Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОСЭР ДФО'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОСЭР ДФО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ТОСЭР / ECONOMIC GROWTH / INVESTMENT / REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FAR EAST / TOSED

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харитонов В.С.

Данная статья посвящена анализу понятия и значения территорий опережающего развития. Рассмотрены инструменты государственной поддержки ТОСЭР. Охарактеризованы особенности оценки эффективности ТОСЭР. Рассмотрены направления совершенствования работы ТОСЭР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Харитонов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TOSED FEFD

This article is devoted to the analysis of the concept and importance of territories of priority development. The instruments of state support of TOSED are considered. The features of evaluating the effectiveness of TOSED are characterized. The directions of improving the work of TOSED are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОСЭР ДФО»

УДК 330.322

Харитонов В. С. студент

3 курс, факультет «Экономика» Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОСЭР ДФО

Аннотация: Данная статья посвящена анализу понятия и значения территорий опережающего развития. Рассмотрены инструменты государственной поддержки ТОСЭР. Охарактеризованы особенности оценки эффективности ТОСЭР. Рассмотрены направления совершенствования работы ТОСЭР.

Ключевые слова: экономический рост, инвестиции, региональная экономика, экономическое развитие Дальнего Востока, ТОСЭР.

Kharitonov V.S. student

3-rd year, faculty «Economics» Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TOSED FEFD

Annotation: This article is devoted to the analysis of the concept and importance of territories ofpriority development. The instruments of state support of TOSED are considered. The features of evaluating the effectiveness of TOSED are characterized. The directions of improving the work of TOSED are considered.

Key words: economic growth, investment, regional economy, economic development of the Far East, TOSED.

В работах различных экономистов неоднократно возникают идеи точек (или полюсов) роста. В рамках этих теорий показывается, что пространственное развитие хозяйства происходит не равномерно, а концентрируется в отдельных точках, пунктах, полюсах, где размещаются и новые предприятия. Затем процессы развития в той или иной форме передаются в соседние территории.

Особенно актуальными идеи поляризованного развития становятся для государств с большой территорией и неоднородным развитием регионов. Так, например, в России, Дальний Восток традиционно отстаёт от других регионов по многим социально-экономическим показателям. Происходит это, несмотря на богатые территориальные, природные и человеческие ресурсы.

Необходимость нового подхода к развитию регионов в России и вызвала повышенный интерес к особым экономическим зонам. В России зоны экономического развития стали появляться в 80-х годах прошлого века. Однако, большинство проектов так и не стали успешными.

В настоящее время реализуется очередная попытка организовать подобные точки роста посредством ТОСЭР.

Сейчас можно говорить лишь о промежуточных результатах, поскольку, согласно действующему законодательству, ТОСЭР создается на 70 лет. Тем не менее, анализ работы ТОСЭР, выявление проблем и нахождение путей их решения являются в настоящее время очень востребованными и актуальными. Создание ТОСЭР осуществляется по инициативе и на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана. Можно определить следующие основные факторы выделения территорий опережающего развития [2]:

- наличие (выделение, обоснование) в пределах компактной территории реальных или потенциальных эффективных в долгосрочном развитии видов деятельности - приоритетов;

- благоприятное экономико-географическое, в том числе транспортно -географическое положение территории, выход к морским побережьям, портам, транспортным магистралям, наличие транспортных выходов к рынкам ресурсов и готовой продукции - прежде всего - для приоритетных видов деятельности;

- социально-экономический потенциал территории, наличие достаточного населения, различных видов деятельности;

- инфраструктурный потенциал территории - наличие энергетической, транспортной, инженерно-экологической, информационно-коммуникационной инфраструктуры;

- научно-образовательный потенциал - наличие научных и образовательных учреждений или их филиалов, профильных приоритетным направлениям развития;

- возможности международного сотрудничества, прежде всего в приоритетных видах деятельности;

- относительно благоприятные природно-климатические условия проживания населения.

При выборе Дальнего Востока в качестве пилотного региона при реализации механизма ТОСЭР учитывался ряд основополагающих моментов. Во-первых, возможность на территории региона обеспечивать экономический рост выше среднего по количественным и качественным характеристикам. Во-вторых, ТОСЭР должен создаваться там, где уже есть инвестиционные проекты и потенциальные инвесторы, которые были бы заинтересованы в их реализации. В-третьих, должны были учитываться инфраструктурные проблемы региона. Анализ позволяет выделить несколько положительных моментов для развития территории благодаря созданию ТОСЭР (рисунок 1).

Рисунок 1 - Значение ТОСЭР

Деятельность ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально -экономического развития в Российской Федерации» [1].

