УДК 330.15
Колесникова Анастасия Владимировна Anastasiya Kolesnikova
ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
PROBLEMS OF ILLEGAL FOREST USE IN RUSSIAN REGIONS
Целью данной работы является рассмотрение проблемы нелегального лесопользования как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах. На основе статистических данных проведен анализ существующих тенденций в системе лесопользования России, указаны факторы, влияющие на высокий уровень нелегальных лесозаготовок, а также рассмотрены основные виды нелегального лесопользования в Российской Федерации.
Одним из механизмов борьбы с нелегальными лесозаготовками является осуществление учета древесины на всех стадиях ее использования. В рамках данной работы рассмотрен мировой опыт и опыт России по проведению учета древесины и сделан вывод об отсутствии в Российской Федерации отлаженной системы учета лесоматериалов, что, по мнению автора, является одной из основных причин, приводящей к значительным объемам теневого лесопользования в Российской Федерации.
Вместе с тем, автор отмечает, что в Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет велась работа по разработке нормативно-правовой базы по учету необработанных лесоматериалов, итогом которой стало внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в декабре 2013 г. Рассмотрены основные изменения, внесенные в Лесной кодекс Российской Федерации, которые направлены на сокращение теневого лесопользования.
В результате проведенных исследований автором сделаны выводы, а также выдвинуты некоторые предположения о возможности изменения сложившейся ситуации в сфере нелегальных лесозаготовок в Российской Федерации в связи с внесением указанных изменений в Лесной кодекс Российской Федерации
The purpose of this article is the consideration of illegal forest use problem in the Russian Federation as well as in regions. The author analyzed available trends in the system of forest use in Russia using statistics, indicated the factors effecting on a high level of illegal forest use and considered the main types of illegal forest use in the Russian Federation.
One of the mechanisms to reduce illegal forest use is accounting of wood at all stages of its use. In this article, the author reviewed the experience in accounting of wood in the world and Russia in particular, and concluded that there is no system of wood accounting in the Russian Federation and this is one of the main reasons of a high level of illegal forest use in the Russian Federation.
The author notes that the legal framework of wood accounting has been developed in the Russian Federation in recent years. The result of this work is updating the Forrest law of the Russian Federation in December 2013. In this article, the author also reviewed the main changes in the Forest Law of the Russian Federation which are aimed to reduce illegal forest use.
In the end of this article, the author made some findings and assumptions about the possibility of changing the current situation in the area of illegal forest use in the Russian Federation in connection with the introduction of these changes in the Forest Law of the Russian Federation
Ключевые слова: лесопользование, нелегальные Key words: forest management, illegal logging,forest лесозаготовки, лесной кодекс, учет древесины law, accounting wood
Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ: № 13-02-00093 «Стимулы и антистимулы для повышения эффективности использования лесных ресурсов в условиях приграничного региона»
1. Анализ нелегального лесопользования в Российской Федерации
Проблема нелегальной заготовки древесины на территории Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия является достаточно актуальной. По оценкам Рослесхоза и ряда неправительственных организаций (Гринпис России, WWF России), доля нелегальных лесозаготовок, начиная с 2000 г., составила 10...25 %, а в отдельных областях доходит до 50 % от объемов легальной заготовки [ 1 ], [ 2 ]; по данным ряда независимых экспертов, в некоторых регионах России, прежде всего регионах, граничащих с Китаем, объемы нелегально заготовленной древесины в отдельные годы в несколько раз превышают объемы легальной заготовки: на территории Забайкальского края нелегальная заготовка древесины, начиная с 2003 г., составляла порядка 0,8 (2003) ... 3,3 (2006) млн м3/год, превысив официальные значения фактической заготовки ликвидной древесины в 1,57 (2003) ... 3,07 (2006) раза [3]; на территории Приморского края нелегальная заготовка первосортной древесины достигает 1,5.1,9 млн м3/год; объем нелегально заготовленной древесины на территории Хабаровского края в 2003 г. составил около 1,87 млн м3 [4]. Это, безусловно, сказывается на бюджетной эффективности лесопользования [5]. Для сравнения доля нелегальной заготовки древесины в Японии составляет 3.5%, а в Канаде и Европе — менее 1 % [6].
Помимо общей проблемы нелегальных лесозаготовок, существующей на территории Российской Федерации, в настоящее время все актуальнее становится проблема незаконных рубок древесины ценных пород (в частности, дуба монгольского) на Даль-
нем Востоке, масштабы которых достигают критического объема. По данным WWF, за 2004-2011 гг. объем древесины дуба монгольского, заготовленной для экспорта в Китай, превысил объем разрешенного лесопользования в 2...4 раза [7]. Незаконная заготовка дуба монгольского приводит к существенным экологическим последствиям, связанным с деградацией ключевых мест обитания амурского тигра и сокращением его кормовой базы [8].
