Научная статья на тему 'Особенности реализации политического участия в Интернете в современной России'

Особенности реализации политического участия в Интернете в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1383
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / INTERNET / POLITICAL PARTICIPATION / ONLINE POLITICAL CAMPAIGN / CHANNELS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович

Приводятся данные социологических исследований политического участия граждан и субъектов политики в современной России в сети «Интернет». Данные получены посредством опроса экспертов 4 субъектов Российской Федерации (Ярославская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области) и массовый Интернет опрос пользователей из 15 субъектов Российской Федерации, активно участвующих в политических кампаниях в Интернете. Это позволило получить как количественные, так и качественные оценки политического участия граждан в сети «Интернет». Выделяются основные причины политического участия в сети «Интернет». Автором характеризуются основные объекты политической активности в Интернете. Выявляются направления политического участия, наиболее эффективно реализующиеся с помощью Интернета. Анализируется активность в Интернете политической оппозиции. Указывается, что аудиторию интернета можно разделить на две неравные группы: активисты и потребители информации. Отмечается значительная доля профессионалов в сфере Интернет среди активистов глобальной сети. Среди потребителей наиболее велика доля молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POLITICAL PARTICIPATION ON THE INTERNET IN CONTEMPORARY RUSSIA

The paper presents data of sociological surveys on political participation of citizens and political actors in contemporary Russia on the Internet. The data were obtained by interviewing experts in 4 subjects of the Russian Federation (Yaroslavl, Vologda, Ulyanovsk and Novosibirsk region) and the mass survey of Internet users in 15 regions of the Russian Federation, actively participating in political campaigns on the Internet. This gave a possibility to obtain both quantitative and qualitative assessments of political participation on the Internet. The author characterizes the main objects of political activity on the Internet. The study highlighted areas of political participation, most effectively realized by using the Internet. The paper analyzes the activity of the political opposition on the Internet. It is stated that the Internet users can be divided into two unequal groups: activists and consumers of information. The author points out a high proportion of professionals among activists in the Internet. The biggest proportion of customers are young people.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации политического участия в Интернете в современной России»

УДК 323.25

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. В. Соколов

FEATURES OF POLITICAL PARTICIPATION ON THE INTERNET IN CONTEMPORARY RUSSIA

A. V. Sokolov

Статья подготовлена в рамках исследования, финансируемого за счет гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-2972.2013.6.

Приводятся данные социологических исследований политического участия граждан и субъектов политики в современной России в сети «Интернет». Данные получены посредством опроса экспертов 4 субъектов Российской Федерации (Ярославская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области) и массовый Интернет опрос пользователей из 15 субъектов Российской Федерации, активно участвующих в политических кампаниях в Интернете. Это позволило получить как количественные, так и качественные оценки политического участия граждан в сети «Интернет».

Выделяются основные причины политического участия в сети «Интернет». Автором характеризуются основные объекты политической активности в Интернете. Выявляются направления политического участия, наиболее эффективно реализующиеся с помощью Интернета. Анализируется активность в Интернете политической оппозиции.

Указывается, что аудиторию интернета можно разделить на две неравные группы: активисты и потребители информации. Отмечается значительная доля профессионалов в сфере Интернет среди активистов глобальной сети. Среди потребителей наиболее велика доля молодежи.

The paper presents data of sociological surveys on political participation of citizens and political actors in contemporary Russia on the Internet. The data were obtained by interviewing experts in 4 subjects of the Russian Federation (Yaroslavl, Vologda, Ulyanovsk and Novosibirsk region) and the mass survey of Internet users in 15 regions of the Russian Federation, actively participating in political campaigns on the Internet. This gave a possibility to obtain both quantitative and qualitative assessments of political participation on the Internet.

The author characterizes the main objects of political activity on the Internet. The study highlighted areas of political participation, most effectively realized by using the Internet. The paper analyzes the activity of the political opposition on the Internet.

It is stated that the Internet users can be divided into two unequal groups: activists and consumers of information. The author points out a high proportion of professionals among activists in the Internet. The biggest proportion of customers are young people.

