Научная статья на тему 'Формирование промышленной политики как основы экономической безопасности страны'

Формирование промышленной политики как основы экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / INDUSTRIAL POLICY / ECONOMIC SECURITY / INDUSTRIAL COMPLEX / MODERNIZATION OF ECONOMY / CLUSTERS / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ирина Анатольевна

Приведены теоретические основы формирования промышленной политики. Выявлены основные проблемы развития промышленного комплекса Российской Федерации. Определены основные направления формирования промышленной политики и обеспечения экономической безопасности. Аргументирована необходимость модернизации экономики на современной технологической основе, разработки инновационных форм взаимодействия участников промышленного комплекса, и в частности создания кластера. Обоснованы конкурентные преимущества кластера по сравнению с другими формированиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование промышленной политики как основы экономической безопасности страны»

УДК 637.5

И. А. Сергеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация. Приведены теоретические основы формирования промышленной политики. Выявлены основные проблемы развития промышленного комплекса Российской Федерации. Определены основные направления формирования промышленной политики и обеспечения экономической безопасности. Аргументирована необходимость модернизации экономики на современной технологической основе, разработки инновационных форм взаимодействия участников промышленного комплекса, и в частности создания кластера. Обоснованы конкурентные преимущества кластера по сравнению с другими формированиями.

Ключевые слова: промышленная политика, экономическая безопасность, промышленный комплекс, модернизация экономики, кластер, конкурентные преимущества.

Abstract. The article adduces theoretical basis of industrial policy formation and reveals the main problems of industrial complex development in the Russian Federation. The author defines the main directions of formation of industrial policy and economic security, as well as substantiates the necessity for modernizing the economy on a modern technological basis, developing innovative forms of interaction between the participants of the industrial complex, and, in particular, establishing the cluster. The article also proves competitive advantages of the cluster compared with other groups.

Key words: industrial policy, economic security, industrial complex, modernization of economy, clusters, competitive advantages.

В условиях неопределенности экономической ситуации, когда стратегия промышленного сектора не ориентирована на инновационное развитие, для обеспечения экономической безопасности страны необходимо введение механизма государственного планирования и стимулирования создания и внедрения образцов новой техники и технологических процессов.

Основными проблемами функционирования промышленности России на современном этапе являются: отсутствие оборотных и инвестиционных средств, изношенность и отсталость основных фондов, низкая конкурентоспособность, низкая доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей, слабый внутренний спрос, импортизация внутреннего рынка, неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства, неэффективность механизмов государственной поддержки, несбалансированная с промышленной экономикой тарифная политика в естественных монополиях, все большая утрата инновационного характера, научно-технического потенциала и др.

В структуре национального валового внутреннего продукта за годы реформ произошло изменение в сторону увеличения доли услуг. Доля промышленных изделий в общем объеме производства составляет менее 20 %. Объем промышленного производства составил всего 90,8 % к уровню 1991 г. [1].

Сокращение производства привело к ограниченному использованию производственных ресурсов.

Несмотря на то, что Россия занимает первое место в мире по производству природного газа и добыче нефти, четвертое - по производству стали, готового проката черных металлов, по использованию нефти и основных металлов на душу населения мы отстаем от развитых стран в два-четыре раза, по производству стратегических материалов, определяющих новейшие технологии, - в 10-12 раз. Российские заводы все более уступают западным по оснащенности новейшим оборудованием, а по показателю ВВП на одного занятого, характеризующего производительность национальной экономики, Россия в четыре раза отстает от США и в три раза - от стран ЕС.

Сворачиваются наукоемкие отрасли российской индустрии: машиностроение, электронная и радиотехническая промышленность. На грани исчезновения оказались самолетостроение и станкостроение.

Структура инвестиций по отраслям промышленности не претерпела особых изменений. Удельный вес инвестиций в основной капитал машиностроения остается на крайне низком уровне (в среднем 2,5 %), тогда как удельный вес инвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов составляет 14 %, что почти в шесть раз больше [2].

В машиностроении расходы на инновации составляют более половины всех капиталовложений (57 %), тогда как в добыче топливно-энергетических ресурсов - всего лишь 2 %. Низкая доля машиностроения в совокупном объеме инвестиций в промышленности означает стагнацию инновационной активности в промышленности в целом [3].

