DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.10 УДК 35.075.7(571.54):614.2
Е.Ю. Башкуева
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ (ЦУР) ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ, КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Рассмотрены проблемы и перспективы деятельности Центра управления регионом (ЦУР) Республики Бурятия как нового инструмента повышения доступности, качества и безопасности медицинской помощи. Цель исследования - выявить проблемы деятельности ЦУР по направлению «доступность, качество и безопасность медицинской деятельности», обозначить основные перспективные направления работы ЦУР и системы здравоохранения Бурятии в целях повышения доступности, качества и безопасности медицинской помощи. Исследование базируется на аналитическом и качественных социологических методах: экспертных интервью и фокус-групповой дискуссии с руководством и специалистами Министерства здравоохранения Республики Бурятия и подведомственных организаций, уполномоченных работать в платформе ЦУР. Представлены промежуточные результаты реализации дорожной карты ЦУР по проблемам качества и доступности медицинской помощи за IV квартал 2020 г. - I квартал 2021 г. Предложены перспективные направления деятельности платформы ЦУР в целях повышения доступности, качества и безопасности медицинской деятельности в регионе - проведение онлайн-анкетирований и онлайн-фокус-групп с участием жителей сельских районов Республики Бурятия, результаты которых будут использованы Правительством Республики Бурятия при реализации государственной политики в области здравоохранения. Для Министерства здравоохранения Республики Бурятия и подведомственных медицинских организаций сформулированы рекомендации по повышению эффективности работы с обращениями и жалобами граждан в рамках деятельности ЦУР.
Ключевые слова: Центр управления регионом, здравоохранение, медицинская помощь, доступность, качество, безопасность, Министерство здравоохранения, Республика Бурятия.
Введение. В последние два десятилетия проблемы повышения эффективности и качества управления выступают важнейшим направлением исследований, результаты которых способствуют улучшению реформирования институтов государственного управления. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Среди
© Башкуева Е.Ю., 2021
Башкуева Елена Юрьевна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований ФГБУН «Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН», e-mail: [email protected].
основных - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в структуру государственного управления и оказания государственных услуг.
Еще в 2018 г. Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления поручил до 1 декабря 2020 г. создать в каждом субъекте России функционирующий «Центр управления регионом». Создать его надо было при участии автономной некоммерческой организации «Диалог». Это АНО было создано департаментом информационных технологий Москвы в качестве центра мониторинга и анализа эффективности обратной связи с москвичами. Затем появилась автономная некоммерческая организация «Диалог регионы», осуществляющая управление развитием цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций. Именно она координирует работы по созданию в регионах ЦУР, обобщает и распространяет передовой опыт работы таких первых ЦУР.
Проблемы доступности, качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации рассматривались ведущими отечественными учеными и организаторами здравоохранения в качестве ключевых [2, 3]. Одной из основных задач Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г. выступает создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи, а также улучшение системы контроля в сфере охраны здоровья граждан [4]. В этой связи деятельность ЦУР является важнейшим инструментом контроля за обозначенными направлениями, однако перед государственными служащими, задействованными в работе с платформой ЦУР, стоит задача грамотной организации своей деятельности, направленной на эффективное решение проблем, а не на дублирование и без того гипертрофированной системы надзора за деятельностью медицинских организаций.
Несмотря на наличие существенных проблем в отрасли здравоохранения [5-7], Республика Бурятия - один из немногих регионов Российской Федерации, где выстраивается единая региональная система качества и безопасности медицинской деятельности [8, 9] и созданы инновационные институты управления: Региональный центр компетенций по качеству и безопасности медицинской деятельности, межведомственная комиссия при Министерстве здравоохранения. Одной из важнейших задач является информационное обеспечение деятельности региональной системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности [10]. Платформа ЦУР при грамотном выстраивании работы должна органично дополнять выстраиваемую систему.
Цель исследования - выявить проблемы деятельности ЦУР по направлению «доступность, качество и безопасность медицинской помощи», обозначить основные перспективные направления работы ЦУР и системы здравоохранения Бурятия в целях повышения доступности, качества и безопасности медицинской помощи.