Ключевые слова: Интернет, политическое участие, политические кампании в сети Интернет, каналы коммуникации.

Keywords: Internet, political participation, online political campaign, channels of communication.

Специфика пространства Интернет

Необходимость привлечения значительного количества заинтересованных акторов к решению общественно-значимых проблем обуславливает активное использование Интернета в современных общественно-политических кампаниях. Этому способствует стремительное распространение Интернета среди жителей России.

Важной особенностью современного Интернет-пространства является то, что пользователь из получателя информации превращается в её производителя, становится субъектом интернет-коммуникации. Появление субъект-субъектной парадигмы влечет за собой смену направления, условий, ролей коммуникации и задач коммуникаторов, существенно трансформирующей публичную сферу [18, с. 11]. Активная деятельность индивида в интернет-пространстве нередко влечёт за собой изменение его статуса в оффлайне. Происходит это за счёт привязки и ассоциированности профилей в сети с конкретным человеком. В этом можно видеть связь виртуального пространства с ре-

альным, которые всё более объединяются в одно социальное пространство.

Интернет создает среду для существования разнообразных активистских сообществ и проектов, существующих только в виртуальном виде (например, карты помощи, сбор средств и т. д.). Они используются, когда другой вид самореализации затруднён (высокие потребности в анонимности, низкая способность к коммуникации офф-лайн и т. д.). Благодаря Интернету появились виды активности, которые ранее были бы просто невозможны (например, мониторинг выборов по web-камерам) [16, с. 24].

В связи с эти представляется актуальным изучение формирования пространства глобальной сети, как новой и специфической среды политической активности и коммуникации. Среди отечественных исследований следует выделить работы по анализу:

- сетевого характера общества и интернет-коммуникации [3; 11; 14];

- Интернета, как особой сферы социальной жизни [1; 2; 4; 5; 6; 7];

152 ©A. В. Соколов, 2014

- формирования новых технологий коммуникации в Интернете [10; 13];

- политической активности в Интернете [8; 9; 12;

17].

Однако представляется, что все аспекты политического участия в сети «Интернет» в России не в полной мере изучены. В связи с этим автором работы был предпринят авторский анализ проблемы на основе собственного эмпирического исследования, результаты которого представлены в данной статье.

Методика проведения исследования

Наше исследование посвящено политическому участию в Интернете как важной составляющей политического участия граждан, имеющего свои особенности и создающие новые возможности достижения своих целей.

Под политическим участием в сети «Интернет» мы понимаем использование интернет-технологий для вовлечения различных групп граждан в политику; организации взаимодействия политических субъектов между собой и с населением; оказания влияние на формирование, принятие и реализацию политических решений, формирование и функционирование политических институтов, деятельность политических и примыкающих к ним общественных организаций, а также на деятельности несистемных политических движений и на акции, направленные на коренную перестройку существующей политической системы.

В статье использованы данные проведенного автором в октябре-ноябре 2012 года опроса экспертов 4 субъектов Российской Федерации (Ярославская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области) с выборкой 30 человек в каждом (депутаты региональных и муниципальных представительных органов, журналисты, руководители региональных отделений политических партий и общественных объединений, журналисты и т. д.). Это позволило получить данные о влиянии политического участия в Интернете на политический процесс в субъектах Российской Федерации, тенденциях развития участия политической элиты субъектов Федерации в Интернете.

Опрос проводился по полуформализованной анкете. Это позволило получить как количественные, так и качественные оценки политического участия граждан в сети «Интернет».

Выбор регионов для проведения опроса экспертов был связан со стремлением изучить опыт различных по своему характеру регионов и территорий России. Регионы имеют как географические различия, так и различия в общем уровне социально-экономического развития. Выбранные субъекты Российской Федерации представляют 4 различные федеральные округа:

- Ярославская область - Центральный,

- Вологодская область - Северо-Западный,

- Новосибирская область - Сибирский,

- Ульяновская область - Приволжский.

Это позволило получить данные по различным специфическим территориям страны.

