Научная статья на тему 'Теневая экономика в России как одно из последствий ошибочных элементов экономической политики страны'

Теневая экономика в России как одно из последствий ошибочных элементов экономической политики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / МАСШТАБ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПУСТИМЫЕ ПРЕДЕЛЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / ПРИЧИНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SHADOW ECONOMY / UNDERGROUND ECONOMY / SCALE OF THE SHADOW ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / SHADOW ECONOMY PERMISSIBLE LIMITS / UNDERGROUND ECONOMY CAUSES / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комбаров Михаил Анатольевич

Исследование направлено на изучение масштабов российской теневой экономики в последние десятилетия и сравнение их с аналогичными показателями многих других стран мира, находящихся как в Европе, так и в самых отсталых регионах планеты. В статье обозначены системные свойства теневой экономики, приведена ее классическая типология по критерию отношения к официальной. Далее в статье рассматриваются причины возникновения данного явления, его положительные и отрицательные стороны, а также сказано о допустимых его размерах и возможных способах борьбы с ним. На основе официальных данных Международного Валютного Фонда проведён анализ уровня теневой экономики во многих странах мира, включая Россию. По его итогам установлено, что такой показатель обратно пропорционален степени экономического развития того или иного государства, и в нашей стране его значение находится выше допустимых пределов, обгоняя абсолютно все мировые державы и даже несколько отсталых стран Африки. Путём изучения отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу экономики, выявлены причины этого факта. Важнейшей проблемой является отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комбаров Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SHADOW ECONOMY IN RUSSIA AS ONE OF THE CONSEQUENCES OF INCORRECT ELEMENTS OF THE ECONOMIC POLICY

The study is aimed at studying the scale of the Russian shadow economy in the last decade and comparing them with similar indicators of many other countries in Europe and in the most backward regions of the world. The article identifies the system properties of the shadow economy, shows its classical typology by the criterion of attitude to the official one. It discusses the causes of this phenomenon further in the article, its positive on the negative side, it is also written about the permissible dimensions and possible ways of dealing with it. Based on the official data of the International Monetary Fund, the level of the current economy in many countries, including Russia, was analyzed. According to its results, such an indicator is inversely proportional to the degree of economic development of a state, and in our country its value is above the permissible limits, covering absolutely all the world powers and even a few backward African countries. By studying the separate normative legal acts regulating the sphere of economy, the reasons of this fact are revealed. The most important problem is the lack of due attention to this problem from the state.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика в России как одно из последствий ошибочных элементов экономической политики страны»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Комбаров М.А. Теневая экономика в России как одно из последствий ошибочных элементов экономической политики страны // Human Progress. 2019. Том 5, № 1. URL: http://progress-human.com/images/2019/Tom5_1/Kombarov.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.151.2

УДК 338.22: 330.101.541: 343.7

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ КАК ОДНО ИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ОШИБОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ

Комбаров Михаил Анатольевич

Магистрант кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

comb.tatyana2016@yandex.ru 62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли, г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (961) 762-12-84

Аннотация. Исследование направлено на изучение масштабов российской теневой экономики в последние десятилетия и сравнение их с аналогичными показателями многих других стран мира, находящихся как в Европе, так и в самых отсталых регионах планеты. В статье обозначены системные свойства теневой экономики, приведена ее классическая типология по критерию отношения к официальной. Далее в статье рассматриваются причины возникновения данного явления, его положительные и отрицательные стороны, а также сказано о допустимых его размерах и возможных способах борьбы с ним. На основе официальных данных Международного Валютного Фонда проведён анализ уровня теневой экономики во многих странах мира, включая Россию. По его итогам установлено, что такой показатель обратно пропорционален степени экономического развития того или иного государства, и в нашей стране его значение находится выше допустимых пределов, обгоняя абсолютно все мировые державы и даже несколько отсталых стран Африки. Путём изучения отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу экономики, выявлены причины этого факта. Важнейшей проблемой является отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны государства.

Ключевые слова: теневая экономика; масштаб теневой экономики; экономическое развитие; допустимые пределы теневой экономики; причины теневой экономики; экономическая политика.

JEL коды: O17, O57.

Введение

Термин «теневая экономика» произошёл от английских слов «underground economy». Под ней понимается неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. Причиной её возникновения и существования является стремление человека к минимизации своих издержек и максимизации получаемых доходов.

Подобное явление присутствует в любой экономической системе [1], зарождаясь и погибая одновременно с ней независимо от государственного строя, административной системы управления, и в последнее время стало одной из острейших социально-экономических проблем. Актуальность темы обуславливает наряду с этим и тот факт, что на сегодняшний день в экономике не изучено его влияние на общество. С одной стороны теневая экономика представляет собой проблему для государства, поскольку с неё не взимаются налоги, а с другой - зачастую выступает средством сохранения рабочих мест и социальных благ. Данной проблемой занимались такие учёные, как В. И. Авдийский, Б. О. Блашенцев, Е. Б. Голованов, Л. М. Капица, Д. Кассел, А. А. Крылов, И. П. Купрещенко, Ю. В. Латов, Д. Мид, К. Морри-сон, М. Е. Тарасов, Л. Ш. Шарифьянова, Ф. Шнайдер и др.

Целью статьи является изучение масштабов теневой экономики в России и сравнение их с её масштабами в других странах мира, включая высокоразвитые, развивающиеся и экономически отсталые государства, а также установление причин развития этого явления в нашей стране.

1. Понятие и структура теневой экономики

Теневая экономика - это деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учёта и контроля. Она представляет собой сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего - неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей являются скрытыми от органов государственного управления [2, с. 6].

Как и любая другая отрасль народного хозяйства, теневая экономика имеет свою историю. По мнению некоторых экспертов, её становление совпадает с возникновением первых форм хозяйствования человеческого общества [3, с. 180]. Даже в период присваиваемой экономики наблюдался процесс насильственного изъятия продуктов у одного племени другим,

что в настоящее время понимается как разбой или грабёж. Общегосударственной проблемой теневая экономика стала в 1930-е гг., когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и взяла её на «абордаж». Сам термин «Теневая экономика» появился только в 1970 г. Им обозначались скрытые доходы и антиобщественные способы их извлечения. К середине 1980-х гг. значительно возрос интерес к данному явлению [4]. Это было обусловлено причинами, связанными с повышением его роли в народном хозяйстве. Масштабы нелегальной деятельности в это время стали значительными и их недоучёт резко снижал достоверность фактических и прогнозных оценок потребности населения в различных благах. Через десять лет проблемами теневой экономики начали заниматься социологи, криминологи, статистики, историки, политологи и другие учёные.

