Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕГАЛЬНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ. ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕГАЛЬНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ. ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ / ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ КАРТЫ / ORIGIN OF WOOD / ILLEGAL LOGGING / TIMBER TURNOVER / REGULATORY MECHANISMS / PILOT PROJECT / IMPLEMENTATION ALGORITHM / IDENTIFICATION CARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко Елена Борисовна

Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади лесов (71 457,9 тыс. га), и по общему запасу древесины (8,88 млрд куб. м) занимает одно из первых мест. Являясь лидером по объемам официальной заготовки леса, область, к сожалению, занимает первое место в стране по объемам нелегальной заготовки древесины, вследствие чего региону наносятся экологический и экономический ущербы в миллиардах рублях. Заготовка древесных ресурсов является стратегической отраслью для развития лесопромышленного комплекса, в получении продуктов глубокой переработки, имеющих повышенный спрос как внутри страны, так и на внешнем рынке, где на долю Иркутской области приходится четверть лесной продукции от объема экспорта Российской Федерации. Анализ современной научной литературы свидетельствует об отсутствии эффективных методов по предупреждению нелегальной заготовки леса и обеспечению прозрачных сделок с древесиной. В статье рассматриваются механизмы регулирования, направленные на ликвидацию незаконного оборота древесины в области, причины и проблемы, не позволяющие в полной мере предотвратить теневой бизнес, экспертные оценки масштабов нелегальной заготовки древесины. Освещается новый механизм регулирования легальности происхождения древесины - «Пилотный проект по маркировке всей заготавливаемой древесины на территории Иркутской области», введенный в действие на уровне указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» (от 5 января 2016 г.) и вступивший в реализацию на территории области в 2017 г. Показан поэтапный алгоритм реализации данного проекта, его задачи, цели и особенности функционирования. Рассмотрены законодательные акты, разработанные Иркутской областью для решения данной проблемы и успешной реализации проекта. Рассматривается терминология «маркировка» и сам процесс реализации проекта, в котором как таковая маркировка древесины не применяется. Изучаемая тема направлена на предотвращение нелегального происхождения древесины и является в настоящее время актуальной и значимой не только для области, но и ряда других регионов России, которые предпринимают достаточно большой набор инструментария, который на практике оказывается малоэффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and mechanisms of regulation of the legal origin of wood. A pilot project on the territory of Irkutsk region: the algorithm implementation

The Irkutsk region is one of the largest in the country in terms of the area of forests located on it (71 457.9 thousand hectares), and in terms of the total wood stock (8.88 billion cubic meters) it occupies one of the first places. As a leader in the volume of official logging, the region, unfortunately, takes the first place in the country in terms of illegal logging, resulting in environmental and economic damage to the region in billions of rubles. Harvesting of wood resources is a strategic industry for the development of the timber industry, in obtaining products of deep processing, which have increased demand both domestically and in foreign markets. Analysis of modern scientific literature indicates the lack of effective methods to prevent illegal logging and ensure transparent transactions with wood. The article discusses the mechanisms of regulation aimed at the elimination of illegal timber trafficking in the region, the causes and problems that do not allow to fully prevent the shadow business, expert assessment of the scale of illegal logging. A new mechanism for regulating the legality of the origin of wood - "a Pilot project for marking all harvested wood in the Irkutsk region", put into effect at the level of the decree of the President of the Russian Federation "on holding the year of ecology in the Russian Federation" (from January 5, 2016) and entered into implementation in the region in 2017, Shows a phased algorithm for the implementation of this project, its objectives, objectives and features of functioning. The legislative acts developed by the Irkutsk region to solve this problem and the successful implementation of the project are covered in detail. We consider the terminology of "marking" and the process of project implementation, in which as such the marking of wood is not used. The studied topic is aimed at preventing illegal origin of wood and is currently relevant and significant not only for the region, but also for a number of other regions of Russia, which are taking a fairly large set of tools, which in practice is ineffective.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕГАЛЬНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ. ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 9 • сентябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

проблемы и механизмы регулирования легальности происхождения древесины. пилотный проект на территории иркутской области: алгоритм реализации

