[Электронный ресурс]. Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL:
http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html
4. Бондаренко В.А. Развитие малого предпринимательства Индии в форме производственных кластеров / НП «Московский центр развития предпринимательства», 2010 [Электронный ресурс]. Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_C15C2375-
1 FDF-479F-A2B5-397038A8A6E7.html
5. Еремеев С.Г. Кластеры как основа инновационной струк-
туры мегаполиса // Экономика и управление. 2009. № 1 (39). С. 45-47.
6. Кузнецова О.Б. Кластер: новый виток в развитии бизнеса: формирование новых форм интеграции малого и крупного бизнеса // Российское предпринимательство. 2008. № 12. Вып. 1. С. 48-51.
7. Марченко О.Г. Туристско-рекреационнный кластер для Приморского края // Российское предпринимательство. 2009. № 12. Вып. 2 (149). С. 175-179.
8. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2005. 608 с.
УДК 332.87
ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Т.Н. Неровня1, Н.Т. Обоймова2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 357528, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54. 2Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, г. Шахты, ул. Шевченко, 147.
Приведены основные направления региональной тарифной политики на территории Ростовской области с учетом специфики динамики уровня доходов и покупательной способности населения. Теоретические выводы верифицированы посредством анализа эмпирической базы федерального, регионального и местного характера. Сведения по г. Шахты Ростовской области с обоснованием репрезентативности выборки данного муниципального образования в качестве объекта исследования впервые введены авторами в научный оборот и послужили базой для подтверждения отраслевой и региональной достоверности и применимости научных выводов, сделанных по результатам проведенного исследования. Материалы исследования и научные выводы могут найти применение при разработке программ социально-экономического развития территорий различных уровней в практической деятельности органов власти на макро-, мезо- и микроуровнях. Ил. 1. Табл. 12. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: нормативы потребления коммунальных услуг; тарифная региональная политика; компетенция органов местного самоуправления; индексы потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
PROBLEMS AND KEY FACTORS AFFECTING REGIONAL TARIFF POLICY FORMATION IN HOUSING AND UTILITY SERVICES (ON EXAMPLE OF ROSTOV REGION) T.N. Nerovnya, N.T. Oboimova
Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, 54 Fevralskaya St., Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357528. South-Russian State University of Economics and Service, 147 Shevchenko St., Shakhty, 346500.
The article presents the main directions of regional tariff policy in the Rostov region with regard to the specific character of dynamics of income levels and purchasing power of population. Theoretical conclusions are verified by analyzing the empirical base of federal, regional and local character. Information on the town of Shakhty, Rostov region, with the justification of sample representativeness of the given municipality as an object of study was first introduced in the scientific use by the authors and it formed the basis for the confirmation of sectoral and regional reliability and applicability of scientific conclusions on the results of the study. Research materials and scientific conclusions can be applied in the development of programs for socio-economic development of territories of different levels in the practice of governments at macro-, meso- and microlevels. 1 figures. 12 tables. 5 sources.
1 Неровня Тамара Нигматовна, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой и региональной экономики, тел.: 89289044015, e-mail: [email protected]
Herovnya Tamara, Doctor of Economics, Professor of the Department of Global and Regional Economies, tel.: 89289044015, e-mail: [email protected]
2Обоймова Наталья Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, тел.: 89289003015, e-mail: [email protected]
Oboimova Natalya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Advertising, tel.: 89289003015, e-mail: [email protected]
Key words: utility consumption norms; tariff regional policy; competence of local self-government authorities; indices of consumer tariffs for housing and public utility services.
В целях реализации мероприятий правительства РФ по ценовому регулированию в Ростовской области действует единая тарифная политика по важнейшим направлениям городского хозяйства, а также по ценам на продукцию и услуги, которые регулируются на уровне органов местного самоуправления.
Основные направления тарифной политики по городам Ростовской области на 2008-2010 гг. утверждены постановлениями мэров городов. Тарифная политика - часть экономической политики администраций городов, направленная на решение следующих стратегических задач:
- обеспечение единого экономического пространства для потребителей и производителей;
- защита экономических интересов потребителей товаров и услуг от необоснованного завышения цен;
- обеспечение организационной и финансовой прозрачности деятельности регулируемых организаций.
Базовыми источниками для анализа тарифной политики могут служить данные, представленные в табл. 1, 2 и на рисунке.