Незначительные масштабы инноваций характерны для всех отраслей промышленности и предприятий, независимо от численности и формы собственности. Основная часть инновационно активных предприятий сосредоточена в машиностроении, металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

Вследствие того что Россия импортирует инновации вместе с зарубежной техникой и технологиями, ухудшаются перспективы перехода к инновационному типу развития: инновации внутри страны становится некому потреблять; исчезают отрасли, способные трансформировать их в продукцию конечного потребления [4].

Параллельно с осуществлением рыночных реформ произошла дифференциация регионов. Более отчетливыми стали региональные диспропорции в инвестициях. Так, доля Москвы в Центральном федеральном округе возросла до 50 %. Это объяснялось неодинаковой адаптируемостью к рынку регионов с разной структурой экономики, а также значительным ослаблением регулирующей роли государства [5].

За годы реформ региональные диспропорции в России заметно усилились. Москва увеличила свое превосходство над среднероссийским уровнем ВРП на душу населения с 1,7 до 3,4 раза. В то же время у большинства регионов он стал заметно ниже [6].

Высокая динамика московского региона обусловлена развитием торговых и финансовых функций, разного рода посредничества, информационных технологий и телекоммуникаций.

Результатом регионального развития на основе высоких транспортных тарифов, обособленности территорий, а также политики региональных властей, направленной на защиту региональной экономики, является заметное понижение доли межрегиональных связей и рост доли внутрирегиональных и внешнеэкономических связей.

Обострение региональных экономических проблем в России требует выработки адекватной, эффективной региональной промышленной политики.

Различают два основных подхода к формированию промышленной политики. Первый подход предусматривает активное и непосредственное вмешательство государства в экономику. Второй подход ориентирован на создание определенной «экономической среды», т.е. регулирование осуществляется косвенными методами.

Ключевым аспектом промышленной политики является определение пропорций между двумя группами производств. Первую группу образуют производства с низкой долей добавленной стоимости, которые основаны на несложных технологиях и использовании низкоквалифицированной рабочей силы. Такие предприятия, чтобы выжить в условиях конкуренции, должны снижать цены и издержки или менять профиль. Другую группу образуют наукоемкие производства с высокой долей добавленной стоимости, которые требуют больше капитала и высококвалифицированной рабочей силы. Соотношение этих групп является одной из основных характеристик развития промышленности.

Промышленная политика направлена на конъюнктурную модернизацию экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста, а также на определение долгосрочной стратегии экономического развития страны.

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Эта цель достигается путем выполнения следующих задач:

- эффективного производства товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей Российской Федерации в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;

- занятия российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Основанием промышленной политики является перестройка промышленности на современной технологической основе. С этой целью разрабатываются целевые научно-технические программы, создаются совместные внедренческие центры, объединяющие научные организации и промышленные предприятия, научные парки.

Основными направлениями промышленной политики являются:

- структурная перестройка промышленности, предполагающая изменение состава и содержания ее частей, существующих пропорций и связей в целях повышения эффективности функционирования промышленности и увеличения ее вклада в экономику;

- реформирование и реструктуризация предприятий в целях обеспечения успешной работы предприятий в современных условиях, улучшения фи-

нансово-экономических результатов деятельности, повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства;

- повышение эффективности управления государственной и частной собственностью в промышленности;

- совершенствование налоговой системы, освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования и недопущение роста налоговой нагрузки для резидентов технико-внедренческих зон;

- инвестиционная политика, осуществляющаяся в условиях перехода экономики к инвестиционному типу развития, базирующегося на формировании благоприятного инвестиционного климата, развитии инфраструктуры инвестиционного рынка и реализации конкретных инвестиционных проектов и программ.

Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для производственной деятельности, осуществляемым непосредственно государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относится субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции и субсидирование процентных ставок. Косвенные методы, минимизируя перераспределение ресурсов как таковое, изменяют ожидания производителей и, в первую очередь, оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности.

Основными средствами современной промышленной политики должны быть косвенные методы, такие как:

- принятие нормативных актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей;

- создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и в особенности инновационной деятельности;

- снятие ограничений на производственную деятельность;

- реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами.

В рамках промышленной политики вступление или невступление Российского государства во внешнеэкономические соглашения, а также в международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты интересов российских производителей товаров и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике Российской Федерации в целом. Недопустимо проведение внешнеэкономической политики в ущерб интересам российских потребителей [6].