Никитенко Е.Б. 1

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади лесов (71 457,9 тыс. га), и по общему запасу древесины (8,88 млрд куб. м) занимает одно из первых мест. Являясь лидером по объемам официальной заготовки леса, область, к сожалению, занимает первое место в стране по объемам нелегальной заготовки древесины, вследствие чего региону наносятся экологический и экономический ущербы в миллиардах рублях. Заготовка древесных ресурсов является стратегической отраслью для развития лесопромышленного комплекса, в получении продуктов глубокой переработки, имеющих повышенный спрос как внутри страны, так и на внешнем рынке, где на долю Иркутской области приходится четверть лесной продукции от объема экспорта Российской Федерации. Анализ современной научной литературы свидетельствует об отсутствии эффективных методов по предупреждению нелегальной заготовки леса и обеспечению прозрачных сделок с древесиной. В статье рассматриваются механизмы регулирования, направленные на ликвидацию незаконного оборота древесины в области, причины и проблемы, не позволяющие в полной мере предотвратить теневой бизнес, экспертные оценки масштабов нелегальной заготовки древесины. Освещается новый механизм регулирования легальности происхождения древесины - «Пилотный проект по маркировке всей заготавливаемой древесины на территории Иркутской области», введенный в действие на уровне указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» (от 5 января 2016 г.) и вступивший в реализацию на территории области в 2017 г. Показан поэтапный алгоритм реализации данного проекта, его задачи, цели и особенности функционирования. Рассмотрены законодательные акты, разработанные Иркутской областью для решения данной проблемы и успешной реализации проекта. Рассматривается терминология «маркировка» и сам процесс реализации проекта, в котором как таковая маркировка древесины не применяется. Изучаемая тема направлена на предотвращение нелегального происхождения древесины и является в настоящее время актуальной и значимой не только для области, но и ряда других регионов России, которые предпринимают достаточно большой набор инструментария, который на практике оказывается малоэффективным.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: происхождение древесины, незаконные рубки, оборот древесины, механизмы регулирования, пилотный проект, алгоритм реализации, идентификационные карты.

problems and mechanisms of regulation of the legal origin of wood. A pilot project on the territory of Irkutsk region: the algorithm implementation

Nikitenko E.B. 1

1 Baikal State University, Russia

Введение

Лесные богатства России сосредоточены в основном в восточных районах страны. По запасам древесины на Восточную Сибирь приходится 34%, Дальний Восток -26%, Западную Сибирь - 13% запасов российского леса. На Севере европейской части расположено 10% запасов, на Урале - 6% [1].

Согласно официальной статистике (данным Единой межведомственной информационно-статистической системы за 2016 г.), в пятерку лидеров по общему объему заготовки древесины вошли крупные лесные регионы таежной зоны - Иркутская область - 35,3 млн м3, Красноярский край - 18,6 млн м3, Вологодская область - 15,6 млн м3, Архангельская область - 12,7 млн м3 и Кировская область - 9,6 млн м3 [2].

ABSTRACT:_

The Irkutsk region is one of the largest in the country in terms of the area of forests located on it (71 457.9 thousand hectares), and in terms of the total wood stock (8.88 billion cubic meters) it occupies one of the first places. As a leader in the volume of official logging, the region, unfortunately, takes the first place in the country in terms of illegal logging, resulting in environmental and economic damage to the region in billions of rubles. Harvesting of wood resources is a strategic industry for the development of the timber industry, in obtaining products of deep processing, which have increased demand both domestically and in foreign markets. Analysis of modern scientific literature indicates the lack of effective methods to prevent illegal logging and ensure transparent transactions with wood. The article discusses the mechanisms of regulation aimed at the elimination of illegal timber trafficking in the region, the causes and problems that do not allow to fully prevent the shadow business, expert assessment of the scale of illegal logging. A new mechanism for regulating the legality of the origin of wood - "a Pilot project for marking all harvested wood in the Irkutsk region", put into effect at the level of the decree of the President of the Russian Federation "on holding the year of ecology in the Russian Federation" (from January 5, 2016) and entered into implementation in the region in 2017, Shows a phased algorithm for the implementation of this project, its objectives, objectives and features of functioning. The legislative acts developed by the Irkutsk region to solve this problem and the successful implementation of the project are covered in detail. We consider the terminology of "marking" and the process of project implementation, in which as such the marking of wood is not used. The studied topic is aimed at preventing illegal origin of wood and is currently relevant and significant not only for the region, but also for a number of other regions of Russia, which are taking a fairly large set of tools, which in practice is ineffective.

KEYWORDS: origin of wood, illegal logging, timber turnover, regulatory mechanisms, pilot project, implementation algorithm, identification cards

JEL Classification: Q23, Q28, Q29 Received: 20.08.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nikitenko E.B. (nikitenkolen@mail.ru)

CITATION:_

Nikitenko E.B. (2018) Problemy i mekhanizmy regulirovaniya legalnosti proiskhozhdeniya drevesiny. Pilotnyy proekt na territorii Irkutskoy oblasti: algoritm realizatsii [Problems and mechanisms of regulation of the legal origin of wood. A pilot project on the territory of Irkutsk region: the algorithm implementation]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (9). - 2437-2452. doi: 10.18334/rp.19.9.39392

Иркутская область занимает главенствующее место в России по объемам учтенной заготовки древесины - ежегодный объем заготовки средний за пять последних полных лет (2009-2013 гг.) составил 24 млн м3, что составляет 13% от общероссийского объема (182,7 млн м3 в среднем за те же пять лет) [2].