Таблица 1
Средние потребительские тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации (на конец года; руб.)*
Тариф на услуги Год
2000 2005 2006 2007 2008 2009
Плата за жильё в домах государственного и муниципального жилищных фондов, за м2 общей площади 1,30 7,50 8,87 10,06 11,49 13,14
Содержание и ремонт жилья для граждан -собственников жилья в результате приватизации, граждан - собственников жилых помещений по иным основаниям, за м2 общей площади 1,19 7,21 8,53 9,54 10,97 12,61
Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, за м2 общей площади 1,03 6,25 7,67 8,97 10,77 12,79
Водоснабжение холодное и водоотведение, за месяц с человека 15,86 94,11 112,29 130,01 150,62 181,09
Отопление, за м2 общей площади 1,61 9,77 11,39 13,03 15,13 18,24
Водоснабжение горячее, за месяц с человека 18,00 110,08 129,37 149,91 178,47 228,44
Газ сетевой, за месяц с человека 5,66 18,08 20,63 24,30 30,20 37,04
Газ сжиженный, за месяц с человека 21,09 60,46 71,53 90,17 110,94 141,45
Электроэнергия в квартирах без электроплит, за 100 кВт/ч 39,16 110,62 129,87 145,15 165,39 206,46
* Авторское обобщение с учётом данных [1, 3].
I
ш j
о
2000
2005
2008
2009
□ Все товары и услуги □ Жилищно-коммунальные услуги
Индексы потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги по РФ (декабрь к декабрю предыдущего года)
Таблица 2
Сравнение индексов потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области и в РФ в 2009 г. (декабрь к декабрю предыдущего года; %)*
Жилищно-коммунальные услуги Российская Федерация Ростовская область
Всего 119,6 124,2
в том числе:
жилищные 113,1 123,9
коммунальные 123,0 124,6
*Авторское обобщение с учётом данных [1, 3].
Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 237-Ф3 прекращаются полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (ОКК) и передаются на уровень субъектов РФ.
На уровне органа местного самоуправления в 2010 г. устанавливаются:
а) цены (тарифы) на услуги муниципальных предприятий и учреждений городов;
б) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, найм жилого помещения для нанимателей жилых помещений;
в) нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления услуг по электро-, газоснабжению;
г) тарифы за коммунальные услуги для населения и ОКК:
- холодное водоснабжение (по согласованию с Администрацией Ростовской области);
- водоотведение;
- утилизация (захоронение) ТБО;
- очистка сточных вод (по согласованию с Администрацией Ростовской области);
д) тарифы для населения:
- отопление и горячее водоснабжение (на основе тарифов на тепловую энергию, утверждённых Администрацией Ростовской области).
В течение отчётного периода проводились мероприятия по осуществлению единой государственной политики цен и тарифов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления (на примере г. Шахты).
Для города Шахты на 2010 г. введены тарифы на услуги ЖКХ в допустимых пределах динамики изменения индексов размера платы граждан, установленных постановлениями региональной службы по тарифам (далее - РСТ) Ростовской области. Фактически сложившийся индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по г. Шахты по утверждённым тарифам 125 % при тарифе на водоснабжение 48,34 руб./м3.
Таблица 3
Мониторинг тарифов на услуги ЖКХ на территории г. Шахты Ростовской области*
Показатель Экономически обоснованные тарифы Темп роста, % Тарифы для населения Темп роста, %
на 01.01. 2010 г. на 01.01. 2011 г. на 01.01. 2010 г. на 01.01. 2011 г.
Найм жилья, 1 м2 0,34 1,60 470,6 0,34 1,60 470,6
Содержание и ремонт жилого помещения, 1 м2, в том числе вывоз ТБО, 1 м2 11,29 1,42 12,92 1,56 114,4 109,9 11,29 1,42 12,92 1,56 114,4 109,9
Содержание и обслуживание лифтов, с 1 кв. м 4,89 5,65 115,5 4,89 5,65 115,5
Водоснабжение, 1 м3 57,84 48,34 83,6 28,92 48,34 167,2
Водоотведение, 1 м3 25,58 30,06 117,5 25,58 30,06 117,5
Отопление, 1 м2 (ООО «РКС») 24,29 26,29 108,2 24,29 26,29 108,2
Теплоэнергия для горячего водоснабжения, 1 чел. (ООО «РКС») 261,84 283,42 108,2 261,84 283,42 108,2
Горячее водоснабжение, 1 чел. (стоимость теплоэнергии и воды) (ООО «РКС») 354,15 437,72 123,6 354,15 437,72 123,6
Электроэнергия, 1кВт/ч 2,45 2,80 114,3 2,45 2,80 114,3
Газ, 1 м3 2,487 3,292 132,4 2,487 3,292 132,4
* Составлено авторами по материалам Администрации г. Шахты [4].