Выбор данных регионов был связан с присущими им особыми характеристикам. Ярославская область представляет собой промышленный регион центральной части России, регион со значительной долей на-

селения, разделяющей либерально-демократические взгляды. Ульяновская область - пример сельскохозяйственного региона, ранее относившаяся к «красному поясу» страны. Новосибирская область - высокоразвитый регион с большим промышленным, академическим потенциалом, также со значительной долей населения, разделяющей левые взгляды. Вологодская область - пример моноэкономического региона с двумя центрами - административным и экономическим.

Можно говорить о том, что выбранные для исследования регионы представляют существенно различающиеся территории. Соответственно, это позволяет говорить о том, что полученные в ходе социологического исследования данные могут быть репрезентативными и отображающими общие тенденции развития политической активности в сети «Интернет» в современной России.

С целью интерпретации полученных количественных данных в ноябре 2012 - январе 2013 был проведен массовый интернет-опрос пользователей, активно участвующих в политических кампаниях в Интернете, и иных политически активных пользователей Интернета общей выборкой 400 респондентов. В данной статье представлены результаты обработки данных, собранных в 15 регионах России: Владимирская область; Волгоградская область; Вологодская область; Краснодарский край; Новосибирская область; Пермский край; Приморский край; Псковская область; Республика Башкирия; Республика Дагестан; Республика Татарстан; Ростовская область; Ульяновская область; Хабаровский край; Ярославская область.

Это позволило сделать большой географический охват, позволяющий получить репрезентативные данные по всей России.

В результате удалось получить как количественные данные по использованию Интернета в политической сфере, так и их интерпретацию.

Основные причины политического участия в сети «Интернет»

Политическое участие в Интернете предоставляет ряд возможностей, которые мотивируют активистов пользоваться им. Согласно проведенному опросу, самым главным является удовлетворение потребности в самовыражении, самоактуализации. Это проявляется в желании быть услышанным единомышленниками и аудиторией Интернета в целом, таким образом, быть частью одного большого целого.

Выявляется также возможность влияния на политическую жизнь, не участвуя в политике непосредственно. То есть, по мнению опрашиваемых, используя Интернет, сегодня не обязательно, к примеру, состоять в политической партии, чтобы иметь возможности отстаивать свои политические взгляды, информировать власти об общественных интересах и др.

Наполнение Интернета включает в себя один из важнейших ресурсов современности - информацию. Как утверждают опрошенные, информационно-коммуникативная среда Интернета это «единственная возможность прорвать информационную блокаду со стороны СМИ» и «альтернатива властным медиа».

По мнению участников опроса, толчком для обсуждений политической реальности стала общероссийская ситуация, недовольство населения, и их объединение на этой почве. Например, «антинародный правящий режим в России», отсутствие публичной политики, а также диалога между властью и обществом. Таким образом, в интернет-пространстве зарождается платформа, на которой люди объединяются для действий, требующих координации.

Результаты исследования позволяют говорить, что более жёсткую позицию по вопросу Интернета как альтернативы традиционным СМИ и площадкой для выражения недоверия власти занимают интернет-активисты из регионов Сибири и Дальнего Востока. Возможно, такая позиция связана с удалённостью от основных мест политической активности.

Также, благодаря возможностям Интернета, формируются условия для получения обратной связи с властью. При этом на данный момент, по мнению опрошенных, не существует иных площадок, тем более эффективных и результативных.

Как показывает количественный опрос экспертов (диаграмма 1), использование Интернета политическими субъектами связано с возможностью, прежде всего:

- информирования о деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций;

- взаимодействия политических субъектов с населением;

- взаимодействия политических субъектов между собой;

Как демонстрируют результаты исследований, среди основных причин политического участия в сети «Интернет» эксперты выделяют:

- отсутствие цензуры;

- техническая доступность;

- анонимность;

- вовлечения различных групп граждан в политику.

Интернет привлекает пользователей прежде всего возможностями налаживания коммуникации между различными субъектами. Однако он не является местом принятия политических решений. При условиях развития Интернета в нашей стране и роста вовлечённости граждан в политический процесс через сеть можно ожидать более эффективной реализации других направлений политического участия. Но пока традиционные институты востребованы сильнее.