Теневая экономика обладает такими системными свойствами, как:

- всеобщность;

- целостность;

- связь с внешней средой, которая проявляется в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой, с институтами государства и общества посредством легальных хозяйствующих структур;

- способность к самоорганизации, к непрерывному развитию в соответствии с общими экономическими принципами;

- наличие универсального механизма функционирования;

- иерархичность, которая проявляется в том, что каждый элемент теневой экономики может рассматриваться как система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы - национального хозяйства.

Согласно классической типологии теневой экономики, основным критерием которой является её отношение к официальной, она делится на три сектора:

1) Фиктивная («беловоротничковая») теневая экономика. Это вид незаконной экономической деятельности, совершаемый работниками официального сектора экономики на их рабочих местах. Она приводит к созданию благоприятных условий для перераспределения ранее полученного национального дохода. Т.е. лица, которые ей занимаются, получают непосредственные выгоды за счёт чужих потерь. К ней относятся такие виды преступлений, как мошенничество, коррупция и т.д. Основными её характеристиками являются: а) в качестве субъектов данных противоправных деяний выступают преимущественно уважаемые лица, т.е. руководители и другие работники, имеющие доступ к финансовым потокам и рычагам давления; б) основой и прикрытием преступлений служит легальная экономическая, хозяйственная и финансовая деятельность; в) все эти правонарушения совершаются путём злоупотреб-

ления служебным положением, в большинстве случаев с помощью компьютера, элементы физического насилия в них отсутствуют. Разрушительная сила фиктивной теневой экономики заключается в том, что процесс её устранения исключительно сложен и малоэффективен ввиду того, что физически невозможно установить контроль над каждым субъектом экономической системы и отслеживать его действия. Поэтому данный сектор является самым масштабным и наносит наибольший ущерб официальной экономике государства.

2) Серая теневая экономика. Это разрешённая законом, но не учитываемая официальными статистическими органами экономическая деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг. По отношению к официальной экономике она более самостоятельна, чем фиктивная, которая неотрывна от неё. В этом секторе предприниматели либо сознательно отклоняются от официального учёта с целью избежать расходов, связанных с получением лицензии и налогообложением, либо отчёт о некоторых видах деятельности вообще не предусмотрен. Такая теневая экономика относится, как правило, к малому бизнесу и является исключительно распространённым средством заработка у низших и средних слоёв населения. Её примерами могут быть неофициальное трудоустройство на рабочее место, незарегистрированные ремонтные работы, репетиторские занятия и т.д.

3) Черная теневая экономика. Это запрещённая законом деятельность, которая связана с ущемлением прав и свобод всех хозяйствующих субъектов. Она полностью обособлена от официальной и к ней относятся все виды занятости, несовместимые с нормальной экономической жизнью и разрушающие её [5, с. 86], такие как кражи, грабежи и другое перераспределение, основанное на насилии, а также проституция, наркобизнес и рэкет. Данный сектор имеется в любом государстве, поскольку является наиболее прибыльным. Его возникновение - это закономерная реакция на спрос со стороны отдельных групп граждан, желающих приобрести незаконный товар или услугу. Ввиду того, что лица, занятые в этой области, являются монополистами, они могут повышать цены до того уровня, при котором издержки будут многократно покрываться доходами. Таким образом, риски, связанные с продажей незаконных товаров, компенсируются значительной экономической отдачей и прибыльностью.

Теневая экономика возникает в ситуации, когда в силу сложившихся условий на рынке является целесообразным и выгодным скрывать свою финансово-хозяйственную деятельность от государства. Масштаб скрываемой информации может колебаться от сокрытия отдельных сделок до сокрытия самого факта существования какого-либо предприятия. Учёные выделяют следующие причины, оказывающие непосредственное влияние на возникновение и развитие такого явления:

1) Уровень налогового бремени. Чем выше уровень налогообложения и сложнее механизм регистрации бизнеса, тем большие размеры приобретает теневая экономика. Это связано с тем, что предприятия, скрывающие свои доходы, увеличивают чистую прибыль, в то время как у добросовестных предпринимателей после выполнения всех обязательств перед государством может не остаться ресурсов для последующего развития [6, с. 299].

2) Коррумпированность государственного аппарата. Эта причина оказывает непосредственное влияние на уровень фиктивного сектора теневой экономики. Чем дольше и сложнее бюрократические процедуры, тем выгоднее государственным служащим дополнительные финансовые вливания со стороны частных и юридических лиц, т.к. они позволяют снизить затраты времени. Прекрасно осознавая преимущество своего положения, бюрократы, обладая достаточной долей власти, намеренно тормозят делопроизводство в целях оказания давления на законопослушных граждан, которые, в свою очередь, вынуждены идти на поводу у хорошо отлаженной системы вытягивания денежных средств у населения.

3) Высокие издержки производства и сертификации. Нелицензированное производство позволяет избежать обязательную сертификацию продукта. Это ведёт к сокращению затрат из-за отсутствия необходимости использования высококачественного сырья и квалифицированной рабочей силы.

4) Иллюзия безнаказанности. В связи с тем, что раскрытие экономических преступлений является долгим и трудоёмким процессом, нарушителям зачастую удаётся избежать ответственности за их совершение.

5) Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, влекущее за собой рост безработицы и снижение уровня жизни многих слоёв населения. В таких условиях при входе на рынок имеются высокие транзакционные издержки и другие административные барьеры, поэтому многие предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например, вести своё дело без официальной регистрации.

6) Ломка общественных отношений (переход от одной экономической системы к другой). Такое состояние может обусловить переплетение экономического кризиса с социальным и моральным, следовательно, разрастание криминального сектора экономики.

Сущность теневой экономики раскрывается в её функциях, к которым относятся:

- деформационно-разрушительная, обусловленная существованием разрыва между потребностями государства в финансовых ресурсах для решения ключевых макроэкономических задач и возможностями их удовлетворения; проявляется в виде усиления социальной напряжённости в обществе, возникающей вследствие несправедливой дифференциации доходов, в снижении управляемости экономикой и т.п.;

- консервативная, проявляющаяся в торможении процессов качественного обновления технической базы производства официальной экономики из-за оттока капитала в теневую;

- перераспределительная, результатом действия которой становится увеличение налогового бремени экономических субъектов, действующих в легальной экономике [7, с. 81].