Нелегальная лесозаготовительная деятельность не только наносит колоссальный экономический ущерб ( по данным Всемирного банка, ежегодный прямой экономический ущерб от незаконных рубок и сопряженного с ними нелегального оборота лесоматериалов составляет 10.15 млрд долл. [9]), но и сопровождается негативным воздействием на окружающую среду, приводя как к количественным изменениям внутри экосистемы, так и к негативным качественным. Нарушаются водорегулирующие функции, особенно в результате рубок в водоохранных зонах, изменяется среда обитания животных и растений, наносится ущерб биоразнообразию, повышается пожарная опасность в результате возникновения порубочных остатков и загрязнения лесных экосистем ТБО [3], [10].
К факторам, влияющим на высокий уровень нелегального лесопользования в России, относятся:
— общая нестабильность в системе ле-соуправления и высокий уровень коррупции в лесном секторе;
— высокий спрос на сырьевую древесину вне зависимости от ее происхождения на внешних рынках древесины (прежде всего, на рынке Китая);
— высокая латентность правонарушений в сфере лесопользования, а также несоответствие ответственности за нелегальную лесозаготовительную деятельность ущербу, нанесенному этой деятельностью;
— низкий уровень жизни населения, проживающего в поселках и занимающегося преимущественно лесозаготовительной деятельностью;
— наличие большого количества непрозрачных схем поставок древесины как на внутренний, так и на внешний рынки.
Относительно динамики объемов нелегально заготовленной древесины в Российской Федерации (рис. 1) можно отметить следующее:
1) с 2000 по 2006 гг. в России наблюдалась тенденция ежегодного уменьшения числа зарегистрированных случаев незаконных рубок. В то же время годовые объемы незаконно заготовленной древесины в 20022006 гг. имели незначительные колебания (среднегодовой объем нелегально заготовленной древесины составил 810 тыс. м3);
2) период 2007-2008 гг. характеризуется резким ростом как числа зарегис-
трированных случаев незаконных рубок, так и объемов незаконно заготовленной древесины. Это объясняется, возможно, тем, что новым структурам, образованным в ходе реорганизации лесного хозяйства в соответствии с Лесным кодексом РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, было нецелесообразно скрывать факты незаконной заготовки древесины, возлагая ответственность за это на предыдущих руководителей;
3) в 2008 г. отмечен пик незаконных лесозаготовок (по данным Рослесхоза, объем нелегально заготовленной древесины в 2008 г. составил 1650,38 тыс. м3);
4) начиная с 2009 г. наблюдается тенденция сокращения официально зарегистрированных незаконных рубок древесины как по случаям, так и по объему и ущербу в 1,5, 1,4 и 1,3 раза соответственно (Данные Рослесхоза); однако объемы древесины, заготовленной нелегально, по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне (среднегодовой объем нелегально заготовленной древесины составил более 1 млн м3).
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
20020020020020020020020070020020120120120
35
30
25
20
15
10
5
0
Объемы незаконных рубок лесных насаждений, тыс. ♦ Число случаев, тыс.
м
Источник данных: данные Рослесхоза
Рис. 1. Динамика объемов нелегально заготовленной древесины и количества случаев нелегальных лесозаготовок в Российской Федерации
На рис. 2 и 3 приведена динамика количества случаев нелегальных лесозаготовок и объемов нелегально заготовленной
древесины по федеральным округам Российской Федерации.
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
# # # # # # # / # # # # #
■ ЦФО ИСЗФО ИЮФОиСКФО ИПФО ИУФО I СФО ИДВФО Источник данных: Рослесхоз
Рис. 2. Динамика количества случаев нелегально заготовленной древесины по федеральным округам Российской Федерации
80 60 40 20 0
/ ^ ^ ^ / ^ / / / ^ ^ ^ ■ ЦФО ИСЗФО «ЮФОиСКФО ИПФО ИУФО ■ СФО I ДВФО
Источник данных: Рослесхоз
Рис. 3. Динамика объемов нелегально заготовленной древесины в федеральных
округах Российской Федерации
Исходя из данных, представленных на новной объем нелегально заготовленной рис. 2 и 3, следует, что наибольшее число древесины в рассматриваемый период осу-случаев нелегальных лесозаготовок и ос- ществлялись на территории Сибирского
федерального округа. Динамика средне- товленной древесины по федеральным ок-годового (за трехлетние периоды) распре- ругам Российской Федерации представлена деления количества случаев нелегальных в табл. 1. лесозаготовок и объемов нелегально заго-
Таблица 1
Среднегодовые значения (за трехлетние периоды) количества случаев нелегальных лесозаготовок и объемов нелегально заготовленной древесины по федеральным
округам Российской Федерации
Наименование федерального округа 2002-2004 гг. 2005-2007 гг. 2008-2010 гг. 2011-2013 гг.
