Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ПРЕДСАНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ПРЕДСАНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ / КРИПТОВАЛЮТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрайс Вероника Эдуардовна, Бахтина Руслана Николаевна, Лачихина Анастасия Геннадьевна

В статье анализируются проблемы и направления совершенствования регулирования российского финансового рынка в предсанкционный период с целью повышения конкурентоспособности российской экономики. Отмечается, что в большинстве зарубежных стран функционируют специальные финансовые регулирующие органы, каждый из которых имеет свою спецификацию. Финансовая стабильность государства подразумевает под собой инвестиционную привлекательность и благополучие, это означает обеспечение честной конкуренции на финансовом рынке, которая предоставляет равные, понятные и прозрачные правила для всех участников. К задачам регулирующих рынок госструктур относится соблюдение баланса между свободой для бизнеса и контролем предпринимателей. В противном случае речи об эффективном развитии рынка не может быть. Указанная проблема вызывает особый интерес у экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR IMPROVING THE REGULATION OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET IN THE PRE-SANCTIONS PERIOD

The article analyzes the problems and directions for improving the regulation of the Russian financial market in the pre-sanction period in order to increase the competitiveness of the Russian economy. It is noted that in most foreign countries there are special financial regulatory bodies, each of which has its own specification. The financial stability of the state implies investment attractiveness and well-being, which means ensuring fair competition in the financial market, which provides equal, understandable and transparent rules for all participants. The tasks of state structures regulating the market include maintaining a balance between freedom for business and control of entrepreneurs. Otherwise, there can be no talk of effective market development. This problem is of particular interest to economists.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ПРЕДСАНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_3_295 УДК 336

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ПРЕДСАНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Фрайс Вероника Эдуардовна,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

Бахтина Руслана Николаевна,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

Лачихина Анастасия Геннадьевна,

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

В статье анализируются проблемы и направления совершенствования регулирования российского финансового рынка в предсанкционный период с целью повышения конкурентоспособности российской экономики. Отмечается, что в большинстве зарубежных стран функционируют специальные финансовые регулирующие органы, каждый из которых имеет свою спецификацию. Финансовая стабильность государства подразумевает под собой инвестиционную привлекательность и благополучие, это означает обеспечение честной конкуренции на финансовом рынке, которая предоставляет равные, понятные и прозрачные правила для всех участников. К задачам регулирующих рынок госструктур относится соблюдение баланса между свободой для бизнеса и контролем предпринимателей. В противном случае речи об эффективном развитии рынка не может быть. Указанная проблема вызывает особый интерес у экономистов.

Ключевые слова: финансовый рынок; финансовые активы; цифровые финансы; криптова-люта.

UDC 336

PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR IMPROVING THE REGULATION OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET IN THE

PRE-SANCTIONS PERIOD

Frais Veronika Eduardovna,

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg, Russia

Bakhtina Ruslana Nikolaevna,

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin,

Yekaterinburg, Russia

Lachikhina Anastasia Gennadievna,

Tyumen State University, Tyumen, Russia

The article analyzes the problems and directions for improving the regulation of the Russian financial market in the pre-sanction period in order to increase the competitiveness of the Russian economy. It is noted that in most foreign countries there are special financial regulatory bodies, each of which has its own specification. The financial stability of the state implies investment attractiveness and well-being, which means ensuring fair competition in the financial market, which provides equal, understandable and transparent rules for all participants. The tasks of state structures regulating the market include maintaining a balance between

freedom for business and control of entrepreneurs. Otherwise, there can be no talk of effective market development. This problem is of particular interest to economists.

Keywords: financial market; financial assets; digital finance; cryptocurrency.

Сегодня в период цифровой трансформации рынка финансовых продуктов и услуг одним из ключевых направлений деятельности Центрального Банка должно являться обеспечение роста доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса. Должно повышаться качество предоставляемых финансовых услуг через онлайн-каналы, соблюдаться надежность защиты персональных данных клиентов, обеспечиваться кибербе-зопасность.

Необходимо учитывать, что вопрос повышения финансовой доступности в разных регионах должен иметь свою специфику. Должны приниматься во внимание ее территориальные и географические особенности, ментальная готовность населения к работе в цифровой среде и другие факторы.

При создании условий для развития финансового рынка и обеспечения финансовой стабильности Центральный Банк учитывает общие тенденции секторов финансового рынка, а также специфические для каждого из них. Это определяет [1, с. 202]:

1. Наличие особенностей в регулировании деятельности финансовых посредников.

2. Усиление общности регуляторных подходов и задач, к которым относятся:

- пропорциональность регуляторной нагрузки масштабу деятельности финансовых организаций;

- создание законодательных и правовых условий для дистанционных форматов обслуживания;

- снижение издержек участников рынка;

- введение систем гарантирования;

- проникновения цифровых продуктов и услуг.

