Научная статья на тему 'Проблемы и особенности управления малым бизнесом в регионе'

Проблемы и особенности управления малым бизнесом в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОН / РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Станислав Григорьевич, Петрова Галина Дмитриевна

Данная статья посвящена проблемам и особенностям управления малым бизнесом в регионе. В ней описываются проблемы, которые стоят перед малым бизнесом в эпоху рыночных отношений. Также рассматриваются вопросы государственного регулирования и поддержки предпринимательства в организации благоприятной экономической, правовой, социальной, политической среды и организационном обеспечении развития цивилизованных форм малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и особенности управления малым бизнесом в регионе»

УДК 334.7(470.334)

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ

PROBLEMS AND PECULIARITIES OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT IN THE REGION

С. Г. Денисов, Г. Д. Петрова

S. G. Denisov, G. D. Petrova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам и особенностям управления малым бизнесом в регионе. В ней описываются проблемы, которые стоят перед малым бизнесом в эпоху рыночных отношений. Также рассматриваются вопросы государственного регулирования и поддержки предпринимательства в организации благоприятной экономической, правовой, социальной, политической среды и организационном обеспечении развития цивилизованных форм малого бизнеса.

Abstract. This article deals with the problems and peculiarities of small business management in the region. It discusses the problems facing small businesses in the era of market relations. It also examines government regulation and business support in the organization of favorable economic, legal, social, political environment and organizational support for the development of civilized forms of small business.

Ключевые слова: управление, малый бизнес, регион, рынок, предпринимательство.

Keywords: management, small business, region, market, enterprise.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодняшнее состояние нашей страны показало, что еще не удалось создать эффективные организационно-экономические рычаги заинтересованности организаций малого бизнеса в росте экономики. Мировой экономический кризис достиг такого дна, что Россия в короткие сроки должна перестроить свою экономику, чтобы быть готовой ко всему и пережить экономические трудности. Выявление внутренних сил малого предпринимательства, поиск и рассмотрение возможных ресурсов представляют собой актуальную проблему.

Материал и методика исследований. Для изучения проблемы и особенностей управления малым бизнесом в регионе использовался анализ статистических данных, литературных источников, а также применялись экономико-статистический, расчетноконструктивный, абстрактно-логический методы исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. Социально-экономические реформы, проведенные в разных странах, а также и в России, подтверждают необходимость эволюционного подхода к их осуществлению. Практика показывает, что переход из одной стадии социально-экономического развития в другую, от одного вида экономики к другому вызывает глобальные перемены в жизни людей. Это происходит в плане изменения их экономического положения и социального статуса, образа жизни, социально-экономического пове-

дения. Такие изменения в жизни людей не могут быть реализованы в течение нескольких лет, для этого требуется длительный промежуток времени.

Эффективность и динамичность реформ в экономике обеспечиваются путем координирования и наилучшего сочетания интересов всех групп и слоев населения, созданием у всех экономических субъектов заинтересованности в преобразовании. При этом очень важно, чтобы цели и содержание действий, последовательность операций по изменению экономики не были оторваны от жизненных реалий большинства людей, чтобы они были понятными и выгодными для них. Способы и результаты перестройки не должны приводить к противоречиям и конфликтам в обществе, а напротив, должны вызывать толерантное отношение. Лишь в этом случае они будут иметь позитивный результат и приведут к серьезным устойчивым изменениям в социально-экономической структуре и поведении экономических субъектов.

Опыт развитых стран подтверждает, что малый бизнес в особенности нуждается в государственной поддержке. Благополучное осуществление реформ в сфере малого предпринимательства возможно только на основе исчерпывающего и системного ее исследования. И в этой связи важно, чтобы при проведении реформ не игнорировались экономические и социальные интересы малого предпринимательства, ценностные установки и стереотипы поведения различных социальных групп, чтобы новые экономические структуры и формы хозяйствования органически влились в систему имеющихся социально-экономических отношений, общественных институтов и хозяйственных связей, имели стабильную направленность на саморазвитие.

Значительная перестройка общественно-экономической системы страны, регионов с глубинными институциональными устоями не могла сложиться без масштабных преобразований. Ход радикальных реорганизаций затрудняется усиливающимся социальноэкономическим различием уровня развитости регионов с их спецификой и факторными особенностями. Как мы уже отметили ранее, период исторического развития рыночных отношений находится в зависимости от активизации взаимодействия между субъектами малого бизнеса и субъектами государственных и муниципальных органов власти, от этого зависит и судьба предпринимательства в России.

Формирование результативного устройства взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти является необходимым условием развития и функционирования экономики региональных предприятий. Подобным проблемам посвящены труды ряда исследователей-экономистов. Властные структуры на региональном уровне сталкиваются с возрастающей необходимостью использования значительного ресурсного потенциала регионального хозяйства для реализации своей экономической и социальной политики, а на федеральном уровне и для решения определенных задач геополитического характера [4, 2].

