УДК 373.31.5 КУЛАЧЕНКО М.П.
кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 373.31.5 KULACHENKO M.P.
Candidate of pedagogical sciences, The Senior Lecturer of The Cathedra of Pedagogics and Professional Education, Orel
State University E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEMPORARY CHILDREN'S ASSOCIATIONS AT THE STAGE
OF ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF HEALTH-IMPROVING AND EDUCATIONAL ORGANIZATION
В статье рассматриваются вопросы психологической адаптации ребенка младшего школьного возраста к условиям детского оздоровительного лагеря (временного детского объединения), а также раскрываются причины адаптационных затруднений.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, психологическая адаптация, временное детское объединение, младшие школьники, адаптационные трудности у детей.
The article deals with the psychological adaptation of a primary school age child to the conditions of children's health-improving camp (temporary children's association), as well as the causes of adaptation difficulties revealed here.
Keywords: children's health-improving camp, psychological adaptation, temporary children's association, younger students, children adaptation difficulties.
Приезжая в детский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность - временное детское объединение - и эффективность его отдыха и развития во многом зависит от того, насколько успешно он сможет адаптироваться и интегрироваться в ней.
Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, а в лагере - это, прежде всего, процесс привыкания к новому месту и новым людям. Он всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями, поэтому представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу вожатых по сглаживанию неблагоприятных эмоциональных состояний детей, особенно в адаптационный период. Это, в свою очередь, настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки вожатых детского лагеря.
Проблема исследования процесса адаптации/дезадаптации (физической, психологической, социальной) не нова для педагогики и психологии. Предметом внимания ученых являлись разные аспекты этого процесса. В своем исследовании мы опирались на труды М.Р. Битяновой [1], Л.И. Божович [2], исследования Е.Б. Никитиной [5], Е.Н. Пустовой [7] и др.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения детей в детском оздоровительном лагере представлены в произведениях (учебники, монографии, статьи) А.А. Данилкова [3; 9], Н.С. Данилковой [3], М.П.Кулаченко [4], Л.В. Байбородовой [6], М.И. Рожкова [8] и других авторов.
Цель эмпирического исследования состоя-
ла в изучении адаптационных трудностей младших школьников к условиям жизнедеятельности в оздоровительно-образовательной организации.
Диагностика была организована на базе гимназии г. Орла. Для участия в анкетировании методом опроса был произведен отбор респондентов - младших школьников, которые летом отдыхали в загородном оздоровительном лагере. Форма проведения эксперимента групповая. Общее время анкетирования - 10-15 минут.
Исследование строилось на принципах добровольного участия и учета возрастных особенностей участников опроса.
Для изучения адаптационных трудностей младших школьников к условиям жизнедеятельности в оздоровительно-образовательной организации выбран метод анкетирования. Опрос проводится по авторской анкете «Адаптационные трудности» (М.П. Кулаченко), которая состоит из семи вопросов закрытого типа, предполагающих выбор одного или нескольких вариантов ответа. В целом серия вопросов позволяет выявить трудности, возникающие у детей на этапе адаптации к условиям жизнедеятельности в оздоровительно-образовательной организации и предположить их причины.
Результаты диагностики показывают, что большинство из опрошенных школьников поехали в лагерь по собственному желанию и получили удовольствие от поездки.
Качественный анализ данных показывает, что 58,3% респондентов отдыхали в лагере по собственно-
© Кулаченко М.П. © Kulachenko M.P.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
му желанию; 25,0% поехали в лагерь по совету родителей; 16,7% - по совету друзей, которые были в лагере. Детей, которые не хотели ехать в лагерь, в опросе не оказалось 0%.
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 1].
■ Поездна без желания ребенкл
■ По с олоту друзей
■ i 1п совету родителе«
20 ■ По (оклеенному жёлйниа
0 40 СО so
Рис. 1. Мотив поездки в лагерь.
Таким образом, 100% опрошенных имели желание ехать в лагерь и мотивацией тому служили рассказы родителей или друзей, которые ранее отдыхали в лагере.
При организации досуга ребенка очень важен положительный эмоциональный настрой. Опрос показал, что 41,7% респондентов отметили, что во время смены у них было разное настроение, настроение менялось в соответствии с ситуацией жизнедеятельности; 33,3% опрошенных отметили, что смена оставила в памяти веселые воспоминания; 25,0% школьников вспоминают смену с хорошим настроением. Респондентов, которые на смене чаще пребывали в грустном настроении, не выявлено 0%.
