ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ И КИТАЯ
Чжан Шуан, магистрант
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-2-191-196
Аннотация. Целью данной работы является исследование проблем и перспектив экономического сотрудничества России с Китая, определение ключевых особенностей взаимодействия стран, приведение некоторых проблем и перспектив, исходя из проведенного факторов. В статье рассмотрены: текущая ситуация в развитии китайско-российского экономического сотрудничества; договорная основа российско-китайских экономических отношений; объективные проблемы и угрозы развития двухсторонних отношений; а также перспективы развития экономических отношений России и Китая.
Ключевые слова: Россия, Китай, экономическое сотрудничество, проблемы, перспективы.
Экономические отношения России с Китаем имеют продолжительную историю и отличаются заметным развитием в последние годы. Растет объем взаимной торговли, углубляется хозяйственное взаимодействие, разрастаются целевые контакты. У инвесторов из Китая проявляется интерес к России, заметен рост капитальных вложений в российскую экономику. Организованы и ведут свою деятельность совместные предприятия в таких областях как энергетика, строительство, машиностроение, медицинская промышленность, в нефтегазовой области, в сфере использования мирного атома. На сегодняшний день взаимоотношения Китая и России в сфере экономики получили новые качественные характеристики.
Текущая ситуация в развитии китайско-российского экономического сотрудничества
У соседствующих друг с другом двух крупнейших мировых держав - России и Китая, за плечами почти четыре века истории взаимных контактов и связей. Взаимодействие двух держав было объективно предопределено их географической близо-
стью. Невозможно игнорировать такое положение, также как и невозможно изменить его. На Россию исторически была возложена функция служить мостом между Востоком и Западом, сплотить в одно целое весь огромный Евроазиатский материк. Вопреки своему близкому соседству, Россия и Китай исторически представляют собой абсолютно непохожие цивилизации: славянскоправославную и конфуцианско-китайскую. Такое несомненное различие между двумя государствами и цивилизациями выражается в разном национально-этническом составе, несходстве национального характера и менталитета, полном расхождении культурно-исторического развития [1]
В целом на сегодняшний день в двусторонних отношениях по стратегическим вопросам не существует серьезных расхождений, это идет на пользу тесному и эффективному взаимодействию наших государств. Большая часть интересов России и Китая во взаимном сотрудничестве достаточно хорошо известна. Некоторые из подобных интересов.
Китай для России - это огромный потенциальный рынок сбыта энергоносителей, которому по силам разрушить монополизм европейских потребителей. Достаточно очевиден прогресс в данной области: несмотря на необходимость огромного объема финансирования инфраструктуры проектов, механизмы реализации таких проектов прорабатываются, соглашения заключаются.
Россия для Китая - полноценный способ разрешения всех ключевых логистических проблем в западном направлении. Россия нужна Китаю именно в роли добровольного партнера, который мог бы быть полностью удовлетворен результатами сотрудничества. Ведь, собственно, как раз Россия на этом маршруте будет осуществлять контроль над путем товаров между Китаем и Европой. Плюс ко всему, Россия собственными ресурсами способна полностью упразднить потребность Китая в нефти из стран Ближнего Востока [2].
Договорная основа российско-китайских экономических отношений
С момента образования Китайской Народной Республики, наблюдались существенные перемены в отношениях между СССР и КНР. Это были и тесная дружба между СССР и КНР в 50-х годах, и кризис отношений в 60-70-х годах, и развитие стратегического партнерства уже между Российской Федерацией и КНР в 90-х годах. Начиная с 1991 года уже после распада СССР, формируется новая эпоха в отношениях между Россией и Китаем. В период 1991-1996 гг. двусторонние отношения перешли от простой стандартизации к добрососедскому партнерству, а в 1996 году - к стратегическому взаимодействию [4].
5 марта 1992 года была заложена договорно-правовая основа двустороннего экономического сотрудничества. С этой даты было запущено в действие Соглашение между правительством РФ и прави-
тельством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая. Целями этого договора стали упрочнение дружбы, сотрудничества и развития торговоэкономи-ческих отношений между двумя странами на базе равенства и взаимной выгоды.
Правительства двух стран в Москве 3 сентября 1994 года, исходя из положений Совместной декларации об основах взаимоотношений 1992 года, заключили соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.
