Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы личностно-профессиональной подготовки педагога-музыканта'

Проблемы и перспективы личностно-профессиональной подготовки педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчегурская Наталья Борисовнаа

В статье речь идет о прицельном личностно-профессиональном развитии специалиста, в котором объединятся качества человека культуры, интеллигента, необходимые в музыкально-педагогической работе, и профессионала, способного достойно «продать» свой труд. Автор ставит своей целью рассмотреть формирование педагогической личности как особый процесс становления открытой самоорганизующейся системы (согласно современным тенденциям в педагогике).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы личностно-профессиональной подготовки педагога-музыканта»

Раздел IV. Музыкальное образование

Н.Б. Волчегурская

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Процесс подготовки учителя музыки, имеющий уже довольно длинную историю и богатые традиции, сегодня явно нуждается в корректировке, адекватной современным условиям конкурентной борьбы на рынке труда. Речь идет о прицельном личностно-профессиональном развитии такого специалиста, в котором объединятся качества человека культуры, интеллигента, необходимые в музыкально-педагогической работе, и профессионала, способного достойно «продать» свой труд. Обращаясь к этой теме, следует отметить, что глубокие и кардинальные преобразования представляются пока трудно осуществимыми при довольно калейдоскопическом учебном процессе на музыкально-педагогических факультетах, некоторой консервативности специального музыкального образования и, самое главное, в ситуации отсутствия научно обоснованного профессионального отбора абитуриентов. На наш взгляд, проблемы можно сформулировать следующим образом:

1. Прежде всего, отсутствуют модели профессионально направленной личности как абитуриентов факультетов музыкального образования, так и его выпускников. Даже в конце обучения и педагоги, и сами выпускники плохо представляют, насколько они будут соответствовать специальному заказу общества, так как их оценивают по результатам государственных экзаменов лишь как исполнителей, дирижеров и немного - как людей, владеющих логикой изложения своих мыслей по одной из проблем музыкальной педагогики в формате экзамена по теории методике музыкального образования и выпускной квалификационной работы. Понятно, что в такой конвейерной «госприемке» будущие педагоги в полной мере не просматриваются. Таким образом, «качество» их педагогической, а главное и просто человеческой личности остается закрытым. Кроме того, например, ВКР и их защита до такой степени схематизированы, что творческая инициатива будущего учителя искусства «задавлена на корню».

2. Очевидна сегодня параллельность существования теоретической педагогики и практики музыкально-педагогического образования. Так, в исследованиях этого процесса рассматриваются возможности внедрения в вузе личностно ориентированного, дифференцированного, личностно деятельностного, предметно интегрированного подходов для преодоления технократической тенденции высшей школы [2;3], а большинство специальных музыкально-теоретических курсов и индивидуальных дисциплин ведется вне учета новых направлений педагогики, что нарушает профессионально-направленную целостность процесса подготовки специалистов, чаще всего теряются и ценностный, личностно смысловой аспекты обучения, в итоге и результат - суммарно технологичный.

3. Отсутствие объединяющего подхода в музыкально-педагогическом образовании, который бы соответствовал современным социокультурным условиям, приводит к слишком резкому разбросу между целями, задачами и методами в предметном обучении (поэтому трудно интегрировать, например, учебные курсы философии, экономики или логики с историей музыки, гармонией, анализом музыкальных произведений, исполнительскими дисциплинами и т.д.).

4. Как следствие все более возрастает противоречие между интегративным характером деятельности педагога-музыканта, который обусловливается предметами сферы искусства, и дисциплинарной разобщенностью его подготовки; между личностно ориентированным направлением предмета искусства и безличностным построением ряда вузовских дисциплин.

