Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы коммерциализации инновационных проектов в социальной сфере с применением принципов всеобщего управления качеством (на примере ОАО «Ростелеком»)'

Проблемы и перспективы коммерциализации инновационных проектов в социальной сфере с применением принципов всеобщего управления качеством (на примере ОАО «Ростелеком») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1367
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / INNOVATION / COMMERCIALIZATION / SOCIAL / TOTAL QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Владислав Львович, Аврелькин Геннадий Александрович

Рассмотрены вопросы коммерциализации инновационных проектов в рамках предприятия социальной сферы с выявлением существующих проблем и перспектив дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенов Владислав Львович, Аврелькин Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE SOCIAL PROJECTS,APPLYING THE PRINCIPLES OF TOTAL QUALITY MANAGEMENT (on the example of JSC «Rostelecom»)

The problems of commercialization of innovative projects in the social enterprises to identify the problems and prospects of further development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы коммерциализации инновационных проектов в социальной сфере с применением принципов всеобщего управления качеством (на примере ОАО «Ростелеком»)»

УДК 330.341.1-021.4 ББК У 207.2-551 в642

В.Л. СЕМЕНОВ, Г.А. АВРЕЛЬКИН

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПОВ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (на примере ОАО «Ростелеком»)

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, коммерциализация, социальная сфера, всеобщее управление качеством.

Рассмотрены вопросы коммерциализации инновационных проектов в рамках предприятия социальной сферы с выявлением существующих проблем и перспектив дальнейшего развития.

V.L. SEMENOV, G.A. AVRELKIN PROBLEMS AND PROSPECTS COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE SOCIAL PROJECTS, APPLYING THE PRINCIPLES OF TOTAL QUALITY MANAGEMENT (on the example of JSC «Rostelecom»)

Key words: innovation, innovation, commercialization, social, total quality management.

The problems of commercialization of innovative projects in the social enterprises to identify the problems and prospects of further development.

В условиях жесточайшей конкуренции основным направлением к коммерческому успеху любой организации, в том числе работающей в социальной сфере, является умение заинтересовать потенциального потребителя в своем товаре (услуге), выгодно преподнести его на фоне конкурентов, заверить в том, что он обладает уникальными характеристиками и способен наилучшим образом удовлетворить постоянно возрастающие потребности. Для закрепления успеха и продления жизненного цикла товара организации вынуждены заниматься вопросами инновационной деятельности, в том числе коммерциализацией инновационных проектов.

Известный американский специалист в области экономической конкуренции М. Портер отмечал, что, в частности, к факторам конкурентоспособности наций относятся «способности компании добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций» и осознание «факта создания конкурентных преимуществ посредством инноваций» [5]. Следовательно, М. Портер однозначно определяет, что к факторам конкурентоспособности любой организации относится ее эффективная инновационная деятельность, позволяющая выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Вышесказанное требует от организаций постоянного наращивания инновационного потенциала.

Перед началом анализа существующей проблемы в области коммерциализации инновационных проектов необходимо четко определиться с терминологией.

Термин «инновация» (англ. innovation) происходит от латинского «nova-tio», что означает «обновление» («изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении». Само понятие «инновация» как техническая категория появилось в научных исследованиях в XIX в. Как экономическую категорию ее ввел известный австрийский (впоследствии американский) экономист Й. Шумпетер.

В Федеральном законе от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» приведена следующая основная терминология [4]:

- инновации - «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый

организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях»;

- инновационная деятельность - «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности»;

- инновационный проект - «комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов»;

- коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов -«деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов».

Для многих российских предприятий в настоящее время актуален вопрос разработки механизмов (алгоритмов) коммерциализации инновационных проектов, позволяющих в конечном итоге получить необходимые результаты. Положительная результативность является индикатором дальнейшего накопления инновационного потенциала, а значит, правильного выбора стратегии развития организации. Особую роль здесь смогут сыграть принципы всеобщего управления качеством, трансформированные в конкретные инструменты качества, которые могут быть применены на разных стадиях реализации механизмов коммерциализации инновационных проектов.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management) - это общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, идеологию которого сформировали известные американские специалисты в области качества У. Шухарт и У.Э. Деминг. В настоящее время это совершенно новый подход к управлению любой организацией, ориентированный на качество, основанный на участии всех сотрудников организации и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителей.

В общем виде коммерциализацию инновационных проектов можно представить в виде процесса и совокупности действий, направленных на трансформацию научных достижений в ходе инновационной деятельности в реально новые товары и услуги в рыночном пространстве, объединяющем материальное производство и социальную сферу (рис. 1).

