17. Rabochiy klub - kuznitsa kommunizma [Work Club - Smithy communism]. Zabaykalskiy rabochiy [Trans-Baikal Working], June 24, 1924, pp. 3.
18. Sazhina A. I. Likvidatsya negramotnosti v Zabaykale v 1923-1926 gg. [Eradication of illiteracy in the Trans-Baikal region in 1923-1926]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishheva [Bulletin of the Volga University named by V. N. Tatishchev], 2014, no. 4 (14), vol. 2, pp. 195-202.
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
Обидин Никита Андреевич, аспирант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: obidinnikita@mail.ru
Динамика проникновения Интернета в российское общество неуклонно растёт год от года, при этом функций, которые предоставляет Интернет, становится всё больше. Теперь сеть Интернет способна предоставлять большое количество возможностей не только рядовым её пользователям, но и представителям гражданского общества, о чём и пойдёт речь в данной работе. Статья посвящена исследованию текущего состояния развития глобальной сети Интернет в нашей стране, в работе рассматриваются основные способы использования сети Интернет гражданским обществом, выявляются связанные с этим проблемы и выносятся предложения возможных путей решения данных проблем. В заключение статьи приводится вывод о необходимости создания единого интернет ресурса способного реализовывать основные способы использования глобальной сети Интернет гражданским обществом, при этом, позволяющий избежать или минимизировать выявленные в работе недостатки, связанные с использованием Интернета гражданским обществом.
Ключевые слова: Интернет, гражданское общество, политические процессы, информационная безопасность, контент, информация, традиционные СМИ, социальные сети, сетевые сообщества, политические эксперты, государственные служащие, сайт
PROBLEMS OF CIVIC ENGAGEMENT ON THE INTERNET
Obidin Nikita A, post-graduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Fedration
E-mail: obidinnikita@mail.ru
Dynamics of Internet penetration in the Russian society has been steadily increasing from year to year, with the functions that the Internet provides, it becomes all the more. Now the Internet is able to provide many opportunities not only its ordinary users, but also representatives of civil society, as will be discussed in this paper. The article investigates the current state of the global Internet in our country, the work covers the basic ways of using the Internet civil society, identified related problems and make suggestions of possible solutions to these problems. In conclusion, the article provides a conclusion about the necessity of creating a single online resource is able to implement the basic ways of the global Internet civil society, thus allowing avoiding or minimizing the identified deficiencies in the work associated with the use of the Internet by civil society.
Keywords: Internet, civil society, political processes, information security, content, information, traditional media, social networks, online communities, policy experts, government officials, site
Влияние интернета на реальную политику постоянно возрастает, порождая новые вызовы политическим системам национальных государств, что обусловлено формированием новых политических субъектов, это приводит к появлению новых проблем и вызовов современного мира, стоящими перед Россией в глобализующемся мире [22, с. 338].
Неуклонный рост пользователей сети Интернет в нашей стране в сумме с появлением ещё больших функций в глобальной сети Интернете, предоставляет много новых возможностей гражданскому обществу, для использования Интернет в своих целях. Теперь используя Интернет, гражданское общество способно осуществлять множество действий, которые могут быть просто аналогами офлайн активности или вовсе возможными только в онлайн пространстве. Все эти виды активности гражданского общества в сети Интернет требуют исследования, что и будет осуществлено в данной научной работе.
Цель работы - исследовать текущее состояние развития глобальной сети Интернет в нашей стране, рассмотреть основные способы применения сети Интернет гражданским обществом, выявить связанные с этим проблемы и предложить возможные пути решения данных проблем.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• охарактеризовать текущее состояние развития глобальной сети интернет в нашей стране;
• определить способы применения глобальной сети интернет гражданским обществом;
• выявить проблемы, связанные с применением глобальной сети интернет гражданским обществом.
• предложить возможные пути решения проблем, связанных с применением сети Интернет гражданским обществом.
Актуальность исследования вопроса применения глобальной сети Интернет гражданским обществом, можно объяснить по ряду причин, но в первую очередь, это связанно с тем, что нерешённость многих социальных проблем и готовность ряда граждан, решать данные проблемы, способствует росту гражданской активности населения России. Данные факторы являются предпосылкой, к увеличению деятельности общественных объединений в нашей стране, новые общественные движения формируются во многих сферах. Но куда более важно и необходимо в исследовании другое, то, что главной особенностью организации граждан, теперь выступает увеличение их количества в сети Интернет. В результате чего, постепенно видоизменяется сама система политической коммуникации.
Можно наблюдать, что система политической коммуникации, «общество - власть», которая складывалась и функционировала в течение последнего десятилетия, постепенно трансформируется. Наблюдается виртуализация процесса политической коммуникации, расширяется сетка ключевых акторов со стороны гражданского общества. Обществом генерируются новейшие механизмы взаимодействия с властью [13, с. 82].
