Magazine: Clusters. Research and development P.
Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 21-28
ISSN: 2414-9047
Article: Problems and prospects of administrative - legal regulation of economy
DOI: 10.12737/24834
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
Author: Z. A. Saidov
E-mail the author: [email protected]
Country, region, city of residence: Russian Federation, Chechen respublika, Grozny
Academic degree: Candidate of Economic Sciences
Title: -
Workplace author: the Chechen state University
Position: the rector of the Chechen state University
SPIN:
ODCID: -
Researcher ID: -
Abstract: the article considers legal and organizational problems of administrative-legal regulation in the sphere of
economy, identifies problems of such regulation, and indicates the prospects of development of legal framework
impacts on the economy
Keywords: Economics, regulation, remedy, right, impact, safety, government, law, activities.
References
1. From the "Report on monetary policy", Bank of Russia// Money and credit. No. 1. 2016. - Str. 3-4.
2. Kurakin A.V. Administrative activity of the police in combating crime in the economic sphere: Domodedovo,
rati MIA of Russia, 2014. - Str. 13.
3. The independent newspaper. Issue of 4 October. - 2016. - [Electronic resource] URL: http://www.ng.ru/
(accessed 14.10.2016).
4. The government of the Russian Federation from January 27, 2015 // the Russian newspaper. The issue of
February 2,- 2015. - № 6590. - [Electronic resource] URL: https://rg.ru/gazeta/2015/02/02.html (accessed
12.12.2016).
5. Russian newspaper. Issue of December 4,. - 2015. - № 6846. - [Electronic resource] URL:
https://rg.ru/gazeta/rg/2015/12/04.html (accessed 10.10.2016).
6. Russian newspaper. Issue of March 17,. - 2016. - №6924. - [Electronic resource] URL:
https://rg.ru/gazeta/subbota/2016/03/17.html (accessed 14.10.2016).
7. Russian newspaper. The release of 24 March. - 2016. - №6929. - [Electronic resource] URL:
https://rg.ru/gazeta/rg/2016/03/24.html (accessed 27.03.2016).
8. Russian newspaper. The issue of October 14,. - 2016. - №7101. - [Electronic resource] URL:
https://rg.ru/gazeta/rg/2016/10/14.html (accessed 14.10.2016).
9. Russian newspaper. The issue of December 2,. - 2016. - № 7143. - [Electronic resource] URL:
https://rg.ru/gazeta/rg/2016/12/02.html (accessed 12.12.2016).
10. The Russian Union of Industrialists and entrepreneurs [Electronic resource] URL:
http://pcnn^/newsMew/9121 (accessed 20.03.2016).
11. The Russian Union of Industrialists and entrepreneurs [Electronic resource] URL:
http://pcnn^/news/view/9122 (accessed 20.03.2016).
12. The expert. - Issue # 12. - 2016. - S. 51. - [Electronic resource] URL: http://expert.ru/expert/2016/12/
(accessed 27.03.2016).
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.
Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 21-28
ISSN: 2414-9047
Название статьи: Проблемы и перспективы административно-правового регулирования экономики
DOI: 10.12737/24834
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
УДК: 33
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Заурбек Саидов Асланбекович
Телефон: 89057055310
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Чеченская республика, Грозный
Ученая степень: кандидат экономических наук
Ученое звание: -
21
Место работы автора: Чеченский государственный университет
Должность: ректор Чеченского государственного университета
SPIN: -
ODCID: -
Researcher ID: -
Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы административно -
правового регулирования в сфере экономики, определяются проблемы такого регулирования и указывается
на перспективы развития правовых основ воздействия на экономику.
Ключевые слова: экономика, регулирование, средство, право, воздействие, безопасность, государство,
закон, деятельность.
