Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКИХ ПРОТЕСТАХ НА ПРЕДВЫБОРНОМ ЭТАПЕ'

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКИХ ПРОТЕСТАХ НА ПРЕДВЫБОРНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / БЕЛОРУССИЯ / ИНТЕРНЕТ / TELEGRAM / ПРОТЕСТЫ / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Есиев Эльдар Таймуразович

Цель. Анализ предвыборного периода белорусских протестов 2020 г. на предмет использования в нём интернет-технологий политической мобилизации. Процедура и методы. Рассмотрены публикации Telegram-канала «NEXTA Live» - основного информационного источника белорусской оппозиции - на предмет использования интернет-технологий политической мобилизации. При проведении исследования применены качественно-количественные методы анализа, в том числе контент-анализ и анализ данных. Результаты. Выявлена этапность информационной кампании по делигитимации белорусских выборов 2020 г., определены основные направления публикаций, а также их цели. Совокупность полученных выводов позволила определить уровень эффективности использования интернет-технологий политической мобилизации в предвыборный период в Белоруссии. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют установить использование технологий эскалации и управления политическим конфликтом с помощью социальных сетей в предвыборный период белорусских протестов 2020 г. Были определены динамика и этапность применения интернет-технологий политической мобилизации в данном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Есиев Эльдар Таймуразович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TECHNOLOGIES OF POLITICAL MOBILIZATION IN BELARUSIAN PROTESTS AT THE PRE-ELECTION STAGE

Aim. The study focuses on finding out and analyzing internet technologies of political mobilization used in Republic of Belarus during 2020 pre-election period. Methodology. Telegram channel «NEXTA Live» as the main resource of opposition was analyzed to reveal internet technologies of political mobilization. Statistical method, generalization and interpretation of the results were used in the research. Results. The study shows stages of information campaign against state powers of Republic of Belarus, defines main trends and aims of publications. These results allowed to evaluate effectiveness of internet technologies, used in the pre-election period in Belorussia. Research implications. The results of the study make it possible to establish the use of technologies for the escalation and management of political conflict with the help of social networks in the pre-election period of the Belarusian protests in 2020. The dynamics and stages of the use of Internet technologies of political mobilization were determined.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКИХ ПРОТЕСТАХ НА ПРЕДВЫБОРНОМ ЭТАПЕ»

УДК 32.019.51 Есиев Э. Т.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119234, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Российская Федерация

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКИХ ПРОТЕСТАХ НА ПРЕДВЫБОРНОМ ЭТАПЕ

АННОТАЦИЯ

Цель. Анализ предвыборного периода белорусских протестов 2020 г. на предмет использования в нём интернет-технологий политической мобилизации.

Процедура и методы. Рассмотрены публикации Telegram-канала «NEXTA Live» -основного информационного источника белорусской оппозиции - на предмет использования интернет-технологий политической мобилизации. При проведении исследования применены качественно-количественные методы анализа, в том числе контент-анализ и анализ данных.

Результаты. Выявлена этапность информационной кампании по делигитимации белорусских выборов 2020 г., определены основные направления публикаций, а также их цели. Совокупность полученных выводов позволила определить уровень эффективности использования интернет-технологий политической мобилизации в предвыборный период в Белоруссии.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют установить использование технологий эскалации и управления политическим конфликтом с помощью социальных сетей в предвыборный период белорусских протестов 2020 г. Были определены динамика и этапность применения интернет-технологий политической мобилизации в данном случае.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

политическая мобилизация, интернет-технологии, Белоруссия, интернет, Telegram, протесты, выборы

СТРУКТУРА

Введение

Обзор научной литературы Методология исследования Результаты исследования.

Этапы и направления антиправительственной информационной кампании Тональность публикаций в рамках антиправительственной информационной кампании

Заключение

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

E. Esiev

LomonosovMoscow State University

27korp. 4, Lomonosovsky prospekt, Moscow 119234, Russian Federation

INTERNET TECHNOLOGIES OF POLITICAL MOBILIZATION IN BELARUSIAN PROTESTS AT THE PRE-ELECTION STAGE

ABSTRACT

Aim. The study focuses on finding out and analyzing internet technologies of political mobilization used in Republic of Belarus during 2020 pre-election period. Methodology. Telegram channel «NEXTA Live» as the main resource of opposition was analyzed to reveal internet technologies of political mobilization. Statistical method, generalization and interpretation of the results were used in the research. Results. The study shows stages of information campaign against state powers of Republic of Belarus, defines main trends and aims of publications. These results allowed to evaluate effectiveness of internet technologies, used in the pre-election period in Belorussia.

