Научная статья на тему 'Проблемы и парадоксы детского отдыха и оздоровления'

Проблемы и парадоксы детского отдыха и оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА / PROBLEMS OF THE SPHERE OF CHILDREN'S LEISURE / ПАРАДОКС / PARADOX / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилков Андрей Анатольевич, Данилкова Наталия Сергеевна

Проблематика и парадоксальность существования и развития феномена детских лагерей. Особая, уникальная педагогическая и организационная система. Современность и особые требования к сфере детского отдыха. Нормативно-правовая регуляция отдыха и оздоровления детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилков Андрей Анатольевич, Данилкова Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study Of The Problem Field And Parency Sphere Of Children''s Rest And Recuperation

Through the prism of gender and the paradoxical nature of his existence and development are considered a unique phenomenon of children's camps as a special, unique pedagogical and organizational system. Modernity makes this area special requirements, while the power of the state and strive to organize and give a certain vector control and supervision.

Текст научной работы на тему «Проблемы и парадоксы детского отдыха и оздоровления»

УДК 37.82

ПРОБЛЕМЫ И ПАРАДОКСЫ

детского отдыха и оздоровления

Андрей Анатольевич Данилков,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук

Наталия Сергеевна Данилкова,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Сферу детского отдыха и оздоровления власть стремится ввести в режим упорядоченности и контроля, а система стремится к нестабильности и возникновению форм, не подлежащих контролю. Налицо дисбаланс при внешней относительной стабильности. Есть такой термин, как «саморегуляция». Развивающаяся система (а каждый лагерь — это развивающаяся система) к ней и должна стремиться. Мы же не можем отменить закон всемирного тяготения, хотя он так мешает порой жить, и следовало бы как-то его упорядочить! Но почему же саморегулирующуюся систему пытаются привести в баланс, раскачивая её и загоняя в узкий коридор норм, законов, ограничений и запретов? Удачный пример создания близкой по духу системы — туризм. После принятия Закона «Об основах туристической деятельности в РФ» понадобилось всего три года, чтобы система стала развиваться, саморегулироваться и обеспечивать себя! Может быть, пришла пора попробовать сделать что-то подобное и с детским отдыхом?

• проблемы сферы детского отдыха • парадокс • развитие

Феномен детского лагеря

Говоря о феномене детского лагеря, необходимо учитывать то, что это часть большой и неоднородной сферы детского отдыха и оздоровления. Эту сферу мы считаем ярким феноменом современной жизни как российского общества, так и государства. Разнообразие форм и многообразие участников этой сферы делает её уникальной. Даже не вдаваясь в подробности методик подсчёта количества детских лагерей различными ведомствами (более 47 000, включая лет-

ние пришкольные площадки), можно отметить, что детский отдых и оздоровление давно стали самостоятельной, саморазвивающейся, самодостаточной, саморегулирующейся педагогической системой, удачно совмещающей обучение, воспитание и развитие. Эта система органично интегрирована в окружающий мир и центрирована на ребёнке (по крайней мере, так декларируется большинством практиков, исследователей и экспертов). В поле её деятельности попадают миллионы детей в возрасте от 7 до 17 лет, а также и взрослые люди: педагоги (работающие в этой сфере постоянно или сезонно), родители, родственники детей, учителя

детских школ, педагоги дополнительного образования и другие категории участников.

Вместе с тем система эта имеет ряд проблем, которые весьма условно можно разделить на некоторые группы, а именно проблемы, связанные с:

1. Государственным управлением и регулированием сферы, включая взаимодействие субъектов детского отдыха и профессиональных сообществ организаторов детского отдыха

с административными и надзорными структурами;

2. Экономикой детского отдыха и оздоровления, включающей финансирование со стороны государственных органов, налогообложение субъектов, способы привлечения средств

и формирование бюджета детских лагерей, оптимизацию расходной части;

3. Менеджментом и маркетингом сферы, включающих подчинённость детских лагерей, управление ими со стороны собственников

и руководителей, формирование имиджа, продвижение как отдельных детских лагерей, так и их продукта;

4. Формами существования (направлениями или сегментами) детского отдыха и его субъектами (организаторы, участники, партнёры);

5. Содержанием программ детского отдыха

и оздоровления — качество и направленность программ, их уникальность и оригинальность, участников и партнёров, оценку и продвижение;

6. Кадровым обеспечением — подбор персонала, его обучение и развитие, оценка и продвижение по карьерной лестнице.

