Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотов В. В.

Работа посвящена исследованию проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков на современном этапе развития общества и технологий. Автором исследованы запросы общества, предъявляемые к специалистам в быстроменяющихся условиях жизни и новые проблемы, встающие перед образовательными организациями и детскими общественными объединениями, помогающими в рамках неформального образования в процессе профессионального самоопределения личности. Актуальность темы исследования связана с потребностью общества настоящее время в эффективном, успешном, динамичном и самосовершенствующемся специалисте. Осознанный выбор будущего профессионального пути состоит в понимании внутренних процессов молодёжной среды и осмыслении вариантов выбора профессии. Молодые люди сейчас, как никогда, нуждаются в получении знаний о профессиях вообще и о выбираемой сфере деятельности в частности, определении своих способностей и понимании, как наиболее разумно их применить. И не важно, выбирает будущий специалист мыслительную деятельность или физический труд - и в том, и в другом случае он нуждается в помощи в профессиональной ориентации. Цель настоящей работы заключается в выявлении проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков. При анализе проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков были использованы работы специалистов, занимающихся вопросами сферы образования детей и профессионального самоопределения личности, а также результаты социологического опроса обучающихся, проведённого Национальным Агентством финансовых исследований. В заключение сделан вывод, что профориентационная работа детских общественных организаций способствует активному вовлечению молодых людей в различные виды деятельности, в том числе - в социально-ориентированную и профессиональную деятельность. Участие детей и подростков в деятельности детских общественных объединений способствует ориентации молодых людей на процесс самопознания, стимулирует к самообразованию и нацеливает на самореализацию, что, в итоге, приводит их к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH

The work is devoted to the study of the problems and prospects of professional orientation of youth and the role of children's public organizations in the process professional self-determination of children and adolescents at the present stage development of society and technology. The author investigated society's requests, presented to specialists in rapidly changing living conditions and new problems facing educational organizations and children's public associations that help in the framework of non-formal education in the process of professional self-determination of the individual. Relevance of the topic research is related to the need of society at the present time for effective, successful, dynamic and self-improving specialists. Conscious choice of the future professional path is to understand the internal processes of youth environment and comprehension of options for choosing a profession. Young people now more than ever, need to gain knowledge about professions in general and about the chosen field of activity in particular, defining their abilities and understanding how it is most reasonable to apply them. And it doesn't matter, the future specialist chooses mental activity or physical labor - in both cases, he needs help with vocational guidance. The purpose of this work is to identify the problems and prospects of vocational guidance of youth and the role of children's public organizations in the process of professional self-determination of children and adolescents. When analyzing problems and prospects vocational guidance of youth and the role of children's public organizations in the process of professional self-determination of children and adolescents were used the work of specialists dealing with the education of children and professional self-determination personality and also the results of sociological survey of students conducted by the National Agency financial research. In conclusion, it was concluded that the vocational guidance work of children's organizations promotes active involvement of young people in various activities, including social oriented and professional activities. Participation of children and adolescents in activities of children's public associations contributes to the orientation of young people to the process of self-knowledge, stimulates self-education and aims at self-realization, which ultimately leads them to professional selfdetermination.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

m

Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N 7 Образовательный вестник "Сознание " I https://e-pubmed.org

,'0, This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

^^^^^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE I НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© ZotovV.V, 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-35-41

PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH

Zotov V. V.

Russian State University baned after A.N. Kosygin, Moscow, Russian Federation

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Зотов В.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина», г. Москва, Российская Федерация

Abstract. The work is devoted to the study of the problems and prospects of professional orientation of youth and the role of children's public organizations in the process professional self-determination of children and adolescents at the present stage development of society and technology. The author investigated society's requests, presented to specialists in rapidly changing living conditions and new problems facing educational organizations and children's public associations that help in the framework of non-formal education in the process of professional self-determination of the individual. Relevance of the topic research is related to the need of society at the present time for effective, successful, dynamic and self-improving specialists. Conscious choice of the future professional path is to understand the internal processes of youth environment and comprehension of options for choosing a profession. Young people now more than ever, need to gain knowledge about professions in general and about the chosen field of activity in particular, defining their abilities and understanding how it is most reasonable to apply them. And it doesn't matter, the future

