Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОБИЛИЗАЦИИ И ДЕМОБИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОТЕСТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОБИЛИЗАЦИИ И ДЕМОБИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОТЕСТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИЯ / ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов Александр Альбертович, Агурова Арина Алексеевна

В статье рассматривается сетевое общество, как современная структура организационной модели в рамках политической коммуникации. Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и интернета, формирующего современное, глобальное, информационное и сетевое общество, обуславливает и трансформацию политической активности граждан, мобилизационных и демобилизационных инструментов. При этом существенно усиливается влияние такого современного ресурса как сеть интернет, и расширяются возможности, как выражения личного мнения, так и формирования общественного. Авторами проведено исследование, с целью выявления ключевых характеристик взаимодействия в системе власть-общество. В работе выявлены основные характеристики мобилизационных, а также демобилизационных механизмов со стороны общества и власти соответственно. Приведены способы применения данных технологий, которые рассмотрены не только в привычной оффлайн реальности, но и в онлайн-сфере с использованием соответствующих инструментов в интернете. С помощью таких методов политического анализа, как ивент-анализ и case-study определены современные каналы коммуникации и наиболее популярные формы гражданской активности, используемые в сетевом обществе, учитывая уровень развития информационных технологий и возможностей. Авторами делается вывод о том, что сетевое общество является наиболее релевантной организационной моделью в современных реалиях цифровых трансформаций, имея свои отличительные черты, которые все чаще встречаются во многих сферах. Основным инструментом мобилизационных технологий сегодня являются социальные сети, медиа, сайты и т.д. Учитывая современную политическую повестку дня, весьма важно понимать масштабы и скорость развития современных тенденций, которые так или иначе могут влиять на общественно-политические процессы. Особенно сейчас, в эпоху информационного общества, когда для общества все более комфортной средой является сеть интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS OF MOBILIZATION AND DEMOBILIZATION IN THE CONTEXT OF NETWORK PROTEST IN THE VOLOGDA REGION

The article considers the network society as a modern structure of the organizational model within the framework of political communication. The dynamic development of information and communication technologies and the Internet, which forms a modern global information and network society, also determines the transformation of political activity of citizens, mobilization and demobilization tools. At the same time, the influence of such a modern resource as the Internet significantly increases, and the opportunities for both expressing personal opinion and forming public opinion expand. The authors conducted a study to identify the key characteristics of interaction in the power-society system. The authors identified the main characteristics of mobilization and demobilization mechanisms on the part of society and the authorities, respectively. Specific ways of using such technologies are given, which were considered not only in the usual offline reality, but also in the online sphere using the appropriate tools in the network. Using such methods of political analysis as event analysis and case study, modern communication channels and the most popular forms of civic activity used in a networked society will be identified, taking into account the level of development of information technologies and capabilities. The authors conclude that the network society is the most relevant organizational model in the modern realities of digital transformations, having its own distinctive features that are increasingly found in many areas. The main tool of mobilization technologies today are social networks, media, websites, etc. Taking into account the current political agenda, it is very important to understand the scale and speed of development of modern trends that can influence socio-political processes in one way or another. Especially now, in the era of the information society, when the Internet is an increasingly comfortable environment for society.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОБИЛИЗАЦИИ И ДЕМОБИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОТЕСТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

А.А. Фролов, А.А. Агурова

современные инструменты мобилизации и демобилизации в контексте сетевого протеста в

W _

вологодской области*

Аннотация

В статье рассматривается сетевое общество, как современная структура организационной модели в рамках политической коммуникации. Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и интернета, формирующего современное, глобальное, информационное и сетевое общество, обуславливает и трансформацию политической активности граждан, мобилизационных и демобилизационных инструментов. При этом существенно усиливается влияние такого современного ресурса как сеть интернет, и расширяются возможности, как выражения личного мнения, так и формирования общественного. Авторами проведено исследование, с целью выявления ключевых характеристик взаимодействия в системе власть-общество. В работе выявлены основные характеристики мобилизационных, а также демобилизационных механизмов со стороны общества и власти соответственно. Приведены способы применения данных технологий, которые рассмотрены не только в привычной оффлайн реальности, но и в онлайн-сфере с использованием соответствующих инструментов в интернете. С помощью таких методов политического анализа, как ивент-анализ и case-study определены современные каналы коммуникации и наиболее популярные формы гражданской активности, используемые в сетевом обществе, учитывая уровень развития информационных технологий и возможностей. Авторами делается вывод о том, что сетевое общество является наиболее релевантной организацион-

A. Frolov, A. Agurova

modern tools of mobilization and demobilization in the context of network protest in the vologda region

Abstract

The article considers the network society as a modern structure of the organizational model within the framework of political communication. The dynamic development of information and communication technologies and the Internet, which forms a modern global information and network society, also determines the transformation of political activity of citizens, mobilization and demobilization tools. At the same time, the influence of such a modern resource as the Internet significantly increases, and the opportunities for both expressing personal opinion and forming public opinion expand. The authors conducted a study to identify the key characteristics of interaction in the power-society system. The authors identified the main characteristics of mobilization and demobilization mechanisms on the part of society and the authorities, respectively. Specific ways of using such technologies are given, which were considered not only in the usual offline reality, but also in the online sphere using the appropriate tools in the network. Using such methods of political analysis as event analysis and case study, modern communication channels and the most popular forms of civic activity used in a networked society will be identified, taking into account the level of development of information technologies and capabilities. The authors conclude that the network society is the most relevant organizational model in the modern realities of digital

ной моделью в современных реалиях цифровых трансформаций, имея свои отличительные черты, которые все чаще встречаются во многих сферах. Основным инструментом мобилизационных технологий сегодня являются социальные сети, медиа, сайты и т.д. Учитывая современную политическую повестку дня, весьма важно понимать масштабы и скорость развития современных тенденций, которые так или иначе могут влиять на общественно-политические процессы. Особенно сейчас, в эпоху информационного общества, когда для общества все более комфортной средой является сеть интернет.

Ключевые слова:

сетевое общество, интернет, гражданская активность, социальные сети, политическая коммуникация, мобилизация, демобилизация.

transformations, having its own distinctive features that are increasingly found in many areas. The main tool of mobilization technologies today are social networks, media, websites, etc. Taking into account the current political agenda, it is very important to understand the scale and speed of development of modern trends that can influence socio-political processes in one way or another. Especially now, in the era of the information society, when the Internet is an increasingly comfortable environment for society.

Key words:

network society, Internet, civic activity, social networks, political communication, mobilization, demobilization.

* Статья подготовлена в рамках исследования, финансируемого за счет гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МД-855.2020.6 «Мобилизация и демобилизация в современных практиках протестной активности».

С развитием информационных технологий, процессов виртуализации, совершенствуется и изменяется подход к анализу и сама концепция понимания общества в современных реалиях. В современной науке особенно заметен переход от постиндустриального понимания общества к сетевому.