В статье мы не будем подробно рассматривать каждую из групп проблем, но расскажем о каждой из них и обратимся к исследованиям, проводимым с 2012 года. Они основаны на анализе интернет-ресурсов, научных статей в журнале «Народное образование» с 2012 по 2017 г., а также на пятилетней работе авторов в качестве экспертов общероссийских конкурсов программ детских лагерей.

Подчеркнём, что сфера детского отдыха и оздоровления давно стала рыночной, независимо от формы собственности детских лагерей и других учреждений отдыха детей. Это стало возможным в связи с развитием рыночных отношений в стране и появлением конкуренции. Детские лагеря, даже муниципальные или государственные, конкурируют друг с другом за приоритет в получении госзаказа, за клиентов, за программы деятельности, за качество обслуживания. Конкуренция, а также устранение государства от регулирования сферы и её поддержки и задали «рыночный» вектор развития, создав круг условий и проблем, в которых развивается эта сфера. Например, по данным портала incamp.ru, с 2012 по 2017 год количество уникальных программ детского отдыха выросло с 54 в 2012 году до 833 в 2017 году. Конкурентная борьба детских лагерей заставила генерировать и реализовывать новые программы, количество которых за шесть лет выросло более чем в 15 раз!

Проблемное поле сферы детского отдыха и оздоровления

Обратимся к проблемному полю сферы детского отдыха и оздоровления и рассмотрим его по тем группам, которые определили.

Государственное управлением и регулирование — основа развития этой специфичной и необычной с точки зрения традиционной педагогики сферы. С 2017 года уполномоченным органом, выполняющим функции организации, курирования и координации деятельности, стал Минобрнауки РФ (до этого было Министерство труда и социального развития). Сам по себе факт смены уполномоченного органа — это приведение в логическое соответствие существующего порядка вещей и признание этой сферы педагогической. Ведь там, где есть дети, детские коллективы,

образовательная и воспитательная деятельность, возникают отношения педагогические. Субъекты отношений — дети, педагоги, родители, детские и педагогические коллективы. Всё, казалось бы, хорошо, если бы не тот факт, что сферу детского отдыха и оздоровления так или иначе курируют, контролируют и управляют ею ещё несколько федеральных министерств и ведомств, начиная от Минсоцразвития, МВД, МЧС, Минздрава, Роспотребнадзора, заканчивая Государственной инспекцией труда, Ростех-надзором, Министерством лесного хозяйства, инспекцией по маломерным судам. Более того, сама сфера находится под действием сразу нескольких законов, положений, инструктивных писем — всего их более семисот (по данным аппарата Управления по делам Президента РФ). А своего, единого закона (по аналогии с Законом «Об основах туристической деятельности») сфера не имеет. Межведомственная разобщённость приводит к несогласованности, противоречиям в требованиях к детским лагерям, размыванию этих требованиях, к вакханалии постоянных проверок, которые не дают качественно и продуктивно работать администрации детских лагерей в летнем сезоне.

Как следствие, анализ нормативных документов, программ детских лагерей показывает следующее: в сфере наблюдается терминологический хаос, ведущий к стагнации самой сферы и размыванию таких понятий, как «детский лагерь», «детский отдых», «детский туризм», «детский активный туризм», «методика и технология воспитательной работы».

Парадокс ситуации заключается в том, что «у семи нянек» ребёнок вовсе не безглазый. Он живёт, развивается, адаптируется и приспосабливается к существующей системе управления (вернее, к её отсутствию).

Экономика сферы детского отдыха и оздоровления. На сегодняшний день в РФ не существует единого источника финансирования сферы. Составляющие этого финансирования разбросаны по бюджетам как обще-

российских министерств и ведомств, так и по бюджетам субъектов Федерации и муниципалитетов. Существует также целевое финансирование отдельных программ и категорий детей, финансирование отдельными предприятиями отдыха детей сотрудников. Большая часть средств тратится самими родителями (коммерческий сектор). Но тенденция в подавляющем большинстве такова, что средства, выделяемые бюджетами, не покрывают потребности регионов в полноценном обеспечении услугой всех желающих или нуждающихся. Более того, тенденцией последних лет стал дисбаланс между рождаемостью и количеством детей «лагерного возраста» в РФ и суммами, выделяемыми бюджетами на их оздоровление. Более того, экономическое положение детских лагерей таково, что не позволяет им динамично развиваться. Причиной явления стало то, что в большинстве регионов закупочная стоимость путёвок намного ниже, чем их себестоимость. Руководители детских лагерей вынуждены покрывать дефицит средств за счёт коммерческих продаж, в то время когда могли бы направить их на развитие.