Материалы и методы исследования. Исследование проблем и перспектив деятельности Центра управления регионом (ЦУР) по Республике Бурятия по разделу «Здравоохранение» проводилось в I квартале 2021 г. Методами исследования являлись: анализ литературных источников, нормативно-правовой анализ, качественные социологические методы: экспертный опрос, фокус-групповая дискуссия, основанные на авторском инструментарии. Экспертный опрос на тему «Проблемы и перспективы деятельности Центра управления регионом по Республике Бурятия по разделу «Здравоохранение» включал 20 открытых вопросов, экспертами выступили ответственные специалисты ЦУР по Республике Бурятия, Министерства здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Бурятия имени В.Р. Бояновой», работающие с платформой ЦУР (Ы = 12). Фокус-групповая дискуссия на тему «Внедрение Центра управления регионом в Республике Бурятия» включала следующие этапы: определение проблемной ситуации и формирование гипотезы, подбор респондентов, разработка сценария интервью и формулировка точных вопросов, проведение дискуссии с ее видео- и аудиофиксацией, расшифровка и анализ полученных материалов. В дискуссии участвовали (Ы = 15) специалисты Министерства здравоохранения Республики Бурятия, члены общественного совета при Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, медики-практики.
Результаты исследования и обсуждение. Анализ литературных источников показал, что тема внедрения деятельности Центра управления регионом является новой и на сегодня отсутствуют комплексные аналитические исследования, касающиеся проблем и перспектив функционирования данного института как на федеральном, так и на региональном уровнях [11]. Вместе с тем достаточно много внимания исследователи уделяли такому направлению, как обращения и жалобы граждан в государственные органы, в том числе по блоку «Здравоохранение» [12-19].
Как отметил в экспертном интервью руководитель ЦУР по Республике Бурятия, Центр управления регионом анализирует обращения, которые оставляют жители Бурятии, контролирует сроки ответов на них, оценивает полноту и качество этих ответов, а также уровень удовлетворенности жителей Бурятии их результатами. Ответы не должны быть формальными, они должны содержать пояснения по проблеме, с которой человек обращается, и пути ее решения. Одним словом, ЦУР выявляет проблемы, направляет их в органы власти для решения и, что немаловажно, прогнозирует появление схожих ситуаций в будущем. С запуском работы ЦУРа в республике вся система коммуникации между органами государственного управления и жителями должна стать прозрачнее и эффективнее. ЦУР работает с любыми обращениями, независимо от статуса, возраста гражданина и места его проживания. Системы мониторинга ЦУРа фиксируют обращение на любой площадке - будь то официальная стра-
ница Правительства Бурятии, личный аккаунт, какое-то сообщество или портал «Наша Бурятия». В ЦУР стекается информация со всех этих источников. ЦУР не относится к органам государственной власти, но те функции, которые он выполняет, несомненно, важны как для Правительства Бурятии, так для всего населения республики.
Еще один важный момент в работе Центра управления регионом -официальное обращение гражданина рассматривается в максимально сжатые сроки. Сегодня регламент работы с обращением составляет до 30 дней. Но люди зачастую хотят получить ответы на свои вопросы быстрее. Работа ЦУР направлена, в том числе, на ускорение «обратной связи». Это достигается с помощью социальных сетей, мессенджеров и внедрения специальных информационных систем с изменением алгоритмов работы. Благодаря этому часть вопросов по отдельным категориям будет решаться в срок от 1 до 10 дней. Отметим, что создание и дальнейшее функционирование ЦУР обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
По данным экспертных интервью со специалистами Министерства здравоохранения Республики Бурятия, основной массив обращений заявителей касается проблем доступности, качества и безопасности медицинской помощи. Ежедневно на платформу ЦУР поступает в среднем от 40 до 70 обращений граждан, проживающих как в г. Улан-Удэ, так и в сельских населенных пунктах Бурятии. Существенную проблему представляет то, что заявители зачастую неграмотно составляют обращения, приходится тратить очень много времени на уточнение всех персональных данных заявителей, а также медицинской организации и ее специалистов. Сотрудники Министерства здравоохранения РБ отмечают неудобство работы с самой информационной системой ЦУР, где отмечаются технические сбои, неточности. В головном офисе ЦУР Бурятии это объясняют тем, что система только внедряется и такие трудности ожидаемы на первом этапе. Вместе с тем регулярно проводятся обучающие мероприятия в рамках деятельности ЦУР, в том числе по таким направлениям, как работа с обращениями и жалобами, социологические исследования. Однако опрошенные эксперты отметили необходимость повышения своих компетенций в области их профессиональной деятельности, что потребует как финансовых, так и временных затрат.
