Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО КОМПОНЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО КОМПОНЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АТТЕСТОВАННОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкуева Е.Ю.

Представлен комплексный анализ проблем и перспектив повышения компетенций медицинского персонала Республики Бурятия, выполненный на основе проведенных автором социологических исследований. Цель исследования - оценка эффективности и перспектив развития компетенций медицинского персонала Республики Бурятия с использованием методов социологической науки. Выявлено негативное влияние пандемии на процесс развития компетенций, обоснована необходимость усиления программ наставничества молодых медицинских работников-выпусников медицинских вузов пандемийного периода. Установлены несовершенства работы кадровых служб, а также вспомогательных служб - научной медицинской библиотеки, Республиканского медицинского аналитического центра в части содействия повышения профессиональной подготовки медицинских работников Республики Бурятия. Дана оценка деятельности Регионального центра компетенций, школы кадрового резерва, корпоративного университета министерства здравоохранения Республики Бурятия как эффективных институтов развития компетенций медицинских работников. Разработана методика медико-социологического мониторинга компетенций по качеству и безопасности медицинской деятельности персонала учреждений здравоохранения, внедряющих комплексную систему менеджмента качества. Выполнен SWOT-анализ системы здравоохранения Республики Бурятия по развитию компетентности персонала медицинских организаций. Сформулированы для регионального министерства здравоохранения научно-практические предложения по повышению компетенций персонала медицинских организаций, в том числе постоянное и непрерывное совершенствование различных компетенций у медицинского персонала с мониторингом результатов и своевременной корректировкой; введение материальных стимулов для профессионального развития, внедрение рейтинговой оценки компетенций персонала, реорганизация отдела кадровой службы регионального министерства здравоохранения с усилением функций контроля за профессиональным развитием медицинских работников, создание республиканского совета медицинской научной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Башкуева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPROVING COMPETENCIES OF MEDICAL PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF BURYATIA AS A KEY COMPONENT OF QUALITY OF MEDICAL CARE (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article presents a comprehensive analysis of the problems and prospects of improving the competencies of medical personnel in the Republic of Buryatia, carried out on the basis of our sociological research. The aim of the study is to assess the effectiveness and prospects of competence development of medical personnel in the Republic of Buryatia using the methods of sociology. The negative impact of the pandemic on the process of competence development has been revealed, and the need to strengthen mentoring programs for young medical graduates of medical universities during the pandemic period has been substantiated. The imperfections in the work of human resources services, as well as auxiliary services - scientific medical library, Republican Medical Analytical Center in terms of promoting professional training of medical workers of the Republic of Buryatia have been established. The article evaluates the activities of the Regional Competence Center, School of Personnel Reserve, and Corporate University of the Ministry of Health of the Republic of Buryatia as effective institutions for the development of competencies of medical workers. A methodology of medical and sociological monitoring of competencies for the quality and safety of medical activities of the personnel of health care institutions that implement an integrated quality management system has been developed. SWOT-analysis of the health care system of the Republic of Buryatia for the development of competence of the personnel of medical organizations has been performed. Theoretical and practical proposals have been formulated for the regional Ministry of Health to improve the competencies of the personnel of medical organizations, including the constant and continuous improvement of various competencies of medical personnel with monitoring of results and timely adjustment; the introduction of material incentives for professional development, the introduction of a rating assessment of personnel competencies, the reorganization of the personnel department of the regional ministry of health with the strengthening of the functions of monitoring the professional development of medical workers, the creation of the republican council of medical scientific youth.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО КОМПОНЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2023.2.22 УДК 35.075.7(571.54):614.2

Е.Ю. Башкуева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО КОМПОНЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Представлен комплексный анализ проблем и перспектив повышения компетенций медицинского персонала Республики Бурятия, выполненный на основе проведенных автором социологических исследований. Цель исследования - оценка эффективности и перспектив развития компетенций медицинского персонала Республики Бурятия с использованием методов социологической науки.

Выявлено негативное влияние пандемии на процесс развития компетенций, обоснована необходимость усиления программ наставничества молодых медицинских работников-выпусников медицинских вузов пандемийного периода. Установлены несовершенства работы кадровых служб, а также вспомогательных служб - научной медицинской библиотеки, Республиканского медицинского аналитического центра в части содействия повышения профессиональной подготовки медицинских работников Республики Бурятия. Дана оценка деятельности Регионального центра компетенций, школы кадрового резерва, корпоративного университета министерства здравоохранения Республики Бурятия как эффективных институтов развития компетенций медицинских работников.

Разработана методика медико-социологического мониторинга компетенций по качеству и безопасности медицинской деятельности персонала учреждений здравоохранения, внедряющих комплексную систему менеджмента качества. Выполнен Б^ЭТ-анализ системы здравоохранения Республики Бурятия по развитию компетентности персонала медицинских организаций.