В последнее время Москва и Пекин неизменно укрепляли свою взаимосвязь и оправдывали согласие в своих путях к решению международных проблем. Это подкрепляется Пекинской декларацией от 18 июля 2000 года, которая была подписана президентом РФ В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем.
В июне 2001 г. был подписан «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». По совместному заявлению двух глав государств этот договор был определен как «программный документ, определяющий развитие российско-китайских отношений в новом веке».
В марте 2006 российский президент Владимир Путин прибыл с очередным визитом в Китай. В ходе этого визита было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволили Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы.
9 ноября 2006 года в Пекине было заключено соглашение между правительствами РФ и КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Целью такого соглашения стало создание благоприятных взаимных условий для капиталовложений инвесторов на территории обоих стран.
6 ноября 2007 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития и
торговли РФ и Министерством КНР о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса.
17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. Это самая масштабная в истории взаимоотношений данных стран сделка в области энергетики. Так же подписан меморандум о сотрудничестве в газовой сфере.
Визит Президента России В.В. Путина в Китай 20 мая 2014 года вывел российско-китайские отношения коренным образом на новый этап всеобъемлющего стратегического партнерства. Общий пакет документов, который участвовал непосредственно в работе данного визита, был представлен 47 соглашениями, контрактами, меморандумами.
С 20 по 22 марта 2023 года главы государств Китая и России провели переговоры в Москве и подписали «Совместное заявление об углублении всеобъемлющего стратегического партнёрства и координации в новую эпоху» и «План развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года». В заявлении уточняется, что обе стороны будут осуществлять двустороннее экономическое сотрудничество по следующим восьми ключевым направлениям:
1. Увеличение масштабов и оптимизация структуры торговли, в том числе за счет развития электронной торговли и иных инновационных инструментов.
2. Всемерное развитие взаимосвязанной логистической системы. Обеспечение быстрого перемещения грузов и пассажиров в двустороннем сообщении всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и морским. Взаимовыгодная реализация транзитного потенциала двух стран.
3. Повышение уровня финансовой кооперации, в том числе за счет расширения
в соответствии с потребностями рынка практики использования национальных валют и поступательного увеличения их доли в двусторонней торговле, инвестициях, кредитовании и других сферах торгово-экономического взаимодействия.
4. Укрепление всеобъемлющего партнерства в сфере энергетики.
5. Обеспечение координации в целях развития долгосрочных отношений сотрудничества в области взаимовыгодного снабжения на основе рыночных принципов базовыми товарами и минеральными ресурсами, включая металлы, химические удобрения и продукцию химической промышленности.
6. Продвижение обменов и качественное расширение сотрудничества в сферах технологий и инноваций в целях обеспечения технологического лидерства России и Китая.
7. Достижение более высокого качественного уровня промышленной кооперации.
8. Существенное повышение уровня сотрудничества в сельском хозяйстве в целях обеспечения продовольственной безопасности двух стран.
Объективные проблемы и угрозы развития двухсторонних отношений
На сегодняшний день в отношении России со стороны Китая действуют торговые барьеры на определенные товарные группы, а именно:
1. Запрет на ввоз из России парнокопытных и продукции из них, в том числе молока и молочных продуктов. Связано это с эпидемией ящура в Уссурийском районе Приморского края, действует данная санитарная мера с 15 мая 2000 г.
2. Ограничения на импорт пшеницы из ряда регионов, в том числе и России. Основанием для принятия данного решения в 1997 году стали случаи заражения, выращиваемой в ряде регионов России пшеницы биосупстанцией, которая в Китае счи-
тается опасным заболеванием и строго запрещена к распространению на территории страны.
3. В отношении органического соединения эпихлоргидрина (используется в производстве эпоксидных смол и глицерина) были приняты антидемпинговые меры. С 28 июня 2012 г. по 27 июня 2017 г. действует пошлина в следующих размерах: для ОАО «Усольехимпром» - 5,4%, ЗАО «Каустик» - 17,9%, для остальных российских компаний - 71,5%.
