УДК 330.341.1-021.4 ББК У 207.2-551 в642
В.Л. СЕМЕНОВ, Г.А. АВРЕЛЬКИН
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПОВ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (на примере ОАО «Ростелеком»)
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, коммерциализация, социальная сфера, всеобщее управление качеством.
Рассмотрены вопросы коммерциализации инновационных проектов в рамках предприятия социальной сферы с выявлением существующих проблем и перспектив дальнейшего развития.
V.L. SEMENOV, G.A. AVRELKIN PROBLEMS AND PROSPECTS COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE SOCIAL PROJECTS, APPLYING THE PRINCIPLES OF TOTAL QUALITY MANAGEMENT (on the example of JSC «Rostelecom»)
Key words: innovation, innovation, commercialization, social, total quality management.
The problems of commercialization of innovative projects in the social enterprises to identify the problems and prospects of further development.
В условиях жесточайшей конкуренции основным направлением к коммерческому успеху любой организации, в том числе работающей в социальной сфере, является умение заинтересовать потенциального потребителя в своем товаре (услуге), выгодно преподнести его на фоне конкурентов, заверить в том, что он обладает уникальными характеристиками и способен наилучшим образом удовлетворить постоянно возрастающие потребности. Для закрепления успеха и продления жизненного цикла товара организации вынуждены заниматься вопросами инновационной деятельности, в том числе коммерциализацией инновационных проектов.
Известный американский специалист в области экономической конкуренции М. Портер отмечал, что, в частности, к факторам конкурентоспособности наций относятся «способности компании добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций» и осознание «факта создания конкурентных преимуществ посредством инноваций» [5]. Следовательно, М. Портер однозначно определяет, что к факторам конкурентоспособности любой организации относится ее эффективная инновационная деятельность, позволяющая выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Вышесказанное требует от организаций постоянного наращивания инновационного потенциала.
Перед началом анализа существующей проблемы в области коммерциализации инновационных проектов необходимо четко определиться с терминологией.
Термин «инновация» (англ. innovation) происходит от латинского «nova-tio», что означает «обновление» («изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении». Само понятие «инновация» как техническая категория появилось в научных исследованиях в XIX в. Как экономическую категорию ее ввел известный австрийский (впоследствии американский) экономист Й. Шумпетер.
В Федеральном законе от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» приведена следующая основная терминология [4]:
- инновации - «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый
организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях»;
- инновационная деятельность - «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности»;
- инновационный проект - «комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов»;
- коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов -«деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов».
Для многих российских предприятий в настоящее время актуален вопрос разработки механизмов (алгоритмов) коммерциализации инновационных проектов, позволяющих в конечном итоге получить необходимые результаты. Положительная результативность является индикатором дальнейшего накопления инновационного потенциала, а значит, правильного выбора стратегии развития организации. Особую роль здесь смогут сыграть принципы всеобщего управления качеством, трансформированные в конкретные инструменты качества, которые могут быть применены на разных стадиях реализации механизмов коммерциализации инновационных проектов.
Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management) - это общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, идеологию которого сформировали известные американские специалисты в области качества У. Шухарт и У.Э. Деминг. В настоящее время это совершенно новый подход к управлению любой организацией, ориентированный на качество, основанный на участии всех сотрудников организации и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителей.
В общем виде коммерциализацию инновационных проектов можно представить в виде процесса и совокупности действий, направленных на трансформацию научных достижений в ходе инновационной деятельности в реально новые товары и услуги в рыночном пространстве, объединяющем материальное производство и социальную сферу (рис. 1).
Рис. 1. Коммерциализация инновационных проектов в организации
В качестве примера применения принципов всеобщего управления качеством, воздействующих на процесс и совокупность действий, можно привести
цикл Деминга-Шухарта PDCA («планируй - действуй - контролируй - воздействуй»), согласно которому коммерциализация инновационных проектов должна включать следующие четыре этапа:
1. Plan: планирование и проведение маркетинговых исследований, проектирование, оценка рисков, формирование годового инвестиционного бюджета, программы инновационного развития, дорожных карт (набора инновационных проектов по отдельно взятому направлению);
2. Do: реализация инноваций, производство продукции (предоставление услуги) на основе их использования и получение предпринимательского дохода, защита авторских прав и интеллектуальной собственности;
3. Check: оценка эффективности программы инновационного развития, ежемесячный мониторинг ключевых показателей эффективности программы инновационного развития, ежемесячный отчет о взаимодействии с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, еженедельные статус-отчеты о реализации инновационных проектов;
4. Act: совершенствование, корректировка годового инвестиционного бюджета, актуализация программы инновационного развития, дорожных карт.