Для решения проблем в области повышения доступности и качества медицинской помощи в рамках деятельности ЦУР специалистами Министерства здравоохранения Республики Бурятия были разработаны дорожные карты (табл. 1, 2) с конкретным указанием мероприятий, сроков и ответственных за их исполнение. Мониторинг исполнения мероприятий ведет головной ЦУР в Правительстве Российской Федерации. Ежеквартально отправляется отчет о выполнении мероприятий, с указанием процента их выполнения. Отметим, что в IV квартале 2020 г. специалисты Министерства здравоохранения РБ и подведомственных организаций, несмотря на пандемию, смогли на 100 %
выполнить все показатели дорожной карты ЦУР по направлению «Повышение эффективности единой территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности».
Таблица 1
Дорожная карта по повышению эффективности единой территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности
№ п/п Мероприятие Результат выполнения Сроки исполнения Ответственный исполнитель
01 Самооценка учреждений здравоохранения по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Формирование базы данных о состоянии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО РБ 01.11.202031.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия и подведомственные организации
02 Анализ внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения Выявление проблем и недостатков в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, разработка системы корректирующих действий 01.11.202031.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Региональный центр компетенций по качеству и безопасности медицинской деятельности
03 Обучение главных врачей МО по направлению «Качество и безопасность медицинской деятельности» Повышение компетенций главных врачей МО в области качества и безопасности медицинской деятельности 01.02.202131.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Региональный центр компетенций по качеству и безопасности медицинской деятельности
04 Совершенствование работы Министерства здравоохранения Республики Бурятия с жалобами и обращениями граждан (в том числе на качество медицинской помощи) Повышение качества организационной работы с жалобами и обращениями граждан 01.11.202031.12.2021 Отдел по работе с жалобами и обращениями МЗ Республики Бурятия
05 Усиление работы межведомственной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности Совершенствование работы межведомственной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности 01.11.202031.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
В ходе экспертного интервью специалисты подробно рассказали, как были выполнены основные мероприятия по дорожным картам в IV квартале 2020 г. -I квартале 2021 г. Эксперты отметили, что успешно выполнена самооценка медицинских организаций по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Анализ данной работы заслушан на заседании Межведомственной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности в январе 2021 г. и получил положительные отзывы членов комиссии.
Министерством здравоохранения РБ совместно с Региональным центром медицинской профилактики выполнен анализ внутреннего контроля качества в крупнейших медицинских организациях Бурятии: ГАУЗ «БСМП», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГАУЗ «Бурятский республиканский онкологический диспансер», ГАУЗ «Городская больница № 5», Городской перинатальный центр, Республиканский перинатальный центр, а также в 6 районных центральных больницах (ГАУЗ «Хоринская ЦРБ», «Бичурская ЦРБ», «Заиграевская ЦРБ», «Мухоршибирская ЦРБ», «Баунтов-ская ЦРБ», «Тункинская ЦРБ»).
В рамках мероприятия № 03 дорожной карты проводится обучение главных врачей медицинских организаций по направлению «качество и безопасность медицинской деятельности». Внедрена комплексная программа обучения, включающая следующие направления:
• «Организация деятельности медицинских организаций»;
• «Школа начмеда»;
• «Школа главных медсестер»;
• «Мониторинг и контроль», «Процессы улучшения».
Лекторами выступают министр здравоохранения Республики Бурятия, доктор медицинских наук Е.Ю. Лудупова, главные внештатные специалисты-эксперты Министерства здравоохранения Республики Бурятия, сотрудники ГАУЗ «РКБ им. Н.А. Семашко».
В рамках мероприятия № 04 дорожной карты, в целях совершенствования работы с жалобами и обращениями изучен опыт работы министерств здравоохранения регионов Российской Федерации с жалобами и обращениями граждан, разработана методика аудита работы амбулаторно-поликлинических организаций с обращениями и жалобами граждан. Разработаны новые критерии сортировки и классификации обращений и жалоб. Готовится памятка по работе с обращениями и жалобами для населения.
В рамках мероприятия № 05 проводится усиление работы межведомственной комиссии по качеству и безопасности медицинской деятельности: так, в состав комиссии дополнительно включены руководители ряда крупных МО.
Эксперты отметили, что сложнее идет работа по реализации второй дорожной карты ЦУР по удовлетворению потребности пациентов в доступности и своевременности оказания медицинской помощи (табл. 2).