Research implications. The results of the study make it possible to establish the use of technologies for the escalation and management of political conflict with the help of social networks in the pre-election period of the Belarusian protests in 2020. The dynamics and stages of the use of Internet technologies of political mobilization were determined.

KEYWORDS

political mobilization, internet-technologies, Republic of Belarus, internet, Telegram, protests, elections

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее острых с политической точки зрения событий 2020 г. стали протесты в Республике Беларусь, вызванные несогласием с результатами президентских выборов, победу в которых одержал Александр Лукашенко.

Первые протестные акции в Республике начались ещё в мае 2020 г. Их причиной стали задержания политических активистов. Данные инциденты можно считать точкой отсчёта конфликтного периода.

В результате проведённой работы в Белоруссии удалось сформировать виртуальную политическую толпу, которая впоследствии позволила вывести граждан на улицы и оказывать сопротивление с их стороны вооружённым органам правопорядка.

Добиться такого результата стало возможным благодаря интернет-технологиям политической мобилизации. Как именно они использовались в белорусском сценарии, какие задачи решали и какие цели были достигнуты - эти вопросы должны вызывать интерес у российского научного сообщества, в том числе и потому, что их понимание позволит эффективно выявлять работу по формированию основ протеста в других случаях в будущем.

ШЬ

Интернет-технологии политической мобилизации являются инструментом феномена сетевой конфликтной [2; 3] или политической мобилизации -использования виртуальных ресурсов для достижения политических целей путём создания массовой поддержки со стороны граждан, пользователей социальных сетей [9].

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Феномену сетевой конфликтной мобилизации посвящено большое количество работ социологов, политических и социальных философов. Одним из учёных, исследующих сетевую политическую мобилизацию, является американский социолог Говард Рейнгольд (Howard Rheingold), автор книги «Умная толпа: новая социальная революция» (Smart Mobs: The Next Social Revolution) [10]. Принципиальной идеей работы Рейнгольда является тезис о децентрализации социальных связей - принцип коммуникации «от многих ко многим». Это, по мнению автора, позволяет в сжатые сроки распространять информацию, способствующую росту политического недовольства. Автор также оценивает виртуальную политическую толпу, выделяя её отличительные признаки от традиционной политической толпы: «умная толпа» (smart mob), как и её продолжение - виртуальная политическая толпа, - обладает следующими характеристиками:

1. высокой скоростью организации;

2. отсутствием явного лидера протеста;

3. отсутствием иерархии в толпе;

4. слаженными коллективными действиями;

Термин «виртуальная политическая толпа» является продолжением классического термина «толпа», описанного Сержем Московичи [7] и Хосе Ортегой-и-Гассетом. Так, в работе «Восстание масс» [8] Ортега-и-Гассет даёт несколько определений масс, которые позволяют сформировать представление об этом феномене: «Масса - это средний человек», «Масса - это посредственность, и, поверь она в свою одарённость, имел бы место не социальный сдвиг, а всего-навсего самообман», «Масса - это те, кто плывёт по течению и лишён ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны» [8]. В понимании автора, масса или толпа являются ведомыми сущностями, не способными к созидательной рациональной деятельности. Виртуальная политическая толпа в этом отношении имеет отличие от классической толпы, по Ортеге-и-Гассету, заключающееся в том, что виртуальная сущность не может иметь реальную разрушительную силу, она лишь является переходным этапом к созданию реальной политической толпы, действующей на улицах городов. Особенности виртуальной политической толпы определены авторами С. В. Володенковым и Ю. Д. Артамоновой в статье «Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации» [1]. К таким особенностям можно отнести:

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

1. Виртуальная политическая толпа не сконцентрирована в одном месте и в одно время.

2. Отсутствие физического контакта в интернет-пространстве.

3. Активное взаимодействие членов виртуальной политической толпы.

4. Свободные этические рамки виртуальной политической толпы.

5. Влияние на виртуальную политическую толпу клипового сознания пользователей, а именно - готовность прислушиваться к популярному мнению, а не вырабатывать своё.