Принято считать, что теневая экономика - это весьма разрушительное явление, оказывающее отрицательное влияние на официальную экономику и общество в целом [8]. К числу негативных её последствий относятся сокращение государственного бюджета, возникновение недоверия иностранных инвесторов к стране, деформация конкуренции и структуры потребления, серьёзная угроза для экологии и т.д. Однако швейцарский экономист Дитер Кассел выделил и положительные её стороны, а именно:

1) Экономическая смазка. Теневая экономика выступает механизмом сглаживания перепадов в экономической конъюнктуре. Когда официальная её часть переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в неё, возвращаясь туда после завершения этого кризиса.

2) Встроенный стабилизатор. Теневая экономика является своеобразным источником инвестирования в легальную, в которой для закупки товаров и услуг могут быть использованы полученные в ней неофициальные доходы предприятий и других её субъектов.

3) Социальный амортизатор. Теневая экономика смягчает последствия рецессий и финансовых кризисов, в ходе которых уволенные работники находят в ней временные источники существования. Неформальная занятость улучшает материальное положение малоимущих, что позволяет снизить уровень материальной дифференциации между различными слоями общества, способствует уменьшению количества граждан, проживающих за чертой бедности, а следовательно, приводит к снижению социальной напряжённости, уберегая общество от социального взрыва [9, с. 23].

Соотношение позитивных и негативных последствий теневой экономики зависит от её масштаба [10], с увеличением которого происходит снижение положительных эффектов при одновременном росте отрицательных. Некоторыми исследованиями установлено, что оптимальный её размер находится в районе 15%, при котором положительные её последствия максимизируются. В случае, если масштабы теневой экономики значительно превосходят этот предел, то с ней необходимо бороться ввиду того, что данный факт может привести к нарушению экономической безопасности любой экономической системы. Основным инициатором такой борьбы выступает государство, которое использует для этого следующие методы [11, с. 125]:

1) Создание комплексной системы контроля над экономикой в целом, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами, которые должны устанавливать действенный и постоянный декларативный контроль за доходами и расходами граждан.

2) Формирование благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства, предполагающее: а) создание определенных стимулов для развития добросовестной хозяйственной практики; б) установление приемлемого уровня налогов и таможенных пошлин; в) упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; г) повышение ответственности банков перед вкладчиками.

3) Разработка социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоёв, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Важными элементами такой политики могут быть установление достойного прожиточного минимума, особое внимание к проблеме занятости молодёжи, недопущение глубокой социальной дифференциации общества и т.д.

4) Сокращение численности субъектов незаконной части теневой экономики, которое осуществляется за счёт оперативно-розыскных работ правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов преступного бизнеса, а именно коррумпированных чиновников, распространителей запрещённой продукции и т.д. Для борьбы с коррупцией и взяточничеством, т.е. с фиктивным сектором теневой экономики, необходимо свести к минимуму распределительные функции чиновничества.

5) Приравнивание всех экономических преступлений, а также преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления к группе особо тяжких.

6) Реализация воспитательной функции, связанной с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Её важными элементами являются формирование культуры законопослушания и национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества, а также осуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции (через рекламу и СМИ указывается вред, наносимый ими официальной экономике и населению).

Помимо государства, участниками борьбы с теневым бизнесом являются некоторые субъекты официальной экономики и общественные организации. Так, различные предпринимательские объединения, союзы и ассоциации, обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, включают во внутрен-

ние кодексы корпоративной этики положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов; самостоятельно регулируют поведение своих членов, применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера; отказываются от сотрудничества с предприятиями или физическими лицами, ведущими свою деятельность без официальной регистрации, тем самым затрудняя её; осуществляют большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому кругу вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. К числу международных и национальных общественных организаций, вносящих существенный вклад в работу по борьбе с теневой занятостью, относятся:

1) Международная организация труда. Она отстаивает интересы наёмных работников, опираясь на то, что у лиц, занятых неофициально, нарушаются многие права (например, право на медицинское и пенсионное страхование, на отпуск по беременности, на безопасные трудовые условия и т.п.).

2) Всемирная организация интеллектуальной собственности. Она отстаивает законные интересы авторов литературных, художественных и музыкальных произведений, программных продуктов, видеофильмов и иных материалов, т.к. на их копировании основаны многие сферы незаконного предпринимательства.

3 ) Международное общество защиты прав потребителей. Оказывает большую помощь населению, выполняя значительный объём работы по судебному преследованию изготовителей некачественной продукции, произведённой с нарушением установленных норм и правил.

4) Научные организации и различные фонды (Макартуров, Карнеги, Форда и др.). Под их эгидой осуществляется финансирование научных грантов и исследований, посвящённых теневой экономике; проводятся научно-практические конференции, семинары и круглые столы; выпускается научная литература по проблемам функционирования теневого бизнеса.

5) Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering). Была создана в 1989 г. и за период своей деятельности выработала около 50 рекомендаций по выявлению и изъятию из оборота «грязных денег», т.е. доходов, полученных преступным путём [12, с. 78].

Помимо них, с теневой экономикой борются и такие всемирно известные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, Интерпол и др. Они разрабатывают общие принципы противодействия мошенничеству, отмыванию денег, коррупции, а также обмениваются оперативной информацией по экономической преступности и проводят совместные расследования.

Можно сделать вывод, что теневая экономика представляет собой скрываемые от государства производство, распределение, обмен и потребление материальных ценностей, денег

и услуг. Внутри неё выделяется три сектора, каждый из которых наносит определённый вред обществу. Размер этого вреда прямо пропорционален масштабам теневой экономики в целом. Вести борьбу с таким явлением призваны различные ассоциации, союзы, предпринимательские объединения, общественные организации, а также само государство, которое должно стимулировать население к официальной занятости, строго наказывая при этом преступников.

2. Уровень теневой экономики в различных странах мира

В настоящее время ни одна страна мира не может похвастаться тем, что не имеет теневой экономики. В тех или иных масштабах она присутствует в экономической системе любого государства, зарождаясь и погибая одновременно с ней. Следовательно, данная проблема имеется как у развитых, так и у развивающихся стран [13].