Результат этого - низкая мотивация не только обучения на музыкально-педагогическом фа-

культете (что подтверждается исследованиями автора статьи и его студентов), но и собственно существование выпускников в данной профессии. Так, например, результаты авторского анкетирования студентов с 1 по 5 курс в течение пяти лет показали, что лишь 20 % опрошенных поступали на факультет с целью получить профессию учителя музыки (о средней школе думала только треть из них). В процессе обучения на педагогическую деятельность в школе настроились 45 % студентов, причем это в основном девушки. Продолжить свое обучение стремятся 32 % девушек и 10 % юношей (чаще всего имеется в виду образование в совершенно иной сфере). Даже эти скромные данные позволяют предполагать, что выпускники вуза, скорее всего, не вполне готовы к своей работе. Отметим, что, при всем этом некоторые из них, сменив несколько мест работы, все же идут в педагогику, к сожалению, частично растеряв свой профессиональный багаж. Вот тогда и приходит сожаление о несформированной вовремя пресловутой педагогической направленности: «как мы сейчас осмысленно учили бы те предметы, которые проходили в институте, если бы знали, что нам это понадобится в работе!»

Очевидно, что остро необходима целостность в отслеживании этапов формирования личности и профориентации будущего специалиста. В этом случае система личностно-профессиональных качеств, педагогической мотивации может своевременно корректироваться во время обучения.

Думается, что системный подход, в данном случае, является необходимостью. «Исходным принципом системного видения исследуемых объектов является принцип целостности, который выражает требование особого описания системы в целом, отличного от описания ее элементов... , а также интенцию на особую противопоставляемость системы ее окружению (среде), противопос-тавляемость, в основе которой лежит внутренняя активность системы. Применение данного принципа позволяет понять, что целое не является простой комбинацией своих подсистем, оно обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей в отдельности» [4, 26]. У С. Кульневича читаем: «Интересно то, что, взаимодействуя с окружающей средой, система обнаруживает с ней множественные связи, при этом сама активно трансформируется, что делает ее открытой. В то же время и прочность ей обеспечивают именно эти связи элементов. В полноценной системе непременно есть как постоянные, так и склонные к изменениям величины, что как раз и обеспечивает ей инвариантную целостность в процессе развития вплоть до перехода в новое качество - другую систему. Рассматривая формирование педагогической личности как процесс становления открытой самоорганизующейся системы (согласно современным тенденциям в педагогике), мы должны иметь в виду не только воздействие на нее извне, а и стимуляцию процесса внутренней трансформации и развития системы с целью формирования ее жизнеспособности и структурной устойчивости, не переходящей тем не менее в некий системный ортодокс» [5, 88]. И здесь уже нельзя обойти вопрос об исходных личностных системах, проще говоря, о личностях тех, кто приходит учиться на факультет, ведь именно на этом фундаменте предстоит складываться новой структуре - педагогической культуре будущего учителя музыки, где равно значимы генезис, устойчивость личности и одновременно способность ее к саморазвитию.

В педагогике сегодня стало классическим не только системное понятие педагогической культуры, явившееся в определенном смысле вершиной социально и имманентно детерминированных и интегрируемых педагогических понятий, но и целое направление, исследующее его методологические основы, условия формирования отдельных компонентов, становление и развитие как целостного образования. Автором данной статьи еще в 1996 г. под научным руководством академика Е.В. Бондаревской была обоснована и разработана прогностическая системная модель педагогической культуры учителя-музыканта [6], которую можно представить в виде упрощенной блок-схемы (рис. 1). Ядром такой системы являются субъектные личностные качества, такие как интеллигентность и разносторонняя (полисферная) одаренность, а «периферическим окружением» (системологичесий термин) - профессиональные знания и умения, интегрируемые через личностные смыслы в педагогическую культуру.

Рис.1. Педагогическая культура специалиста музыкального образования

Подобная модель отражает тот результат, к которому должно в идеале привести музыкально-педагогическое образование. Но если формирование знаниевой части «периферического окружения» системы педагогической культуры в какой-то мере контролируется и анализируется, то ядро личности, выходит за пределы контроля и «на входе», и в обучающем процессе и, что особенно важно, - «»на выходе».

