Петрухина Наталья Викторовна, соискатель, natalia_petr@,mail.т, Россия, Брянск, Брянский государственный технический университет.
Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, проф., sabinina-anna@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE FORMATION OF REGIONAL INNOVATION SUBSYSTEM THE NETWORK AND INSTITUTIONAL APPROACHES
N.In. Petrukhina, A.L. Sabinina
The urgency and importance of the development of the concept of forming a regional innovative subsystem as a network element of a national innovation system in terms of its spatial transformation, and position of the institutional approach as a special form of organization of joint activity of the state, science and business and it infrastructure ensure the development of the innovation sphere at the regional and interregional levels.
Key words: national innovation system, spatial transformation, regional innovation system, networking, institutional approach, infrastructure provision.
Petrukhina Natalia Viktorovna, applicant, natalia_petr@,mail.ru, Russia, Bryansk, FGBOU VO "Bryansk State Technical University".
Sabinina Anna L., dr. ekon. sciences, professor, sabinina-anna@yandex.ru, Russia, Tula, FGBOU VPO "Tula state University»
УДК 334.722.012.64
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
Е.П. Орлова
Даны оценка развития малого и среднего предпринимательства в России и Тульском регионе, структура предпринимательства по видам экономической деятельности в г. Туле, инфраструктура поддержки данного бизнеса, основные проблемы и перспективы развития.
Ключевые слова: предпринимательство, микробизнес, инфраструктура поддержки предпринимательства, микрокредиты, финансовая поддержка, упрощенная система налогообложения.
Предпринимательство является важнейшей частью современной экономики страны. В странах с устоявшейся рыночной экономикой оно составляет основную часть среди всех функционирующих организационных форм. Основной удельный вес в Российском предпринимательстве занимает малый и средний бизнес, но по сравнению с развитыми странами его доля в валовом внутреннем продукте не превышает 20 % и общая численность занятости в нем не выше 25 % от общей численности. Для сравнения в США на долю малого и среднего бизнеса приходится более 50 % валового внутреннего продукта.
Основная доля малого бизнеса России приходится на сферу торговли - 41 %, на операции с недвижимостью - 18 %, на промышленное производство - 10 %, на строительство - 6 %. В России малый бизнес чаще выступает как посредник между производителем и потребителем, причем, чаще всего производители зарубежные. Малый бизнес в настоящее время в Российских условиях в основном действует в сферах быстрого оборота капитала и не участвует во внедрении эффективных инновационных проектов [1]. Это, безусловно, снижает инновационный потенциал экономики и уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Глава правительства Дмитрий Медведев в текущем году ввел новые критерии, определения категорий субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ, согласно которым, предельный уровень дохода для микропредприятия составляет 120 млн руб. в год., для малых предприятий - 800 млн руб. в год, для средних - 2000 млн руб. в год. В связи с тем, что классификация данных предприятий была изменена, объективно оценить динамику развития малого и среднего предпринимательства России за последние годы трудно. Большинство предприятий, ранее относившихся к малому бизнесу, в новой классификации перешли в разряд микробизнеса, а часть предприятий, ранее находившихся в группе среднего предпринимательства, перешли в разряд малых.
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время в России зарегистрировано 5 671 909 предприятий с выручкой до 2 млрд руб. и из них 5 380 768 относятся к микробизнесу.
Структура малого и среднего бизнеса г. Тулы типична для структуры Российского предпринимательства [12]. Структура предпринимательства г. Тулы представлена в табл. 1. Субъекты малого и среднего предпринимательства г. Тулы по видам экономической деятельности представлена в табл. 2.