Развитые страны - это группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В них проживает 15 - 16% мирового населения, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности и производит примерно 75% мирового ВВП, создавая основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. Такие страны называются индустриальными. МВФ относит к ним некоторые государства Западной Европы, Северной Америки и Тихоокеанского бассейна. Основными их признаками являются:

1) ВВП на душу населения составляет в среднем 20 тыс. долл. и непрерывно растёт, что определяет высокий уровень жизни.

2) Отраслевая структура экономики эволюционирует в сторону доминирования промышленности; бурно развивается сфера услуг; значительное влияние на экономический рост оказывает научно-технический прогресс.

3) Ведущая роль в экономике принадлежит ТНК, а для некоторых малых стран Европы, где они отсутствуют, характерно широкое распространение мелкого и среднего бизнеса как фактора экономической и социальной стабильности.

4) В хозяйственной деятельности активное участие принимает государство. Целью государственного регулирования является формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала.

5) Открытость мировому хозяйству и либеральная организация внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет ведущую роль этих стран в международном движении капитала и в международных валютно-расчётных отношениях.

Развивающиеся страны - это группа независимых, в т.ч. бывших колониальных и полуколониальных государств со слаборазвитой экономикой, невысоким уровнем социально-экономического потенциала вследствие некоторых особенностей их исторического пути. Та-

ких стран в мире насчитывается около 150, в них проживает более 80% населения планеты, которое производит чуть более 20% мирового ВВП. Все они характеризуются существованием доиндустриальных и индустриальных типов производительных сил; высокой социальной дифференциацией общества; слабым развитием финансовой, налоговой и банковской системы; политической, экономической, культурной зависимостью от развитых стран; неспособностью самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами; постоянными войнами, межэтническими конфликтами; слабым научно-техническим потенциалом, из-за чего практически не развиваются научные направления и другими отрицательными факторами в политической, экономической и социальной структуре.

В конце января 2018 г. МВФ опубликовал работу, оценивающую масштабы теневой экономики в 158 странах мира за период с 1991 по 2015 гг. Её авторами стали экономисты Ле-андро Медина (член африканского департамента МВФ) и Фридрих Шнайдер. Некоторые результаты их исследований представлены в таблице 1.

Табл. 1: Размеры теневой экономики в странах мира в 1991 - 2015 гг.1

Страна Уровень теневой экономики, % от ВВП

1991 г. 1996 г. 2001 г. 2006 г. 2011 г. 2015 г.

1 2 3 4 5 6 7

Развитые страны

Австралия 15,69 14,55 12,50 11,66 8,87 8,10

Австрия 9,03 9,85 8,50 8,34 8,47 9,01

Бельгия 22,10 23,41 19,78 20,74 17,71 17,80

Великобритания 13,65 11,95 10,66 10,44 10,06 8,32

Германия 13,26 14,62 12,48 11,41 9,05 7,75

Дания 17,08 16,50 14,23 12,66 15,26 14,70

Ирландия 18,36 16,69 12,92 12,59 12,49 9,58

Испания 27,49 26,13 23,02 22,96 23,65 22,01

Италия 29,14 24,18 23,55 23,81 24,54 22,97

Канада 19,31 16,59 13,52 12,92 10,46 9,42

Кипр 36,22 28,94 28,40 29,90 32,71 32,20

Латвия 20,07 28,07 25,18 18,13 18,67 16,62

Люксембург 11,07 11,97 10,18 10,33 10,34 10,38

Мальта 31,54 33,12 30,66 28,69 28,06 29,43

Нидерланды 13,21 12,80 10,40 10,94 8,09 7,83

Новая Зеландия 14,97 12,75 10,85 11,72 10,19 8,97

Норвегия 16,25 14,84 12,73 11,29 13,63 15,07

Португалия 23,28 23,01 21,79 22,69 20,37 17,82

Сингапур 13,69 12,76 13,40 10,88 10,13 9,20

Словакия 17,19 18,45 17,23 13,52 11,96 11,18

Словения 27,41 27,02 25,00 20,94 22,18 20,21

США 10,12 8,90 8,01 7,47 8,23 7,00

Финляндия 16,52 15,91 12,46 11,26 12,19 13,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 14,96 16,28 13,31 13,31 11,81 11,65

Чехия 18,42 16,05 15,80 13,14 11,68 10,47

Швейцария 7,56 8,05 7,07 6,96 6,62 6,94

1. Составлено автором по: [14]. © М.А.Комбаров

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Швеция 15,54 16,40 12,10 11,14 11,08 11,74