Информирование о деятельности политических сил является первоначальной задачей. Далее по значимости - обеспечение взаимодействия и коммуникации различных групп. Кроме того, для этого требуется меньше затрат, чем, например, для налаживания связей. Таким образом, наиболее эффективным направлением политического участия является информирование.

Осуществление государственной политики и функционирование политических институтов посредством Интернета может осуществляться только на уровне опроса населения, изучения общественного мнения, голосования населения за инициативы, сбора подписей. Эти механизмы не так часто используются, так как, как правило, носят узконаправленный характер, требующим определенных компетенций; и не являются эффективными.

- появление конкретных механизмов для политической активности в сети;

- слабая доступность других каналов политического участия в Интернете [15].

Важность многих из приведённых причин можно объяснить стремлением к свободе в деятельности. Именно Интернет предоставляет такие возможности.

Осуществление государственной политики или выбор политических деятелей

Другое

Формирование и функционирование политических институтов

Деятельность внеинституциональных политических движений и акций, направленных на коренную...

Оказание влияния на процесс формулировки или принятия политических решений

Привлечение различных групп граждан в политику Взаимодействие политических субъектов между собой

Взаимодействие политических субъектов с населением

Информирование о деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций

66,67%

Диаграмма 1. Какие направления политического участия, на Ваш взгляд, наиболее эффективно реализуется с помощью Интернета?

Отсутствие цензуры и анонимность - это залог свободы слова и выражения мнения. Возможность выхода за пределы региональных границ предоставляет относительную независимость от таких факторов как удалённость субъектов друг от друга, наличие границ и т. д. Появление конкретных механизмов для политической активности в сети и дешевизна дают свободу выбора инструментов деятельности. Таким образом, причины политического участия в Интернете одновременно являются причинами популярности и распространения сети в целом.

Исходя из ответов опроса, есть три причины политического участия в Интернете:

1. Личное желание, заинтересованность людей. Причём отмечается участие в широком смысле: не только желание проявить политическую активность, но и важность воспитания «любви к Родине, и правде, желание изменить мир вокруг».

2. Реакция на действия/бездействия властей. Большое количество нерешённых проблем требует вовлечения граждан в процесс их решения. Интернет

- один из способов организации такой деятельности.

3. Техническое удобство. Широкое распространение, удобство и относительная доступность, анонимность и оперативность обмена информацией являются факторами активизации политической активности именно в сети «Интернет». Также опрошенные указывают на безопасность интернета и отсутствие других площадок выражения.

Вместе эти предпосылки определяют Интернет как место выражения политической активности. Но в каждом регионе существует своя специфика, исходя из которой, экспертами выделяются основные причи-

Ведущие позиции среди объектов политической деятельности занимают наиболее активные пользователи Интернета. Кроме того, это наиболее представленные социальные группы в сети, а значит, большая часть электората. По социальному статусу эксперты отмечают участников политических интернет-кампаний с низким или средним уровнем достатка, так как

ны политического участия в Интернете. Можно сказать, что на данный момент, политическое участие в интернете неотъемлемая часть политического процесса. Это удобная, уже привычная среда взаимодействия избирателя и кандидата. Она выполняет множество функций, которые не могут заменить обычные медиа.

Участники политических кампаний в Интернете

Опрошенные политически активные пользователи сети Интернет различных регионов России назвали следующие характеристики участника политических кампаний в Интернете. Наиболее активными являются относительно молодые группы граждан - люди в возрасте от 16 до 28 лет, чуть менее активны люди в возрасте от 28 до 35 лет. Старшие группы населения участвуют недостаточно, чтобы назвать их активными пользователями.

Можно выделить несколько предпосылок более значимой роли молодежи:

- она активна,

- в своём большинстве она пользуется Интернетом больше других категорий общества;

- она консолидирует в себе энергию, в том числе негативную, накопленную вследствие кризисной и не устойчивой ситуации в стране.

Во многом аналогичные данные были получены в ходе количественного опроса экспертов: политическая активность в сети «Интернет» прежде всего направлена на такие социальные группы, как студенты; наемные сотрудники в коммерческой сфере; предприниматели; неработающая молодежь; профессиональные политики (диаграмма 2).

