Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИК / МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ / УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ECONOMY / SHADOW ECONOMY / METHODS OF STRUGGLE WITH SHADOW ECONOMY / TAX EVASION / STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Т.А., Софронова Н.И.

Теневая экономика одна их самых противоречивых аспектов в экономической истории в России. Теневая экономика выступает как реальная угроза безопасности страны. От последствий страдают многие страны и государства в мире. В данной статье рассматривается проблема развития теневой экономики в Российской Федерации. Рассмотрены некоторые методы по борьбе с теневой экономикой в Российской Федерации. Предложены более эффективные методы борьбы с теневой экономикой в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND METHODS OF STRUGGLE AGAINST SHADOW ECONOMY IN RUSSIA

The shadow economy is one of the most controversial aspects of economic history in Russia. The shadow economy acts as a real threat to the security of the country. Many countries and States in the world suffer from the consequences. This article deals with the problem of shadow economy development in the Russian Federation. Some methods of combating the shadow economy in the Russian Federation are considered. More effective methods of fight against shadow economy in the Russian Federation are offered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РОССИИ»

УДК. 351

Сапунова Т.А., к. э. н.

доцент Софронова Н.И студент

направление подготовки "государственное и муниципальное управление " Академия маркетинга и социально-информационных

технологий - ИМСИТ Россия, г. Краснодар ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В

РОССИИ

Аннотация. Теневая экономика одна их самых противоречивых аспектов в экономической истории в России. Теневая экономика выступает как реальная угроза безопасности страны. От последствий страдают многие страны и государства в мире. В данной статье рассматривается проблема развития теневой экономики в Российской Федерации. Рассмотрены некоторые методы по борьбе с теневой экономикой в Российской Федерации. Предложены более эффективные методы борьбы с теневой экономикой в Российской Федерации.

Ключевые слова. Экономика, теневая экономик, методы борьбы с теневой экономикой, уклонение от налогов, государственный контроль.

Sapunova T. A

candidate of economic Sciences, associate Professor

Sofronova N. I student

direction of training " state and municipal management" Academy of marketing and social information

technologies - IMSIT Russia, Krasnodar

PROBLEMS AND METHODS OF STRUGGLE AGAINST SHADOW

ECONOMY IN RUSSIA

Annotation. The shadow economy is one of the most controversial aspects of economic history in Russia. The shadow economy acts as a real threat to the security of the country. Many countries and States in the world suffer from the consequences. This article deals with the problem of shadow economy development in the Russian Federation. Some methods of combating the shadow economy in the Russian Federation are considered. More effective methods of fight against shadow economy in the Russian Federation are offered.

Keyword. Economy, shadow economy, methods of struggle with shadow economy, tax evasion, state control.

Теневая экономика-это сложное социально-экономическое явление, которое охватывает все аспекты хозяйственной деятельности, начиная от сферы производства заканчивая конечным потребителем. в настоящее время существует множество методов способствующие противоречивому развитию экономики, но и наносят ущерб экономике и обществу в целом. Эти способы и являются основным развитием теневой экономики, которая развивается вне государственного контроля и носит опасный характер для общества. Теневая экономика подразделяется на три вида: фиктивная, неофициальная и подпольная.

Наиболее разрушительный характер имеет подпольная экономика, т.к она противоречит Российскому законодательству и запрещена во многих видах экономической деятельности [1].

Теневая экономика досталась нашей стране как наследство от перехода административно - командной системы, что повлияла на расширение рамок ее деятельности.

Рост преступности в экономике, низкий объем производства, нарушение хозяйственных связей, кризис экономики в народном хозяйстве, все перечисленное является последствием теневой экономики. Теневая экономика привела к разрушительным последствиям, дифференциация уровня жизни разных слоев населения, деморализация, все это привело к получению дохода любыми способами, используя служебное положения и попытки взяточничества. Все это создают предпосылки к тому, что теневая экономика представляет реальную угрозу экономической безопасности страны [2].

От последствий теневой экономик страдают многие страны в мире, в условиях глобализации мировой экономики, появилось такое явление как транснациональная организованная преступность, с борьбой которой нужно действовать сообща нескольким странам.

Теневая экономика охватывает рынок труда в России около 35% активного населения. Оффшорные операции, "челночный бизнес", потеря капиталов, вымогательство местными органами власти денежных средств для пополнения местного бюджета- все эти действия являются основным пунктом для активного расцвета теневой экономики в России. Так же одной из составляющих является хищение государственной собственности и средств [3].

Необходимые условия для реализации стратегии экономической безопасности страны, в первую очередь являются: грамотная организация экономической системы, функционирование, прогрессивное развитие и управление этими системами. Экономическая безопасность государства обеспечивает прежде всего защиту национальных целей и приоритетов, что является общими для всех стран и государств [4].

Целенаправленная политика основанная на применении мер законодательного характера- это то, что государство должно предпринимать для борьбы с теневой экономикой. Субъекты теневой экономики образуют

некую пирамиду, в основании которой находятся рабочие физического и умственного труда, чиновник мелкого и среднего звена, доходы которых, по некоторым оценкам, более 60% составляют взятки. У вершины пирамиды находятся коррумпированные органы власти, представляющие около 25% всей организации. Собственно именно они и составляют эту самую теневую экономику, поскольку обладают значительными ресурсами, силой и влиянием [5].

В настоящий момент существует несколько методов по борьбе с теневой экономикой. Метод основанный на принятии пакета законов, которые значительно ограничивают возможности преступников делать деньги вне государства, называется радикально-либеральным, его основная задача заключается в следующем, заставить находящиеся финансы в сфере теневой экономики работать на благо страны. Следующий метод основан на применении жестких карательных мер, называется репрессивным, но такой данный метод может привести только к колоссальной потере финансов для государства а также привести к социально-экономическим последствиям.

Меры по борьбе с коррупцией, являются самым опасным, а также важнейшей составляющей теневой экономики. Наиболее эффективной мерой для снижения коррупции можно отнести наличие независимой судебной экспертизы, что позволит принимать решения самостоятельно без давления со стороны административного аппарата. Средства массовой информации также имеют важную роль в этой борьбе, так как деятельность осуществляется под свободой слова. Информационное обеспечение граждан, знание законов, также позволит предотвратить преступные деяния, со стороны ведомств и чиновников.

Меры по борьбе с легализацией доходов от действий теневой экономики, должны включать в себя следующее:

•Контроль подотчетности всех ветвей власти и усиление надзора за ними;

•Создание регламента с четко построенной системой взаимоотношений с другими государствами, которые позволят соблюсти национальные интересы России

•Усилить контроль за расходами государственных средств, создать единый централизованный орган, который будет единственным распорядителем всех видов активов государства.

•Принять пакет законодательных актов, для укрепления дисциплины в области финансово-хозяйственной деятельности, внести некоторые изменения в налоговую систему государства.

Эффективную систему для экономической безопасности в России еще не удается создать. Для деятельности нашего государства необходимо создать благоприятную среду в сфере экономической безопасности, что необходимо при конкурентоспособности на мировом рынке.

л

А

Использованные источники:

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 №1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 №24).

2. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ. В сборнике: Современные научные исследования: исторический опыт и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции. ответственный редактор И.А Харитонов 2015. С. 58-61

3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России.- Вестник Российской академии наук, 1997г. №9.

4. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие, М.: Альфа- М - ИНФРА-М, 2012.

5. Вестник Финансовой Академии: электронный архив.- http: //www.vestnik. fa.ru.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.