Сформулированы для регионального министерства здравоохранения научно-практические предложения по повышению компетенций персонала медицинских организаций, в том числе постоянное и непрерывное совершенствование различных компетенций у медицинского персонала с мониторингом результатов и своевременной корректировкой; введение материальных стимулов для профессионального развития, внедрение рейтинговой оценки компетенций персонала, реорганизация отдела кадровой службы регионального министерства здравоохранения с усилением функций контроля за профессиональным развитием медицинских работников, создание республиканского совета медицинской научной молодежи.

Ключевые слова: медицинский персонал, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинская организация, аттестованность, компетенции, качество, экспертный опрос, министерство здравоохранения, Региональный центр компетенций, Республика Бурятия

Введение. В современном турбулентном мире компетенции медицинских работников и их непрерывное повышение являются гарантом предоставления качественной и безопасной медицинской помощи. В «Стратегии развития здраво-

© Башкуева Е.Ю., 2023 Башкуева Елена Юрьевна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований ФГБУН «Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН», e-mail: frombear@mail.ru.

охранения в Российской Федерации на период до 2025 года» главнейшим направлением выделено совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли, в том числе постоянное «повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников» [1].

Вопросы развития компетентности медиков достаточно часто исследуются учеными и организаторами здравоохранения в России и во всем мире [2-7]. В настоящее время имеется большое разнообразие трактовок понятия «компетенция» и ее классификаций применительно к системе здравоохранения. Мы считаем, что сегодня наиболее подходящим к российской практике является дефиниция, сформулированная Всемирной организацией здравоохранения: «Компетенции - важные и необходимые комплексные действия, основанные на знаниях, объединяющие и мобилизующие знания, навыки и установки с имеющимися и доступными ресурсами для обеспечения безопасных и качественных результатов для пациентов и населения» [8].

Исследователь Д.Л. Мушников с соавторами подчеркивают важность профессиональной компетентности, которая считается как один из признаков качества медицинской деятельности, что, по мнению указанных авторов, вполне обоснованно по следующим причинам: оказание любой медицинской услуги невозможно без приложения интеллекта, способностей и других профессиональных качеств врача или медсестры; большинство других характеристик качества медицинской помощи корреспондируют с профессиональной компетентностью персонала и реализуются через нее, образуя единую систему; эффективность использования всех ресурсов здравоохранения напрямую зависит от уровня знаний, умений и навыков медицинского персонала; профессиональные качества персонала реализуются на всех этапах лечебно-диагностического процесса [9, с. 26].

В Республике Бурятия (далее - РБ) отмечаются существенные изъяны в системе здравоохранения [10, 11], однако при этом она является регионом-лидером Российской Федерации, где внедрена единая региональная система качества и безопасности медицинской деятельности [12] и инновационные управленческие и образовательные институты [12].

Целью данного исследования является анализ проблем и перспектив развития компетенций медицинского персонала РБ с использованием методов социологической науки. Необходимость такой разработки обусловлена их неудовлетворительным уровнем, увеличением количества обращений и жалоб на качество врачебной помощи, на низкий уровень этики и деонтологии персонала медицинских организаций (МО), невысокими по сравнению с общероссийскими показателями аттестованности врачебного персонала.

Материалы и методы исследования. Теоретико-методологическая база исследования - документы Всемирной организации здравоохранения [8], работы сотрудников Национального института качества Росздравнадзора [13], моно-

графии и диссертационные исследования по повышению компетенций персонала медицинских организаций различного уровня и профиля [2-7]. Отметим, что анализ научной литературы выявил отсутствие научно-методических разработок в области повышения компетенций среднего медицинского персонала, несистемный подход к развитию компетенций врачебного персонала.

Исследование основано на следующих методах: анализ научной литературы, статистический, качественные и количественные социологические. Эмпирическую базу исследования составили ежегодные ведомственные отчеты министерства здравоохранения РБ (за 2015-2022 гг.), Регионального центра компетенций по качеству медицинской деятельности (за 2019-2022 гг.), отчеты МО РБ (за 2015-2022 гг.), данные авторских социологических исследований: анкетирования руководителей учреждений здравоохранения РБ (V = 100) на тему «Анализ удовлетворенности трудом и потребностей в обучении», экспертного опроса руководящих кадров здравоохранения РБ на тему «Профессиональная подготовка и компетентность медицинских работников РБ» (К = 15), фокус-групповой дискуссии с медицинским персоналом ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» (К = 10), ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» (К = 10) на тему «Профессиональная компетентность медицинского персонала РБ: состояние и проблемы», глубинных интервью с выпускниками школы кадрового резерва министерства здравоохранения РБ (К = 6) на тему «Оценка эффективности обучения в школе кадрового резерва министерства здравоохранения РБ».