Однако процесс экономической трансформации в России сформировал сферу для возникновения «черного» рынка малого и среднего бизнеса. «Черный» рынок - это совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающихся в нарушение действующего законодательства. Он является одним их атрибутов теневой экономики и возникает, как правило, в тех сферах, где существуют жесткое административное регулирование экономической деятельности со стороны государства [2, 30].

Как сфера материального обращения взаимодействие между экономическими субъектами и объектами в условиях «черного» рынка и в развивающейся отрасли торговли

способствует появлению несовершенного рынка. Несовершенный рынок - это рынок с различными условиями реализации одинаковых товаров, которые возникают и ведут к сворачиванию среднего бизнеса под воздействием крупных олигополистических предприятий [2, 28]. Рынок совершенный - рынок с едиными условиями реализации одинаковых товаров [2, 31].

Со стороны исполнительных и федеральных уровней власти отсутствуют эффективные контрольные функции региональной экономической политики, проводимые при участии федеральных органов. В этой связи для малого бизнеса создалась определенная отрицательная среда, обстоятельства которой препятствуют развитию цивилизованных производственных и финансовых отношений.

Государственное регулирование и поддержка для предпринимательства заключаются в организации благоприятной экономической, правовой, социальной, политической среды и организационном обеспечении развития его цивилизованных форм. Проанализируем это устройство, или механизм, с теоретической точки зрения.

Как отмечают авторы, механизм - это системность устройств, действующая как одно целое между субъектами и объектами, взаимодействие которых приводит к одной общей цели. Главный механизм, который объединяет всю систему, - это механизм защиты прав и свобод человека, который регламентируется Конституцией РФ.

Эффективность рыночной экономики стран Запада заключается в совершенстве ее правовой базы и неукоснительном соблюдении всеми участниками процесса принятых законов. Поэтому требуется постоянная координация федерального, регионального и местного управления в реализации государственной политики в отношении малого бизнеса. Именно на уровне регионов и местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса [3, 11].

Функционирующие агентства поддержки предпринимательства, деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-ресурсные центры, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство, на сегодняшний день представляют собой слабую инфраструктуру. В некоторых регионах они вовсе отсутствуют. Предприниматели не всегда обращаются в эти организации. Причины, видимо, кроются в том, что они малокомпетентны, не дают официальных документов, не отвечают за результаты, чтобы избежать дальнейших неприятностей в случае судебных разбирательств, так как у перечисленных организаций отсутствует статус компетентной самостоятельной организации.

В законодательных разработках также не указаны права и обязанности муниципальных образований, отсутствуют критерии, определяющие объем и качество услуг, которые органы местного самоуправления должны оказывать населению [4, 15]. В настоящее время на уровне России малый бизнес руководствуется федеральным законом, а на уровне регионов - законодательными актами федерации и комплексными программами развития регионов.

Благодаря этому, на наш взгляд, программы по развитию малого и среднего бизнеса требуют раскрытия механизмов, обеспечивающих выполнение программ регионального управления развитием сферы малого бизнеса.

В современных условиях, по мнению ученых, в системе государственной поддержки предпринимательства должны быть предусмотрены:

- наличие законодательной и нормативной базы, регулирующей формы и методы ее государственной поддержки и процедуры принятия решений;

- действенные правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие во всех отношениях субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти;

- обеспечение безопасности и защиты субъектов предпринимательства от криминальных действий [4, 10].

Основные мероприятия государственных комплексных программ регионов по развитию малого предпринимательства прежде всего должны быть направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:

- отсутствие стабильной республиканской нормативной правовой базы;

- несовершенство системы налогообложения;

- нестабильность бюджетного финансирования малого предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

- отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Следовательно, необходимо выработать реальную программу поддержки малого

предпринимательства, обеспечив ее реализацию качественной системой налогообложения, инструментами финансово-кредитной поддержки и созданием устойчивого позитивного предпринимательского климата.

Можно выделить механизмы социального, налогового, инновационного, информационного и кадрового обеспечения малого бизнеса.

1. Механизмы социального обеспечения.

Предоставление долгосрочных кредитов на жилье на «кабальных» условиях, отсутствие долгосрочных кредитов на образование, различных льгот для контролирующих органов, несовершенство нормативно-правой базы создали условия для развития нелегального механизма социального обеспечения. Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в нелегальных условиях, сформировали собственный теневой механизм взаимоотношений с представителями налоговых и других контролирующих органов.

Представители малого бизнеса и государственные служащие разных ведомств «заключают» устное соглашение о взаимных обязательствах. Зарегистрированные субъекты, ранее привлеченные к административной или уголовной ответственности, становятся «предпринимателями», ведущими якобы законную деятельность. За оказанную услугу они в качестве компенсации выплачивают государственным служащим сумму денежного вознаграждения.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным нами, представители малого бизнеса признались, что органы контроля не контролируют, а «терроризируют» малые предприятия, посещая их более одного раза в месяц.