Япония 10,35 10,72 11,31 10,35 9,89 8,19

Развивающиеся страны

Албания 43,18 37,07 36,04 29,58 25,41 26,21

Азербайджан 54,69 59,22 58,29 48,02 43,71 43,66

Ангола 50,17 46,30 46,14 41,23 36,49 35,25

Аргентина 25,22 25,32 26,94 22,63 20,80 24,99

Армения 46,65 47,48 47,61 41,38 38,46 35,96

Бангладеш 36,34 35,70 34,48 34,13 28,79 27,60

Белоруссия 52,78 52,24 49,39 44,64 33,03 32,37

Бенин 58,78 52,65 50,34 55,79 55,12 48,28

Болгария 35,13 31,45 34,91 26,78 22,39 20,83

Боливия 68,09 66,78 70,57 61,77 51,82 45,98

Бразилия 40,64 40,83 38,65 37,62 33,06 35,22

Буркина-Фасо 43,42 43,91 41,20 36,21 32,06 29,63

Венгрия 31,89 29,18 24,70 21,05 21,87 20,49

Венесуэла 32,02 29,64 38,26 32,16 32,65 33,63

Вьетнам 22,24 20,59 19,73 17,64 16,09 14,78

Габон 48,72 44,23 56,07 59,63 54,75 52,01

Гватемала 63,95 60,86 54,44 50,46 51,76 46,88

Гондурас 53,74 49,12 50,45 42,68 41,96 37,68

Грузия 61,47 71,33 66,86 63,79 60,86 53,07

Египет 36,02 35,28 35,49 33,07 32,91 33,32

Замбия 54,17 52,41 48,85 48,52 36,61 32,99

Зимбабве 57,35 54,05 56,12 60,58 63,89 67,00

Индия 28,43 25,69 26,62 22,06 19,71 17,89

Индонезия 26,99 23,64 24,05 24,87 22,65 21,76

Иран 19,13 20,65 19,89 16,34 14,93 18,38

Казахстан 43,62 47,35 42,73 35,12 31,61 32,82

Камбоджа 44,12 55,11 49,80 40,92 40,30 33,85

Киргизия 35,75 43,02 40,35 37,52 33,06 30,78

Китай 17,47 16,07 16,33 13,84 12,03 12,11

Колумбия 35,69 37,30 37,26 31,79 27,60 25,25

Лаос 36,16 33,96 30,66 28,08 25,78 25,00

Ливия 34,24 36,26 36,24 28,30 38,76 38,27

Мадагаскар 40,40 44,34 41,16 41,34 45,02 45,29

Молдавия 38,89 47,10 45,23 43,84 41,05 39,68

Монголия 18,83 19,54 18,88 16,77 13,69 13,20

Мьянма 63,83 58,63 49,77 48,41 47,56 50,99

Намибия 31,84 31,57 31,32 26,00 23,46 21,78

Нигер 38,66 40,23 40,06 40,95 36,51 34,12

Нигерия 56,95 61,09 57,64 51,95 51,51 52,49

Оман 23,41 20,72 18,82 19,55 17,65 23,91

Папуа Новая Гвинея 41,96 30,63 36,43 37,24 28,49 35,16

Перу 59,87 59,63 58,47 51,36 40,42 41,53

Польша 33,10 28,40 26,90 24,18 19,33 16,67

Румыния 36,03 31,12 32,33 28,88 25,41 22,94

Саудовская Аравия 18,90 17,98 18,33 16,27 13,97 14,70

Сенегал 52,64 52,60 44,05 39,84 40,20 33,68

Сирия 24,23 18,35 19,47 16,53 21,50 19,53

Таджикистан 35,42 47,23 44,02 43,37 41,59 37,73

Таиланд 55,72 50,05 54,17 48,24 47,88 43,12

Турция 35,99 32,95 32,75 29,47 27,65 27,43

Украина 38,96 51,76 49,06 40,89 39,19 42,90

Уругвай 47,99 48,69 46,57 39,92 25,68 20,38

Хорватия 30,70 35,64 30,91 23,80 24,64 22,96

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

ЦАР 39,80 42,26 41,84 39,12 36,94 50,71

Чили 19,83 19,06 18,53 15,67 12,96 13,16

Эквадор 35,84 34,54 36,05 32,14 29,71 30,18

Экваториальная Гвинея 37,64 32,71 30,75 29,27 28,37 31,38

Эфиопия 38,29 36,39 37,98 33,87 27,65 25,10

ЮАР 29,87 29,05 27,78 21,33 22,08 21,99

Ямайка 36,02 33,89 35,23 30,71 35,43 24,97

Основной причиной существования теневой экономики в развитых странах является стремление предпринимателей увеличить свой реальный доход путём уклонения от уплаты налогов. Нелегальный бизнес в таких странах преимущественно распространён в строительстве и в сфере обслуживания, и им занимаются иммигранты из ближнего Востока, студенты и домохозяйки, т.е. те лица, для которых получение какого-либо источника заработка имеет особую важность независимо от степени его правомерности. Таблица 1 показывает, что размер этого явления в большинстве из них на протяжении всего рассматриваемого периода находился в допустимых пределах, имея при этом тенденцию к снижению. Следовательно, меры, предпринимаемые властями развитых стран по борьбе с теневой экономикой, являются достаточно эффективными. Так, законодательством Франции за уклонение от уплаты налогов предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет и штрафа в размере до 2 млн.евро; в Италии государственным служащим запрещено иметь зарубежные счета и финансовые активы в банках (россияне рассматривают это как возможность уйти от уплаты налогов); в Латвии собираются данные обо всех покупателях, потративших более 2000 евро наличными за какую-либо покупку [15]. Мировым аутсайдером по масштабам теневой экономики всегда являлась Швейцария. В 2008 году в этой стране был принят закон по борьбе с неофициальным трудоустройством. В соответствии с ним работодатели, нанявшие нелегальных работников, наказываются штрафом до 1 млн.франков и сроком заключения до пяти лет.

В развивающихся странах, за исключением Аргентины, Вьетнама, Индонезии, Ирана, Китая, Монголии, Омана, Саудовской Аравии, Сирии и Чили уровень теневой экономики довольно высок. Это объясняется недостаточной степенью развития товарно-денежных отношений, социально-экономической инфраструктуры и институтов; значительными масштабами безработицы; низким уровнем заработной платы и т.д. Комбинация таких факторов резко ограничивает возможности получения дохода большей частью населения, в результате чего теневая экономика становится для них почти единственным источником заработка. Из таблицы 1 видно, что самыми проблемными странами на протяжении всего анализируемого периода являлись Азербайджан, Бенин, Боливия, Грузия, Зимбабве, Мьянма, Нигерия, Перу и

Таиланд. Так в Грузии в 1996 г. теневая занятость разрослась до 71,33%, при этом её масштаб в период с 1991 по 2015 гг. ни разу не опускался ниже 50% от ВВП. Аналогичная ситуация наблюдается в Нигерии, а также в Зимбабве, которая в 2015 г. являлась чемпионом по данному показателю (67%). Следует отметить, что именно в этой стране в конце 2000-х гг. была зафиксирована самая высокая инфляция в мире за всю историю наблюдений, которая составила примерно 230 млн. процентов.

Наиболее значительную тенденцию к снижению уровня теневой экономики среди развивающихся стран имеют Белоруссия, Боливия, Замбия и Уругвай. В этих странах её размеры к 2015 г. сократились более чем на 20% по сравнению с 1991 г. Особого внимания заслуживает Белоруссия. 19 июля 2000 г. Президент этой Республики, А.Г.Лукашенко, подписал закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путём» № 426-З. В соответствии с ним ряд финансовых операций подлежит особому контролю, среди них почтовые и телеграфные переводы денежных средств; почтовые отправления с ценными вложениями; получение выигрыша в различных казино и лотереях, организация которых осуществляется на основании специального разрешения; перемещение средств через таможенную границу Республики и т. д. Вступление данного закона в силу немедленно привело к положительным результатам. Ещё в конце последнего десятилетия XX века размеры теневого сектора составляли более половины ВВП, но уже к 2001 г. снизились до 49,39%, а к 2011 г. упали до 33,03%.

