Научная статья на тему 'Проблемы и направления развития внешнеэкономической деятельности региона'

Проблемы и направления развития внешнеэкономической деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2483
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления развития внешнеэкономической деятельности региона»

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Социально-экономические перспективы России, ее место и роль в мировом экономическом и научно-техническом пространстве зависят оттого, насколько эффективно государство будет формировать благоприятный инвестиционный климат в стране и поддерживать конкурентоспособные отрасли. Положение России в XXI в. как одного из ведущих государств мира должно опираться на устойчивое экономическое развитие, основанное на перестройке принципов экономики и повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках.

Экономическое развитие страны напрямую зависит от социальноэкономического развития регионов. Одним из направлений экономического роста региональной экономики является развитие внешнеэкономической деятельности. В этой связи управление ВЭД региона должно опираться на более эффективный, соответствующий современным представлениям,подход.

Развитие ВЭД в регионе напрямую связано с внешнеэкономическим потенциалом региональной экономики. Под внешнеэкономическим потенциалом нами понимаются возможности региональной экономики эффективно взаимодействовать с внешним рынком, с позиций наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает регион для достижения целей и решения задач в области ВЭД. Основным потенциальным ресурсом повышения эффективности ВЭД в регионе является экспортный потенциал территории, который является одним из составляющих экономического потенциала.

В.И. Лисов считает, что "совокупный экономический потенциал можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает государство в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период его развития".

В экономической литературе нет однозначного определения экспортного потенциала территории. В результате обобщения всего изученного материала по данному вопросу, мы пришли к выводу, что экспортный потенциал территории должен описываться системой качественных и количественных показателей, характеризующих регион с позиций закрепления на мировых товарных рынках и извлечения максимума валютной выручки в долгосрочной перспективе.

Для определения качественно-количественных характеристик экспортного потенциала необходимо использовать два подхода. Первый подход состоит в оценке ресурсов, которыми располагает регион; второй - в определении возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов (природных, трудовых, финансовых и т.д.), вовлекаемых в хозяйственный оборот в том или ином периоде, в условиях, определяющих доступность и эффективность использования ресурсов.

Поэтому экспортный потенциал региональной экономики необходимо рассматривать:

1) с позиций его натурально-вещественного состава;

2) сточки зрения его настоящего состояния и перспектив развития и использования;

3) со стороны организационных форм управления этим потенциалом;

4) с позиций отдельных его составляющих, расположенных и функционирующих как на собственной (национальной) территории, так и на территориях других стран;

5) с позиций вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны и не

УДК 332.1:339.5

© С. В. Белозерова

5

БЕЛОЗЁРОВА

Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра"Экономика и управление",

ГОУ ВПО

"Северо-Кавказский

государственный

технический

университет",

Ставрополь

егионалиотика

противоречащих закону, в итоговые результаты хозяйствования в регионе, в процесс поиска, добычи,транспортировки, переработки, производства, потребления и накопления всех видов ресурсов.

Оценка экспортного потенциала должна проводиться на основе системы показателей, ха-растеризующих количество и качество ресурсов, как вовлеченных в хозяйственный оборот, так и тех, которые в перспективе потенциально могут быть в него вовлечены. При этом количественные значения показателей, входящих в этусис-тему, динамичны во времени, что свидетельствует об изменчивости представлений о размерах и качестве экспортного потенциала.

Поэтому, анализируя и оценивая экспортный потенциал на перспективу, следует учитывать факторы, влияющие на изменение его качественно-количественных характеристик, его состава и размеров.

Для развития ВЭД в Ставропольском крае необходимо выработать качественно новую, с учетом мирового опыта и опыта других регионов, парадигму внешнеэкономической деятельности, в которой будут определены приоритеты развития в этой области и средства достижения поставленных целей. Этот программный документ правительство края должно разрабатывать совместно с научными и другими организациями, региональными отделениями федеральных органов исполнительной власти. Как нам представляется, в этом документе должны быть определены принципы построения внешнеэкономической деятельности в крае. К числу этих принципов можно отнести:

1) проведение продуманной структурной промышленной политики с использованием мер либерализации и протекционизма, учитывающий уровень развития предприятий края;

2) проведение последовательной политики по формированию профиля международной специализации края, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;

3) оптимальное сочетание федеральных, региональных и предпринимательских интересов с целью удовлетворения потребностей региона;

4) усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей.

Эти принципы должны осуществляться по следующим основным направлениям:

- экспорт;

- импорт;

- иностранные капиталовложения;

- собственные капиталовложения за рубежом;

- обеспечение экономической безопасности.

Способствовать реализации перечисленных направлений могут такие мероприятия как финансово-экономические меры стимулирования

экспорта; развитие экспортного потенциала и импортозамещающих производств; совершенствование правовой базы; совершенствование системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности; дипломатическое и организационное обеспечение ВЭД; развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности; другие специальные меры поддержки внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время в области внешней торговли сложилась ситуация, явившаяся результатом ориентации проводимой политики, на преимущественное развитие сырьевого и энергетического секторов при игнорировании других отраслей экономики. За годы реформ по многим видам экспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице между внутренними ценами и ценами мирового рынка. В результате этих и других причин, большинство отраслей народного хозяйства края оказались невостребованными.

