ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА УДК: 33.339; 923
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОМЫШЛЕННОГО И ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АРГЕНТИНЫ
Карпов Сергей Анатольевич
научный консультант ФГУП "ЦНИИ "Центр", проректор по организационно-учебной работе Московского технологического института, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, Почетный работник высшего профессионального образования
Аннотация. В работе рассмотрены основные этапы развития экономических отношений России и Аргентины в XXI веке. Проанализированы особенности товарооборота и существующих связей в отраслях промышленности, военной сфере. Показаны перспективные направления взаимовыгодного сотрудничества.
Ключевые слова: Аргентина, Россия, промышленное сотрудничество, военно-техническое содействие, интеграционные объединения, официальные визиты.
Karpov Sergey Anatolyevich, scientific adviser of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Prorector on organizational and educational work of Moscow Technological Institute, doctor of economic Sciences, Professor, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Honorary worker of higher professional education, Moscow, Russian Federation.
Problems and prospects of industrial and military cooperation between Russia and Argentina.
Abstract. The paper considers the main stages of development of economic relations between Russia and Argentina in the XXI century. The features of trade turnover and existing ties in the industries and the military sphere are analyzed. The perspective directions of mutually beneficial cooperation are shown.
Keywords: Argentina, Russia, industrial cooperation, military-technical assistance, integration association, official visits.
Аргентина (Аргентинская республика) является одним из крупнейших государств Южной Америки, перспективным промышленным и военным партнером России в этой части Американского континента. Территория Аргентины составляет 2,78 млн км2 (2-е место после Бразилии). По данным на 2016 г. численность ее - 44 млн человек (3-е место после Бразилии и Колумбии). Несмотря на то, что Бразилия значительно больше Аргентины по территории (8,52 млн. км2) и численности населения (212,8 млн чел. на 2018 г.), у нее, по сравнению с Аргентиной, имеется существенный недостаток, c точки зрения зарубежных бизнесменов. Это государственный португальский язык, на котором говорит практически все население страны. Во всех остальных странах Южной и Латинской Америки говорят на испанском языке.
Таким образом, налаживая экономические контакты с Латинской Америкой, не через Бразилию, а через Аргентину можно легко выходить на все другие испаноговоря-щие страны континента. И хотя испанский и португальский языки в определенной степени схожи, для большинства бразильских коммерсантов языковые различия являются определенным препятствием внедрения и развития бизнеса в соседних, но испано-говорящих странах. Как правило, данная
проблема существует и применительно к иностранным бизнесменам и государствам. Если они начинают вести бизнес с Бразилией, то расширить его на соседние испаного-ворящие государства бывает непросто.
Именно Аргентина является фактическим лидером большинства экономических и политических объединений в этом регионе, таких как "Меркосур" (Mercosur) - "Общий рынок стран Южной Америки" (Mercado Común del Sur), "Унасур" (UNASUR) - "Союз южноамериканских наций" (Unión de Naciones Suramericanas), "СЕЛАК" (CELAC) - "Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна" (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños).
Коротко отметим особенности каждой из перечисленных структур.
Как известно, "Общий рынок стран Южной Америки" является 3-им уровнем интеграционного объединения государств. "Общий рынок Меркосур" был создан в соответствии с Асунсьонским договором (г. Асунсьон, Парагвай) в 1991 г. в целях организации Зоны свободной торговли, т.е. формирования 1-го уровня интеграционного объединения государств. Идею о создании "Меркосура" еще в 1985 г. выдвинул тогдашний Президент Аргентины Рауль Рикардо Альфонсин Фулькес (1983-1989 гг.), который руководил и соответствующей подготовительной работой. Принятое название "Общий рынок" показывает будущие перспективы развития данного экономического и политического объединения. В него вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и с июля 2012 г. Венесуэла. Однако с августа 2017 г. членство Венесуэлы в организации приостановлено. На "Меркосур" сейчас приходится 40% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и 33% объема общей торговли всех стран Латинской Америки. Совокупный объем ВВП стран-участниц составляет 3,3 трлн $.
В 1994 г. страны-члены "Меркосур" подписали в небольшом бразильском городке "Соглашение в Оуро Прето" о переходе объединения с 1 января 1995 г. на второй, более высокий интеграционный уровень, т.е. от Зоны свободной торговли к Таможенному Союзу. Как следствие, для стран-участниц
был введен Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на импортируемую продукцию со ставками импортных пошлин от 0 до 20%.