Иркутская область также входит в пятерку регионов-лидеров вместе с Вологодской, Архангельской, Кировской областями и Красноярским краем по производству необработанной древесины, в целом на их долю в 2016 г. приходилось 52,6% [3].

В официальных закупках Иркутской области основную долю экспорта необработанной древесины потребляет Китай, на него пришлось в 2016 г. - 2,9 млн м3 сырья, что составило 74% от китайского экспорта лесной продукции (3,9 млн м3) [4].

Являясь лидером среди регионов России по официальной заготовке леса, Иркутская область, к сожалению, является таковой и по объемам незаконной заготовки древесины.

По официальным данным, за 2016 год в области незаконно заготовили около 1,1 млн м3 леса, и это составило 71% от общего объема нелегальной лесозаготовки в РФ. Ущерб достиг 5,4 млрд руб. [5].

По данным экспертов Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области, сообщается, что нелегальная заготовка ежегодно достигает до 5 млн м3 древесины [6].

Проблема незаконности рубки и нелегального оборота древесины затрагивает многие регионы России: Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Архангельскую, Воронежскую, Свердловскую области [7] (Zhukova, Zinoveva, 2013). Данная проблема освещалась в многочисленных трудах разных авторов страны, достаточно большой перечень научных источников, затрагивающих данную тему, приведен в работе авторов [8] (Ditsevich, Belyh, Rusetskaya, 2017), в частности по Иркутской области в работах Кузнецова Г.И. [9] (Kuznetsov, 2004), Ващука Л.Н. [10] (Vaschuk, Shvidenko, 2006), Гребенюк А.Л., Гребенюк М.А. [11].

Схемы незаконных сделок с древесиной разнообразны. Использование нелегальной древесины происходило на уровне каждой цепочки поставок древесины, от деляны до погрузки в вагоны, особенно сложно было проконтролировать законность вывозки и переработки, когда происходило смешивание легальных бревен с нелегальными [12] ^т, 2008).

ОБ АВТОРАХ:_

Никитенко Елена Борисовна, доцент кафедры экономики и управления бизнесом, кандидат экономических наук (nikitenko1en0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Никитенко Е.Б. Проблемы и механизмы регулирования легальности происхождения древесины. Пилотный проект на территории Иркутской области: алгоритм реализации // Российское предпринимательство. -2018. - Том 19. - № 9. - С. 2437-2452. Сои 10.18334/гр.19.9.39392

Борьба с «черными лесорубами» в области оставалась на протяжении многих лет незавершенной. Эти образования формировались как из отдельных лиц, занимающихся нелегальной рубкой леса, так и созданных бригад, оснащенных полным комплектом техники. Наряду с незаконной заготовкой, серьезной проблемой национальной экономики является экспорт нелегально заготовленной древесины в Китай [13] (Karkhova, 2018). Причин несколько. Во-первых, заинтересованность китайских граждан в сырье. Находящиеся на территории области в виде рабочих или посредников, они практикуют расчеты сразу «черным налом», используя полулегальные схемы импорта российского леса [10] (Vaschuk, Shvidenko, 2006). Во-вторых, в связи со вступлением России в ВТО (2012 г.) вступили в силу правила распределения тарифных квот и выдачи лицензий экспортерам круглых необработанных лесоматериалов. Расчет квоты зависел от объемов экспорта круглого леса конкретного предприятия за последние три года. Соответственно, право на экспорт древесины получили как добросовестные, так и недобросовестные компании, зачастую не являющиеся арендаторами лесных участков.

С целью пресечения незаконных действий по обороту древесины, создания открытого организованного рынка для продажи древесины, предупреждения воровства леса, снижения коррупции, в Иркутской области внедрялись различные механизмы регулирования легальности происхождения древесины.