Налогообложение субъектов сферы отдыха детей практически ничем не отличается от налогообложения промышленных предприятий и иных участников экономической деятельности. Если учесть, что детские лагеря в Советском Союзе строились с размахом (по площади), на лучших земельных участках, часто в курортных зонах, то можно представить, какие суммы этих местных налогов платят детские лагеря сегодня. То же самое происходит и с другими налогами, которые лагеря платят в бюджеты разных уровней как обычные предприятия. Совершенно очевидно, что такое положение дел несправедливо, так как детские лагеря независимо от формы их собственности — учреждения, выполняющие явно выраженную социальную функцию (образование, воспитание, развитие, оздоровление подрастающего поколения).

Ещё одна проблема из этой группы проблем — обеспечение деятельности (в силу её специфичности и обеспечения качества и безопасности). Детские лагеря тратят огромные суммы на запуск лагерей, соблюдение норм и правил эксплуатации, приём на работу персонала по всем требованиям трудового и санитарно-гигиенического законодательств. Сюда относятся: санитарные обработки территории и помещений; пожарные сигнализации и их обслуживание; системы доступа, контроля и оперативного реагирования; тревожные кнопки и требование к охране детских лагерей только охранными предприятиями; обеспечение лагерей перечнем медицинских препаратов, дымкомп-лектов; транспортные расходы по доставке детей к местам отдыха и их сопровождение; наращивание заборов до определённой высоты по требованиям политики антитеррора; реконструкция и перестройка спальных детских корпусов в соответствии с новыми правилами пожарной безопасности; финансирование медицинских комиссий персонала и включение в эти медосмотры всё новых видов анализов и проб. Каждое новое требование (часто совершенно необоснованное) влечёт новые расходы и без того небогатой сферы. Детские лагеря всё больше походят на бастионы, способные выдержать как штурм и осаду, так и блокаду.

Решая финансовые проблемы, детские лагеря прибегают к различным ухищрениям, оптимизации, сокращениям всего и вся, что ведёт к падению качества обслуживания. Такова

тенденция.

В

чём парадокс?

Парадокс в том, что при всей экономической ущербности и недостаточном финансировании в сфере детского отдыха и оздоровления есть счастливые случаи стабильности и устойчивых экономических моделей организации деятельности детских лагерей (даже региональные!).

Менеджмент и маркетинг сферы — эти явления проблемой назвать трудно, но если пристально рассмотреть информационное поле и общественное мнение относительно детских лагерей, то можно увидеть много интересного. Например, то, что информационным поводом в СМИ, освещающих детский отдых, как правило, служит только негативный повод: претензии родителей, отравления, болезни де-

тей, условия размещения, плохое питание в том или ином лагере, конфликты в детских коллективах. Такие поводы зачастую есть, но помимо них в детских лагерях проходит интереснейшая жизнь, реализуются порой уникальные программы, проводятся различные события — фестивали, конкурсы. Об этом в СМИ почти не говорится. Для создания таких репортажей нужны опять же деньги...

Такое положение дел уже сформировало имидж детского лагеря и отношение к детским лагерям у населения и родителей как к чему-то потенциально опасному, негативному или же лёгкому, праздному, связанному с досугом. Мало кто из родителей и традиционных педагогов рассматривают детский лагерь как уникальный педагогический феномен, который по воспитательному и развивающему потенциалу часто гораздо более мощнее, чем современная школа.

Главный парадокс: все говорят о сфере и её проблемах, о повышении качества, о финансировании, о безопасности детей, а о самих детях в лагере — забыли! Меры безопасности часто перечёркивают усилия детских лагерей по созданию комфортной развивающей среды для ребёнка. В лагере становится больше «нельзя», чем «можно»!

Формы существования детского отдыха и его субъекты, включая организаторов, участников, партнёров, настолько разнообразны, что трудно поддаются какой-то классификации и типологии. Тем не менее в самом общем виде детские лагеря можно типизировать по следующим признакам:

• городские и загородные;

• летние (сезонные) и круглогодичные;

• оздоровительные и санаторные;

• стационарные и временные (напр., палаточные);

• традиционные и профильные;

• детские и молодёжные.

