Научная статья на тему 'Региональные инструменты формирования промышленной политики'

Региональные инструменты формирования промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INDUSTRIAL POLICY / INDUSTRIAL POLICY DEVELOPMENT / REGIONAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Г. Я., Чекашкин Денис Михайлович

Рассматривается роль и место промышленной политики региона в национальной экономике. Представлена классификация региональных инструментов реформирования, их особенности в регионе сырьевой направленности. Предложен методический подход к формированию промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional instruments of industrial policy development

The paper reviews the role and place of the industrial policy of the region in the national economy, the classification of the regional instruments for its development, their features in the raw-material oriented regions as well as the methodical approach to development of the industrial policy.

Текст научной работы на тему «Региональные инструменты формирования промышленной политики»

УДК: 338

Г. Я. Белякова, Д. М. Чекашкин

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Рассматривается роль и место промышленной политики региона в национальной экономике. Представлена классификация региональных инструментов реформирования, их особенности в регионе сырьевой направленности. Предложен методический подход к формированию промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, формирование промышленной политики, региональные инструменты.

В экономической литературе широко обсуждаются проблемы социально-экономического развития экономики России. Согласно концепции долгосрочного развития России до 2020 г., подготовленной МЭРТ РФ, рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2012 г. по отношению к 2007 г. должен составить 35-36 %, а в 2017 г. (по сравнению с 2012 г.) достичь 37-39 %. В последующие 3 года ВВП должен вырасти еще на 19-22 %.

Поставлены задачи по построению национальной инновационной системы, активной диверсификации с постепенным уходом от преимущественно сырьевой направленности экономики, резким повышением качества жизни населения. Определены и целевые показатели в данных направлениях. Так, для поставленной задачи вхождения России в число мировых технологических лидеров необходимо увеличить до 4 % от ВВП затраты на научные исследования (сейчас этот показатель составляет 1 % от ВВП). Производство высокотехнологичной продукции должно увеличиться в 2 раза и составить около 20 % (2006 г. -10,5 %), при этом вклад инновационного фактора должен составлять 2,5-3 % (в 2006 г. - 1,3 %). Доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, должна возрасти более чем в 5 раз - с 9,3 % в 2006 г. до 50 % в 2020 г. Соответственно, до 6 % возрастут расходы на образование, а заработная плата - до 2 000 долларов США (в 2007 г.

- 500 долларов). Россия должна занять не менее 10 % мирового рынка по 4-6 критическим технологиям.

Реализация поставленных целей невозможна без активного вовлечения регионов, которые должны стать проводниками стратегии экономического развития. Схема взаимодействия программ разного уровня представлена на рис. 1.

В настоящее время эта взаимосвязь нарушена, так как отсутствует утвержденная концепция промышленной политики (1111) на национальном уровне и в отдельных реги-

онах, в частности в Красноярском крае. Отсюда наблюдаются и отмечаемые проблемы с разработкой комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. На V Красноярском экономическом форуме министр регионального развития РФ Д. Козак заявил, что сегодня в России планы своего развития подготовили лишь 12 % муниципальных территорий [1].

Одной из проблем, с которыми сталкиваются разработчики программ, является отсутствие координации и участия всех субъектов региональной экономики. Следует выделить понятие формирования промышленной политики как системы действий по выработке определенных целевых ориентиров развития промышленности в регионе, отражающей его специфику, роль и место в национальной экономике. Формирование - наиболее сложная часть общего процесса создания промышленной политики, так как оно предполагает:

- объединение интересов участников создания промышленной политики;

- объединение в выработке совместных идей и решений.

Участниками формирования промышленной политики являются администрация региона и крупные компании, предприниматели, такие общественные объединения, как «Опора России», СТППидр. (рис. 2).

Промышленная политика включает следующие концептуальные составляющие:

- приоритетные направления развития промышленности;

- критерии выбора приоритетов и индикаторов для государственной поддержки промышленности;

- оценку социально-экономической значимости отдельных проектов для развития отдельных муниципальных образований и региона в целом.

Концептуальные подходы реализуются через принципы формирования промышленной политики (табл. 1), где отражены проблемы этого этапа.

Таблица 1

Принципы формирования промышленной политики

Принципы

Равенство прав на государственную поддержку всех субъектов региональной экономики__________________________________

Открытость, доступность информации для участия в принятии решений в области приоритетных направлений государственной политики

Сочетание экономических интересов всех субъектов региональной экономики____________________________________________

Гласность и обоснованность критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности______________________

Приоритетность в содействии развитию кооперационных и интеграционных связей субъектов промышленной

деятельности_______________________________________________________________________________________________________

Системность в формировании инновационных комплексов, объединенных технологической цепочкой производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью

Изучение имеющихся подходов к формированию промышленной политики показало, что на каждом уровне в рамках имеющегося законодательства используются инструменты, способствующие решению поставленных перед экономикой региона задач. Практически в каяедом регионе определяющими задачами выделены: повышение качества жизни населения, бюджетная наполняемость региона, переход на инновационные технологии и, соответственно, повышение уровня наукоемкой продукции. При этом используются различные организационные формы развития региональной экономики - особые экономические зоны, технопарки, промышленные парки и т. п. Соответственно, в рамках имеющегося законодательства используются инструменты реализации промышленной политики, которые также можно подразделить по сферам их деятельности (табл. 2.)

