Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы формирования предпринимательской среды сферы услуг'

Проблемы и перспективы формирования предпринимательской среды сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СФЕРА УСЛУГ / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / BUSINESS ENVIRONMENT / SMALL BUSINESS / SERVICE INDUSTRIES / MARKET INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плешакова М. В., Широкая Л. П.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием сферы услуг и формированием ее предпринимательской среды. Авторы, наряду с анализом теоретических подходов к данной проблеме, уделяют большое внимание обоснованию основных направлений развития малого предпринимательства на рынке услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of business environment service industries formation

Service industries development and business environment formation problems are considered in the article. Along with the theoretical approaches analysis to these problems, the authors pay a lot of attention to the fundamental directions of small business on service market

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы формирования предпринимательской среды сферы услуг»

М. В. Плешакова, канд. экон. наук, доцент, Л. П. Широкая, магистрант, кафедра мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия, vgdpgg65@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ СФЕРЫ УСЛУГ

Современную экономику все чаще называют Новой экономикой, поскольку она характеризует ряд качественных и количественных изменений, которые в последние годы преобразовали структуру и правила функционирования экономики. В Новой экономике фокус сместился с производства товаров на оказание услуг. Это не означает, что производство товаров уменьшается, просто высокие темпы роста производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве обеспечиваются тем, что большая часть рабочей силы занята в сфере услуг или информации.

Эффективность процесса формирования сферы услуг рыночного типа зависит от уровня развития предпринимательской среды, которая как общественная экономическая ситуация должна обеспечивать достаточный уровень экономической свободы, доминирование рыночного типа экономических связей, наличие необходимых условий формирования ресурсного (предпринимательского) капитала (нематериальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы) в момент начала деятельности предприятий (субъектов хозяйствования), доступ к производственной инфраструктуре, информации и новым технологиям, адаптацию к рынку на основе конкуренции1.

Большую роль в поддержке и развитии сферы услуг имеет законодательство субъектов РФ и формиро-

вание в стране соответствующей рыночной инфраструктуры. Целеустремленно и последовательно эту работу проводит большая часть субъектов РФ, а также активно ведется работа по формированию законодательной базы, по реальной поддержке малого предпринимательства и по созданию условий, способствующих выработке устойчивых состояний предпринимательской среды в сфере услуг.

Отдавая должное важности государственной поддержки и регулированию предпринимательской деятельности в сфере услуг, необходимо заметить, что решающим условием эффективного функционирования ее предприятий является состояние предпринимательской среды в каждом отдельно взятом регионе. Степень отдачи всего спектра мероприятий по поддержке формирования предпринимательской среды сферы услуг, проводимых органами местного самоуправления, зависит от того, насколько эффективно согласуются разрозненные действия субъектов хозяйствования в сфере услуг с деятельностью местной администрации и общегосударственными программами по развитию всех ее отраслей в данном регионе.

Эффективность процесса формирования сферы услуг рыночного типа зависит от уровня развития предпринимательской среды.

Малые и средние предприятия в современных условиях не могут решать кардинальные задачи научно-технического прогресса: не хватает инвестиций, высокопрофессионального персонала, возможностей его регулярно обучать и др.

Проблемы дальнейшего развития предпринимательской среды сферы услуг связаны в основном с формированием малого предпринимательства и были отмечены в материалах X Всероссийской конференции представителей малых предприятий. В данной статье приведем важнейшие из них2:

— недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;

— трудности с получением банковских кредитов;

— нехватка квалифицированных кадров, например, таких как бухгалтеры, менеджеры различных направлений, консультанты;

— сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

— ограниченные возможности получения лизинговых услуг;

— отсутствие должной социальной защищенности.

Подобные проблемы отмечают и многие отечественные исследователи, работающие в данной области, например, по мнению И. А. Иванюк, О. А. Воротиловой, «...мелкие и средние предприятия в современных условиях не могут решать кардинальные задачи научно-технического прогресса: не хватает инвестиций, высокопрофессионального персонала, возможностей его регулярно обучать, устойчиво поддерживать наращивание производственного потенциала, четко учитывать системные характеристики всей совокупности субъектов корпорации, обеспечивать эффективность, динамизм воспроизводства всей системы»3.