В настоящее время вопрос правового регулирования криптовалюты становится все более актуальным, что связано с высо -кими темпами распространения электронных валют на финансовых рынках стран международного сообщества. Проблема регулирования криптовалют является относительно новой. В мире одним из первых видов криптовалюты был ВКсот, он появился в 2009 г.

Сегодня постоянно появляются новые виды электронной валюты, что обостряет необходимость правового регулирования для предотвращения преступных действий на финансовом рынке.

К основным рискам, которые могут повлиять на граждан и государство в случае отсутствия мер правового регулирования криптовалюты, относятся [2, с. 100]:

- криптовалюта может использоваться в качестве средства для уклонения от уплаты налогов;

- все финансовые криптовалютные операции производятся анонимно, что дает широкие возможности преступникам использовать цифровую валюту в собственных целях;

- использование криптовалюты может повлиять на появление новых преступных способов отмывания денежных средств.

Одним из важнейших законов в правовом поле криптовалюты и иных видов цифровой валюты на территории Российской Федерации является принятый 22 июля 2020 г. Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступил в силу с 01.01.2021. К основным его положениям относятся [3]:

- цифровыми финансовыми активами признаются ценные бумаги, выпуск, учет и обращение которых возможен только через блокчейн;

- цифровые финансовые активы могут выступать в качестве объекта залога и сделок купли-продажи. Другими словами, их возможно использовать для обмена между собой или на другие виды цифровых ценных бумаг;

- биржа, банк и иные финансовые организации, которые намерены заниматься выпуском цифровых финансовых активов, должны получить лицензию на осуществление всех разрешенных операций с цифровыми финансовыми активами, для этого их уставной капитал должен составлять не менее 50 млн руб.;

- цифровыми валютами признаются обычные криптовалюты, например, ВКсот;

- цифровые валюты выступают в качестве платежного средства, но они не могут быть использованы в качестве средства оплаты товаров или услуг, так как криптовалюты на территории Российской Федерации не являются государственной единицей;

- покупка цифровой валюты возможна через зарубежные биржи;

- криптовалюта, купленная через зарубежные биржи, может быть задекларирована в качестве имущества;

Все названные каналы конвертации не имеют аккредитации государства, никаким образом не лицензируются и существуют только в сети Интернет. Отсутствие третьей стороны, осуществляющей контроль, порождает риски негативные последствия которых сказываются на гражданах и на экономической ситуации в целом. Переведенные денежные средства на счет продавца крипто-валюты могут оказаться выводом капитала из страны, уходом от налогов и операциями по финансированию международного терроризма. Также в случае попадания в мошенническую схему несостоявшийся покупатель криптовалюты не сможет идентифицировать преступника [2, с. 123].

Следует отметить, что возникновение криптовалют демонстрирует характерное для современного экономического развития явление - постепенный выход денег из юрисдикции национальных государств и, как следствие, утрата контроля центральных банков над денежной массой.

Современные информационные технологии позволяют организовывать обращение

- государственные служащие не могут иметь цифровые финансовые активы и валюты, выпущенные за рубежом.

На сегодняшний день насчитывается более сотни частных платежных систем, подобно системе ВКсот, и в каждой из них существует своя криптовалюта.

Для решения проблемы регулирования таких платежных систем необходимо определить, каким образом можно войти в ту или иную платежную систему. Любое физическое лицо может обменять свои денежные средства на криптовалюту тремя способами (табл. 1).

криптовалют и без участия государственного (централизованного) регулятора. В связи с этим отношение к новым денежным инструментам должно строиться исходя из этой потенциальной опасности для денежного суверенитета и роли Банка России в регулировании денежного обращения. В Российской Федерации на сегодняшний день не существует законодательных актов, которые регулируют сферу обращения криптовалют.

Рассмотрены и проанализированы проблемы финансового рынка Российской Федерации в отношении регулирования крипто-валютой. Также были рассмотрены примеры регулирования криптовалютой в зарубежных странах [2, с. 54-87]. В связи с этим предложим следующие пути решения указанных проблем:

1. Признать официально куплю-продажу криптовалюты и ее добычу коммерческой деятельностью и создать законопроект «О регулировании ВКсот и иных видов криптовалют». Доходы физических лиц в форме криптовалют и от майнинга облагать налогом.

Таблица 1 — Способы обмена криптовалюты [1, с. 184].

