Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N9 Образовательный вестник "Сознание " I https://e-pubmed.org
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ur https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© Zotov V.V., 2021
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-34-40
Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021
PROFESSIONAL TEST AS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS
Zotov V. V.
Russian State University named after A.N. Kosygin, Moscow, Russian Federation
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Зотов В.В.
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина», г. Москва, Российская Федерация
Abstract. The article discusses the concept of a professional test, its essence and features of organizing professional tests as an effective way of professional self-determination of young people in public organizations club type at the place of residence. The author investigated the issues vocational guidance work among adolescents through professional trials, the types, forms and results of passing professional tests are considered. Today, the Government of the Russian Federation is developing and implementing measures to create a favorable environment for the stable formation of the sphere additional education of children, because it is this sector of educational activities contributes to the professional definition of adolescents and represented by various organizations, including not the last place assigned to public organizations of the club type at the place of residence. Demand for the participation of children's clubs in the additional education of children caused by the recently complicating situation with the socio-cultural raising children and young people in
Аннотация. В статье рассмотрено понятие профессиональной пробы, его сущность и особенности организации профессиональных проб как эффективного способа профессионального самоопределения молодых людей в общественных организациях клубного типа по месту жительства. Автором исследованы вопросы профориентационной работы среди подростков посредством профессиональных проб, рассмотрены виды, формы и результаты прохождения профессиональных проб. Сегодня со стороны Правительства РФ разрабатываются и реализуются мероприятия по созданию благоприятной среды для стабильного формирования сферы дополнительного образования детей, ведь именно этот сектор образовательной деятельности способствует профессиональному определению подростков и представлен различными организациями, в числе которых не последнее место отводится
w
the amid of growing concern ofparents and teachers by creating a safe environment for the pastime of adolescents. A modern public organization of a club type at the place of residence acts a voluntary community of children and adolescents who are united by a common activity according to interests, and contributes to their professional self-determination and self-realization. The purpose of this work is to identify the features activities of organizations in the field of additional education for children in the process self-determination in adolescence and considering an effective way professional self-determination of young people with the help of professional tests. Research of issues of vocational guidance work of organizations in the sphere additional education of children and their role in professional self-determination adolescents was carried out on the basis of works by Russian authors, researching work in the field of additional education for children and sociological aspects of the professional self-determination role of the individual for the choice of the future profession [1-3]. The study made it possible to formulate conclusions about the demand for organizations in the field of additional education for children in the process of professional self-determination and organization of professional tests.
Keywords: professional tests, additional children's education, career guidance work, social activity, educational organizations.
REFERENCES
[1] Ananchenkova P.I., Anikeeva O.P., Ahmetzyanova G.N. [i dr.]. Menedzhment kachestva i innovacii v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. - M.: Rossijskij gosudarstvennyj torgovo-ekonomicheskij universitet, 2010. Tom 1. 480 s.
общественным организациям клубного типа по месту жительства. Востребованность участия детских клубов в дополнительном образовании детей обусловлена осложняющейся в последнее время ситуацией с социально-культурным воспитанием детей и молодёжи в условиях растущей озабоченности родителей и педагогов созданием безопасной обстановки для времяпровождения подростков. Современная общественная организация клубного типа по месту жительства выступает добровольным сообществом детей и подростков, которые объединены общей деятельностью по интересам, и способствует их
профессиональному самоопределению и самореализации. Цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей деятельности организаций сферы
дополнительного образования детей в процессе самоопределения в подростковом возрасте и рассмотрении эффективного способа профессионального самоопределения молодых людей с помощью профессиональных проб. Исследование вопросов профориентационной работы организаций сферы дополнительного образования детей и их роли в профессиональном самоопределении подростков проведено на основе работ российских авторов, исследующих вопросы работы сферы дополнительного образования детей и социологические аспекты роли
профессионального самоопределения личности для выборы будущей профессии . Проведенное исследование позволило сформулировать выводы о востребованности организаций сферы дополнительного образования детей в процессе профессионального самоопределения и организации профессиональных проб.
