Научная статья на тему 'Сотрудничество России и Китая в области сельского хозяйства: тенденции и перспективы'

Сотрудничество России и Китая в области сельского хозяйства: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2095
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / CHINA / RUSSIA / INTERACTION / AGRICULTURAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна

В статье рассматриваются тенденции взаимодействия России и Китая в области сельского хозяйства. Определены существующие проблемы российско китайских отношений в сельскохозяйственной сфере. Автором даны рекомендации по развитию сотрудничества между Россией и Китаем по вопросам взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE FIELD OF AGRICULTURE: TRENDS AND PROSPECTS

The article discusses the trends of interaction between Russia and China in the field of agriculture. The existing problems of Russian Chinese relations in the agricultural sphere are identified. The author gives recommendations on the development of cooperation between Russia and China on the development of mutual trade in agricultural products

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и Китая в области сельского хозяйства: тенденции и перспективы»

s «

s S о

н

s

л

Й

о

н н

w

S

р в

о

С

w

£ О

р П

w

Ы

н ь

Л

ЛАу

H «

А

УДК 339.5

сотрудничество россии и китая в области сельского хозяйства: тенденции и перспективы

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

В статье рассматриваются тенденции взаимодействия России и Китая в области сельского хозяйства. Определены существующие проблемы российско-китайских отношений в сельскохозяйственной сфере. Автором даны рекомендации по развитию сотрудничества между Россией и Китаем по вопросам взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией

Ключевые слова: Китай; Россия; взаимодействие; сельскохозяйственная продукция

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE FIELD

OF AGRICULTURE: TRENDS AND PROSPECTS

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

The article discusses the trends of interaction between Russia and China in the field of agriculture. The existing problems of Russian-Chinese relations in the agricultural sphere are identified. The author gives recommendations on the development of cooperation between Russia and China on the development of mutual trade in agricultural products

Keywords: China; Russia; interaction; agricultural products

Для цитирования: Ворона А.А. Сотрудничество России и Китая в области сельского хозяйства: тенденции и перспективы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 42-47.

Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество - важная составляющая стратегического партнерства двух стран. Структура двусторонней торговли связана с традиционной основой и точкой роста экономики России - энергетическим и сырьевым секторами, которые рассматриваются как наиболее конкурентоспособные отрасли российской промышленности. Все более важным и перспективным в российской экономике становится сельскохозяйственный сектор, который превращается в новую точку роста.

Китай - государство с самой высокой численностью населения в мире, и продовольственная безопасность выступает ключевым элементом его национальной безопасности.

С начала проведения политики реформ и открытости объемы производства зерна в Китае, как и объемы импорта и масштабы сотрудничества в области сельскохозяйственной продукции в целом, возрастали с каждым годом, что определяется политикой Китая в сфере продовольственной безопасности, основой которой в области производства и поставок зерна стал выход на продовольственное самообеспечение.

Китайская Народная Республика (КНР) -важнейший экономический и политический партнер Российской Федерации. Развитие рыночных отношений между нашими соседними странами зародилось еще в 1920 г.: были подписаны соглашения на поставку из СССР таких товаров, как сахар, спички, продукты нефтепереработки, ткани, чугунные изделия. С тех пор объемы импорта и экспорта неуклонно и быстро наращивались [1].

Создание в последние десятилетия платформы поддержки малого и среднего бизнеса является существенным шагом вперед в нашем сотрудничестве [2].

Современный этап российско-китайских отношений характеризуется пересечением стратегических интересов стран в экономической, политической, социальной, экологической, гуманитарной и других сферах деятельности, углублением внешнеэкономических связей, а также рядом особенностей, связанных с товарной структурой внешнеторгового оборота России и Китая [3].

Для Китая сотрудничество с Россией имеет большое значение в контексте обеспечения энергетической безопасности и экономического роста. Изменения в структуре торговли показывают, что в дополнение к традиционным связям в области импорта и экспорта энергоресурсов, сырья и механического оборудования постепенно растет важность взаимодействия в сельскохозяйственном секторе.