В настоящее время "Меркосур" считается вторым по численности населения и экономическому потенциалу Таможенным союзом в мире после Европейского Союза (ЕС).
Наряду с основными в "Меркосур" входят также ассоциированные государства-члены: Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Чили, Эквадор—практически все крупнейшие страны Южной Америки, а также официальные наблюдатели: Мексика и Новая Зеландия.
Экономический и политический расцвет деятельности "Меркосура" и самой Аргентинской Республики специалисты связывают с периодом правления в Аргентине супругов Киршнер: Президент Нестор Кар-лос Киршнер Остоич (2003-2007 гг.) и Президент Кристина Элизабет Фернандес де Киршнер (2007-2015 гг.).
Кроме того, при активном участии Президента Нестора Киршнера в декабре 2004 г. был создан "Союз Южноамериканских наций" (Унасур), в котором Аргентина является полноправным членом. А в 2005 г. Аргентина вошла ассоциированным членом в "Андское сообщество наций" (исп. ^munidad andina nation, CAN). "Унасур" был создан как региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки. Основная задача Союза — к 2020 г. достичь интеграции экономик государств-членов и создать Зону свободной торговли. В данный Союз вошли государства-участники "Меркосур": Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай), члены "Андского сообщества": Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор и Чили. Гайана и Суринам подписали соответствующее соглашение, но отложили своё вступление в "Унасур" на неопределённый срок. Данная организация имеет определенную антиамериканскую направленность.
В декабре 2008 г. на внеочередном саммите "Унасур" был создан Южноамериканский совет обороны (ЮАСО), призванный обеспечивать снижение напряженности на континенте.
В августе 2009 г. в г. Барилоче (Аргентина) на очередном саммите организации в качестве основного вопроса рассматрива-
лось требование президента Венесуэлы Уго Чавеса о выводе семи военных баз США с территории Колумбии для ослабления военного влияния США в Южной Америке.
В мае 2010 г. во время встречи представителей стран-участниц "Унасур" в Буэнос-Айресе был избран первый Генеральный секретарь этой организации — бывший президент Аргентины Нестор Киршнер. Благодаря Аргентине в этот период в организации влияние США было сведено к минимуму, а в отношениях с Россией наметился существенный прогресс в области промышленного и военного сотрудничества.
В феврале 2010 г. при активном участии аргентинского Президента Кристины Киршнер и ее супруга, экс-Президента Нестора Киршнера было создано "Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна" (исп. Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC), в которое вошли все 33 независимые страны континента, кроме США и Канады. Основное отличие "CELAC" от других региональных организаций Америки на саммите в г. Канкуне (Мексика) было объявлено очень четко и жестко: сообщество объединит все страны Латинской Америки и Карибских островов, но не допустит участия в нем США и Канады. На саммите "СЕЛАК" в Каракасе (Венесуэла) в 2011 году прямо подчеркивалось, что новая организация призвана потеснить "Организацию американских государств" (ОАГ), находящуюся под влиянием США и стать ее противовесом. Естественно такой подход вызвал озабоченность США.
Отметим, что менее чем через неделю после саммита в Каракасе К. Киршнер была избрана на второй 4-хлетний срок Президентом Аргентины и приведена к присяге, что свидетельствовало о поддержке ее курса против США населением страны. Как и Н. Киршнер, Кристина Киршнер неоднократно подчеркивала, что экономические, военные и политические отношения с Россией являются приоритетом внешней политики Аргентины. Данный курс одобрялся не только коренными жителями Аргентины, но и 300-тысячной русской диаспорой, одной из крупнейших в Южной Америке. Хотя состав русской диаспоры в Аргентине не одно-
роден, многие ее представители являются крупными бизнесменами, землевладельцами, военными и чиновниками с прорусскими настроениями. В Аргентине действуют русские школы, открыты русские церкви, культурные центры. Правильный учет про-российских и антиамериканских настроений позволил Нестору и Кристине Киршнерам значительно упрочить свои президентские позиции и оставаться у власти в течение почти 13 лет (с апреля 2003- по декабрь 2015 гг.). Отметим, что для Аргентины такая стабильность в руководстве - редчайший случай. Так, например, только с 21 декабря 2001 г. по 1 января 2002 г. (за 12 дней) в Аргентине сменилось 4 президента. Пятый в этот период президент проработал на посту чуть больше года: со 2 января 2002 г. по апрель 2003 г., до избрания Н. Киршнера.
