Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы эффективного развития химического производства на основе ресурсосбережения'

Проблемы и перспективы эффективного развития химического производства на основе ресурсосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRODUCTION EFFICIENCY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / STATE REGULATION / THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лушников Р. Л.

Статья посвящена проблемам и перспективам эффективного развития химического производства в условиях ресурсосбережения на основе структурных изменений и внедрения инноваций. Обоснованы принципы государственного регулирования ресурсосбережения и необходимость развития частно-государственного партнерства, направленного на устойчивое повышение эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of effective development of chemical manufacture

Article is devoted problems and prospects of effective development of chemical manufacture in conditions ресурсосбережения on the basis of structural changes and introduction of innovations. State regulation principles ресурсосбережения and necessity of development of the private-state partnership directed on steady increase of production efficiency are proved.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы эффективного развития химического производства на основе ресурсосбережения»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

ЛУШНИКОВ Р.Л.,

аспирант,

Кубанский государственный технологический университет,

e-mail: lushnikov_rl@inbox.ru

Статья посвящена проблемам и перспективам эффективного развития химического производства в условиях ресурсосбережения на основе структурных изменений и внедрения инноваций. Обоснованы принципы государственного регулирования ресурсосбережения и необходимость развития частно-государственного партнерства, направленного на устойчивое повышение эффективности производства.

Ключевые слова: эффективность производства; инновационное развитие; направления ресурсосбережения; государственное регулирование; частно-государственное партнерство.

Article is devoted problems and prospects of effective development of chemical manufacture in conditions ресурсосбережения on the basis of structural changes and introduction of innovations. State regulation principles ресурсосбережения and necessity of development of the private-state partnership directed on steady increase of production efficiency are proved.

Keywords: production efficiency; innovative development, state regulation, the private-state partnership.

Коды классификатора JEL: O 31.

Химическое производство всегда относилось к числу базовых отраслей экономики Российской Федерации и его развитие оказывало и оказывает существенное влияние на развитие многих других отраслей. Сложность и наукоем-кость, масштабность и многопрофильность производства продукции, дорогостоящий процесс разработки и освоения ее в производстве, острая конкуренция на рынках химических товаров требуют разработки обоснованной политики развития отрасли, рассчитанной на длительную перспективу.

Состояние химического производства дает возможность определить место российской экономики в мировом промышленном комплексе. Выявление негативных тенденций в развитии отрасли и разработка мер по их устранению позволят определить роль данного комплекса в процессе модернизации экономики страны. В самих отраслях химического комплекса процесс переработки сырья в конечный продукт включает большое число различных стадий передела, что приводит к увеличению доли внутрипроизводственного потребления. Такой характер производства и использования продукции приводит к тому, что все изменения как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера отражаются на ситуации в этих производствах.

В химическом производстве России на 01.01.2010 г. функционировало 15 500 различных организаций [3]. Как и во всех производствах РФ, в химическом производстве действуют крупные холдинги. Так, целью АК «Сибур» является формирование производственных цепочек: сырье-обработка — конечная продукция. Среди производственных компаний этого холдинга можно выделить ОАО «Уралоргсинтез», ОАО «Каучук», ОАО «Сибирь-Нефтехим» и др. Минерально-сырьевая компания «Еврохим» является производителем минеральных удобрений. Крупнейшими предприятиями холдинга являются ООО «Промышленная группа «Фосфорит», ОАО «Еврохим-Белореченские удобрения» (Краснодарский край), Новомосковская компания «Азот», ОАО «Невиномысский азот» и др.

Вместе с тем весомую долю рынка химической продукции занимают независимые компании, в том числе малые предприятия.

Экономические показатели и рост производства в отрасли в значительной степени зависят от экспортноимпортных операций. В основном, из страны вывозят продукты неглубокого передела сырья, а импортируются пре-

© Р.Л. Лушников, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

198

Р.Л. ЛУШНИКОВ

имущественно, продукты многостадийной переработки исходного сырья, как правило, дорогостоящих продуктов, что объясняется высоким уровнем затрат на изготовление конечной продукции, увеличивающих себестоимость продукции. В 2009 г. экспорт минеральных удобрений снизился и составил: азотных — 11 374 тыс. т., калийных — 3520 тыс. т., смешанных — 6748 тыс. т. Импортирует Россия в основном лекарственные средства: в 2009 г. на 7135 млн долл. США (для сравнения, в 2005 г. — 3865 млн долл. США) [3].