Концепции сетевого общества

Уже в 80-х годах XX века в социальных науках получает распространение термин «сетевая структура», который трактовался как совокупность взаимодействующих людей, где главные принципы - это децентрализованное^ и связность [9, с. 11]. Иными словами, базисом в понимании сетевой структуры являлось наличие более одного центра активности (лидеров), равенство социальных статусов участников или же групп, а также их связность и активную взаимозависимость.

Истоки самого понятия «сетевое общество» можно найти в трудах таких ученых как Ян Ван Дейк и Мануэль Кастельс. Термин был использован в одной из фундаментальных работ Кастельса - «Информационная эра: экономика, общество и культура», в которой основной фокус был направлен на изучение и анализ тех параметров, которые являются обязательными факторами в формировании современного сетевого общества. Таким

образом, «сетевым» Дейк и Кастельс называли такое общество, где коммуникация и взаимодействия между субъектами происходят в рамках социальных сетей. Главной и отличительной чертой XXI века, по мнению Ману-эла Кастельса, является сетевая логика использования информации, а не сама информация как таковая. Информатизация привносит нелинейный подход к её использованию, формирует новый уклад жизни, где появляются сетевые структуры и организации [24, с. 14]. Иными словами, понятие «информационное общество» в трактовке Кастельса понимается как важнейший фундамент социальной организации, где создание информации и различные манипуляции с ней (обработка, передача и т.д.) являются основой производительности [19, с. 164]. Эффективному использованию информации способствует появление новейших технологических устройств и средств коммуникации. Кастельс следующим образом поясняет свою мысль: ядром такой новой формы коммуникационной организации общества становится не просто информация, а «сетевая логика его базисной структуры», придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры.

Выделяя информацию как ресурс, наиболее легкий для проникновения через границы времени и пространства, Кастельс показывает роль сетевых структур: «Именно сети составляют новую социальную морфологию наших сообществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью» [5, с. 37].

Говоря о сетях, стоит обратить внимание на тот факт, что в то время, как в вертикально ориентированных структурах с четким центром коммуникационные каналы действуют достаточно медленно и при малейших изменениях система имеет шанс стать неработоспособной. В случае с сетевой организацией обработка больших потоков информации занимает меньшее количество времени, а решения принимаются быстрее за счет перестраивающихся связей между ее участниками [25]. По определению Кастельса, сеть - это множество взаимосвязанных узлов, где содержание каждого зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь [6; с. 494] По его мнению, сети децентрализуют исполнение и распределяют принятие решения. У них нет центра. Все, что входит в сеть, полезно и необходимо для ее существования, что не входит - не существует с точки

зрения сети, и может быть проигнорировано. Если узел сети перестает выполнять полезную функцию, он отторгается ею и сеть заново реорганизуется. Некоторые узлы более важны, чем другие, но они все необходимы до тех пор, пока находятся в сети. Не существует системного доминирования узлов. Узлы усиливают свою важность посредством накопления большей информации и более эффективного ее использования [26, с. 9]. Таким образом, именно Кастельс предпринял наиболее масштабную попытку в создании современной социологической модели в контексте виртуализации общества, где основными параметрами, формирующими новую реальность, стал процесс цифровизации и становление глобальной культуры медиа [4, с. 188].

Отличительные черты сетевых структур

На сегодняшний день, рост роли и присутствия социальных сетей во многих сферах жизни можно обусловить спадом традиционных структур и построений в иерархическом стиле. Все больше даже в менеджменте наблюдается переход от «оранжевых» организаций к «бирюзовым», то есть в качестве структуры становится не жесткая иерархия, а самоорганизация и самоуправление. Подобные системы коснулись и привычных уровней жизни. По данным Аналитического агентства «НАФИ» на октябрь 2017 года, каждый пятый (18%) россиянин работает «на себя», и для 11% населения — это единственный источник дохода. Число фрилансеров в течение года выросло с 10% до 18% [1].

Жесткие связи, вертикали и отсутствие самоорганизации, безусловно, эффективно проявляли себя в эпоху индустриализации, в период стабильных условий внешней среды. Такая структура обеспечивала успешное функционирование не только в экономической сфере, но и в социально-политическом аспекте. Однако, как уже говорилось ранее, социокультурная реальность постоянно видоизменяется и требует аналогичных трансформации в контексте современных стратегий, тактик и управлений коммуникативными процессам. Таким образом, необходимо изучать и конструировать коммуникативные стратегии, а также активно участвовать в их реализации.

Исследователь Е.В. Морозова характеризует современные процессы в обществе так: «сети формируют «новые» объединяющие смыслы, практически осваиваемые в offline- и online-пространствах, побуждают участников сети к локальным или масштабным коллективным действиям, направленным на изменения в сфере публичной политики» [13, с. 187]. Действия,

производимые сетевыми организациями, имеют влияние на социально -политическую обстановку в обществе, особенно в разрешении острых социальных проблем, требующих ресурсов и затрат.

Влиятельным в исследовании политических процессов и государственного управления становится направление, в основе которого лежит понятие «политическая сеть» (policy network), близкое к понятию «социальная сеть» [23, с.103]. Концепция политических сетей имеет глубокие корни в исследованиях, посвященных взаимодействию гражданского общества и государства, правительства и групп интересов.

С точки зрения субъектов сетевой политики Ю. Брызгунова отмечает французскую школу (М. Крозье, А. Турен и др.), представители которой акцентируют основное внимание на участниках политической сети из различных социальных слоев и групп. При этом политическая сеть ими понимается как пространство особого рода, в рамках которого властные дихотомии заменяются сетью устойчивых коммуникаций по разным проблемам [2; с. 6].

Отечественный политолог Л. Сморгунов выделяет две основные школы, которые применяют сетевой подход как методологию политических исследований [22, с. 103]. Первая из них - это англосаксонская школа, где основными представителями являются Р. Родес и Д. Марш. Основной идеей в данном направлении является использование сетевого подхода при изучении взаимодействия двух субъектов: государства и групп интересов [28, с. 11]. Концепция политических сетей здесь рассматривается в контексте обеспечения связей между интересами микроуровня (интересы правительства в отношении к особым политическим решениям) и макроуровня (более широкие вопросы, например, распределение власти в современном обществе). Вторая школа, по мнению Л. Сморгунова - это немецкая школа. Ее основными представителями можно назвать Т. Бёрцеля, Д. Кноке и В. Шнейдера. Учёные трактуют политические сети как современную форму государственного управления, где отличительным признаком является отсутствие иерархической структуры. В таком контексте основную идею данного направления можно сравнить с концепцией современного публичного менеджмента: с возрастанием общественных потребностей и развитием гражданского общества государству становится затруднительным обеспечить необходимый социальный климат, и, таким образом, возникает настоятельная потребность заменить иерархическое администрирование иной формой управления [27, с. 7].