Таблица 2
Дорожная карта по удовлетворению потребности пациентов в доступности и своевременности оказания медицинской помощи
№ п/п Мероприятие Результат выполнения Сроки реализации Ответственный исполнитель
01 Усиление работы по устранению дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача Снижение дефицита кадров в первичном звене 01.11.202031.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Комитет стратегического планирования и структурной организации здравоохранения
02 Совершенствование работы информационных систем в здравоохранении в целях повышения доступности и своевременности медицинской помощи Устранение сбоев и недостатков в работе информационных систем в здравоохранении 01.11.202031.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия, РМИАЦ
03 Совершенствование работы колл-центров, регистратур, медицинских регистраторов и администраторов Внедрение современных технологий (в том числе системы Voice2med, системы «голосовой помощник» ГУК), новых улучшенных скриптов и речевых модулей, систем наставничества, повышение квалификации медицинских регистраторов и администраторов 01.01.202131.12.2021 Министерство здравоохранения Республики Бурятия и подведомственные организации
04 Участие в программе модернизации здравоохранения 2021-2025 гг. Дооснащение и усиление всех звеньев здравоохранения 01.01.202131.12.2025 Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
Эксперты единодушны во мнении, что наиболее острая проблема регионального здравоохранения, которая существенно влияет на доступность, качество и безопасность медицинской помощи, дефицит кадров в первичном звене здравоохранения.
По отчетным данным Министерства здравоохранения Республики Бурятия на 01.01.2021 г. в государственных медицинских организациях Республики Бурятия работают 3546 врачей и 8926 средних медицинских работников. В пер-
вичном звене здравоохранения республики - 2028 врачей (57,2 %) и 4260 человек среднего медицинского персонала (47,7 %), в том числе 550 врачей участковой службы, из них 290 врачей-терапевтов участковых, 200 врачей-педиатров участковых и 60 врачей общей практики.
Коэффициент совместительства среди врачей в целом по республике составляет 1,30, в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, - 1,17, участковой службы - 1,08. Среди средних медицинских работников в целом по республике - 1,14, в первичном звене - 1,10. Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях физическими лицами, составляет 77,4 % (при коэффициенте совместительства 1,2), в том числе районных МО - 69,2 %, городских МО - 80,8 %. Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях физическими лицами, - 76,1 % (при коэффициенте совместительства 1,0), в том числе районных МО - 79,3 %, городских МО - 70,2 %.
В 2020 г. по программам «Земский доктор» / «Земский фельдшер» в Бурятии было принято на работу 88 врачей и 30 фельдшеров, в том числе с единовременной компенсационной выплатой 82 врачам (2 млн руб.) и 30 фельдшерам (1 млн руб.).
С 2014 г. действует республиканская подпрограмма «Кадровое развитие системы здравоохранения» Госпрограммы РБ «Развитие здравоохранения», в рамках которой предоставляются республиканские выплаты медицинским работникам дефицитных специальностей: врачам в размере 700 тыс. руб., средним медицинским работникам неукомплектованных ФАПов по 200 тыс. руб. За 2014-2020 гг. республиканские выплаты получили 98 врачей и 37 средних медицинских работников, в том числе в 2020 г. трудоустроены 21 врач, из них 16 врачей - в поликлиники г. Улан-Удэ и 5 врачей-специалистов в рамках реализации национальных проектов. На подготовку врачей в клинической ординатуре в 2019-2020 гг. направлено 600,0 тыс. руб. Всего выделено на реализацию подпрограммы 76,6 млн руб. из средств республиканского бюджета.
Эксперты отметили, что в рамках реализации мероприятия № 02 «Совершенствование работы информационных систем в здравоохранении в целях повышения доступности и своевременности медицинской помощи» проводится реализация проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», в том числе осуществляется развитие и внедрение медицинских, лабораторных и радиологических информационных систем в медицинские организации. Данные мероприятия позволят повысить эффективность оказания медпомощи за счет организации информационного взаимодействия с федеральными информационными сервисами (запись на прием к врачу и электронные медицинские документы на портале Госуслуг, передача данных в бюро медико-
социальной экспертизы (МСЭ) и фонд социального страхования (ФСС)), а также оперативного доступа к результатам диагностических исследований.