В конце 2003 г. областной администрацией была создана новая служба - лесная милиция. Практически сразу выяснилось, что работа лесной милиции и лесной охраны не получила должной эффективности. По данным авторов, наибольшую долю преступлений составляют действия по ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», которые в структуре экологической преступности достигают 80-95% [8] (Ditsevich, Belyh, Rusetskaya, 2017). Причин достаточно много. Это несовершенство законодательной базы ввиду невозможности застать лесонарушителя на месте преступления (из общего количества возбужденных дел, только в 50% случаев установлены виновники нарушений). Следующая причина - географическая - близкора-сположенность лесных насаждений к объектам транспортной инфраструктуры, в том числе легкая досягаемость границ Китая. Далее, несогласованность экономических интересов всех хозяйствующих субъектов между лесным хозяйством, лесозаготовителями и лесопереработчиками [14] (Davydova, Melnikova, 2007). И самая серьезная причина - это человеческий фактор, т.е. непрофессионализм правоохранительных органов в проведении расследований и, безусловно, коррупциогенная составляющая, о чем достаточно подробно освещается в работе авторов [8] (Ditsevich, Belyh, Rusetskaya, 2017).

В 2005 году в г. Иркутске была создана по инициативе администрации губернатора области «Байкальская лесная товарная биржа». Однако этот проект не смог реализоваться и выполнить те задачи, которые устанавливались как приоритетные, а именно ликвидировать продажу незаконно добытой древесины, устанавливать реальные

востребованные цены на продукцию, объединить все предприятия лесозаготовителей, лесопромышленников, переработчиков для координации работы в лесную гильдию и т.д. В 2007 г. губернатор признал, что биржа работает неэффективно - за полгода было реализовано всего 6% от общего объема продаж леса в регионе, что еще раз подтвердило незаинтересованность заготовителей реализовывать древесину через биржу. Постепенно торги совсем прекратились, и биржу закрыли [15].

Следующим шагом в решении наболевшей проблемы было поручение Президента РФ В.В. Путина в мае 2013 г. по организации создания вновь биржевой торговли круглыми лесоматериалами. Пилотным регионом по реализации этого поручения стала Иркутская область.

В 2015 году между Правительством области и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей был заключен договор о сотрудничестве по развитию биржевой торговли лесом в области и Российской Федерации [16].

Результаты торгов, на опыте Иркутской области, показали, что у биржи есть ряд преимуществ, среди которых - увеличение налоговых поступлений в бюджет области, повышение «прозрачности» деятельности рынка леса, формирование достоверной реальной цены древесины.

Но, учитывая все достоинства лесной биржи, созданной в Иркутской области, единственной и весьма серьезной проблемой, которую по-прежнему не удается решить, является невозможность подтверждения легальности происхождения древесины, что в свою очередь значительно снижает эффективность работы лесного комплекса и не позволяет пресекать незаконные рубки и экспорт незаконной древесины.

Важное практическое значение имеет применение дистанционных методов для организации контроля лесопользования. В Иркутской области начиная с 1982 г., использовались крупномасштабные аэрофотоснимки. С 2004 г. объемы работ существенно расширились, они достигли 38% годичного размера сплошнолесосечных вырубок в целом по области [10] (Vaschuk, Shvidenko, 2006).

Однако данный метод в большей степени направлен на выявление факта незаконной заготовки, а не на её предотвращение. Это обуславливается рядом факторов:

• большой период между датой текущей съемки и датой архивной съемки, что затрудняет поиск виновных;

• информация поступает в региональные органы управления лесами не в полном объеме и с опозданием;

• недостаточное финансирование лесничеств порождает коррупцию, сокрытия факта незаконной рубки;

• низкое качество снимков.

Общий вывод, к которому приходят специалисты и ученые, что на фоне продолжающейся криминализации сферы лесопользования, принимаемые меры органами исполнительной власти пока еще не являются достаточно эффективными в имеющейся ситуации.

Учитывая криминализацию лесной отрасли, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5.01.2016 года № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», далее - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2.06.2016 года № 1082-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии», всем субъектам РФ рекомендовано провести мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота древесины (п. 150 настоящего распоряжения), в частности для Иркутской области рекомендовано: реализация в Иркутской области пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины п. 149.

Правительством Иркутской области на основании Распоряжения от 23.12.2016 года № 776-рп был утвержден «План мероприятий по реализации пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины на территории Иркутской области в 2016-2018 годах».

С 25.08.2017 г. данный проект вступил в реализацию.

Цель пилотного проекта - отработать механизмы регулирования легального происхождения древесины, создать условия заключения и честного исполнения «лесных» сделок, выработать единый приемлемый формат для всех участников лесной отрасли.

Алгоритм реализации пилотного проекта включает решение следующих задач.

1. Утверждение плана мероприятий по реализации пилотного проекта. Обеспечение проекта нормативно-правовой базой.

2. Постановка на учет уполномоченным органом всех пунктов приема, переработки и отгрузки древесины. Создание реестра.