Результаты. Анализ научной литературы по развитию компетенций врачебного персонала показал, что наиболее объективным показателем профессионального уровня и компетентности врачей является их аттестованность [14]. В то же время исследователи отмечают ослабление интереса врачей к получению категории, обусловленное тем, что квалификационная категория в ряде медицинских организаций перестала материально поощряться [15, с. 1030]. Проведем анализ показателей аттестованности врачебного персонала РБ как индикатора состояния профессиональных компетенций (табл. 1). В 2021 г. имели квалификационную категорию 1151 чел. из 3409 врачей (33,8 %), что несколько выше, чем в 2020 г. (33,1 %), на 2,1 %. Отметим, что показатель аттестованности ниже, чем по РФ за 2020 г. (40,7 %) на 17,0 %, и ниже показателя ДФО за 2020 г. (41,0) на 17,6 %. Средний уровень аттестованности врачей по районам за 2021 г. -25,7 %. Высокий показатель отмечен в следующих центральных районных больницах: Мухоршибирской - 46,2 %, Кяхтинской - 39,2 %, Бичурской -36,4 %, Гусиноозерской - 35,6 %, Тункинской - 32,6 %.

В целом в регионе трудятся врачи с высшей категорией - 659 чел. (19,4 % от всех врачей и 57,2 % от аттестованных), с первой - 277 чел. (8,1 % от всех врачей и 24,1 % от аттестованных) и со второй - 215 чел. (6,3 % от всех врачей и 18,7 % от аттестованных).

Таблица 1

Аттестованность врачей Республики Бурятия за 2020-2021 гг.*

Показатель Уровень МО/уровень врачебной категории 2020 г. 2021 г. Динамика, % 2021/2020

Всего аттестовано врачей (абс.) РБ, в т.ч.: 1176 1151 -2,1

- районы 261 223 -14,6

- г. Улан-Удэ 292 298 +2,1

- республиканские МО 623 630 +1,1

Удельный вес аттестованных врачей от всех, % РБ, в т.ч.: 33,1 33,8 +2,1

- районы 27,0 25,7 -4,8

- г. Улан-Удэ 26,4 27,7 +4,9

- республиканские МО 42,1 43,0 +2,1

Структура категорий, % Высшая категория 54,5 57,2 +5,0

Первая категория 25,1 24,1 -4,0

Вторая категория 20,4 18,7 -8,3

*Источник: ведомственная статистика министерства здравоохранения Республики Бурятия.

Согласно результатам экспертного опроса руководящих кадров здравоохранения РБ на тему «Компетентность медицинских работников РБ» N = 15) выявлено, что несмотря на широкие возможности развития компетенций, медицинские специалисты в РБ испытывают организационные, методические и информационные проблемы, препятствующие развитию как профессиональных, так и управленческих и коммуникативных навыков. Отсутствует серьезный мониторинг и слабо проводится анализ данного направления как со стороны министерства здравоохранения РБ, так и со стороны руководства МО.

Результаты экспертного опроса выявили:

• негативное влияние пандемии на процессы развития компетенций медицинского персонала (отсутствие времени на дополнительное и самообразование из-за перегруженности, отменена либо перевод в онлайн-формат обучающих практических семинаров);

• необходимость усиления программ наставничества для молодых специалистов-выпускников «пандемийного» периода (2020-2022 гг.), так как они имеют серьезные пробелы в теоретической и практической подготовке ввиду объективных обстоятельств (перевод на дистанционное обучение, отмена практических занятий в медицинских организациях стационарного типа);

• необходимость внедрения программ наставничества не только для молодых работников, но и для медицинских специалистов старших возрастов, после длительного перерыва в работе, после смены направления медицинской деятельности, после смены медицинской организации или структурного подразделения;

• в качестве негативного индикатора профессионального развития отмечена низкая вовлеченность врачебного персонала в научно-исследовательскую

деятельность, несмотря на достаточные возможности (развитая клиническая база, возможность сотрудничества с крупными федеральными медицинскими центрами и кафедрами медицинских вузов).

Экспертами отмечены значительные недоработки научно-медицинской библиотеки министерства здравоохранения РБ, специалисты которой не ведут систематическую работу по формированию у медицинских работников навыков поиска научно-методической информации, тем самым снижая их возможности развития профессиональных компетенций путем самообразования, а также Республиканского медико-аналитического центра при МЗ РБ, который не в полной мере осуществляет цифровизацию сети, своевременно не внедряет цифровую образовательную платформу с единой и постоянно обновляемой базой знаний.

Результаты экспертного опроса убедительно доказали востребованность новых проектов министерства здравоохранения РБ - корпоративного университета и школы кадрового резерва как эффективных инструментов повышения компетенций персонала медицинских организаций. Выявлено, что ключевыми проблемами в организации работы данных новых институтов развития компетенций является недостаток финансовых средств для привлечения ведущих специалистов в области организации здравоохранения и врачей экспертного уровня. В связи с этим лекторами выступают главные внештатные специалисты министерства здравоохранения РБ, преподаватели медицинского института БГУ. Рекомендуется усилить сотрудничество с крупными федеральными научно-исследовательскими институтами, имеющими методические образовательные разработки, которые можно использовать на безвозмездной основе.