Уже сейчас, можно говорить о появлении нового социального пространства, именуемого Интернет средой. Таким образом, изменилась сама реальность. Дополнившись виртуальной интернет-средой, которая, в свою очередь, может приводить к возникновению новых интересов, мотивов, целей и установок, а также форм сетевой социально коммуникационной активности [6, с. 68]. Важно отметить, что интернет-пространство, это вполне реальная система отношений и связей: индивидов друг с другом и с информационными ресурсами, индивидов с техническими устройствами-посредниками и самих этих устройств. Последнее предполагает ряд специфических технологий передачи данных и многообразие способов их передачи [1, с. 71]. Интернет поспособствовал выходу современного общества на новый этап развития информационной культуры. В современных условиях, когда информатизация всех сфер общественной жизни становится одной из доминант, социального развития человеческой цивилизации, а передовые страны уже вступают в ее информационную стадию. Всё более важным фактором, свидетельствующим об уровне развития страны, становится то, насколько эффективно её граждане, способны использовать глобальную сеть Интернет [21, с. 85].
Некоторые авторы пытаются заглядывать вперед и рассматривают разные сценарии, дальнейшего развития политических интернет-технологий, и всего что с ними связано. Они выделяют два основных сценария, среди которых, положительный и отрицательный [5, с. 46]. Будущее интернет-технологий, может быть многократно изменено. Куда важнее, что уже сейчас можно говорить о том, что Интернет способен не только предоставлять развлекательный контент, показывать рекламу и способствовать продажам товаров и услуг, но и может использоваться гражданским обществом для достижения своих целей. Исследование применения сети Интернет гражданским обществом, особенно актуально, если учесть, что число его пользователей постоянно растёт. Так, в соответствии с данными фонда «Общественное мнение» (ФОМ). За осенний период 2013 г., динамика проникновения интернета в общество составляет 57 %, доля активной аудитории равна 46 % или 53,2 млн человек. Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 9 %, а для суточной аудитории, данный показатель равен 14 % [9]. Подобный рост интернет аудитории, позволяет некоторым исследователям данного вопроса, говорить о переходе к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу, то есть к открытому информационному обществу [1, с. 94].
По мнению американского исследователя сети Интернет, Тимоти О'Рейли, можно говорить о том, что мы живем во времени Web 2.0, то есть во времена нового этапа развития сети Интернет. Началом Web 2.0 можно считать 2005 год, когда Т. О'Рейли пишет об этом в своей статье [19]. Новый уровень развития сети Интернет Web 2.0, заключается в появлении новых возможностей для его пользователей, которые позволяют рядовым пользователям Интернета, самостоятельно становится создателями контента. Причём, настолько успешно, что это заставляет многих журналистов задуматься о дальнейшей судьбе классической журналистики [8]. Интернет обладает определённым преимуществом перед классической журналистикой, и в первую очередь, это возможность передавать необходимую информацию не классическим способом, а виртуальным или другими словами онлайн [15, с. 92].
Теперь, во время происходящих процессов глобализации и роста информационных технологий, подсчёт количества членов гражданского общества, не сводится лишь к учёту совокупности организаций и её участников. Уже сейчас, благодаря Интернету, происходящие политические процессы и управление, получают дополнительное содержание, которое обусловило появлением совершенно новых субъектов гражданского общества, таких как сетевые сообщества [3, с. 286]. Глобальная сеть Интернет, способна реализовать такую потребность в современном мире, как необходимость привлечения большого количества людей, для решения проблем, важных для всего общества. В результате, Интернет способен обеспечить коммуникацию между большим количеством людей, которая бы отвечала всем требованиям современного мира. К тому же, важно и то, что сеть Интернет, предоставляет возможности для общения между совершенно разными частями общества, диалог между которыми в офлайне, мог бы и не состояться по ряду причин. А те части общества, которые и без того хорошо взаимодействуют в офлайне, получают дополнительные возможности по объединению и взаимодействию.
На данный момент, главными источниками для поиска сторонников и неравнодушных к политической жизни нашей страны, являются разнообразные социальные сети, среди которых самыми крупными, созданными в России являются ВКонтакте и Одноклассники, а за рубежом Facebook и Twitter. В процессе взаимодействия индивидов в Интернете, происходит формирование разнообразных общественных групп, осуществляется организация гражданской активности с использованием сетевого принципа. Что говорит, о большой перспективе, дальнейшей связи сетевого принципа организации гражданской активности и глобальной сети Интернет. Интернет способен предоставить возможности для существования всевозможных активистских
проектов, которые могут быть просто аналогами офлайн проектов или вовсе возможными только в онлайн пространстве.