3. Изготовление и выдача идентификационных карт (ИДК) лесозаготовителям.

4. Разработка и внедрение программного обеспечения автоматизированной информационной системы.

5. Координация закона от 30 ноября 2016 года № 100-0З ««Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области»:

а) прием и проверка отчётности;

б) контроль за местами заготовки, транспортировки древесины и пунктами приема, переработки и отгрузки древесины.

6. Подведение итогов реализации пилотного проекта - декабрь 2018 года.

Рассмотрим основные задачи пилотного проекта, осуществляющие законодательное регулирование деятельности заготовки древесины и ее оборота и механизмы организации данной деятельности, направленные на учет всего объема заготовленной и переработанной древесины в области с целью пресечения незаконно заготовленной древесины.

1 задача. Принятые нормативно-правовые акты Правительством Иркутской области по развитию пилотного проекта, их основные функции.

Во исполнение указа Президента РФ от 5 января 2016 г. № 71 и распоряжения правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р «Обеспечение на территории Иркутской области запуска пилотного проекта по маркировке всей заготовленной древесины в Иркутской области в 2016-2017 гг.»2, распоряжением Правительства Иркутской области от 23.12.2016 №776-рп принят закон «О реализации пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины в Иркутской области в 2016-2018 гг.», которым разработан и утвержден план мероприятий по реализации пилотного про-екта3. Следующим важным шагом был принят Закон Иркутской области от 30 ноября 2016 года № 100-0З «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области»4, которым определены правовые и организационные основы осуществления на территории Иркутской области регионального экологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью выявления незаконного оборота древесины в целях сохранения леса как особо ценного природного ресурса и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Остальные законодательные акты были приняты как вспомогательные для координации условий исполнения данного закона № 100-ОЗ, а именно установлены: административная ответственность за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины5; порядок регистрации, выдачи, использования и возврата идентификационных карт6; формы отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине7; регламентирован порядок

1 Указ Президента РФ от 05.01.2016 N 7 (ред. от 03.09.2016) «О проведении в Российской Федерации Года экологии» - Режим доступа: КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/

2 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1082-р (ред. от 04.08.2017) «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» - Режим доступа : КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/

3 Распоряжение правительства Иркутской области от 23.12.2016 №776-рп «О реализации пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины в Иркутской области в 2016-2018 гг.» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

4 Закон Иркутской области от 30 ноября 2016 №100-оз «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

5 Закон Иркутской области от 27.12.2016 № 133-оз «Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

6 Приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 02.02.2017 № 6-мпр «Об установлении Порядка регистрации, выдачи, использования и возврата идентификационных карт» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

7 Приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 02.02.2017 № 7-мпр «Об установлении примерных форм документов в целях реализации Закона Иркутской области «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» от 30 ноября 2016 №100-ОЗ» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

постановки на учет, снятия с учета пунктов приема, переработки и отгрузки древе-сины1; порядок предоставления государственных услуг по регистрации хозяйствующих субъектов2; регламент исполнения региональной государственной функции по приему и проверке отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине пунктом приема, переработки и отгрузки древесины3.

2 задача. Постановка на учет уполномоченным органом всех пунктов приема, переработки и отгрузки древесины. Создание реестра.

Цели: планирование, организация деятельности, контроля хозяйствующих субъектов в лесной отрасли за оборотом древесины (лесное хозяйство, лесопромышленный комплекс).

Ранее в Иркутской области контроль осуществлялся только за заготовкой древесины, новый принятый закон № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» обязывает всех предпринимателей, занимающихся сделками с древесиной, встать на учет и подать сведения: идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), адрес места нахождения пункта приема, переработки и отгрузки древесины. Данный закон направлен на непрерывный контроль отслеживания всех сделок с древесиной внутри региона в целях предупреждения и искоренения оборота лесной продукции незаконного происхождения.

Уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на учет пункта приема, переработки и отгрузки древесины, и данные заносятся в реестр. За невыполнение требований регистрации пунктов приема, переработки и отгрузки древесины законом установлена административная ответственность введением штрафных санкций.

3 задача. Изготовление и выдача идентификационных карт (ИДК) лесозаготовителям.

1 Постановление Правительства Иркутской области от 02.02.2017 № 58-пп о реализации Закона Иркутской области «Об организации деятельности пунктов приёма, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

2 Приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 19 апреля 2017 года № 35-мпр «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по постановке на учет, снятия с учета пунктов приема, переработки и отгрузки древесины в Иркутской области, переоформления, выдачи дубликата свидетельства о постановке на учет пунктов приема, переработки и отгрузки древесины» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

3 Приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20 апреля 2017 года № 37-мпр «Об утверждении административного регламента исполнения региональной государственной функции по приему и проверке отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине пунктом приема, переработки и отгрузки древесины» [Электронный ресурс] Министерство лесного комплекса Иркутской области - Режим доступа: www.irkobl.ru

Цели: исключить возможность продажи документов и использования их в целях легализации незаконно заготовленной древесины, а также для повышения доступности контроля за происхождением древесины.