Аннотация. Работа посвящена исследованию проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков на современном этапе развития общества и технологий. Автором исследованы запросы общества, предъявляемые к специалистам в быстроменяющихся условиях жизни и новые проблемы, встающие перед образовательными организациями и детскими общественными объединениями, помогающими в рамках неформального образования в процессе профессионального самоопределения личности. Актуальность темы исследования связана с потребностью общества настоящее время в эффективном, успешном, динамичном и самосовершенствующемся специалисте.

Осознанный выбор будущего профессионального пути состоит в понимании внутренних процессов молодёжной среды и осмыслении вариантов выбора профессии. Молодые люди сейчас, как никогда, нуждаются в получении

specialist chooses mental activity or physical labor -in both cases, he needs help with vocational guidance. The purpose of this work is to identify the problems and prospects of vocational guidance of youth and the role of children's public organizations in the process of professional self-determination of children and adolescents. When analyzing problems and prospects vocational guidance of youth and the role of children's public organizations in the process of professional self-determination of children and adolescents were used the work of specialists dealing with the education of children and professional self-determination personality and also the results of sociological survey of students conducted by the National Agency financial research. In conclusion, it was concluded that the vocational guidance work of children's organizations promotes active involvement of young people in various activities, including social oriented and professional activities. Participation of children and adolescents in activities of children's public associations contributes to the orientation of young people to the process of self-knowledge, stimulates self-education and aims at self-realization, which ultimately leads them to professional self-determination.

Keywords: vocational guidance, children's public organizations, labor market, professionalism, youth employment.

REFERENCES

[1] Ananchenkova P.I., Anikeeva O.P., Ahmetzyanova G.N. [i dr.]. Menedzhment kachestva i innovacii v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. - M.: Rossijskij gosudarstvennyj torgovo-ekonomicheskij universitet, 2010. Tom 1. 480 s.

[2] Harchenko I.I., Arsent'eva N.M. - Paradoksy professional'noj orientacii molodezhi: chto v prioritete - interesy i samorealizaciya ili potrebnosti ekonomiki // Sociodinamika. 2019. № 12. S. 86-102.

знаний о профессиях вообще и о выбираемой сфере деятельности в частности, определении своих способностей и понимании, как наиболее разумно их применить. И не важно, выбирает будущий специалист мыслительную

деятельность или физический труд - и в том, и в другом случае он нуждается в помощи в профессиональной ориентации. Цель настоящей работы заключается в выявлении проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков. При анализе проблем и перспектив

профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков были использованы работы специалистов, занимающихся вопросами сферы образования детей и профессионального самоопределения личности, а также результаты социологического опроса обучающихся, проведённого Национальным Агентством финансовых исследований. В заключение сделан вывод, что

профориентационная работа детских общественных организаций способствует активному вовлечению молодых людей в различные виды деятельности, в том числе - в социально-ориентированную и

профессиональную деятельность. Участие детей и подростков в деятельности детских общественных объединений способствует ориентации молодых людей на процесс самопознания, стимулирует к самообразованию и нацеливает на самореализацию, что, в итоге, приводит их к профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессиональная

ориентация, детские общественные

организации, рынок труда, профессионализм, трудоустройство молодёжи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Ананченкова П.И., Аникеева О.П., Ахметзянова Г.Н. [и др.]. Менеджмент качества и инновации в образовании: коллективная монография. - М.: Российский государственный торгово-экономический университет, 2010. Том 1. 480 с.

[2] Харченко И.И., Арсентьева Н.М. - Парадоксы профессиональной ориентации молодежи: что в приоритете - интересы и самореализация или

[3] Tonkonog V.V. Formirovanie i razvitie regional'noj innovacionnoj obrazovatel'noj sistemy // Trud i social'nye otnosheniya. 2016. № 4. S. 131-138.