Во исполнение акта и предписания РСТ Ростовской области от 16.02.2010 г. № 7 администрацией г. Шахты был досрочно пересмотрен тариф на водоснабжение, в результате чего в расчёт предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 г. тариф был принят в размере 48,34 руб./м3 с учётом адресной социальной выплаты (введён с 01.07.2010 г. постановлением Администрации РО от 28.05.2010 г. № 345 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 14.04.2010 г. № 219»).
Анализ доступности услуг водоснабжения показал, что значительное увеличение размера платежей несоизмеримо с ростом доходов и покупательной способности граждан. Критерием доступности услуг водоснабжения, установленным Администрацией Ростовской области в размере 35 руб., практически подтверждён данный анализ, что доступным для населения является тариф 33,63 руб./м3 (рост платы граждан 116,3 %), а не 57,84 руб./м3 (рост платы граждан 200 %); тариф в размере 48,34 руб./м3 (рост платы граждан 167,2 %) мог быть доступным только с учётом адресной выплаты.
Предоставление адресной социальной выплаты производится за счёт средств областного бюджета
всем категориям граждан, проживающим в муниципальных образованиях Ростовской области, где тарифы для населения на услуги водоснабжения установлены выше критериев доступности платы. Критерием доступности платы является предельный уровень тарифа для населения: за холодное водоснабжение - в размере 35 руб./м3, за водоотведение - 30 руб./м3. Также установлены социальные нормативы потребления воды.
Мониторинг тарифов оплаты за жилищно-коммунальные услуги по городам Ростовской области в 2010 г. представлен в табл. 4.
Из данных, представленных в табл. 4, видно, что г. Шахты занимает следующие рейтинговые места по величине тарифов среди городов Ростовской области:
- по тарифу на содержание, ремонт жилья (в т.ч. вывоз ТБО) - 4-е место;
- по средневзвешенному тарифу на тепловую энергию - 2-е место (выше тариф только в г. Донецк);
- по тарифу на холодное водоснабжение - 4-е место;
- по тарифу на водоотведение - 2-е место (выше тариф только в г. Новошахтинск).
Иной рейтинг складывается по данным мониторинга за 2011 г. (табл. 5).
Город Содержание, ремонт (в т.ч. вывоз ТБО), руб./м2 Тепловая энергия (средневзвешенный тариф), руб./Гкал Холодное водоснабжение, руб./м3 Водоотведение, руб./м3
Азов 10,58 (1,87) 1375,68 15,25 15,02
Волгодонск 17,79 (1,54) 945,83 16,65 17,42
Гуково 11,53 (1,68) 1813,42 53,81 19,74
Донецк 14,65 (0,92) 1851,73 29,52 8,39
Зверево 10,63 (1,52) 1593,65 65,47 18,16
Каменск-Шахтинский 11,87 (1,30) 1238,03 17,99 13,08
Новочеркасск 12,72 (1,72) 1363,57 25,88 16,37
Новошахтинск 11,92 (1,27) 1659,74 50,42 49,68
Ростов-на-Дону 11,87 (2,01) 1055,94 17,65 11,70
Таганрог 14,99 (1,37) 1366,63 24,24 12,66
Шахты 12,92 (1,56) 1841,70 33,63 (до 30.06.2010 г.); 48,34 (с 01.07.2010 г.) 27,37 (12,95 +14,42); 62,83 (12,95+49,88 -п. Майский с 01.08.2010 г.)
Критерии доступности услуг (пост. Админ. РО от 28.05.2010 г. № 345) 35,00 30,00
* Составлено авторами с учётом данных [4].