Исследователи отмечают, что благодаря сети Интернет, у всех членов сетевых сообществ, теперь появилась возможность, используя Интернет, оперативно искать и находить нужную им информацию. И помимо этого, очень быстро устанавливать связь между друг другом, для реализации совместных гражданских акций и участия в общественной деятельности. Таким образом, сетевые сообщества, имеют возможность реализовывать функцию самоорганизации [17, с. 141]. Зачастую, сетевые сообщества, вполне удачно конкурируют со специализированными некоммерческими организациями, и способны организовывать самостоятельную сетевую волонтерскую активность граждан, но пока, как правило, на основании какой либо чрезвычайной ситуации или острого социального события. Стихийность и нестабильность объединений граждан в сети Интернет, по мнению С.В. Бондаренко, связано с тремя основными проблемами, среди которых, во-первых, плохая сплоченность организаторов общественных обсуждений, а также слабое понимание механизмов социальной мобилизации граждан. Во-вторых, сложность набора критической массы единомышленников, необходимой для запуска процессов само воспроизводства политических инициатив. И в-третьих, низкий уровень реальной, а не декларируемой готовности людей, вносить свою лепту в развитие территориального сообщества [4, с. 165].
И даже, несмотря на присущую нестабильность общественных движений, которые организовываются через Интернет, можно говорить о том, что сеть Интернет, становится тем местом, где появляются и сосредотачиваются общественные институты, которые, в свою очередь, формируют гражданское общество в нашей стране. Интернет обладает высокой степенью интерактивности, в результате чего, этот фактор способствует присоединению большого числа участников к обсуждению и редактированию, предлагаемой пользователям информации. Таким образом, сеть Интернет, способствует повышению эффективности работы политических субъектов, за счет возможностей, которые появляются при переносе в Интернет, части организационной активности [23, с. 62].
Интерес к Интернет-среде, показывает большое количество политических деятелей нашей страны. Многие представители власти, пытаются высказывать свои идеи, по поводу происходящей политической активности в Интернете. Так, к примеру, свою идею предложил председатель Совета по правам человека при Президенте РФ М.А. Федотов, который считает что: «Вызовы информационного общества современному конституционализму предопределены трансграничностью и универсальностью интернета, органической анонимностью пользователей и теми возможностями, которые открывает интернет для развития электронной демократии». Михаил Федотов предлагает, адаптировать Конституцию РФ к жизни в информационном обществе. Проявление большого интереса к деятельности, затрагивающей политику в Интернете и желания урегулировать и возможно даже контролировать подобную деятельность. Можно говорить, об осознании представителями власти тех перспектив, которые заложены в глобальной сети интернет, и в первую очередь для представителей гражданского общества и насколько важными могут быть действия, совершаемые в сети Интернет и что самое важное, какие последствия в офлайне, они могут иметь. Это ещё раз подтверждает важность исследования вопросов применения глобальной сети Интернет гражданским обществом для реализации своих задач [24, с. 2].
Ещё одним важным фактом, свидетельствующим об увеличении роли глобальной сети Интернет, можно считать, повышение интереса к исследованию вопросов информационной безопасности и осознания всей важности обеспечения информационной безопасности в современном мире [16, с. 105]. Более того, помимо всевозможных теоритических исследований вопроса информационной безопасности, предпринимаются меры по созданию эффективной системы обеспечения информационной
безопасности. Так, например, Совет Безопасности Российской Федерации, выработал «Основы государственной политики Российской Федерации, в области международной информационной безопасности, на период до 2020 года» [20].
Помимо угроз информационной безопасности, также не стоит забывать, что процесс информатизации несет угрозы другого вида, которые обусловлены нарастающим информационным и цифровым неравенством, между субъектами отношений. На фоне таких трансформаций глобального масштаба, выделяются противоречия личностного характера: а) между тенденциями персонификации человека и унификации сознания личности; б) между биологической и социальной информацией в личности; в) между ростом объема информации и возможностями ее переработки [18, с. 77].
Но, не смотря, на существующие проблемы, связанные с использованием глобальной сети интернет, именно его всё чаше выбирают для поиска необходимой информации. Отдельно, стоит отметить то, что в пользу поиска необходимой информации, именно в сети Интернет, послужила потеря прежнего доверия к традиционным СМИ. Для многих граждан, традиционные СМИ превратились в пиарщиков сомнительной заказной, развлекательной информации. А телевидение, как одно из самых действенных СМИ, идет по пути удовлетворения потребностей аудитории, заполняя большую часть эфирного времени, развлекательными программами, препятствуя развитию реального критического мировоззрения и рационализированной рефлексии в обществе. В результате, можно говорить о том, что политическая журналистика, как феномен формирования социально политической ориентации, находится на грани исчезновения с телеэкрана.
Исследователи этой проблемы, говорят о сложившейся в Российском обществе информационной аномии, которая проявляется через информационный конформизм, конформизм авторитета и конформизм страха. Авторы говорят о том, что сложившийся в России информационный конформизм проявляется в отсутствие у индивида возможности формировать собственное мнение, вследствие отсутствия информации. В силу чего, человек вынужден идти на поводу у навязанного ему мнения [12, с. 43]. Основным источником аномии в нашей стране, по мнению крупного российского и советского социолога и политолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, является ложь элиты [11, с. 144]. При таких условиях, традиционные СМИ теряют доверие к себе. В результате чего, многие неравнодушные к политической жизни страны, уходят в Интернет, для возможности получения более достоверной информации.