число случаев объем нелег. древесины число случаев объем нелег. древесины число случаев объем нелег. древесины число случаев объем нелег. древесины
тыс. тыс. м3 тыс. тыс. м3 тыс. тыс. м3 тыс. тыс. м3
РФ 22,99 728,64 17,39 839,44 30,14 1463,32 20,23 1103,19
ЦФО 4,85 78,50 2,76 81,10 4,27 148,49 2,34 86,64
СЗФО 3,74 128,25 2,79 135,60 4,27 219,31 2,49 157,73
ЮФО и СКФО 1,81 23,67 0,87 14,84 1,01 16,77 0,90 13,49
ПФО 4,70 71,17 3,29 108,39 7,09 227,60 3,66 118,22
УФО 1,51 93,22 1,49 110,79 2,48 177,65 1,82 110,98
СФО 4,73 266,03 5,11 316,32 8,58 528,96 7,37 524,44
дфо 1,66 67,79 1,02 69,97 1,69 131,71 1,42 78,36
Источник данных: Рослесхоз
Данные, представленные в табл. 1, показывают, что в период с 2011 по 2013 гг. наблюдалась некоторая положительная тенденция, связанная с сокращением как числа случаев нелегальных лесозаготовок, так и объемов нелегально заготовленной древесины по всем федеральным округам Российской Федерации. Это снижение можно объяснить влиянием мер государственного регулирования, направленных на сокращение экспорта необработанных лесоматериалов [11], а также принятием мер, регламентирующих порядок получения лицензии на экспорт лесоматериалов в рамках установленных тарифных квот, закрепленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном Союзе».
На рис. 4 представлено среднегодовое распределение объемов нелегально заготовленной древесины по регионам Российской Федерации, зарегистрированное в период с 2011 по 2013 гг.
Исходя из данных, приведенных на рис. 4, следует, что наиболее проблемными регионами Российской Федерации по незаконной заготовке древесины на протяжении последних лет остаются лесные регионы страны с интенсивной заготовкой древесины (Архангельская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Тверская, Томская, Свердловская области, Пермский, Приморский, Красноярский, Забайкальский и Хабаровский края, Республика Бурятия). Особое место среди них принадлежит приграничным к Китаю регионам, в которых объемы нелегальных лесозаготовок определяются преимущественно внешним спросом на сырьевую древесину со стороны Китая [12], [13].
51.94-331.14 33.29-6194 18.68-33,29
Построено автором по данным Рослесхоза
Рис. 4. Среднегодовое распределение объемов нелегально заготовленной древесины по регионам Российской Федерации, зарегистрированное в период
2011-2013 гг., тыс. м3
2. Основные виды нелегального лесопользования в Российской Федерации
Рассматривая вопрос классификации правонарушений в сфере нелегальных лесозаготовок, следует отметить, что до настоящего времени в Лесном кодексе Российской Федерации не закреплены ни понятия «нелегальная лесозаготовительная деятельность», «незаконная рубка лесных насаждений» и т.п., ни классификация видов нелегального лесопользования.
В связи с этим, основным определением понятия «незаконная рубка лесных насаждений» принято считать формулировку, данную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В данном постановлении под незаконной рубкой лесных насаждений понимается «рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том
участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубка деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда» [14].
Кроме приведенного определения имеется ряд формулировок, акцентирующих внимание на основной цели незаконных рубок — нелегальной заготовке древесины. Одно из таких определений дано в 2005 г. WWF и Всемирным Советом деловых кругов за устойчивое развитие (WBCSD): нелегальные лесозаготовки имеют место в
случаях, когда древесина заготавливается с нарушением действующего лесного и природоохранного законодательства [15].
Рассматривая практику рубок на территории России, Д.Ф. Ефремов совершенно оправданно заявляет, что «любые рубки, исполненные в России, могут и чаще всего имеют на одном или всех этапах те или иные отклонения (нарушения) от требований лесного законодательства и, в строгом смысле слова, вправе расцениваться как незаконные (нелегальные)». Однако при этом отмечает, что нет оснований классифицировать все случаи заготовки древесины, происходящие с нарушениями, как незаконные. Д.Ф. Ефремов считает, что к «нелегальным» порубкам следует относить «только «самовольные», то есть браконьерские (без каких-либо разрешительных оснований) рубки (заготовки древесины), или
исполненные с преступным умышленным игнорированием требований, предписанных лесным законодательством» [16].
Что касается классификации видов нелегального лесопользования, то, на наш взгляд, наиболее полную классификацию незаконные порубок древесины дает А. Морозов, подразделяя незаконные рубки на две группы ( незаконная рубка без разрешительных документов и незаконная рубка при наличии разрешительных документов ), каждая из которых включает подгруппы (рис. 5). Следует отметить, что представленная классификация незаконных порубок весьма условна и достаточно непросто отнести каждый конкретный случай к определенной схеме, особенно, если наблюдается присутствие в нем различных нарушений.