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 2].
Рис. 2. Эмоциональный настрой.
Таким образом, можно говорить, что у большинства детей (58,3%) в течение смены наблюдался положительный фон настроения.
Рейтинг ответов респондентов на третий вопрос анкеты: «К чему в лагере труднее всего привыкнуть?» выстраивается следующим образом:
1 - соблюдать режим дня (41,7%);
2 - отсутствие родителей (25,0%);
3 - питаться в столовой, выполнять требования вожатых (8,3%).
Позицию «жить в комнате с незнакомыми ребятами» респонденты не отметили (0%).
Дети указывали, что им трудно было просыпаться рано утром, спать во время тихого часа, обязательно участвовать в мероприятиях, что можно отнести к показателям соблюдения режима дня. Следовательно, данные трудности оказались самыми актуальными для детей младшего отряда.
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 3].
■ Требовании UDIH.lThlX
■ Столавлн
0 10 20 30 40 50 ■ Отсутствие родителей
Анкетирование также показало, что адаптационные трудности связаны с такими умениями как:
1 - найти друзей (41,7%);
2 - самостоятельно вести быт (25,0%)
3 - устанавливать отношения с большим количеством новых людей (8,3%).
Заметим, что такие адаптационные трудности, как устанавливать отношения с вожатыми; необходимость жить по правилам, соблюдать традиции и законы лагеря; отдыхать организованно (делать не то, что хочется, а то, что надо) респонденты не отметили (0%).
В беседе было выявлено, что в адаптационный период только 25,0% детей быстро, практически без затруднений, адаптировались к лагерю.
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 4].
■ Трудности отсу тствуот
■ М НОТООбрЛЗИС ОТНОШЕНИЙ
■ Быт
S0 ■ найти ДруЗОЙ
Рис. 4. Трудности адаптационного периода.
Таким образом, выяснено, что основной трудностью адаптационного периода для младших школьников является установление дружеских отношений с большим количеством людей.
Ответы на вопрос анкеты «Когда ты привыкал к жизни в лагере, у тебя были ...» показывают, как проявлялись адаптационные затруднения у ребенка. 33,3% отметили, что у них появлялась неуверенность в себе, неуверенность в принятии решений; 25,0% испытывали чувство собственной неполноценности; у 16,7% присутствовал страх; 8,3% отметили повышенную обидчивость, раздражительность, чувство своего отличия от других.
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 5].
■ Отличие от других
■ Обидчивость, раздражительность
■ Страх
: Чувство неполноценности 5 10 15 20 25 30 ■ Неуверенность в себе
Рис. 5. Проявления адаптационных трудностей.
Успешность адаптации в лагере во многом зависит от адаптационного опыта ребенка. Опрос показал, что адаптационный опыт младших школьников недостаточен. Так, до поездки в лагерь 33,3% детей имели опыт общения с друзьями в дворовой компании; 25,0% - посещали только школу и общались с одним-двумя друзьями; 16,7% респондентов опыт общения и адаптационный опыт приобрели на занятиях в кружке или секции.
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 6].
■ Кружок, секция
■ 1-2 друга
■ Только школа
■ Дворовая компания
Рис. 3. Трудности жизнедеятельности.
Рис. 6. Адаптационный опыт
Ответы респондентов на последний вопрос анкеты: «Понравилось ли тебе в лагере?» показывают, что 75,0% детей остались очень довольны своей поездкой в лагерь; 16,7% - не очень довольны; 8,3% - затруднились ответить. Респондентов, которым отдых в лагере не понравился, не выявлено (0%).
Покажем результаты наглядно в гистограмме [См. Рисунок 7].
■ Не ПОНРАВИЛОСЬ
■ Затруднение С ответом Не очень доволен
■ Очень досолен
Рис. 7. Эмоциональное впечатление об отдыхе в лагере.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные адаптационные затруднения детей младшего школьного возраста, которые приезжают на отдых в загородный оздоровительный лагерь. Прежде всего, эти трудности связаны с необходимостью выполнять режимные моменты, налаживать новые коммуникативные связи и отношения, отсутствием родителей и самостоятельным ведением быта. Причины адаптационных затруднений, на наш взгляд, кроются в возрастных и индивидуально-психологических особенностях детей младшего школьного возраста, а также в недостаточном адаптационном опыте.