В связи с тем, что в социально-гуманитарных науках на сегодняшний день представлено большое количество трактовок и подходов к интерпретации, необходимо вычленить важнейшие критерии, которые отличают сетевые структуры от иных форм коммуникации и взаимодействия акторов. Так, Л. Сморгунов выделяет следующие параметры, свойственные именно сетям в контексте менеджмента [18, с. 11]:

- наличие организаций государственного и общественного уровня, которые имеют общие цели и являются посредником между субъектами (государством с одной стороны и самим обществом с другим);

- единые интересы и взгляды на ряд вопросов, что служит главным связующим элементом, гарантирующим успех деятельности субъектов и групп;

- постоянное взаимодействие между участниками сети, которое характеризуется оперативным обменом информационными ресурсами для разрешения проблем различного масштаба;

- отличительная иерархия системы: не жесткая и вертикальная, а горизонтальная, без единого и четкого центра. Таким образом, каждый участник является автономной единицей со своими ресурсами и ответственностью;

- исходя из особенности иерархии, сеть строится на достаточно доверительных отношениях, что позволяет организовывать взаимодействие между участниками на основе договоров.

Определив ряд отличительных черт, стоит также упомянуть о причинах, согласно которым использование сетевой модели в общественных движениях может принести преимущества и дополнительные возможности в достижении поставленных целей.

Во-первых, как уже отмечалось ранее - это высокий уровень и вовлеченности заинтересованных лиц в деятельность организации.

Во-вторых, в таких структурах информация передается также достаточно оперативно и практически всегда доступна в режиме реального времени. Это достигается благодаря особенностям построения иерархии в подобных структурах, где преобладают горизонтальные отношения, выстроенные на основе доверия и определенных договоренностях [9, с. 14].

В-третьих, в связи с тем, что участие - является абсолютно добровольным жестом субъектов сети - нацеленность на результат и степень вовлеченности становится автоматически выше, что позволяет в кратчайшие сроки добиваться определенных успехов и показателей.

В-четвертых, благодаря открытости подобны организации, привлечение новых участников становится более простым и доступным. Однако, по тем же причинам, повышается конкурентоспособность и потребность в постоянном развитии и саморазвитии.

Наконец, в-пятых, упрощается процесс распределения ресурсов для достижения общей цели. Этому способствует особенность построения сети.

Отдельно стоит отметить такую отличительную особенность сетевого общества, как оперативная мобилизация. В этом вопросе интересна теория политической мобилизации Дж. Розенау. Американский профессор классифицировал общество по степени вовлеченности в политические процессы на два типа: политическое большинство или «массовая публика» и активное меньшинство или «внимательная публика». К последнему типу Розенау относит приблизительно 10-15% от всего числа граждан в исследуемом регионе [13, с. 188]. Отличительные черты активного меньшинства заключаются в высокой информированности о происходящих политических событиях, способностью оказывать влияние на эти события, принятие участия в общественных делах, инициатив. «Массовая публика», в свою очередь, может присоединиться к «внимательной», но лишь в том случае, если возникает такая необходимость [7, с. 51-22]. Иными словами, пассивное большинство принимает участие в «базовых» активностях, таких, как выборы или референдум, т.е. такой тип граждан не ставит перед собой цель сгенерировать политическую повестку, акцию или движение, а лишь присоединяется к уже созданному, если того потребует ситуация.

Технологии мобилизации и демобилизации в политическом процессе

Политическая активность граждан может быть мобилизована различными механизмами и технологиями, которые воздействуют на группу лиц для достижения определенных целей. Такие технологии можно охарактеризовать как комплекс мер, которые направлены на организационную деятельность, на координацию и консолидацию граждан. Как правило, основными инструментами подобного комплекса - являются инструменты современной сферы PR, как правило, digital-PR: социальные сети, медиа (блоги, формы), СМИ, т.к. они позволяют оперативно сработать для поставленной задачи - организации граждан. Таким образом, можно выделить следующие средства для вовлечения граждан в политический процесс:

- ориентация на выбранного лидера, т.е. обращение к известному авторитету для мобилизуемой группы или же использования ассоциативных к лидеру элементов. Это могут быть цитаты, символика, лозунги и т.д.;

- принадлежность к определенной группе: например, исходя из региона рождения (москвичи, ярославцы, вологжане и т.д.);

- создание общего канала коммуникации. Это может быть блог, сообщество в социальных сетях, форум, конференция. То есть такой площадки, на которой бы была возможность обратной связи, обсуждения актуальных вопросов группы и т.д.;

- кампании, организации и молодежные движения. Консолидированные группы граждан, отстаивающие узконаправленные интересы, действующие как самостоятельные институты и принимающие решения в политическом процессе. Они могут оказывать поддержку, объединять вовлеченных граждан, генерировать инициативы и привлекать внимание со стороны властей, СМИ и иных заинтересованных институтов;

- мотивационные бонусы. Это могут быть, например сертификаты; оплата участия в различных мероприятиях, лекциях, конференциях; причисления различных статусов (например, «почетный гражданин») и т.д.

Стоит рассмотреть и обратную сторону вопроса. Чаще всего, если со стороны общества в протестных кампаниях наблюдаются мобилизационные процессы, то со стороны власти, в целях нивелировать конфликт, применяются демобилизационные технологии.

Демобилизацию можно трактовать как обратный процесс мобилизации, т.е. главной целью подобных мер является разобщения общества, отделение индивидов от групп. Иными словами, это набор технологий, позволяющий по возможности отстранить граждан от участия в политических решениях и минимизировать влияние на принятие решений. Подобные методы могут быть предприняты как заранее, при первых проявлениях, например, протестной активности, так и стать ответной реакцией, сдерживающими мерами в уже активизировавшемся протестном движении. В последнем случае, демобилизация приобретает вид «антикризисной» РЯ-кампании.

Как и в случае с мобилизационными средствами, самыми важными инструментами здесь являются всевозможные каналы коммуникации - платформы в сети интернет, СМИ, в некоторых случаях - телевидение и т.д.

Основными механизмами демобилизации граждан можно выделить следующие:

- пропаганда. То есть активная генерация и распространение востребованной политической повестки, идеи, распространение ценностей и взглядов, с целью сформировать у широких масс необходимой точки зрения. Условно, почему следует принять то или иное решение, почему именно оно лучше, чем другое и т.д.

- создание площадок, с использованием административного ресурса, привлечением экспертов и институтов власти, которые аргументировано, а главное, авторитетно демонстрировали причины принятия решения.

- манипулирование повесткой и использование необходимых семантических конструкций. Например, при принятии непопулярного решения, выстраивание аргументации через призму «необходимая мера, а не желание».

- поэтапное принятие решения и реализации проекта. Например, реализация инициативы в отдельно взятых регионах, а только потом в областном центре.

- опора на чужой опыт. Зачастую приводят плюсы или минусы того или иного проекта как в контексте, так и вне его, который был реализован в другой стране, в другом городе, в другом направлении.

Стоит отметить, что появление цифровых технологий значительно упростило использование механизмов демобилизации, а использование административного ресурса позволяет усилить их эффективность.