Опыт педагогической и исследовательской работы на факультете позволяет автору утверждать, что сегодня необходима специальная организация поэтапного становления системы педагогической культуры учителя-музыканта, причем, начиная со вступительных экзаменов, где пока педагоги получают представление лишь об уровне общей и профессиональной подготовки абитуриентов, но при этом личности их остаются вещью в себе практически до окончания вуза. Это приводит к ситуации, когда хорошо успевающие студенты неожиданно забирают документы еще на первом курсе. Из приведенных выше данных анкетирования видно, что большую роль играет несформированность личностных установок молодых людей на получение именно этой профессии. Однако одной из причин может быть и несформированность тех качеств, которые составляют основу педагогической культуры учителя музыки - интеллигентность и полисферная одаренность.

Выявление интеллигентности личности - сложный процесс. На сегодня обширный, комплексный тест предлагается только одним автором - В. Андреевым [6]. Однако результаты тестирования студентов факультета (с их добровольного согласия) в течение 10 лет подряд позволили сделать вывод, что он (тест) не во всем пригоден в качестве надежного инструмента выявления исходного уровня и динамики развития интеллигентности. Так, по замыслу автора тестовой методики, выявляется не только наличие, но и уровни сформированности интеллигентности, которых в общей сложности у него девять, и они последовательно расположены от очень низкого до очень высокого. Практика многолетней работы автора статьи с тестом доказала, что критериев должно быть не более трех - интеллигентность «есть», «слабо выражена», ее «нет» как таковой. Теоретически обосновывая новый тест на интеллигентность личности с позиций системного подхода, можно предположить следующее. Верхний уровень («есть») может определяться достаточными показателями развития всех ее 19 компонентов1 и особенно высокими показателями системообра-

1 Это положительный генетический код; доброта, гуманность; культура поведения и общения; культура внешнего вида;

эстетическая культура; экологическая культура; честность, справедливость, уважение к другим и себе; терпимость к не-

434

зующих личностных качеств, в нашем понимании это: 1) уважение нравственно-этических общечеловеческих ценностей и посильное следование эталонам порядочности и 2) самопознание и способность к развитию всех сторон своей личности. Средний уровень («слабо выражена») - это, возможно, большой разрыв между системообразующими показателями и остальными компонентами или разнобой всех компонентов. Отрицательный показатель интеллигентности («нет») - «отставание» основных системообразующих качеств личности при отсутствии некоторых других.

Грамотно подготовленные условия тестирования предполагают, в свою очередь, предварительное разделение всего контингента студентов на группы, прежде всего исходя из различий социального происхождения, мест проживания, так как эти факторы могут влиять на ответы испытуемых. Кроме того, видимо, необходимо выявление гендерных особенностей тестируемых и их влияния на результаты исследования.

В дальнейшем отслеживании динамики развития интеллигентности необходимо учитывать (в качестве переменного фактора) различные условия для самоактуализации личности: 1) в начале обучения, когда многие студенты еще находятся на стадии подросткового нигилизма и поиска жизненных ценностей; 2) на этапе их вхождения в профессию (3-4 курсы, когда начинается их методологическая и методическая подготовка); 3) на этапе госэкзаменов, а также написания выпускной квалификационной работы, когда практически все они, в той или иной степени, определились с жизненными приоритетами и профессиональными интересами.

Одаренность, как и интеллигентность, особенно общая или полисферная вызывает в среде исследователей большое количество разногласий, прежде всего в том плане, норма это или исключительность. Бурная полемика по последнему и другим поводам дала значительную по количеству наименований литературу на всех языках. Одним из отечественных авторов, не только указывавшим на существование такой одаренности, но и подчеркивавшим ее возможный наследственный характер была М. Юровская. Она еще в 1924 (!) году писала следующее: «...пригодность к умственному труду (независимо от успешности в одной какой-нибудь определенной отрасли умственного труда, определяется в зависимости от степени прирожденной умственной одаренности, степени физического здоровья (гарантирующего отсутствие болезненной утомляемости) и воспитания (образование и развитие в процессе его умственных способностей)» [7, 107]. Однако уже в психологическом словаре 1983 г. понятие общей одаренности оказалось канонизированным. В хрестоматийной литературе она интерпретирована как «единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности» [8, 229]. К тому же это качество «представляет собой основу развития самых различных способностей и, в свою очередь, во многом является результатом развития специальных способностей» [8, 229].

