Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы использования аутсорсинга'

Проблемы и перспективы использования аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ПОСТАВЩИКИ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / СТРАТЕГИЯ / OUTSOURCING / SUPPLIERS / WEAKNESSES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровкина Наталья Ивановна

Рассмотрены аспекты практического применения аутсорсинга, выявлены основные проблемы его использования и намечены перспективы применения. По результатам анализа существующих практик применения аутсорсинга были выявлены слабые стороны аутсорсинговых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF OUTSOURCING

The aspects of practical outsourcing application are considered, the main problems of its use are revealed and the prospects of its application are outlined. According to the results of the analysis of existing practices for the use of outsourcing was identified weaknesses of outsourcing projects.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы использования аутсорсинга»

УДК 658.5; 658.012.2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА

Н.И. Коровкина

Рассмотрены аспекты практического применения аутсорсинга, выявлены основные проблемы его использования и намечены перспективы применения. По результатам анализа существующих практик применения аутсорсинга были выявлены слабые стороны аутсорсинговых проектов.

Ключевые слова: аутсорсинг, поставщики, слабые стороны, стратегия.

В современных условиях, для которых свойственен конкурентный рынок, внимание руководителя предприятия следует направлять на повышение эффективности деятельности субъекта хозяйствования. Одним из рыночных инструментов, которые позволяют рационально выстраивать бизнес-систему, является аутсорсинг.

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и переводится как использование чужих ресурсов.

Аутсорсинг - явление многоликое. Так, с одной стороны, сущность аутсорсинга как принципа управления заключается в том, что он представляет собой отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по его реализации другой организацией. А с другой стороны, аутсорсинг - это технология менеджмента, заключающаяся в передаче сторонней компании некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия, что способствует рационализации структуры управления предприятием посредством сосредоточения на основной задаче и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным подрядчикам [1].

Как известно, аутсорсинг помогает компаниям функционировать и развиваться на рынке, при этом способствует сокращению своих издержек, позволяет быстрее адаптироваться к условиям внешней среды, содействует повышению качества продукции и услуг. Компания-заказчик, которая применяет аутсорсинг, получает возможность, сконцентрироваться на тех бизнес-процессах, которые свойственны именно ей, на своей специфике [2].

В настоящее время вопрос практического применения аутсорсинга проработан достаточно подробно, однако о проблемах использования его неохотно говорят вслух. Предприятия, имеющие опыт его применения, неактивно публикуют соответствующие сведения об этом.

Так исследование, проведенное Бартелеми, было основано на исследовании применении аутсорсинга в компаниях Европы и Северной Америки. Были рассмотрены 91 компания [3]. Большинство неудачных

попыток применения аутсорсинга было вызвано типичными ошибками предприятий. Распространение получили следующие:

1. Аутсорсинг проведения операций, которые не следует отдавать на выполнение внешним поставщикам. Процесс ранжирования операций, которые могут осуществляться внешним поставщиком лучше других, требует более глубокого понимания источников конкурентного преимущества субъектов хозяйствования. Для достижения более высокой эффективности, организация часто использует редкие, трудные для имитации и подмены дорогостоящие ресурсы и возможности. Ключевые операции, которые основаны на них, предприятия не могут передаваться на аутсорсинг, поскольку компания рискует потерять мощные конкурентные преимущества.

2. Ошибочный выбор поставщика. Корректный выбор поставщика -это залог успешного аутсорсинга. Существует множество критериев успешного отбора таких предприятий (организаций). Следует отличать требования, как жесткие, так и мягкие. Жесткие требования ощутимы, их легко проверить при желании. Они отражают способность поставщиков предоставлять недорогие инновационные технические решения. К значимым критериям отбора относятся финансовая устойчивость компании и её деловой опыт.

3. Формирование неэффективного, неудачного договора. Мысль о том, что поставщик аутсорсинговых услуг - это партнер организации и при этом контракт играет незначительную роль, имела место при заключении первых сделок по аутсорсингу. Однако в процессе управления партнерскими отношениями имеются скрытые трудности.

4. Поверхностное отношение к кадровым вопросам. Производительное и эффективное управление персоналом имеет важное значение, поскольку обычно сотрудникам видится в аутсорсинге недооценка их навыков, что может спровоцировать массовый исход специалистов уже к моменту принятия решения о внедрении аутсорсинга.

5. Потеря контроля над работой поставщика. В условиях, когда эффективность операций субъекта хозяйствования невысока, зачастую руководители испытывают желание передать их исполнение на аутсорсинг. Если неэффективность работы вызвана недостаточным эффектом масштаба или отсутствием необходимого опыта, аутсорсинг имеет смысл. При условии, если неэффективность обусловлена плохим руководством, то аутсорсинг не всегда является правильным решением.

6. Не учет скрытых затрат, которые свойственны аутсорсингу. Клиенты проектов по аутсорсингу традиционно считают, что способны определить: позволит ли внедрение аутсорсинга добиться сокращения (экономии) денежных средств. При этом, они достаточно часто не учитывают издержки, которые способны нанести значимый и ощутимый ущерб усилиям по применению аутсорсинга. Например, экономия на издержках, которые

связаны с проведением транзакций, предусматривает два главных вида неявных (скрытых) затрат аутсорсинга.

7. Неспособность предусматривать стратегию, направленную на прекращение отношений. Большинство руководителей с неохотой размышляют об окончании договора аутсорсинга. Именно поэтому им обычно не удается предвидеть стратегию выхода, которая будет направлена на смену поставщика или реинтеграцию переданных на субподряд действий (операций). Пролонгация договора с одним и тем же поставщиком позволяет получить значительные преимущества, так как смена поставщика или реинтеграция операций могут вызвать массу сложностей. Продление (пролонгация) договора с тем же поставщиком не обеспечивает никаких фактических преимуществ [4].