[4] Otchet po rezul'tatam sociologicheskogo issledovaniya sredi uchashchihsya uchebnyh zavedenij v celyah opredeleniya urovnya ih zainteresovannosti v posleduyushchem trudoustrojstve v organizaciyah goroda, povysheniya effektivnosti provodimoj proforientacionnoj rabot // Nacional'noe Agentstvo finansovyh issledovanij. URL: НАФИ_Презентация исследования (школьники).pdf (mos.ru) (data obrashcheniya: 15.05.2021).

потребности экономики // Социодинамика. 2019. № 12. С. 86-102.

[3] Тонконог В.В. Формирование и развитие региональной инновационной образовательной системы // Труд и социальные отношения. 2016. № 4. С. 131-138.

[4] Отчет по результатам социологического исследования среди учащихся учебных заведений в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве в организациях города, повышения эффективности проводимой профориентационной работ // Национальное Агентство финансовых исследований. URL: НАФИ_Презентация исследования (школьники).pdf (mos.ru) (дата обращения: 15.05.2021).

Author Contributions. Zotov V.V. — literature review, collection and processing of materials, research concept and design, writing a text.

Conflict of Interest Statement. The author declares no conflict of interest. Zotov V.V. - ORCIDID: 0000-0002-6590-919X

Research interests, number of main publications: Study of pedagogical researches, more than 40 publications were published, 6 of them in SCOPUS, 10 in the Higher Attestation Commission and 24 in conference proceedings.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, детские общественные организации, рынок труда, профессионализм, трудоустройство молодёжи.

Вклад автора. Зотов В.В. — обзор литературы, сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов. Зотов В.В. — ORCID Ю: 0000-0002-6590-919Х

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: педагогические исследования, опубликованы более 40 публикаций из них 6 в СКОПУС, 10 в ВАК и 24 в материалах конференций.

For citation: Zotov V.V. PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №7. pp. 35-41. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-35-41.

Для цитирования: Зотов В.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №7. С. 35-41. Эо1: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-35-41.

Введение. Современная Россия набирает обороты, переходя от одной общественно-экономической системы к другой, что сопряжено с большими трудностями в разных областях общественной жизни. Новые психологические проблемы возникают и в профессиональном самоопределении

человека. В первую очередь, это связано с необходимостью быстрой адаптации к новым социально-экономическим требованиям и развитию рынка труда, отсутствием соответствующего социального опыта как у

отдельного человека, так и у всего общества. Сегодня можно отчетливо увидеть новые запросы общества и новые проблемы в профессиональном самоопределении

личности. В настоящее время процесс профессиональной ориентации молодых людей находится в сложных условиях рынка труда, связанных с переосмыслением трудовой функции и стремительным развитием технологий. В этой связи становится сложнее принимать верное решение по выбору профессии, что

осложняется также механизмами, управляющими этим процессом. Сравнивая социально-экономические характеристики хозяйствования прежнего и настоящего времени, можно отчетливо увидеть новые запросы общества и новые проблемы и в профессиональном самоопределении

личности. Сегодня можно выдвинуть новые требования к личности, реально удача на рынке труда может быть обеспечена только профессионалу. Более того, сегодня для специалиста недостаточно обладать определенными профессионально

значимыми качествами или способностями. В процессе их реабилитации и профориентации важно ввести технологию коррекции уверенности в себе. Центральным механизмом саморегуляции в

профессиональном самоопределении

выступает самосознание. Возникающее на основе развития самосознания противоречия образуют движущие силы развития личности.

Профессиональное самоопределение становится актуальной проблемой и для тех, кто по различным причинам потерял работу, не может или не желает работать по имеющейся профессии, специальности и для молодёжи, ищущей своё профессиональное призвание в жизни. Реальное число безработных значительно выше, ведь существует такое явление, как скрытая безработица. Организуя деятельность по профориентации, необходимо принимать в расчёт и тот факт, что в настоящее время многие из нуждающихся в её услугах имеют негативный опыт выбора профессии.