НЕЗАКОННЫЕ ПОРУБКИ ДРЕВЕСИНЫ
V
Незаконные рубки без разрешительных документов
Рубки, осуществляемые местным населением для собственных нужд
Рубки, осуществляемые гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины
Рубки, осуществляемые компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков, либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами
Рубки поверх официально законченных выборочных рубок, в том числе официально обнаруженных и остановленных самовольных рубок
Рубки, осуществляемые при строительстве нелесохозяйственных объектов без получения необходимых разрешений
51
Незаконные рубки при наличии разрешительных документов
Выдача разрешений на рубки леса в участках, где это запрещено, либо не предусмотрено действующим законодательством
Выдача разрешений на ведение лесозаготовок с нарушением действующих правил лесопользования, либо без оценки реальных возможностей проведения лесозаготовок без нарушений действующего законодательства
Внесение заказных изменений в лесохозяйственную документацию, позволяющих по формальному
признаку проведение рубок, запрещенных до внесения таких изменений
Заказное лесоустройство
Рубки леса, осуществляемые с грубыми нарушениями действующего законодательства
Источник: [17]
Рис. 5. Классификация нелегальных порубок лесных насаждений
Реализация указанных схем нелегальных лесозаготовок в Российской Федерации стала возможной в связи с отсутствием достоверной информации о состоянии лесов в Российской Федерации (по данным Рослес-хоза, в настоящее время давность лесоустройства в среднем по стране приближается
к 20 годам: 19 % от всей информации по лесоустройству имеют срок давности до 9 лет; 19 % - 10.14 лет; 24 % - 15.19 лет; 38 % — более 20 лет) и учета заготовленной древесины, а также высоким уровнем коррупции в регионах.
3. Обязательства по учету древесины: мировой опыт и опыт России
Учет древесины достаточно широко распространен в мире как в странах, где леса находятся преимущественно в частной собственности (например, Скандинавские страны), так и в странах, где основная часть лесов относится к собственности государства (например, Провинции Британская Колумбия (Канада).
Обязательства по учету лесоматериалов в Скандинавских странах. В Скандинавских странах, несмотря на то, что основная часть лесов находится в частной собственности, еще в середине прошлого века разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры учета круглых лесоматериалов и участие в них заинтересованных сторон. В частности:
Норвежский Закон о лесе и его защите (от 21.05.1965, § 16) предусматривает: «Если отсутствует другое предписание Департамента сельского хозяйства, то продавец и покупатель должны обеспечить сортировку и учет всех лесоматериалов, заготовленных для обработки, продажи или экспорта. Департамент может вводить более подробные предписания в части документирования сортировки и учёта» [18];
Закон об измерениях лесоматериалов в Швеции (№ 209 от 10.06.1966) содержит следующие требования к учету древесины: «§ 1 Измерения лесоматериалов, в частности хвойного пиловочника и балансов, выполняемые для определения их стоимости, должны проводиться по инструкциям Национального управления лесами.
§ 2 В законе под измерениями подразумевается определение числа единиц лесоматериалов, их объёма или массы, а также оценка качественных характеристик дре-
весины и возможностей её практического применения.
§ 3 Если какое-либо лицо преднамеренно или по халатности нарушает положения § 1 Закона, на него накладывается соответствующий штраф» [19].
Кроме того, в Швеции уже несколько десятилетий успешно функционирует специализированная информационная система по лесоматериалам (SDC) с центральным офисом в г. Сундсваль [18].
Обязательства по учету лесоматериалов в провинции Британская Колумбия (Канада). Учет лесоматериалов в провинции Британская Колумбия регламентирован следующими нормативными правовыми актами, которыми установлена ответственность за не проведение учета и требования к проведению учета заготовленной древесины:
— Лесным законом провинции (Forest Act), в котором есть специальный раздел 6 — учёт лесоматериалов (Timber Scaling) [20];
— инструкцией по учёту лесоматериалов (Scaling Regulation) [21], конкретизирующей требования Лесного закона;
— руководством по учёту лесоматериалов (Scaling Manual), которое разработано Лесной службой Британской Колумбии [22].
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами учет должен проводиться при всех заготовках лесоматериалов на общественных и частных землях в пределах юрисдикции провинции.
Основными функциями правительства провинции являются:
1) оценка и лицензирование учётчиков;
2) оформление разрешений и назначение учётчиков, установление политики и процедур для всего учёта лесоматериалов, определяющего доход владельца лесов;
3) выдача разрешений на пункты учёта и установление условий для пунктов учёта;
4) установление процедур учёта, обработки данных учёта и контрольных процедур;
5) оценка соблюдения требований и процедур по учёту лесоматериалов [18].
Обязательства по учету лесоматериалов в СССР и России. В СССР учёт заготовленной древесины был регламентирован «Инструкцией по учету лесопро-дукции в производственных объединениях и на предприятиях лесозаготовительной промышленности», утвержденной в 1977 г. Минлеспромом СССР. В настоящее время система по учету древесины, зародившаяся в СССР, не применяется.