Китай - крупнейший торговый партнер России, на его долю в 2018 г. пришлось 15,8 % общего объема товарооборота Российской Федерации. В 2018 г. в страну было поставлено продукции всех отраслей производства на 56 млрд долл., что соответствует 12,5 % от общего объема экспорта [4].

Экспорт российской продукции агропромышленного комплекса (АПК) в КНР в начале 2010-х гг. находился в пределах 1-1,2 млрд долл в год. Активный рост поставок начался с 2015 г., в первую очередь благодаря расширению вывоза маслосе-мян, началу крупных отгрузок переработанной сельхозпродукции (растительных масел, муки)

и готовых продуктов (кондитерских изделий, напитков и т.д.), а также благодаря дальнейшему увеличению отгрузок рыбы и морепродуктов.

На фоне неопределенности в мире Пекин и Москва намерены усилить взаимодействие, чтобы справиться с глобальными вызовами, спровоцированными замедляющимся ростом экономики и набирающей силу политикой протекционизма стран Запада. Усилия двух стран в этом направлении уже начали окупаться, в том числе с ростом китайско-российской торговли в количественном и качественном измерении, причем на протяжении последних девяти лет подряд Китай остается крупнейшим торговым партнером России. В 2000 г. объем двусторонней торговли составлял всего 8 млрд долл., а к 2018 г. он превысил 100 млрд долл. За первые восемь месяцев этого года объем торговли вырос на 4,5 % и превысил 70 млрд долл.

Ожидается, что объем торговли между Россией и Китаем достигнет 200 млрд долл. к 2024 г., - прогнозируют в российском правительстве. Что касается структуры китайско-российской торговли, то она значительно улучшилась: увеличилась доля высококачественных товаров, особенно высокотехнологичных и современных электротехнических продуктов. Двусторонняя торговля сельскохозяйственной продукцией также выросла: в 2018 г. ее объем составил 5 млрд долларов, что на 28 % больше, чем в предыдущем году. Объемы электронной торговли между Китаем и Россией тоже выросли.

Товарооборот между Россией и Китаем растет на протяжении ряда последних лет. В табл. 1 приведены данные по товарообороту между Россией и Китаем за 2014-2018 гг.

Таблица 1

Товарооборот между Россией и Китаем за 2015-2018 гг., млрд долл.

Показатели 2018 2017 2016 2015

Экспорт 56,1 42,9 28,0 28,6

Импорт 52,2 41,2 38,1 35,0

Товарооборот 108,3 84,1 66,1 63,6

На основании этих данных видно, что с 2015 г. заметна тенденция к росту товарооборота между Россией и Китаем. В 2016 г. прирост составил 2,2 % в годовом исчислении, в 2017 г. - 20,8, а в 2018 г. -27,1 %. Стоит отметить заметное увеличение экспорта на 53 % в 2017 г., по сравнению с 2016 г. По итогам 2018 г. объем взаимной торговли между Россией и Китаем составил 108,3 млрд долл. В июле 2019 г. объем взаимной торговли составил 9,41 млрд долл.

По итогам 2018 г. объем российско-китайской взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем превысил 4,4 млрд долл., увеличившись на 24,2 %, по сравнению с 2017 г. Экспорт российского продовольствия в Китай вырос на 42,3 % и дошел до 2,5 млрд долл., импорт из Китая - на 6,3 %, т.е. поднялся до 1,9 млрд долл. [5].

Структура двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией отражает сравнительные преимущества двух экономик. Основной статьей экспорта сельскохозяйственной продукции из России в Китай являются рыба и ракообразные, на долю которых в 2018 г. приходилось 59,2 % от общего объема экспорта. Далее следуют жиры и масла -14,7 %, масличные семена и плоды (соевые бобы, семена рапса, семена льна) - 13,4 %, какао и продукты из него (шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао) - 3,7 %, остатки и отходы пищевой промышленности - 2,1 %. На долю вышеуказанных товарных групп в 2018 г. приходилось более 93 % от общего стоимостного объема российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай.