Ключевые слова: детские общественные организации, профориентационная работа, социальная активность, профилактика правонарушений, правопорядок, право, полицейская деятельность, самоопределение, социально-профессиональное самоопределение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Ананченкова П.И., Аникеева О.П., Ахметзянова Г.Н. [и др.]. Менеджмент качества и инновации в образовании: коллективная монография. - М.: Российский государственный торгово-экономический университет, 2010. Том 1. 480 с.
[2] Tonkonog V.V. Formirovanie i razvitie regional'noj innovacionnoj obrazovatel'noj sistemy/ V.V. Tonkonog // Trud i social'nye otnosheniya. 2016. № 4. S. 131-138.
[3] Sorokina I.R. Professional'naya proba kak odin iz sposobov organizacii proforientacii v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 5.
[4] Sorokina I.R. Tekhnologiya organizacii professional'noj proby kak raznovidnost' al'ternativnoj aktivnosti v detsko-podrostkovoj srede // Effektivnye modeli otklonyayushchegosya povedeniya nesovershennoletnih. - Vladimir: Sobor, 2012.
[5] Akin'shina O.V. Professional'naya proba kak sposob effektivnogo professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2014. № 1 (05).
[2] Тонконог В.В. Формирование и развитие региональной инновационной образовательной системы/ В.В. Тонконог // Труд и социальные отношения. 2016. № 4. С. 131-138.
[3] Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. 2013. № 5.
[4] Сорокина И.Р. Технология организации профессиональной пробы как разновидность альтернативной активности в детско-подростковой среде // Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - Владимир: Собор, 2012.
[5] Акиньшина О.В. Профессиональная проба как способ эффективного профессионального самоопределения обучающихся // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05).
Author Contributions. Zotov V.V. — literature review, collection and processing of materials, research concept and design, writing a text.
Conflict of Interest Statement. The author declares no conflict of interest. Zotov V.V. - ORCIDID: 0000-0002-6590-919X
Research interests, number of main publications: Study of pedagogical researches, more than 40 publications were published, 6 of them in SCOPUS, 10 in the Higher Attestation Commission and 24 in conference proceedings.
Вклад автора. Зотов В.В. — обзор литературы, сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов. Зотов В.В. — ORCID Ю: 0000-0002-6590-919Х
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: педагогические исследования, опубликованы более 40 публикаций из них 6 в СКОПУС, 10 в ВАК и 24 в материалах конференций.
For citation: Zotov V.V. PROFESSIONAL TEST AS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №9. pp. 34-40. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-34-40.
Для цитирования: Зотов В.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №9. С. 34-40. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-34-40.
Введение. На современном этапе развития экономического и социально-культурного потенциала общества правильный выбор профессионального пути, сделанный в подростковом возрасте, способен сыграть большую роль и не только построить карьеру, но и обеспечить достойное качество жизни в будущем. Молодым людям самостоятельно достаточно сложно сделать осознанный и правильный выбор профессии, сопоставить свои потребности в самореализации с
реальными возможностями. С
профессиональным самоопределением
подростка связана его дальнейшая судьба и успешность в работе, а также и социальная обстановка в стране: правильный выбор профессии снижает затраты государства на профессиональную переподготовку и на повторное обучение. Поэтому очень важным моментом является оказание молодым людям помощи в выборе профессионального пути с помощью профессиональной ориентации [1].
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
Сегодня со стороны Правительства РФ разрабатываются и реализуются мероприятия по созданию благоприятной среды для стабильного формирования сферы дополнительного образования детей (ДОД), ведь именно этот сектор образовательной деятельности способствует
профессиональному определению
подростков и представлен различными организациями, в числе которых не последнее место отводится общественным
организациям клубного типа по месту жительства.
Цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей деятельности организаций сферы дополнительного образования детей в процессе самоопределения в подростковом возрасте и рассмотрении эффективного способа профессионального самоопределения
молодых людей с помощью
профессиональных проб.
Материалы и методы. Исследование вопросов профориентационной работы организаций сферы дополнительного образования детей и их роли в профессиональном самоопределении
подростков проведено на основе работ российских авторов, исследующих вопросы работы сферы дополнительного образования детей и социологические аспекты роли профессионального самоопределения
личности для выборы будущей профессии: О.В. Акиньшиной, И.Р. Сорокиной и др.