Но все перечисленные проблемы малого предпринимательства проявляются отнюдь не автоматически, это обусловлено самой спецификой функционирования малого бизнеса,

небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы.

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий «гибнет» в первые три года своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы.

Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строятся на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средства друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т. д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечиваются за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификация труда и продолжительность рабочего дня, низкая, по сравнению с крупным бизнесом, оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса4.

Малый бизнес так же сильно зависит от рыночной конъюнктуры. Основным преимуществом малых предприятий в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупного бизнеса, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреа-

ч.

Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средства друзей и близких.

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий «гибнет» в первые три года своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы.

гировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.

Таким образом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что, независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типично интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается его активной поддержкой.

В нашей стране сфера услуг в основном представлена малыми предприятиями (табл. 1). Проблема правовой основы деятельности в сфере услуг связана, в первую

очередь, с отсутствием специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса, поскольку, как показывают отечественные исследования, отсутствует система проведения анализа деятельности предприятий в сфере услуг, нет надлежащего учета и практически отсутствует отчетность по показателям результатов их работы. Законодательная база, на которую сейчас могут опираться развивающиеся организационно-хозяйственные формы в сфере услуг, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны компаний сферы услуг

Сильные стороны компаний сферы услуг Слабые стороны компаний сферы услуг

Гибкость и мобильность Сильная зависимость от конъюнктурных и политических факторов, что особенно характерно для сферы современных деловых услуг

Способность быстро аккумулировать ресурсы Значительное государственное регулирование

Относительная простота деловых операций Зависимость от качества персонала

Высокий уровень рентабельности, особенно в сфере современных деловых услуг

Следующая проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. В современных условиях речь идет о формировании нового сектора национального хозяйства, что создает необходимость предпочтения сфере производства сферы обращения на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой, по мнению автора, должен конструироваться механизм льготного кредитования. Расчет на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей»

сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам, банковскими кредитами пользуется лишь 1 % малых предприятий. Сферу малого бизнеса должна регулировать система налогообложения с максимальным упрощением исчисления налогов, сокращением их величины, освобождением от налогообложения средств, направляемых на развитие производства. Смысл в том, чтобы обеспечить расширяющиеся потребности народа в различных видах услуг при создании условий для последовательного развер-

С \

Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. V_._

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

тывания предпринимательства в сфере услуг рыночного типа.

Материально-техническое обеспечение в сфере услуг осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы и др., учитывающие специфику производства услуг, отсутствуют, ограничен доступ (особенно малых предприятий) к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных разовых финансовых вложений.

Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний, поэтому автор считает, что для этого следует создавать и развивать сеть образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки предпринимательства в сфере услуг: финансовая, имуществен-

ная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров.

Финансовая поддержка малого бизнеса в сфере услуг осуществляется в форме: непосредственной выдачи кредитов; предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий; компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

Имущественная поддержка предполагает: предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание и развитие бизнес-инкубаторов и технопарков.

Стратегическим направлением развития малого бизнеса в сфере услуг является расширение деловых возможностей, развитие межрегиональных и международных связей с целью обеспечения потребностей малых предприятий в сбыте своей продукции, налаживании производственной кооперации, создании совместных производств, привлечении в страну высококачественных потребительских товаров.

Дальнейшее качественное развитие малого бизнеса в сфере услуг предусматривает оказание встречных специализированных услуг, связанных с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участие в межре-

гиональных и международных выставках, ярмарках.