На протяжении последних десятилетий в российской экономике происходили самые разнообразные процессы, которые не всегда позитивно отражались на качестве жизни людей, а также на уровне дисциплины и законности в сфере государственного управления. Но, несмотря на кризисные явления и процессы социально-экономического характера, рост российской экономики был очевидный. Следует также подчеркнуть, что в течение последних пятнадцати лет государственные экономические институты неизменно воспроизводили тезис о положительно прогнозируемых тенденциях экономического роста, увеличении доходов граждан, а также формировании благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Однако, несмотря на это, в 2015 г. по сравнению с 2014 г., объем промышленного производства в нашей стране снизился на 3,4%. При этом объем продукции предприятий обрабатывающих производств упал сразу на 5,4% [10]. Согласно данным Росстата, количество людей с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось с 16,1 до 19,2 миллиона человек. Это максимальный показатель за последние десять лет [7]. Негативно на развитии экономики нашей страны отражается и теневая занятость населения, так за 2015 г. она выросла до 21,2 %. В 2015 г. российская банковская система показала нулевой прирост активов и сработала, если не считать Сбербанк, в убыток [12].
В 2017 г. доходы прогнозируются в объеме 13,4 триллиона руб, расходы 16,1 триллиона руб, в связи, с чем дефицит государственного бюджета будет составлять 2,7 триллиона руб, в 2018 г. доходы будут составлять 13,99 триллиона рублей, расходы 15,98 триллиона руб., дефицит будет составлять 1,99 триллиона руб. В 2019 г. цифровые показатели будут следующими: доходы государственного бюджета будут 14,82, расходы 15,96, в итоге дефицит будет составлять 1,14 триллиона руб. [8]
Согласно данным Всемирного экономического форума, опубликовавшим доклад: «Глобальный индекс конкурентоспособности 2016-2017», Россия заняла 43-е место из 138 стран представленных в рейтинге. Эксперты также обращают внимание и на то, что сдерживающим фактором экономического развития является экономическая преступность, административная деликтность, а также коррупция [3].
Однако, несмотря на это, существуют весьма обнадеживающие данные относительно развития экономики нашей страны.
Так, по информации Министерства экономического развития Российской Федерации, темпы роста российской экономики в 2017 г. могут составлять 1,5-2 % в год. В ближайшие годы, по мнению ряда ведущих экономистов, уровень инфляции может снизиться до 7,5 %, а к концу 2018 г. он будет составлять 5,5 %
[6]. По прогнозу Банка России в 2017 г. и 2018 г. темп роста ВВП составит 0,0-1,0 % и 1,5-2,5 % соответственно.
Между тем, несмотря на звучащие позитивные официальные заявления о благоприятном развитии российской экономики, сегодня наша страна непосредственно столкнулась с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, девальвацией национальной валюты, экономическими санкциями, а также падением мировых цен на основные энергоносители. Обратим внимание также на то, что по объему ВВП в 2015 г. наша страна заняла всего лишь 6-е место. Как отметил Президент России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, «...период низких цен на сырье, а также внешние ограничения могут затянуться надолго, ничего не меняя, мы просто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где-то на нулевой отметке. Выход на внешние рынки, экспансия российской продукции должны стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики» [5].
В послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2016 г. глава государства отметил, что главные причины торможения экономики кроются во внутренних проблемах «.это, прежде всего дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата» [9].
Все эти и некоторые другие обстоятельства вызывают объективную необходимость пересмотра форм и методов участия государства в экономике страны, создания эффективно действующих защитных механизмов, касающихся отечественного товаропроизводителя, а также финансового и потребительского рынков и др.
Нужно признать, что современная рыночная экономика, несмотря на ряд общеизвестных законов ее функционирования, не может обойтись без регулирующей роли государства, его структур и институтов. В настоящее время объективной регулирующей роли рынка явно недостаточно. В этой связи в каждой стране развивается экономическое законодательство, а также принимаются административные меры регулирующего (стимулирующего) и охранительного характера, направленные на обеспечение экономического правопорядка.
