ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ОТЧЕТНОСТИ
Е.Т. Мацкевич, магистрант
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10641
Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие проблемы в отрасли гармонизации показателей внешней и внутренней отчетности в условиях бухгалтерского учета компаний. Рассмотрена и изучена терминология применяемых понятий. Также отражены действующие пути решения проблем применения международных стандартов в российском бухгалтерском учете и их дальнейшие перспективы.
Ключевые слова: отчетность, бухгалтерский учет, МСФО, регулирующий орган.
Процесс перехода отчетности российских корпораций в соответствии с условиями рыночной экономики протекал в период сложных политических и экономических обстоятельств. Сложившаяся ситуация привела к тому, что российским компаниям необходимо формировать отчетность на основании международных стандартов, а так же с учетом развития данных корпораций, адаптирующих собственные системы управления, в соответствии с рыночными механизмами.
Для понимания глубины проблемы необходимо более детально ознакомиться с основными составляющими рассматриваемых понятий.
В качестве итога о результатах деятельности, как целой организации, так и ее подразделений в частности составляется внутренняя отчетность. Пользователями данной отчетности являются собственники предприятия, органы государственной налоговой службы, органы государственной статистики, государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие органы исполнительной власти (банки). Состав внутренней отчетности определяется организацией самостоятельно, на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика». Данная политика формируется с учетом специфики деятельности предприятия и является коммерческой тайной.
Внешняя отчетность - способ информирования потенциально заинтересованных инвесторов (юридических и физиче-
ских лиц) в первую очередь о финансовом положении, а так же о совокупном доходе, о движении денежных средств и об изменении капитала.
В отличие от внутренней отчетности внешняя обязательна для предоставления акционерными обществами в открытом доступе и поэтому является публичной.
В связи с разницей внутренней и внешней отчетности существует необходимость объединения показателей отчетно-стей российской и международной. Специалисты на сегодняшний день выделяют три вида данных терминов - унификация, стандартизация, гармонизация. С одной стороны, данные понятия могут показаться синонимами, но в контексте данной статьи предлагается их разграничить. Тем самым под гармонизацией мы будем понимать обеспечение сопоставимости финансовой информации, содержащейся в предоставляемой отчетности. Стандартизация - отчетность, сформированная по единым учетным стандартам. В термине унификации отчетность формируется по методике, которая исключает альтернативные варианты учета.
Идея гармонизации заключается в создании в государстве единой внутренней модели организации учета, не противоречащей международным стандартам отчетности.
На сегодняшний день существует два уровня гармонизации показателей внешней и внутренней отчетности - локальный и государственный.
Государственный уровень предполагает соответствие имеющихся стандартов отчетности требованиям международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Комитет по международным стандартам учета, разрабатывая свои положения, в первую очередь создавал их для транснациональных компаний, филиалы которых находятся по всему миру и, соответственно, ведут свой учет исходя из систем учетов конкретной страны. Очевидно, что в данном случае, составление отчетности будет сопровождаться определенными трудностями.
Исходя из опыта европейских стран, можно сделать вывод что отношение к гармонизации учета очень осторожное. Ввиду сильного влияния национальных традиций, бытует справедливое мнение, что результат процесса гармонизации не должен наносить ущерб экономической свободе государства.
В Российской Федерации система бухгалтерского учета основана на комплексе национальных стандартов бухгалтерского учета, или иначе - на основе положений по бухгалтерскому учету. Целью данных положений является составление унифицированных методов учета объектов, делая поправку на рыночную экономику нашей страны. Получение результатов в данной области возможно благодаря Программе реформирования российской системы учета в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСФО).
На данный момент есть несколько спорных документов в положениях по бухгалтерскому учету. Содержание в главе налогового кодекса «Налог на прибыль организации» таких положений как «Доходы организаций» ПБУ 9/99, «Расходы организаций» ПБУ 10/99 и «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 заметно разнится с принятой терминологией и даже с основами экономической теории, которая повсеместно преподается в вузах страны. Это вызвало некое негодование с практической стороны участвующих в данном вопросе людей, таких как управленческий персонал или бухгал-
тера. Авторы-составители данных положений в оправдание непривычных трактовок и других несоответствий ссылаются на положения МСФО.
По итогу, несовершенство системы и запутанность понятий создает имидж нестабильности и рискованности вложений для иностранных инвесторов. Они объясняют свое нежелание сотрудничать несовершенством системы бухгалтерского учета. Однако, она базируется на общих для все принципах и не может быть другой.