При правлении Н. Киршнера впервые российский министр иностранных дел в декабре 2003 г. принял участие в состоявшемся в г. Монтевидео (Уругвай) саммите "Меркосур" и передал участникам послание Президента В. Путина, подтверждающее желание России к развитию сотрудничества. На данном саммите было принято совместное Заявление о разработке механизма многосторонних политических и экономических переговоров между Россией и "Меркосур". Уже через 4 месяца, в апреле 2004 г. в столице Аргентины Буэнос-Айресе прошла первая консультационная встреча представителей России и "Меркосур", имевшая широкий резонанс.
Президент Аргентины К. Киршнер дважды посещала Россию с официальными визитами в 2008 и в 2015 гг. По результатам ее визита в декабре 2008 году между Аргентиной и Россией было подписано "Совместное заявление о построении отношений стратегического партнерства"1, а также Меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере. Российская ПАО "Лукойл" заключила пятилетний контракт с аргентинскими компаниями "Епагеа", "Pobater" на поставки нефти и дизельного топлива2, а также контракт на использование крупнейших резервуаров для хранения энергоносителей в г. Кампана провинции Буэнос-Айрес. Корпорация "Росатом" заключила контракт на
участие в строительстве четвертой АЭС3. Были достигнуты и другие важнейшие договоренности по развитию промышленно-экономического сотрудничества в газовой, транспортной и других сферах. В рамках визита прошли дальнейшие переговоры о крупных поставках российских вооружений, которые были начаты во время визита в Аргентину в октябре 2008 г. Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н. Патрушева и руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Минобороны России М. Дмитриева. В марте 2009 г. было подписано межправительственное российско-аргентинское "Соглашение о безвизовых поездках" граждан обеих стран4.
Между двумя официальными визитами К. Киршнер посетила Россию и в 2013 г. для участия в саммите G-20 в г. Санкт-Петербурге. Для сравнения отметим, что за два президентских срока правления Киршнер ни разу не приезжала в США.
В период правления К. Киршнер российские президенты дважды посещали Аргентину с официальными визитами: в апреле 2010 г. - Президент России Д. Медведев и в июле 2014 г. - Президент России В. Путин. Причем визит Д. Медведева был первым официальным визитом Президента России в Аргентину за 125 лет существования дипломатических отношений между странами. По результатам визита 2010 г. Президента России были подписаны Совместное заявление о выходе на новый уровень сотрудничества, миллиардные контракты и 12 двусторонних соглашений, в том числе о сотрудничестве в атомной энергетике, о взаимодействии в освоении космоса и развитии спутниковой системы ГЛОНАСС, поставках военной техники, модернизации аргентинских железных дорог, о совместном освоении Антарктиды.
В ходе официального визита Президента В. Путина в Аргентину в июле 2014 г. был подписан ряд важнейших документов, углубляющих промышленное и военное сотрудничество. В частности, три документа, подготовленные по линии Министерства юстиции Российской Федерации, межведомственное Соглашение о сотрудничестве в сфере массо-
вых коммуникаций, межправительственное Соглашение о взаимном сотрудничестве в области применения атомной энергии в мирных целях. Особое внимание в переговорах президентов уделялось военно-техническому сотрудничеству: поставкам из России вертолетной техники, военно-транспортных самолетов для полетов в Антарктиде.