Общая одаренность, в нашем понимании, многосоставное и системное качество2, где генеральными системообразующими факторами являются: 1) оперативность, скорость, ассоциатив-

принципиальным человеческим недостаткам и слабостям; нетерпимость ко злу и насилию во всех его проявлениях; внутренняя самоорганизованность, самодисциплина, самокритичность, самоконтроль; требовательность к себе, а только потом к другим; принципиальность в сочетании с объективностью; уважение нравственно-этических общечеловеческих ценностей и посильное следование эталонам порядочности; готовность к подвигу и жертве во имя своих убеждений и блага других людей; гражданственность в ее общечеловеческом смысле; жизненное кредо- система взглядов, убеждений, преимущественно прогрессивных, символ веры, вера в свой творческий потенциал: широта и глубина эрудиции; свобода самореализации в сфере доминирующих интересов; самопознание и способность к развитию всех сторон своей личности.

2 Это - впечатлительность, эмоциональность, острота восприятия жизненных, социальных и художественных явлений, интуиция; наличие разных типов памяти и умения точного воспроизведения чисто интеллектуальной и эмоционально окрашенной информации; собранность, сосредоточенность как составляющие концентрированного и распределенного внимания; оперативность, скорость, ассоциативность, гибкость, детерминированность, диалектичность, неординарность мышления; познавательная активность, настойчивость, опирающаяся на познавательные силы; воображение, фантазия, способность к творческому самовыражению и самореализации, как минимум не в одной сфере, - от интерпретации общеизвестных данных, комбинаторики- до создания собственных систем и концепций; способность к анализу продукта своей деятельности, процессов в деятельностной сфере, саморазвитию; способность систематизировать, классифицировать эмоционально-интеллектуальные данные.

ность, гибкость, детерминированность, диалектичность, неординарность мышления; 2) воображение, фантазия, способность к творческому самовыражению и самореализации как минимум не в одной сфере.

Самыми проверенными и многоплановыми в плане определения общей одаренности представляются тесты Г. Айзенка [9]. Они позволяют достаточно точно измерить оперативность, скорость, гибкость работы интеллекта и в определенной степени - неординарность, ассоциативность, детерминированность мышления. С их помощью также можно выявить настойчивость, стремление к конечному результату, аналитические и системообразующие мыслительные качества.

Интересным материалом для обнаружения у студентов воображения, фантазии, комбинаторных способностей можно считать тесты Ф. Рыбакова [10], опубликованные еще в начале XX в., но являющиеся при этом надежным и, как показала практика, интересным для испытуемых исследовательским инструментом. Эти тесты также дополнительно выявляют ассоциативность, логику и неординарность их (испытуемых) мышления. Материалы Ф. Рыбакова позволяют, кроме того, выявить остроту восприятия, а также, то как это качество совместно с оперативной памятью.

Итак, вернемся к модели педагогической культуры учителя-музыканта (рис. 1). Можно отметить, что в разработке адаптированного инструментария для тестирования нуждается как музыкальная, так и педагогическая одаренность, необходимые в данной модели (особенно последняя, так как именно на ее основе формируется важнейший, конструктивный элемент всей системы -потребность передавать ученикам свое «я», педагогическая направленность личности в высоком смысле слова).