По результатам анкетирования руководителей МО РБ и фокус-групповой дискуссии с медицинским персоналом ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» (N = 10), ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» (N = 10) на тему «Профессиональная компетентность медицинского персонала Республики Бурятия: состояние и проблемы» определены основные направления обучения, которые министерству здравоохранения РБ целесообразно организовать в рамках проекта корпоративного университета:

1. Математическое моделирование и статистический анализ данных.

2. Подготовка презентаций с применением современных графических программ Visio и др.

3. Практический курс «Права медицинских работников: как защититься от необоснованных нападок пациентов».

4. Курсы психологической релаксации, снятия эмоционального напряжения.

5. Курс психологии пациентов, пациенторинтированных технологий.

6. Углубленный медицинский английский язык с научным уклоном.

В ходе исследования установлена необходимость совершенствования стратегии и планов работы корпоративного университета министерства здравоохранения РБ. Это потребует использования социологических методов и

постоянного мониторинга как потребностей в обучении, так и удовлетворенности деятельностью университета.

Глубинные интервью с выпускниками школы кадрового резерва при региональном Минздраве (N = 6) на тему «Оценка эффективности обучения в школе кадрового резерва министерства здравоохранения РБ» показали высокую удовлетворенность обучением, однако выпускники высказали в качестве пожеланий расширить подготовку в области стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью в здравоохранении.

Анализ работы в обозначенном направлении самого крупного многопрофильного стационара РБ третьего уровня - ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Н.А. Семашко» показал, что в области развития и оценки компетенций персонала существует ряд проблем и изъянов. Выявлены несовершенства в управлении развитием и оценкой компетенций со стороны сотрудников (нет четкого разграничения полномочия сотрудников отдела кадров и организационно-методического отдела), отсутствие анализа развития компетенций в динамике. Например, в больнице в 2019 г. была разработана и внедрена эффективная методика оценки компетенций персонала, однако в связи с пандемией ее применение было приостановлено и вновь продолжено лишь в 2021 г. Нами предложено скорректировать данную методику с учетом разработок ВОЗ и Национального института качества Росздравнадзора.

Инновационным институтом развития компетенций медицинских работников на уровне Российской Федерации является Региональный центр компетенций по качеству медицинской деятельности, открытый в 2018 г. в рамках пилотного проекта Росздравнадзора. Отметим, что аналогичные центры созданы в ряде субъектов РФ и показали высокую эффективность деятельности [16, 17]. В целом Региональный центр компетенций грамотно осуществляет организацию и проведение обучающих занятий, организует методическое сопровождение по внедрению интегрированной системы управления качеством в медицинских организациях различного профиля и уровня, регулярно проводит научно-практические конференции с целью обмена опытом и повышения компетенций медицинского персонала [18]. В деятельности данного центра выявлены организационно-методические и финансовые трудности, снижающие эффективность повышения компетенций медицинских работников. Мы предложили увеличить кадровый состав Центра, изыскать возможности дополнительного финансирования с целью расширения образовательных функций, шире использовать методику каскадного обучения.

В целях совершенствования контроля результативность процесса формирования и развития компетенций работников медицинских организаций нами разработана методика медико-социологического мониторинга развития компетенций по качеству и безопасности медицинской деятельности работников уч-

реждений здравоохранения, внедряющих комплексную систему менеджмента (рисунок). Мониторинг разработан на основе фундаментального научного труда академика РАН, д-ра мед. наук, д-ра социол. наук, проф. А. В. Решетникова [19]. Особенностями разработанной методики являются:

1. Комплексное применение количественных и качественных социологических методов, что позволит выявить барьеры формирования и развития компетенций в области качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Использование элементов процессного подхода (мониторинговое исследование на «входе» - начальном этапе внедрения комплексной системы менеджмента качества и на «выходе» - при окончании ее внедрения).

3. Встраивание данного мониторинга в ранее разработанную ОРЭИ БНЦ СО РАН (НИР 2020 г.) систему мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности [20].

Цель мониторинга: системное выявление уровня компетенций работников медицинских организаций (МО) в области качества и безопасности медицинской деятельности ( Ки Б МД)

при внедрении комплексной системы менеджмента качества

* =

Задачи мониторинга: разработка диагностического инструментария для оценки компетенций персонала МО; социологическое исследование с целью выявления самооценки компетенций, затруднений и потребностей в обучении; рейтинговая оценка персонала МО по уровню компетенций в области К и Б МД; создание и поддержание базы данных мониторинга в целях обеспечения инФоюмаиией останов лтгоавления МО и оепюнальной системой здоавоохоанения

Объект мониторинга - работники МО, внедряющие комплексную систему менеджмента качества. Предмет мониторинга - компетенции работников МО в области качества и безопасности медицинской деятельности.