у более обеспеченной части общества нет стимулов для попытки изменения ситуации.

Хотя в политических кампаниях активны малообеспеченные слои населения, опрошенные отмечают, что это образованные граждане с высшим либо неоконченным высшим образованием. То есть свои действия они предпринимают, опираясь на большой кругозор и знания, а значит, такой аудиторией сложнее

Неработающие пенсионеры Рабочие Безработные Работники бюджетной сферы Эксперты

Профессиональные политики Неработающая молодежь Предприниматели Наемные сотрудникив коммерческой сфере

Студе нты

■ 1,59 % 9,52? 'а 19.05 19.05 % %

56,51%

8,10 8 т % 49,21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- % 9% 69,84

-

- 60,7

-

% 82,54

%

Диаграмма 2. На какие социальные группы, на Ваш взгляд, направлено политическое участие в сети «Интернет»?

управлять. В большинстве своём это студенты, общественные деятели, интеллигенция. Также нужно отметить профильных специалистов: журналисты, полит-технологи, блоггеры.

С точки зрения ролей в политической кампании можно назвать инициаторов (заказчиков); исполнителей (специалистов в этой области - политтехнологов, агитаторов, рг-менеджеров, блоггеров, 1Т-специалис-тов, троллей-провокаторов); участников политических кампаний вообще (электорат, гражданских блоггеров, активное население, прежде всего, городское).

По политическим взглядам, согласно мнению опрошенных, в «Интернет» активности доминируют оппозиционно настроенные граждане. Возможно, это связано с тем, что «Интернет» остаётся относительно свободным средством выражения своей позиции.

Большую группу участников политических кампаний в Интернете обозначили как «неравнодушное, думающее население с активной гражданское позицией». С точки зрения профессиональной занятости отмечены политически активные работники офисов, фрилансеры, безработные.

Если обобщать полученные данные, можно разделить участников политических кампаний в «Интернете» на две большие группы: это политически активные граждане и аудитория (или электорат). К первой можно отнести не только специалистов, нанимаемых для продвижения нужной информации, но и, в общем, тех, кто создаёт какой-то материал на политическую тематику. Во вторую группу входят те, кто становится участником политической кампании, сделав репост, поставив «лайк», или просто восприняв этот материал.

Согласно опросу интернет-активистов, среди тех, кто определенно точно обозначил, кто заметнее в предвыборный период в «Интернете», почти 2/3 опрошенных ответили «оппозиция», треть - «власть», и незначительная часть указала на активность как властей, так и оппозиции. Причиной большей заметности оппозиции в «Интернете» многие эксперты называют то, что сегодня это единственный канал её коммуникации с населением. Поэтому она старается использовать этот ресурс с максимально большей выгодой и эффективностью.

Деятельность представителей власти характеризуется информированием электората о своих достижениях в работе. Оппозиция же сосредоточивается на критике действующей власти.

Однако были и неоднозначные ответы: о периодичности популярности то одной стороны, то другой в зависимости от сезона. Так, во время предвыборной кампании 2011 годы больше были заметны представители власти, но непосредственно после выборов - в конце 2011 - начале 2012 года - основное место в информационном пространстве играла оппозиция.

Те же, кто заявляет о равном присутствии сторон в Интернете, аргументируют это тем, что их информационными кампаниями занимаются одинаково подготовленные в этом плане специалисты. Поэтому дело в команде, в привлекаемых для ведения интернет-деятельности консультантах и профессионалах.

Выводы

Интернет в политических кампаниях используется пока фрагментарно. Где-то его возможности не подключаются из-за неэффективности, например, в малых городах и посёлках, где-то из-за отсутствия доступа к сети. Однако можно говорить о наличии потенциала Интернета как инструмента политической борьбы, влияния на общественное мнение и концентрации гражданской активности.

Проникновение «Интернета» в общественно-политическую жизнь зависит от географии. Как было сказано, сеть распространена не на всей территории страны. Но есть и другой определяющий фактор. Как и во многих других сферах, здесь так же есть деление на столицы - провинцию. По мнению опрошенных, вовлечение «Интернета» в общественно-политическую жизнь в Москве и Санкт-Петербурге гораздо сильнее, чем в регионах.