Важным направлением поддержки малого бизнеса в сфере услуг является система информационно-консультационного обеспечения. Она призвана удовлетворить все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности с целью повышения профессионального уровня работы малых предприятий сферы услуг. Чаще всего компании получают поддержку в виде информационных услуг (63 %), а также в форме бизнес-обучения, как правило, платного (59 %). При этом рынок качественных информационно-консультационных услуг доступен только для достаточно зрелых компаний. Растущему малому бизнесу качественные бизнес-услуги недоступны, потому что они дороги. На дороговизну услуг организаций инфраструктуры — таких как агентства по развитию предпринимательства, обучающие организации, компании, предоставляющие консалтинговые и юридические услуги, ссылаются до 90 % предпринимателей из разряда растущих малых предприятий5. Поэтому инфраструктура, обеспечивающая поддержку малого бизнеса в сфере услуг, должна функционировать как единая сеть, компоненты которой, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, должны придерживаться единой идеологии развития, использовать общую методологию и программное обеспечение, а также реализовывать согласованную ценовую политику в обслуживании малых предприятий по производству услуг.

Малый бизнес в сфере услуг нуждается в профессионально подготовленных кадрах, консультантах и государственных служащих,

работающих в этой сфере. На сегодняшний день большинство руководителей предприятий (87 %) заинтересованы в бизнес-обучении. Наиболее востребованные темы бизнес-обучения для растущего малого бизнеса — стратегическое планирование (66 %); привлечение и сохранение персонала (60 %); оценка эффективности работы предприятия (51 %). Предпочтения по формату обучения для предприятий малого бизнеса в сфере услуг — обучение внутри компании, краткосрочные семинары, курсы6.

Основными приоритетами финансовой поддержки малого предпринимательства в сфере услуг должны стать:

— начинающие предприниматели, в особенности молодежь и социально незащищенные группы населения;

— все виды инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;

— проекты, имеющие высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;

— проекты, направленные на производство услуг массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;

— проекты, имеющие долевое внебюджетное финансирование;

— проекты международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в сфере услуг;

— проекты, нацеленные на импортоза-мещение;

— проекты, предусматривающие активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.

За последние годы созданы и работают различные государственные и негосударственные структуры поддержки развития предприятий сферы услуг, которые оказывают все более заметное влияние на развитие малых предприятий. К негосударственной инфраструктуре малых предприятий в сфере услуг относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды. В западных странах к ним относят также технопарки, бизнес-инкубаторы, произ-

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

водственно-технологические и учебные центры.

Инфраструктура малого предпринимательства в сфере услуг призвана оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации своего дела, получении субсидий, контрактов, обучении

Элементы предпринимательской культуры формируются как под воздействием опыта деятельности данного предприятия, так и в результате установок его лидеров.

и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.

Важную роль в формировании предпринимательской среды сферы услуг играет и культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов. Культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для

достижения поставленных целей. Основные факторы, влияющие на культуру предприятия: цели предприятия; его система ценностей и идей; принятые на предприятии стандарты и правила; выдающиеся деятели и неформальные каналы коммуникаций и т. д. Элементы предпринимательской культуры формируются как под воздействием опыта деятельности данного предприятия, так и в результате установок его лидеров.

Таким образом, формирование предпринимательской среды в сфере услуг — это сложный и многогранный процесс, который предполагает совершенствование и развитие как внешних факторов (независимых от самих предпринимателей), так и внутренних, которые формируются непосредственно самими предпринимателями. Изменение социально-экономической ситуации в стране, регионе и, как следствие, создание благоприятной предпринимательской среды является одним из путей решения проблемы повышения " эффективности функционирования предприятий в сфере услуг. ^

1. Плешакова М. В., Шилин А. В., Зеляковский Е. В. Отраслевая сфера услуг. М. : «Высшая школа», 2004, С. 25 - 26.

2. Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России : Материалы X Всерос. конф. представителей малых и средних предприятий // Деловое Поволжье. 2010. № 30 (128). С. 4 - 5.

3. Иванюк И. А., Воротилова О. А. Перспективное направление развития экономических систем — совершенствование инновационной культуры общества // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2010. Вып. 3 (38). С. 149 — 155.

4. Бреев Б., Галецкий В. Развитие сферы услуг и экономический рост. Российский гуманитарный научный фонд. М., 2007. Проект № 98-02-02006.

5. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства. М, 2010. С. 23.

6. Там же. С. 24.

7. Плешакова М. В., Шилин А. В., Зеляковский Е. В. Отраслевая сфера услуг. М. : «Высшая школа», 2004, С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.