стратегии инновационного развития региона можно считать одним из приоритетных шагов с целью совершенствования региональной инновационной системы Тульского региона.
Библиографический список
1. Монастырный Е.А. Методологическое обеспечение процессов формирование региональной инновационной системы // Инновации. 2006. № 8.
2. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
3. Санду И.С. Проблемы и стратегии формирования региональных инновационных систем. Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/ ГНУ ВНИИЭСХ.
4. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики. 2010. № 9.
5. http://www.raexpert.ru.
K.M. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova, I.V. Tarasova
The strategy of innovative development of Tula region as a factor in the development of regional innovation system
The article explained the concept and basic principles of the necessity of the development of the strategy of innovative development of Tula region, are the main directions of the strategy of innovative development.
Keywords: System innovation strategy, innovation infrastructure.
УДК 332.146:339.137.2
Г.С. Мигунова, канд. экон. наук, доцент, (4862) 474272, [email protected], (Россия, Орел, Филиал ФГБОУ ВПО «ВЗФЭИ» в г.Орле); Б.Н. Чернышев, д-р экон. наук, проф., (495) 7314106, [email protected], (Россия, Москва, ФГБОУ ВПО «ВЗФЭИ»)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Рассматриваются вопросы формирования и реализации промышленной политики, а также причины неконкурентоспособности российской промышленности.
Ключевые слова: государственная промышленная политика, конкурентоспособность промышленности, конкурентная среда, концепции технологического роста, промышленная политика, промышленная стратегия.
Обеспечение стабильного развития и устойчивого экономического роста являются стратегической задачей нашего государства. В Посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлена масштабная задача удвоения экономического потенциала страны и обеспечения на этой основе ускоренного и устойчивого социально-экономического развития России на инновационной основе. Ее решение требует выработки национальной промышленной политики и механизма ее последовательной реализации.
В настоящее время остается недостаточной конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Медленно развиваются наукоемкие производства. В структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, отстают обрабатывающие и особенно машиностроительные отрасли.
Принятие специального Федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» послужит выработке и реализации стратегических приоритетов развития промышленности как основы развития экономики и социальной сферы.
Опыт иностранных государств свидетельствует об использовании механизмов промышленной политики для стабилизации и ускорения роста национальной экономики, содействия экспорту отечественной промышленной продукции, сохранения национальных природных и иных ресурсов, обеспечения оптимальной устойчивости внутреннего рынка.
В законопроекте «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» [1] промышленная политика рассматривается как система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проблема формирования и реализации промышленной политики тесно взаимосвязана с определением места и роли в экономике органов управления различных уровней иерархии. Действительно, хотя рыночный механизм и обеспечивает эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций он обнаруживает свою «недостаточность» с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Оно, как правило, реализуется по следующим направлениям:
1. Удовлетворение потребностей в общественных благах, включая национальную оборону, охрану общественного порядка, контроль состояния окружающей среды, образование, здравоохранение и др.
2. Устранение отрицательных и стимулирование положительных побочных последствий экономической деятельности. Для побуждения возникновения позитивных эффектов используются налоговые льготы и субсидии, другие инструменты прямого и косвенного регулирования.
3. Ликвидация асимметричности в информационном обслуживании участников рынка, приводящей к неэффективному распределению ресурсов.
4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов.
В любой народно-хозяйственной системе существует свое соотношение рыночных и нерыночных рычагов в управлении. Конечно, сложно количественно охарактеризовать экономическую роль правительства. Например, в США 20 % ВВП производится под эгидой правительства [3]. Здесь имеется в виду и деятельность казенных предприятий, и формируемые государством программы, к реализации которых привлекаются частные фирмы. Помимо этого правительство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения.
В западной литературе, посвященной государственному регулированию, в перечень экономических функций правительства включаются: формирование конкурентной среды и защита конкуренции; стабилизация экономики, т. е. контроль уровней занятости и инфляции (обусловливаемых конъюнктурными колебаниями) и необходимые корректирующие воздействия, а также стимулирование экономического роста; обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы; перераспределение доходов.
Если идентифицировать названные функции с исполняющими их российскими государственными институтами (табл. 1), то можно увидеть, что реализация большинства экономических функций возложена на федеральные, а не региональные органы управления.
Таблица 1
Экономические функции государства и субъекты их реализации
Функция Органы, реализующие функцию
Стабилизация экономики, т. е. контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста Министерство финансов РФ Министерство экономического развития РФ Центральный банк РФ
Формирование конкурентной среды и защита конкуренции Министерство регионального развития Федеральная антимонопольная служба
Перераспределение доходов Министерство финансов РФ
Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы Государственная Дума РФ Министерство экономического развития РФ
Особо остановимся на формировании конкурентной среды и защите конкуренции. Формально данной функцией занимается Федеральная антимонопольная служба, однако практически этим вопросом не занимается никто. Наоборот, идет (хотя и непрофессионально) формирование протек-
ционистской политики для своих производителей: на муниципальном уровне — муниципальными органами управления, во внешнеэкономической деятельности — федеральными.