Из вышеизложенного следует, что масштабы теневой экономики в той или иной стране зависят от уровня её экономического развития. Так, в высокоразвитых странах, где каждый человек имеет возможность на достойный уровень жизни, получая доходы в официальном секторе, её размеры относительно небольшие, а в бедных и отсталых государствах, где наблюдается нехватка рабочих мест, колоссальный уровень инфляции и безработицы, она порой превышает половину ВВП. Мировым лидером по объему теневой занятости в последнее время является Зимбабве, а менее всего она развита в Швейцарии.

3. Причины теневой экономики в России

Теневая экономика в России начала развиваться с начала ХХ века. Так в период «военного коммунизма» государство для решения своих собственных задач прибегало к методам насильственного и командно-административного давления, а при И.В.Сталине начался расцвет экономических преступлений и коррупции. Официальный статус она приобрела во времена правления Л.И.Брежнева, когда за границей за золото скупались продукты питания и товары первой необходимости, а также оказывалась помощь дружественным странам на мил-

лиарды рублей. Заметные масштабы теневая занятость приобрела в конце 1950-х гг. Благоприятную почву для этого создали необдуманные решения Н.С.Хрущёва, такие, как ликвидация промысловой кооперации, перевод колхозов в совхозы, уничтожение мелкотоварного производства, запрет частного предпринимательства и т.д. В 1980-х гг. уровень теневой экономики в РСФСР составлял около 30%. Борьба с ней началась с принятием закона «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 № 8998-Х1, который фактически легализовал частное предпринимательство, хотя само понятие частной собственности оставалось под запретом. В 1991 г. были изданы различные указы президента и постановления правительства, направленные на создание частнопредпринимательской экономики и передачу значительной части государственного имущества в собственность граждан. Считалось, что по мере продвижения страны к рыночному хозяйству масштабы теневого сектора будут сокращаться [16, с. 40, 42]. Их динамика за период с 1991 по 2015 гг., установленная МВФ, приведена на рисунке 1.

Рис. 1: Уровень теневой экономики в России в 1991 - 2015 гг., % от ВВП2

Год

2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991

— 33,72 31,04

■ 32,21

■ 31,88 32,03

— 33,70

36

79

32,60 34,59 35,4 36 3

41

31,49

,68 40,08 40,78 40,81 41,91 42,05

46

45,65 45,04

41,53

39,73

72 73 83

48

10

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

40

50

60

Уровень теневой экономики

Из рисунка 1 видно, что меры по борьбе с теневой экономикой, предпринятые в 1991 г., смогли снизить её масштабы на 8,24%, однако с 1993 г. наблюдался монотонный их рост, ко-

4

0

2. Составлено автором по: [14]. © М.А.Комбаров

торый достиг пика в 1997 г. По данным МВФ, размеры теневого сектора в 1991 - 2015 гг. ни разу не достигали этой отметки даже в таких отсталых странах, как Буркина-Фасо, Нигер, Папуа Новая Гвинея и Эфиопия. Далее уровень российской теневой занятости начал снижаться и к 2008 г. упал до 32,60% от ВВП. Мировой экономический кризис этого года вызвал одномоментный его рост, после чего тенденция к снижению продолжилась. Наименьшее значение анализируемого показателя было зафиксировано в 2014 г. (31,04%), которое через год увеличилось на 2,68% от ВВП. Для оценки масштабов теневой экономики в последующие годы у МВФ нет актуальных сведений. Они есть у Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА). По данным её отчёта, объём теневого сектора в России в 2016 г. составил 39,07% от ВВП, а в 2017 г. - 38,79%. Также эксперты АССА установили, что РФ занимает четвёртое место в мире по его величине после Азербайджана, Нигерии и Украины3.

Таким образом, масштабы теневой экономики в России на протяжении всего рассматриваемого периода ни разу не опускались ниже 30% от ВВП, т.е. всегда находились выше допустимых пределов. Это может быть связано с низкой эффективностью применяемых государством способов борьбы с данным явлением или вызвано некоторыми элементами экономической политики. Одним из таких элементов является повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов. Она приводит к тому, что некоторые мигранты, пребывающие на территорию РФ из стран СНГ, Ближнего и Дальнего Востока и других государств, находят источник заработка в теневом секторе. Как правило, они занимаются изготовлением контрафактной и фальсифицированной продукции с целью её реализации, а также совершают кражи, грабежи, разбои, сбыт наркотических средств и т.п. Так, по данным прокуратуры Сахалинской области, количество преступлений, совершаемых мигрантами в этом регионе по итогам 2017 г. выросло на 30% по сравнению с 2016 г.4, а в Саратовской области за этот же период отмечается четырёхкратный рост числа приезжих, привлечённых к уголовной ответственности за реализацию наркотиков5. Помимо этого, наблюдаются случаи осуществления иностранными гражданами различных мошеннических действий.

Другим моментом, способствующим поддержанию высокого уровня теневой экономики в стране, является недостаточный размер пособий по безработице. В настоящее он составляет от 850 до 4900 руб., а с 1 января 2019 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 немного увеличится. Минимальная величина такого пособия будет равна 1500 р., а максимальная - 8000 р. (для лиц предпенсионного возраста - 11280 р.). Следова-

3 Самые быстрые новости. Фото и видео дня. Лента новостей в России и в мире // Режим доступа URL: http://www.newsru.com. (дата обращения: 04.12.2018).

4 Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM // Режим доступа URL: http://regnum.ru. (дата обращения: 06.12.2018).

5 Новости и аналитика // Режим доступа URL: http://www.pravda.ru. (дата обращения: 06.12.2018).

© М.А.Комбаров 15 DOI 10.34709/IM.151.2

тельно, помощь безработному населению со стороны государства всё равно останется незначительной. Так как в 2019 г. прожиточный минимум составит (по прогнозам) 11280 р., можно сделать вывод о том, что безработные граждане, не находящиеся в предпенсионном возрасте, будут вынуждены заниматься теневой деятельностью. Их источниками дохода могут стать как неофициальные ремонтные работы, репетиторские занятия, так и преступления, относящиеся к чёрному сектору теневой экономики (кражи, грабежи, разбои, вымогательства и т.д.).