Исходя из всего вышеизложенного, автор статьи предполагает, что абитуриентам факультета необходимо уже до поступления, в рамках профориентационной работы предлагать не только комплект квалифицированно разработанных и апробированных тестов на определение их интеллигентности, общей умственной одаренности и коммуникативно-педагогической направленности, но и знакомить с квалификационными требованиями к профессии. Предвидя скептические высказывания по поводу усугубления этим недоборов на нашу специальность, отметим, что тесты не призваны в данном случае отсеивать поступающих (хотя искусственный формальный набор, как мы видим, приводит к сокращению контингента в 3-4 раза на момент окончания обучения). Напротив, постоянное их использование в учебном процессе может служить отправной точкой для постоянного мониторинга личностного развития будущих учителей, основой для коррекции профессионально-воспитательных методов, содержания учебных курсов и всего учебно-педагогического процесса в целом (рис. 2).

Рис. 2. Модель формирования педагогической культуры специалиста музыкального образования

щих курсов, составы учебных групп, сложные этапы самоактуализации потенциальных учителей музыки, подключать к благотворительной, просветительской деятельности с целью активизации

436

их коммуникативности, толерантности, эмпатийности. При таких условиях музыкально-педагогическое образование приобрело бы системную целостность и личностно ориентированный характер. Результатом функционирования такой системы должна являться совершенно особая форма государственных выпускных экзаменов, дающая представление именно о личностной готовности студента к предстоящей ему работе. Это может быть модель урока, где выпускник будет демонстрировать свою музыкальную состоятельность, умение решить и прокомментировать конкретную педагогическую ситуацию, показать собственное отношение к ней.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Знаменская И.А., Попов В.В. К вопросу о перспективах развития музыкально--педагогических факультетов // Изв. вузов. Сев-Кавк. регион. Обществ, науки. Спец. выпуск. Экономика, право, образование, 2005.

2. Исаева Т. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2003.

3. Бондаревская Е. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.

4. Бабосов Е., Соколова Г., Ждановский А. и др. Роль культуры в формировании личности. Минск, 1980.

5. Кульневич С. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект: учеб.-метод. пособие. Воронеж, 1998.

6. Волчегурская Н. Становление модели педагогической культуры учителя музыки. Таганрог, 2004.

7. Юровская М. Проблема умственной одаренности у взрослых и определения пригодности к умственному труду // Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда. Казань, 1924.

8. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. Б.Ф. Ломова и др. М., 1983.

9. Айзенк Г. Проверьте свои способности / пер. с анг. А.Н. Лука и И.С. Хорола. М., 1972.

10. Рыбаков Ф. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц. М., 1910.

М.В. Кревсун

МИМИКА КАК КОМПОНЕНТ ДИРИЖЕРСКОГО АППАРАТА И ХОРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

«В произведениях искусства самое главное - красота; между тем всякое сильное сокращение лицевых мышц

разрушает красоту» Ч. Дарвин

О мимике как важнейшем из средств «языка» хорового дирижера говорили и писали многие выдающиеся исполнители (К. Птица, В. Живов, В. Минин и др.). Некоторыми исследователями она признается ведущей способностью дирижера, наряду с исполнительской волей и способностью к выразительной передаче жестами музыкального содержания (В.А. Васильев). Вместе с тем, в российской научной и методической литературе мимика, в сравнении с дирижерской техникой, практически не исследована. Некоторые авторы, например К.А. Ольхов, высказываются о ней довольно скромно: «Значение мимики исключительно велико. Однако в этой работе мы не будем специально останавливаться на этом вопросе, сосредоточив все внимание в первую очередь на проблеме дирижерской жестикуляции» [5, 23-24]. Только С.А. Казачков, профессор кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории, в своей книге «Дирижер хора - артист и педагог» [1], впервые обратился к рассмотрению мимики хорового дирижера, связав ее с физиологическими процесса. Между тем, мимика, являясь важным компонентом дирижерского аппарата хормейстера, наряду с мануальной техникой, оказывает значительное влияние на все стороны исполнительского процесса. Осуществляя коммуникативную и эстетическую функции, она обеспечивает информационное пространство хорового исполнения (репетиционного и концертного) двусторонней невербальной связью (от дирижера к хору и обратно), в результате которой рождаются и единый коллективный замысел, и единый эмоциональный настрой хорового коллектива, и еди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.