Практически ни одна из перечисленных функций напрямую не относится к промышленной политике. Исключение — обеспечение экономического роста. Однако это скорее ее цель или результат.
Рассмотрим и попробуем оценить различные факторы экономического роста. Он может определяться увеличением общего объема реального ВНП (ЧНП) за некоторый период или его изменением в пересчете на душу населения. Использование того или иного измерителя позволяет разделить приоритеты федеральной и региональной промышленных политик. Первый, безусловно, является характеристикой развития государства, а второй — важнейшим показателем на уровне региона (он, прежде всего, свидетельствует об успешности промышленной политики как основы функционирования региональной экономики).
Отметим, что наиболее часто используются налоговые возможности регулирования (в частности, для смягчения цикличных кризисов производства и увеличения устойчивости развития экономики). В максимальной степени потенциал налогов должен быть задействован в инвестиционной сфере посредством косвенного государственного регулирования.
Структурно-инвестиционная политика должна осуществляться государством как рыночными, так и административными методами. При определении направлений инвестирования необходимо учитывать такие критерии, как:
- обеспечение платежеспособного спроса (и его роста) на продукцию инвестируемого производства;
- минимизация капиталоемкости инвестиционных проектов;
- минимально возможные инвестиционные и производственные циклы проектов;
- максимально возможная прибыль на вложенный капитал;
- максимальная величина технологической цепочки спроса в результате осуществления инвестиционного проекта.
В общем случае промышленная политика, кроме инвестиционной, содержит несколько структурных составляющих (экспортно-импортную, налоговую, кредитную и т. п.), позволяющих целенаправленно воздействовать на достижение поставленных целей.
Естественно, что инвестиции будут наиболее эффективны, если каждое решение в данной области будет отвечать всем критериям без исключения. Предполагается, что это возможно, если соответствующие решения будут приниматься в отношении конкретных предприятий или их групп, а не только в отношении отраслей и подотраслей.
Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно действенным, необходимо:
1. Разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики.
2. Выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственной, региональной или муниципальной политикой.
Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственной политики, однако к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она формируется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики.
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике современной России, сопровождается обострением политических и социальных проблем, которые в свою очередь сдерживают социально-экономическое развитие страны. В этих условиях, как показывает отечественный и зарубежный опыт, важнейшим фактором стабилизации социально-экономической и политической ситуации в стране выступает использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения.
Региональное управление, опираясь на активность населения в решении актуальных для конкретной территории социально-экономических и экологических проблем, способно придать развитию российского общества дополнительные стимулы саморазвития.
В реформировании всей системы регионального управления в России приоритетное направление занимает эффективное развитие промышленности регионов в частности и федеральных округов в целом.
Это обусловлено действием таких факторов, как:
- потребность местных органов власти выступать в качестве полноправных, самостоятельных субъектов управления;
- необходимость сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных и муниципальных (местных, территориальных) образований и соответствующих им органов власти;
- необходимость улучшения качества жизни большей части населения региона;
- настоятельная потребность использования потенциала самоорганизации и самоуправления населения в рамках муниципальных образований.
Необходимость государственной промышленной политики в Российской Федерации обусловливается тем, что в отличие от других экономически развитых стран, переживших первичную индустриализацию, Россия не имеет структур, способных заместить государство как субъекта принятия наиболее оптимальных и эффективных масштабных технико-технологических решений. В свою очередь отдать национальное промышленное развитие на откуп операторам глобальной экономики — нерези-
дентам (транснациональным корпорациям, наднациональным публично-правовым институтам) — не позволяет представление о России как о самостоятельном субъекте истории, имеющем собственное предназначение, и потому сохраняющем свою военно-политическую и экономическую независимость. Складывается впечатление, что без государственного вмешательства технологический рост страны идет слишком медленно. Поэтому столь велика установка и заинтересованность многих лиц в том, чтобы вернуть государственным органам функцию главного инженера-проектировщика и «сборщика» промышленности.
Таким образом, в РФ четыре разных политических и экономических сил предъявляют запрос на промышленную политику, в основе которого лежит четыре разных концепций технологического роста.
Во-первых, развернутая в результате советской промышленной политики старая индустрия, переживающая сегодня кризис интеграции в глобальный рынок, требует продолжения данной политики. Созданная в процессе советской индустриализации промышленность сталкивается со своей технологической и торговой неконкурентоспособностью в открытом рынке и требует отраслевого протекционизма.