Методы исследования:

- изучение и обобщение;

- аналитический:

- статистический;

- социологический (наблюдение, экспертное

интервью, анкетирование с элементами тестирования, фокус-групповая

дискуссия) - компьютерное тестирование, деловая игра

Требуемые ресурсы:

- организационные -специалисты Регионального центра компетенций по К и Б

МД

- методические: программа мониторинга, перечень показателей, инструментарий (анкеты, опросники, чек-листы) - нормативно-правовые: приказы, распоряжения - материально-технические и финансовые

Источники информации н показатели:

- отчетные данные

министерства здравоохранения региона, МО - анкеты. чек-листы, результаты тестирования - показатели «Практических рекомендаций Росздравнадзора »

Результаты: рекомендации по развитию компетенций персонала МО по качеству и безопасности медицинской деятельности

Рис. Методика медико-социологического мониторинга развития компетентности в области качества и безопасности медицинской деятельности персонала медицинских организаций, внедряющих комплексную систему менеджмента качества

Таблица 2

SWOT-анализ системы здравоохранения Республики Бурятия по развитию компетентности персонала медицинских организаций

Сильные стороны (Strenhths) Слабые стороны (Weaknesses)

Развитые институты повышения компетенций (Региональный центр компетенций, корпоративный университет, школа кадрового резерва МЗ РБ) Изъяны организационного и методологического сопровождения развития компетенций, слабый мониторинг этой области

Активная позиция МЗ РБ по вопросу развития компетенций МЗ РБ Недостаточный уровень профессиональных, управленческих, коммуникативных компетенций персонала МО, о чем свидетельствует рост жалоб населения и наличие резонансных инцидентов (врачебных ошибок, халатности и грубости)

Развитая система наставничества Дефицит финансовых средств для развития компетенций

Высокая мотивация руководящих кадров здравоохранения по повышению компетенций Инертность некоторых категорий персонала МО в области повышения компетенций

Развитые связи с НМИЦ, медицинскими вузами Слабая работа научно-методической библиотеки и РМИАЦ в области содействия развитию компетенций

Организация крупных научно-практических конференций и других мероприятий Отсутствие комплексной образовательной и информационной платформы, базы знаний

Накопленный опыт развития компетентности в области качества и безопасности медицинской деятельности Слабое использование современных дистанционных технологий обучения (вебинары)

Вовлеченность главных внештатных специалистов МЗ РБ в образовательную деятельность Недостаточное развитие научно-исследовательского потенциала врачебного персонала

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)

Внедрение единой стратегии и мониторинга развития компетенций на уровне МЗ и МО Пандемия и вспышки инфекционных заболеваний, высокая нагрузка и как результат - снижение возможности повышения компетенций

Улучшение качества подготовки и повышения квалификации персонала МО, внедрение новых форм и программ обучения Отток кадров МО в другие регионы и частный сектор

Внедрение единой образовательной и информационной платформы для развития компетенций Сокращение финансирования

Интеграция с крупными НМИЦ, медицинскими вузами, в т.ч. зарубежными (Казахстан, Китай и др.) для развития различных направлений компетенций Ожидаемое снижение уровня компетенций выпускников медицинских вузов пандемийных годов, что потребует внедрения усиленных программ наставничества

Активизация развития научно-исследовательских компетенций Рост числа врачебных ошибок, нарушений этики и деонтологии, вследствие перегрузок, эмоционального выгорания имеющегося персонала, слабая мотивация и усвоение новых знаний

Материальное стимулирование персонала МО для развития компетенций Быстрое устаревание методов обучения и баз знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие новых технологий и методов диагностики и лечения, цифровой и инновационной медицины Изоляция от мирового опыта развития компетенций и блокирование доступа к научно-методической информации в связи с осложнением геополитической обстановки

Разработанный методический подход может быть использован региональными органами управления здравоохранением (министерство здравоохранения субъекта РФ, ТУ Росздравнадзора) и медицинскими организациями различного уровня. Мы видим следующий технический и экономический эффект от ее внедрения: это прежде всего снижение числа нарушений оказания медицинской помощи, ошибок врачебного персонала, повышение удовлетворенности пациентов качеством и безопасностью медицинских услуг, снижение числа штрафов за нарушения в области качества и безопасности медицинской деятельности в ходе проверок надзорными органами, снижение случаев судебных разбирательств в связи с ненадлежащем оказанием медицинской помощи и соответствующих финансовых издержек.

По результатам проведенного исследования выполнен SWOT-анализ системы здравоохранения РБ в области развития компетентности персонала медицинских организаций (табл. 2).