Наибольшая активность интернет-активистов наблюдается в социальных сетях, которые предоставляют значительные возможности коммуникации, передачи информации, поиска ресурсов.

Аудиторию «Интернета» можно разделить на две неравные группы: активисты и потребители информации. Причём, всё чаще среди активистов оказываются профессионалы в данной сфере, и потребность в них будет расти.

Повсеместное распространение «Интернета», многообразие инструментов означают большие возможности для политического участия. Многочисленные акции протеста 2011 - 2012 годов подтверждают эффективность социальных сетей, микроблогов и медиасервисов для организации протестных кампаний.

Литература

1. Арсланова, А. И. Современная коммуникационная ситуация и принципы формирования интернет-сообществ / А. И. Арсланова // Вестник Башкирского университета. - 2011. - № 2. - Т. 16.

2. Бондаренко, С. В. Особенности создания и функционирования публичных площадок «электронной демократии» / С. В. Бондаренко // ПОЛИС. - 2011. - № 5.

3. Быков, И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования / И. А. Быков. - СПб.: СПбГУ, 2013.

4. Вертгейм, Ю. Б. «Общество 2.0»: опыт социально-философского анализа / Ю. Б. Вертгейм // Гуманитарные науки в Сибири. - 2008. - № 1. - С. 46 - 50.

5. Войнов, Д. А. Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан / Д. А. Войнов // Вестник РУДН. - 2012. - № 1. - С. 117 - 126. - (Серия: Политология).

6. Войнов, Д. А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической науке России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Д. А. Войнов. - М., 2007.

7. Герасименко, А. П. Эволюция интернета как инструмента свободного обмена информацией в настоящем и будущем / А. П. Герасименко // Россия и АТР. - 2006. - № 4. - С. 197 - 200.

8. Давыдов, А. А. Социология изучает блогосферу / А. А. Давыдов // Социологические исследования. -2008. - № 11.

9. Киселев, А. А. Политическое участие в Интернете: автореф. дис. ...канд. полит. наук / А. А. Киселев. -Краснодар, 2007.

10. Кулик, А. Н. Governance 2.0: эволюция модели государственного управления в эпоху интерактивного интернета / А. Н. Кулик // Политическая наука. - 2013. - № 1. - С. 12 - 27.

11. Морозова, Е. В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти / Е. В. Морозова, И. В. Мирошниченко // Полис (Политические исследования). - 2011. - № 1.

- С. 140 - 152.

12. Николаев, А. С. О политическом участии в эпоху Интернета / А. С. Николаев // Известия Тульского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 159 - 168. - (Серия: Гуманитарные науки).

13. Рябченко, Н. А. Институционализация публичной политики в online-пространстве современной России / Н. А. Рябченко, И. В. Мирошниченко. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2012.

14. Сморгунов, Л. В. Сетевой подход к политике и управлению / Л. В. Сморгунов // Полис (Политические исследования). - 2001. - № 3. - С. 103 - 112.

15. Соколов, А. В. Интернет-пространство: новые возможности для политического участия / А. В. Соколов // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 4. - С. 98 - 115. - (Серия: Политология).

16. Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ) Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя. Отчет о результатах исследования активизма в России. - Режим доступа: http ://www.grany-center.org/userfiles/File/issled_activity_otchet(1).pdf

17. Шевченко, И. А. Политические Интернет-технологии в трансформирующемся обществе: дис. ... канд. полит. наук / И. А. Шевченко. - Ставрополь, 2005.

18. Шилина, М. Г. Инновационный дискурс и теория общественных связей: методологические аспекты / М. Г. Шилина // Медиаскоп. - М.: Факультет журналистики. - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://www.-mediascope.ru/node/696 (дата обращения: 09.05.2013).

Информация об авторе:

Соколов Александр Владимирович - кандидат политических наук, доцент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, 8-915-987-97-97, [email protected].

Alexander V. Sokolov - Candidate of Political Science, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Social and Political Theory, Demidov Yaroslavl State University

Статья поступила в редколлегию 05.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.