Идентификационная карта представляет собой защищенную индивидуально определяемую пластиковую карту - идентификатор размерами 85х54 мм, содержащую внутренний чип RFID NFC, позволяющий в информационной системе однозначно идентифицировать информацию из лесной декларации или договора купли-продажи лесных насаждений, соответственно, на правовом основании заготовки древесины. С ее помощью возможно легко и быстро определить, откуда поступает древесина, кто является лесозаготовителем, название породы и ее объем, что позволит отследить происхождение леса. ИДК упрощает контроль на автодорогах при вывозке леса, а также проверку и учет древесины в пунктах приемки, переработки и отгрузки древесины.

Лицевая сторона идентификационной карты (рис. 1) оформляется с использованием защитных красок и содержит следующую информацию:

• надпись «Министерство лесного комплекса Иркутской области»;

• герб ведомства и герб Иркутской области;

• г. выпуска карты.

Рисунок 1. Лицевая сторона идентификационной карты

НОМЕР ТРАНСПОРГНОГО СРЕДСТВА i ОЫДО1 О&ЫМ ДРЕВЕСИНЫ

Рисунок 2. Обратная сторона идентифиоационной карты

Обратная сторона (рис. 2) содержит следующую информацию: уникальный семизначный цифровой код, машиночитаемый двухмерный штрих-код, заполняемые от руки поля «номер транспортного средства», «объем древесины», «номер сопроводительного документа».

Идентификационные карты находятся в безвозмездном владении, пользовании, используются однократно.

В соответствии с Законом Иркутской области «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» от 30 ноября 2016 года № 100-ОЗ разработан порядок регистрации, выдачи, использования и возврата идентификационных карт.

При поступлении карт на пункты приёма древесины система автоматически вычитает объем древесины, привезенный по карте, от объема, заявленного в лесной декларации, что позволяет контролировать объем заготовки и выявлять недобросовестных лесопользователей.

Неиспользованные идентификационные карты по акту приема-передачи возвращаются юридическим лицом в территориальный отдел, их выдавший, по окончании заготовки древесины на соответствующей лесосеке в пятидневный срок после предоставления отчета об использовании лесов.

Юридическое лицо, утратившее идентификационную карту, должно незамедлительно письменно уведомить об этом территориальный отдел, выдавший ему идентификационную карту. После чего территориальный отдел производит в системе «Лесрегистр» операцию списания карты с указанием причины (утеря, порча, кража и пр.).

Каждая идентификационная карта привязана в информационной системе к конкретной лесосеке на основании лесной декларации, что не позволяет лесозаготовителю сдать на пункты приёма, переработки и отгрузки больше заявленного в лесной декларации объема древесины. Считывание данных карты может проводиться в любом месте без использования интернета, что делает карту мобильной.

ИДК являются важным электронным документом, позволяющим быстро отследить происхождение древесины, и одновременно барьером, препятствующим легализации незаконно заготовленной древесины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задача. Разработка и внедрение программного обеспечения автоматизированной информационной системы.

Для Иркутской области помимо федеральной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД), разработана дополнительная информационная система «Контроля происхождения древесины Иркутской области (далее - ИС КПДИО) для учета лесопродукции на пунктах приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области, содержащая сведения из ЕГАИС УД, а также сведения об отгрузке древесины железнодорожным транспортом, что позволяет с учетом анализа предоставляемых отчетов отследить движение древесины из мест

заготовки до конкретных пунктов. Полученные данные позволяют выявить несоответствия имеющейся информации и поступающих отчетов и направить материалы в следственные органы.

Информационная система предназначена для информационного обеспечения деятельности Министерства лесного комплекса Иркутской области, а также взаимодействия совместно с Иркутской таможней, в том числе по вопросам получения информации о сроках, объёмах и грузоотправителях, осуществляющих отгрузку и транспортировку древесины. Осуществляется плановое взаимодействие по обмену оперативной информацией по вопросам идентификации декларантов грузов, выпускаемых через таможенные посты, что позволяет отображать данные таможни по учету продукции, отправляемой на внешний рынок, в данной системе ИС КПДИО.

Новая система имеет специальный портал «Лесрегистр» для взаимодействия органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами.

