Научная статья на тему 'Проблемы и перспектива развития санаторно-курортного ком90 плекса Российской Федерации'

Проблемы и перспектива развития санаторно-курортного ком90 плекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспектива развития санаторно-курортного ком90 плекса Российской Федерации»

Марикян А.И.

Проблемы и перспектива развития санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации

Созданная в стране система санаторно-курортного лечения и оздоровления не имела аналогов в мировой практике, являлась частью общей структуры эффективного оздоровления населения. С точки зрения системы организации лечения и оздоровления санаторно-курортные комплексы и сегодня являются одними из наиболее перспективных направлениях развития в стране.

В послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что в современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.41), Всеобщей декларацией прав человека (ст.25), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, неотъемлемым правом человека является право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Одним из условий практической реализации этих прав является санаторно-курортное обеспечение населения.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного здравоохранения. Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. Финансирование развития санаторнокурортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. Структура управления санаторно-курортным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка санаторно-

оздоровительных услуг, функционировала отраслевая система реализации санаторно-курортных путевок, планово-распределительный метод реализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузку здравниц.

Установлено, что в последнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Разрушилась существующая ранее централизованная система управления санаторно-курортным комплексом.

90

Принятые решения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения, по вопросам собственности, правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотра государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторнооздоровительных услуг, в том числе, совершенствование структуры управления санаторно-курортным комплексом. И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе, в силу большой специфики связанной со здоровьем человека, его санаторно-оздоровительному лечению, требуется формирование специальных подходов.

Однако, как показывает анализ материалов проверок, система санаторно-курортной помощи населению разрушается, а государство, особенно в последнее время остается безучастным к ее судьбе, теряя тем самым важный рычаг в решение проблем улучшения оздоровления населения.

Как показали проверки, для санаторно-курортной системы период 1990-2000 годов стал определяющим по переходу к рыночным отношениям и реализации государственной политики в сфере курортного дела, который в это время осуществлял Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму.

За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности, полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся к санаторно-курортной системе, федеральные законы “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” и “Об особо охраняемых природных территориях” и ряд региональных законов в развитие этих федеральных законов. Было принято несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые также нацелены на решение частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов. Также была разработана Федеральная целевая программа “Развитие курортов Федерального значения” на период 2005-2014 гг. До настоящего времени не сформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования, не была налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестация.

До настоящего времени не сформировано структурное подразделение, штатная численность которого могла бы решать возложенные Правительством Российской Федерации на Минздрав России в апреле 2005 года задачи по осуществлению государственной политики и координации в сфере санаторно-курортного дела в Российской Федерации. А ведь в соответствии со статьей 7 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”

91

специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере курортного дела должен осуществлять:

- ведение государственного реестра санаторно-курортного фонда Российской Федерации;

- разработку и координацию федеральных программ развития са-наторных-курортов;

- организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

- подготовку кадров в сфере санаторно-курортного лечения;

- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебнооздоровительных местностей и курортов.

С целью реализации программ развития санаторно-курортного комплекса перед правительством Российской Федерации были поставлены следующие цели:

1. Создать и усовершенствовать законодательную и нормативноправовую базу, обеспечивающую заинтересованность всех институтов государства, негосударственных структур, общества в целом и каждого отдельного человека в сохранении собственного здоровья и профессиональной работоспособности;

2. Подготовка и утверждение в установленном порядке типового положения о статусе, структуре, организации деятельности санаторнокурортных комплексов федерального, регионального и местного значения и координации функционирования здравниц, вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности;

3. Разработка отраслевых стандартов и системы управления качеством на санаторно-курортные услуги;

4. Разработка и утверждение в установленном порядке положения о лицензировании медицинской и других определенных законодательством, видов санаторно-курортной деятельности, аккредитации санаторнокурортных учреждений и сертификации санаторно-курортных услуг, а также аттестации специалистов курортного дела. Разработать и утвердить системы государственной статистики в санаторно-курортной сфере;

5. Разработка, принятие и четкое исполнение целевых программ развития санаторно-курортного комплекса;

6. Возобновить координацию со стороны государства и принять решение о государственных гарантиях капиталовложений в развитие санаторно-курортного дела в России, а также по эффективному использованию федеральной собственности;

7. Усилить государственный контроль по восстановлению и развитию инфраструктур санаторно-курортных комплексов, резервированию территорий лечебно-оздоровительных местностей, перспективных для курортного дела в России.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.