До недавнего времени единственным документом, который содержал сведения о заготовленной древесине, являлся отчет об использовании лесов (ст. 40 ЛК РФ ), в котором в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 февраля 2012 г. № 47 «Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления» приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактически выполненных
мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за период с начала года до конца отчетного квартала, а в четвертом квартале — информация за отчетный год.
Следует отметить, что в ряде регионов Российской Федерации (Амурская область, Архангельская область, Республика Бурятия, Вологодская область, Забайкальский край, Иркутская область, Красноярский край и др.) приняты законы «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины» [23], однако ими не регламентируется проведение учета лесоматериалов.
Таким образом, до недавнего времени Россия являлась единственной страной с развитым лесопользованием, в которой отсутствуют обязательные требования к учету круглых лесоматериалов. Отсутствие отлаженной системы учета лесоматериалов, по нашему мнению, является одной из основных причин, приводящей к столь значительным объемам теневого лесопользования в Российской Федерации.
С целью сокращения объема нелегального лесопользования в Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет велась работа по разработке нормативно-правовой базы по учету необработанных лесоматериалов, итогом которой стало внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в декабре 2013 г.
4. Анализ изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, закрепляющих обязательное требование к учету круглых лесоматериалов
Изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, внесенные федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № № 415-ФЗ, обязали юридических лиц и граждан, осуществляющих заготовку и продажу необработанной древесины, вести учет круглых лесоматериалов, проводить их маркировку (вступает в силу с 1 января 2015 г.), декларирование сделок с ними, а также оформлять сопроводительный документ при перевозке круглых лесоматериалов (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
Так, в соответствии со ст. 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, использующие леса (за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд) и осуществляющие мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов должны осуществлять учет древесины, получен -ной при использовании лесов и при проведении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, до ее вывоза из леса.
Кроме того, в случае заготовки древесины ценных лесных пород ( дуб, бук, ясень) она также подлежит обязательной поштучной маркировке (ст. 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Действующий Лесной кодекс предъявляет также ряд требований к транспортировке заготовленной древесины, которая, в соответствии со ст. 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации в новой редакции, может осуществляться при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины ( в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
Основным документом, позволяющим идентифицировать происхождение древесины, является декларация о сделках с древесиной, в которой, в соответствии со ст. 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации, указываются:
1) информация о собственниках древесины, сторонах сделок с древесиной (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя);
2) сведения об объеме древесины, ее видовом ( породном) и сортиментном составе;
3) сведения о документах, на основании которых была осуществлена заготовка древесины (договор аренды лесного участка, договор купли-продажи лесных насаждений);
4) договор, по которому приобретается или отчуждается древесина;
5) сведения о месте складирования древесины (при наличии).
С целью обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной информации и контроля за достоверностью такой информации создается федеральная информационная система «Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней», о которой также указано в рассматриваемой редакции Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 50.6).
Основу данной информационной системы составят данные об участниках оборота круглых лесоматериалов, о правах пользования лесными участками, договорах продажи ( поставки) круглых лесоматериалов, объемах круглых лесоматериалов, проданных на внутреннем рынке или вывезенных из Российской Федерации. Состав информационных ресурсов и функциональная схема Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней представлены на рис. 6.
Предполагается, что использование указанной информационной системы позволит отследить баланс поступления и продажи круглых лесоматериалов каждой породы у всех продавцов, что, в свою очередь, сможет оказать реальное и существенное противодействие нелегальным заготовкам древесины и осуществления сделок с ней.
Кроме указанных изменений, внесенных в Лесной кодекс, также включены изменения в положения Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие ответственность за нарушение лесного законодательства, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (табл. 2).
Федеральные общегосударственные! ИС
ГАС
«Управление»
ЕСИА
Информационные ресу
1. Реестры:
- участников оборота круглых лесома1
- правоустанавливающих документов заготовку древесины
- лесных деклараций и отчетов об использовании лесов
- договоров о передаче права собствены
2. Декларации об обороте круглых рынке или вывезенных из РФ
Федеральные ведомственные ИС
1. Граждане, ЮЛ и ИП, осуществляющие заготовку древесины и оборот круглых лесоматериалов (за исключением граждан, осуществляющих заготовку древесины для собственных нужд)
2. Ответственные лица органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных в области лесных отношений
3. Ответственные лица органов государственной власти, уполномоченных на осуществление контроля за заготовкой древесины и оборотом круглых лесоматериалов
4. Граждане и общественные объединения, заинтересованные в соблюдении законности заготовки древесины и оборота круглых лесоматериалов
- доступ с помощью специального ПО
- доступ с помощью стандартного Web браузера
Источник: [24]
Рис. 6. Состав информационных ресурсов и функциональная схема Единой государственной автоматизированной
информационной системы учета древесины и сделок с ней
X
о
X *
Таблица 2
Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, а также за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, определенные Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушения
Номер статьи КоАП Наименование статьи Содержание Мера наказания
8.28 Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан Административный штраф: на граждан - от 3 000 до 3 500 руб.; на должностных лиц - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния Административный штраф (с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой): на граждан - от 3 500 до 4 500 руб.; на должностных лиц - от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 до 150 тыс. руб.