Теперь, политически активные граждане получают новое пространство, в виде, интернет среды, которую можно использовать для достижения своих целей. Данное пространство, можно использовать по-разному, и как показывает анализ многих авторов, что по большей части под гражданской активностью в интернете, принято понимать, взаимосвязь политически активных граждан, поиск нужной политической информации и посещение сайтов разнообразных организаций для своих нужд. Однако существуют и более продвинутые формы политической активности граждан, такие как, подписание онлайн-петиции или написание электронных писем с определенными требованиями к политическим лидерам. Но, к сожалению, подобные формы гражданской активности, встречаются гораздо реже [14, с. 63].
Таким образом, можно выделить следующие основные способы применения глобальной сети Интернет гражданским обществом:
Во-первых, обращение к политическим организациям, экспертам в политических вопросах и государственным служащим.
Во-вторых, общение гражданских активистов между собой.
В-третьих, разовая активность, вызванная определенной ситуацией или инициируемая ради достижения необходимой цели. К примеру, бойкота, сбора денежных пожертвований, сбора подписей под петицией.
В-четвёртых, групповая, заранее запланированная активность. Например: провидение сборов, собраний, конференций, используя возможности сети Интернет.
Важно отметить, что не все вышеперечисленные способы применения глобальной сети интернет для целей гражданского общества, работают максимально эффективно. Существует множество проблем, связанных с их реализацией.
Так, в случае обращения к политическим организациям, экспертам в политических вопросах и государственным служащим, основными проблемами можно назвать, зачастую банальное отсутствие у некоторых политических организаций, собственных сайтов или же отсутствие обратной связи на их сайтах, что не позволяет обращаться к ним в Интернете. В случаях обращения за помощью к экспертам, в политических вопросах, что особенно актуально, если учесть что совсем недавно началась интеграция экспертных сообществ, в процесс политической коммуникации [10, с. 9]. Можно говорить о проблеме, отсутствия специализированных порталов, где было бы возможно осуществлять общение с экспертами в политической сфере жизни нашей страны. Всё осложняется ещё и тем, что общение с экспертами, происходит на разных интернет ресурсах и поэтому, часто возникают трудности в поиске подобных экспертов. Так же, к недостатку в данном случае, можно отнести отсутствие, какой либо статистики и систематизации задаваемых вопросов и получаемых ответов, что приводит к путанице. В результате, экспертам многократно задают схожие вопросы, а желающие получить ответы на свои вопросы, не могут отыскать похожие ответы по тем же причинам. Меньше всего трудностей возникает при обращении к органам власти, так как для этого предусмотрено большое количество ресурсов для всех уровней власти. Так же, помимо того, что можно обратиться к конкретным органам власти, можно обратиться и к должностному лицу, к примеру, губернатору или мэру. Так, применительно к Астраханской области, можно отметить, что существует сайт Администрации Губернатора Астраханской области, на котором предусмотрена Интернет-приёмная, где желающие имеют возможность, обратиться к органам исполнительной государственной власти Астраханской области. Помимо этого, существует и официальный сайт губернатора Астраханской области, на котором также имеется Интернет-приёмная. У губернатора Астраханской области Александра Жилкина, имеется и свой личный блог, высказывания в котором могут получать огромный резонанс [7, с. 67]. Свой сайт и Интернет-приёмная, есть и у органов местного самоуправления города Астрахани.
В случаях, применения глобальной сети Интернет, для общения гражданских активистов между собой, возникают другие проблемы, в первую очередь связанные с обезличенностью. Как правило, общение между членами гражданского общества происходит в крупных социальных сетях, где очень трудно понять, с кем именно ты общаешься, или проверить реальный ли человек общается с тобой. Так как, в крупных социальных сетях, не существует процедуры проверки людей. Как, к примеру, это сделано на сайте Электронного правительства и Едином портале государственных услуг, где для регистрации, необходимо ввести свои паспортные данные, а пароль высылается по почте каждому на дом. Так же, существует и другая проблема, опять-таки, связанная с наличием большого количества аккаунтов с несуществующими людьми, и ресурсы, позволяющие воздействовать на некоторые функции в социальных сетях. К примеру, в случае проведения опроса или голосования в крупных социальных сетях, нечестные участники таких опросов, могут воспользоваться услугами специальных порталов, которые позволяют воздействовать на результаты опросов или голосований.
При использовании Интернета в рамках, какой либо разовой активности, будь то организация бойкота, сбора денежных пожертвований, сбора подписей под петицией, существует ряд проблем. Главной проблемой, в данном случае, можно назвать, трудность быстро привлечь большое количество людей. И если в случае с резонансными событиями собрать нужное количество людей не так сложно, как правило, в таких ситуациях люди сами проявляют инициативу и объединяются в уже созданных вир-
туальных сообществах и группах, что доступно во многих крупных социальных сетях. Но когда речь идёт о менее резонансных событиях, собрать нужное количество людей, является очень трудной задачей. Но, куда более сложной задачей можно назвать проблему оповещения людей, о чём либо. К примеру, о необходимости участия в сборе подписей под петицией. Проблема заключается в том, что те группы, которые создаются ради какой либо разовой активности, вызванной резонансным событием, после выполнения своих целей, теряют свою актуальность, о них быстро забывают и не возвращаются к ним вновь. Не существует единого ресурса, где люди могли бы собраться, ради совершения всех видов разовой активности в Интернете. И к тому же, не используются, существующие в Интернете способы, привлечения и оповещения людей, среди которых наиболее эффективными можно назвать E-mail и CMC рассылки, которыми успешно пользуются маркетологи.