Ведется большая работа по совершенствованию деятельности колл-центров, регистратур, медицинских регистраторов и администраторов. В рамках исполнения поручения Президента РФ В.В. Путина организован единый бесплатный номер 122 для оперативного решения вопросов пациентов. К нему подключены регистратуры медицинских организаций Республики Бурятия. Прорабатывается вопрос подключения робота-речевика на данный телефонный номер для автоматического ответа на часто задаваемые вопросы. В пилотном режиме на базе городской поликлиники № 2 апробирована технология Voice2Med для реализации возможности голосового набора информации для медицинских работников, осуществляющих протоколирование манипуляций и исследований. Прорабатывается вопрос по применению данного опыта на других медицинских организациях.
Совместно с Комитетом информационных технологий и документальной связи Главы РБ и Правительства РБ прорабатывается вопрос подключения ро-бота-речевика на единый телефонный номер 122 для автоматического ответа на часто задаваемые вопросы.
В целом по данным фокус-групповой дискуссии медицинскими работниками отмечен рост иждивенческих настроений у населения - заявители требуют оказания медицинской помощи в срочном порядке, даже не утруждая себя обращением к участковым врачам и фельдшерам. Встречались даже случаи когда заявители ставили себе диагнозы самостоятельно и требовали обследования и оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских центрах. Процент необоснованных обращений и жалоб по платформе ЦУР составляет примерно 5-8 %.
Участниками социологического исследования предложены перспективные направления деятельности платформы ЦУР в целях повышения доступности, качества и безопасности медицинской деятельности в регионе - проведение онлайн-анкетирований и онлайн-фокус-групп жителей сельских районов Республики Бурятия, результаты которых будут использованы Правительством Республики Бурятия при реализации государственной политики в области здравоохранения. Эксперты отметили, что особенно важно провести такие исследования в отдаленных и труднодоступных северных районах региона, где доступность и качество медицинской помощи находятся на неудовлетворительном уровне.
На наш взгляд, деятельность системы ЦУР следует интегрировать с медико-социологическим мониторингом доступности, качества и безопасности медицинской помощи, методика которого сейчас активно разрабатывается специалистами Министерства здравоохранения Республики Бурятия и сотрудниками ФГБУН «Бурятский научный центр СО РАН» [20].
Заключение. Проведенное исследование показало, что в деятельности региональной системы здравоохранения есть ряд серьезных проблем, главнейшими из которых являются доступность, качество и безопасность медицинской помощи. Наиболее острой проблемой является дефицит медицинских кадров, прежде всего врачей узких специальностей. Из этой корневой проблемы вытекают и другие недостатки в работе медицинских организаций: пациенты жалуются на организацию медицинской помощи в отдаленных врачебных амбулаториях; отсутствует возможность попасть на бесплатный прием к узким специалистам как в г. Улан-Удэ, так и в сельских районах Бурятии.
Все участники независимого социологического исследования были едины во мнении, что платформа ЦУР, безусловно, является востребованным инструментом взаимодействия между органами исполнительной власти и населением, способствующим повышению доступности, качества и безопасности медицинской деятельности. Вместе с тем первое полугодие с момента ее внедрения показало, что предстоит большая организационно-методическая работа по надлежащему выстраиванию деятельности ЦУР в регионе. Уже сегодня есть ряд методологических и технических трудностей и сбоев. Существенную проблему составляет правовая неграмотность населения, его откровенно иждивенческая позиция, для нейтрализации чего требуется системная информационная работа.
На основании проведенного исследования нами разработаны общие практические рекомендации для Центра управления регионом по Республике Бурятия, Министерства здравоохранения РБ и подведомственных ему медицинских организаций в целях повышения эффективности работы, итогом которой станет доступная, качественная и безопасная медицинская помощь для каждого жителя региона.
Рекомендации для ЦУР:
• активнее внедрять обучающие модули для специалистов, работающих с платформой ЦУР в профильных министерствах и ведомствах;
• разработать методические пособия для ответственных специалистов, работающих с платформой ЦУР в профильных министерствах и ведомствах;
• подготовить и тиражировать в социальных сетях обучающие ролики для населения по подготовке обращений и жалоб в государственные учреждения, проводить обзор наиболее резонансных обращений;
• проводить анкетирование разных групп населения на предмет выявления слабых зон в области здравоохранения.
