Научная статья на тему 'Использование информационных технологий для обеспечения экономической безопасности на опыте Иркутской области'

Использование информационных технологий для обеспечения экономической безопасности на опыте Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ / ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ / МЕХАНИЗМЫ / THE ORIGIN OF THE WOOD / ILLEGAL LOGGING / TIMBER TRADE / MECHANISMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горошко И. В., Печенюк А. О.

В статье на основе анализа опыта применения информационных технологий в деятельности природоохранных структур Иркутской области сделан вывод о возможности внедрения новых информационных технологий в механизмы других регионов Российской Федерации. Акцентировано внимание на серьезность проблемы нелегальной вырубки леса и последующая реализация незаконно добытой древесины. Приведены макроэкономические показатели лесной индустрии Прибайкалья, а также криминальные показатели экологической преступности в динамики за 2014-2018 гг. Описан алгоритм использования информационной системы контроля происхождения древесины «Лесрегистр» и процесс принятия нормативно-правовых документов, устанавливающих порядок функционирования. Также изложены задачи, поставленные перед разработчиками системы и предварительные результаты применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Information Technologies to Ensure Economic Security on the Experience of the Irkutsk Region

In the article is made the conclusion about possibility of introduction of new information technologies in mechanisms of other regions of the Russian Federation on the basis of the analysis of experience of application of information technologies in activity of nature protection structures of Irkutsk region. Attention is focused on the seriousness of the problem of illegal logging and the subsequent sale of illegally extracted wood. Macroeconomic indicators of the forest industry of the Baikal region, as well as criminal indicators of environmental crime in the dynamics for2014-2018 are given. The algorithm of using the information system of control of the origin of wood “Lesregister” and the process of adoption of normative-legal documents establishing the order of functioning is described. The tasks set for the developers of the system and the preliminary results of the application are also described.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий для обеспечения экономической безопасности на опыте Иркутской области»

Использование информационных технологий для обеспечения экономической безопасности на опыте Иркутской области

И. В. ГОРОШКО,

профессор кафедры информационных технологий, доктор технических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: garrygo@mail.ru

А. О. ПЕЧЕНЮК,

слушатель 2-го факультета (Академия управления МВД России) E-mail: mekkap82@gmail.com

Use of Information Technologies to Ensure Economic Security on the Experience of the Irkutsk Region

I. V. GOROSHKO,

Doctor of Technology, Professor, Professor of the Department of Information Technologies (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

A. O. PECHENYUK,

Listener of the 2nd Faculty, (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье на основе анализа опыта применения информационных технологий в деятельности природоохранных структур Иркутской области сделан вывод о возможности внедрения новых информационных технологий в механизмы других регионов Российской Федерации. Акцентировано внимание на серьезность проблемы нелегальной вырубки леса и последующая реализация незаконно добытой древесины. Приведены макроэкономические показатели лесной индустрии Прибайкалья, а также криминальные показатели экологической преступности в динамики за 2014-2018 гг. Описан алгоритм использования информационной системы контроля происхождения древесины - «Лес-регистр» и процесс принятия нормативно-правовых документов, устанавливающих порядок функционирования. Также изложены задачи, поставленные перед разработчиками системы и предварительные результаты применения.

Происхождение древесины, незаконные рубки, оборот древесины, механизмы.

УДК 004:351.777.6:504.75

In the article is made the conclusion about possibility of introduction of new information technologies in mechanisms of other regions of the Russian Federation on the basis of the analysis of experience of application of information technologies in activity of nature protection structures of Irkutsk region. Attention is focused on the seriousness of the problem of illegal logging and the subsequent sale of illegally extracted wood. Macroeconomic indicators of the forest industry of the Baikal region, as well as criminal indicators of environmental crime in the dynamics for 2014-2018 are given. The algorithm of using the information system of control of the origin of wood - "Lesregister" and the process of adoption of normative-legal documents establishing the order of functioning is described. The tasks set for the developers of the system and the preliminary results of the application are also described.

The origin of the wood, illegal logging, timber trade, mechanisms.

В последнее время серьезной проблемой для Российской Федерации является нелегальная вырубка леса и последующая реализация незаконно добытой древесины. По оценкам Всемирного фонда дикой природы и Всемирного банка около 20 % древесины, заготавливаемой в России, имеет незаконное происхождение. Так, если в 2018 г. легально было заготовлено 230 млн м3 лесопродукции, то объем теневого сектора, согласно экспертным оценкам, составил 50—55 млн м3 древесины.

В целях противодействия этому преступному промыслу Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям представить в правительство предложения по включению продукции лесопромышленного комплекса в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе по регистрации древесины на специализированных пунктах приема.

