Научная статья на тему 'МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2029
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рушанова Э.И.

В данной статье рассматриваются методы борьбы государства с теневой экономикой в Российской Федерации и их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STRUGGLE THE SHADOW ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the methods of struggle of the state with the shadow economy in the Russian Federation and their effectiveness.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.23

Рушанова Э.И. студент 4 курс факультет мировой экономики и управления Астраханский государственный университет

Россия, г. Астрахань МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы борьбы государства с теневой экономикой в Российской Федерации и их эффективность.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, экономическая политика

Rusanova E. I. student 4th year faculty of world economy and management Astrakhan state University Russia, Astrakhan METHODS OF STRUGGLE THE SHADOW ECONOMY IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Annotation: This article discusses the methods of struggle of the state with the shadow economy in the Russian Federation and their effectiveness.

Keywords: shadow economy, economic security, economic policy

Теневая экономика, так или иначе, содержится в экономической системе любого государства, а ее существование, с одной стороны, может восприниматься как реакция на государственное регулирование экономики, а с другой - обуславливаться самой природой рыночных отношений. Направленность воздействия теневой экономики на экономическую безопасность государства и состояние общества вызывает некоторые споры между исследователями данного вопроса. Ряд ученых отмечает, что теневые процессы в краткосрочном периоде могут положительно влиять на экономику страны, в то время как другие утверждают, что отрицательное воздействие теневой экономики намного превышает положительное. В целом, теневая экономика рассматривается как серьезная угроза экономической безопасности государства, поэтому важными задачами являются мониторинг, оценка состояния и борьба с теневой экономикой.

13 мая 2017 года Президент Российской Федерации подписал Указ №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В данной Стратегии «сохранение значительной доли теневой экономики» относится к основным угрозам и вызовам экономической безопасности государства, а «борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой» - к основным задачам по реализации

направления, касающегося развития системы государственного

управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере

81

экономики81.

Для борьбы с отрицательным воздействием теневой экономики государство разработало методы борьбы, которые основаны на основных направлениях борьбы с теневым сектором:

• Проведение информационных мероприятий по разъяснению населению криминальной основы теневых операций.

Разделение теневых оборотов на криминальные и некриминальные способствует формированию в обществе искаженного понимания того, что нарушение налогового законодательства относится к понятию преступления, а уклонение от налогов представляет собой преступную деятельность.

Результаты проведенных социологических исследований показывают, что за последние десятилетия число людей, считающих, что существует общественная польза от теневой экономической деятельности, увеличилось. Более того, по данным опросов значительная часть опрошенного трудоспособного населения страны одобряет предпринимательскую деятельность, не соответсвующую законодательным нормам. В частности:

- 42,1% граждан считают приемлемым, когда самозанятые люди (индивидуальные предприниматели), уклоняются от налогообложения полно -стью или частично;

- 21,7% участников опроса не считают торговлю «из рук в руки», минуя кассу, противоправным деянием;

- 44,6% безразлично относятся к проявлениям теневой активности;

- 45,6% поощряют получение самозанятыми наемными рабочими

8?

оплату из рук в руки, минуя кассу82.

Более того, российское общество склонно утверждать, что увеличить свои доходы или повысить свой уровень жизни без нарушения законов невозможно.

Несмотря на то, что в российском обществе складывается нейтральное, а порой и положительное отношение к нарушению налогового законодательства, общество все же осуждает криминальные виды деятельности. Таким образом, формирование правильного понимания сути налоговых преступлений и отнесение их к криминальной деятельности в сознании общества должно создать толчок к отказу от участия в теневых операциях.

• Патентная система.

81 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 - Загл. с экрана.

82 Покида, А. Масштабы и следствия развития ненаблюдаемой «серой» экономики в различных сферах жизнедеятельности российского общества // Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС, 2014. - С181.

Патентная система частично решает проблему самозанятости некоторой части населения, однако согласно действующему законодательству правом на приобретение патента обладает только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, не все самозанятые хотят оформлять статус индивидуального предпринимателя, так как это предполагает обязательную уплату социальных взносов и увеличение налоговой нагрузки, поэтому для них более привлекательна теневая деятельность83.