Последним, наиболее распространённым способом применения глобальной сети Интернет, для целей гражданского общества, можно назвать групповую, заранее запланированную активность. Например: провидение сборов, собраний, конференций, используя возможности сети Интернет. В данном случае, возникают схожие проблемы, как и в ситуации с разовой активностью. Очень сложно привлекать и увеличивать численность людей, которые бы принимали участие в подобного рода, групповой активности в сети Интернет. Так же можно отметить и сложность оповещения людей о планируемых мероприятиях.
В результате, можно говорить о следующих существенных проблемах, связанных с использованием основных способов применения глобальной сети Интернет, для целей гражданского общества: Отсутствие у некоторых политических организаций собственных сайтов или же обратной связи на них; Отсутствие специализированных порталов, где можно было бы осуществлять общение с политическими экспертами; Трудности в понимании, с кем именно ты общаешься, и невозможность проверить реальный ли человек общается с тобой. В результате чего, у нечестных граждан появляются возможности влияния на многие действия и события на Интернет ресурсах, в свою пользу; Так же, вызывает трудность, необходимость быстрого привлечения большого количество людей, для совершения какой либо разовой активности. И отсутствие единого ресурса, где люди могли бы собраться, ради, совершения всех видов разовой активности в Интернете; Сложности в привлечении и увеличении численности людей, которые бы принимали участие в групповой, заранее запланированной активности, используя возможности сети Интернет.
Наиболее простым и быстрым решением, выявленных проблем, связанных с основными способами использования глобальной сети Интернет гражданским обществом, может являться исправление обнаруженных выше недостатков на самих Интернет ресурсах, где и возникают многие проблемы. Стоит отметить, что большинство обнаруженных проблем, возникают именно по причине отсутствия тех или иных функций, требований или ограничений на наиболее массовых Интернет ресурсах. Но данный способ решения выявленных в работе проблем, практически невозможен. Это обусловлено тем, что каким либо способом повлиять на Интернет ресурсы, где возникают данные проблемы невозможно, так как эти сайты являются в первую очередь коммерческими проектами, созданные для получения прибыли их владельцами. Владельцам данный Интернет ресурсов, будет просто невыгодно вводить, какие либо дополнительные функции, требования или ограничения, так как это приведёт к уменьшению количества пользователей а, следовательно, прибыли.
Следующим способом решения выявленных в работе проблем, может являться создание Интернет ресурса, который бы позволял реализовывать основные способы использования глобальной сети интернет, для целей гражданского общества и при этом, данный Интернет ресурс должен быть лишён обнаруженных в работе недостатков. Данный способ решения выявленных проблем, представляется наиболее целесообразным и что более важно эффективным, поскольку позволить избежать всех су-
ществующих и возможных проблем связанных с использованием сети Интернет гражданским обществом. Потому что самостоятельный Интернет ресурс, созданный с целью предоставления возможностей для реализации всех видов Интернет активности гражданскому обществу, позволит вводить дополнительные функции, требования и ограничения в нужное для этого время.
Таким образом, можно говорить о необходимости создания сайта, который бы позволял создавать внутри него аналоги групп и сообществ, для каждой политической организации, заинтересованной в этом, для осуществления общения со всеми желающими, данные группы, должны полностью выполнять все функции сайта. Так же, данный ресурс должен позволять регистрироваться политическим экспертам, а также, создавать им группы, внутри которых, они могли бы отвечать на вопросы желающих. Данные группы или сообщества, должны предоставлять возможности по систематизации вопросов и ответов, при этом предоставлять статистику ответов и отзывы о политических экспертах. На данном Интернет ресурсе, необходимо реализовать два вида регистрации, для обычных пользователей, где принимать участие в голосовании, опросах и других значимых мероприятиях смогут только реальные пользователи, которые прошли полную регистрацию. Это позволит минимизировать возможности «накрутки». Также необходимо, предусмотреть возможности, по быстрому привлечению большого количества людей, для совершения какой либо разовой или заранее запланированной активности, внутри создаваемых на сайте групп, где люди, могли бы собраться, ради совершения всех видов разовой и заранее запланированной активности в Интернете. Помимо этого, в данных группах, должны быть доступны все современные и эффективные способы оповещения людей.
Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что достигая поставленной в данной научной работе цели, решив для этого сформулированные задачи, удалось прийти к следующим выводам.