ственность за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины; формы отчетности о принятой, переработанной и отгруженной продукции; регламентирован порядок постановки на учет, снятия с учета пунктов приема, древесины; порядок предоставления государственных услуг по регистрации хозяйствующих субъектов; регламент исполнения региональной государственной функции по приему и проверке отчетности [3]. Кроме того, в соответствии с законом № 100-03 был разработан порядок регистрации, выдачи, использования и возврата специальных идентификационных карт [4]. Предполагается, что такая карта будет сопровождать каждую партию отгруженной древесины. Во время ее транспортировки инспекторы и приемщики смогут в любой момент проверить древесину в информационной системе, узнав данные о лесозаготовителе, номер лесной декларации, местоположение лесного участка, где были срублены данные деревья.

ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ^ КАРТА ПАРТИИ ДРЕВЕСИНЫ

lUrtH^tTEPCT&Q ЛЕСНОГО (К С А

ИРКУТСКОЙ ОЕЛАСГИ

VI I .r,etiiini|'uiü Jü;i.: firtü-j и* IL F."I I-I.I.' L-fjiriiuii IIDI^IMIUT nrh1 nr.11 AN Г.-.Ч-. 1GP * iK>r Г M ■

,HL.ju*fipi'»."-.-|i ........... urJ тгри шдимн

С* 1 И ИКПМХИНКУЦК(П1 IlL.nJI! 1)11.107 gi4

i »

I.......и ■■!

■-J-UF tKxomgqcnM ■

Рис. 1. Лицевая сторона идентификационной карты Рис. 2. Обратная сторона идентификационной карты

Во исполнение данного поручения и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р [1] в Иркутской области издано распоряжение правительства от 23 декабря 2016 г. № 776-рп «О реализации пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины в Иркутской области в 2016-2018 гг.» [2].

Следующим важным шагом стало принятие Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 г. № 100-03 «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» [5] (далее — Закон № 100-03), которым определены правовые и организационные основы осуществления на территории Иркутской области регионального экологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью выявления незаконного оборота древесины. Для обеспечения условия исполнения закона № 100-ОЗ были установлены: административная ответ-

Идентификационная карта представляет собой защищенную индивидуально определяемую пластиковую карту — идентификатор размерами 85x54 мм, содержащую внутренний чип RFID NFC, позволяющий в информационной системе однозначно идентифицировать информацию из лесной декларации или договора купли-продажи лесных насаждений, соответственно, на правовом основании заготовки древесины.

Лицевая сторона идентификационной карты (рис. 1) оформляется с использованием защитных красок и содержит следующую информацию:

— надпись «Министерство лесного комплекса Иркутской области»;

— герб ведомства и герб Иркутской области;

— год выпуска карты.

Обратная сторона (рис. 2) содержит следующую информацию:

— уникальный семизначный цифровой код;

— машиночитаемый двухмерный штрих-код;

— заполняемые от руки поля «номер транспортного средства», «объем древесины», «номер сопроводительного документа».

Идентификационные карты находятся в безвозмездном владении, пользовании, используются однократно.

Неиспользованные идентификационные карты по акту приема-передачи возвращаются юридическим лицом в территориальный отдел, их выдавший, по окончании заготовки древесины на соответствующей лесосеке в пятидневный срок после предоставления отчета об использовании лесов.

Юридическое лицо, утратившее идентификационную карту, должно незамедлительно письменно уведомить об этом территориальный отдел, выдавший ему идентификационную карту. После чего территориальный отдел производит в системе «Лесрегистр» операцию списания карты с указанием причины (утеря, порча, кража и пр.).

Каждая идентификационная карта привязана в информационной системе к конкретной лесосеке на основании лесной декларации, что не позволяет лесозаготовителю сдать на пункты приема, переработки и отгрузки больше заявленного в лесной декларации объема древесины. Считывание данных карты может проводиться в любом месте без использования интернета, что делает карту мобильной.

В Иркутской области помимо федеральной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее — ЕГАИС УД), была разработана дополнительная информационная система «Контроля происхождения древесины» (далее — ИС КПДИО), которая, помимо информации о лесопродукции на пунктах приема и отгрузки древесины, содержит также сведения о ее передвижении железнодорожным транспортом. Полученные данные позволяют выявить несоответствие задекларированного трафика и фактических маршрутов и сообщить об этом в правоохранительные органы.

В развитие идей, заключенных в распоряжении правительства № 776-рп и законе № 100-03, Правительство Иркутской области уделило большое внимание вопросам разработки информационной системы контроля происхождения древесины — «Лесрегистр». Учитывая большой оборот древесины в регионе, проконтролировать законность ее происхождения без использования современных информационных технологий не представляется возможным. Перед разработчиками «Лесрегистр» были поставлены следующие задачи:

— организовать учет всей древесины, заготавливаемой по одному документу;

— запретить выпуск на таможне леса, происхождение которого не подтверждено (вызывает сомнение, находится в административном производстве);

— сделать прием незаконно заготовленной древесины невыгодным и наказуемым;

— прекратить практику покупки документов;

— повысить полномочия и ответственность лесничего.