8.28.1 Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной Административный штраф: на должностных лиц - от 5 до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 7 до 25 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 до 200тыс. руб.
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней Административный штраф -от 5 до 20 тыс. руб.
Нарушение порядка учета древесины Административный штраф: на должностных лиц - от 25 до 35 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 400 тыс. руб.
Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины Административный штраф (с конфискацией древесины либо без таковой): на должностных лиц - от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. руб.
Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа Административный штраф (с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой): на должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 500 до 700 тыс. руб.
Примечание: Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 № 6-П положения части 2 ст. 8.28 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения во взаимосвязи с частью 1 ст. 3.7 данного Кодекса допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении. В соответствии с частью 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (СПС «Консультант Плюс»)
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что закрепление на законодательном уровне обязанностей должностных и юридических лиц по ведению учета древесины, в том числе посредством регистрации сделок в Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, представляет собой еще один крупный шаг в направлении создания условий по недопущению случаев браконьерской вырубки лесов. Разумеется, говорить о полной ликвидации теневых лесозаготовок в Российской Федерации в связи с внедрением указанной информационной системы не следует, так как необходимо время, чтобы отладить механизм работы как системы учета круглых лесоматериалов в целом, так и информационной системы, в частности.
Ряд экспертов указывают на существенные недостатки от внедрения этой системы. Так, А. Ярошенко полагает, что
Литературa_
1. Незаконные рубки и методы борьбы с ними в Российской Федерации / МПР РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства. М., 2005. 25 с.
2. Оценка объемов древесины сомнительного происхождения и анализ практики внедрения систем отслеживания происхождения древесины в ряде многолесных регионов северо-запада, Сибири и Дальнего Востока России / Лесная программа WWF России. М., 2006. 56 с.
3. Колесникова А.В. Незаконная заготовка древесины как проблема развития лесопромышленного комплекса приграничного региона на примере Забайкальского края // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 392-396.
4. Российско-китайская торговля лесом и нелегальная заготовка древесины в Сибири и на Дальнем Востоке. М., 2007. 56 с.
5. Глазырина И.П., Жадина Н.В. Сравнительный анализ бюджетной эффективности лесопользования в регионах России // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3. Материалы XIV Всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, 2014. С. 54-57.
контроль за оборотом древесины, установленный новым законом, практически возможен лишь на больших дорогах, в пунктах приема древесины крупными предприятиями или на пунктах пропуска через государственную границу. Кроме того, он считает, что введение деклараций о сделках с древесиной и специальных документов на ее перевозку приведет к появлению минимум 20 млн новых документов в год [25]. Подобные опасения, по нашему мнению, не безосновательны. Более того, на первом этапе трудности ведения учета могут привести к прекращению деятельности ряда мелких лесопользователей. Однако в ходе отработки системы и внесения необходимых коррекций эта система способна сделать оборот древесины на территории Российской Федерации достаточно прозрачным, создав тем самым весьма действенный механизм борьбы с незаконной заготовкой древесины.
_References
1. Nezakonnye rubki i metody borby s nimi v Rossiyskoy Federatsii [Illegal logging and methods of dealing with them in the Russian Federation]: MNR and the Federal Forestry Agency. Moscow, 2005. 25 p.
2. Otsenka obemov drevesiny somnitelnogo proishozhdeniya i analiz praktiki vnedreniya sistem ot-slezhivaniya proishozhdeniya drevesiny v ryade mno-golesnyh regionov severo-zapada, Sibiri i Dalnego Vostoka Rossii [Assessment of the volume of timber of dubious origin and analysis of practices implementing traceability systems in number of multiwood Northwest regions, Siberia and the Russian Far East]: Forest Programme of WWF Russia. Moscow, 2006. 56 p.
3. Kolesnikova A.V. Problemy sovremennoy eko-nomiki (Problems of the modern economy), 2010, no. 2 (34). Pp. 392-396.
4. Rossiysko-kitayskaya torgovlya lesom i ne-legalnaya zagotovka drevesiny v Sibiri i na Dalnem Vostoke [The Russian-Chinese trade in timber and illegal logging in Siberia and the Far East]. Moscow, 2007.56 p.
5. Glazyrina I.P., Zhadina N.V. Strategiches-koe planirovanie i razvitie predpriyatiy. Sektsiya 3. Materialy XIV Vserossiyskogo simpoziuma (Strategic planning and the development of enterprises. Section 3. Proceedings of the XIV All-Russian Symposium). Moscow: CEMI, 2014. P. 54-57.