Охарактеризовывая текущее состояние развития глобальной сети интернет в нашей стране, можно говорить о том, что в современной России, наблюдается рост гражданской активности, что является предпосылкой к увеличению количества общественных объединений, в первую очередь за счет Интернета. В результате, видоизменяется сама система политической коммуникации, происходит виртуализация процесса политической коммуникации, появляется новое социальное пространство, именуемое Интернет-средой. Также, изменилась сама реальность, дополнившись виртуальной средой, которая, в свою очередь, приводит к возникновению новых интересов, мотивов, целей и установок, а также форм активности. Интернет-пространство поспособствовало, выходу общества на новый этап развития информационной культуры. Рост интернет аудитории позволяет говорить, о переходе к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу, то есть, к открытому информационному обществу. Мы живем во времени Web 2.0, то есть нового этапа развития Интернета, что заключается в появлении новых возможностей для его рядовых пользователей, самостоятельно создавать контент, что заставляет многих журналистов задуматься о дальнейшей судьбе классической журналистики. Благодаря Интернету, происходящие политические процессы и управление, получают дополнительное содержание, которое обусловило появление, совершенно новых субъектов гражданского общества. Сеть Интернет способна реализовать потребность в привлечении большого количества людей, для решения многих проблем. В связи с чем, на данный момент, главными источниками для поиска сторонников и неравнодушных к политической жизни нашей страны, являются разнообразные социальные сети. В процессе взаимодействия индивидов, в Интернете происходит, формирование разнообразных общественных групп, осуществляется организация гражданской активности, с использованием сетевого принципа. У всех членов сетевых сообществ, появилась возможность, оперативно искать и находить
нужную им информацию, а так же очень быстро устанавливать связь между собой, для реализации совместных гражданских акций и участия в общественной деятельности. Сетевые сообщества, имеют возможность реализовывать функцию самоорганизации, благодаря чему, вполне удачно конкурируют со специализированными некоммерческими организациями, и способны организовывать самостоятельную сетевую волонтерскую активность. Но пока только на основании какой либо чрезвычайной ситуации или острого социального события, что говорит о стихийности и нестабильности объединений граждан в Интернете на сегодняшний момент. Интернет, становится тем местом, где появляются и сосредотачиваются общественные институты, которые в свою очередь, формируют гражданское общество. Интернет обладает высокой степенью интерактивности, в результате чего, способствует присоединению большого числа участников к обсуждению и редактированию информации. В результате это приводит, к повышению эффективности работы политических субъектов, за счет возможностей, которые появляются при переносе в сеть, части организационной активности. Интерес к интернет-среде, выказывает большое количество политических деятелей нашей страны. Поэтому, можно говорить, об осознании представителями власти тех перспектив, которые заложены в Интернете, и насколько важными могут быть действия, совершаемые в сети, и что самое главное, какие последствия в офлайне, они могут иметь. Ещё одним важным фактом, свидетельствующим об увеличении роли сети Интернет, можно считать, повышение интереса к исследованию вопросов информационной безопасности и помимо всевозможных теоритических исследований этого вопроса, предпринимаются меры, по созданию эффективной системы обеспечения информационной безопасности, в частности Советом Безопасности РФ. Помимо этого, процесс информатизации несет угрозы другого вида, которые обусловлены, нарастающим информационным и цифровым неравенством между субъектами отношений. На фоне таких трансформаций глобального масштаба, появляется множество противоречий личностного характера. Но, несмотря на существующие проблемы, связанные с использованием Интернета, именно его всё чаще, выбирают для поиска информации. Это связанно, прежде всего, с потерей прежнего доверия к традиционным СМИ. В результате, многие неравнодушные к политической жизни страны, уходят в Интернет.
По результатам проведённого анализа, удалось определить следующие способы применения глобальной сети интернет гражданским обществом: во-первых, обращение к политическим организациям, экспертам в политических вопросах и государственным служащим; во-вторых, общение гражданских активистов между собой; в-третьих, разовая активность, вызванная определенной ситуацией или инициируемая ради достижения необходимой цели; в-четвёртых, групповая, заранее запланированная активность.
Проанализировав основные способы, применения глобальной сети Интернет гражданским обществом, удалось выявить следующие проблемы: отсутствие у некоторых политических организаций собственных сайтов или же обратной связи на них; отсутствие специализированных порталов, где можно было бы осуществлять общение с политическими экспертами; трудности в понимании, с кем именно ты общаешься, и невозможность проверить реальный ли человек общается с тобой; так же вызывает трудность, необходимость быстро привлечь большое количество людей, для совершения какой либо разовой активности, и отсутствие единого ресурса, где, люди могли бы собраться ради, совершения всех видов разовой активности в Интернете; сложности в привлечении и увеличении численности людей, которые бы принимали участие в групповой, заранее запланированной активности, используя возможности сети Интернет.
Возможным путём решения проблем связанных с применением сети Интернет гражданским обществом, может являться, - создание Интернет ресурса, который бы позволял реализовывать основные способы применения глобальной сети Интернет
гражданским обществом, при этом, лишённый всех выявленных недостатков. Данный способ решения выявленных в работе проблем, представляется наиболее целесообразным и что более важно эффективным, поскольку позволить избежать всех существующих и возможных проблем связанных с использованием сети Интернет гражданским обществом. Потому что самостоятельный Интернет ресурс, созданный с целью предоставления возможностей для реализации всех видов Интернет активности гражданскому обществу, позволит вводить дополнительные функции, требования и ограничения в нужное для этого время.