Выводы. Результаты проведенного исследования убедительно показали высокую актуальность проблем развития компетентности медицинских работников. В этой связи органам управления региональным здравоохранением и каждому медицинскому специалисту предстоит большая работа по совершенствованию компетенций, которая позволит оказывать качественную и безопасную медицинскую помощь, снизить число жалоб пациентов, повысить их удовлетворенность.

Нами разработаны научно-методические рекомендации по повышению эффективности совершенствования компетенций персонала медицинских организаций РБ для министерства здравоохранения РБ и медицинских организаций РБ. Основные общие рекомендации включают: постоянное и непрерывное совершенствование различных компетенций (профессиональных, коммуникативных, управленческих и т.д.) у медицинского персонала с мониторингом результатов и своевременной корректировкой; введение материальных стимулов для профессионального развития, внедрение рейтинговой оценки компетенций персонала МО, реорганизация отдела кадровой службы МЗ РБ с усилением функций контроля за профессиональным развитием работников МО, создание республиканского совета медицинской научной молодежи .

Список литературы

1. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 годf [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254. - URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 30.01.2023).

2. Андреева А.В., Лесниченко Т.Ю. Внедрение компетентностного подхода в систему корпоративного образования в условиях цифровизации экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 2 (117). - С. 14-17.

3. Барковская Г.Ю. Механизм формирования и развития профессиональных компетенций в рамках научно-образовательного кластера: на примере здравоохранения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д, 2018. - 30 с.

4. Ким М.Ю. Управление результативностью труда и компетенциями сотрудников в организациях здравоохранения: автореф. дис. ... PhD [Электронный ресурс]. - Республика Казахстан, Астана, 2011. - URL: https://pan-dia.ru/text/81/016/90003.php (дата обращения: 01.02.2023).

5. Линденбратен А. Л. Качество организации медицинской помощи и критерии его оценки // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. - 2013. - № 2. - С. 20-23.

6. Найговзина Н.Б., Зимина Э.В. Развитие системы непрерывной подготовки руководящих кадров как необходимое условие обеспечения качества медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. -2010. -№ 1. - С. 52-58.

7. Татарников М.А. Управление качеством медицинской помощи. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2016. - 304 с.

8. Langinsi M., Borgermans L. Повышение уровня компетентности медицинских кадров в целях организации согласованного/комплексного предоставления медуслуг: рабочий документ (сентябрь 2015 г.) [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения, Европ. регион. бюро. - Copenhagen, 2015. - URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/357437/HWF-Competenciesrus.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

9. Профессиональная и деонтологическая компетентность медицинского персонала / Д.Л. Мушников, А.В. Свечина, А.А. Груздева, В.А. Козлов // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2016. - Т. 19, № 1. - С. 25-31.

10. Башкуева Е.Ю. Проблемы доступности и качества медицинской помощи в пригородных районах Улан-Удэ как показатель социально-экономического благополучия в регионе // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 731-739.

11. Башкуева Е.Ю. Оценка качества функционирования сельского здравоохранения Республики Бурятия (по материалам экспедиционного обследования Заиграевского района) // Вестник БНЦ СО РАН. - 2016. - № 4. - С. 143-149.

12. Лудупова Е.Ю. Научно-организационные принципы построения территориальной системы управления качеством медицинской деятельности: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2019. - 47 с.

13. Иванов И.В. Научное обоснование организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе единых методологических и организационных принципов в условиях реализации национального проекта «Здравоохранение»: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2020. - 45 с.

14. Захаренко Г.А., Курланчик А.А. Особенности прохождения аккредитации в 2021 году // Медицинское образование и профессиональное развитие. -2021. - Т. 12, № 2. - С. 136-141. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-2-136-141

15. Коленникова О.А., Токсанбаева М.С. Проблемы системности институтов оценки квалификации медицинских специалистов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2022. - № 30. - С. 1027-1032. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1027-1032

16. Гительман Л.Д. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. - 2013. - № 10 (180). - С. 92-98.

17. Региональный центр компетенций. Системное внедрение надлежащих практик качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях региона / А.Г. Немков, В.А. Беленькая, А.Г. Толкачева, А.Н. Юмачиков, А.А. Важенин // Университетская медицина Урала. - 2019. - Т. 5, № 1(16). -С. 140-142.

18. Доржиева Е.В., Щеблыкина А.А., Иванов И.В. Региональный центр компетенций Республики Бурятия как ключевой институт территориальной системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности// Менеджмент качества в медицине. - 2021. - № 2. - С. 24-29.

19. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: руководство. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 800 с.

20. Башкуева Е.Ю. Медико-социологический мониторинг качества и безопасности медицинской деятельности как эффективная организационно-экономическая технология управления здравоохранением на региональном уровне // Московский экономический журнал. - 2020. - № 12. DOI: 10.24411/2413-046Х-2020-10840

References

1. O Strategii razvitiia zdravookhraneniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 godf [On health development strategy in the Russian Federation for the period up to 2025]. Decree of the RF President dated 06.06.2019 No. 254, available at: https://www.garant.ru (accessed 30.01.2023).