Результаты и обсуждение. В теории профориентации особое значение имеет метод профессиональных проб,
заключающийся в моделировании определенных этапов профессиональной деятельности, и позволяющий использовать свои индивидуальные качества
применительно к конкретному труду в соответствии с его требованиями, затем подойти осмысленно и обоснованно к оценке выполненной работы, т.е. дать объективную самооценку [2].
Профессиональная проба - это смоделированный с учетом особенностей профессиональной деятельности процесс, в рамках которого субъектом осуществляется тестирование своих способностей и склонностей к тому, или иному виду трудовой деятельности. Указанный процесс способствует повышению степени осознанности в выборе профессии.
В настоящее время используются следующие виды профессиональных проб: материальные изделия, изготавливаемые в процессе занятий, номера художественной самодеятельности и деловая игра. В качестве форм реализации профессиональной пробы могут проводиться следующие мероприятия: творческое задание, серия деловых игр, трудовое задание и комплекс определенных действий. Посредством профессиональной пробы у подростков происходит знакомство с комплексом профессиональных действий на практике.
Основные формы реализации мероприятий по профессиональным пробам сводятся к следующим:
• - выполнение заданий по созданию конкретного овеществленного продукта;
• - активное и интерактивное участие деловых, имитационных и моделирующих практическую деятельность играх;
• - участие в коллективных и индивидуальных творческих проектах;
• - апробация действий, необходимых в тех, или иных профессиональных сферах (навыки оказания первой медицинской помощи, примитивные медицинские манипуляции, уход за животными, посадка растений и пр.).
Участие в подобных мероприятиях имеет большой эффект для процесса профессионального самоопределения
ребенка: ребенок окунается в мир профессий не только в теоретическом, наблюдательном, пассивном разрезе, что имеет достаточно низкую степень вовлеченности и эмоциональности, но и сопричаствует с реальным миром конкретной специальности,
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
испытывая широкую гамму эмоций; формирует не только рациональное отношение к труду, но и соответствующие эмоциональные «якоря», способствующие глубокому интересу к профессии. При этом следует учитывать, что «специфика метода профессиональных проб состоит в разграничении этапов оценки результатов профессиональной деятельности по уровню их сложности: подготовительный и обучающий этап, практический этап, рационализирующий (коррекционный) этап»
[3].
В результате прохождения профессиональных проб молодые люди получают возможность протестировать свои способности в разных профессиях и сферах деятельности. Рассматривая процесс профессионального самоопределения
личности как многовекторный, необходимо учитывать, что профессиональная проба имеет, с одной стороны, диагностический, а с другой - обучающий характер. Это достаточно эффективный метод
формирования и развития
профессионального самоопределения
личности, в котором преподаватель выступает в роли организатора, консультанта и тренера.
Формирование интереса со стороны подростков к определённым профессиям обусловливается такими факторами:
1) включением многих операций профессиональной деятельности в диджитал-пространство, где активно используются, применяются и
тиражируются инновационные цифровые технологии, представленные средствами коммуникаций, современными гаджетами и иными техническими и
технологическими устройствами.
Использование современных цифровых коммуникативных средств, с одной стороны, меняет мир профессий и упрощает многие технологические операции, но с другой - требует соответствующих навыков и компетенций
их использования, техники безопасности, правовой грамотности и пр.
2) в профессиональном самоопределении личности многое зависит от условий будущей работы и престижности специальности. Так, ориентируясь на высокую оплату труда, короткий рабочий день, элементы интерьера помещений, эргономика рабочих мест, подростки часто выбирают не столько специальность, сколько образ и стиль жизни, которую та или иная специальность может обеспечить;
3) важное место при выборе профессии важную роль играют такие факторы, как совет родителей и информация о специальности, получаемая из общедоступных источников [4].
Таким образом, профессиональная проба направлена на выявление склонностей подростков к выполнению всего спектра обязанностей, которые необходимы в будущей их повседневной работе.