В апреле 2015 г. по результатам второго официального визита Президента Аргентины в Россию был подписан пакет из более 20 документов по военному, экономическому и культурному сотрудничеству двух стран. Кроме того, было подписано новое "Совместное заявление об установлении российско-аргентинского всеобъемлющего стратегического партнерства". Таким образом, в 2015 году Россия и Аргентина стали как юридически, так и фактически стратегическими партнерами в большинстве отраслей экономики. Аргентина категорически отказалась присоединяться к экономическим санкциям США и ЕС против России. Однако в декабре 2015 г. в результате очередных выборов на пост Президента Аргентины вступил Маурисио Макри, бывший мэр столицы Буэнос-Айреса, настроенный в значительной степени проамерикански. Это сразу сказалось на политических и торгово-экономических отношениях с Россией.Так, по данным ФТС России, если в 2015 г. при К. Киршнер товарооборот между Россией и Аргентиной достиг 946,7 млн $, то уже в 2016 г. он упал почти на 11% и составил лишь 847 млн $, т.е. снизился почти 100 млн $. Для сравнения отметим, что в 2002 г., до прихода к власти Н. Киршнер, товарооборот между Россией и Аргентиной составлял всего 224 млн $, т.е. вырос в 2015 году на 423 %. И хотя доля Аргентины во всем внешнеторговом обороте Российской Федерации в 2015 г. составила лишь порядка 0,2%, темпы роста товарооборота и политический аспект развития экономических и военных взаимосвязей имели очень важное значение для обеих стран. При этом российский экспорт в Аргентину в 2015 г. составлял 122,1 млн $, а импорт -824,6 млн $. В 2016 г. при новом президенте российский экспорт вырос на 13,3%, до 163 млн $, а импорт из Аргентины упал на 12,1%,
до 684 млн $, т.е. на 140,6 млн $. В 2017 г. товарооборот России с Аргентиной составил 890,8 млн $, немного увеличившись по сравнению с 2016 г. (на 5,17%), однако не достиг значений 2015 г. При этом экспорт России в Аргентину в 2017 г. составил 211,4 млн $, увеличившись на 29,68% по сравнению с 2016 г. А импорт России из Аргентины в 2017 г. составил 679,4 млн $, уменьшившись на 0,67% по сравнению с 2016 г.
В структуре российского экспорта преобладали поставки металла, продукции химической промышленности, минеральных удобрений. В структуре импорта из Аргентины - сельскохозяйственное сырье и продовольствие, что было особенно важно в начале санкционного периода, когда еще не заработал механизм импортозамещения.
Проводить более активную проамериканскую политику М. Марси помешали несколько факторов. Во-первых, определенное влияние 300-тысячной русской диаспоры. Во-вторых, невозможность быстрого расторжения многочисленных двухсторонних контрактов, заключенных при Н. и К. Киршнер, в результате чего в Аргентине могли быть закрыты десятки тысяч рабочих мест. В-третьих, сказалась поддержка США действий Великобритании в войне 1982 г. за Фолклендские (Мальвинские) острова. Аргентинцы не забыли серьезного и унизительного поражения в этой войне: около 700 убитых, свыше 1000 раненых, более 11 тысяч взятых в плен, уничтоженные аргентинские суда и самолеты. Все погибшие в той войне считаются национальными героями Аргентины, и им до настоящего времени поклоняются жители страны. А к США, поддержавшим Великобританию в военных действиях против Аргентины, с тех пор отношение отрицательно настороженное.
Аргентина понимает слабость и низкую боеспособность своей армии, в значительно степени использующей старое вооружение и военную технику из США. Однако многие высокопоставленные военные и политики выступают за необходимость перевооружения армии, надводного и подводного флота с помощью других стран, в первую очередь, России. Не случайно в
сентябре 2016 г. при Президенте М. Макри в Москве прошла встреча Министра обороны России С. Шойгу и Министра обороны Аргентины Х. Мартинеса. По результатам этой встречи С. Шойгу заявил, что Россия и Аргентина готовы к укреплению и расширению военного и военно-технического сотрудничества. А Х. Мартинес объявил о заинтересованности Аргентины в ряде конкретных видов российской боевой техники, список которой передан российским предприятиям-изготовителям.
В-четвертых, целый ряд совместных проектов, начатых еще при Н. и К. Кишнер, не могут быть завершены без российских технологий и специалистов. Например, строительство ГЭС Чиуидо-1 (Chihuido-1) с участием российской компании "Интер-РАО" и с объемом российских инвестиций в 2 млрд $. Строительство нового энергоблока АЭС АшЛа компанией "Росатом", выступающей в качестве заказчика и исполнителя. Российским ПАО "Силовые машины" установлено оборудование на ряде аргентинских электростанций, вырабатывающих более 20% всей электроэнергии страны, которое требует постоянного технического обслуживания российскими специалистами и модернизации устаревающих агрегатов. Поэтому, впервые встретившись с российским Президентом В. Путиным на саммите G-20 в 2016 году в Ханчжоу (Китай), новый аргентинский Президент М. Макри, несмотря на свою определенную проамериканскую ориентацию, заявил о намерении усилить дальнейшую совместную работу с Россией, в частности в области энергетики, добывающей промышленности.