2. Andreeva A.V., Lesnichenko T.Iu. Vnedrenie kompetentnostnogo podkhoda v sistemu korporativnogo obrazovaniia v usloviiakh tsifrovizatsii ekonomiki [Implementation of a competency-based approach in corporate education system during economic digitalization]. Nauka i obrazovanie: khoziaistvo i ekonomika; predprinmatel'stvo; pravo i upravlenie, 2020, no. 2 (117), pp. 14-17.

3. Barkovskaia G.Iu. Mekhanizm formirovaniia i razvitiia professional'nykh kompetentsii v ramkakh nauchno-obrazovatel'nogo klastera: na primere zdravookhraneniia [The mechanism to form and develop professional competencies within the scientific and educational cluster]. Abstract of Ph.D. thesis. Rostov-on-Don, 2018, 30 p.

4. Kim M.Iu. Upravlenie rezul'tativnost'iu truda i kompetentsiiami sotrudnikov v organizatsiiakh zdravookhraneniia [Managing performance and competencies of employees in healthcare organizations]. Abstract of Ph.D. thesis. Kazakhstan Republic, Astana, 2011, available at: https://pandia.ru/text/81/016/90003.php (accessed 01.02.2023).

5. Lindenbraten A.L. Kachestvo organizatsii meditsinskoi pomoshchi i kriterii ego otsenki [The quality of medical aid organization and the criteria for its assessment]. Biulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ia RAMN, 2013, no. 2, pp. 20-23.

6. Naigovzina N.B., Zimina E.V. Razvitie sistemy nepreryvnoi podgotovki rukovodiashchikh kadrov kak neobkhodimoe uslovie obespecheniia kachestva meditsinskoi pomoshchi [Development of continuous training for leadership personnel is necessary to ensure the medical care quality]. VestnikRoszdravnadzora, 2010, no. 1, pp. 52-58.

7. Tatarnikov M.A. Upravlenie kachestvom meditsinskoi pomoshchi [Management of medical care quality]. Moscow, GEOTAR-Media, 2016, 304 p.

8. Langins M., Borgermans L. Strengthening a competent health workforce for the provision of coordinated/integrated health services: Working document. Copenhagen, 2015, available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/362099 (accessed 11.11.2022).

9. Mushnikov D.L., Svechina A.V., Gruzdeva A.A., Kozlov V.A. Pro-fessional'naia i deontologicheskaia kompetentnost' meditsinskogo personala [The professional and ethical competence of medical staff]. Zdorov'e i obrazovanie v XXIveke, 2016, vol. 19, no. 1, pp. 25-31.

10. Bashkueva E.Iu. Problemy dostupnosti i kachestva meditsinskoi pomoshchi v prigorodnykh raionakh Ulan-Ude kak pokazatel' sotsial'no-ekonomicheskogo blagopoluchiia v regione [The problems of accessibility and quality of medical care in suburban areas of Ulan-Ude as an indicator of socioeconomic well-being in the region]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 2019, no. 11, pp. 731-739.

11. Bashkueva E.Iu. Otsenka kachestva funktsionirovaniia sel'skogo zdravookhraneniia Respubliki Buriatiia (po materialam ekspeditsionnogo obsledovaniia Zaigraevskogo raiona) [The assestment of quality of functioning of rural health care of the Republic of Buryatia (based on a survey of Zaigraevsky district)]. Vestnik Buriatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk, 2016, no. 4, pp. 143-149.

12. Ludupova E.Iu. Nauchno-organizatsionnye printsipy postroeniia territorial'noi sistemy upravleniia kachestvom meditsinskoi deiatel'nosti [Scientific and organizational principles to build a territorial quality management sys-

tem for medical activities]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2019, 47 p.

13. Ivanov I.V. Nauchnoe obosnovanie organizatsii vnutrennego kontrolia kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatel'nosti na osnove edinykh metodologicheskikh i organizatsionnykh printsipov v usloviiakh realizatsii natsional'nogo proekta "Zdravookhranenie" [Scientific justification of organizing medical activities internal quality control and safety on unified methodological and organizational principles within implementation of the national project "Healthcare"]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2020, 45 p.

14. Zakharenko G.A., Kurlanchik A.A. Osobennosti prokhozhdeniia akkreditatsii v 2021 godu [Features of accreditation in 2021]. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 136-141. D0I:10.33029/2220-8453-2021-12-2-136-141.

15. Kolennikova O.A., Toksanbaeva M.S. Problemy sistemnosti institutov otsenki kvalifikatsii meditsinskikh spetsialistov [Systemic problems of institutions for assessing the qualification of medical specialists]. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 2022, no. 30, pp. 1027-1032. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1027-1032.