Таблица 4
Мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные услуги по городам Ростовской области в 2010 г.*
Таблица 5
Мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные услуги по городам Ростовской области в 2011 г.*
Город Содержание, ремонт (в т.ч. вывоз ТБО), руб./м2 Тепловая энергия (средневзвешенный тариф), руб./Гкал Холодное водоснабжение, руб./м3 Водоотведение, руб./м3
Азов 12,21 (2,03) 1556,21 17,82 17,10
Волгодонск 17,79 1275,68 20,04 19,36
Гуково 8,36 (1,88) 2085,12 75,15 25,26
Донецк 14,00 (1,15) 2129,49 34,48 12,27
Зверево 10,88 (1,09) 1832,69 87,46 27,72
Каменск-Шахтинский 13,22 (1,41) 1391,43 20,72 16,26
Новочеркасск 14,56 (1,91) 1658,30 38,00 22,34
Новошахтинск 11,92 (1,27) 2036,28 67,77 76,29
Ростов-на-Дону 11,87 (2,01) 1235,03 29,05 19,55
Таганрог 20,85 (1,82) 1506,97 27,33 15,28
Шахты 14,86 (1,82) 2073,31 54,07 33,45 В т.ч. трансп. 14,81; очистка 17,25 и 34,37 (в п. Майский)
Критерии доступности услуг на 2011 (письмо Мин. ЖКХ РО от 01.12.2010 г. № ЖКХ-01/1563) 40,00 35,00
* Составлено автором с учётом данных [2].
Из данных табл. 5 видно, что г. Шахты имеет значительный размер тарифов и занимает следующие рейтинговые места по величине тарифов среди городов Ростовской области:
3 место - по тарифу на содержание, ремонт жилья (в т.ч. ТБО);
3 место - по средневзвешенному тарифу на тепловую энергию (наиболее высокий тариф действует на территории гг. Донецк, Гуково);
4 место - по тарифу на холодное водоснабжение;
2 место - по тарифу на водоотведение (наибольший тариф только по г. Новошахтинск).
Сравнивая тарифы последних двух лет по г. Шахты, необходимо отметить, что в худшую сторону (в сторону увеличения) изменился тариф на содержание, ремонт жилья (в т.ч. вывоз ТБО) (по рейтингу г. Шахты переместился с 4 на 3 место)
Средние цены (тарифы) на отдельные виды платных услуг населению (руб. за один вид услуг) представлены в табл. 6, 7, 8 (по данным Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области).
По данным таблиц 6, 7, 8 видно, что фактически оплаченные услуги на 1 человека по г. Шахты имеют
наибольшее значение, поэтому для города с низкими доходами населения (8 место по уровню средней заработной платы в регионе) проблема величины тарифов является наиболее актуальной.
Таблица 6
Плата за холодное водоснабжение и водоотведение (за месяц с 1 чел.) [2]
Таблица 7
Плата за отопление (1 м2)_
Город 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Ростов-на-Дону 11,36 14.04 13,76
Волгодонск 9,47 10,86 12,31
Новочеркасск 13,87 16,04 17,75
Таганрог 11,59 13,71 14,65
Шахты 19,06 22,51 24,36
Город 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Ростов-на-Дону 100,95 125,1 196,21
Волгодонск 146,87 171,22 275,24
Новочеркасск 146,35 182,65 233,46
Таганрог 156,41 191,14 173,07
Шахты 311,54 377,5 579,88
банковские счета, организации связи или иным способом).
Учитывая высокий уровень тарифов и низкие доходы населения, принимаются дополнительные меры по предоставлению жилищных субсидий. Как видно из таблицы, темпы роста по всем направлениям положительные.
Как видно из данных табл. 9, 10, удельный вес расходов домохозяйств в г. Шахты неуклонно растёт, и, как следствие, растёт размер жилищный субсидий. Темпы роста доходов населения пока еще отстают от темпов роста размеров тарифов.
В табл. 11, 12 приведён рейтинг городских округов и муниципальных районов Ростовской области по достигнутому уровню развития по итогам 2010 г. жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКК) как материальной основы предоставления ЖКУ, и рейтинг городских округов и муниципальных районов по динамике эффективности по итогам 2010 г. в сфере жилищно-коммунального комплекса.
По данным рейтинга 2010 г., г. Шахты находится на 9 месте из 12, но по динамике эффективности - на 1 месте.
Тарифная политика Правительства Ростовской области на 2012 год такова.
В 1 полугодии 2012 г. - все тарифы будут сохранены на уровне 2011 года
Во 2 полугодии 2012 г. - планируется индексация тарифов в июле и доиндексация тарифов в сентябре
Рост совокупного платежа за коммунальные услуги в среднем по Ростовской области составит менее 105%, в среднем по России - 106%. Принимаемые меры по ограничению в 2012 году роста платы граждан за коммунальные услуги Ростовской области.