В настоящее время развиваются экономические отношения между нашими странами в нефтяной и газовой добывающих отраслях. Подписаны новые контракты по реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции. Расширяется военное и военно-техническое сотрудничество.
В январе 2018 г. Президент М. Макри посетил Россию с двухдневным официальным визитом. В результате переговоров с Президентом России были согласованы и приняты перспективные проекты по добыче сланце-
вого газа, урана, а также строительству АЭС, сотрудничеству в сфере ядерной медицины и ядерного топливного цикла. Президенты согласовали позиции перед планируемым саммитом G-20 в столице Буэнос-Айресе в декабре 2018 г., где Аргентина будет председательствовать. В. Путин подчеркнул, что Аргентина является для России "одним из приоритетных партнеров в Латинской Америке", однако отметил, что пока объем товарооборота между странами "не такой уж большой".
25 сентября 2017 г по инициативе российской диаспоры в столичном Буэнос-Айресе, в престижном районе Бельграно одна из площадей получила название Площадь Российской Федерации. В ответ на это событие во время январского визита Президент М. Макри открыл в Москве рядом с посольством Аргентины Сквер Аргентинской Республики, символизирующий дружбу аргентинского и российского народов.
Сегодня, реально оценивая политическую ситуацию, можно отметить ряд перспективных направлений промышленного и военного сотрудничества5 России и Аргентины.
В соответствии с подписанным "Меморандумом" Россия планирует проводить разведку и разработку урановых месторождений в Аргентине, вложив при этом порядка 250 млн $ инвестиций. Российский "Газпром" ведет подготовительные переговоры для подписания договора о вхождения в аргентинский проект добычи сланцевого газа "Эстасион Фернандес Оро". Как отмечает "левая" аргентинская пресса, Россия будет добывать стратегический уран и сланцевый газ "под носом у США". Однако данный проект вполне реален, коммерчески обоснован и обусловлен тем, что развивающаяся промышленность Аргентины испытывает дефицит в энергоресурсах. И при периодической нехватке газа в стране правительство вынуждено импортировать его. В случае подписания договора "Газпром" мог бы продавать добываемый газ на внутреннем рынке Аргентины и закрыть данную проблему.
Аргентина многие годы планирует модернизацию вооруженных сил, но постоянно откладывает ее из-за нехватки бюджетных средств. Однако устаревшая морально
и физически военная техника потребует замены в ближайшее время. В этом направлении у России хорошие перспективы для сотрудничества, особенно в поставках авиационной и военно-морской техники. Как уже отмечалось, Аргентина не вводила антироссийские санкции и готова значительно увеличить поставки продовольствия на российский рынок, прежде всего мяса, молочных продуктов, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, ряд российских отраслей промышленности представляет интерес для аргентинских инвесторов, что при соответствующей поддержке на государственном уровне может принести существенную экономическую выгоду обеим странам. Как уже отмечалось, Россия через Аргентину может выходить на рынки других испаного-ворящих стран Латинской Америки и меж-страновые интеграционные объединения "Меркосур", "Унасур", "СЕЛАК". Однако и для Аргентины открываются широкие перспективы для выхода через сотрудничество с Россией6 на рынки "Евразийского Экономического Союза" (ЕАЭС) и "Шанхайской организации сотрудничества" (ШОС).
Список литературы
1. Визит Президента Аргентинской Республики Кристины Фернандес де Кишнер в Москву. Совместное заявление Российской Федерации о построении отношений о стратегическом партнерстве.- Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/text/ docs/2008/12/210415. shtml (дата обращения: 22.03.2018).
2. Аргентина-Россия: Визит Президента Аргентинской Республики Кристины Фернандес де Кишнер в Москву. - Режим доступа: http://www. lapoliticaonline.com/noticias/val/53875/ (дата обращения: 22.03.2018).
3. www.ilaran.ru (дата обращения: 22.03.18).
4.http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/379BBB58F79F8 708C325757D00304932 (дата обращения: 22.03.18).
5. Карпов С.А. Развитие бизнес-инноваций: международный опыт //Effective modernization of recent science.- Прага (Чехия), 2015. - С. 48-52.
6. Карпов С.А. Развитие теорий интернационализации бизнеса // The current problems of modern science.- Пшемышль (Польша), 2015. - С. 28-33