Рекомендации для Министерства здравоохранения Республики Бурятия и подведомственных организаций:
• неуклонно повышать качество исполнительской дисциплины, профессиональные и коммуникационные компетенции, уровень этики и деонтологии сотрудников;
• усилить информационную работу с населением с использованием социальных сетей по актуальным проблемам здравоохранения для снижения потока обращений и жалоб;
• проводить независимые социологические исследования различных групп населения по вопросам доступности, качества и безопасности медицинской деятельности, разрабатывать на их основе программы и дорожные карты по улучшению работы в обозначенных направлениях.
Таким образом, дальнейшее совершенствование работы в целях повышения доступности, качества и безопасности медицинской деятельности является приоритетным направлением регионального здравоохранения. Платформа ЦУР в этой связи - новый и востребованный вспомогательный инструмент управления, работу которого можно и нужно выстроить с учетом максимальной интеграции современных технологий и знаний, а также проводить регулярные аудиты его деятельности. Проведенное исследование является пилотным и при наличии интереса органов исполнительной власти региона будет проводиться на регулярной основе.
Список литературы
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.04.2021).
2. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии его оценки // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. - 2013. - № 2. - С. 20-23.
3. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: руководство. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 800 с.
4. Об утверждении Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60708 (дата обращения: 18.04.2021).
5. Башкуева Е.Ю. Государственная политика в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2015. - № 2а. -С. 176-179.
6. Башкуева Е.Ю. Проблемы доступности и качества медицинской помощи в пригородных районах Улан-Удэ как показатель социально-экономического благополучия в регионе // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. -С.731-739.
7. Башкуева Е.Ю. Оценка качества функционирования сельского здравоохранения Республики Бурятия (по материалам экспедиционного обследования Заиграевского района) // Вестник БНЦ СО РАН. - 2016. - № 4. - С. 143-149.
8. Лудупова Е.Ю. Научно-организационные принципы построения территориальной системы управления качеством медицинской деятельности: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2019. - 47 с.
9. Лудупова Е.Ю. Подходы к построению региональной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности // Вестник Росздрав-надзора. - 2018. - № 6. - С. 24-31.
10. Лудупова Е.Ю., Гришина Н.К., Соловьева Н.Б. Совершенствование информационного обеспечения управления территориальной системой качества медицинской деятельности // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), посвященной 100-летию Факультетских клиник ИГМУ (1920-2020). - Иркутск: Изд-во ИГМУ, 2020. - С. 396-402.
11. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 4. - С. 60-72.
12. Гайсина А.Р., Шарафутдинова Н.Х. Жалобы граждан на нарушение их прав при получении медицинской помощи // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4-3 (58). - С. 148-152.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Работа с обращениями граждан и удовлетворение отдельных требований потребителя: что необходимо учитывать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 9. - С. 77-81.
14. Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Зинькевич В.К. Медико-правовой анализ обращений пациентов в государственные и муниципальные органы власти // Экология человека. - 2010. - № 2. - С. 50-53.
15. Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Зинькевич В.К. Обеспечение прав пациентов в условиях городского здравоохранения Заполярья: медико-социологический анализ. - Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2012. - 169 с.
16. Тарабукина С.М., Афанасьева Е.Б. Использование метода экспертных оценок при разработке мероприятий по повышению эффективности механизмов реагирование на обращения граждан, поступающих в органы государственной власти // Дневник Казанской медицинской школы. - 2018. - № 3 (21). - С. 159-162.
17. Ходакова О.В. Организационно-правовое регулирование в системе управления качеством медицинской помощи на территориальном уровне: автореф. ... дис. д-ра мед. наук. - Кемерово, 2014. - 43 с.
18. Хохрина Т.И. Организация работы с обращениями граждан в учреждениях здравоохранения // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2013. -№ 4. - С. 30-42.
19. О создании и функционировании Центра управления регионом в Республике Бурятия [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Бурятия от 01.10.2020 г. № 610. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0300202010060005 (дата обращения: 01.04.2021).
20. Башкуева Е.Ю. Медико-социологический мониторинг качества и безопасности медицинской деятельности как эффективная организационно-экономическая технология управления здравоохранением на региональном уровне // Московский экономический журнал. - 2020. - № 12. - С. 50.
References
1. O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Fed-eratsii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation up to 2024]. Decree of the RF President dated 07.05.2018, No. 204, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed 01.04.2021).