Таблица 9
Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств в РФ (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; _в процентах от общей суммы потребительских расходов)*_
Расходы на жилищно-коммунальные услуги Год
2000 2005 2006 2007 2008 2009
Все домашние хозяйства
Всего 4,6 8,3 8,7 8,2 7,7 8,7
в том числе на оплату:
жилья 1,2 1,4 1,5 1,5 1,2 1,2
электроэнергии 0,8 1,0 1,1 1,0 0,9 1,1
газа 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8
центрального отопления 0,7 1,9 2,0 1,8 1,7 2,0
воды и других коммунальных услуг 1,3 3,3 3,4 3,2 3,2 3,6
Домашние хозяйства в городской местности
Всего 4,8 8,5 9,0 8,5 7,8 8,9
в том числе на оплату:
жилья 1,3 1,5 1,6 1,6 1,3 1,2
электроэнергии 0,8 0,9 1,0 0,9 0,9 1,1
газа 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5
центрального отопления 0,8 2,0 2,1 1,9 1,8 2,2
воды и других коммунальных услуг 1,5 3,7 3,9 3,7 3,4 3,9
* Авторское обобщение с учётом данных [3].
Таблица 8
Плата за горячее водоснабжение (за месяц с 1 _чел.)_
Город 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Ростов-на-Дону 178,85 221,61 213,11
Волгодонск 175,85 199,39 259,12
Новочеркасск 230,71 270,3 312,54
Таганрог 111,45 131,8 211,42
Шахты 205,44 242,59 338,99
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носят адресный характер и являются одним из видов государственной социальной помощи. Предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - скидка, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством определённым категориям граждан и совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством), и сумма перечисленных средств гражданам, пользующимся социальной поддержкой и получающим её в денежной форме (через
Таблица 10
Динамика жилищных субсидий по г. Шахты*
Показатель На 31.12.2009 г. На 31.12.2010 г. Темп роста, % к 2009 г.
Предоставлено жилищных субсидий числу семей 15460 17955 116,1
Сумма предоставленной жилищной субсидии, тыс. руб. 256087,55 308496,69 120,5
Средний размер субсидии на 1 семью в месяц, руб. 1530 1613 105,4
% предоставления от общего числа граждан, проживающих в жилом фонде города 17,6 20,06 117,0
Предоставлены ежемесячные денежные выплаты (льготы) на оплату услуг ЖКХ федеральным льготникам, чел. 29977 29679 99,00
Сумма предоставленных денежных выплат федеральным льготникам, тыс. руб. 222561,9 256106,88 115,07
Предоставлены ежемесячные денежные выплаты (льготы) на оплату услуг ЖКХ, связи региональным льготникам, чел. 19544 23780 121,67
* Составлено авторами по материалам [4].
В 2011 году был проведен аудит тарифообразова-ния, по результатам которого на 2012 год запланировано:
- снижение тарифов на водоснабжение (водоотведение), в т.ч. в 25 муниципальных районах до 45%;
- сохранение тарифов на водоснабжение (водоотведение) на уровне 2011г. (в 10 муниципальных районах);
- согласование с Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ) России предельный минимальный уровень тарифа на электроэнергию для населения в размере 3,20 руб./кВт.ч., средний рост тарифа за год -102%, (ФСТ установлен для Ростовской области на 2012 год максимальный уровень тарифа на электроэнергию для населения - 3,26 руб./кВтч, минимальный - 3,25 руб./кВтч, средний рост за год - 103%);
Таблица 11
Рейтинг городских округов и муниципальных районов Ростовской области по достигнутому уровню развития ЖКК по итогам 2010 г.
Таблица 12
Рейтинг городских округов и муниципальных районов по динамике эффективности по итогам 2010 г. в сфере жилищно-коммунального комплекса*
* Составлено авторами с учётом данных [2].
- изменение схем оказания услуг водоснабжения за счет укрупнения организаций и исключения посредников;
- поэтапное снижение уровня потерь воды (с 42 до 25-35%).
По результатам аудита уже в 2011 году снижены тарифы на водоснабжение в Волгодонском и Белока-литвинском районах
Установлены на 2012 год по муниципальным образованиям Ростовской области предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги: на 1 полугодие - 100%, на 2 полугодие - не выше 115%.