В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР также действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование действует в отношении 7 видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок). Вот некоторые тарифные квоты Китая за 2016 год:
- пшеница - 9,64 млн. т. Пошлина на импорт в рамках квоты составляет 1%. Импортная пошлина сверх квоты - до 65%;
- кукуруза - 7,2 млн. т. Пошлина на импорт в рамках квоты составляет 1%. Импортная пошлина сверх квоты - до 65%;
- рис - 5,32 млн. т. Пошлина на импорт в рамках квоты составляет 1%. Импортная пошлина сверх квоты - до 65%;
- сахар - почти 2,0 млн. т. Пошлина на импорт в рамках квоты составляет 15%. Импортная пошлина сверх квоты - 50%;
Большая часть импорта внутри квоты осуществляется государственными торговыми предприятиями, а оставшееся количество может быть импортировано частными компаниями (например, по пшенице 90% импорта осуществляется государственными торговыми предприятиями) [5].
К 2020 г. Китай взял обязательство отказаться от всех тарифных ограничений, противоречащих нормам ВТО [3].
Перспективы развития экономических отношений России и Китая
Экономические взаимоотношения между Россией и Китаем продолжают динамично развиваться и на сегодняшний момент их можно назвать наилучшими за всю историю двустороннего сотрудничества. На 2017 год в условиях глобального политического и экономического беспорядка тандему России и Китая удалось достичь внушительных результатов по основным направлениям взаимодействия. Социально-экономическое развитие, как Китая, так и России подошло к этапу поступательного перехода на инновационный путь роста, при этом страны до конца не освободились от трудностей трансформационного этапа. Китай для многих стран мира представляется все более желанным экономическим партнером, преимущественно из-за своих стабильно высоких темпов экономического роста, которые КНР показывает на протяжении длительного времени, и хороших результатов в условиях кризисных проявлений мировой экономики. К тому же, на прибыльное сотрудничество с Китаем внушает надежду стремительное увеличение масштабов народного хозяйства внутри страны, успешное аккумулирование средств и преобразование их в капитальные ресурсы. Некоторое время после начала трансформационного периода в Китае (с начала 1980-х гг.) к ней, как к развивающейся стране, основные участники мирового рынка относились с осторожностью и предписывали свои условия игры, не позволяя рыночным механизмам в полном объеме налаживать внешнеэкономическое сотрудничество. Вследствие ситуаций на мировом рынке из-за экономического кризиса, Китай в некоторой мере исправил подобную ситуацию, и сейчас стал сам тщательнее выбирать партнеров и развитие направлений сотрудничества с ними [4].
Заключение такого взаимодействия. Безусловно, что
Потенциал двусторонних экономиче- вовлечение китайских компаний и банков ских отношений России и Китая огромен, в финансирование инвестиционных проек-и при грамотной стратегической политике тов на территории РФ является рацио-правительства обеих стран, можно гово- нальным действием. Но при этом приори-рить о его неисчерпаемости. Государства тетами должны стать не уже устойчивые и намерены поддерживать и углублять дове- достаточно налаженные стратегические рительный диалог на высшем уровне, уси- отрасли минеральносырьевого комплекса ливать эффективность существующих ме- для поставок сырья и продукции первич-ханизмов двустороннего сотрудничества и ной обработки в КНР, а инновационные по необходимости формировать новые, проекты в сфере машиностроения, прибо-активно развивать сотрудничество между ростроения, глубокой деревообработки, регионами, расширяя географию сферы нефте- и газохимической.
Библиографический список
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18.07.2001 // Справочно-правовая система «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения 18.11.2016).
2. Меморандум о взаимопонимании между Министерством Экономического Развития и Торговли Российской Федерации и Министерством Коммерции Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса от 06.11.2007 // Справоч-но-правовая система «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения 18.11.2016).
3. Бабурин С.Н. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2014. - 512 с.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях от 05.03.1992 года // Справочно-правовая система «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения 18.11.2016).
5. «Алабуга» договорилась о сотрудничестве с ведущей ОЭЗ Китая // Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alabuga.ru/ru (дата обращения 29.04.2017).
PROBLEMS AND PROSPECTS OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN
RUSSIA AND CHINA
Zhang Shuang, Graduate Student Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. The purpose of this work is: to study the problems and prospects of economic cooperation between Russia and China, to determine the key features of interaction between countries, to present some problems and prospects based on the factors studied. The article examines the current situation in the development of Chinese-Russian economic cooperation; the contractual basis of Russian-Chinese economic relations; objective problems and threats to the development of bilateral relations; as well as prospects for the development of economic relations between Russia and China.
Keywords: Russia, China, economic cooperation, problems, prospects.