В вопросах импорта сельскохозяйственной продукции из Китая в Россию сложилась иная ситуация. Российская Федерация закупает у КНР в основном фрукты (цитрусовые плоды, яблоки), на долю которых в 2018 г. приходилось 22,2 %. Далее следуют овощи картофель, томаты, лук, капуста, огурцы и прочие - 21,7 %, рыба и ракообразные -14,1 %, готовые продукты из овощей, фруктов, орехов или других частей растений - 12,5 %, готовые или консервированные ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные - 5 %. На долю вышеуказанных товарных групп в 2018 г. приходилось около 76 % от общего стоимостного объема китайского импорта сельскохозяйственной продукции в Россию.

Китай входит в тройку лидеров по импорту и экспорту продукции аграрного сектора (после ЕС и США), на долю импорта КНР в 2018 г. приходилось 8 % от общего объема мировой торговли сельскохозяйственной продукцией, на долю экспорта -около 5 %.

С момента вступления КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 г. многие страны мира стремились извлечь выгоду из более низких тарифных ставок и растущего спроса Китая на высококачественную сельскохозяйственную продукцию.

В настоящее время в отношении Российской Федерации КНР применяет таможенный тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле.

Уровень защиты внутреннего рынка Китая по отдельным товарным группам (фрукты, овощи, злаки, масличные, сахар и кондитерские изделия) значительно выше, чем в России (табл. 2), при этом средние ставки импортных таможенных пошлин по продуктам животного происхождения и молочным продуктам выше в России.

Китай применяет сниженные тарифные ставки к продукции, ввозимой в рамках квоты. В список квотируемых товаров входят различные виды злаковых (маслины, а также пшеница, кукуруза, рис и мука из них), сахар, масла (соевое, пальмовое, горчичное, рапсовое), шерсть, хлопок и химические

Таблица 2

Размер импортных пошлин Китая и Росси на отдельные виды сельскохозяйственной продукции

Товарная группа Применение РНБ ставки импортных таможенных тарифов, %

Китай Россия

Средняя ставка Максимальная ставка Средняя ставка Максимальная ставка

Продукты животного происхождения 14,1 25,0 21,2 80,0

Молочные продукты 12,3 20,0 15,1 43,0

Фрукты, овощи и растения 14,7 20,0 7,9 15,0

Злаки и продукты из них 23,0 65,0 9,5 66,0

Семена масличных, масла и жиры 10,9 30,0 6,6 15,0

Сахар и кондитерские изделия 28,7 50,0 10,4 51,0

Рыба и продукты из нее 10,8 23,0 7,1 64,0

удобрения. Пошлины в рамках квоты варьируются от 0 до 15 %, сверх квоты пошлины достигают 65 %. Все товары, которые ввозятся в рамках квот, подлежат лицензированию.

В момент ввоза товаров на территорию КНР уплачивается налог на добавленную стоимость (почти на все товары) в размере от 10 до 16 %. Ставки НДС были снижены Правительством КНР 1 мая 2018 г. с 17 и 11 % до 16 и 10 % соответственно [6].

В сельскохозяйственном секторе основными формами нетарифных барьеров, используемых в Китае, являются санитарные и фитосанитар-ные меры (СФС-меры) и технические барьеры в торговле (ТБТ) [7].

Китай активно пользуется положениями, предусмотренными Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле, которые направлены, прежде всего, на защиту интересов национальных производителей.

К основным техническим барьерам в торговле относятся требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортируемой продукции, о специфической упаковке и маркировке товара, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, о выполнении усложненных таможенных формальностей.

Санитарные и фитосанитарные меры нацелены в первую очередь на защиту здоровья человека, животных и растений. Тем не менее данные меры могут создать дополнительные расходы для российских экспортеров, что в свою очередь может ограничить экспортные возможности.