Сегодня имеется такой факт: в структуре мотивов профессионального выбора преобладают материальные, прагматические, утилитарные мотивы, т. е. те, которые имеют только личностное значение. Их рейтинг значительно выше всех остальных, особенно социальных, моральных, эстетических.

Цель настоящей работы заключается в выявлении проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в

процессе профессионального

самоопределения детей и подростков.

Материалы и методы. При анализе проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков были использованы работы специалистов, занимающихся вопросами сферы

образования детей и профессионального самоопределения личности, а также результаты социологического опроса обучающихся об уровне их

заинтересованности в трудоустройстве и осведомлённости о востребованных профессиях, проведённого Национальным Агентством финансовых исследований.

Результаты. Современная социально-экономическая ситуация на российском рынке труда предъявляет требования о росте производительной мощи страны за счёт формирования эффективных моделей обучения и воспитания, способных обеспечить высокий уровень качества профессиональной подготовки молодых людей. В этой связи возникает повышенное внимание к проблемам профессионального самоопределения подрастающего поколения, возрастают требования об уровне теоретических знаний и практической подготовки обучающихся к

самостоятельному труду. В современном обществе необходимо изыскивать новые подходы и внедрять современные технологии в процесс профессиональной ориентации. Поэтому ключевым условием эффективной деятельности в профессиональном обучении и формировании резерва квалифицированных кадров выступает целенаправленная работа с обучающимися, разъяснение социальной значимости рабочих профессий, повышение мотивации к профессиональному труду [1].

С целью решения проблемы подготовки специалистов в

общеобразовательных организациях

реализуются программы профессионального самоопределения, психологами проводятся различные тестирования, организуются

экскурсии в компании, проводятся беседы с родителями. Однако, в настоящее время довольно редко обсуждаются возможности профессионального самоопределения детей и подростков в рамках неформального образования, в частности, в детских общественных объединениях.

Современные детские общественные объединения - это формы социально-педагогической системы, которые способствуют активному вовлечению молодых людей в различные виды деятельности, в том числе - в социально-ориентированную и профессиональную деятельность. Участие детей и подростков в деятельности детских общественных объединений способствует ориентации молодых людей на процесс самопознания, стимулирует к самообразованию и нацеливает на самореализацию, что, в итоге, приводит их к профессиональному самоопределению.

Формирование имиджа рабочих профессий, поиск современных подходов к созданию нового социально-

психологического облика рабочего и специалиста ставит перед педагогами системы образования следующие задачи [2]:

• обеспечение выпускников школ необходимой информацией о профессиях и профессиональных возможностях специалистов современного рынка труда;

• повышение эффективности профессиональной ориентации молодежи в условиях взаимодействия с детскими общественными организациями.

В психологическом словаре

профессиональная ориентация трактуется как комплекс психологопедагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [3].

Выбор профессии является важнейшим шагом, совершаемым человеком

в подростковом возрасте. Найти дело по душе, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный, требующий от человека огромных усилий. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне [4]. В этих условиях управление ростом профессиональной компетентности

педагогов становится приоритетным. Сегодня перед работниками системы образования стоят задачи повышения качества образования, обеспечения его доступности, приведение в соответствие с современными потребностями человека, общества и государства. Системе образования необходим педагог «новой» квалификации с высокой профессиональной компетентностью, способный не только передавать готовые знания обучающимся, но и создавать условия для самостоятельного овладения ими и на протяжении образовательного периода готовить обучающихся к самоопределению в выборе будущей профессии, исходя из его задатков, способностей, психологического и генетического потенциала.

В рамках настоящей работы, важным моментом является изучение мнения самих подростков о значимости профессионального самоопределения в их жизни. Результаты социологического опроса обучающихся в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве и повышения

эффективности проводимой

профориентационной работы, проведённого Национальным Агентством финансовых исследований, показали, что чуть меньше половины школьников (44 %) придерживаются мнения, что для достижения успеха в жизни необходимо получение высшего образования (5 лет обучения в вузе). Треть школьников полагают, что жизненный успех зависит от получения степени магистра (17%) или двух высших образований (17%) (рисунок 1) [5].