Наибольший удельный вес в импорте занимает малотоннажная химическая продукция (лакокрасочные материалы, синтетические красители, синтетические моющие средства, химикаты-добавки для полимерных материалов, текстильно-вспомогательные вещества, катализаторы, поверхностно-активные вещества, кинофотоматериалы, ряд других продуктов), которая составляет основу наукоемкой продукции.

С целью достижения эффективной глубины переработки сырья в отечественном химическом комплексе требуется создание современных высокоэффективных производств по переработке углеводородов нефти и газа, а также переработки базовых продуктов основного органического синтеза в продукцию завершающих стадий химической индустрии. Предприятия, ориентирующиеся на выпуск продукции более высокой степени технологической готовности, наращивающие и модернизирующие мощности, имеют более благоприятные перспективы.

На территории Краснодарского края химическое производство представлено 8 крупными и средними предприятиями, оборот которых в 2010 г. составил 9700,9 млн руб. Кроме того, в Краснодарском крае занято в химическом производстве 158 малых предприятий, на которых работает 2 тыс. чел. Всего в химическом производстве края работает 4,4 тыс. чел. Основные показатели развития химического производства в Краснодарском крае показаны в табл. 1.

Таблица 1

Показатели развития химического производства в Краснодарском крае [1]

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Индексы производства (цепные), % 109,9 109,1 100,2 83,9 161,2

Объем отгруженных товаров, млн руб. 4368 7032 10487 7507 11393

Сальдированный финансовый результат, млн руб. 137,7 999,6 1578,1 -707,4 1516,6

Индексы цен производителей, % 110,0 141,5 149,7 67,5 139,0

Экспорт, млн долл. США 63,0 118,0 219,0 56,0 129

Импорт, млн долл. США 182 236 289 197 265

Как видно из табл. 1, по Краснодарскому краю многие показатели ухудшаются. Особенно выделяется 2009 г. Отрасль впервые в 2009 г. получила убытки в объеме 707,4 млн руб. Цены производителей снизились на 33 процентных пункта. Сократились инвестиции в отрасль, экспорт и импорт продукции.

В 2010 г. ситуация улучшилась по показателям объема производства и реализации. Несмотря на резкий рост объема отгруженной продукции, экспорт химической продукции составил 92,8% от объемов 2008 г. Цены производителей также остались ниже уровня 2008 г.

Причины такого состояния химического производства в регионе практически те же, что и по России в целом. И дело не только в исчерпании потенциала для роста (хотя мощности по выпуску ключевых товаров химического комплекса сейчас используются практически полностью). Не меньшую угрозу представляет рост тарифов на энергоресурсы, ведь именно низкие тарифы до последнего времени оставались основным козырем отечественной химии на мировых рынках. Однако главной проблемой развития химического производства является уровень эффективности использования ресурсов, который влияет на рентабельность производства и социальные показатели. Увеличение ресурсоемкости продукции отрасли становится главной проблемой развития химического производства.

Важным фактором явилось несущественное изменение иннвационно-инвестиционной составляющей эффективности производства. В химическом производстве Краснодарского края — это слабое звено.

Из табл. 2 видно, что особо серьезной технико-технологической модернизации не происходит, а значит, и серьезного прорыва в эффективности использования ресурсов ожидать не приходится.

Так, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции химического производства в Краснодарском крае в 2007 г. составил 8,4 %, в 2010 г. он сократился до 1,4 %. При абсолютном росте инвестиций в основной капитал, выпуск инновационной продукции уменьшился с 0, 26 руб. на рубль основных фондов в 2007 г. до 0,03 руб. в 2010 г.