Наибольшее негативное влияние на торговлю сельскохозяйственной продукцией России и Китая оказало активное использование мер нетарифного регулирования импорта со стороны Китая. Так, применение Китаем санитарных и фитосанитар-ных мер в отношении определенных видов российской сельскохозяйственной продукции привело к тому, что в течение срока действия этих мер поставки данных видов продукции в Китай полностью прекратились.

Усилиями Россельхознадзора и других заинтересованных ведомств РФ удалось получить право на отмену ранее действовавшего запрета на импорт в Китай пшеницы, кукурузы, риса, сои и рапса. При этом в отношении экспорта пшеницы сохранились региональные ограничения.

С 29 июня 2018 г. разрешен импорт в Китай гречневой крупы, овсяных хлопьев, семян подсолнечника и масличного льна. Также разрешен ввоз других видов продукции растительного происхождения (манная, пшенная, гороховая, ржаная мука и др.) при условии прохождения процедуры допуска на китайский рынок.

В целях содействия торговле живой птицей и птицепродукцией 7 сентября 2018 г. в городе Сочи Китай и Россия подписали меморандум «О стандарте компартментализации по гриппу птиц» [8]. По состоянию на 23 марта 2019 г. 30 российских предприятий - производителей мяса птицы имеют право осуществлять поставки на рынок Китая. Импортируемая в Китай продукция, а именно, замороженное мясо птицы и субпродукты, должны сопровождаться ветеринарным сертификатом установленного образца [9].

В целях обеспечения безопасности ввозимой продукции водного промысла Главным государственным управлением КНР по контролю качества, инспекции и карантину (AQSIQ) утверждаются и ведутся списки аккредитованных российских экспортеров - поставщиков рыбопродукции, морепродук-ции и кормовой рыбной муки. Заинтересованные в аккредитации предприятия должны обращаться в территориальный орган Россельхознадзора.

На современном этапе активизация инвестиционного взаимодействия является одним из приоритетов развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

Руководителями Китая поставлена задача по доведению к 2020 г. объема китайских прямых инвестиций в экономику России до 12 млрд долл. В целях содействия реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере и снижению

административных и торговых барьеров между двумя странами в 2014 г. создана Российско-Китайская Межправительственная комиссия по инвестиционному сотрудничеству [10].

В рамках государственного визита президента РФ В. Путина в КНР 8 июня 2018 г. было принято совместное заявление, предусматривающее разработку плана развития сельского хозяйства на Дальнем Востоке, в Байкальском регионе России и в Северо-Восточном Китае. Российская и китайская стороны договорились об углублении кооперации в сельском хозяйстве, последовательном открытии друг другу рынков для взаимного доступа сельскохозяйственной продукции, активизации сотрудничества в сфере инспекции и карантина, содействии продвижению сотрудничества в таких сферах, как инвестиции в сельское хозяйство, торговля сельскохозяйственной продукцией и ее переработка, рыбное хозяйство, аграрная наука и техника.

Инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в 10 раз превосходят инвестиции России в Китай. Вероятно, следует ожидать роста китайских проектов и китайских инвестиций, а не наоборот.

Несмотря на ряд значительных позитивных изменений в развитии российско-китайских отношений в сфере сельского хозяйства, имеют место и специфические негативные тенденции, и определенные риски:

1. Внешнеторговые риски. Меры нетарифного регулирования оказывают наибольшее негативное влияние на взаимную торговлю сельскохозяйственной продукцией. Фитосанитарные ведомства России и Китая ведут активную работу по устранению нетарифных барьеров в торговле.

2. Проблемы развития транспортно-логисти-ческой инфраструктуры. Сдерживающим фактором для организации качественных логистических цепей и увеличения товаропотоков между Китаем и Россией является недостаточное развитие транс-портно-логистической инфраструктуры. Решение данной проблемы является приоритетной задачей правительств двух стран. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» [11] на развитие транспортно-ориентированной агрологистики планируется до 2024 г. выделить более 30 млрд руб. Развитие сотрудничества России и Китая в рамках сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Инициативы пояса и пути (ИПП) также способствует созданию системы современных связанных транспортных коридоров.