Одним из важнейших институтов, ставящих своей основной целью воспитание и социализацию молодых людей, являются общественные организации клубного типа по месту жительства. Принимая участие в игровых формах в мероприятиях профориентационной направленности,
тренингах, мастер-классах и беседах в условиях организаций клубного типа по месту жительства способствует организации познавательного досуга молодых людей, формирует качества, необходимые для выполнения будущей профессиональной деятельности.
Востребованность участия детских клубов в дополнительном образовании детей обусловлена осложняющейся в последнее время ситуацией с социально-культурным воспитанием молодёжи в условиях растущей озабоченности родителей и педагогов созданием безопасной обстановки для времяпровождения подростков. Современная общественная организация клубного типа по месту жительства в рамках своей деятельности предлагает широкий перечень
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
мероприятий для подростков и молодежи, способствующих их профессиональному самоопределению и самореализации посредством профессиональных проб. В этом контексте клубная деятельность по сравнению, например, со школьной внеклассной и учебной работой имеет ряд преимуществ:
• - в клубном пространстве поддерживается существует свобода подростков в выборе программ для профессиональной пробы и режима участия в них;
• - имеется возможность при участии педагогов отслеживать собственные интересы и способности и выбирать программы профессиональных проб с учетом их;
• - гибкость (мобильность) образовательных программ в рамках профессиональных проб;
• - уход от образовательных стандартов в процессе освоения тех, или иных программ, способствующих самоопределению;
• - стимулирование и поощрение индивидуальности и самостоятельности каждого ребенка;
• - возможности для индивидуальной и групповой работы, а также их гибкой комбинации;
• - создание условий для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности в определённых сферах;
• - возможность межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов [5].
В поисках новизны человечество зачастую обращается к прошлому, сохраняя тем самым народные традиции и художественные промыслы своих регионов. Этому способствуют различные
любительские объединения как в организациях профессионального
образования, так и в организациях дополнительного образования детей и подростков по различным направлениям: машиностроение, приборостроение,
строительство, сельское хозяйство, электроника и связь, робототехника, автотранспорт, изобретательство и рационализация; творческие объединения декоративно-прикладного творчества по направлениям: резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка, аппликация, батик, вязание, ковроткачество, мягкая игрушка, печворк, канзаши, квилинг, габелен, инкрустация и аппликация соломкой, соломоплетение, лозоплетение, бисероплетение, керамика, флористика, декоративная ковка, сервировка столов, карвинг. В организациях профессионального образования очень часто работают коллективы любительского художественного творчества.
Профориентационная работа в общественных организациях клубного типа представлена целым спектром мероприятий,
раскрывающих для детей и подростков возможности, перспективы и
привлекательность разных профессий. Со стороны государственных структур в настоящее время осуществляется постоянная методическая и практическая помощь организация дополнительного образования детей по проведению профориентационной работы среди учащейся молодежи, по организации работы творческих объединений различных направлений
Выводы. Таким образом, жизнь не стоит на месте, она предъявляет новые требования, ставит более сложные задачи для адаптации молодых людей к существованию в обществе с пользой для себя и других людей. Систему профессионального образования часто называют кузницей рабочих кадров. Это действительно так, кузница жизни, кузница человеческих судеб, она ковала и продолжает ковать смену за сменой новые резервы ведущей силы нашего общества - рабочего класса. Однако, сегодня это уже не просто рабочие, а квалифицированные кадры, которые легко подстраиваются под требования времени, осваивают новейшие технологии и современные производства. А для того, чтобы кадры находили свое призвание в профессиональном плане, очень
■w
важно на этапе выбора профессионального пути в подростковом возрасте оказать помощь в профессиональном
самоопределении.
Проведенное исследование позволило сформулировать выводы о востребованности организаций сферы дополнительного
образования детей в процессе профессионального самоопределения и организации профессиональных проб, которые выступают эффективным способом профессиональной ориентации подростков в выборе профессиональной сферы.
i
& Corresponding Author: Zotov Vladimir Vladimirovich - PhD in economy, Ass. professor of the Department of Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University. A.N. Kosygin», Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Зотов Владимир Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина» г. Москва, Российская
Федерация
E-mail: [email protected]