На основе изучения имеющегося опыта разработки концепций промышленной политики в отдельных регионах России предложена классификация используемых инструментов по сферам деятельности:

1. Выявление и поддержка приоритетных направлений промышленной политики:

- утверждение перечня приоритетных инновационных проектов;

- финансирование инновационной деятельности за счет средств регионального бюджета;

- предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности;

- предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств;

- реструктуризация задолженности организаций промышленности и науки, относящихся к приоритетным субъектам поддержки;

- координация и поддержка исследовательских и аналитических работ по проблематике сферы инноваций.

2. Поддержка субъектов формирования промышленной политики:

- выполнение функций заказчиков, гарантов и инвесторов инвестиционных программ;

- поддержка субъектов в участии в региональных программах;

- размещение заказа на создание наукоемкой продукции, организация ее закупок для государственных нужд;

- частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

- освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетных инновационных проектов;

- поддержка лизинговых схем и вывода предприятий на фондовый рынок;

Концепция промы РФ на перис [пленной политики д до 2020 г.

1 г

Комплексная программа социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

т

Целевые показатели

Рис. 1. Взаимосвязь комплексных программ по уровням разработки и реализации

- оказание поддержки по привлечению средств негосударственных инвестиционных фондов и иностранных инвестиций;

- предоставление бюджетных средств организациям в форме бюджетного кредита, субсидии, субвенции и оплаты государственного контракта согласно сметам целевого использования бюджетных средств.

3. Инфраструктура инновационного развития промышленности в регионе:

- развитие государственно-частного партнерства в создании инфраструктуры, предусматривающее долевое финансирование проектов;

- стимулирование развития сети инфраструктурных услуг предприятиям промышленности;

- оказание методической помощи в реформировании и реструктуризации субъектов промышленной деятельности;

-оказание субъектам малого предпринимательства патентно-лицензионных, консалтинговых и иных профильных услуг в сфере инноваций.

4. Поддержка интеграционных процессов в регионе:

- ведение в установленном порядке специальных налоговых режимов и иных преференций, в частности для инвесторов создаваемых специализированных производственных территорий и промышленных зон;

- содействие предприятиям региона в расширении рынков сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей с другими регионами и государствами;

- координация работы по созданию территориальных и отраслевых инновационных технопарков и иных организаций инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.

Выявление особенностей региональных инструментов формирования промышленной политики в районах сырьевой направленности связано с тем, что возникает необходимость выделения особых рычагов воздействия на субъекты региональной экономики, исходя из поставленных целей промышленного развития. Можно выделить общие цели, характерные для многих регионов:

- изменение структуры промышленного производства за счет его диверсификации;

§

Ж

Б

ш

Рис. 2. Схема взаимодействия участников формирования промышленной политики

Таблица 2

Области формирования промышленной политики

Глобальная цель промышленной политики в регионе - обеспечение достойного уровня качества жизни населения региона на основе инновационного развития

Цели промышленной политики: - обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития; - повышение конкурентоспособности промышленной продукции; - диверсификация промышленного производства

Сферы деятельности Региональные инструменты в области:

Выявление и поддержка приоритетных направлений промышленной политики - поддержки разработок в сфере высоких технологий; - обеспечения условий для формирования прогрессивного технологического уклада

Поддержка субъектов формирования промышленной политики - поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере материального производства инновационных малых предприятий; - создания условий для формирования на базе промышленных и научных центров инновационно-производственных кластеров

Инфраструктура инновационного развития региона - обеспечения условий эффективного функционирования промышленных предприятий; - развития новых сфер деятельности

Поддержка интеграционных процессов в регионе - поддержки международных интеграционных связей; - создания условий для углубления процессов кооперации, специализации и интеграции и интегрированных структур в промышленности; - развития кластерной организации промышленного производства

- повышение качества жизни населения и еш доходов;

- развитие наукоемких производств;

- комплексное использование сырья.

К локальным целям можно отнести:

- развитие и поддержу отдельных отраслей экономики;

- развитие и поддержку отдельного муниципального образования;

- развитие особых экономических зон и промышленных площадок.

Достижение поставленных целей требует особых рычагов воздействия, которые могут совпадать с общепри-

нятыми, но и иметь специфические особенности, например, для региона сырьевой направленности:

1. Особый акцент на диверсификацию промышленного производства, уход от преимущественно сырьевой направленности. В этом случае необходима целевая поддержка и производителей, и инвесторов в области развития новых производств.