Вместе с изменениями в обществе, изменяются и каналы коммуникации между участниками. Невозможно отрицать, что развитие информационных технологий влияет и в обратную сторону: на соответствующие трансформации в формах взаимодействия граждан. Параллельно с глобализацией, ученые обращают внимание на развитие процессов виртуализации и цифровизации большого количества процессов. Таким образом, значительная часть коммуникационной активности гражданского общества и отдельных групп все чаще базируется на онлайн платформах [8, с. 87].

Можно говорить о том, что с развитием такого канала коммуникации, как интернет, развиваются и создаются новые возможности, а также новые формы гражданской активности. Субъекты политического процесса получают доступ к новым способам и техникам сетевой организации и взаимодействия. В результате, кооперация перестает зависеть от географическо-

го положения акторов, время на достижение поставленных общих целей и задач по определенным проблемным вопросам сокращается до минимума.

Анализ современных инструментов мобилизации и демобилизации в контексте сетевого протеста в Вологодской Области

В данной статье представлены результаты исследования, в ходе которого были выявлены основные характеристики взаимодействия между властью и обществом, в рамках протестной кампании против бетонирования набережной в г. Вологда, в период 24.07.19 - 28.10.19. Проект по бетонированию набережной обсуждался в Администрации города еще в 2009 году в рамках городской программы «Парки, сады, скверы, площади, набережные города Вологды». Однако предметно подошли к вопросу только в 2017 году, опубликовав на сайте Администрации города сам проект на 7 дней. В конце 2018 года жители стали замечать технику на набережной и стали выносить данный вопрос в социальные сети с замечаниями о качестве работ и с требованиями не допустить «уничтожение» культурного наследия города. После активизации общественности появились материалы в СМИ, стали высказываться представители власти и вопрос принял публичный характер [3].

Предполагается, что полученные данные будут нацелены на формирование предметного понимания сформировавшихся каналов коммуникации в эпоху цифровизации, которые способствуют оперативному взаимодействию граждан в рамках протестной активности в регионе, а также формы коммуникаций между обществом с одной стороны и властью с другой.

Для того чтобы определить этапы проводимой протестной кампании, необходимо иметь представление о действиях общества на протяжении всех акций. Основные характеристики активности субъектов будут рассмотрены с помощью такого метода политического анализа, как ивент-анализ. За основу источников информации были взяты региональные СМИ и региональные интернет-порталы: Сетевое издание newsvo.ru; Онлайн-портал Vop.ru; Онлайн-портал Seldon.News; Сетевое издание 35ЯШЕТ; Межрегиональный интернет-журнал «7x7» [10]; Онлайн-портал «Онлайн-Вологда»; Новостной портал «Без Формата» [14]; Информационно -аналитический центр «МедиаНьюс».

Системно данную протестную кампанию можно определить следующим образом:

- Основными субъектами исследуемого протестного движения являются власть и общество. Под властью понимаются действия должностных лиц, их выступления, деятельность государственных органов, а также руководителя компании «Магистраль», которая занимается бетонированием набережной. Под обществом понимаются выступления активных граждан и общественных организаций.

- Были выделены вербальные и физические действия, как со стороны власти, так и общества. В вербальных действиях выделены различные угрозы и требования, в физических — подключение информационных ресурсов (сайтов, прямых трансляций) и выступления.

- Временной диапазон был определен исходя из даты первого митинга (24.07.2019), конечная дата - началом проведения исследования, то есть период 24.07.2019-28.10.2019 г.

Хотелось бы отметить, что данная кампания до сих пор не является оконченной, бетонирование набережной продолжается, протестные настроения сохраняются.

Таким образом, были собраны данные из СМИ по действиям акторов во время протестной кампании (Табл. 1). Были определены вербальные и физические действия со стороны власти, а также со стороны общества.

Примеры поиска вербальных и физических действий:

Общество//угроза: «Давайте соберемся еще раз, и докажем им, что мы не намерены это терпеть! Остановите эту грубую градостроительную ошибку! Иначе не остановимся мы» (https://35runet.ru/news/?p=3396).

Общество//требования: Участники акции фотографировались на нём со своими плакатами: «Не мешай бетон с политикой» [21]. Горожане требуют остановить бетонирование берегов реки, которое ведётся с грубыми нарушениями (https://newsvo.ru/news/121398).

Общество//подключение информационных ресурсов: Создан сайт сопротивления: 1пНр://вологдарека.рф, а также публикации в Твиттере известного блогера-урбаниста - Ильи Варламова.

Общество//выступления: На акцию активисты принесли старый диван. Это их ответ на слова губернатора о том, что все недовольные работами по берегоукреплению — это диванные критики (https://vologda.bezformata.com/Nstnews/naberezhnaya-sotni-vologzhan-prishli/76484462/).

Власть//угроза: Людей, которые против сплошного бетонирования -то есть выступающих против нарушения проекта и за современную зеленую набережную - Олег Кувшинников назвал «диванными критиками» (согласно данным с сайта newsvo: https://newsvo.ru/news/121398).

Власть//требования: Надо садиться за стол переговоров и договариваться. Только так возможно найти решение, которое позволит урегулировать возникшие разногласия (https://35media.ru/news/2019/07/25/naberezhnuyu-vologdy-blagoustroyat-za-schet-byudzheta-regiona-pri-uslovii-soglasovaniya-proekta).

Власть//подключение информационных ресурсов: Решение установить ящики было принято мэром города Сергеем Воропановым. Сбор предложений проходит на сайте вологдаобсудим.рф (https://premier.region35.ru/news/yashchiki-dlya-sbora-predlozheniy-po-blagoustroystvu-naberezhnoy-ustanovleny-v-obshchestvennyh).

Власть//выступления: мэр Сергей Воропанов подтвердил, что работы по бетонированию набережной продолжатся. Что жителей, которые против бетонирования - подавляющее меньшинство. Руководитель компании «Магистраль» Павел Волков сообщил, что в районе строящейся набережной еще полвека назад проводились работы по укреплению берега. В ходе работ были уложены каменные плиты, которые со временем «ушли в землю» и заросли травой. Так что естественные берега на этом участке реки Вологды - иллюзия (согласно данным с сайта Vologda.poisk: https://vologda-poisk.ru/articles/rodite-menya-obratno-kamennuyu-naberezhnuyu-reki-vologdy-predlozhili-razobrat-po-kamushkam)