3. Инвестиционные риски, связанные с особенностями сельскохозяйственного производства. К ним можно отнести значительные первоначальные финансовые вложения, низкую рентабельность инвестированного капитала, сезонность сельскохозяйственного производства, что приводит к значительным проблемам с денежными потоками и разрыву между инвестиционными потребностями и ожидаемыми доходами.

Значительную роль в снижении инвестиционных рисков играют государственное регулирование инвестиционной деятельности, создание специальных условий для иностранных инвесторов и международные двусторонние и многосторонние договоры. В российско-китайских отношениях такими документами являются Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 ноября 2006 г. [10] и Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (ратифицировано 31 января 2016 г., вступило в силу 1 января 2017 г.) [12].

4. Экологические риски. Вызывают опасения негативные последствия интенсивного ведения сельского хозяйства китайскими партнерами на территории Российской Федерации, в связи с чем возрастает риск утраты почвенного плодородия земельных ресурсов. Развитие органического сельского хозяйства, которое поддерживает здоровье агро-экосистемы, включая биологическое разнообразие, биологические циклы и биологическую активность почвы, должно стать перспективным направлением сотрудничества.

Международный бизнес активно использует экономический потенциал Китая в условиях его быстро растущей экономики и растущего среднего класса. В этих условиях Российская Федерация способна и должна задействовать свои конкурентные преимущества для завоевания доли на рынке сельскохозяйственной продукции Китая.

Динамика экспорта АПК РФ уже сегодня демонстрирует рост. В частности, ожидается, что по итогам 2019 г. экспорт продовольствия из РФ составит 24 млрд долл., что на 4 % больше, чем в 2018 г. Иными словами, вывоз отечественных сельхозпродуктов, по сравнению с 2018 г., должен вырасти почти вдвое.

Ключевой номенклатурой продукции, которая способна обеспечить столь высокую динамику, являются зерновые, мясные и масложировые товары.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для более эффективной отправки данных грузов по железной дороге в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) при участии ОАО «РЖД» и Российского экспортного центра создан сервис «Агроэкспресс», при этом при необходимости решаются также вопросы обеспечения перевозок на первой и последней милях. Результаты отправки первого контейнерного поезда с мукой из России в Китай показали, что агроэкспрессы позволяют ускорить перевозки за счет выделения ниток графиков движения поездов, таможенного оформления и создания точек консолидации груза.

Дальнейшему развитию сервиса будут содействовать программы государственной поддержки экспортеров. В Китае импортеры могут рассчитывать на средства, выделяемые из госбюджета в рамках инициативы «Один пояс - один путь».

В РФ действует обширная программа господдержки российских экспортеров товаров несырьевой продукции.

В настоящее время, с учетом западных санкций, сложных экономических условий, а также амбициозных целей России по наращиванию экспорта продукции АПК к 2024 г. до 45 млрд долл., значимость экономического сотрудничества с КНР значительно возрастает.

Что касается китайского аграрного рынка, то ввиду значительных объемов потребления и высокой доли импорта по отдельным товарам в рамках сотрудничества с Китаем представляется целесообразным наращивать объемы теперь уже поставляемой из России продукции (рыба и морепродукты, масложировая продукция) с последующим расширением ассортимента (зерновые, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности).