Исходя из этого, отметим, что административно-правовое регулирование экономических отношений весьма востребовано. Необходимо подчеркнуть, что административно-правовое регулирование экономических отношений особенно значимо в период существования кризисных явлений и процессов, вызванных политическими, международными, а также иными социальными проблемами. Решение экономических проблем, преодоление последствий финансово-экономического кризиса невозможно без развития законодательства, касающегося обозначенного вопроса, поэтому законодательство должно создавать официальную основу для проведения экономических и структурных реформ, помогать защищать экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, а также государства в целом. Заметим, что проблемы, имеющие место в экономике страны, касаются всех без исключения отраслей системы российского права. Однако роль каждой из этих
отраслей в правовом регулировании российской экономики неодинакова. Такой вывод обусловлен предметом правового регулирования, а также законодательно правовым и организационным инструментарием соответствующей отрасли права.
Не углубляясь в особенности многофункционального правового регулирования экономики, отметим, что административное право весьма содержательно и последовательно может регулировать самые разнообразные общественные отношения, складывающиеся в рассматриваемой сфере. Так, данная отрасль права определяет правовой режим осуществления экономической деятельности, функции и направления государственного регулирования экономики, формы и методы правового регулирования как государственного, так и негосударственного секторов российской экономики. Помимо этого, административное право отчасти определяет порядок разрешения экономических конфликтов, а также средства обеспечения законности и правопорядка в сфере экономики и т.п.
Названные и ряд других обстоятельств обусловливают актуальность рассматриваемой проблемы. Подтвердить данное утверждение можно, как минимум, на основе ряда, как представляется, неоспоримых фактов.
Во-первых, вопросы административно-правового регулирования экономики получили особую актуальность в связи с тем, что сама экономика рассматривается представителями политических кругов, как наиболее важная сфера жизнедеятельности человека, общества и государства. Как следствие этого, административно-правовое воздействие на хозяйственные отношения имеет первостепенное значение.
Во-вторых, проблемы административно-правового регулирования экономики приобретают наибольшую актуальность именно в момент разворачивающегося в стране экономического кризиса, установленных экономических санкций и проблем диверсификации экономики.
В-третьих, административно-правовое регулирование позволяет максимально гибко сочетать публично-правовые и частноправовые интересы, имеющие место в экономики.
В-четвертых, административно-правовое регулирование экономики определяет наиболее перспективные направления ее развития, закрепляя передовые формы и методы соответствующего правового воздействия.
Как уже отмечалось, определенный спад производства, девальвация национальной валюты и другие негативные явления, наблюдающиеся сегодня в российской экономике, свидетельствуют о необходимости принятия безотлагательных, в том числе и административно-правовых мер по ее выходу из сложившейся ситуации. На серьезность текущих экономических проблем было обращено внимание в плане Правительства РФ по развитию российской экономики на 2015-2016 гг. [4], где, в частности указывается на необходимость как принятия оперативных мер по стабилизации экономики, так и проведения структурных реформ. Последние, в свою очередь, реализуются, в том числе и посредством изменения концепции административно-правового регулирования экономики.
Обратим внимание, что, несмотря на отрицательные макроэкономические показатели, данные по ее развитию в начале 2016 г. показали, что индекс
промышленного производства в годовом исчислении увеличился на 1%. При этом объемы добычи полезных ископаемых выросли сразу на 5,8 % [11].
Однако как следует из «Доклада о денежно-кредитной политике» Банка России «дальнейшее развитие ситуации в российской экономики будет во многом зависеть от изменения внешнеэкономических условий и скорости адаптации к ним российской экономики» [1].
Таким образом, административно-правовое регулирование в сфере экономики, а точнее - изменение и повышение эффективности инструментов, методов и форм ее административно-правового регулирования, остается сегодня наиболее насущной проблемой, как с теоретической, так и прикладной точки зрения.