Ещё одним элементом, провоцирующим рост теневой экономики в России, является Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-Ф3. Этот закон вступил в силу 1 января 2016 г. и причинил материальный ущерб работающим пенсионерам. К настоящему моменту они пропустили три индексации пенсии: 4% за 2016 год; 5,4% за 2017 год и 3,7% за 2018 год. В 2019 году ожидается индексация в размере 7,05%. Все эти повышения являются замороженными и любой работающий пенсионер получит их после своего увольнения. Таким образом, он может использовать следующую схему: уволиться с официального рабочего места и, получив индексации, устроиться на работу без оформления, т.е. в серый сектор теневой экономики. Данный план является для него достаточно выгодным. Это обусловлено тем, что такой пенсионер будет иметь два источника дохода: заработную плату и ежегодно увеличивающуюся пенсию, ввиду того, что Пенсионный фонд станет считать его неработающим.

Высокому уровню теневой экономики в нашей стране способствует также и законодательство. За большинство экономических преступлений УК РФ предусматривает достаточно мягкие виды наказания. К ним относятся:

1) Кража. Согласно ч. 1 ст. 158 УК РФ наказывается: а) штрафом в размере до 80 тыс.р. или в сумме заработной платы либо иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев; б) исправительными работами на срок до 1 года; в) арестом на срок до 4 месяцев; г) ограничением свободы на срок до 2 лет; д) лишением свободы на тот же срок.

2) Мошенничество. Согласно ч. 1 ст. 159 УК РФ наказывается: а) штрафом в размере до 120 тыс.р. или в сумме заработной платы либо иного дохода осуждённого за период до 1 года; б) исправительными работами на срок до 1 года; в) арестом на срок до 4 месяцев; г) ограничением свободы на срок до 2 лет; д) лишением свободы на тот же срок.

3) Грабёж. Согласно ч.1 ст. 161 УК РФ наказывается: а) исправительными работами на срок до 2 лет; б) арестом на срок до 6 месяцев; в) ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет; г) лишением свободы на срок до 4 лет.

4) Незаконное предпринимательство. В соответствии с ч. 1 ст. 171 УК РФ наказывается: а) штрафом в размере до 300 тыс.р. или в сумме заработной платы либо иного дохода осуждённого за период до 2 лет; б) арестом на срок до 6 месяцев.

5) Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 171.1 УК РФ наказываются: а) штрафом в размере до 300 тыс.р. или в сумме заработной платы либо иного дохода осуждённого за период до 2 лет; б) лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс.р. или в сумме заработной платы либо иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев.

Помимо этого, жёстких приговоров иногда удаётся избежать и лицам, совершившим разбой, реализацию наркотических веществ, получение либо дачу взятки. В результате подобные деяния становятся довольно рентабельными, поскольку граждане не боятся ответственности за их совершение ввиду того, что все риски многократно покрываются получаемыми доходами. В некоторых других странах мира они наказываются гораздо строже. Так в Сингапуре за торговлю наркотиками и коррупцию предусмотрена смертная казнь, а за более мягкие преступления (кражи) - телесные наказания в виде ударов розгами или кнутом. За период с 1991 года в этой стране было повешено 420 человек, из них около 300 - наркоторговцы. Данные виды наказаний привели к тому, что масштабы теневой экономики Сингапура за всё это время ни разу не превысили 15% от ВВП, и сегодня он считается одним из наименее коррумпированных государств в мире.

Другой страной, где за период с 1991 года по настоящее время размеры теневого сектора изредка достигали 20% вследствие практически полного отсутствия краж и коррупции, является Иран. Это государство живёт по законам Шариата, предусматривающим очень жёсткие наказания за воровство. При первой краже человеку отрубают четыре пальца на правой руке так, чтобы нетронутыми остались ладонь и большой палец; при второй - половину ступни левой ноги; при третьей дают пожизненное заключение. Если преступник продолжит воровать в тюрьме, то ему назначается смертная казнь путём повешания на подъёмном кране. Так наказываются и мелкие кражи, и воровство на государственном уровне6.

Суровые меры ответственности за экономические преступления предусмотрены также законодательством Китая, где расстреливают за получение либо дачу взятки от 1 млн. юаней, и США, где любое незаконное обогащение наказывается тюремными сроками от 20 до 40 лет и огромными штрафами. Так экс-мэр Детройта Кваме Килпатрик был приговорён к 28 годам

6 Юридический журнал «Доброе дело» // Режим доступа к журн. URL: http://dobroe-deloufa.ru. (дата обращения: 14.12.2018).

лишения свободы за коррупцию, а руководитель финансовой службы города Диксона в штате Иллинойс, Рита Крандвелл, получила 22 года тюрьмы за кражу 30 млн. долл. из городского бюджета. Масштабы теневого сектора этой страны за период с 1991 по 2015 гг. едва превышали 10% от ВВП.

Таким образом, российская теневая экономика начала развиваться в XX веке и с 1991 года её уровень всегда был выше аналогичного показателя всех развитых и даже некоторых развивающихся стран. Благоприятную почву для этого создают некоторые детали экономической политики нашего государства, а также законодательство, которое предусматривает относительно мягкие наказания для граждан, получающих источники дохода преступным путём.

Заключение

Теневая экономика - это любые виды деятельности, предполагающие сокрытие доходов от государственных органов учёта и контроля, и, как следствие - уклонение от налогообложения. Она может представлять собой как преступные деяния, опасные для официальной экономики и общества, к которым относятся коррупции, мошенничества, кражи, разбои, грабежи, так и мелкие сделки, называемые в народе «халтурой», например, замена сантехники, репетиторство и т.д.

В каждой стране мира свои масштабы теневой экономики. В одних они не дотягивают до 10% от ВВП, а в других достигают 60%. Оптимальный размер данного явления находится в пределах 15% от ВВП, при котором происходит максимизация его положительных последствий. Таким образом, к числу благополучных государств относятся высокоразвитые страны Европы, а также США, Австралия, Китай, Сингапур и несколько других стран. Наиболее трагическая ситуация наблюдается в Зимбабве.

Россия с конца ХХ века характеризуется значительным уровнем теневой экономики. Это происходит, в том числе, по вине государства ввиду непродуманной экономической политики и ошибочных программ экономического развития. Правительству нашей страны можно задуматься о внесении поправок в Уголовный кодекс, которые должны ужесточить наказания за все экономические преступления, а также об отмене ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-Ф3, ущемляющей права пенсионеров.

Литература

1. Friedrich, S. Shadow Economy // Readings in Public Choice and Constitutional Political Economy, 2008. pp. 511-532.

2.Авдийский, В.И.; Дадалко, В.А.; Синявский, Н.Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017, 538 с.