Приоритетной экспортной продукцией для России являются зерновые, которых в 2018 г. Китай импортировал на сумму 5,8 млрд долл. [13]. На рынке Китая эффективно реализуется российская пшеница и кукуруза. Являясь крупнейшим мировым экспортером пшеницы, Россия до недавнего времени не поставляла эту агрокультуру в КНР. Доступ на рынок страны-соседа долгие годы был закрыт: Китай запретил ввоз российской пшеницы еще в 1976 г., в период политических разногласий между нашими странами. Переговоры о возобновлении поставок начались лишь в 2006 г., и только в конце 2015 г. был подписан соответствующий протокол. Тогда же был согласован список некарантинных территорий, откуда китайцы разрешили поставки. Сейчас в него входят Алтайский и Красноярский край, Челябинская, Амурская, Новосибирская и Омская области. Рассматривается вопрос о включении Курганской, Кемеровской, Иркутской областей и Забайкальского края. Однако подписание протокола не означает автоматического начала поставок - еще год ушел на сертификацию поставщиков и урегулирование формальностей: поставки из России начались только в 2017 г. По итогам 2018 г. экспорт российской пшеницы в Китай в натуральном выражении немногим превысил 86,7 тыс. т, в стоимостном выражении это составило около 13,9 млн долл., следует из данных ФТС [14].

Быстрое развитие аграрного сектора России и китайско-американские торговые трения служат стимулом к продвижению сельскохозяйственного сотрудничества Китая и России. С одной стороны, Китай должен обеспечить продовольственную безопасность с помощью политики открытости в сфере сельского хозяйства, с другой, - сельское хозяйство становится новым двигателем роста российской экономики, и в рамках стратегий развития экспорта сельскохозяйственной продукции необходимо принимать меры стратегического характера в области освоения ресурсов и продвижения экспорта. Коренное совпадение интересов в аграрном секторе заложило основу для углубления сотрудничества.

Китай и Россия могут в дальнейшем использовать преимущества своего расположения и ресурсной взаимодополняемости для формирования новой основы всестороннего сотрудничества в сельском хозяйстве, и выбор правильного пути является предпосылкой углубления взаимодействия между сторонами. Прежде всего, Китаю и России необходимо интенсифицировать консультации по вопросам продовольственной и экологической безопасности и развития сельскохозяйственных ресурсов, а также предпринять дополнительные шаги в области политического партнерства.

Подписание нового плана сельскохозяйственного сотрудничества между соответствующими ведомствами двух стран в полной мере отражает общее стремление углубить партнерские отношения. Руководствуясь этим планом, обе стороны смогут на регулярной основе проводить адресный анализ локализации и размещения вспомогательных сооружений для ключевых проектов сотрудничества в сфере сельского хозяйства. При этом особое внимание будет уделяться сотрудничеству в области агропромышленности, причем акцент будет сделан на осуществимости ключевых проектов.

Кроме того, следует воспользоваться возможностями, открывающимися в контексте Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР и Заявления о технико-экономическом обосновании соглашения о Евразийском экономическом партнерстве между РФ и КНР, а также в рамках механизмов многостороннего сотрудничества таких организаций, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Инициатива пояса и пути. Это необходимо для того, чтобы усилить координацию стран в сфере сельскохозяйственного взаимодействия, развить более масштабное многостороннее сотрудничество в сфере строительства инфраструктуры, агропроизводства и трансграничной транспортировки продукции, путем рационального размещения производств, и последовательно продвигать всестороннее развитие региональной экономической интеграции, тем самым уравновесив выгоды обеих сторон и повысив общий уровень сельскохозяйственного сотрудничества.

Представляется целесообразным создать зоны свободной торговли (ЗСТ) для двустороннего и многостороннего взаимодействия в сельскохозяйственной сфере, снизить операционные затраты на производство продукции АПК и повысить эффективность таможенного оформления. Сельскохозяйственная зона свободной торговли может располагаться в регионе, обладающем благоприятным расположением и хорошей базой для сотрудничества. Основное внимание в создании ЗСТ должно уделяться взаимному признанию результатов таможенного контроля и формированию соответствующих реестров предприятий, созданию центров торговых расчетов в юанях, упрощению системы контроля качества и карантинного надзора

или возможности перемещения пунктов проверки из пограничных пунктов в ЗСТ, а также унификации однотипных процедур таможенного оформления с целью максимального упрощения таможенного оформления сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности товарооборота и снижения трансакционных издержек. Создание зоны свободной торговли сельскохозяйственной продукцией может устранить давние барьеры, препятствующие развитию китайско-российского сельскохозяйственного сотрудничества, укрепить основы взаимодействия двух стран и значительно повысить эффективность и уровень кооперации.