Будут предоставляться адресные социальные выплаты гражданам за счет средств областного бюджета, в случае превышения предельных индексов и критериев доступности по холодному водоснабжению (водоотведению)._
Городской округ Место Достигнутое значение
Волгодонск 1 0,857
Ростов-на-Дону 2 0,799
Донецк 3 0,798
Батайск 4 0,787
Каменск-Шахтинский 5 0,754
Гуково 6 0,740
Таганрог 7 0,737
Азов 8 0,725
Шахты 9 0,718
Новочеркасск 10 0,711
Новошахтинск 11 0,704
Зверево 12 0,199
* Составлено авторами с учётом данных [2].
Городской округ Место Достигнутое значение
Шахты 1 0,430
Гуково 2 0,357
Ростов-на-Дону 3 0,161
Волгодонск 4 0,157
Новошахтинск 5 0,156
Новочеркасск 6 0,146
Донецк 7 0,122
Батайск 8 0,109
Каменск-Шахтинский 9 0,082
Зверево 10 0,080
Азов 11 0,053
Таганрог 12 0,006
Должна быть предоставлена компенсация за счет средств местного бюджета разницы в тарифах на тепловую энергию населению в г. Ростове-на-Дону (с сохранением схемы предоставления субсидий, действующей в 2011 г.).
В заключение можно сказать, что переход России к рыночному хозяйствованию предопределил необходимость кардинальных изменений в содержании и механизме государственного регулирования управления жилищно-коммунальным хозяйством как материальной основой предоставления жизнеобеспечиваю-
щих ЖКУ населению и организациям.
Экономическая политика администраций городов Ростовской области должна включать подготовку и реализацию первоочередных неотложных мероприятий с учётом приведения экономически обоснованных тарифов в соответствие со сложившимися условиями (динамика уровня доходов и покупательной способности населения и уровень развития нормативно-правовой базы) и быть направлена на стабилизацию системы управления жилищным фондом.
Библиографический список
1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010. 996 с.
2. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Ростовской области, 2009: стат. сб. Ростов н/Д: Ростовстат, 2010. 433 с.
3. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России, 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010. 326 с.
4. Материалы официального сайта Администрации г. Шахты [Электронный ресурс]. URL: http://shakhty-gorod.ru/
5. Сидаш С.Б. Выступление министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL:
http://minjkh.donland.ru/Default.aspx?pageid=55411
УДК 330.138.8; 001.76
ОБОСНОВАНИЕ ЕДИНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ
л
А.В. Прокопьева1
Восточно-Сибирский институт экономики и права, 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, 258а.
Управление рисками имеет огромное значение для развития инновационной деятельности предприятий и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики. Авторами создана единая классификация рисков, включающая составные риски и их подвиды, которые могут быть также составными при определенной ситуации. Для того чтобы охарактеризовать риск и приступить к его минимизации, необходимо установить, к какому признаку классификации он относится, далее определить природу и причину возникновения риска, а в заключение - факторы, которые на него влияют. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: риск; инновационный риск; инновационная деятельность; классификация рисков.
SUBSTANTIATION OF A SINGLE CLASSIFICATION OF INNOVATION RISKS A.V. Prokopyeva
East Siberian Institute of Economics and Law, 258A, Baikalskaya St., Irkutsk, 664050.
Risk management is of paramount significance for the development of innovative activities of enterprises and their normal functioning under conditions of market economy. The authors have created a uniform classification of risks, including component risks and their sub-species, which can also be component in a certain situation. In order to characterize the risk and proceed to minimize it, it is necessary to attribute it to a specific feature of the classification, then to identify the nature and cause of the risk, and finally to determine the factors affecting it. 12 sources.
Key words: risk; innovation risk; innovation; risk classification.
Управление рисками имеет огромное значение для развития инновационной деятельности предприятий и нормального их функционирования в условиях рыночной экономики, и нет необходимости это доказывать.
Изменения в управлении экономикой являются одним из важных направлений программы реформ в научных организациях и на инновационных предприятиях. Содержание самого термина «предприятие» после принятия Гражданского кодекса Российской Феде-
рации (часть I) претерпело существенные изменения. Он сохранён только для групп предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы - коммерческие и некоммерческие [3, с. 45].
К числу негативных факторов, препятствующих интенсивному развитию отечественной экономики, необходимо отнести большую степень морального и
1 Прокопьева Анна Владимировна, аспирант, тел.: 89149144931, e-mail: [email protected] Prokopyeva Anna, Postgraduate, tel.: 89149144931, e-mail: [email protected]