Налоговые преференции, предоставляемые в ТОСЭР, весьма существенны по сравнению с общим порядком налогообложения и действуют длительный срок. Программой предусмотрены различные налоговые льготы [3]. Например, общий размер страховых взносов на 10 лет составляет всего 7,6 %, на общих условиях ставка составляет 30 %, что практически в четыре раза больше страхового вноса, предусмотренного для резидентов ТОСЭР. Помимо налоговых льгот существуют административные и таможенные преференции, а именно [3]:

- «одно окно» для инвестора;

- действует упрощённый режим приглашения рабочей силы;

- для резидентов ТОСЭР предусмотрена готовая инфраструктура;

- действует режим свободной таможенной зоны;

- предусмотрено право управляющей компании на защиту резидентов в суде;

- сокращены сроки проведения проверок резидентов;

- разрешено привлечение иностранной рабочей силы вне квот по решению Наблюдательного совета ТОСЭР.

Целью создания ТОСЭР в Хабаровском крае является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В состав ТОСЭР Хабаровского края входят [3]: 1) г. Хабаровск; 2) г. Комсомольск-на-Амуре; 3) г. Николаевск-на-Амуре.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ТОСЭР в Хабаровском крае_

Показатель ТОСЭР Всего

Хабаровск Комсомольск Николаевск

Количество площадок 4 8 9 21

Подано заявок на осуществление деятельности в ТОСЭР 65 34 9 108

Общий объем заявленных инвестиций, млрд руб. 45,81 72,92 3,57 122,3

Объем инвестиций по заключенным

соглашениям, млрд руб. 23,19 45,96 2,8 71,95

Осуществлено инвестиций

фактически на 01.02.2019 г., млрд

руб- 6,97 4,32 1,82 13,11

Планируемое количество рабочих

мест 4 836 6 139 747 11 722

Количество планируемых к созданию

рабочих мест 2 595 4 586 502 7 683

Создано рабочих мест 500 1 200 100 1 800

Количество компаний, получивших

статус резидента ТОСЭР 31 24 6 61

Налоговые отчисления, млн руб. 171,1 702,6 87,9 961,6

Конкурентными преимуществами ТОСЭР Хабаровского края являются высокий научно-технический и промышленный потенциал, развитая транспортная инфраструктура, развитые программы государственной поддержки, высококвалифицированные кадры, развитая социальная инфраструктура.

Осуществляемая государственная поддержка в рамках ТОСЭР весьма существенная, вместе с тем остаются нерешёнными отдельные правовые и социально-экономические проблемы [3]. При рассмотрении ТОСЭР на примере Хабаровского края были выявлены недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей данную область отношений, а также отмечен ряд противоречий в механизме работы ТОСЭР (рисунок 2).

не определен механизм контроля за финансовом

не определены критерии опережающего развития

не урегулированы проблемы занятости иностранцев (отсуствуют квоты)

не определен механизм отчетности дочерних предприятий ТОСЭР

не урегулированы отношения ТОСЭР с субъектами (в том числе по вопросам земельных отношений)

длительное рассмотрение вопроса о получении статуса ТОСЭР

не достаточно урегулирован вопрос доступа I иностранцев в ТОСЭР, в том числе в части I требований соблюдения экологических норм I

Рисунок 2 - Проблемы развития ТОСЭР

Для решения указанных проблем необходимо [3]:

- определить контроль за финансовой деятельностью резидентов ТОСЭР правовыми актами. Например, функцию финансового контроля управляющей компании ТОСЭР отдать Счетной палате и вести его в соответствии с Бюджетным кодексом, так как создание территории подразумевает огромные затраты из бюджета РФ;

- обозначить критерии эффективности работы ТОСЭР, тем самым ввести ежеквартальные отчёты по различным критериям, согласно направлению деятельности предприятия;

- во избежание «перекосов» в соотношении иностранной и отечественной рабочей силы, справедливого распределения новых рабочих мест, а также недопущения проникновения большого числа иностранных граждан на территорию РФ, ввести соотношение рабочей силы 75 % (граждане Российской Федерации) к 25 % (иностранцы);

- для всестороннего контроля деятельности дочерних организаций резидентов ТОСЭР ввести публикацию отчётов в официальных источниках;

- присваивать статус резидента ТОСЭР только после включения резидента в реестр Министерства экономики, во избежание преждевременных инвестиций;

- внести изменения в гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования»

Хотелось бы отметить, что ТОСЭР созданы в 2015 г. сроком на 70 лет, и пока можно судить лишь о промежуточных итогах. Важна своевременная, грамотная и точная корректировка пробелов, мешающих механизму ТОСЭР работать без перебоев. Важно продолжать искать новые пути развития Дальнего Востока, а также совершенствовать те методы и механизмы, которые сегодня применяются.

Использованные источники:

1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. 27.12.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://invest.khv.gov.ru/ (дата обращения 08.04.2019)

2. Красникова Е. И., Белкина А. Е., Оганесян В. М. Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа // Финансы и кредит. 2017. № 43. С. 2592-2606.

3. Инвестиционный портал Хабаровского края [Электронный ресурс]. URL: https://invest.khv.gov.ru/ (дата обращения 08.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.