Необходимо вовлекать в китайско-российское сельскохозяйственное сотрудничество крупные, особенно международные, отраслевые компании -они имеют большой опыт управления, выбора технологий производства сельскохозяйственной продукции, интеграции на международных рынках и нахождения путей сбыта. Их участие имеет важное значение для построения современной сельскохозяйственной системы, объединяющей посев и выращивание культур, производство, снабжение, сбыт, внутренние и внешние инвестиции, а также торговлю на внутреннем и зарубежном рынках.

Транснациональные компании могут оказать содействие фермерам на местах в успешном встраивании в производственные сельскохозяйственные цепочки на международном уровне, причем особое значение имеют цепочки сбыта продукции.

Правительства России и Китая заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства. Со стороны России предпочтительным представляется не только увеличение объемов поставок сырья и продовольствия в Китай, но и укрепление сотрудничества в области внедрения передовых аграрных технологий и инноваций КНР, развитие совместных инвестиционных проектов. Российский рынок также является привлекательным для Китая в части увеличения поставок определенных видов сельскохозяйственной продукции, сельхозтехники и реализации совместных проектов в АПК.

Библиографический список:

1. Субота М.В., Ворона А.А Экспорт удобрений из России в Китай: тенденции и перспективы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 55-57.

2. Эпова Н.Р. Развитие внешнеэкономического сотрудничества России и Китая на территории Иркутской области // В сборнике: Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование Материалы Международного Байкальского форума. Под научной редакцией Е.Р. Метелевой. 2018. С. 421-429.

3. Мартышенко Н.С., Попов Я.А. Новый этап развития экономического сотрудничества Приморского края России и Китая // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 191-195.

4. Терра инкогнита для российского агроэкспор-та. Каковы перспективы вывоза продовольствия в Китай? URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/ article/31685-terra-inkognita/ (дата обращения: 21.10.2019).

5. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения: 21.10.2019).

6. Status of the Value-added Tax Reform in the People's Republic of China. 2018. URL: https://www.oecd.org/ tax/consumption/status-of-the-vat-reform-in-the-peoples-republic-of-china-2018.pdf (дата обращения: 21.10.2019).

7. J. Wood. The Economic Impact of SPS Measures on Agricultural Exports to China: An Empirical Analysis Using the PPML Method. May 18, 2017. URL: https:// www.mdpi.com/2076-0760/6/2/51/pdf (дата обращения: 21.10.2019).

8. Меморандум «О стандарте компартментализации по гриппу птиц» от 07.09.2018 // Официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ ru/importExport/china/files/china_memorandum_ vpgp.pdf (дата обращения: 21.10.2019).

9. Указание Россельхознадзора от 20 марта 2019 года № ФС-НВ-7/6960 // Официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/6436. html (дата обращения: 21.10.2019).

10. Путеводитель для бизнеса // «Единый портал внешнеэкономической информации» Министерства экономического развития Российской Федерации. 2019. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ businessguide/ (дата обращения: 21.10.2019).

11. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК». URL: http://mcx.ru/upload/iblock/c2a/c2a0 5c48403632531fc69dc891db4a97.pdf (дата обращения: 21.10.2019).

12. Федеральный закон о ратификации соглашения с КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Официальный сайт Президента РФ, 10 апреля 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/3738 (дата обращения: 21.10.2019).

13. Bilateral Trade between Russian Federation and China // Trade Map by the International Trade Centre UNCTAD/WTO (ITC). URL: https://www.trademap. org/(X(1)S (nu3ka0 55404vej45j 2glj 1vy))/ Bilateral_TS.asp x?nvpm=1%7c643%7c%7c156%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2 %7c 1%7c%7c 1%7c2%7c1%7c 1%7c 1%7c 1 (дата обращения: 21.10.2019).

14. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам. URL: http://customs.ru/statistic (дата обращения: 21.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.