Таким образом, создание нового инструмента налогового контроля позволило бы самозанятым гражданам вести легальную деятельность без оформления статуса индивидуального предпринимателя с обязательной уплатой постоянного фиксированного платежа по НДФЛ. Это также помогло бы выявить и отделить по-настоящему самозанятых граждан от работников по найму, которые официально имеют другой статус. Стоит отметить, что подобная система существует для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации. Они обязаны ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ: 1200-5000 рублей в месяц в

84

зависимости от региона84.

Несмотря на это, решение глобальной проблемы неформальной занятости пока не может быть осуществлено ни с помощью смягчения законодательства, ни с помощью его ужесточения, так как издержки неформальной занятости сокращаются из-за слишком низкого уровня штрафов за нарушение трудового законодательства, а слишком жесткое законодательство в отношении найма и увольнения делает уход в теневую сферу трудовых отношений более привлекательным.

• Санация банковской системы, повышение контроля над деятельностью платежных систем, установление лимитов на снятие наличных денег через банкоматы и на перевод средств между физическими лицами.

В предпринимательской практике зачастую признаком теневой деятельности является использование наличных денег. Практически все теневые схемы, такие как перевод денежных средств в офшоры, выдача «серых» зарплат, оплата незаконных товаров и услуг, проходят стадию обналичивания денежных средств. Исходя из этого, увеличение объемов безналичного оборота должно помочь сократить масштабы теневой деятельности, что подтвердилось на практике: за последние годы объемы теневого оборота наличных средств значительно сократились. Чем выше уголовная и административная ответственность за организацию деятельности по обналичиванию теневых средств, тем больше риск попасть под ответственность, а соответственно и плата за услуги по обналичиванию.

83 Gimpelson, V., Kapeliushnikov, R. Between Light and Shadow: Informality in the Russian Labour Market // IZA Discussion Paper. 2014. № 8279. P. 19.

84 Iontsev, V., Ivakhnyuk, I. Role of International Labour Migration in Russian Economic Development // CARIMEast Research Report. 2012. № 4. P. 27.

По оценкам, если стоимость обначиличивания увеличится до 10%, масштабы теневого сектора могут сократиться в значительной степени.

• Стимулирование банков и платежных систем создавать привлекательные для потребителя банковские продукты.

Стимулирование добровольного перехода на безналичную оплату товаров и услуг может помочь налоговым органам контролировать самые трудноуловимые для них организации теневого сектора - оказание бытовых услуг и мелкие точки розничных продаж. Создание привлекательного банковского продукта для потребителей - системы бонусов и баллов, предоставление скидок, возврат определенного процента с покупки (кэшбэк) и прочих продуктов - вызывает у потребителя желание обладать ими и создает спрос на безналичный расчет даже в самых мелких точках продаж и пунктах бытовых услуг. Это, в свою очередь, отделяет от теневого сектора обороты в данных организациях85.

• Изменения в налоговом законодательстве и заключение международных договоров.

Осознание масштабов офшоризации российской экономики подтолкнуло правительство на создание мер по возврату вывезенных российских капиталов из-за границы обратно в Россию. Помимо этого был принят ряд изменений в налоговое законодательство, а именно введение главы 3 в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающей внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний86, введение понятий «налоговое резидентство организаций» и «фактический получатель дохода». Также было заключено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией и утверждена международная Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Данные налоговые изменения вкупе с ужесточением надзорной политики Центрального банка Российской Федерации уже поспособствовали появлению первых положительных результатов: объем теневых операций (по методологии платежного баланса) за последние годы снизился в 25 раз — с 38,8 миллиардов долларов в 2012 г. до 1,5 миллиардов долларов в 2015 г87.

Таким образом, на сегодняшний день в российской практике осуществляются методы борьбы с теневой экономикой, которые основаны на основных направлениях борьбы с теневым сектором. К этим методам относятся: проведение информационных кампаний по разъяснению населению криминальной основы теневых операций для изменения искаженной правовой оценки теневого сектора в глазах общества; система

85 Суслина, А.Л., Леухин, Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. - 2016. - №6 (34). - С. 54.