Криминальные структуры также полностью окружили малый бизнес оброками за место, за продажу. Предприниматели стали скрывать свой юридический адрес и скрываются сами во время праздников и выходных, не отвечают на звонки, не размещают рекламные объявления, чтобы не привлечь внимание других нелегальных структур.

Необходимо ликвидировать условия для теневых механизмов социального обеспечения, что повлечет за собой развитие рыночной инфраструктуры предпринимательства. Все вышесказанное растрачивает предпринимательский ресурс, нарушает права и свободы человека как предпринимателя, не дает экономической свободы, заставляет находиться в зависимости от бюрократических структур, что приводит к сворачиванию предпринимательства или его торможению.

2. Механизмы налогового обеспечения.

Многие авторы отмечают неэффективность функционирующей налоговой системы, которая заключается в том, что она неспособна выполнять даже фискальные функции (перекладывание налогового бремени на физические лица, увеличение количества налогов, внесение изменений в законы и т. д.).

Отличительные особенности неэффективного налогового механизма в России также объясняются сложившимися нравственными устоями общества. Важно отметить, что в отличие от России, во многих странах с рыночной экономикой граждане соблюдают законы и боятся их нарушать.

В условиях российской действительности в системе налогообложения приняли устойчивый характер следующие негативные процессы:

- неэффективность стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на предпринимательскую деятельность;

- правовая и финансовая незащищенность сотрудников налоговых и таможенных органов;

- ведомственная разобщенность налоговых органов, отсутствие эффективно действующей системы налогового администрирования [1, 21].

Чтобы налоговая реформа была эффективной, необходимо на региональном уровне детально изучить основные проблемы функционирования налоговой системы, ее влияние на эффективность производства и интересы потребителей. После того как будет налажена система налогового и правового реформирования, можно будет работать над совершенствованием малого и среднего бизнеса.

Таким образом, однотипные проблемы связывают практически все регионы, и, следовательно, основным барьером к легальному бизнесу являются налоги. Известно, что предприниматели других стран также отмечают проблему высоких налогов, но это не мешает им развиваться. Следовательно, причина не только в высоких налогах, а в создавшихся особых условиях для малого бизнеса в России в целом и в регионах.

3. Механизмы инновационного обеспечения.

Известно, что финансовым инструментом инновационного механизма являются цена, прибыль, налоги, амортизация, гарантия, кредит. Для того чтобы инновационный механизм функционировал, необходимо разрабатывать программы на государственном и на муниципальном уровне. В качестве приоритетных направлений развития инвестиционной и инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства необходимо создание новых рабочих мест и формирование инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Следует развивать механизмы гарантий малым предприятиям, особенно на первом этапе их становления. Необходимы развитие лизинга, формирование и развитие инфра-

структуры малого предпринимательства, поддержка наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение. Низкий потенциал инновационной деятельности малых предприятий объясняется недостаточным финансированием научно-исследовательского бюджета. Для совместных проектов необходимо привлекать межрегиональные федеральные и зарубежные инвестиции. В первую очередь, это должно происходить на муниципальном уровне.

Инвесторы и предприятия ориентируются прежде всего на развитие отраслей с быстрым возвратом инвестиций, что объясняется ростом инфляции. При замедленных темпах развития как в малом и среднем бизнесе, так и в промышленности повышение правительством уровня заработной платы, к сожалению, приводит только к увеличению инфляции.

Привлечение инвестиций является одним из путей при росте безработицы, снижении производства. Как следствие, появляются новые рабочие места, уменьшается количество безработных, что приводит к снижению роста преступности, увеличению товарооборота, появлению новых проектов. На другие программы малый и средний бизнес будет реагировать крайне пассивно, что наглядно показывают факты сокрытия налогов предприятиями малого и среднего бизнеса. Поэтому местное самоуправление может концентрировать средства в поддержку инновационной деятельности.

4. Механизмы информационного и кадрового обеспечения.

Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Резюме. Наши исследования показали, что малый бизнес плохо информирован, так как практически отсутствуют специализированные журналы, не проводятся семинары, открытые диалоги, следовательно, малый и средний бизнес продолжает оставаться «в тени». Уделение недостаточного внимания государства вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет обеспечить рост экономической эффективности и функционирования предприятий малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

4. Либоракина, М. И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы / М. И. Либоракина. - М. : Фонд «Либеральная миссия» ; Фонд «Институт экономики города», 2003. - 224 с.

5. Пелих, А. С. Малые предприятия / А. С. Пелих, Г. И. Шепеленко. - Ростов н/Д. : Экспертное бюро ; М. : Гардарика, 1996. - 144 с.

6. Питерс, Г. В поисках эффективного управления / Г. Питерс, Р. Уотермен. - М. : Прогресс, 1986. -

418 с.

7. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www. opora-tmn.ru/news.htme?kalo&new.=578-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.