Субъектами и организаторами детского отдыха могут выступать государственные и муниципальные учреждения; предприятия-собственники лагерей (ведомственные лагеря); частные предприятия — владельцы лагерей, в которых лагерь — единственная или основная форма хозяйственной деятельности; общественные организации, в том числе религиозные, спортивные, туристические, творческие; частные лица — владельцы мест размещения или организаторы детского отдыха. Весьма распространённый тип детского лагеря — лагерь, не имеющий собственной территории, объектов, а арендующий у других лагерей или мест размещения площади для проведения программ и смен.

Парадокс ситуации заключается в том, что образование — обучение, воспитание и развитие, которыми успешно занимаются и детские лагеря, из функции государства вдруг превратилось в функцию и сферу деятельности отдельных учреждений, предприятий, часто сомнительных общественных объединений и даже частных лиц. Не стало чётко обозначенного государственного заказа для целой сферы детского отдыха и оздоровления, для которой просто отдых и просто оздоровление стали уже позавчерашним днём! Эта сфера заслуживает большего уважения и внимания со стороны государства.

Содержание программ детского отдыха и оздоровления ещё более многообразно, чем формы существования самих детских лагерей. Направленность этих программ зависит от профиля лагеря, его типа, ведомственной принадлежности. Качество же программ зависит от таких субъективных факторов, как качество и уровень педагогического и руководящего педагогического персонала, ресурсов (внутренних и внешних), которые лагерь может привлечь для реализации программы, выбранного направления деятельности (спорт, туризм, творчество, навыки, приключения), востребованности того или иного направления деятельности, заявляемого в программе. Совокупность факторов создаёт оригинальность,

уникальность, «самость» программы. Но и здесь не обходится без проблем. Опыт работы авторов статьи в качестве экспертов региональных и общероссийских конкурсов вариативных программ детского отдыха и оздоровления позволяет выделить ряд проблем, среди которых:

• удивительная похожесть программ различных лагерей, даже находящихся

в разных регионах;

• низкое качество представленных программ и отсутствие в них явной структуры и логики;

• нет целеполагания и чётких задач, поставленных для реализации программы,

и смешение различных принципов её реализации (организационных, общепедагогических, деятельностных, психологических);

• нет механизмов реализации, ведь сама программа должна быть своеобразной «инструкцией» для работы и деятельности педагогов, реализующих её;

• излишняя затеоретизированность и излишняя методологизация программ, причём очень часто выдернутая из контекста работ разных по содержанию и даже

по принадлежности к той или иной педагогической школе;

• оторванность программ от реалий и потребностей современных детей и общества, уклон в общеразвивающие аспекты (спорт, творчество, военно-патриотическая тематика) в ущерб оригинальности, нет уникальности. В качестве примера оригинальности программы и направленности лагеря можно привести лагеря навыка, приключений, уникальные профильные смены (^-технологий, киносмены, профориентационные, ролевые);

• нет ресурсов для реализации программы (кадровых, интеллектуальных, материальных).

Парадокс ситуации с программами детского отдыха заключается в том, что за последние 5—6 лет произошёл всплеск интереса к программному обеспечению деятельности детских лагерей, а качественных программ — мало, уникальных — всего десятки-сотни на многие тысячи лагерей по всей России.

Ещё один парадокс — технологичность деятельности детских лагерей. Никто не говорит, что это плохо. Программные вещи приводят к существующему положению дел. Но в большинстве своём в погоне за образованием многие педагоги-организаторы забыли базовое понятие — методика воспитательной работы — того стержня, вокруг которого выстроено всё содержание деятельности любого детского лагеря. Без методики исчезают фундаментальность, глубина содержания, структура как всей программы, так и отдельных направлений деятельности лагеря, не говоря уже о конкретных проводимых делах. Развлечение в детском лагере стало превалировать над воспитанием и развитием.

Кадровое обеспечение сферы детского отдыха — проблема проблем. Речь идёт не только о педагогическом персонале, но и об обсуживающем, техническом, административном. Особенно подвержены этой проблеме сезонные лагеря, которые не могут удерживать персонал в течение всего года, работая всего два-три месяца в году. В этом случае подбор персонала как явление кадрового менеджмента зачастую сводится к тому, что рады всем, кто изъявил желание работать одну-две смены. Об обучении и развитии, оценке и продвижении персонала при таком подходе говорить и вовсе не приходится.