Рис. 1. Коммерциализация инновационных проектов в организации

В качестве примера применения принципов всеобщего управления качеством, воздействующих на процесс и совокупность действий, можно привести

цикл Деминга-Шухарта PDCA («планируй - действуй - контролируй - воздействуй»), согласно которому коммерциализация инновационных проектов должна включать следующие четыре этапа:

1. Plan: планирование и проведение маркетинговых исследований, проектирование, оценка рисков, формирование годового инвестиционного бюджета, программы инновационного развития, дорожных карт (набора инновационных проектов по отдельно взятому направлению);

2. Do: реализация инноваций, производство продукции (предоставление услуги) на основе их использования и получение предпринимательского дохода, защита авторских прав и интеллектуальной собственности;

3. Check: оценка эффективности программы инновационного развития, ежемесячный мониторинг ключевых показателей эффективности программы инновационного развития, ежемесячный отчет о взаимодействии с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, еженедельные статус-отчеты о реализации инновационных проектов;

4. Act: совершенствование, корректировка годового инвестиционного бюджета, актуализация программы инновационного развития, дорожных карт.

В качестве субъекта исследований рассмотрено Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - ОаО «Ростелеком») - крупнейшая российская национальная телекоммуникационная компания отрасли связи, которая работает в социальных системах, где основными элементами являются люди, их взаимодействия, отношения и связи.

Исследования в рамках макрорегионального филиала «Центр» ОАО «Ростелеком» указывают, что организация имеет следующие завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения:

- продуктовые инновации (облачные решения для медицинских учреждений регионального сегмента здравоохранения, национальная облачная платформа распределенной обработки данных);

- процессные инновации (проведение «прямых линии»);

- маркетинговые инновации (реализован доступ к услуге «Видеоконференция по технологии IP», что позволяет также расширить географию услуги и использовать одну технологию для потребления других услуг ОАО «Ростелеком»);

- организационные инновации (объединение ОАО «Ростелеком» и «Связьинвест»);

- технологические инновации (продуктовые, процессные инновации, такие как техническое обслуживание и ремонт, операции по закупкам, бухгалтерский учет и компьютерные услуги).

Важной проблемой коммерциализации инновационных проектов в рамках организации является формирование эффективной проектной структуры, управляющей всеми аспектами инновационной деятельности. В ОАО «Ростелеком» реализована субъектная структура (рис. 2), которая определяется взаимодействием Инновационного центра с функциональными подразделениями, рабочими группами инновационного проекта, научно-техническим советом, вузами и НИИ, экспертным советом по инновациям и государства (министерства) как регулятора инновационной деятельности.

Рис. 2. Структурная схема инновационной деятельности ОАО «Ростелеком»

Инновационный центр находится в структурном подчинении вице-президента по инновационному развитию и занимается реализацией прорывных и модерни-зационных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом мировых трендов и задач функциональных подразделений, а также координацией деятельности при реализации инновационных проектов.

Научно-технический совет представляет собой вспомогательный орган управления инновационной деятельностью, который занимается проведением анализа предложений о реализации инновационных проектов, определением ответственных за приемку и реализацию, оценкой их результатов, но не является структурным подразделением ОАО «Ростелеком».

Экспертный совет по инновациям (коллегиальный исполнительный орган, назначенный в целях формирования единой системы управления инновационной деятельностью), Министерство образования и науки, Министерство экономического развития, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласовывают Программу инновационного развития, Совет директоров ОАО «Ростелеком» утверждает Программу инновационного развития и Отчет о реализации программы инновационного развития.

Освоение нововведений является многоплановым, весьма дорогостоящим и рискованным процессом, поскольку объектом нововведений выступает интеллектуальный продукт. В связи с этим процесс коммерциализации инновационных проектов имеет существенные сложности. Это касается, прежде всего, финансового, организационного, нормативно-правового обеспечения коммерциализации инноваций [2]. Кроме того, необходимо помнить, что работа в социальной сфере с ее взаимозависимостью процессов требует оперативного реагирования на быстро меняющиеся потребности, выжидательная позиция (когда оцениваются все риски и возможная прибыль, экономический эффект) ощутимо тормозит развитие всей системы. Необходимо уделять внимание заботе о ресурсах, которые потребляет компания, о социальной среде вокруг себя, что позволит решить наиболее острые социальные проблемы и сформировать благоприятный общественный климат, укрепить атмосферу социального партнерства вокруг компании.

Одной из предпосылок возникающих трудностей является недостаток научных разработок по комплексному рассмотрению инновационных процессов в управлении социальной сферой, а также нормативно-правового обеспечения, в том числе отсутствие федерального закона об инновационной деятельности. Проект данного закона был принят в третьем чтении, одобрен Советом Федерации, однако затем отклонен Президентом Российской Федерации в связи с его внутренними противоречиями, незавершенностью, ограниченностью и декларативным характером.