В погоне за приведением своей бухгалтерской отчетности к международным аналогам утрачивается возможность ее более глубокой аналитики в связи с сокращением количества статей. В некоторых случаях можно наблюдать ввод показателей, которые вовсе искажают реальную статистику и имущественное состояние компании. Постоянные реформы в области бухгалтерского учета обязывают компании почти непрерывно переучивать своих бухгалтеров, несмотря на то, что такой необходимости нет. Уже отмечался смысл разработки МСФО к использованию в транснациональных компаниях. Ввиду разных национальных систем учета, есть необходимость единой системы, при этом ни одна из развитых стран не отказывается от своей системы учета, в отличие от России.
Ввиду определенных проблем с переводом названий документов из международной отчетности возникают проблемы реформирования российского бухгалтерского учета. Как итог, отчеты акцентируются на содержании форм и правилах составления в соответствии с МСФО, а это является лишь одним из разделов - «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности».
Рассмотрим роль отчетности в учетном процессе. Итак, четыре его основные части составляют:
1. Документирование. Все операции должны быть задокументированы, независимо от суммы или частоты.
2. Интерпретация. Полученная документация интерпретируется, систематизируется, классифицируется и регистрируется путем записей в учетные регистры.
3. Обобщение. Накопленная в учетных регистрах информация обобщается для формирования бухгалтерской отчетности.
4. Анализ. Экономический анализ деятельности предприятия проводится с целью обзора общей ситуации в настоящем времени и принятия управленческих решений в перспективе развития предприятия.
В финансовой отчетности, оформленной по российским стандартам присутствует ряд проблем. Низкая транспарентность и сопоставимость отчетности, события хозяйственной деятельности отражаются не полностью. Устаревшие основные фонды компании учитываются с многократно завышенной их стоимостью, не берется в учет ух устаревание. Очередной проблемой является суть метода начисления, в котором отсроченный доход признается равным стоимости возникшего денежного требования, а не равным его справедливой стоимости. По итогу, финансовый результат в отчетности компании завышен.
Федеральный закон, изданный в 2012 г. «О консолидированной финансовой отчетности» включал в себя внедрение МСФО. В разрезе экономики Российской Федерации это был существенный шаг вперед. Данный закон повысил прозрачность деятельности многих компаний, позволил проводить сравнение российских компаний и зарубежных, как следствие повысил инвестиционную привлекательность и расширил доступ на международные рынки. Однако это не исключает ряда существующий в России проблем, находящихся в стадии реформирования.
Внешний орган, проверяющий соответствие финансовой отчетности МСФО от-
сутствует и на данный момент, несоответствие отчетности не предусматривает никакой ответственности. На данный момент отсутствие такого органа может стать краеугольным камнем российской экономики. Могут замедлиться темпы роста инвестиционной привлекательности страны и развития правильно работающей рыночной экономики в целом. Необходимо стимулировать приток инвестиций в страну и сделать это можно системно показывая стабильную финансовую информации в соответствии с МСФО, привлекая тем самым международных инвесторов и выходя на уровень стран, работающих по системе рыночной экономике уже не одно десятилетие.
Есть проблема в разнице отчетных данных в формировании учетной политики, основанной на национальных и международных принципах, не всегда отвечающей международным требованиям. На данный момент сближение МСФО и РСБУ идет в одностороннем порядке и только со стороны российского государства. В перспективе, хотелось бы видеть включения российского представителя в Совет по международным стандартам финансовой отчетности, что позволило бы учитывать и определенные российские требования.
Формирование независимого регулирующего органа, проверяющего отчетность на соответствие МСФО является перспективой развития гармонизации на данный момент. Также, стоит уделить большое внимание обучению специалистов как и более детальными теоретическими знаниями, так и практическими навыками в вопросах составления учетной политики соответствующей международным стандартам.
Библиографический список
1. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности - СПб.: Питер, 2011.
2. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: учебник. - М.: Магистр, 2011.
3. Колесник Н.Ф., Байбикова Д.К. Совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016
4. Алисенов А.С. Бухглатерская отчетность // Переход на международные стандарты финансовой отчетности как один из факторов повышения инвестиционной привлекательности России - М., 2015.
5. Голикова О.В. Развитие учетно-аналитического обеспечения корпоративной отчетности Российских организаций. - Йошкар-Ола, 2009.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF HARMONIZATION OF EXTERNAL
AND INTERNAL REPORTING
E.T. Matskevich, graduate student Siberian state university of communications (Russia, Novosibirsk)
Abstract. This article discusses the existing problems in the industry of harmonization of indicators of external and internal reporting in the accounting conditions of companies. Considered and studied the terminology of the concepts used. It also reflects the existing ways of solving the problems of applying international standards in Russian accounting and their future prospects. Keywords: reporting, accounting, IFRS, regulatory authority.