С этой точки зрения перспективы и последствия вступления России в ВТО могут оцениваться нами двояко. Если оценивать перспективы вступления России в ВТО для населения как потребителей создаваемых стоимостей, то в этом отношении, несомненно, будет наблюдаться определенный прогресс, так как население нашей страны будет обеспечено высокотехнологичной качественной продукцией. Рассматривая данный вопрос с позиции предприятий отечественной промышленности, можно выявить перспективы сворачивания производства и ликвидации отечественной промышленности в це-

лом как сферы экономики из-за ее неконкурентоспособности по сравнению с товарами других государств. В подобной ситуации даже трансферт новых технологий не будет способен в России обеспечить трудоспособное население создаваемыми рабочими местами, что увеличит процент безработицы -одного из показателей, характеризующих экономическую безопасность страны.

Принципиальные особенности современной промышленной политики, которые должны быть учтены как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях заключаются в следующем:

- объектом современной промышленной политики являются не только отдельные отрасли, производства, корпорации, но также и производители товаров и услуг. Это могут быть не только производственные предприятия, но и отдельные предприниматели и т.д.;

- все большее размывание отраслевых границ за счет диверсификации в новые виды товаров, активизации деятельности по инсорсингу-аутсорсингу, а также кооперации с компаниями из других отраслей привело к формированию экономики отраслей, тесно связанных между собой;

- определяющая роль принадлежит формированию нового технологического ядра, конвергенции технологий, связанной с реализацией принципиально новых возможностей за счет перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий, возрастающего влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления;

- успех проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость разработки новых механизмов ее реализации. Среди них кластерный подход к построению промышленной политики, модернизация экономики, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, частно-государственное партнерство [6].

В результате исследований установлено, что происходящие интеграционные процессы еще не приобрели стабильного характера. Появились новые формы интеграции (создаются территориально-отраслевые и функциональноотраслевые кластеры, продуктово-отраслевые альянсы). Новые интеграционные процессы находят свое отражение в исследованиях ученых. Мы поддерживаем мнение авторов о необходимости создания кластеров. Кластерный подход формирует механизм организационно-экономических отношений, позволяющий получать эквивалентную затратам прибыль всем участникам кластера.

Майкл Портер определил кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. В своих трудах он предлагает кластерную стратегию как инструмент государственной политики повышения конкурентоспособности отдельных компаний (в кластерах) и экономики в целом.

Различают три определения кластеров, в каждом из которых выделена основная черта его функционирования: регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям; вертикально-производственные

цепочки, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера [7].

Формирование относительно стабильного образования с эффективной внутренней системой прямых и обратных связей, их инновационным регулированием, подобно отраслевому кластеру, оказалось привлекательным прежде всего для предприятий, выпускающих технологически сложную продукцию, при широкой кооперации смежников, так как связано с улучшением дисциплины и условий поставок в рамках таких образований, а также со стабильным сбытом своей продукции. Стабильность организационно-экономических отношений стимулирует участие в производственных программах предприятий, банков и иных финансовых структур, т.е. расширяется реальная возможность привлечения долгосрочных инвестиций. Следовательно, содержанием промышленной политики должна стать организация промышленных кластеров - точек роста будущей конкурентоспособности экономики территории.

С точки зрения промышленной политики принципиальные отличия кластера от иных территориальных образований состоят в следующем:

- географически сконцентрированное сочетание компаний, в том числе принадлежащих смежным отраслям. Фундамент кластера образуют сильные компании, проверенные рынком;

- широкий состав участников. Это, как правило, поставщики, сервисные организации, научные центры, специализированные банки, учебные заведения, государственные структуры, малые предприятия;

- бизнес-климат территории (тесные связи, интенсивный обмен идеями и информацией о новых технологиях, использование лучших управленческих практик) [8].

Мировой опыт показывает, что создание кластеров представляет собой затратный процесс, в котором примерно половину объема финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но данная практика не исключает применения новых механизмов финансирования. Прежде всего, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования вкладов, а также дальнейшее развитие механизмов аутсорсинга и субконтрактинга.

Для организации промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных исследовательских университетов, способных составить конкуренцию зарубежным образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг и инновационных разработок.

Основа кластеризации промышленности - основанный на инновациях модернизационный процесс. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения.

Выбор кластеров - слабо проработанная проблема, решение которой должно увязываться с наличием предпосылок для развития территориального потенциала критически важных технологий, а также сервисных видов деятельности, обслуживающих высокие технологии и создающих на их основе новое оборудование. Базовыми компаниями кластера на территории могут рассматриваться крупные национальные компании - операторы глобальных рынков (ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром» и др.) [8].

