Проблемы и перспективы формирования долгосрочной национальной энергетической стратегии Турции
Экен Эврим
Отсутствие долгосрочной национальной энергетической стратегии Турции является одним из главных препятствий, стоящих на пути выработки оптимальной энергетической политики страны. В статье рассматриваются причины и негативные последствия ее отсутствия. В заключение рекомендуются пути ее реализации.
Как правило, достижение любой внешнеполитической цели становится возможным при условии определения оптимальной стратегии, т.е. общего, всестороннего плана реализации цели, а также средств, необходимых для ее применения. Несомненно, процесс выработки энергетической стратегии какой-либо страны осложняется наличием внутренних и внешних препятствий, а также сталкивающихся интересов многочисленных акторов. Несмотря на то что Турция обладает довольно претенциозной энергетической политикой, у нее нет долгосрочной национальной энергетической стратегии.
При всех положительных сторонах процесса институционализации энергетической политики Турции, следует обратить внимание на то, что недавно обнародованная министерством энергетики и природных ресурсов стратегия является:
— во-первых, собственной инициативой министерства;
— во-вторых, в ней поставлены только те задачи, которые должны быть реализованы министерством в краткосрочной перспективе (2010-2014 гг.)1. Вместе с тем, в документе под названием «Энергетическая стратегия Турции», опубликованном на сайте МИД Турции в январе 2009 г., мало сказано о путях реализации энергетической политики страны. С нашей точки зрения, невозможно назвать этот
десятистраничный текст «стратегией», поскольку он не определяет всестороннего плана и средств, необходимых для достижения намеченных рубежей2.
Основные цели энергетической политики Турции, которые были зафиксированы в документах соответствующих министерств и государственных энергетических компаний, могут быть определены следующим образом3:
— диверсификация энергоносителей и обеспечивающих их стран;
— приоритет использования национальных ресурсов;
— привлечение современных технологий для выработки собственных ресурсов;
— использование потенциала Турции как центра торговли энергоносителями (energy hub);
— повышение вместимости стратегических нефте-и газохранилищ;
— усиление эффективности менеджмента спроса и обеспечения энергоснабжения;
— повышение уровня употребления альтернативных ресурсов;
— участие в каждом этапе транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Ближнего Востока на Запад и превращение Турции в энергетический узел;
— переустройство энергетического рынка на принципах конкуренции и прозрачности;
Экен Эврим (Турция) — Аспирант Кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ; е-mail: [email protected]
Экен Эврим
— присоединение к региональным проектам и интеграция с ними;
— учет возможных последствий разработанной политики на экологию.
Реализацию обозначенных целей осложняют внутренние и внешние препятствия. Среди внутренних можно перечислить:
— во-первых, негативные особенности политической системы и их влияние на процесс оформления внешнеполитических решений. С нашей точки зрения, учитывая ведущую роль исполнительной власти в формировании и исполнении энергетической политики Турции, изучение системы политических партий и выявление тенденций, связанных с проведением выборов, помогает глубже понять особенности процесса принятия решений в интересующей нас предметной области. В Турции со всей очевидностью прослеживаются такие факторы, как доминирование политического/партийного лидера, слабость внутрипартийной демократии и низкий уровень контроля над финансированием избирательных кампаний. Все это оказывает негативное влияние на результаты выборов, а также на выработку политики исполнительной власти и методы ее реализации;
— во-вторых, усиление бизнес-элит и их растущая роль в оформлении государственной энергетической политики в результате трансформации экономической системы от «смешанной» к рыночной;
— в-третьих, отсутствие «долгосрочной национальной энергетической стратегии», которая была бы нацелена на преодоление негативных последствий вышеуказанных факторов и разработана при содействии всех существующих государственных и негосударственных органов, которые способны вносить вклад в нее. Появление такой стратегии могло бы помочь
оптимизации энергетической политики Турции и способствовать принятию на ее основе обоснованных решений на основе эффективного компромисса между политиками, бизнес-элитой и бюрократами. Например, в Турции часто идут споры о том, что законтрактованный объем газа, который закупается по принципу «бери и плати» больше. Именно поэтому в стране постепенно увеличивалось использование газа при выработке электроэнергии. Причем, при нынешнем состоянии платежей и цен за импортный газ ее выработка стоит гораздо дороже.
Страна еще нередко вынуждена обращаться к экспортерам газа, особенно к России, с просьбой о сокращении ненужного объема газа, который должна получать по контракту. Например, в конце 1990-х гг. в связи с экстраординарными случаями происходило снижение экономического роста Турции, и, следовательно, уменьшение потребности в энергоносителях, в особенности, в газе. В начале 2003 года вспыхнул газовый конфликт между двумя странами
после того, как в конце 2002 г. Турция начала получать газ из «Голубого потока».
По нашему мнению, соответствующие органы переоценили потребность Турции в газе, а радужные прогнозы турецкой национальной энергетической компании «Боташа» в течение 1990-х гг. также сыграли немаловажную роль в подписании долгосрочных газовых контрактов. Даже Управление по государственному планированию летом 1999 г. официально жаловалось на компанию за то, что она недостаточно сотрудничала с другими госучреждениями по поводу их заявок, и в результате ее прогнозы оказались в два раза выше, чем те, которые рассчитало само управление4.