Всем пользователям предоставлен личный кабинет для удобного использования всех функций «Лесрегистра».

В «Лесрегистр» вносятся сведения о действующих и вновь открываемых на территории Иркутской области пунктах приёма, переработки и отгрузки древесины.

Уникальный номер идентификационной карты идентифицирует информацию о данных в информационной системе «Лесрегистр»:

• наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

• идентификационный номер налогоплательщика, осуществляющего заготовку древесины;

• дата и номер лесной декларации;

• наименование лесничества, участкового лесничества, дачи (при наличии), номер лесного квартала, номер выдела в лесном квартале, площадь лесосеки (деляны);

• породный состав;

• объем заготовки на указанной лесосеке (деляне);

• объем вывозимой древесины на данный момент. Это означает её однозначную привязку в «Лесрегистр» к записи о юридическом лице, которому выдается карта.

В феврале 2017 г. была разработана система «АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ». Она предназначена для автоматизации деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, а также их подведомственных учреждений, взаимодействия с ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, порталом государственных услуг, ГИС ГМП, СУФД федерального казначейства и другими федеральными информационными системами.

Помимо вышеуказанных функций «Лесрегистр» содержит данные из системы «АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ» об основаниях для заготовки древе-

сины - государственных контрактах и заданиях, договорах аренды лесных участков, договорах купли-продажи лесных насаждений, лесных декларациях, отчетах об использовании лесов.

Благодаря сформированным отчетам, в программе можно также отследить и проверить процент выхода пиломатериала при переработке круглого леса на пунктах переработки. Системой отображаются пункты, показывающие завышенный коэффициент переработки. На постоянной основе проводятся проверки таких пунктов, в отношении которых составляются административные протоколы, за предоставление недостоверных сведений в отчеты.

На данном этапе идет реализация 5-й задачи: координации закона от 30 ноября 2016 года № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области»: прием и проверка отчётности; контроль за местами заготовки, транспортировки древесины и пунктами приема, переработки и отгрузки древесины

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.06.2016 года № 1082-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» для Иркутской области было рекомендовано (дословно) : «реализация мероприятия пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины» п. 149.

Данный термин «маркировка» подразумевает нанесение опознавательных знаков на каждую единицу товара и не совсем точно отражает название проекта и процесс его реализации. Учитывая большой объем заготовки древесины на всей территории Иркутской области, составивший в 2017 г. более 35 млн куб. м, а также практику применения маркировки древесины ценных лесных пород (ст. 50 ЛК РФ), в целях снижения затрат и обеспечения планомерного и доступного подхода за контролем древесины было принято решение использовать одну идентификационную карту на одну партию транспортируемого леса.

В ряде регионов страны (Вологодской, Архангельской областях, Красноярском и Хабаровском крае) применяются различные механизмы предотвращения нелегальных сделок с древесиной. Анализ мер по предотвращению нелегальных лесозаготовок, по данным авторов, констатирует, что все действия, принимаемые региональными властями, пока не реализуются в полном объеме или вообще остаются на уровне рекомендаций [17] (Kotlobay, Lopina, Kharchenkov, Bryukhanov, Schegolev, Smirnov, 2006).

заключение

Обобщая все вышесказанное, можно подвести предварительные итоги.

Безусловно, данный пилотный проект является новым механизмом регулирования заготовки древесины и совершенствования контроля за сделками с ней в России, направленным на строгий учет всех предприятий лесного комплекса, связанных с заготовкой, транспортировкой, приемкой, переработкой, отгрузкой древесины.

Четыре задачи были решены в полном объеме: разработаны нормативно-правовые акты по реализации пилотного проекта Правительством Иркутской области, осуществлена постановка на учет всех предприятий, осуществляющих сделки с древесиной; разработаны и выданы идентификационные карты лесозаготовителям и внедрено программное обеспечение автоматизированной информационной системы. Пилотный проект должен завершиться в конце 2018 года.

В заключение хочется сказать, первые шаги по реализации пилотного проекта Правительством Иркутской области уже сделаны, однако не стоит исключать коррупционные риски, которые могут возникнуть в дальнейшей деятельности различных структур в силу их заинтересованности в возможных схемах получения древесины сверх легальных объемов.

Время покажет, насколько предложенный механизм окажется дееспособным, но в любом случае необходимо двигаться вперед и делать необходимое, чтобы зарождающийся инструмент был положительно реализован на территории области и внедрен в других субъектах России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Площадь лесов по регионам страны. Яндекс. [Электронный ресурс]. URL: https://

yandex.ru/images/search?text=%.

2. В каких регионах России леса интенсивнее всего используются для заготовки дре-

весины. Lesonline.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lesonline.ru/n/57006.