2. Lindenbraten A.L. Kachestvo organizatsii meditsinskoi pomoshchi i kriterii ego otsenki [The quality of medical aid organization and the criteria for its assessment]. Biul-leten'Natsional'nogo NIIobshhestvennogo zdorov'iia RAMN, 2013, no. 2, pp. 20-23.
3. Reshetnikov A.V. Mediko-sotsiologicheskii monitoring: rukovodstvo [Medical and sociological monitoring: A guide]. Moscow, GEOTAR-Media, 2013, 800 p.
4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia zdravookhraneniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [On the healthcare development strategy approval in the Russian Federation for the period up to 2025]. Decree of the RF President dated 06.06.2019, No. 254, available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/60708 (accessed 18.04.2021).
5. Bashkueva E.Iu. Gosudarstvennaia politika v oblasti kadrovogo obespecheniia sistemy zdravookhraneniia Respubliki Buriatiia [State policy in the field of personell provision in health care system of the Republic of Buryatia]. Vestnik Buriatskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment, 2015, no. 2a, pp. 176-179.
6. Bashkueva E.Iu. Problemy dostupnosti i kachestva meditsinskoi pomoshchi v prigorodnykh raionakh Ulan-Ude kak pokazatel' sotsial'no-ekonomicheskogo blagopoluchiia v regione [The problems of the accessibility and quality of medical care in suburban areas of Ulan-Ude as an indicator of socio-economic well-being in the region]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 2019, no. 11, pp. 731-739.
7. Bashkueva E.Iu. Otsenka kachestva fonktsionirovaniia sel'skogo zdravookhraneniia Respubliki Buriatiia (po materialam ekspeditsionnogo obsledovaniia Zaigraevskogo raiona) [The assessment of quality of functioning of rural health care in the Republic of Buryatia (based on the survey of the Zaigraevsky district)]. Vestnik Buriatskogo nauch-nogo tsentra Sibirskogo otdeleniia Rossiiskoj akademii nauk, 2016, no. 4, pp. 143-149.
8. Ludupova E.Iu. Nauchno-organizatsionnye printsipy postroeniia territori-al'noi sistemy upravleniia kachestvom meditsinskoi deiatel'nosti [Scientific and organizational principles of building a territorial system for managing the quality of medical activity]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2019, 47 p.
9. Ludupova E.Iu. Podkhody k postroeniiu regional'noi modeli upravleniia kachestvom i bezopasnost'iu meditsinskoi deiatel'nosti [Approaches to the architecture of a regional model of quality and safety management of medical activities]. Vestnik Roszdravnadzora, 2018, no. 6, pp. 24-31.
10. Ludupova E.Iu., Grishina N.K., Solov'eva N.B. Sovershenstvovanie infor-matsionnogo obespecheniia upravleniia territorial'noi sistemoi kachestva meditsin-skoi deiatel'nosti [Information support improvement to manage the territorial quality
system of medical activity]. Aktual'nye voprosy obshchestvennogo zdorov'ia i zdra-vookhraneniia na urovne sub"ekta Rossiiskoi Federatsii. Proc. All-Russian Acad. Conf. Irkutsk, ISMU, 2020, pp. 396-402.
11. Smotritskaia I.I. Gosudarstvennoe upravlenie v usloviiakh tsifrovoi eko-nomiki: strategicheskie vyzovy i riski [State administration in conditions of development digital economy: Strategic challenges and risks]. Etap: ekonomicheskaia teoriia, analiz, praktika, 2018, no. 4, pp. 60-72.
12. Gaisina A.R., Sharafutdinova N.Kh. Zhaloby grazhdan na narushenie ikh prav pri poluchenii meditsinskoi pomoshchi [Complaints of citizens on violation of their rights at health care delivery]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhur-nal, 2017, no. 4-3 (58), pp. 148-152.
13. Piven' D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Rabota s obrashcheniiami grazhdan i udovletvorenie otdel'nykh trebovanii potrebitelia: chto neobkhodimo uchityvat' med-itsinskim organizatsiiam [Work with appeals of citizens' and satisfaction of separate requirements of the consumer: What to consider medical organizations]. Menedzher zdravookhraneniia, 2019, no. 9, pp. 77-81.
14. Svetlichnaia T.G., Tsyganova O.A., Zin'kevich V.K. Mediko-pravovoi analiz obrashchenii patsientov v gosudarstvennye i munitsipal'nye organy vlasti [Medical-legal analysis of patient appeals to state and municipal authorities]. Eko-logiia cheloveka, 2010, no. 2, pp. 50-53.