Способ Особенности и сложности

Криптовалютная интернет-биржа Конвертация денежных средств в криптовалюту на бирже имеет следующие сложности: - сложная верификация личности; - оплата банковским переводом; - большая комиссия

Онлайн-обменники Характерная особенность данного типа конвертации - столкновение интересов людей, которые хотят приобрести криптовалюту, и людей, которые хотят еепродать. Процесс конвертации производится путем перевода денежных средств посредством платежных систем или переводом на банковский счет в страну, в которой криптовалюта разрешена

Частный способ Вариант является не самым надежным и представляет собой личную встречу владельца криптовалюты и покупателя

2. Ввести обязательную регистрацию и лицензирование частных лиц и компаний, которые предоставляют следующие виды услуг:

- обмен крипто-фиат;

- обмен крипто-крипто;

- посредничество при вышеуказанных операциях;

- хранение средств на криптокошельках.

Лицензию на обмен криптовалюты выдавать только лицам, прошедшим проверку:

- на отсутствие судимости и банкротства. Необходимо будет предоставить справку об отсутствии судимости, а также об отсутствии банкротства;

- наличие соответствующей квалификации и опыта работы в отрасли финансовых услуг не менее года.

Лицензирование должно быть обязательным как частных лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и оказывающих криптоуслуги, так и для управляющих директоров компаний.

Для получения криптолицензии заявителю необходимо:

- открыть компанию, имеющую физический офис;

- составить подробный бизнес-план и финансовый прогноз на ближайшие пять лет;

- нанять местных сотрудников и набрать в штат директоров с опытом работы в финансовой сфере;

- открыть банковский счет в одном из местных банков, куда будет внесен первоначальный капитал (при регистрации капитал должен быть полностью оплачен);

- разработать правила контроля, мониторинга и снижения рисков.

После получения лицензии также необходимо будет соответствовать законным требованиям, в том числе в вопросах противодействия легализации и отмывания средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а именно:

- разработать внутренние правила мониторинга и обработки информации всех проводимых операций;

- назначить специалиста, ответственного за соблюдение закона по противодействию легализации и отмыванию средств, полученных преступных путем, и финансированию терроризма;

- осуществлять мониторинг всех транзакций с криптоактивами;

- производить оценку рисков, связанных с операциями, которые проводятся с криптоак-тивами;

- вести отчетность по всем проводимым операциям;

- запрашивать необходимую информацию и документы от клиентов для проведения транзакций;

- разрабатывать процедуры обработки и хранения персональных данных клиентов;

- выявлять случаи подозрительных операций, запрашивать дополнительную информацию по ним, а также информировать о них компетентные органы в предусмотренных законом случаях.

Сегодня кредитные организации ведут активное продвижение инвестиционных продуктов, вследствие этого наблюдается массовый приток физических лиц на рынок капитала.

Большинство наших граждан не обладают необходимыми знаниями, а также не имеют опыта инвестирования. Они не могут правильно оценить специфику финансовых инструментов, соотнести их характеристики со своими жизненными потребностями, а самое главное не могут отличить инвестиционные продукты и связанные с ними риски от банковских вкладов - это обуславливает необходимость расширения спектра доступных финансовых инструментов для граждан [4].

Список литературы_

1. Доверие к участникам финансового рынка: модели его оценки и повышения в условиях цифровой трансформации : монография / И. В. Ларионова, Н. И. Валенцева, О. С. Рудакова [и др.] ; под ред. О. И. Лаврушина. М. : КноРус, 2021. 230 с.

2. Финансовый рынок России: поиск новых инструментов и технологий в целях обеспечения экономического роста : монография / О. С. Рудакова, И. Е. Шакер, Д. А. Чичуленков [и др.] ; под ред. Н. Э. Соколинской. М. : КноРус, 2021. 235 с.

3. Романов В. П., Бадрина М. В. Информационные технологии моделирования финансовых рынков. М. : Финансы и статистика, 2016. 288 с.

4. Фрайс В. Э., Юзвович Л. И. Становление биржевой политики паевых инвестиционных фондов в России // Финансовая экономика. 2020. № 7. С. 254-256.

References_

1. Trust in financial market participants: models of its assessment and improvement in the conditions of digital transformation : monograph /1. V. Larionova, N. I. Valentseva, O. S. Rudakova [et al]; edited by O.I. Lavrushin. Moscow: KnoRus, 2021. 230 p.

2. The financial market of Russia: the search for new tools and technologies to ensure economic growth : a monograph / O. S. Rudakova, I. E. Shaker, D. A. Chichulenkov [et al.]; edited by N. E. Sokolinskaya. Moscow: KnoRus, 2021. 235 p.

3. Romanov V. P., Badrina M. V. Information technologies for modeling financial markets. Moscow : Finance and Statistics, 2016. 288 p.

4. Frais V. E., Yuzvovich L. I. The formation of the exchange policy of mutual investment funds in Russia. Financial Economics. 2020. No. 7. Pp. 254-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.