6. Эскин В.Н., Липин А.С. Регулирование лесного экспорта // ЭКО: Всероссийский экономический журнал, 2007. № 3. С. 72-91.
7. Незаконные рубки на Дальнем Востоке: мировой спрос на древесину и уничтожение Уссурийской тайги: обзор / А.Г. Кабанец, Б.Д. Милаковс-кий, Е.А. Лепешкин, Д.В. Сычиков; под общ. ред. Д.Ю. Смирнова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России, 2013. 39 с.
8. Алексеев А., Чубинский М. Лесная сертификация и борьба с нелегальными лесозаготовками // Устойчивое лесопользование. 2014. № 2 (39).
9. Противодействие нелегальным заготовкам и обороту древесины // ЛесПромИнформ. 2012. Вып. № 2 (84).
10. Брезгин В.С, Колесникова А.В. Подход к оценке потерь ассимиляционного потенциала от незаконных рубок леса и общей пожарной эмиссии (на примере Забайкальского края) // Экономика природопользования. 2012. Вып. № 5. С. 283-96.
11. Колесникова А.В. Анализ эффективности экспортно-тарифной политики в лесном секторе России в среднесрочном периоде // Экономика природопользования. 2013. Вып. № 5. С. 106-118.
12. Колесникова А.В. Основные проблемы и вызовы в развитии отечественного лесного комплекса // ЭКО. 2013. № 11. С. 5-25.
13. Глазырина И.П. Проблемы, перспективы и риски российско-китайского приграничного сотрудничества // Приграничье Азиатской России: подходы к анализу современных проблем. Новосибирск, НГУ, 2011. С. 52-66.
14. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: постановление Пленума Верховного Суда РФ от5 ноября 1998 г. № 14 // Финансовая Россия. 26.11.1998 - 02.12.1998. № 44.
15. Проблема нелегальных рубок [Электронный ресурс ] // Всемирный фонд дикой природы [сайт]. URL: http://www.wwf.ru/about/what_we_ do/forests/curbing-illegal-logging (дата обращения 2.08.2014).
16. Ефремов Д.Ф. Нелегальные рубки в системе заготовок древесины в лесах Российского Дальнего Востока [Электронный ресурс] // LesTest - Independent assessment of compliance [сайт]. URL: http://www.lestest.net/ru/publications/illegal-cutting (дата обращения 22.07.2014).
17. Краткий обзор незаконных рубок леса в России (формы и методы незаконных рубок) [Электронный ресурс] // Greenpeace International [сайт]. URL: http: //www.greenpeace.org/russia/Global/
6. Eskin V.N., Lipin A. EKO: Vserossiyskiy eko-nomicheskiy zhurnal (ECO: Russian Economic Journal), 2007, no. 3. P. 72-91.
7. Nezakonnye rubki na Dalnem Vostoke: miro-voy spros na drevesinu i unichtozhenie Ussuriyskoy taigi: obzor [Illegal logging in the Far East: global demand for timber and destruction of the Ussuriyskaya taiga: review]; A.G. Kabanets, B.D. Milakovsky, E.A. Lepeshkin, D.V. Sichik; under the total. ed. D.Yu. Smirnova; World Wildlife Fund (WWF). Moscow: WWF Russia, 2013. 39 p.
8. Alekseev A., Chubinskiy M. Ustoychivoe le-sopolzovanie (Sustainable forest management), 2014, no. 2 (39).
9. Protivodeystvie nelegalynym zagotovkam i oborotu drevesiny [Opposition to illegal logging and timber trade]: LesPromInform. 2012. Vol. no. 2 (84).
10. Brezgin V.S., Kolesnikova A.V. Ekonomika prirodopolzovaniya (Environmental Economics), 2012. Vol. no. 5. P. 283-96.
11. Kolesnikova A.V. Ekonomika prirodopol-zovaniya (Environmental Economics), 2013. Vol. no. 5. pp. 106-118.
12. Kolesnikova A.V. EKO (ECO), 2013, no. 11. P. 5-25.
13. Glazyrina I.P. Problemy, perspektivy i riski rossiysko-kitayskogo prigranichnogo sotrudnichestva [Problems, prospects and risks of the Russian-Chinese border cooperation]: Borderland of Asian Russia: approaches to the analysis of contemporary issues. Novosibirsk, Novosibirsk State University, 2011. pp. 52-66.
14. O praktike primeneniya sudami zakonoda-telstva ob otvetstvennosti za ekologicheskie pravona-rusheniya: postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot5 noyabrya 1998 g. № 14 (On the practice of law courts on liability for environmental offenses: Resolution of the Plenum of the Supreme Court dated by November, 5 1998number 14): Financial Russia. 26.11.1998 - 02.12.1998. No. 44.
15. Problema nelegalnyh rubok (The problem of illegal logging): World Wildlife Fund [website]. Available at: http://www.wwf.ru/about/what_we_do/for-ests/curbing-illegal-logging (accessed 02/08/2014).