Сегодня «Лесрегистр» — это WEB-интерфейс, мобильное приложение и структурированная база данных, содержащая информацию:

— о пунктах приема, переработки и отгрузки древесины;

— о разрешенных объемах заготовки древесины согласно лесным декларациям и договорам купли-продажи лесных насаждений согласно данным информационной системы «Аверс: управление лесным фондом»;

— об обороте лесоматериалов на пунктах согласно отчетам;

— об отгруженных лесных грузах согласно данным «железной дороги».

Система «Лесрегистр» разработана на базе современных технических решений с использованием инструментов электронной подписи, личного кабинета пользователя и предоставляет доступ к нему из любого рабочего места, подключенного к сети Интернет.

Почему разработка информационной системы «Лесрегистр» была актуальна именно для Иркутской области? Это объясняется исходя из общих и криминальных характеристик лесной отрасли региона. Так, запасы древесины Иркутской области составляют 8,8 млрд м3 или 9 % всех запасов России. Лесные земли — 71,5 млн га или 92 % территории области (с преобладанием хвойных пород). Расчетная лесосека по доступным и возможным для эксплуатации лесам области составляет 56,2 млн м3 (10 % от расчетной лесосеки России), из них 38,5 млн м3 передано в долгосрочную аренду. Контроль за лесозаготовками осуществляют 37 лесничеств Министерства лесного комплекса Иркутской области, 3 военных лесничества, 58 областных государственных автономных учреждений, подведомственных МЛК, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (объединяет Байкало-Ленский заповедник и Прибайкальский национальный парк). На территории области зарегистрировано свыше 5 тыс. предприятий, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса. Основная часть предприятий работает в сфере заготовки древесины и первичной переработки.

В 2018 г. объем налоговых поступлений от предприятий, осуществляющих деятельность в лесной отрасли, составил 10,3 млрд рублей. Объем заготовленной древесины составил 35,7 млн м3. На экспорт отправлено 12 млн м3 древесины и пиломатериала, на общую сумму 1,5 млрд долларов США, в том числе:

— круглого леса — 3,1 млн м3 на сумму 313 млн долларов США;

— пиломатериала — 8,9 млн м3 на сумму 1,3 млрд долларов США.

Ежегодно количество выявляемых преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 260 УК РФ, возрастает, а также возрастает и количество выявленных лиц, их совершивших, что объясняется высокой рейдовой активностью: создается эффект постоянного присутствия сотрудников правоохранительных и контролирующих органов в лесных массивах, задерживаются лица, застигнутые на месте незаконных рубок, изымаются орудия преступления, применяются меры процессуального принуждения.

По фактам незаконных рубок ежегодно регистрируется порядка 3 000 уголовных дел в год: 2014 г. - 2 604; 2015 г. - 2 925; 2016 г. - 3 113; 2017 г. - 3 267; 2018 г. - 2 620. Аналогичная динамика складывается в привлечении лиц за совершение указанного преступного деяния: 2014 г. - 1 253; 2015 г. - 2 275; 2016; 2017 г. -2 408, 2018 г. - 2 156.

Данные цифры свидетельствуют о том, что Иркутская область является не только передовым, но и криминализированным лесным регионом России.

Внедрение новых информационных технологий в механизмы контроля за заготовкой и реализацией лесопродукции может явиться тем фактором, который снизит криминальный потенциал лесной индустрии Иркутской области. О степени эффективности данной технологии, можно будет судить в недалеком будущем по темпам снижения незаконной лесозаготовки и распространению аналогичных подходов в других регионах Российской Федерации.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р (ред. от 04.08.2017) // СПС «Консультант-Плюс». — Текст : электронный.

2. Российская Федерация. Законы. О реализации пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины в Иркутской области в 2016—2018 гг.: распоряжение Правительства Иркутской области от 23 декабря 2016 г. № 776-рп [сайт]. URL: http://www. irkobl.ru. — Текст : электронный.

3. Российская Федерация. Законы. Об утверждении административного регламента исполнения региональной государственной функции по приему и проверке отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине пунктом приема, переработки и отгрузки древесины: приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области

от 20 апреля 2017 г. № 37-мпр [сайт]. URL: http://www.irkobl.ru. — Текст : электронный.

4. Российская Федерация. Законы. Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по постановке на учет, снятия с учета пунктов приема, переработки и отгрузки древесины в Иркутской области, переоформления, выдачи дубликата свидетельства о постановке на учет пунктов приема, переработки и отгрузки древесины: приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 19 апреля 2017 г. № 35-мпр [сайт]. URL: http://www.irkobl.ru. — Текст электронный.

5. Российская Федерация. Законы. Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области: закон Иркутской области от 30 ноября 2016 г. № 100-оз [сайт]. URL: http://www.irkobl.ru. — Текст электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.