Таблица 1
Структура предпринимательства г. Тулы
Субъекты малого и среднего предпринима- Число, шт. Удельный вес, %
тельства
Индивидуальные предприниматели 16640 51,17
Микропредприятия 14426 44,36
Малые предприятия 1357 4,17
Средние предприятия 98 0,3
Всего 32521 100
Таблица 2
Субъекты малого и среднего предпринимательства г. Тулы по видам экономической деятельности
Вид деятельности Количество
шт. %
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытоовых изделий и предметов личного пользования 14243 43,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6192 19
Транспорт и связь 3431 10,6
Строительство 2734 8,4
Обрабатывающие производства 2451 7,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональналь-ных услуг 1376 4,2
Гостиницы и рестораны 764 2,3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 384 1,2
Финансовая деятельность 281 0,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 270 0,8
Образование 203 0,6
Производство и распределение электроэнергии газа и воды 87 0,3
Добыча полезных ископаемых 51 0,2
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 42 0,1
Рыболовство, рыбоводство 12 0
Всего 32521 100
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Тула» в предшествующем году составила 6400 тыс. руб., из них 4300 тыс. руб. из бюджета Тульской области и 2100 из бюджета муниципального образования г. Тула. Динамика оборота продукции малых предприятий в 2016 г., лишь на 0,2 % превысила уровень
предыдущего периода. Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника предприятий малого бизнеса на 1.01.17г. составила 23 379,2 руб., что на 5,7 % выше, чем в предшествующем году [3].
По результатам реализации мероприятий муниципальной программы в Туле создано 140 новых рабочих мест, что больше запланированного показателя.
Инфраструктура поддержки предпринимательства Тульской области включает развернутую сеть организаций:
- Тульский региональный фонд «Центр поддержки предпринимательства», который осуществляет свою деятельность через «Центр поддержки экспорта», «Инжиниренговый центр» и «Бизнес-инкубатор»;
- «Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку»;
- «Микрокредитная компания Тульской области», «Фонд поддержки малого предпринимательства»;
- Тульский областной гарантийный фонд.
С июля 2014 года при поддержке Правительства Тульской области и комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку действует первый региональный бизнес-инкубатор ТРФ «Центр поддержки предпринимательства». Бизнес-инкубатор ТРФ помогает предприятиям в получении государственной поддержки: при размещении оборудованной доступом в Интернет площади; получении бесплатных консультаций по проблемам налогообложения; по бизнес-планированию и бухгалтерскому учету. Бизнес-инкубатор помогает в субаренде офисных площадей и оборудования для начала предпринимательской деятельности, безвозмездно предоставляет оборудованный конференц-зал, предоставляет площадь предпринимателю на условиях льготной аренды.
Микрокредиты субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории многопрофильных муниципальных образований Тульской области (г. Алексин, г. Белев, г. Ефремов, г. Суворов, п-к Первомайский), выделяются в размере до 3 миллионов рублей и на срок до 3 лет под 7 % годовых [4].
Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Тула в случае субсидирования части затрат, связанных с оплатой участия в производственной и (или) инновационной направленности предоставляется при условии софинансирования 1/3 от размера субсидии, но не более 100 тыс. руб. в год на одного получателя. Субсидирование затрат, связанных с осуществлением деятельности групп дневного препровождения детей дошкольного возраста, предоставляется при условии софинансирования не менее 15 % от размера субсидии, но не более 150 тыс. руб. в год на одного получателя [4].
Субсидии на компенсацию затрат, связанных с приобретением оборудования, транспортных средств по договору лизинга из средств бюджета Тульской области и федерального бюджета составили в отчетном году 8,9 млн. руб. [4].
Разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение налоговой нагрузки по малому и среднему бизнесу:
- понижена налоговая ставка в размере 7 % и 3 % для плательщиков упрощенной системы налогообложения по схеме «доходы минус расходы» и «доходы» для 22 видов предпринимательской деятельности [4];
- понижена налоговая ставка по налогу на имущество организаций от кадастровой стоимости для предприятий потребительской кооперации
Тульской области до 2019 года в размере 0,4 %.
2 2
- установлен вычет в размере от 100 м до 500 м площади объектов, в отношении которых налог исчисляется по кадастровой стоимости.
Цель поддержки экспорта с 2017 года может обеспечить предпринимателям:
- создание и модернизация существующего сайта на иностранном
языке;
- формирование и продвижение экспорта и соответствующего инвестиционного предложения;
- подготовку перевода на иностранный язык презентационных и других материалов в электронном и печатном виде;
- оплату затрат на международную сертификацию продукции.