Если говорить об исследуемой компании, то на данном этапе развития отмечаются недостаток и несовершенство разработанной внутренней нормативной документации, регламентирующей инновационную деятельность, а с учетом больших размеров компании есть еще и сложности во взаимодействии на стыках бизнес-процессов и подразделений. Существуют такие проблемы, как сложность сбора и анализа информации о потребностях, неповоротливость системы, слабая обратная связь с функциональными подразделениями и Корпоративным центром, замедленная работа с претензиями.

Организация выделяет следующие наиболее значительные экономические и внутренние факторы, препятствующие осуществлению инноваций: высокая стоимость нововведений; недостаток собственных денежных средств; высокий экономический риск; недостаток информации о рынках сбыта.

Чрезвычайно важным аспектом является доказательность результатов инновации, что напрямую содействует формированию необходимого объема инвестиционных ресурсов. Должна быть ориентация на рыночные обстоятельства. Социальной инновацией предлагается именно такое направление, к примеру, как вид услуг связи, который наиболее востребован в текущий и перспективный периоды времени. Как правило, на практике принимается решение о реализации «пилотного» проекта в определенном макрорегионе либо региональном филиале. Аналитическая стадия позволяет сделать вывод о том, насколько проработана и ярко продемонстрирована социальная инновация, компетентно учтены рыночные условия, спрогнозирована потребность в этих услугах связи, оценена конкурентоспособность по сравнению с услугами провайде-ров-конкурентов. Одновременно в ходе управления коммерциализацией социальной инновации следует проводить мероприятия по формированию позитивного общественного мнения. Этому способствует сотрудничество со средствами массовой информации, государственными органами управления.

Результативность коммерциализации, кроме традиционных направлений, связанных с улучшением качества товаров (работ, услуг), информационных связей внутри или с другими организациями, обеспечением соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам, расширением рынков сбыта в России и в странах СНГ, заменой снятой с производства устаревшей продукции, ростом производственных мощностей, также формирует возможность возврата инвестиций в научные исследования и продолжения их дальнейшего финансирования [1].

Собственная инфраструктура, телекоммуникационные ресурсы, большой спектр оказываемых услуг и налаженные связи с региональными властями позволяют решать проблемы отдельных групп населения, например, ветеранов или людей с ограниченными возможностями, а также более глобальные задачи в таких сферах общественной жизни, как здравоохранение, образование, спорт, культура и защита окружающей среды [3].

Разработка единой маркетинговой информационной системы, внутренних нормативных документов, определяющих порядок коммерциализации, а также

порядок взаимодействия подразделений от рождения инновационной идеи до ее воплощения и получения коммерческого результата, эффективное использование единой системы электронного документооборота (ЕСЭД), специального корпоративного «Портала идей» (где инновационные идеи сотрудников оценивает Научно-технический совет ОАО «Ростелеком»), четкое взаимодействие между функциональными подразделениями, тесное сотрудничество внутри компании, повышение исполнительской дисциплины, самоконтроль, мотивация (премии за своевременное и оперативное реагирование на претензии потребителей) позволят организации улучшить свою деятельность по коммерциализации инновационных проектов.

В рамках принципов всеобщего управления качеством, а именно в соответствии с первой прагматической аксиомой Деминга - любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и потому может быть улучшена - деятельность по коммерциализации инновационных проектов в ОАО «Ростелеком» также может быть улучшена.

Действительно, четкое следование разработанной программе инновационного развития на 2011-2015 гг., поиск новых российских и зарубежных партнеров для совместных проектов, вовлечение сотрудников компании и пользователей в процесс тестирования инновационных услуг, формирование механизма обратной связи - все это обеспечит возможность перехода ОАО «Ростелеком» от позиции инфраструктурного игрока к трансформации в глобальный сервис-провайдер, в том числе за счет эффективной и результативной коммерциализации инновационных проектов.

Литература

1. Вестник Ростелекома. 2012. № 9(83).

2. Комков Н.И., Балаян Г.Г., Бондарева Н.Н. Требования и условия оценки эффективности бизнес-инноваций в условиях рыночной конкуренции // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2005. Т. 3. С. 91-117.

3. Леонтьев И.Л. Коммерциализация результатов инновационной деятельности в социальной сфере [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Пр://\мм\«.го8те<^ро|1а!.сот/1п<^ех.рЬ|р?орйоп=сот_ соп1еп1&у1е\м=а|Ис!е&1<^=1085%3А-2-2011-&саМ=25%3А1Ь|е-рго]ес1&Кет1<^=1.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ [Электронный документ]. Доступ из прав.-справ. системы «Консультант-Плюс».

5. Портер М. Конкуренция. СПб.: Вильямс, 2000. С. 495.

СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (wlad21@mail.ru).

SEMENOV VLADISLAV LYVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

АВРЕЛЬКИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ginik777@mail.ru).

AVRELKIN GENNADIY ALEKSANDROVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.