15. Svetlichnaia T.G., Tsyganova O.A., Zin'kevich V.K. Obespechenie prav patsien-tov v usloviiakh gorodskogo zdravookhraneniia Zapoliar'ia: mediko-sotsiologicheskii analiz [Ensuring the rights of patients in the urban health care of the Arctic: Medical and sociological analysis]. Arkhangelsk, Northern State Medical University, 2012, 169 p.
16. Tarabukina S.M., Afanas'eva E.B. Ispol'zovanie metoda ekspertnykh ot-senok pri razrabotke meropriiatii po povysheniiu effektivnosti mekhanizmov reagiro-vaniia na obrashcheniia grazhdan, postupaiushchikh v organy gosudarstvennoi vlasti [The use of the method of expert assessments in the development of measures to improve the effectiveness of mechanisms for responding to citizens' appeals to public authorities]. DnevnikKazanskoi meditsinskoi shkoly, 2018, no. 3 (21), pp. 159-162.
17. Khodakova O.V. Organizatsionno-pravovoe regulirovanie v sisteme uprav-leniia kachestvom meditsinskoi pomoshchi na territorial'nom urovne [Organizational and legal regulation in the quality management system of medical care at the territorial level]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Kemerovo, 2014, 43 p.
18. Khokhrina T.I. Organizatsiia raboty s obrashcheniiami grazhdan v uchrezh-deniiakh zdravookhraneniia [Organization of work with citizens' appeals in healthcare institutions]. Pravovye voprosy v zdravookhranenii, 2013, no. 4, pp. 30-42.
19. O sozdanii i funktsionirovanii Tsentra upravleniia regionom v Respublike Buriatiia [On establishing and operating the Regional Management Center in the Republic of Buryatia]. Resolution of the Government of the Republic of Buryatia
dated 01.10.2020, No. 610, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0300202010060005 (accessed 01.04.2021).
20. Bashkueva E.Iu. Mediko-sotsiologicheskii monitoring kachestva i bezopas-nosti meditsinskoi deiatel'nosti kak effektivnaia organizatsionno-ekonomicheskaia tekhnologiia upravleniia zdravookhraneniem na regional'nom urovne [Medical and sociological monitoring of the quality and safety of medical activity as an effective organizational and economic technology of healthcare management at the regional level]. Moskovskii ekonomicheskii zhumal, 2020, no. 12, pp. 50.
Оригинальность 76 % Получено 03.06.2021 Принято 28.06.2021 Опубликовано 30.09.2021
Ye.Yu. Bashkueva
CHALLENGES AND PROSPECTS FOR THE REGIONAL MANAGEMENT CENTER IN THE REPUBLIC OF BURYATIA AS AN EFFECTIVE TOOL TO IMRPOVE AVAILABILITY, QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL CARE
The article discusses the problems and prospects of the Regional Management Center (RMC) of the Republic of Buryatia (Russia) as a novel tool for improving accessibility, quality and safety of medical care. The purpose of the study is to identify the problems of the RMC in the direction of accessibility, quality and safety of medical activities, to outline the main promising areas of the RMC and the health care system of Buryatia in order to better accessibility, quality and safety of medical care. The research is based on analytical and qualitative sociological methods: expert interviews and focus group discussions with the executives and specialists of the Republic of Buryatia's Ministry of Health and subordinate organizations authorized to work on the RMC platform. The interim results are given of the implementation of the RMC roadmap on quality and accessibility of medical care for the Q4 2020-Q1 2021. The promising activities of the RMC platform are proposed in order to increase the accessibility, quality and safety of medical care in the region, namely, online surveys and focus groups involving residents of rural areas of the Republic of Buryatia, which results might be used by the Government of the Republic of Buryatia in pursuing the state health policy. Recommendations were formulated for the Republic of Buryatia's Ministry of Health and subordinate medical organizations to deal more effectively with the citizens' appeals and complaints regarding the RMC.
Keywords: Regional Management Center (RMC), healthcare, medical care, accessibility, quality, safety, Ministry of Health, Republic of Buryatia.
Yelena Yu. Bashkueva - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of Regional Economic Research, Buryat Scientific Center of the RAS Siberian Branch, Ulan-Ude, Russia, e-mail: [email protected].
Received 03.06.2021 Accepted 28.06.2021 Published 30.09.2021