На региональном уровне меры финансовой поддержки включают
[4]:
- субсидии производственным и инновационным компаниям;
- субсидирование процентной ставки по кредитам;
- субсидии центрам для детей дошкольного возраста;
- субсидирование лизинга;
- гранты начинающим предприятиям;
- субсидии на обучение;
- субсидии на участие в выставках и ярмарках;
- микрозаймы;
- поручительства по кредитам банков.
Основным видом деятельности «Микрокредитной компании Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства» является предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Тульской области.
Целью деятельности «Тульского областного гарантийного фонда» является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным финансовым ресурсам, развитие системы
гарантии и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки, основанной на кредитных договорах, договорах займа и лизинга. Структура портфеля «Тульского областного гарантийного фонда» на 1.07.17 г. включала:
- средства бюджета Тульской области 113 446 140,34 руб.;
- средства федерального бюджета 442 935 996,38 руб.;
- средства из внебюджетных источников 30 025 000 руб.
Несмотря на принимаемые меры поддержки малого предпринимательства в Тульском регионе и в целом в стране наблюдается стагнация малого бизнеса. Основные трудности малого и среднего предпринимательства можно свести к следующим:
- основная проблема - недостаточная ресурсная база (материально-техническая, финансовая);
- как менее устойчивая предпринимательская структура малые предприятия нуждаются в государственной поддержке;
- административные барьеры, непрозрачная судебная система, сложные отношения с контрольно-надзорными органами;
- высокие налоговые ставки, большая стоимость страхования бизнеса;
- отсутствие профессионального бизнес-планирования;
- нехватка сотрудников с высоким профессиональным уровнем подготовки, что часто не позволяет эффективно управлять финансовой базой бизнеса;
- недостаточная практика использования современных финансовых инструментов (лизинга, факторинга, дисконтирования счетов).
В 2017-2018 годах продолжает действовать программа, направленная на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства с объемом финансирования до 20 млрд руб., основная часть которых должна быть использована на докапитализацию малого и среднего предпринимательства и создание лизинговых центров.
Планируется до 1,5 трлн руб. расширить объемы закупок госкомпании, что позволит обеспечить дополнительные заказы для малого бизнеса. Будет продолжена практика создания многофункциональных центров, работающих по принципу единого окна. В течение ближайших двух лет запланировано открыть 230 центров в городах с населением, превышающем 100 тыс. чел. В 2018 году планируется организовать работу 7 региональных лизинговых центров, что позволит приобретать оборудование на льготных условиях.
Предпринимаемые меры должны приблизить малый бизнес к мировым стандартам, согласно которым, малое предпринимательство может обеспечивает 35 % ВВП, против 20 % в РФ.
Список литературы
1. Орлова Е.П. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России. Экономика и современный менеджмент: теория и практика // Сб.ст. по материалам XXXVIII Междунар. научн.-практ. конф. №6 (38). Новосибирск: Изд. «СибАК». 2014. с. 22-26.
2. Развитие малого и среднего предпринимательства в Туле. [Электронный ресурс]. URL:http://biz.tula.ru.
3. Муниципальная программа муниципального образования город Тула «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Тула». [Электронный ресурс]. URL:http://biz.tula.ru/support/municzipalnaya-programma.
4. Бизнес-навигатор 71. Комитет Тульской области по предпринимательскому и потребительскому рынку. [Электронный ресурс]. URL:http://bn71.ru.
5. Курский В.А., Е.Б. Чачина Е.Б. Эффективное управление параметрами развития и использования функционального потенциала предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3: в 2 4.I. Тула: Изд-во ТулГУ. 2016. 339 с.
Орлова Евгения Петровна, канд. экон. наук, доц., Россия, Тула, РЭУ им. В.Г. Плеханова, Тульский филиал
PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SMALL B USINESS IN TULA REGION
E. P. Orlova
The article assesses the development of small and medium entrepreneurship in Russia and the Tula region, the structure of the enterprise by kinds of economic activities in the town of Tula, the support infrastructure of the business, the main problems and prospects of development.
Key words: entrepreneurship, micro-business, infrastructure of support of entrepre-neurship, micro-credits, financial support, simplified taxation system.
Orlova Eugenia Petrovna, Cand. econ. Sci., Associate Professor of the Department "Finance and Information Technologies of Management" REU. V.G. Plekhanov, Tula branch