Следует отметить, что компания «Боташ» по закону является автономным государственным учреждением, входящим в состав министерства энергетики5. Однако в действительности, поскольку управляющие компании назначаются министром и руководителя других властных структур, именно они оказывают большое влияние на ее деятельность. Отсутствие стратегии, объединившей всех участников энергетического процесса, ведет к принятию решений, которые отвечают не долгосрочным целям государства, а временным интересам власти и близких к ней групп интересов. Так, например, один из протоколов, подписанный в Анкаре в ходе визита В.В. Путина (6 августа 2009 г.), предоставил большие возможности российскому газовому проекту «Южный поток» потому, что согласие Турции на проведение проектно-изыскательских работ в ее акватории дало новый импульс для реализации российского проекта6. Что же касается реализации проекта «№Ьиссо», то теперь она зависит, во-первых, от скорейшего обеспечения финансирования строительства газопровода и доставки нужного объема газа, а во-вторых, от оказания полной политической поддержки со стороны ЕС и США.
Если бы турецкие переговорщики настаивали на полной реализации государственной энергетической политики, то они отдали бы приоритет реализации проекта «№Ьиссо». Хотя официально было объявлено о намерении Турции не мешать его реализации, на наш взгляд, проект, реализованный раньше, будет победителем. Теперь «Южный поток» явно опередил «№Ьиссо». К 2030 гг. в ЕС ожидается большой рост потребности в углеводородном топливе. Прогнозируется, что странам союза понадобится дополнительный объем газа (280 млрд куб. м/год). Поэтому в долгосрочной перспективе развитие обоих проектов будет являться условием, необходимым для обеспечения потребности ЕС в газе. Это означает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах эти проекты все же останутся конкурентами.
Первые неудачные результаты либерализации турецкого энергетического рынка также доказывают необходимость формирования национальной стратегии. Напомним, что в соответствии с директивами ЕС, в 2001 г. был принят закон о газовом рынке (№ 4646). Он предусматривает либерализацию рынка, прива-
Международные отношения
тизацию государственных компаний и разделение ее активов (unbundling). В соответствии с данным законом создано Управление по регулированию энергетического рынка. Следует отметить, что этот процесс идет намного медленнее, чем предполагалось.
С нашей точки зрения, в стратегии должны быть определены этапы выполнения энергетической стратегии Турции в средне- и долгосрочной перспективах. Также необходимо выделить необходимые для этого средства, обозначить роли всех возможных участников реализации этого процесса. Стратегия должна быть разработана на базе согласования позиций ответственных лиц и взаимодействия таких органов, как МИД, министерство энергетики и природных ресурсов, министерство экономики, министерство торговли, управление по регулированию энергетического рынка, государственное управление по планированию, государственный институт статистики,
------------- Ключевые слова -----------------------
энергетическая стратегия, турецкая энергетическая
политика, Турция, интересы компаний
государственные и частные энергетические компании. Более того, обращение к профсоюзам, академиям, исследовательским центрам и т.п. могло бы принести пользу для развития стратегии.
Вместе с тем очевидна необходимость автономной организации, состоящей из ведущих экспертов и госчиновников в области энергетики и обеспечивающей координацию деятельности ее участников, а также регулярно работающей над формированием стратегии и осуществляющей контроль над ее исполнением.
Summary: The lack of a long-term national energy startegy of Turkey is one of the leading obstacles in front of making an optimum energy policy in the country. In this article, the reasons and negative consequences of its absence were analyzed. In the conclusion, the ways of its realization were recommended.
-------------- Keywords -------------
energy strategy, Turkish energy policy, Turkey, company interests
Примечания
1. T.C. Enerji ve Tabii Kaynaklar Bakanligi Stratejik Plani (2010-2014)// http://www.enerji.gov.tr/yayinlar_raporlar/ETKB_2010_2014_ Stratejik_Plani.pdf.
2. Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. Turkey's Energy Strategy, Deputy Directorate General for Energy, Water and Environment, January 2009//
http://www.mfa.gov.tr/data/DISP0LITIKA/EnerjiPolitikasi/Turkey's%20Energy%20Strategy%20(0cak%202009).pdf.
3. BOTAJ Boru Hatlari ile Petrol Tajima A.J. 2008 Yili Sektor Raporu, C. 19.// www.enerji.gov.tr/yayinlar_raporlar/Sektor_Raporu_BOTAS. pdf.
4. TBMM Meclis Sorujturma Komisyonu Raporu. Esas No. 9/47. 22. Donem, 2. Yasama Yili, 2004, C.231-248.
5. Enerji ve Tabii Kaynaklar Bakanligi ve Bagli Kurulujlarin Ama$ ve Faaliyetleri. Ankara: Bagli ve ilgili Kurulujlar Daire Bajkanligi, 2008, С. 165.
6. Россия и Турция договорились о сотрудничестве в энергетике// Коммерсант Online, 06.08.2009// http://kommersant.ru/news. aspx?DocsID=1216825.