В качестве субъекта исследований рассмотрено Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - ОаО «Ростелеком») - крупнейшая российская национальная телекоммуникационная компания отрасли связи, которая работает в социальных системах, где основными элементами являются люди, их взаимодействия, отношения и связи.
Исследования в рамках макрорегионального филиала «Центр» ОАО «Ростелеком» указывают, что организация имеет следующие завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения:
- продуктовые инновации (облачные решения для медицинских учреждений регионального сегмента здравоохранения, национальная облачная платформа распределенной обработки данных);
- процессные инновации (проведение «прямых линии»);
- маркетинговые инновации (реализован доступ к услуге «Видеоконференция по технологии IP», что позволяет также расширить географию услуги и использовать одну технологию для потребления других услуг ОАО «Ростелеком»);
- организационные инновации (объединение ОАО «Ростелеком» и «Связьинвест»);
- технологические инновации (продуктовые, процессные инновации, такие как техническое обслуживание и ремонт, операции по закупкам, бухгалтерский учет и компьютерные услуги).
Важной проблемой коммерциализации инновационных проектов в рамках организации является формирование эффективной проектной структуры, управляющей всеми аспектами инновационной деятельности. В ОАО «Ростелеком» реализована субъектная структура (рис. 2), которая определяется взаимодействием Инновационного центра с функциональными подразделениями, рабочими группами инновационного проекта, научно-техническим советом, вузами и НИИ, экспертным советом по инновациям и государства (министерства) как регулятора инновационной деятельности.
Рис. 2. Структурная схема инновационной деятельности ОАО «Ростелеком»
Инновационный центр находится в структурном подчинении вице-президента по инновационному развитию и занимается реализацией прорывных и модерни-зационных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом мировых трендов и задач функциональных подразделений, а также координацией деятельности при реализации инновационных проектов.
Научно-технический совет представляет собой вспомогательный орган управления инновационной деятельностью, который занимается проведением анализа предложений о реализации инновационных проектов, определением ответственных за приемку и реализацию, оценкой их результатов, но не является структурным подразделением ОАО «Ростелеком».
Экспертный совет по инновациям (коллегиальный исполнительный орган, назначенный в целях формирования единой системы управления инновационной деятельностью), Министерство образования и науки, Министерство экономического развития, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласовывают Программу инновационного развития, Совет директоров ОАО «Ростелеком» утверждает Программу инновационного развития и Отчет о реализации программы инновационного развития.
Освоение нововведений является многоплановым, весьма дорогостоящим и рискованным процессом, поскольку объектом нововведений выступает интеллектуальный продукт. В связи с этим процесс коммерциализации инновационных проектов имеет существенные сложности. Это касается, прежде всего, финансового, организационного, нормативно-правового обеспечения коммерциализации инноваций [2]. Кроме того, необходимо помнить, что работа в социальной сфере с ее взаимозависимостью процессов требует оперативного реагирования на быстро меняющиеся потребности, выжидательная позиция (когда оцениваются все риски и возможная прибыль, экономический эффект) ощутимо тормозит развитие всей системы. Необходимо уделять внимание заботе о ресурсах, которые потребляет компания, о социальной среде вокруг себя, что позволит решить наиболее острые социальные проблемы и сформировать благоприятный общественный климат, укрепить атмосферу социального партнерства вокруг компании.
Одной из предпосылок возникающих трудностей является недостаток научных разработок по комплексному рассмотрению инновационных процессов в управлении социальной сферой, а также нормативно-правового обеспечения, в том числе отсутствие федерального закона об инновационной деятельности. Проект данного закона был принят в третьем чтении, одобрен Советом Федерации, однако затем отклонен Президентом Российской Федерации в связи с его внутренними противоречиями, незавершенностью, ограниченностью и декларативным характером.
Если говорить об исследуемой компании, то на данном этапе развития отмечаются недостаток и несовершенство разработанной внутренней нормативной документации, регламентирующей инновационную деятельность, а с учетом больших размеров компании есть еще и сложности во взаимодействии на стыках бизнес-процессов и подразделений. Существуют такие проблемы, как сложность сбора и анализа информации о потребностях, неповоротливость системы, слабая обратная связь с функциональными подразделениями и Корпоративным центром, замедленная работа с претензиями.