Структура затрат на производство, представленная в табл. 3, позволяет выделить снижение материалоемкости как приоритетное направление ресурсосбережения в химическом производстве, так как доля материальных затрат возрастает в течение всего анализируемого периода. Если в 2006 г. удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции составлял 71,6%, то в 2010 г. — 82,4%.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО... 199

Таблица 2

Факторы инвестиционно-инновационного развития химического производства Краснодарского края [1]

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010г. в% к 2007г.

Объем инновационной продукции, млн руб. 532,7 463,1 262,0 136,0 25,5

Удельный вес инновационной продукции в объеме отгруженной продукции, % 8,4 4,9 4,3 1,4 - 7,0 п.п.

Затраты на технологические инновации, млн руб. 40,7 126,4 145,0 30,0 73,7

Выпуск инновационной продукции на один рубль основных фондов, руб. 0,26 0,18 0,09 0,03 11,5

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 474 558 373 895 188,8

Таблица 3

Структура затрат на производство в химическом комплексе Краснодарского края, в % [2]

Элементы затрат 2006 г. 2009 г. 2010 г. 2010г. к 2006 г.

Затраты всего, в т.ч. 100 100 100 -

Материальные затраты 71,6 78,3 82,4 +10,8

Расходы на оплату труда 12,2 9,0 7,5 -4,7

Амортизация 4,2 3,9 3,0 -1,2

Социальные платежи 2,9 2,1 1,8 -1,1

Прочие затраты 9,1 6,8 5,3 -3,8

В структуре материальных затрат более 72% занимают затраты на сырье и материалы и расходы на топливо. Значит, мероприятия по экономии ресурсов: сокращению потерь, стимулированию экономии, использованию вторичных ресурсов, комплексному использованию сырья и др. должны быть направлены именно на эту группу ресурсов.

Таким образом, оценивая состояние химического комплекса России и Краснодарского края, необходимо констатировать, что без обеспечения серьезных мер в области ресурсосбережения не удастся решить проблемы устойчивого экономического роста химического производства. А это значит, что в первую очередь необходимо использовать внутрипроизводственный потенциал снижения ресурсоемкости химической продукции.

Государство и предприятия совместно должны обеспечить ресурсосбережение в условиях инновационного развития. Авторский подход к оценке особенностей и механизма современного этапа ресурсосбережения в условиях инновационного развития состоит в следующем.

Государственное регулирование ресурсосбережения должно строиться на четырех важнейших принципах:

• институционализация, то есть связи государственного и частных секторов в отраслях промышленности должны быть эффективно формализованы. Это касается, прежде всего, деятельности крупных корпораций в химическом производстве и эффективного перераспределения финансовых потоков внутри интегрированных структур с учетом потребностей инновационного развития;

• партнерство — это реализация инновационных ресурсосберегающих и высокотехнологичных программ в отраслях промышленности совместно с государством и предприятиями, в химической промышленности это касается создания вертикально-интегрированных структур, способных реализовать технологические цепочки по глубокой переработке сырья и отходов производства;

• координация взаимодействия целей государства и частного сектора промышленного производства (принимая во внимание различие и возможное противоречие целей государства и частного сектора) в части внедрения ресурсосберегающих технологий и обеспечения экологической безопасности предприятий химического комплекса;

• стимулирование — государство должно стимулировать как развитие знаний, их доведение до конкретных инноваций, так и внедрение их в производство. На основе реализации указанных принципов формируется такая экономическая политика, которая направлена на ресурсосбережение на основе инновационного развития.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

200

Р.Л. ЛУШНИКОВ

Эта политика позволит преодолеть основные барьеры ресурсосбережения: недостаток мотивации; недостаток информации; недостаток опыта формирования проектов; недостаток организации и координации. Следствием такой экономической политики станет широкое внедрение инноваций, обеспечивающих снижение затрат всех видов ресурсов и повышение конкурентоспособности промышленной продукции.

Построение системы государственного регулирования эффективного использования экономических ресурсов и одновременно развития, воплощенного в прорывные технологии, является стратегической задачей современного этапа развития экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Промышленность Краснодарского края. Стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы государственной статистики.

Краснодар, 2011.

2. Рентабельность производства организаций Краснодарского края по основным видам деятельности за 2010 год.

Краснодарстат. 2011.

3. Статистический справочник. Россия в цифрах 2009. М.: 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.