86 Статья 309.1 НК РФ ч.2. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru - Загл. с экрана.

87 Хейфец, Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. - М.: Институт экономики РАН, 2013. - С. 49.

патентов для решения проблемы самозанятого населения; санация банковской системы, повышение контроля над деятельностью платежных систем, установление лимитов на снятие наличных денег через банкоматы и на перевод средств между физическими лицами и стимулирование банков и платежных систем создавать привлекательные для потребителя банковские продукты для борьбы с обналичиванием незаконно полученных средств; изменения в налоговом законодательстве и заключение международных договоров для решения проблем налоговых аспектов теневой экономики.

Исходя из результатов применения данных методов можно сделать вывод, что не все они эффективны и справляются с поставленными задачами. Для эффективной борьбы с теневым сектором в России необходимо основываться на два основных принципа: совокупность мер и одновременность работы по всем направлениям борьбы с теневым сектором; сбалансированность ужесточающих и стимулирующих мер.

Решение таких российских проблем, как низкий уровень защиты прав и свобод, недоверие граждан к правительству, может помочь сократить масштабы теневого сектора. Повышение уровня налоговой и финансовой грамотности населения, формирование в общественном сознании мысли, что качество государственных услуг и уплата налогов имеют взаимосвязь, могут стать фундаментом для создания в России «общества налогоплательщиков» как базового элемента гражданского общества. Реальная борьба с коррупцией могла бы значительно повысить уровень доверия населения к действиям правительства и наладить двустороннюю связь между обществом и властью, что, в свою очередь, создало бы правильную почву для эффективной реализации конкретных мер по сокращению теневого сектора экономики.

Использованные источники:

1. Российская Федерация. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. [Электронный ресурс]: [введена от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ] Доступ из справ.-правовой системы «Консультантплюс».

2. Российская Федерация. Указы. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]: указ Президента: [подписан Президентом 13 мая 2017 г. №208] Доступ из официальных сетевых ресурсов Президента России.

3. Покида, А. Масштабы и следствия развития ненаблюдаемой «серой» экономики в различных сферах жизнедеятельности российского общества // Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС, 2014. - С 175-188.

4. Суслина, А.Л., Леухин, Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. - 2016. - №6(34). -С. 46-61.

5. Хейфец, Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. М.: Институт экономики РАН, 2013. - 63 с.

6. Gimpelson, V., Kapeliushnikov, R. Between Light and Shadow: Informality in the Russian Labour Market // IZA Discussion Paper. - 2014. - № 8279. - P. 1-36.

7. Iontsev, V., Ivakhnyuk, I. Role of International Labour Migration in Russian Economic Development // CARIMEast Research Report. - 2012. - № 4. - P. 1-40.

УДК 338.24

Савинова Д.В. студент очной формы обучения факультета Управления и бизнеса Научный руководитель: Сандракова И.В., к.т.н.

доцент

Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В.Плеханова

Россия, Г.Кемерово УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В данной статье проведен анализ терминологического аппарата системы управления предприятием, а также рассмотрены особенности процесса принятия управленческих решений, как неотъемлемой части системы управления предприятием.

Ключевые слова: управление, принятие управленческих решений, процесс, эффективность.

Savinova D. V.

Full-time student of the Faculty of Management and Business Scientific adviser: Sandrakova I.V.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Kemerovo Institute (branch) of the Russian University of Economics

G. V.Plekhanova Russia, Kemerovo MANAGEMENT DECISION AS AN IMPORTANT ELEMENT OF

Abstract: This article analyzes the terminological apparatus of the enterprise management system, and also considers the features of the managerial decision-making process as an integral part of the enterprise management system.

Keywords: management, management decision making, process, efficiency.

Динамические изменения условий хозяйствования в современных рыночных условиях создают условия для формирования качественной и научно обоснованной системы развития предприятий, как залога общей безопасности страны, ее позиций и приоритетов на мировом рынке, социального и демографического уровней, а также ее возможностей дальнейшего развития в контексте выхода на международные рынки. Поэтому, приоритеты и стратегии экономического развития и роста является одной из главных проблем, к которым обращаются современные ученые -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.