В настоящее время практика применения аутсорсинга распространилась на такие значимые виды деятельности предприятий, как информационные технологии, логистика и финансы. Оценив существующую практику применения аутсорсинга, были выявлены семь слабых сторон аутсор-синговых проектов, которые сведем в таблицу.

Слабые стороны аутсорсинга

Этап № Слабые стороны Полученные уроки

Идея перехода на аутсорсинг 1 Аутсорсинг тех операций, которые не следует поручать внешним поставщикам Аутсорсинг только неосновной деятельности

2 Неверный выбор поставщика Надежные поставщики с современными технологиями

3 Составление неудачного договора Точный, полный, сбалансированный и гибкий договор

Установление отношений 4 Пренебрежение кадровыми вопросами Налаженные коммуникации и этичное отношение к персоналу

5 Ослабление контроля над работой поставщика Активное руководство поставщиком

6 Пренебрежение скрытыми затратами аутсорсинга Учет затрат на поиск поставщика, заключение контракта и управление

Выбор другого поставщика или реинтеграция операций 7 Неспособность предусмотреть стратегию прекращения отношений Включение в текст договора пунктов о завершении аутсорсинга

Аутсорсинг исторически был ограничен базовыми функциями поддержки: обслуживанием, контролем и др. Степень влияния недостатков различна. На результат аутсорсинга сильное влияние оказывает составле-

ние неудачного договора и ослабление контроля над работой поставщика.

В то же время неспособность предусмотреть стратегию прекращения отношений не позволяет надежно различать успехи и неудачи, возможно, по той причине, что планирование прекращения отношений становится необходимым лишь в случае смены поставщика или реинтеграции переданных на субподряд операций. Те, кто решился на аутсорсинг, испытывают все его недостатки, хотя часто и не признаются в этом, вынуждены сильнее беспокоиться о работе поставщиков, чем могут себе позволить.

Глобальный аутсорсинг не лишен следующих значительных проблем: безопасность, расползание границ проекта, особенности корпоративной культуры и распространение знаний. В международных проектов существенно растут риски, поэтому компаниям приходится решать проблемы, которые гарантируют обеспечение безопасности. В течение реализации проекта (от начала до конца разработки) многие из них расширяются, приобретая всё больший масштаб.

Оценка российского рынка аутсрсинговых услуг, представленный Епифановой Е.С. [5] выявил, что вместе с такими мощными направлениями как аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг финансовых и бухгалтерских услуг продолжают более энергично развиваться новые виды.

Обращение российских компаний к аутсорсингу любого бизнес-процесса способствует концентрации на приоритетных видах бизнеса и операциях и рациональному распределению ресурсов предприятия между теми видами бизнеса, которые являются конкурентоспособными, и в которых у него есть определенные преимущества.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высшие технологии менедж- мента: учеб. пособие, 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИН-ФРА-М. 2011. С. 156.

2. Олейникова Е.В. Ремонтное обслуживание оборудования на основе аутсорсинга. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2005. С. 38.

3. Руденко О.Н., Кудинова Е.А. Актуальные вопросы определения аутсорсинга // Международный научно-исследовательский журнал. № 4. Ч. 2. 2013. С. 40-43

4. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учеб. пособие: М.: КНОРУС. 2009. С. 114.

5. Епифанова Е.С. Анализ тенденций и перспектив аутсорсинга бизнес-процессов в российских компаниях//Новые технологии. 2011. №1.

Коровкина Наталья Ивановна, канд. техн. наук, доцент кафедры финансы и менеджмент, [email protected], Россия, Тула, ФГБОУВО «ТулГУ»

PROBLEMS AND PROSPECTS OF OUTSOURCING

N.I. Korovkina

The aspects of practical outsourcing application are considered, the main problems of its use are revealed and the prospects of its application are outlined. According to the results of the analysis of existing practices for the use of outsourcing was identified weaknesses of outsourcing projects.

Key words: outsourcing, suppliers, weaknesses, strategy.

Korovkina Natalja Ivanovna, candidate of technical sciences, associate professor of chair of Finance and management, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК: 339.138

ЭКОМАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Н.В. Пржедецкая, В.В. Шевелева

Представлена концепция внедрения принципов экологического маркетинга в систему регулирования экономическим развитием российского региона. Обоснована необходимость перестройки стратегии управления регионом с позиций зеленой экономики, зеленого маркетинга, выявлены проблемы, с которыми сталкивается современный регион при внедрении экоподхода, а также приведены основные модели, которые можно применять в регионах, разумеется, с учетом региональных особенностей.

Ключевые слова: экомаркетинг, регион, органы региональной власти, зеленый маркетинг, зеленая экономика, ресурсосберегающие технологии.

Современный маркетинг представляет собой систему, которая гибко адаптируется к новым вызовам времени, новым требованиям, которые предъявляет общество к маркетинговым технологиям, к новым товарам и услугам. В принципе мы можем наблюдать, как маркетинг вышел за пределы чисто микроэкономической практики бизнеса и занял позиции на уровне региона и страны, решая проблемы территориального и макроэкономического масштаба. В последнее время все чаще говорят об использовании маркетинговых технологий для решения глобальных проблем человечества. То есть маркетинг и его инструменты выходят на новый, глобальный уровень. Одним из самых динамично развивающихся направле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.