16. Efremov D.F. Nelegalnye rubki v sisteme za-gotovok drevesiny v lesah Rossijskogo Dalnego Vosto-ka (Illegal logging in the system of timber harvesting in the forests of the Russian Far East): LesTest — Independent assessment of compliance [website]. Available at: http://www.lestest.net/ru/publications/illegal-cutting (accessed 07/22/2014).
17. Kratkiy obzor nezakonnyh rubok lesa v Ros-sii (formy i metody nezakonnyh rubok) (Overview of illegal logging in Russia (forms and methods of illegal logging): Greenpeace International [website]. Avail-
russia/ report/2003/12/29149.html (дата обращения 2.08.2014).
18. Учет заготовленной древесины при разных формах использования лесов [Электронный ресурс] // Сайт Программы ENPI-FLEG I. URL: http://www.enpifleg.org/fileadmin/ufs/04.%20Pro-gram%20Information/4.02%20Program%20Compo-nents/4.02.05%20Public%20Awareness/UP_Gl_3. pdf (дата обращения 2.08.2014).
19. Правила сортировки и учёта круглых лесоматериалов; пер. с англ. ООО «Лесэксперт».
20. Лесной закон. Раздел 6 «Учёт лесоматериалов». Канада. Британская Колумбия.
21. Инструкция по учёту лесоматериалов [англ. яз.]. Канада. Британская Колумбия.
22. Руководство по учёту лесоматериалов [англ. яз.]. Лесная служба Британской Колумбии, 2009. 498 с.
23. Предложения о разработке законов по учёту круглых лесоматериалов [Электронный ресурс] // Центр стандартизации и сертификации лесоматериалов ООО «ЛЕСЭКСПЕРТ» [сайт]. URL: http:// www.lesexpert.info/ (дата обращения 2.08.2014).
24. Коптев А. П. Единая государственная автоматизированная информационная система «Круглые лесоматериалы» [Электронный ресурс ] // презентация. URL: http://www.myshared.ru/ slide/605719/ (дата обращения 27.07.2014).
25. По мнению экспертов, ЕГАИС учета древесины работать не будет [Электронный ресурс] // Российской лесной портал. URL: http://lessovet.ru/ top-novostej/663-po-mneniyu-ekspertov-egais-uche-ta-drevesiny-rabotat-ne-budet.html (дата обращения 28.07.2014).
able at: http: //www. greenpeace. org/russia/Global/ russia/ report / 2003/12 / 29149.html (accessed 08/02/2014).
18. Uchet zagotovlennoy drevesiny pri raznyh formah ispolzovaniya lesov (Accounting for harvested timber at different forms of forest use): program website ENPI-FLEG I. Available at: http://www.enpif-leg.org/fileadmin/ufs/04.%20Program%20Informa-tion/4.02%20Program%20Components/4.02.05%20 Public % 2 0 Awareness/UP_Gl_3. pdf (accessed 08/02/2014).
19. Pravila sortirovki i uchyota kruglyh lesoma-terialov [The rules for sorting and accounting of round wood]; Transl. from English. LLC «Lesexpert».
20. Lesnoy zakon. Razdel 6 «Uchyot lesomate-rialov» [Forest Law. Section 6, «Accounting for timber»]. Canada. British Columbia.
21. Instruktsiya po uchyotu lesomaterialov [Instruction on accounting timber]; Eng. lang. Canada. British Columbia.
22. Rukovodstvo po uchyotu lesomaterialov [Guidance on accounting timber]; Eng. lang. The Forest Service of British Columbia, 2009. 498 p.
23. Predlozheniya o razrabotke zakonov po uchyotu kruglyh lesomaterialov (Proposals for the development of laws on accounting round wood): Center of Standardization and Certification Timber Ltd. «Lesexpert» [site]. Available at: http://www.lesexpert. info/ (accessed 08/02/2014).
24. Koptev A.P. Edinaya gosudarstvennaya av-tomatizirovannaya informatsionnaya sistema «Krug-lye lesomaterialy» (Unified State Automated Information System «Round timber»): presentation. Available at: http://www.myshared.ru/slide/605719/ (accessed 27/07/2014).
25. Po mneniyu ekspertov, EGAIS ucheta drevesiny rabotat ne budet (According to the experts, EGAIS timber accounting will not work): Russian Forest portal. Available at: http://lessovet. ru/top-novostej/663-po-mneniyu-ekspertov-egais-ucheta-drevesiny-rabotat-ne-budet.html (accessed 28/07/2014).
Коротко об авторе_
Колесникова А.В., канд. экон. наук, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия starsya@mail.ru.
Научные интересы: экономика природопользования, региональная экономика, экономика отраслей промышленности
_Briefly about the author
A. Kolesnikova, candidate of economic sciences, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: environmental economics, regional economics, economics of industry