Организация выделяет следующие наиболее значительные экономические и внутренние факторы, препятствующие осуществлению инноваций: высокая стоимость нововведений; недостаток собственных денежных средств; высокий экономический риск; недостаток информации о рынках сбыта.
Чрезвычайно важным аспектом является доказательность результатов инновации, что напрямую содействует формированию необходимого объема инвестиционных ресурсов. Должна быть ориентация на рыночные обстоятельства. Социальной инновацией предлагается именно такое направление, к примеру, как вид услуг связи, который наиболее востребован в текущий и перспективный периоды времени. Как правило, на практике принимается решение о реализации «пилотного» проекта в определенном макрорегионе либо региональном филиале. Аналитическая стадия позволяет сделать вывод о том, насколько проработана и ярко продемонстрирована социальная инновация, компетентно учтены рыночные условия, спрогнозирована потребность в этих услугах связи, оценена конкурентоспособность по сравнению с услугами провайде-ров-конкурентов. Одновременно в ходе управления коммерциализацией социальной инновации следует проводить мероприятия по формированию позитивного общественного мнения. Этому способствует сотрудничество со средствами массовой информации, государственными органами управления.
Результативность коммерциализации, кроме традиционных направлений, связанных с улучшением качества товаров (работ, услуг), информационных связей внутри или с другими организациями, обеспечением соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам, расширением рынков сбыта в России и в странах СНГ, заменой снятой с производства устаревшей продукции, ростом производственных мощностей, также формирует возможность возврата инвестиций в научные исследования и продолжения их дальнейшего финансирования [1].
Собственная инфраструктура, телекоммуникационные ресурсы, большой спектр оказываемых услуг и налаженные связи с региональными властями позволяют решать проблемы отдельных групп населения, например, ветеранов или людей с ограниченными возможностями, а также более глобальные задачи в таких сферах общественной жизни, как здравоохранение, образование, спорт, культура и защита окружающей среды [3].
Разработка единой маркетинговой информационной системы, внутренних нормативных документов, определяющих порядок коммерциализации, а также
порядок взаимодействия подразделений от рождения инновационной идеи до ее воплощения и получения коммерческого результата, эффективное использование единой системы электронного документооборота (ЕСЭД), специального корпоративного «Портала идей» (где инновационные идеи сотрудников оценивает Научно-технический совет ОАО «Ростелеком»), четкое взаимодействие между функциональными подразделениями, тесное сотрудничество внутри компании, повышение исполнительской дисциплины, самоконтроль, мотивация (премии за своевременное и оперативное реагирование на претензии потребителей) позволят организации улучшить свою деятельность по коммерциализации инновационных проектов.
В рамках принципов всеобщего управления качеством, а именно в соответствии с первой прагматической аксиомой Деминга - любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и потому может быть улучшена - деятельность по коммерциализации инновационных проектов в ОАО «Ростелеком» также может быть улучшена.
Действительно, четкое следование разработанной программе инновационного развития на 2011-2015 гг., поиск новых российских и зарубежных партнеров для совместных проектов, вовлечение сотрудников компании и пользователей в процесс тестирования инновационных услуг, формирование механизма обратной связи - все это обеспечит возможность перехода ОАО «Ростелеком» от позиции инфраструктурного игрока к трансформации в глобальный сервис-провайдер, в том числе за счет эффективной и результативной коммерциализации инновационных проектов.
Литература
1. Вестник Ростелекома. 2012. № 9(83).
2. Комков Н.И., Балаян Г.Г., Бондарева Н.Н. Требования и условия оценки эффективности бизнес-инноваций в условиях рыночной конкуренции // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2005. Т. 3. С. 91-117.
3. Леонтьев И.Л. Коммерциализация результатов инновационной деятельности в социальной сфере [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Пр://\мм\«.го8те<^ро|1а!.сот/1п<^ех.рЬ|р?орйоп=сот_ соп1еп1&у1е\м=а|Ис!е&1<^=1085%3А-2-2011-&саМ=25%3А1Ь|е-рго]ес1&Кет1<^=1.
4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ [Электронный документ]. Доступ из прав.-справ. системы «Консультант-Плюс».
5. Портер М. Конкуренция. СПб.: Вильямс, 2000. С. 495.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMENOV VLADISLAV LYVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АВРЕЛЬКИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
AVRELKIN GENNADIY ALEKSANDROVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.