Теоретический анализ литературы и результаты эмпирического исследования позволили сделать ряд рекомендаций касающихся сопровождения временных детских объединений младших школьников на этапе адаптации в оздоровительно-образовательной организации. В частности, выделены типичные виды эмоционального неблагополучия ребенка в лагере и показаны способы их преодоления, определены задачи вожатого по созданию психологически комфортной среды оздоровительного лагеря.
Практика показывает, что вожатым приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:
- расстройство поведения, вызванное ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
- расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
- состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
- эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;
- расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
- невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчи-
вости и т.д.);
- стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в отклоняющемся поведении.
Многое из выше перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием [6].
Основной адаптационной задачей в работе вожатого является создание психологически комфортной воспитательной среды. Для ее решения необходимо:
- создание условий для раскрытия личности каждого ребенка, возможности проявить себя, для личностного роста;
- способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов-вожатых;
- формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
- осознание ребенком своих внутренних резервов и овладение механизмами самоконтроля и саморегуляции;
- формирование здорового образа жизни и осознанного отношения ребенка и к собственному здоровью как к ценности;
- развитие навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
- развитие творческих способностей и креативного мышления;
- оказание помощи микрогруппам в создании благоприятного климата во временном детском объединении как основного фактора адаптации в условиях лагеря.
Диагностическая работа проводится в организационный, основной и заключительный периоды. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) - время адаптации. Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить общение. Этот период характеризуется:
- неустойчивым общественным мнением;
- адаптацией детей к специфике временного детского объединения;
- оказанием помощи ребенку в раскрытии талантов.
В адаптационный период проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения.
На этапе адаптации очень важно сплотить детей, образовать команду и для этого следует использовать игры на знакомство, на сплочение, игры на выявление творческих способностей.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 1997. 112с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400с.
3. ДанилковА.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. Новосибирск: НГПУ 2010. 221с.
4. КулаченкоМ.П. Учебник для вожатого. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 256с.
5. НикитинаЕ.Б. Некоторые психологические аспекты школьной дезадаптации в младшем подростковом возрасте / Е.Б. Никитина // Материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2002. С.12.
6. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л.В. Байбородовой. М.: Издательство Юрайт, 2018. 241с.
7. ПустоваяЕ.Н. Динамика проявлений латентной школьной дезадаптации личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Пустовая, Елена Николаевна. Новосибирск, 2007. 280с.
8. Рожков М.И. Подготовка педагогов к педагогическому сопровождению детского самоуправления / М.И. Рожков // Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. 460с.
1. Школа подготовки вожатых / авт.-сост. Е.А. Белая, Е.В. Богданова, А.А. Данилков и др. Новосибирск: НГПУ, 2010. 337с.
References
1. BityanovaM.R. Adaptation of the child at school: diagnosis, correction, pedagogical support . M.: Pedagogical search publ., 1997. 112 p.
2. BozovicL.I. Personality and its formation in childhood. SPb.: Peter, 2008. 400 p.
3. Danilkov A.A. Children's health camp: organization and activity, personality and team: monograph / A. A. Danilkov, N. S. Danilkova. Novosibirsk: NSPU, 2010. 221 p.
4. KulachenkoM.P. A textbook for the scout camp leader. Rostov n/D.: Phoenix, 2009. 256 p.
5. Nikitina E.B. Some psychological aspects of school maladjustment in early adolescence / E. B. Nikitina // Materials of the regional scientific and practical conference. Ekaterinburg, 2002. Pp. 12.
6. Pedagogy of additional education. Work with children with special educational needs: studies. textbook for undergraduate and graduate / under the editorship of L. V. Baiborodova. M.: Yurayt Publishing House, 2018. 241p.
7. Pustovaia E.N. Dynamics of manifestations of latent school disadaptation of personality: dis. ... kand. psychol. sciences: 19.00.01 / Pustovaya, Elena Nikolaevna. Novosibirsk, 2007. 280 p.
8. RozhkovM.I. Training of teachers for pedagogical support of children's self-government / M. I. Rozhkov // Education of democratic culture of participants of educational process. Yaroslavl: Publishing house of YAGPU, 2014. 460p.
9. School of training counselors / ed.- comp. E. A. White, E. V. Bogdanova, A. A. Danilov, and others. Novosibirsk: NSPU, 2010. 337p.