2. Выявление и поддержка приоритетных направлений промышленного производства, связанного, в первую очередь, с имеющимися конкурентными преимуществами региона.

Сопоставление со стратегией промышленного развития России до 2020 года

Цель промышленной политики (ПП)

Диверсификация промышленности на основе наукоемких технологий

Заинтересованные субъекты регионального рынка

Согласование приоритетных направлений развития

Выбор приоритетных направлений

Корректировка

Целевые показатели социально-экономического развития

Анализ и оценка законодательной базы на разном уровне управления

Определение региональных инструментов формирования ПП

Разработка нормативно-правовой базы для реализации ПП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- администрация региона

- крупные корпорации

- предприниматели

- законодательная власть

- общественные организации

- вузы и наука

О

В среднесрочном периоде до 2012 г.

В долгосрочном периоде до 2020 г.

> 1 Г

Оценка ресурсного потенциала для реализации ПП

финансовые кадровые информационные

Реализация:

- в концепции социально-экономического развития региона;

- целевых отраслевых комплексных программах;

- комплексных социально-экономических программах муниципальных образований

Мониторинг реализации промышленной политики по системе показателей

Рис. 3. Процесс формирования промышленной политики в регионе

3. Развитие государственно-частного партнерства в области инфраструктурной поддержки промышленного развития, особенно в новых районах.

4. Поддержка определенных полюсов роста в отдельных районах и отдельных областях деятельности.

В соответствии с рассмотренными принципами и целями формирования промышленной политики в регионе сырьевой направленности предлагается методический подход (рис. 3) к формированию промышленной политики, отличающийся от принятых в практике планирования следующими аспектами:

1) активным вовлечением всех заинтересованных сторон в формирование ПП через координационную деятельность администрации региона, выступающей заказчиком исследования;

2) определением главной цели - диверсификации промышленности на основе наукоемких технологий, которая позволяет активно использовать региональные инструменты в части целевой поддержки новых наукоемких производств;

3) целевыми показателями промышленной политики региона, которые должны отражать, с учетом региональных конкурентных преимуществ, стратегические показатели, определяемые в Российской Федерации, и достигнутые параметры в международной практике (технологические показатели, экономические, в частности, по производительности труда);

4) созданием системы целевых показателей, проходящих через программные документы разного уровня: ре-гион-муниципальные образования-предприятия.

Анализ и оценка сложившейся ситуации в экономике региона показывает, что для разработки промышленной политики, в первую очередь, необходимо определиться с целевыми задачами ее формирования. В качестве основной задачи рассматривается диверсификация промышленного производства на основе наукоемких производств. При этом решаются проблемы развития перерабатывающих производств, кадрового обеспечения с минимальным их привлечением, перевода экономики на принципиально новые технологии, отвечающие требованиям мирового рынка. На первом этапе формирования 1111 осуществляется координация всех субъектов региональной экономики, заинтересованных в ее реализации. Функции координации возлагаются на администрацию реги-

она вследствие необходимости привлечения как крупного бизнеса, так и различных общественных организаций. Целевые показатели соотносятся со стратегическими показателями в масштабе страны с учетом конкурентных преимуществ региона. Выбранные приоритетные направления и общая стратегия обеспечиваются нормативно-законодательной базой и в дальнейшем должны проходить через все нормативные документы.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Разработка промышленной политики является стратегической задачей на разных уровнях управления (федеральном, региональном) и требует учета специфики социально-экономического развития конкретных регионов с учетом факторов их конкурентоспособности на национальном и международном рынках.

2. В регионах сырьевой направленности, к которым относится и Красноярский край, целевой задачей промышленной политики является диверсификация промышленности на основе наукоемких производств, позволяющая решать проблемы комплексного развития регионов, минимизировать привлечение дефицитных кадровых ресурсов и обеспечить выход промышленной продукции за пределы региона.

3. Исходя из сложившейся структуры промышленности, в регионе необходимы особые рычаги воздействия, имеющие региональные особенности и включающие в себя целевую поддержку производителей и инвесторов в области развития новых, наукоемких производств, интегрированных структур на базе промышленных парков, кластеров и т. д.

4. Особое значение для размещения новых производств в регионе с дефицитом трудовых ресурсов имеет сопоставление с международными экономическими показателями и разработка соответствующих региональных инструментов, управляющих этим процессом (дифференциация в механизме поддержки инвестиционных проектов и проектов модернизации).

Библиографический список

1. Проект 2020: комплексные эффекты новой индустриализации России: официальный доклад V Красноярского экономического форума. М.: Бизнес-центр «Новь», 2008.

G. Ya. Belyakova, D. M. Chekashkin REGIONAL INSTRUMENTS OF INDUSTRIAL POLICY DEVELOPMENT

The paper reviews the role and place of the industrial policy of the region in the national economy, the classification ofthe regional instruments for its development, their features in the raw-material oriented regions as well as the methodical approach to development of the industrial policy.

Keywords: industrial policy, industrial policy development, regional instruments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.