Таблица 1. Действия акторов во время протестной кампании по бетонировании^_

Дата Власть Общество

вербальные физические вербальные физические

угроз треб подключ выст угроз треб подключ выст г о

ы ован ение уплен ы ован ение упле т ^

ия информа ия ия информа ния

ционных ционных

ресурсов ресурсов

24.07.19 1 3 2 4 3 9 22

25.07.19 2 2 3 7

09.08.19 2 2

11.08.19 1 1 1 3

12.08.19 1 2 2

14.08.19 1 1

15.08.19 1 1 2

16.08.19 1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.08.19 1 8 3 12

22.08.19 1 1 2

28.08.19 1 6 1 8 16

31.08.19 1 1 2

05.09.19 1 1

11.09.19 1 1 2

24.09.19 1 1 1 3

01.10.19 1 1 1 3 5

Итого 1 2 2 12 4 23 6 35

Согласно анализу данных, полученных из региональных СМИ, активно освещавших данную кампанию можно сделать следующие выводы. Наиболее активно акторы использовали такую форму действий, как выступления. Со стороны власти были зафиксированы 12 выступлений в разных форматах: на форумах («#ЧТОНЕТАК» , которых проходил во время первого митинга - 24.07.2019 года), в интервью, а также на воркшопах и встречах с гражданами. Подобных действий за исследуемый период оказалось 12, в то время как со стороны общества практически в два с половиной раза больше - 35. Это свидетельствует о большей мобилизационной активности именно со стороны представителей общества. На проходивших митингах и воркшопах выступали как активисты, так и специалисты в области археологии, историки (историк архитектуры и градостроительства, член и эксперт международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) Наталья Душкина), координаторы различных движений (движение «Архнадзор», Рустам Рахматуллин) и т.д. Также, хотелось бы особенно отметить тот факт, что со стороны общества прослеживается большое количество таких вербальных действий, как «требования». Это связано, в первую очередь, с составлением резолюций на митингах, а также с деятельностью проектной группы «Ярус», которая активно участвовала и являлась одним из организаторов воркшопов, на которых формировались шаги для урегулирования ситуации, а также предложения для дальнейшей реконструкции набережной.

Интересным является тот факт, что 11.09.2019 - дата освещения в СМИ проведенного второго по счету проектного семинара. Участие в ворк-шопе приняли не только представители общественных движений, дизайнеров и проектных групп, но и мэр города - Сергей Воропанов. В Таблице 1 можно отметить, что в эту дату появляется первое предложение от лица власти. Дальнейшие предложения со стороны этого актора - является ито-

гом участия администрации города в воркшопах и совместных мероприятий по вопросу берегоукрепления набережной города.

Говоря об итоговых данных, немаловажным фактом является то, что в области вербальных действий, в контексте угроз - самые низкие показатели: со стороны власти - 1, со стороны общества - 4. В конце июля, губернатор Вологодской области, Олег Кувшинников в одном из своих интервью, на вопрос о протестных настроений граждан относительно бетонирования набережной, назвал активистов «диванными аналитиками». Такое определение от лица власти послужило, во-первых мощным толчком к протестной активности (на сам митинг активисты принесли «диван» [17], а также постеры с упоминанием данной цитаты), а во вторых породило ответные «угрозы». Однако, несмотря на это, кампания отличалась в большей части, требованиями и выступлениями, без открытых угроз.

Привлечение информационных ресурсов в большей степени имело успех у представителей гражданских активистов, в отличие от власти. Однако со стороны власти также были практики создания успешных ресурсов. Так, мэр Вологды объявил о создании сайта Вологдаобсудим.рф, а также установил «ящики» для сбора общественного мнения. Со стороны общественности велись активные трансляции в социальные сети (Instagram, ВКонтакте, YouTube), а известный блогер -урбанист Илья Варламов поддерживал активистов в своем Twitter и блоге на LiveJournal. Подобные инструменты, бесспорно, можно отнести к механизмам мобилизации общества. Создание площадок для коммуникации - является сильным механизмом в вопросе консолидации граждан по волнующему их вопросу. В интернет-среде И. Варламов является лидером общественного мнения и позволил привлечь внимание к проблеме на более высоком уровне. Подобный механизм также позволяет консолидировать число вовлеченных, увеличивать количество «активного меньшинства» не только в регионе, но и по всей стране.

Чтобы определить причины изменения динамики активности акторов, был построен график общей активности действий во время кампании (График 1).

График 1. График общей активности действий во время кампании по бетонированию набережной г. Вологды за период 24.07.19-28.10.19

Пики активности наблюдаются 24.07.19, 19.08.19 и 28.08.19. Следует отметить, что 24 июля и 28 августа проходили митинги против бетонирования набережной. Граждане публиковали фотографии, итоги встречи, а также призывали активно подписывать петиции за отставку мэра и губернатора. В свою очередь со стороны власти наблюдались выступления на мастерских, форумах и в социальных сетях. В остальные периоды активность является более спокойной и равномерной.

Для определения соотношения действий власти и общества представлен график их активности, с наложением линий друг на друга (График 2).

График 2. График соотношения активности действий во время кампании по бетонированию набережной г. Вологды за период 24.07.19-28.10.19

Исходя из полученной динамики активности власти и общества, можно сделать вывод о том, что общество проявляло большую инициативу и

предпринимало больше действия, относительно власти. Однако нельзя исключать, что власть также предпринимала попытку оперативного реагирования и периодически проявляла всплески активность. Таким образом, при наибольшей активности граждан (24.07.19, 19.08.19 и 28.08.19) власть проявляла минимальную активность или вообще не предпринимала никаких действий: ни физических, ни вербальных.

Опираясь на полученные данные можно сказать, что основной формой проявления активности со стороны общества и со стороны власти являлись выступления. Граждане в большей части выступали перед участниками кампании, выдвигали требования, а также часто давали комментарии. Пики активности связаны в основном с проведением митингов 24.07.19 и 28.08.19. Региональные СМИ активно освещали данные события. 19.08.19 был пик активности, который связан с проведением открытой мастерской, где были сформулированы требования и разработан совместный с властью проект по реконструкции.

В качестве определения динамики активности граждан были проанализированы различные региональные СМИ на предмет зафиксированных действий со стороны граждан. Таким образом, был построен график для определения этапов активности (График 3). Данные для построения графика были взяты из табл. 1.

График 3. График активности действий общества во время кампании по бетонированию набережной г. Вологды за период 24.07.19-28.10.19

На графике наглядно отображены скачки и падения активности, по которым отражаются несколько этапов. Первый скачок активности зафиксиро-

ван 24.07.19, однако после него происходит постепенный спад до 15.08.2019. Затем, активность нарастает и набирает своего пика 19.08.19 и 28.08.19. После - активность идет на спад, однако не прекращается совсем.

Таким образом, можно наблюдать три этапа: I этап: 24.07.19 -15.08.19; II этап: 16.08.19 - 28.08.19; III этап: 29.08.19 - 28.10.19. Применив метод политического анализа - case-study - проанализируем каждый метод более детально.

