предлагаемых вузом. Граждане и корпорации предъявляют свои, специфические требования к компетенциям, которые должны предоставить высшие учебные заведения. Индивидуальный подход в наше время не приводит к выработке единственной уникальной программы для каждого человека, хотя возможно и это. Личная образовательная программа складывается как комбинация большого набора модулей, предлагаемых образовательным учреждением. Возможность выбора своего набора модулей - важный шаг на пути формирования индивидуальной образовательной траектории.

Российские университеты функционируют сегодня в глобальной конкурентной среде. Открытость страны, демографические тренды и рост благосостояния граждан ограничивают приток студентов в российские вузы, т. к. они получили возможность выбирать на глобальном рынке образовательных услуг и реально пользуются такой возможностью как относительно собственного университетского образования, так и разного рода дополнительных программ. Крупные российские фирмы все чаще стимулируют своих сотрудников проходить обучение в зарубежных бизнес-школах.

Реагируя на вызовы глобализации, российские вузы сначала стали реализовывать программы иностранных партнеров, предлагая их дипломы или сертификаты. Это был естественный первый шаг, аналогичный логике формирования отечественного бизнеса.

В дальнейшем вместе с экономической стабилизацией возникла необходимость для вузов быть способными самим привлекать иностранных студентов, быть хорошей площадкой исследовательской работы для зарубежных ученых. На сегодня доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг невелика - порядка 2-3 %, причем китайские университеты уже обходят Россию по этому показателю [8, с. 125].

Для усиления позиций страны на рынке образовательных услуг необходимо, прежде всего, расширять использование английского

языка, который по факту уже стал глобальным, особенно в науке, и становится таким и в образовании.

В современных условиях важно избавиться от характерного для советской системы жесткого разделения на вузы и НИИ. С учетом быстрого обновления знаний и технологий такое разделение становится не только искусственным, но и контрпродуктивным. В университете, в первую очередь, занимаются исследованиями, и только поэтому здесь еще могут и учить. Университет без исследований превращается в техникум [8, с. 123].

Таким образом, при всех достижениях в модернизации образования в России на сегодня эта сфера остается наиболее важной национальной задачей. Без ее успешного решения страна так и не сможет избавиться от «сырьевой зависимости», осуществить модернизацию всех сфер общественной жизни на пути к инновационной экономике.

Постиндустриальное общество, ассоциируясь с обществом знания, предполагает создание современной системы производства, передачи и использования знания, широкую доступность для всех членов общества всех видов качественного образования. При этом особенно остро сегодня ощущается необходимость в практико-ориентированном и профессиональном образовании, развитии деятельного начала в обучении. Модернизация образования в этом ракурсе позволит стране занять более достойные позиции в мировой конкуренции за лучшие показатели развития человеческого потенциала.

1. Чучулина Е.В. Человеческий потенциал как ключевой фактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Пермь, 2011.

2. Федорова К.П. Инновационный экономический рост: проблемы и возможности реализации: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2011.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.zakon prost.ru/content/base/part/593274. Загл. с экрана.

4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 г. М., 2010.

5. Катайцева Е.А. Воспроизводство человеческого потенциала науки в условиях перехода к инновационной экономике: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010.

6. Мозгачев М.И. Основные подходы оценки человеческого потенциала управленца // Политическое управление. 2014. № 1 (07).

7. URL: http://www.kadry.ru/articles/detail.php7ID =54276. Загл. с экрана.

8. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114-132.

9. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. М., 2011.

10. Климова М., Сидорова Е. Человеческий капитал в Европейском союзе: государственный и наднациональный контексты // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 80-97.

1. Chuchulina E.V. Chelovecheskiy potentsial kak klyuchevoy faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Perm', 2011.

2. Fedorova K.P. Innovatsionnyy ekonomicheskiy rost: problemy i vozmozhnosti realizatsii: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. SPb., 2011.

3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federat-sii na period do 2020 g. URL: http:// www.zakonprost.ru/content/base/part/593274. Zagl. s ekrana.

4. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiyskoy Federatsii za 2010 g. M., 2010.

5. Kataytseva E.A. Vosproizvodstvo chelove-cheskogo potentsiala nauki v usloviyakh perekhoda k innovatsionnoy ekonomike: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. M., 2010.

6. Mozgachev M.I. Osnovnye podkhody otsenki chelovecheskogo potentsiala upravlentsa // Politicheskoe upravlenie. 2014. № 1 (07).

7. URL: http://www.kadry.ru/articles/detail.php7ID =54276. Zagl. s ekrana.

8. Mau V. Chelovecheskiy kapital: vyzovy dlya Rossii // Voprosy ekonomiki. 2012. № 7. S. 114132.

9. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiyskoy Federatsii za 2011 g. M., 2011.

10. Klinova M., Sidorova E. Chelovecheskiy kapital v Evropeyskom soyuze: gosudarstvennyy i nadnatsional'nyy konteksty // Voprosy ekonomiki. 2012. № 8. S. 80-97.

Поступила в редакцию 23.04.2014 г.

UDC 330.111.4:001; 331.001.89

PROBLEMS OF FORMATION OF HUMAN POTENTIAL OF SCIENCE IN THE INNOVATION-ORIENTED RUSSIAN ECONOMY

Elena Vladimirovna TOLMACHYOVA, Tambov branch of Russian Academy of national economy and State service under the President of the Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Senior Lecturer of Economics and Accounting Department, e-mail: Tambfl@rambler.ru

The problem of the Russian economy transition to the innovative way of development is not so much the creation of research organizations and infrastructure, as in the identification and development of adequate driving forces based on the strategy of formation of human potential new quality. The most advanced forms of creative, innovative forces of society objectively are concentrated in science. Therefore the study of problems of formation of human potential in science is important.

High education is a catalyst of modernization, but in Russia it should significantly updated, and therefore, the two most profound lack of this sphere are analyzed:

- unclaimed excess of specialists with higher education;

- inability to prepare demanded experts.

The main task of the University is to provide the ability to learn throughout life, and the emergence, in this regard, a two-level education (undergraduate and graduate) meets the requirements of time is formulated.

The necessity of changes in the content and methods of training, the creation of individual trajectories in education on the basis of a combination of different collection of individual modules is proved. It is stated about the need to strengthen the scientific component of the University activity.

Key words: human potential of science; high education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.