На каждом этапе социально-экономического развития у государства меняется набор его основных функций, но, несмотря на изменения парадигмы государственного и социального устройства каждая страна не упускает из своего ведения экономическую функцию. Экономическая функция напрямую связана с государством и правом, в связи с чем она не может существовать вне правовой формы. На основании этого возможно выстроить такую логическую цепочку: право ^ государство ^ экономика. Только в такой последовательно можно говорить об эффективности правового обеспечения экономической функции государства. В процессе исследования раскрывается содержание экономической функции государства, а также предлагаются критерии классификации соответствующих функций в зависимости от уровня их нормативного закрепления, целевой составляющей, а также форм и методов их реализации. В сою очередь административно-правовое воздействие на экономику осуществляется на основании определенных императивных предписаний, которые в теории права и законодательстве определяются как принципы правового регулирования. Принципы правового регулирования экономики определяют ее направленность и содержательность. В нормах-принципах определяются также качество административно-правового регулирования экономики, содержатся наиболее доктринальные положения, касающиеся того или иного направления правового воздействия. Раскрытие принципов административно-правового регулирования экономики позволило прийти к выводу о том, что в настоящее время можно говорить о целой иерархии принципов, в которой каждый из элементов, ее составляющих, выполняет свою функциональную роль. Так, основополагающими принципами административно-правового регулирования экономики являются конституционные принципы, которые, по сути конструируют такой феномен как «конституционная экономика». Конституционные экономические принципы пронизывают все российское законодательство, определяющее механизм реализации общих конституционных принципов регулирования экономики. Исходя из этого, делается вывод о том, что принципы правового регулирования экономики подразделяются на общие принципы, особенные и специальные. Все эти принципы между собой взаимосвязаны и в своей совокупности определяют принципы административно -правового регулирования экономики.
В современный период правовое регулирование экономики носит многопрофильный характер и практически каждая отрасль права имеет свой
предмет в регулировании экономических отношений. Административное право в механизме правового регулирования экономики занимает ключевое место. Обусловлено это тем, что хозяйствующие субъекты имеют административно -правовой статус, в связи с чем нормы административного права определяют порядок их взаимоотношения с органами государственной власти и управления. Также необходимо сказать, что нормы административного права регламентируют контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятельность в сфере экономики. Таким образом, в современный период невозможно передать без регулирующего и охранительного потенциала административного права нормальное функционирование рыночной экономики, защиту хозяйствующих субъектов, а также прав потребителей.
Административное право - ключевая отрасль права регулирующие экономику, а административно-правовые средства регулирования экономики определяют сущность содержания соответствующего направления правового регулирования, поэтому именно качество этих правовых средств может улучшить эффективность государственного воздействия на экономику. Административно -правовые средства регулирования экономики имеют разноплановый характер и, в зависимости от своей целенаправленности, выполняют различные функции в рассматриваемой сфере. В ходе исследования обосновывается вывод о том, что независимо от своей функциональной и целевой направленности, вся система административно-правовых средств призвана улучшать качество правового регулирования, а также делать российскую экономику более эффективной.
В логической взаимосвязи со средствами правового воздействия находится проблема государственного принуждения и стимулирования экономики. Эти средства носят в целом разнонаправленный характер, тем не менее, каждое из обозначенных средств должно работать на повышение уровня развития российской экономики, а также на обеспечение правопорядка в ее содержании. Административное принуждение, как часть государственного принуждения, весьма содержательно и репрессивно по своим юридическим последствиям, в этой связи в исследовании обосновывается необходимость снижения его разрушительного воздействия на сферу экономики. Административное стимулирование, как средство воздействия на экономику, пока явно административное стимулирование является формой для косвенного административного воздействия, которое должно выводить соответствующее регулирование на новый качественный уровень. В исследовании доказана определенная логическая взаимосвязь административного принуждения и административного стимулирования. Несмотря на свою различную функциональную роль в регулировании экономических отношений, перечисленные средства должны быть выстроены таким образом, чтобы в конечном итоге стимулировать развитие российской экономики, защищать субъектов экономической деятельности, а также потребителей различных услуг и работ. Кроме того, меры административного принуждения и стимулирования должны защищать национальные экономические рынки, а также способствовать их защите. Только выполняя обозначенные функции, меры административного принуждения и стимулирования могут быть востребованы в сфере регулирования российской экономики [2].