3. Баталбекова, З.М. Теневая экономика и проблемы легализации теневой экономики // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. №4. С. 180-185.

4. Feige, E.L. Defining and estimating underground and informal economies: The new institutional economics approach // World Development, 1990, Volume 18, Issue 7, P. 989-1002.

5. Мясников, М.А.; Осмоловский, Е.Е. Теневая экономика: понятие, типы, причины развития, а также методы борьбы с ней // Актуальные вопросы гуманитарных и естественных наук. 2015. №12-3. С. 85-87.

6. Федотов, А.В. Теневая экономика в России: сущность, причины, способы борьбы // Вестник Калужского филиала РАНХиГС. 2017. С. 297-302.

7. Блашенцев, Б.О. Феномен теневой экономики // Научно-исследовательские публикации.

2014. №6(10). С. 77-83.

8. Dabla-Norris, E. & Feltenstein, A. The underground economy and its macroeconomic consequences // The Journal of Policy Reform, 2005, Volume 8, Issue 2, P. 153-174.

9. Беляев, И.Е. Теневая экономика: угроза экономической безопасности страны или амортизатор социально-экономического неравенства // Наука в исследованиях молодёжи-2016. Материалы студенческой конференции, 20 апр. 2016. Лесниково, 2016. С. 21-24.

10. Matthew, H.F., John, R. and Graham, F. Shadow Economies: Promoting Prosperity or Undermining Stability? // Journal of International Affairs. 2000, Vol. 53, No. 2, pp. 387-409.

11. Купрещенко, И.П. Теневая экономика: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право.

2015. 223 с.

12. Капица, Л.М. Теневая глобализация // Вестник МГИМО-университета. 2014. №3(36). С. 69-81.

13. Elijah, O.A. and Uffort, L. Comparative Analysis of the Relationship Between Poverty and Underground economy in the Highly developed, Transition and Developing Countries. // MPRA Paper, 2007, No. 2054, posted 12. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/2054/

14. Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org. (дата обращения: 30.11.2018).

15. Шарифьянова, Л.Ш.; Шайхатарова, Л.А. Негативное влияние теневой экономики на развитие стран мирового сообщества // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80917. (дата обращения: 30.11.2018).

16. Голованов, Е.Б. Теневая экономика. Конспект лекций. Челябинск. 2015. 61 с.

THE SHADOW ECONOMY IN RUSSIA AS ONE OF THE CONSEQUENCES OF INCORRECT ELEMENTS OF THE ECONOMIC POLICY

Mikhail Kombarov

Master's student of the Department of competition law and antitrust regulation of Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

Abstract. The study is aimed at studying the scale of the Russian shadow economy in the last decade and comparing them with similar indicators of many other countries in Europe and in the most backward regions of the world. The article identifies the system properties of the shadow economy, shows its classical typology by the criterion of attitude to the official one. It discusses the causes of this phenomenon further in the article, its positive on the negative side, it is also written about the permissible dimensions and possible ways of dealing with it. Based on the official data of the International Monetary Fund, the level of the current economy in many countries, including Russia, was analyzed. According to its results, such an indicator is inversely proportional to the degree of economic development of a state, and in our country its value is above the permissible limits, covering absolutely all the world powers and even a few backward African countries. By studying the separate normative legal acts regulating the sphere of economy, the reasons of this fact are revealed. The most important problem is the lack of due attention to this problem from the state.

Key words: shadow economy; underground economy; scale of the shadow economy; economic development; shadow economy permissible limits; underground economy causes; economic policy.

JEL Code: O17, O57.

References

1. Friedrich, S. Shadow Economy // Readings in Public Choice and Constitutional Political Economy, 2008. pp. 511-532.

2. Avdiyskiy, V.I.; Dadalko, V.A.; Sinyavskiy, N.G. The shadow economy and the economic security of the state. M.: INFRA-M, 2017, 538 p.

3. Batalbekova, Z.M. The shadow economy and the problems of the shadow economy legalization // Actual problems of the modern economy. 2014. №4. Pp. 180-185.

4. Feige, E.L. Defining and estimating underground and informal economies: The new institutional economics approach // World Development, 1990, Volume 18, Issue 7, P. 989-1002.

5. Myasnikov, M.A.; Osmolovskiy, Ye.E. Shadow economy: concept, types, causes of development, as well as methods of dealing with it // Actual questions of the humanities and natural sciences. 2015. № 12-3. Pp. 85-87.

6. Fedotov, A.V. The Shadow Economy in Russia: Essence, Causes, Methods of Struggle // West Kaluga Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 2017. pp. 297-302.

7. Blashentsev, B.O. Phenomenon of the shadow economy // Research publications. 2014. № 6 (10). Pp. 77-83.

8. Dabla-Norris, E. & Feltenstein, A. The underground economy and its macroeconomic consequences // The Journal of Policy Reform, 2005, Volume 8, Issue 2, P. 153-174.

9. Belyayev, I.Ye. The Shadow Economy: A Threat to the Economic Security of a Country or a Cushion of Socioeconomic Inequality // Science in Youth Studies-2016. Materials of the conference, 20 Apr. 2016. Lesnikovo, 2016. P. 21-24.

10. Matthew, H.F., John, R. and Graham, F. Shadow Economies: Promoting Prosperity or Undermining Stability? // Journal of International Affairs. 2000, Vol. 53, No. 2, pp. 387-409.

11. Kupreschenko, I P. Shadow economy. M.: UNITY-DANA; Law and right. 2015. 223 p.

12. Kapitsa, LM. Shadow Globalization // Bulletin of MGIMO-University. 2014. № 3 (36). Pp. 6981.

13. Elijah, O.A. and Uffort, L. Comparative Analysis of the Relationship Between Poverty and Underground economy in the Highly developed, Transition and Developing Countries. // MPRA Paper, 2007, No. 2054, posted 12. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/2054/

14. The official website of the IMF. URL: http://www.imf.org. (the date of circulation: 11/30/2018).

15. Sharifyanova, L.Sh., Shaykhatarova, L.A. Negative impact of the shadow economy on the development of the world community countries // Modern scientific research and innovation. 2017. №4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80917.

16. Golovanov, E.B., The Shadow Economy. Chelyabinsk. 2015. 61 p.

Contact

Mikhail Kombarov

62, 8th of March Str., Yekaterinburg, 620144, Russia +7 (961) 762-12-84 comb.tatyana2016@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.