Создание кластера обусловливает ряд преимуществ:

1) повышает отдачу от уже имеющихся средств за счет улучшения координации действий предприятий-контрагентов;

2) стабилизирует экономику предприятий за счет сближения интересов производителей;

3) расширяет возможности регулирования уровня цен на продукцию;

4) стабилизирует хозяйственные связи за счет повышения надежности и упрочнения взаиморасчетов по предприятиям. Достигается определенная денежная стабильность и противодействие инфляционным процессам;

5) расширяет возможности формирования рынка сбыта выпускаемой продукции;

6) обеспечивает гарантию востребованности продукции каждого предприятия.

С созданием кластера отпадает опасность монополизации предоставления банковских услуг членам группы и изъятия заработанных промышленностью средств.

Преимуществом этого направления можно признать сокращение численности управленческого персонала и связанных с этим накладных расходов, в результате повышается эффективность экономики всего объединения в целом.

Одна из основных задач кластера - формирование замкнутой, законченной схемы производства конечной продукции, концентрация и более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов для повышения эффективности производства качественной продукции.

В качестве приоритетных направлений деятельности кластера установлены следующие:

1) относящиеся к структурной перестройке: новые технологии, производство конкурентоспособной продукции, обеспечивающие наращивание ресурсов и стабилизацию производства;

2) относящиеся к способам организации, формам и методам функционирования кластера, которые обеспечивают:

- повышение заинтересованности входящих в кластер структур во вложении средств в стабилизацию производства;

- удовлетворение и стимулирование платежеспособного спроса;

- нормализацию финансово-экономического положения на производстве и его рентабельную работу в условиях рынка без привлечения централизованных финансовых ресурсов;

- эффективность консолидации промышленного и финансового капитала и распределение прибыли;

- сочетание интересов крупных и мелких предприятий при осуществлении совместной деятельности.

Создание кластера отвечает, прежде всего, интересам производителей. Последние получат тем самым возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики в ситуации еще не сформировавшихся рыночных институтов и уже практически отсутствующих плановых рычагов управления народным хозяйством. Объединение технологически и экономически взаимосвязанных

производственных, торговых и финансовых предприятий облегчит решение задач инвестирования финансовых средств на производство конкурентоспособной продукции, снижения издержек, а также проблем, связанных с производственными, финансовыми и торговыми операциями.

Интересы участников кластера совпадают в основном с интересами государства. Они заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности за счет снижения издержек производства и обращения, достигаемого путем создания общей инфраструктуры (информационной, банковской, страховой, снабженческо-сбытовой, транспортной, социальной, кадровой), посредством повышения устойчивости и надежности функционирования на базе установления и поддержания прочных связей с другими участниками кластера. Немаловажны и другие преимущества интеграции: упрощение схем и соответствующий рост результативности взаимодействия с органами государственной власти и управления, с партнерами и конкурентами на рынках; концентрация инвестиций.

Главным направлением развития промышленного комплекса России, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой, с низкой материало- и энергоемкостью продукции, применением прогрессивных технологий обработки изделий, производство которой требует вложения более высококвалифицированного труда и инноваций. Стратегической целью должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании инновационных технологий, повышение конкурентоспособности национального хозяйства и обеспечение экономической безопасности страны.

Список литературы

1. Татаркин, А. И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России / А. И. Татаркин // Экономика и управление. - 2008. - № 2.

2. Шаккум, М. Национальная промышленная политика в свете присоединения к ВТО / М. Шаккум // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. -№ 1.

3. Шинкаренко, П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения / П. Шинкаренко // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 12.

4. Чеботарев, Н. Ф. Концепция государственной экономической политики по созданию условий для развития национальной инновационной системы / Н. Ф. Чеботарев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 5.

5. Губанов, С. К политике неоиндустриализации / С. Губанов // Экономист. -2009. - № 9.

6. Завадников, В. О. О промышленной политике в Российской Федерации /

В. О. Завадников // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. -№ 5.

7. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Изд. дом «Вильямс», 2000. -

495 с.

8. Кондратьев, В. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты / В. Кондратьев // ЭКО. - 2008. - № 3.

Сергеева Ирина Анатольевна доктор экономических наук, профессор кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет

E-mail: iransergeeva@yandex.ru

УДК 637.5 Сергеева, И. А.

Формирование промышленной политики как основы экономической безопасности страны / И. А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 4 (20). -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 191-199.

Sergeeva Irina Anatolyevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management,

Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.