В качестве главной причины такой неконкурентоспособности российской промышленности предлагается считать ее технологическую отсталость, которая ярче всего выражается в старении основных фондов производства (рис. 1).
аЗ с;
25
20
15
10
-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
1970 1980 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
•Россия -США
Рис. 1. Средний возраст производственного оборудования в промышленности, лет
Анализ данных позволяет установить трехкратное превосходство США над Россией по среднему возрасту производственного оборудования
в промышленности. Это является следствием низкоэффективной инвестиционной и инновационной политики. По сравнению с советским временем средний возраст оборудования национальной промышленности увеличился в два раза. Если рассматривать возрастную структуру производственного оборудования, то в 1970 г. 40,8 % мощностей имели возраст до пяти лет. В 2004 г. к упомянутой категории относились только 8,6 % [2]. Таким образом, последние 35 лет стали для российской промышленности временем утраты позиций. Как было отмечено ранее, пять лет являются периодом ввода мощностей нового поколения. Учитывая 20-летний средний возраст оборудования российской промышленности, можно сделать вывод о ее технологической отсталости, как минимум, на три поколения. В современных условиях это означает абсолютную неконкурентоспособность отечественного производителя на мировом рынке.
Центральный федеральный округ в 2010 г. занимал шестое место в РФ по степени износа основных фондов [2]. Наибольшая степень износа наблюдается в Тамбовской области — 56,7 % (рис. 2).
2010
---2009
—2008 —1—2007 —•—2006 —ж—2005 -к- 2004 2003 -■—2002 —♦—2000
Рис. 2. Степень износа основных фондов по субъектам ЦФО
Во-вторых, особый запрос на государственную промышленную политику предъявляют крупные российские интегрированные бизнес-группы (ИБГ), успешно адаптирующиеся к условиям работы в открытом рынке и имеющие, как правило, сырьевую специализацию (рис. 3).
1200000 1000000
800000 600000 400000
200000
добыча полезных ископаемых
обрабатывающие производства
производство и распределение электроэнергии; газа и воды
□ РФ
□ ЦФО
Рис. 3. Финансовые результаты в промышленности за 2010 г.
В-третьих, еще одним лоббистом государственной промышленной политики для России выступают старопромышленные регионы (рис. 4), переживающие вслед за размещенными на их территории старыми индустриальными комплексами затяжной социально-экономический кризис.
Рис. 4. Индекс физического объема валового регионального продукта
В-четвертых, весьма влиятельно в России так называемое «технологическое лобби», выступающее за государственный протекционизм инновационным разработкам и внедрению новых технологий.
Таким образом, все четыре версии промышленной политики преследуют разные цели, предполагают разных субъектов, отвечающих за техноло-гический рост народного хозяйства страны, по-разному конфигурируют масштаб государственных мероприятий в рамках этой политики, адресуя их отраслям, отдельным предприятиям, производственно-технологическим или территориально-производственным комплексам.
Принципы конструктивной промышленной стратегии — это стимулирующая государственная политика в отношении всех отраслей, при определении оптимальных критериев отбора поддерживаемых проектов, включая поддержку экспорта продукции высокой степени переработки, создание импортозамещающих производств, оптимизацию вопросов логистики, региональных приоритетов, содействие развитию промышленной инфраструктуры (строительство железнодорожных, трубопроводных, автодорожных транспортных систем, сетей связи и пр.). Нынешние реалии в экономической сфере ясно указывают и на то, что конкурентоспособность промышленности страны во все большей мере зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между бизнесом, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать иностранные технологии, скорость распространения в промышленности технических и управленческих инноваций. Активная промышленная политика включает в себя участие государственного сектора в НИОКР, облегчение доступа к патентам, налоговую и финансовую поддержку новой производственной деятельности, распространение информации, адекватную политику в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Значительное воздействие могут оказать обеспечение соответствующей профессиональной подготовки и улучшение качества рабочей силы, совершенствование транспортной доступности регионов и развитие стратегической межрегиональной кооперации. Дальновидная промышленная политика делает особый акцент на использование существующих и формирование новых сравнительных преимуществ по производству товаров и услуг. Общей тенденцией в мировой практике является строительство промышленной политика таким образом, чтобы сочетать заинтересованность различных хозяйственных агентов, причем с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений.
Библиографический список
1. К проекту Федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации»: Пояснительная записка // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/.
2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.
3. Фомин А.Н. Итоги саммита БРИКС [Электронный ресурс] // Аналитический доклад. Режим доступа: http://www.csef.ru.
G.S. Migunova, B.N. Chernyshev
Problems and prospects of industrial policy Central Federal District
The problems of formation and implementation of industrial policy and the reasons for lack of competitiveness of Russian industry.
Key words: state industrial policy, industrial competitiveness, the competitive environment, the concept of technological growth and industrial policy, industrial strategy.