В ходе мониторинга сообществ в социальных сетях, основным было определено сообщество «Настоящая Вологда», на что указывает самое большое количество подписчиков и активный «постинг» со стороны сообщества. Это градозащитное движение в г. Вологда, которое объединяет активистов города, борющихся за сохранение исторической архитектуры города и исторических ценностей. Стоит отметить следующие системно-важные характеристики анализируемого сообщества:

- Количество подписчиков. На момент проведения исследования на сообщество было подписано 2097 пользователей;

- Количество постов. За исследуемый период в сообществе было опубликовано 153 поста;

- Engagement Rate (ER) или показатель вовлеченности. Данный показатель в social media marketing показывает уровень активности пользователей в сообществе, т.е. удельный вес их лайков, комментариев и репостов относительно количества подписчиков (ERpost) или охватов в день (ERview). Иными словами, чем выше этот показатель, тем больше вовлеченность участников. В исследуемом сообществе ERpost = 3.04%, ERview = 7,61% , что, в среднем, для исследуемой социальной сети является хорошим показателем. Стоит отметить, что это не единственное сообщество, которое публикует информацию о набережной, однако является единственным, специализирующимся на данной проблеме. Иные сообщества будут отражены в ходе анализа активности в выявленных этапах.

Первый этап начинается в конце июля и заканчивается в середине августа (24.07.19 - 15.08.19). В основном, т.к. данный этап приходится на самое начало кампании - обсуждается план бетонирования набережной, происходит агитация против проекта. Открыто обсуждается сумма, заложенная на берегоукрпеление. В течение этапа к мероприятиям присоединяются активисты разной специализации: историки, архитекторы, дизайнеры не только Вологды, но и из других городов (Архангельск, Москва,

Санкт-Петербург, Казань). В этом этапе был опубликован 101 пост, ERview = 3,24%, ERview = 14,25%. Основной тематикой постов являются митинги против бетонирования, содержится агитация на посещение протеста, объявляются анонсы о воркшопах и творческих мастерских. Исходя из мониторинга СМИ и анализа сообществ в социальных сетях было выделено 18 активных акторов: активисты, сообщества в социальной сети ВКонтакте, представители общественных движений, мастерских и т.д. Стоит пояснить, что в данном контексте акторами считаются те граждане, которые активно генерируют посты в сообществах и на личных страницах на тему бетонирования набережной, регулярно выступающие активисты, эксперты, организаторы воркшопов. Это, например, специалисты в области археологии, историки (историк архитектуры и градостроительства, уже упоминаемая эксперт ИКОМОС Наталья Душкина), координаторы различных движений (движение «Архнадзор», Рустам Рахматуллин) и т.д.

Также в течение этапа происходит первый масштабный митинг против бетонирования набережной [15]. СМИ и социальные сети активно поддерживают эту повестку и освещают через свои каналы: активно публикуются фотографии протестующих, создается петиция об отставке губернатора области и мэра города. Граждане активно делятся информацией, создается сайт вологдарека.рф и движение «Река объединяет».

Второй этап начинается со второй половины августа и продолжается до конца месяца (16.08.19 - 28.08.19). На данном этапе одним из ярких событий является второй митинг против бетонирования набережной и проведение мастерских с участием представителей власти города, в том числе лично мэра. Граждане делятся опытом участия в первом митинге, продолжают высказывать свое мнение архитекторы, историки и т.д. Активизируются претензии к губернатору, мэру и компании «Магистраль», а также учащаются подачи обращений в органы власти. В этом этапе было опубликовано 45 постов, ERpost = 3,11%, ERview = 10,76%, количество аторов сократилось почти вдвое: 7.

Последний этап начинается в конце августа и заканчивается в конце октября (16.08.19 - 28.08.19). Период характеризуется уменьшением акторов (6 активистов), а также, несмотря на то, что этап самый длительный, количество постов в сообществе - меньше всего, СМИ все реже публикуют информацию по проблеме. Все меньше специалистов выражается по проблеме бетонирования набережной. В этом этапе было опубликовано 37 по-

стов, ERpost = 2,79%, ERview = 4,44%. Со стороны власти для принятия решения о бетонировании набережной также стали привлекать лидеров общественного мнения. Так была привлечена помощница президента Республики Татарстан, куратор порядка 300 проектов в сфере благоустройства парков, скверов и набережных Наталья Фишман, делался упор на том, что она принимала участие в World Urban Parks 2019 .

Проанализировав каждый этап на предмет акторов, их ресурсов и целей, можно сделать вывод о том, что самым активным периодом активности граждан по проблеме бетонирования набережной был первый этап (24.07.19 - 15.08.19). Можно сделать предположение, что такая активность объясняется первым масштабным митингом, в этот период активно приобщались граждане, которые были заинтересованы в озеленении набережной. Основным же каналом коммуникации в данном этапе были социальные сети, а именно сообщество «Настоящая Вологда» в «ВКонтакте», где привлекались группы архитекторов, историков, журналистов. Региональные СМИ активно освещали данную повестку. Хотелось бы отметить, что именно в этот период создаются движения «Река объединяет», создается сайт вологдарека.рф, а также проводятся мастерские при участии мэра города и проектной группы из Ярославля «ЯРУС» [16].

Во втором этапе наблюдается сокращение акторов, однако остаются сообщества «Настоящая Вологда», «Урбан Вологда», а также трое самых активных граждан в рамках движения «Река объединяет». Примечательным является также тот факт, что в сообществе «Настоящая Вологда» падает индекс вовлеченности и количество постов.

Третий этап является самым длинным по продолжительности, однако с наименьшим количеством постов одного из главных акторов - сообщества «Настоящая Вологда», а также с наименьшим ER. Количество акторов сокращается до шести. Это свидетельствует о снижении активности граждан. Стоит отметить, что цели у самых активных акторов - не менялись, основной являлась не допустить реализацию проекта по бетонировании набережной реки. Все меньше наблюдаются выступления активистов, в основном транслируются мастерские и воркшопы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать о том, что наибольшая активность граждан наблюдалась в первом этапе с начала первого митинга, во втором наблюдается равномерный спад, сокращения акторов, од-

нако резко не снижается, а к третьему количество акторов сокращается с 18 до 6.

Основной формой проявление активности со стороны общества и со стороны власти являлись выступления. Граждане в большей части выступали перед участниками кампании, выдвигали требования, а также часто давали комментарии. Пики активности связаны в основном с проведением митингов 24.07.19 и 28.08.19. Региональные СМИ старались посвятить этому большие материалы и в больших количествах. 19.08.19 пик активности связан с проведением открытой мастерской, где были сформулированы требования и разработан совместный проект с властями.

Обращая внимание на формат организации общества вокруг возникшей проблемы, можно сказать, что это пример действий сетевого общества. Внутри сформировавшейся группы граждан не было вертикальной иерархии: любой участник мог стать организатором митинга, каждый мог высказать свое мнение, сделать пост в социальных сетях, распространять информацию не только через сообщества, но и на личной странице. Также можно отметить важный фактор сетевой структуры организации - оперативная передача информация. Активисты в короткие сроки создали сообщества, движения, сайты, используя личные ресурсы. У этого движения нет единого центра, каждый участник уникален и автономен, каждая группа или сообщество имеет свои отличительные характеристики: историки, архитекторы, неравнодушные студенты разных факультетов и т.д. Участники кампании присоединялись добровольно: кто-то лично присутствовал на митингах, кто-то помогал в создании сайта, кто-то распространял информацию во все возможные каналы и т.д.