Но открытой и наиболее острой остаётся проблема набора педагогического персонала. Речь идёт о вожатых, методистах, педагогах дополнительного образования. Имеющаяся практика показывает, что на должность вожатого часто принимаются молодые люди, не имеющие специального педагогического образования, не прошедшие элементарных подготовительных курсов, не достигшие возраста совершеннолетия. Это, кстати, один из аспектов отношения к сфере детского отдыха — со стороны кажется, что

эта работа лёгкая, красивая, не очень утомительная. Так часто размышляют дети, отдыхавшие в детских лагеря, и изъявившие затем желание в них поработать.

Ещё один аспект проблемы — качество подготовки вожатых в высших и средних педагогических заведениях. Оно часто оставляет желать лучшего. Если раньше в программах таких заведений были специальный курс подготовки к летней педагогической практике и сама эта практика, то теперь многие вузы такие курсы, как и саму практику, убрали. Да и существующий опыт подготовки в тех или иных региональных вузах часто не соответствует современным требованиям, предъявляемым к современным педагогам временных детских коллективов. Как следствие, во время прохождения летней практики некоторые студенты «отбывают свой срок», некоторые не владеют методикой работы с детским коллективом и отдельными детьми. Кто-то без должного руководства летней практикой допускает грубые педагогическое ошибки, кто-то быстро устаёт и не может качественно доработать смену, кто-то, осознав всю ответственность и убоявшись её, увольняется посреди смены. Конечно же, такие ситуации встречаются не везде и не всегда, но подобных примеров — тысячи.

Парадокс явления и в том, что лечат людей врачи, возят на транспорте профессиональные водители, готовят пищу повара, а в лагере (уникальной педагогической системе) может работать (воспитывать, развивать и даже обучать детей!) любой, кто изъявил желание или стал «подневольником», таким как студенты-практиканты.

Ещё один парадокс в кадровом обеспечении: школ подготовки вожатых — масса, а нареканий на качество вожатых всё больше и больше. Углубляем и расширяем подготовку, стремимся

создать из вожатого профессионала и универсала, а получаем вожатого, не готового к работе с современными детьми. Из педвузов хотим брать профессионалов, а они только учатся, что говорить о тех вожатых, кто пришёл из непедагогических вузов или из других сфер.

Мы рассмотрели всего шесть групп проблем. По каждой из них можно написать отдельную большую статью с мощной аналитикой, концепциями развития и решения проблем, но дело не в этом. Об этих проблемах мы говорим и пишем не один год — десятилетие, как минимум, а воз и ныне там. Сфера наша весьма проблемна и противоречива, а порой даже парадоксальна, но сохраняется устойчивый интерес как со стороны родителей, так и со стороны детей к детским лагерям, к программам, в них реализуемым, к возможностям отдельных детских лагерей. Не хватает такого же заинтересованного внимания со стороны власти и государства. Мы очень на это надеемся. НО

Литература:

1. Данилков А.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Изд.

НГОНБ, 2018. — 308 с.

2. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Роль детских лагерей в развитии ребёнка // Народное образование — Выпуск № 2. 2016.

References:

Danilkov, A.A. Detskiy Ozdorovitelniy lager: organi-zaciya I deyatelnost, lihnost I kollektiv: monographia. / A.A. Danilkov, N.S. Danilkova — izd. 2-e, ispravl. I dopolnennoe — Novosibirsk: Izd. NGOB, 2018. — 308 s.

Danilkov A.A., Danilkova N.S. Rol detskishlagerey v razvitii rebenka // Narodnoe obrazovanie —

Vipusk № 2. 2016.

The Study Of The Problem Field And Parency Sphere Of Children's Rest And Recuperation

Andrey A. Danilkov, Candidate of Psihologic Sciences, Docent of the department at the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Natalia S.Danilkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the department at the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Abstract. Through the prism of gender and the paradoxical nature of his existence and development are considered a unique phenomenon of children's camps as a special, unique pedagogical and organizational system. Modernity makes this area special requirements, while the power of the state and strive to organize and give a certain vector control and supervision.

Keywords: problems of the sphere of children's leisure, paradox, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.