Список литературы
1. Аникин Л. С. Политика модернизации и информационное общество: социокультурный аспект / Л. С. Аникин, Ю. И. Тарский // Власть. 2012. №6. С. 94-98.
2. Белонучкин Г. Политический сегмент российского Интернета, его развитие и перспективы / Г. Белонучкин, Е. Михайловская // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. -Москва : Гендальф, 2002. - 279 с.
3. Белянцев А. Е. Интернет пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества / А. Е. Белянцев, А. В. Лымар // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 6 (1). - С. 284-288.
4. Бондаренко С. В. Особенности создания и функционирования публичных площадок «электронной демократии» / С. В. Бондаренко // Полис. Политические исследования. - 2011. -№ 5. - С. 164-178.
5. Бронников И. А. Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития / И. А. Бронников // Власть. - 2014. - № 1. - С. 46-49.
6. Глазунова С. А. №тократия: власть в информационном обществе / С. А. Глазунова // Власть. - 2012. - № 7. - С. 67-70.
7. Гришин Н. В. Информационная борьба в ходе электорального кризиса в Астрахани в 2011-2012 гг. / Н. В. Гришин // PolitBook : журнал политической науки. - 2012. - № 1. -С. 61-74.
8. Жолудь Р. Журналистика и вызовы Web 2.0 / Р. Жолудь. - Режим доступа: http://journ.elsu.ru/jourpro136.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 11.02.2014).
9. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2013 // Сайт Фонда Общественное Мнение. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/11288, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
10. Казакова Е. В. Экспертные сообщества России как современные политические институты : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Москва, 2012. - 28 с.
11. Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления / С. Г. Кара-Мурза. -Москва : Научный эксперт, 2013. - 264 с.
12. Карпова А. Ю. Информационная аномия: выбор на грани фола / А. Ю. Карпова // Власть. - 2014. - № 1. - С. 41-45.
13. Катушева К. А. Трансформации политической коммуникации в системе «общество -власть» в современной России / К. А. Катушева // Власть. - 2014. - № 2. - С. 82-86.
14. Киселев А. А. Интернет: модель и практики политического участия / А. А. Киселев, И. В. Самаркина. - Краснодар : ООО «Оттиск», 2007. - 103 с.
15. Корытникова Н. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества / Н. Корытникова // Социологические исследования. - 2007. - № 2. -С. 92-104.
16. Кучерявый М. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в аспекте глобальных политических процессов современного мира / М. М. Кучерявый // Власть. -2014. - № 2. - С. 105-109.
17. Морозова Е. В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти / Е. В. Морозова, И. В. Мирошниченко // ПОЛИС. - 2011. - № 1. -С. 140-152.
18. Музяков С. И. Противоречия личностного характера в процессе информатизации российского общества / С. И. Музяков // Власть. - 2014. - № 3. - С. 77-80.
19. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 / Т. О'Рейли // Компьютерра. - 2005. - № 37 (609), № 38 (610).
20. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года // Сайт Совета Безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/114.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
21. Полякова Г. В. Феномен информационной культуры в современном обществе / Г. В. Полякова // Власть. - 2013. - № 10. - С. 83-86.
22. Понеделков А. В. Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия / А. В. Понеделков, Р. Х. Усманов, Н. В. Гришин, А. В. Баранов, Я. Ю. Шашкова, И. В. Мирошниченко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. - № 1. -С. 327-340.
23. Соколов А. В. Особенности интернет-пространства как площадки взаимодействия / А. В. Соколов, И. С. Маклашин // Власть. - 2013. - № 12. - С. 60-62.
24. Теслова Е. Михаил Федотов предлагает приспособить Конституцию к интернету / Е. Теслова. - Известия. - 2013. - № 216 (28970). - С. 1-3.
References
1. Anikin L. S., Tarskiy Yu. I. Politika modernizatsii i informatsionnoe obshchestvo: sotsiokulturnyy aspekt [Modernization policy and the information society: sociocultural aspect]. Vlast [The Power], 2012, no. 6, pp. 94-98.
2. Belonuchkin G., Mikhaylovskaya Ye. Politicheskiy segment rossiyskogo Interneta, ego razvitie i perspektivy [The political segment of the Russian Internet, its development and prospects]. Internet i rossiyskoe obshchestvo [Internet and Russian society], Moscow, Gendalf Publ., 2002. 279 p.
3. Belyantsev A. Ye., Lymar A. V. Internet prostranstvo kak faktor modernizatsii institutov grazhdanskogo obshchestva [Internet space as a factor of modernization of civil society]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the University of Lobachevsky Nizhny Novgorod], 2012, no. 6 (1), pp. 284-288.