Помимо системных показателей активности граждан, наглядно были использованы механизмы мобилизации со стороны общества и демобили-заци со стороны института власти. В качестве мобилизационных инструментов граждане использовали идентификацию себя с жителями одного региона: «Эти люди — лицо Вологды. Я считаю, что каждый, кто любит наш город, должен прийти сюда и высказать своё мнение» (цитата одного из организатора митинга Александра Рябова с сайта newsvo: 1г«р8://пеш8уо.ги/пеш8/121470) [20].

Были созданы площадки для обмена информации: создан сайт воло-гдарека.рф. В данном случае, сайт используется как площадка, которая актуализировала информацию в процессе принятий решений. Там содер-

жится общая информация о хронологии событий, мнения экспертов. На сайте можно найти основных участников акции, требования протестующих (на сайте прописаны как «принципы»), а также описаны способы помочь кампании. Практически сайт выступает «методичкой» к действиям в рамках протестной кампании, а материалы размешенные на нём являются призывом к действию.

Также, стоит отметить, что граждане создали не только сайт, но и движение «Река объединяет» , которое курируют представители городских и профессиональных сообществ «Урбан Вологда», «Настоящая Вологда», «Хранители Вологды» и «Вологодское отделение Союза Архитекторов России» и активные горожане. Это тоже механизм мобилизации, позволяющий консолидировать мнения активистов, выступать как самостоятельный институт в переговорах с Администрацией города, а также выработать единый список претензий и требований.

Подводя итог, можно отметить высокий уровень использования сообществами в социальной сети «ВКонтакте» («Урбан Вологда», «Настоящая Вологда», «Хранители Вологды», «Издание в Точку» и др.) «кросс-постинга» как современного инструмента мобилизации политической активности граждан. Помимо того, что они самостоятельно размещали информацию, делились актуальными новостями и агитировали к участию в митингах и иных акциях, они делали репосты - тем самым поддерживая и привлекая все больше пользователей к существующей проблеме.

Со стороны власти наблюдались технологии демобилизации. Это отражалось в использовании эвфемизмов: например, не «бетонирование», а «берегоукрепление». Во всех выступлениях, мэр города употребляет именно этот термин (например, на своей странице в социальных сетях: https://vk.com/sergeyvoropanov). Хотелось бы особенно отметить использование социальных сетей мэром города Сергеем Воропановым. Он активно публиковал информацию о происходящем, рассказывал о встречах с экспертами, публиковал фотографии набережной с текстом о необходимости укреплять берег, не забывая об эстетической составляющей. Аккаунт представителя местной власти становится цифровым инструментом демобилизации «активного меньшинства», т.к. непосредственного диалога с протестующими под постами о набережной города не ведется. Личная страница в таком контексте приобретает вид цифрового канала коммуникации, позволяющего генерировать необходимую установку.

Также власти активно использовали и построение аргументации через необходимость бетонирования набережной из-за геодезических особенностей водоема и ландшафта. Как и со стороны общества, властью был создан сайт Вологдаобсудим.рф, как канал обратной связи для граждан, чтобы оставить свое мнение или инициативу.

Также можно заметить, что некоторые выступления от лица представителей власти лишь укрепили противостояние «власть-общество». Назвав протестующих «диванными критиками» губернатор области смог только активизировать граждан на активные действия против проекта берегоукр-пления. Именно эта фраза лозунгом первого митинга в городе, активисты приносили диван на набережную (данные с сообщества митинга: ИНр8://ук.сот/ша!!-184409508_1065), писали на плакатах, таким образом, фраза стала инструментом мобилизации в руках «активного меньшинства».

На сегодняшний день рассматриваемая кампания также имеет активный статус. Городские активисты продолжают постить в сообществах и на личных страницах свое несогласие с берегоукреплением, до конца зимы проводились круглые столы, СМИ также писали о происходящем. Однако эпидемиологическая обстановка в регионе сместила повестку дня, поэтому упоминания о набережной отошли на задний план. Несмотря на ограничения в перемещении по городу, участники сообществ не перестают публиковать информацию в социальных сетях, что в очередной раз подтверждает эффективность цифровых каналов мобилизации и позволяет в нынешней обстановке полностью перенести обсуждение проблемы в онлайн среду.

В заключении, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день влияние сетевых коммуникаций продиктовано постоянным изменениями в социально-технологической сфере. Подобная трансформация безусловно является одним из определяющих компонентов в конструировании отношений в системе власть-общество. Более того, сетевое общество, особенно в современных виртуальных реалиях, необходимо рассматривать не только с точки зрения коммуникативной среды, но и как пространство осуществления публичной политики [11, с. 79]. Использование новых технологий коммуникации создает совершенно новые возможности и условия для принятия разного уровня политических решений [12, с. 89]. Тем самым это позволяет улучшить и развить механизм обратной связи между обществом и государством, что, безусловно, является важным фактором в политической коммуникации. Подобные возможности в сетевом обществе позволяют

быстрее и проще распространять политические ценности, модели поведения, генерировать повестки и интересы.

Литература

1. Аналитический центр «НАФИ»: Фрилансеров в России уже 18%. URL: https://nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/ (дата обращения 20.11.2019).

2. Брызгунова Ю.В. Проблема роли внутригосударственных регионов в современном обществе: сетевой подход к политике (теоретик методологический анализ). Автореф. дис. канд. полит. наук. Москва, 2007.

3. Информационно-аналитический центр «МедиаНьюс». URL: https://news.ru/regions/ya-my-naberezhnaya-zhiteli-vologdy-vyshli-na-miting-protiv-betonirovaniya/ (дата обращения 12.11.2019).

4. Исхакова Н.Г. Стратегия политической мобилизации: от протеста к консолидации // Young Scientist. 2014. №9.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; науч. ред. О.И. Шкаратан. Москва: ГУ ВШЭ, 2000.

6. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Москва: Academia, 1999.

7. Киняшева Ю.Б., Возможности политической мобилизации граждан в современном российском обществе // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. №4.

8. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. 2007. №2.

9. Лещенко А.М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: автореф. дис. канд. фил. наук: 09.00.11. Пятигорск, 2011.

10. В Вологде состоялся митинг против бетонирования набережной. На него пришло около тысячи человек // 7х7 — Горизонтальная Россия. URL: https://7x7-journal.ru/artides/2019/07/25/v-vologde-sostoyalsya-miting-protiv-betonirovaniya-naberezhnoj-na-nego-prishlo-okolo-tysyach-chelovek (дата обращения 12.11.2019).

11. Михайленок О.М., Малышева Г.А. Политические эффекты социальных сетей в России // Социологические исследования. 2019. №2.

12. Михайленок О. М., Щенина О. Г. Роль политических коммуникаций в процессах консолидации российского общества // Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества: материалы участников конференции с международным участием. Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2018.

13. Морозова Е., Гнедаш А. Модернизационный потенциал сетевого взаимодействия в сфере социальной политики // ПОЛИТЭКС. 2012. №3.

14. Новостной портал «Без Формата». URL: https://vologda.bezformata.com/ (дата обращения 12.11.2019).