Также нужно отметить, что административно-правовые средства, воздействующие на экономику, могут быть реализованы только через правоприменительный процесс. В этой связи качество правоприменительного процесса во многом, собственно, и предопределяет эффективность административно-правового регулирования экономики. Можно заключить, что по своей конструкции, правоприменительный процесс, осуществляемый в сфере экономики мало, чем отличается от аналогичного процесса, осуществляемого в иных сферах социальной действительности. В самом общем виде, правоприменительный процесс - это реализация норм права в отношении конкретной жизненной ситуации. На правоприменительный процесс, осуществляемый в сфере экономики, оказывают определенное влияние воздействие экономические законы и закономерности, а также сугубо технологический процесс, который имеет место в реальном секторе российской экономики. Эти внешние обстоятельства оказывают самое непосредственное влияние на механизм действия норм административного права в сфере экономики.
Также следует отметить, что правовое регулирование экономики должно учитывать тот факт, что российская экономика носит смешанный характер, в ее содержании функционирует как государственный, так и негосударственный сектор экономики. У каждого из этих секторов своя функциональная роль в решении глобальных экономических задач. В этой связи нужно отметить, что диаметрально противоположные сектора российской экономики между собой логически взаимосвязаны, кроме того, они функционируют в режиме рыночной экономики, а также глобальной конкуренции. В исследовании доказана необходимость развития негосударственного сектора российской экономики, это дает возможность сократить бюджетные расходы, снизить уровень монополизации, а также сформировать более благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.
И последнее на что нужно обратить внимание это тот факт, одной из актуальных проблем правового регулирования экономики является проблема обеспечения экономической безопасности. В данном виде безопасности заинтересованы все, без исключения, хозяйствующие субъекты, независимо от того, к какому сектору российской экономики они относятся. Кроме того, в экономической безопасности заинтересовано и государство, и общество, а также каждой отдельно взятый гражданин. Отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности, регламентируются различными отраслями права, центральное место в содержании упоминаемых правовых средств занимают административно-правовые средства. Именно с этой точки зрения раскрывается концепция экономической безопасности, а также формулируется система правовых средств. С точки зрения авторского подхода к исследуемой проблеме, экономическая безопасность - это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних внешних угроз. Таковы некоторые общие моменты развития правового регулирования экономики.
Список литературы
1. Из «Доклада о денежно-кредитной политике» Банка России// Деньги и кредит. № 1. 2016. - Стр. 3-4.
2. Куракин А.В. Административная деятельность полиции по противодействию правонарушениям в сфере экономики: Домодедово, ВИПК МВД России, 2014. - Стр. 13.
3. Независима газета. Выпуск от 4 октября. - 2016. - [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/ (дата обращения 14.10.2016).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. // Российская газета. Выпуск от 2 февраля. - 2015. - № 6590. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/2015/02/02.html (дата обращения 12.12.2016).
5. Российская газета. Выпуск от 4 декабря. - 2015. - № 6846. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2015/12/04.html (дата обращения 10.10.2016).
6. Российская газета. Выпуск от 17 марта. - 2016. - №6924. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/subbota/2016/03/17.html (дата обращения 14.10.2016).
7. Российская газета. Выпуск от 24 марта. - 2016. - №6929. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2016/03/24.html (дата обращения 27.03.2016).
8. Российская газета. Выпуск от 14 октября. - 2016. - №7101. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2016/10/14.html (дата обращения 14.10.2016).
9. Российская газета. Выпуск от 2 декабря. - 2016. - № 7143. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2016/12/02.html (дата обращения 12.12.2016).
10. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] URL: http://рспп.рф/news/view/9121 (дата обращения 20.03.2016).
11. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] URL: http://рспп.рф/news/view/9122 (дата обращения 20.03.2016).
12. Эксперт. - Выпуск № 12. - 2016. - С. 51. - [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/expert/2016/12/ (дата обращения 27.03.2016).