3. В каких регионах России заготавливается больше всего древесины. Forestforum.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=17308.

4. Китайский импорт российского леса. Lesonline.ru. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.lesonline.ru/n/563FC.

5. Пилотный проект по маркировке древесины: в Иркутской области выдали первые

100 тысяч идентификационных карт). Irk.kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.irk.kp.ru/daily/26751/3781170.

6. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/sibir-news/3967628.

7. Жукова А.С., Зиновьева И.С. Незаконный оборот древесины в Российской Федерации // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10-2. - с. 290-291. - url: http: // vivliophica.com/articles/economics/573249.

8. Дицевич Я.Б., Белых О.А., Русецкая Г.Д. Противодействие преступности в сфере ле-

сопользования: проблемы и перспективы // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - № 2. - c. 308-317. - doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).308-317.

9. Кузнецов Г.И. Криминальный транзит // Вост.-Сиб. правда. - 2004.

10. Ващук Л.Н., Швиденко А.З. Динамика лесных пространств Иркутской области. -Иркутск: Иркут.обл.тип. № 1, 2006. - 392 c.

11. Гребенюк А.Л., Гребенюк М.А. Лесная биржа как способ решения проблем лесного комплекса Российской Федерации. Special.brstu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://special.brstu.ru/static/unit/journal_smt/docs/number-28/142-149.pdf .

12. Ньюел Дж., Куру Дж. Практические вопросы подтверждения легальности происхождения древесины и рекомендации по усовершенствованию процедур (на примере цепочек поставок из России в Китай. - М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2008. - 44 c.

13. Кархова С.А. Исследование структуры экспорта лесной продукции из Иркутской области // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 6. - с. 127-132. - url: http:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42179.

14. Давыдова Г.В., Мельникова Е.Е. Последствия несогласованности экономических интересов субъектов лесных отношений // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007. - № 5. - с. 54-57.

15. Лесная биржа: на те же грабли. Babr24.com. [Электронный ресурс]. URL: http:// babr24.com/irk/?IDE=112651.

16. Рынок леса Иркутской области - как площадка для развития биржевых торгов древесиной. Lesonline.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lesonline.ru/n/4FF5E.

17. Котлобай О., Лопина Ю., Харченков А., Брюханов А., Щеголев А., Смирнов Д. Оценка объемов древесины сомнительного происхождения и анализ практики внедрения систем отслеживания происхождения древесины в ряде многолесных регионов северозапада, Сибири и Дальнего Востока России. Проект «Сотрудничество WWF и IKEA в области осуществления лесных проектов. [Электронный ресурс]. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/603/ocenkaobyomovdrev.pdf.

REFERENCES:

Davydova G.V., Melnikova E.E. (2007). Posledstviya nesoglasovannosti ekonomicheskikh interesov subektov lesnyh otnosheniy [Consequences of inconsistency of economic interests of subjects of wood attitudes]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (5). 54-57. (in Russian).

Ditsevich Ya.B., Belyh O.A., Rusetskaya G.D. (2017). Protivodeystvie prestupnosti v sfere lesopolzovaniya: problemy i perspektivy [Counteracting Crimes in the Sphere of Forest Resources' Use: Problems and Perspectives]. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 11 (2). 308-317. (in Russian). doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).308-317.

Karkhova S.A. (2018). Issledovanie struktury eksporta lesnoy produktsii iz Irkutskoy oblasti [Investigation of the forest products export structure from the irkutsk region]. Fundamental research. (6). 127-132. (in Russian).

Kuznetsov G.I. (2004). Kriminalnyy tranzit [Criminal transit]. Vost.-Sib. pravda. (in Russian).

Nyuel Dzh., Kuru Dzh. (2008). Prakticheskie voprosy podtverzhdeniya legalnosti proiskhozhdeniya drevesiny i rekomendatsii po usovershenstvovaniyu protsedur (na primere tsepochek postavok iz Rossii v Kitay [Practical issues of confirming the legality of the origin of wood and recommendations for improving procedures (for example, supply chains from Russia to China] M.: Vsemirnyy fond dikoy prirody (WWF). (in Russian).

Vaschuk L.N., Shvidenko A.Z. (2006). Dinamika lesnyh prostranstv Irkutskoy oblasti [Dynamics of forest areas of the Irkutsk region] Irkutsk: Irkut.obl.tip. № 1. (in Russian).

Zhukova A.S., Zinoveva I.S. (2013). Nezakonnyy oborot drevesiny v Rossiyskoy Federatsii [Illegal timber trafficking in the Russian Federation]. Modern high technologies. (10-2). 290-291. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.