На сегодняшний момент к основным проблемам внешнеэкономической деятельности в Ставропольском крае можно отнести:

1) уровень внешнеторгового оборота края на душу населения в крае в шесть раз меньше среднероссийского значения;

2) отсутствует система содействия продвижению товаров на внешний рынок;

3) отсутствует необходимое и доступное для участников внешнеэкономической деятельности информационно-аналитическое, информационное, экспертное обслуживание, включая юридическое обеспечение контрактов и системы перевозок;

4) административные барьеры, лоббизм интересов отдельных компаний;

5) не защищаются интересы российскихто-варопроизводителей на внешнем и внутреннем рынках;

6) не созданы благоприятные условия для реинвестирования российского капитала, вывезенного и вывозимого за рубеж;

7) не развита сеть информационного и консультативного обеспечения предпринимателей и инвесторов;

8) низкий кредитоспособный и инвестиционный уровень местных банков. При этом требования банков к участникам внешнеэкономической деятельности по гарантиям и залогам слишком жесткие.

Основной целью развития внешнеэкономической деятельности на территории края должно стать формирование благоприятных правовых, экономических, организационных условий для развития внешнеэкономической деятельности Ставропольского края, повышение ее эффективности и расширение круга участников. В связи с этим, видится необходимым ввести понятие экспортный доход, под которым нами понимается сумма всех доходов от экспортной

деятельности в региональном разрезе за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.

Большинство исследователей считают, что региональные власти могут сыграть важную роль в следующих вопросах организации ВЭД:

- в организации экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона;

- в финансовой сфере, за счет создания региональной системы кредитования и страхования экспорта;

- в развитии транспортной инфраструктуры

- строительство, модернизация, обслуживание транспортных коммуникаций, обеспечивающих соответствующие товаропотоки;

- в области связи - организация систем связи, отвечающих потребностям ВЭД;

- в сфере организации сбыта - содействие формированию сбытовой сети в соответствующей стране для экспортеров региона (торговые дома, представительства региона);

- в области информации и консультаций -формирование системы экономической информации о рынках партнеров хозяйствующих субъектов региона.

В большинстве случаев на региональном уровне непосредственное поощрение экспорта осуществляется с помощью прямого субсидирования и налоговых льгот по приоритетным программам, косвенного субсидирования в виде льготного кредитования, государственных гарантий, страхования экспорта, предоставления бесплатных информационных и консалтинговых услуг и т.д. По нашему мнению, для Ставропольского края этих мероприятий недостаточно. Необходимо разработать стратегию развития экспорта, главным направлением которой должны стать мероприятия, направленные на реструктуризацию и развитие отдельных производств.

При определении приоритетов внешнеэкономической деятельности Ставропольского края необходимо учитывать известную инерционность экономики, острую международную конкуренцию на промышленные и продовольственные товары, предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

В этой связи, в ближайшее время необходимо осуществить комплекс мер по расширению рынков сбыта уже имеющейся в крае конкурентоспособной продукции. С учетом реальной экономической ситуации это, прежде всего, продукция химической и нефтехимической промышленности, растениеводства, а также некоторых высокотехнологичных производств обрабатывающего комплекса.

В будущем, наращивание экспортного потенциала должно происходить за счет изменения товарной структуры экспорта, повышения в ней доли продукции обрабатывающего комплекса края, прежде всего, пищевой промыш-

ленности и машиностроения, наукоемкой продукции (путем поддержки предприятий, доказавших свою конкурентоспособность на внутреннем рынке) за счет привлечения инвестиционных ресурсов и применения мер государственного стимулирования экспорта.

Решение этих и других проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью, является весьма актуальным еще и потому, что Ставропольский край, в отличие от полностью сырьевых регионов и регионов с дифференцированной отраслевой структурой, которые развиваются преимущественно за счет внешних ресурсов, не относится к регионам с открытой экономикой.

Таким образом, реализация экспортной политики должна проходить по следующим направлениям:

- реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные преимущества;

- расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе региона;

- формирование валютных ресурсов, необ- КМ ^ ходимых для обеспечения импортных поставок; I 14 '

- создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона;

- продвижение продукции с высокой сте- 7 пенью переработки на внешние рынки, развитие зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта;

- развитие зарубежных производств для гарантированного обеспечения регионального рынка необходимыми товарами и услугами или для извлечения выгоды;

- формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций региона в системе мирохозяйственных связей;

- диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий региона;

- дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономических связей предприятий региона.

В настоящее время необходимым является насыщение экспорта промышленными изделиями и услугами с упором натехноемкие их виды с высокой добавленной стоимостью, которое необходимо для преодоления узко сырьевой специализации, укрепления позиций на мировом рынке и активной стимуляции экономического роста в регионе. Таким образом, одним из основных направлений развития экспорта в крае должно стать развитие наукоемких производств, перерабатывающих отраслей и сектора услуг, особенно туристических (учитывая наличие в крае уникальной геоклиматической зоны размещения, значительными рекреационными и туристскими ресурсами, культурно-историческим наследием, имеющейся инфраструктурой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.