'W

Затрудняюсь ответить (Difficult to answer)

6%

Другое (Other) | 1%

Аспирантура и ученая степень (Postgraduate study and scientific degree)

4%

Два высших образования (Two higher educations)

Магистратура (6 лет обучения в вузе) (Master's degree (6 years of study at a university)) Высшее образование (5 лет обучения в вузе) (Higher education (5 years of study at a university)) Бакалавриат (4 года обучения в вузе) (Bachelor's degree (4 years of study at the university)) Среднее специальное образование (Техникум) (Secondary special education (Colledge))

Начальное профессиональное образование (Primary vocational education)

17%

17%

44%

6%

I 2% 1%

Полное среднее образование (11 классов) (Full secondary education Ц 3%

(11 classes)) Неполное среднее образование (9 классов) (Incomplete secondary education | 1% (9 classes))

Рис. Распределение ответов на вопрос: «Какой уровень образования Вы считаете необходимым и достаточным для успеха в жизни?», в % от всех опрошенных.

Fig. Distribution of answers to the question: "What level of education do you consider necessary and sufficient for success in life?", in % of all respondents

Треть будущих выпускников школ (32%) ориентировочно знают о размере заработной платы опытных специалистов на рынке труда. Чёткое понимание уровня доходов опытных специалистов присутствует у14% респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От своей будущей специальности большая часть школьников ожидает того, что выбранная профессия будет интересной, эмоционально захватывающей и обеспечит высокий доход. В меньшей мере для будущих выпускников школ важны такие стороны будущей работы, как возможность общения с другими людьми, нахождение в коллективе, а также возможность свободно распоряжаться

своим рабочим временем и иметь гибкий график (можно выбрать несколько вариантов ответов) [5]:

• «Она должна захватывать меня эмоционально, быть интересной» - 68% респондентов;

• «Она должна обеспечивать высокий доход» - 55%;

• «Она должна быть комфортной и спокойной» - 34%;

• «Она должна давать мне возможность распоряжаться свободным временем», «Она должна давать мне возможность общаться с другими людьми, быть в коллективе» - по 31%.

Сегодня существует идеологический кризис современного общества, который создает достаточно серьезные преграды и ограничения на пути развития ценностно-нравственных мировоззренческих основ и профессионального сознания у тех, кто выбирает профессию. Большое влияние оказывают обстоятельства, парадоксальные для сферы трудовой деятельности, когда квалифицированный труд обесценивается и зачастую менее квалифицированный оплачивается значительно выше. Такие обстоятельства ведут к формированию установок на легкий высокооплачиваемый труд и поверхностную профессиональную подготовку.

Обсуждение. В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед российской системой образования, является развитие активного самостоятельного мышления каждого обучающегося в рамках образовательного процесса. Это обусловлено общественной потребностью в творческом мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, способных генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. Поэтому качество образования в современных условиях

является одной из важнейших характеристик, которая определяет конкурентоспособность не только отдельных учреждений образования, но и национальной образовательной системы в целом. В целях обеспечения дальнейшего развития образования внедряются сегодня актуальные эффективные направления в работе с обучающимися. Приоритетным

направлением развития системы

дополнительного образования детей и молодежи является работа по повышению качества дополнительного образования детей и молодежи, в которой отводится не последнее место детским общественным организациям.

Заключение. Исследование проблем и перспектив профессиональной ориентации молодёжи и роли детских общественных организаций в процессе профессионального самоопределения детей и подростков показало, что профориентационная работа детских общественных организаций, наряду с деятельность образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, способствует активному вовлечению молодых людей в разные виды деятельности, в том числе в социально-ориентированную и профессиональную деятельность.

Corresponding Author: Zotov Vladimir Vladimirovich - PhD in economy, Ass. professor of the Department of Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University. A.N. Kosygin», Moscow,

Russian Federation

E-mail: [email protected]

Ответственный за переписку: Зотов Владимир Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина» г. Москва, Российская

Федерация

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.