15. Онлайн-портал Vop.ru. URL: https://vop.ru/news/2019/07/24/segodnya-sostoitsya-miting-protiv-betonirovaniya-naberezhnoy?page=4 (дата обращения 12.11.2019).

16. Онлайн-портал Онлайн-Вологда.ш . URL: https://onlinevologda.ru/news/society/in-vologda-a-workshop-format-field-observations-embankment-/?sphrase_id=54349 (дата обращения 12.11.2019).

17. Онлайн-портал Seldon.News. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213854255 (дата обращения 12.11.2019).

18. Сетевые структуры и организации / А.А. Фролов, А.В. Соколов; Ярославский гос. ун-тет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2020.

19. Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41).

20. «Я/МЫ набережная»: сотни вологжан пришли на митинг против бетонирования берегов реки // Сетевое издание newsvo.ru. URL: https://newsvo.ru/news/121470 (дата обращения 12.11.2019).

21. Сетевое издание 35RUNET.RU. URL: https://35runet.ru/news/?cat=4 (дата обращения 12.11.2019).

22. Сморгунов Л.В., Альгин А.П., Барыгин И.Н. Концепции и государственной политики и управления. Москва: РОССПЭН, 2006.

23. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. №3.

24. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. Москва: ИЭ РАН, 2015.

25. Borzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance // Journal of European Public Policy. 1998. Vol. 5. №2;

26. Djik V.J. The Network Society: Social Aspects of New Media. Bohn Staflen Van Loghum, Houten. The Netherlands, 2001.

27. Materials for an Exploratory Theory of Network Society // The British Journal of Sociology. 2000. №51.

28. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches //Policy Network in British Government / Ed. By D. Marsh and R. Rhodes. Oxford: Clarendon Press, 1992.

References

1. Analiticheskii tsentr «NAFI»: Frilanserov v Rossii uzhe 18%. URL: https://nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/ (data obrashcheniya 20.11.2019).

2. Bryzgunova Yu.V. Problema roli vnutrigosudarstvennykh regionov v sovremennom obshchestve: setevoi podkhod k politike (teoretik metodologicheskii analiz). Avtoref. dis. kand. polit. nauk. M., 2007.

3. Informatsionno-analiticheskii tsentr «MediaN'yus». URL: https://news.ru/regions/ya-my-naberezhnaya-zhiteli-vologdy-vyshli-na-miting-protiv-betonirovaniya/ (data obrashcheniya 12.11.2019).

4. Iskhakova N.G. Strategiya politicheskoi mobilizatsii: ot protesta k konsolidatsii. Young Scientist. 2014. №9.

5. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura / per. s angl.; nauch. red. O.I. Shkaratan. M.: GU VShE, 2000.

6. Kastel's M. Stanovlenie obshchestva setevykh struktur. Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya. M.: Academia, 1999.

7. Kinyasheva Yu.B., Vozmozhnosti politicheskoi mobilizatsii grazhdan v sovremennom rossiiskom obshchestve. Izvestiya tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2016. №4.

8. Korytnikova N.V. Internet kak sredstvo proizvodstva setevykh kommunikatsii v usloviyakh virtualizatsii obshchestva. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2007. №2.

9. Leshchenko A.M. Sotsial'nye seti kak mekhanizm konstruirovaniya kommunikatsii v sovremennom obshchestve: avtoref. dis. kand. fil. nauk: 09.00.11. Pyatigorsk, 2011.

10. V Vologde sostoyalsya miting protiv betonirovaniya naberezhnoi. Na nego prishlo okolo tysyachi chelovek. 7kh7 — Gorizontal'naya Rossiya. URL: https://7x7-journal.ru/articles/2019/07/25/v-vologde-sostoyalsya-miting-protiv-betonirovaniya-naberezhnoj-na-nego-prishlo-okolo-tysyach-chelovek (data obrashcheniya 12.11.2019).

11. Mikhailenok O.M., Malysheva G.A. Politicheskie effekty sotsial'-nykh setei v Rossii. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2019. №2.

12. Mikhailenok O. M., Shchenina O. G. Rol' politicheskikh kommunikatsii v protsessakh konsolidatsii rossiiskogo obshchestva. Grazhdanskoe edinstvo, etnokul'turnoe i konfessional'noe mnogoobrazie kak tsennostnye osnovaniya i

faktory konsolidatsii rossiiskogo obshchestva: materialy uchastnikov konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Rostov-na-Donu: YuRIU RANKhiGS, 2018.

13. Morozova E., Gnedash A. Modernizatsionnyi potentsial setevogo vzaimodeistviya v sfere sotsial'noi politiki. POLITEKS. 2012. №3.

14. Novostnoi portal «Bez Formata». URL: https://vologda.bezformata.com/ (data obrashcheniya 12.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Onlain-portal Vop.ru. URL: https://vop.ru/news/2019/07/24/segodnya-sostoitsya-miting-protiv-betonirovaniya-naberezhnoy?page=4 (data obrashcheniya 12.11.2019).

16. Onlain-portal Onlain-Vologda.ru. URL: https://onlinevologda.ru/ news/society/in-vologda-a-workshop-format-field-observations-embankment-/?sphrase_id=54349 (data obrashcheniya 12.11.2019).

17. Onlain-portal Seldon.News. URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/213854255 (data obrashcheniya 12.11.2019).

18. Setevye struktury i organizatsii / A.A. Frolov, A.V. Sokolov; Yaroslavskii gos. un-tet im. P.G. Demidova. Yaroslavl', 2020.

19. Serkina N.E. Ponyatie setevogo obshchestva M. Kastel'sa. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2019. Vyp. 2(41).

20. «Ya/MY naberezhnaya»: sotni vologzhan prishli na miting protiv betonirovaniya beregov reki. Cetevoe izdanie newsvo.ru. URL: https://newsvo.ru/news/121470 (data obrashcheniya 12.11.2019).

21. Cetevoe izdanie 35RUNET.RU. URL: https://35runet.ru/news/?cat=4 (data obrashcheniya 12.11.2019).

22. Smorgunov L.V., Al'gin A.P., Barygin I.N. Kontseptsii i gosudarst-vennoi politiki i upravleniya. M.: ROSSPEN, 2006.

23. Smorgunov L.V. Setevoi podkhod k politike i upravleniyu. Polis. 2001.

№3.

24. Smorodinskaya N.V. Globalizirovannaya ekonomika: ot ierarkhii k setevomu ukladu. M.: IE RAN, 2015.

25. Borzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance. Journal of European Public Policy. 1998. Vol. 5. №2;

26. Djik V.J. The Network Society: Social Aspects of New Media. Bohn Staflen Van Loghum, Houten. The Netherlands, 2001.

27. Materials for an Exploratory Theory of Network Society. The British Journal of Sociology. 2000. №51.

28. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches. Policy Network in British Government / Ed. By D. Marsh and R. Rhodes. Oxford: Clarendon Press, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.