16. Gitel'man L.D. Tsentry kompetentsii - progressivnaia forma organizatsii innovatsionnoi deiatel'nosti [Competence centres - the progressive form for organization of innovation activity]. Innovatsii, 2013, no. 10 (180), pp. 92-98.

17. Nemkov A.G., Belen'kaia V.A., Tolkacheva A.G., Iumachikov A.G., Vazhenin A.A. Regional'nyi tsentr kompetentsii. Sistemnoe vnedrenie nadle-zhashchikh praktik kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatel'nosti v meditsinskikh organizatsiiakh regiona [Regional competence center. Systematic implementation of good practices to ensure medical activities quality and safety in regional medical organizations]. Universitetskaia meditsina Urala, 2019, vol. 5, no. 1 (16), pp. 140-142.

18. Dorzhieva E.V., Shcheblykina A.A., Ivanov I.V. Regional'nyi tsentr kompetentsii Respubliki Buriatiia kak kliuchevoi institut territorial'noi sistemy upravleniia kachestvom i bezopasnost'iu meditsinskoi deiatel'nosti [Regional competence center of the Republic of Buryatia as a key institution of the territorial quality and safety management system of medical activity]. Menedzhment kachestva v meditsine, 2021, no. 2, pp. 24-29.

19. Reshetnikov A.V. Mediko-sotsiologicheskii monitoring [Medical and sociological monitoring]. Moscow, GEOTAR-Media, 2013, 800 p.

20. Bashkueva E.Iu. Mediko-sotsiologicheskii monitoring kachestva i bezopasnosti meditsinskoi deiatel'nosti kak effektivnaia organizatsionno-ekonomicheskaia tekhnologiia upravleniia zdravookhraneniem na regional'nom urovne [Medical and sociological monitoring of the quality and safety of medical activities as an effective organizational and economic technology of healthcare man-

agement at the regional]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 2020, no. 12. DOI: 10.24411/2413-046Kh-2020-10840.

Оригинальность 80 %

Получено 07.03.2023 Принято 27.03.2023 Опубликовано 11.05.2023

E.Yu. Bashkuyeva

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPROVING COMPETENCIES OF MEDICAL PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF BURYATIA AS A KEY COMPONENT OF QUALITY OF MEDICAL CARE (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article presents a comprehensive analysis of the problems and prospects of improving the competencies of medical personnel in the Republic of Buryatia, carried out on the basis of our sociological research. The aim of the study is to assess the effectiveness and prospects of competence development of medical personnel in the Republic of Buryatia using the methods of sociology.

The negative impact of the pandemic on the process of competence development has been revealed, and the need to strengthen mentoring programs for young medical graduates of medical universities during the pandemic period has been substantiated. The imperfections in the work of human resources services, as well as auxiliary services - scientific medical library, Republican Medical Analytical Center in terms of promoting professional training of medical workers of the Republic of Buryatia have been established. The article evaluates the activities of the Regional Competence Center, School of Personnel Reserve, and Corporate University of the Ministry of Health of the Republic of Buryatia as effective institutions for the development of competencies of medical workers.

A methodology of medical and sociological monitoring of competencies for the quality and safety of medical activities of the personnel of health care institutions that implement an integrated quality management system has been developed. SWOT-analysis of the health care system of the Republic of Buryatia for the development of competence of the personnel of medical organizations has been performed.

Theoretical and practical proposals have been formulated for the regional Ministry of Health to improve the competencies of the personnel of medical organizations, including the constant and continuous improvement of various competencies of medical personnel with monitoring of results and timely adjustment; the introduction of material incentives for professional development, the introduction of a rating assessment of personnel competencies, the reorganization of the personnel department of the regional ministry of health with the strengthening of the functions of monitoring the professional development of medical workers, the creation of the republican council of medical scientific youth.

Keywords: medical personnel, medical care, medical activity, medical organization, certification, competence, quality, expert survey, Ministry of Health, Regional Center of Competence, Republic of Buryatia.

Elena Yu. Bashkuyeva - Cand. Sc. (History), Senior Researcher, Dept. of Regional Economic Research, Buryat Scientific Center of the RAS Siberian Branch, e-mail: frombear@mail.ru.

Received 07.03.2023 Approved 27.03.2023 Accepted for publication 11.05.2023

Финансирование. Статья подготовлена в рамках госзадания № 121030500092-7 (проект «Разработка методологии обоснования направлений стратегического развития депрессивного региона в условиях эколого-экономических ограничений»).

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Башкуева, Е.Ю. Проблемы и перспективы повышения компетенций медицинского персонала Республики Бурятия как ключевого компонента качества медицинской помощи (по материалам социологического исследоваиния) / Е.Ю. Башкуева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 2. - С. 319-333.

Please cite this article in English as:

Bashkuyeva E.Yu. Problems and prospects for improving competencies of medical personnel in the Republic of Buryatia as a key component of quality of medical care (based on sociological research). PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 2, pp. 319-333 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.