4. Bondarenko S. V. Osobennosti sozdaniya i funktsionirovaniya publichnykh ploshchadok «elektronnoy demokratii» [Internet space as a factor of modernization of civil society]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2011, no. 5, pp. 164-178.
5. Bronnikov I. A. Budushchee politicheskikh internet-tekhnologiy: dva stsenariya razvitiya [The Future of Political Internet technologies: two scenarios]. Vlast [The Power], 2014, no. 1, pp. 46-49.
6. Glazunova S. A. Netokratiya: vlast v informatsionnom obshchestve [Netokratiya: power in the information society]. Vlast [The Power], 2012, no. 7, pp. 67-70.
7. Grishin N. V. Informatsionnaya borba v khode elektoralnogo krizisa v Astrakhani v 20112012 gg. [Information fight during the electoral crisis in Astrakhan in 2011-2012]. PolitBook, 2012, no. 1, pp. 61-74.
8. Zholud R. Zhurnalistika i vyzovy Web 2.0 [Journalism and challenges of Web 2.0]. Available at: http://journ.elsu.ru/jourpro136.htm (accessed: 11.02.2014).
9. Internet v Rossii: dinamika proniknoveniya. Osen 2013 [Internet in Russia: the dynamics of penetration. Fall 2013]. Sayt Fonda Obshchestvennoe Mnenie [Website Public Opinion Foundation]. Available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/11288.
10. Kazakova Ye. V. Ekspertnye soobshchestva Rossii kak sovremennye politicheskie instituty [Experts from Russia as a modern political institutions], Moscow, 2012. 28 p.
11. Kara-Murza S. G. Anomiya v Rossii: prichiny i proyavleniya [Anomie in Russia: causes and manifestations], Moscow, Nauchnyy ekspert Publ., 2013. 264 p.
12. Karpova A. Yu. Informatsionnaya anomiya: vybor na grani fola [Information anomie: choice on the verge of foul]. Vlast [The Power], 2014, no. 1, pp. 41-45.
13. Katusheva K. A. Transformatsii politicheskoy kommunikatsii v sisteme «obshchestvo -vlast» v sovremennoy Rossii [Transformation of political communication in the system "society -government" in modern Russia]. Vlast [The Power], 2014, no. 2, pp. 82-86.
14. Kiselev A. A., Samarkina I. V. Internet: model ipraktikipoliticheskogo uchastiya [Internet: model and practice of political participation], Krasnodar, OOO «Ottisk» Publ., 2007. 103 p.
15. Korytnikova N. Internet kak sredstvo proizvodstva setevykh kommunikatsiy v usloviyakh virtualizatsii obshchestva [Internet as a means of production of network communications in a virtualization company]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2007, no. 2, pp. 92-104.
16. Kucheryavyy M. M. Obespechenie natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v aspekte globalnykh politicheskikh protsessov sovremennogo mira [National security of the Russian Federation in terms of global political processes of the modern world]. Vlast [The Power], 2014, no. 2, pp. 105-109.
17. Morozova Ye. V., Miroshnichenko I. V. Setevye soobshchestva v usloviyakh chrezvychaynykh situatsiy: novye vozmozhnosti dlya grazhdan i dlya vlasti [Network community in emergency situations: new opportunities for citizens and for the power]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2011, no. 1, pp. 140-152.
18. Muzyakov S. I. Protivorechiya lichnostnogo kharaktera v protsesse informatizatsii rossiyskogo obshchestva [The contradictions of a personal nature in the process of informatization of Russian society]. Vlast [The Power], 2014, no. 3, pp. 77-80.
19. O'Reyli T. Chto takoe Veb 2.0 [What is Web 2.0]. Kompyuterra [Computerra], 2005, no. 37 (609), no. 38 (610).
20. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti mezhdunarodnoy informatsionnoy bezopasnosti na period do 2020 goda [Principles of State Policy of the Russian Federation in the field of international information security for the period up to 2020]. Sayt Soveta Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Website of the Security Council of the Russian Federation]. Available at: http://www.scrf. gov.ru/documents/6/114.html.
21. Polyakova G. V. Fenomen informatsionnoy kultury v sovremennom obshchestve [The phenomenon of information culture in modern society]. Vlast [The Power], 2013, no. 10, pp. 83-86.
22. Ponedelkov A. V., Usmanov R. Kh., Grishin N. V., Baranov A. V., Shashkova Ya. Yu., Miroshnichenko I. V. Rossiya v globalnom mire: instituty i strategii politicheskogo vzaimodeystviya [Russia in the global world: institutions and policies of political interaction]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2013, no. 1, pp. 327-340.
23. Sokolov A. V., Maklashin I. S. Osobennosti internet-prostranstva kak ploshchadki vzaimodeystviya [Features of the Internet space as a site of interaction]. Vlast [The Power], 2013, no. 12, pp. 60-62.
24. Teslova Ye. Mikhail Fedotov predlagaet prisposobit Konstitutsiyu k internetu [Mikhail Fedotov proposes to adapt the Constitution to the Internet]. Izvestiya [Proceedings], 2013, no. 216 (28970), pp. 1-3.