6. Наличие иерархии виртуальной политической толпы, сформированной в конкретных сообществах в социальных сетях.

По мнению авторов, онлайн-масса, т. е. виртуальная политическая толпа, формируется в рамках информационных капсул. Информационные капсулы - информационно-коммуникативная структура, в рамках которой циркулирующие в её закрытом пространстве идеи, символы, смыслы, убеждения, мнения не изменяются за счёт критического осмысления информации и восприятия альтернативных объяснительных моделей, а наоборот, сохраняются, самоподдерживаются, закрепляются и усиливаются за счёт многократного повторения, обсуждения, одобрения среди единомышленников.

Поддержку тезиса эффективности сетевой мобилизации можно найти в работе М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» [5]. Автор уделяет внимание современным информационным технологиям, говоря, что сети существовали ещё очень давно в виде общественных групп, организаций, однако именно сейчас с развитием виртуальной среды стало возможно создание глобального сетевого общества, отличающегося децентрализацией, скоростью передачи информации и включением многих акторов в политический процесс.

Особую роль в изучении интернет-технологий политической мобилизации играют исследования, посвящённые современным информационно-коммуникационным площадкам. Новые площадки позволяют технологам расширять инструментарий сетевой политической мобилизации. Одной из современных площадок интернет-коммуникации является мес-сенджер Telegram. В изучение его особенностей внесли вклад такие авторы, как В. Б. Рубина [11], определившая основные причины популярности данной площадки, а именно: свободу от цензуры, наличие разнообразных каналов по интересам, простоту интерфейса, наличие новых технологических инструментов (ботов), - В. Е. Казанин [4], указавший на потенциал Telegram как перспективной коммуникационной площадки для предста- |- ^ вителей власти в России, Майкл Крона, определивший Telegram как наи-

НОМЕРД

более удобную площадку для радикальных элементов в связи с отсутствием на ней цензуры [12].

Сетевая политическая мобилизация является важной частью современной политики как в России, так и в других государствах [6]. В основе этого

■<1

феномена лежит множество технологий, используемых политтехнологами, политиками и иными политическими акторами.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного исследования выступают поиск и выявление интернет-технологий политической или конфликтной мобилизации в белорусских протестах 2020 г. в предвыборный период, определение этапности и закономерностей использования данных технологий, а также понимание эффективности их применения.

Для достижения целей исследования был проведён контент-анализ, а далее и анализ полученных данных из канала «NEXTA Live» в мессенджере Telegram - основы белорусского протеста. Данный канал был основан ещё в 2018 г.1, став одним из основных независимых или оппозиционных источников в белорусском сегменте интернета, и достиг показателя 2,1 млн подписчиков (что является рекордом во всём русскоязычном сегменте Telegram на 24.10.2020) в пик белорусских протестов - 16.08.2020.

Telegram-канал «NEXTA Live» входит в группу каналов «NEXTA», авторы которых ведут свою деятельность с территории Польши. Относительно белорусских протестов можно утверждать, что канал «NEXTA Live» стал основой и главной структурной единицей информационной капсулы, формирующей и распространяющей однотипное восприятие политического конфликта в Белоруссии.

В качестве основы анализа был выбран именно этот ресурс по следующим причинам:

1. Сама площадка - мессенджер Telegram - является наиболее удобным инструментом для политических активистов. Связано это с тем, что администрация мессенджера не идёт на взаимодействие с представителями государственной власти различных стран. Правила модерирования контента ограничиваются лишь контролем над публикацией информации, содержащей сцены насилия. Политический контент администрация не контролирует, что позволяет авторам не бояться закрытия своих площадок.

2. Telegram-канал «NEXTA Live», как было отмечено, стал самым популярным каналом русскоязычного сегмента мессенджера. Более того, именно в этом источнике консолидировалась вся информация о белорусских протестах с ярко выраженным оппозиционным подходом.

3. Telegram-канал «NEXTA Live» не просто собирал у себя на странице весь протестный контент, а формировал картину восприятия протестов. Об этом свидетельствует высокий показатель индекса цитирования канала - на

ШЬ

1 Телеграм-канал NEXTA Live, освещающий протесты в Белоруссии, не обновлялся больше 6 часов // Знак: [сайт]. URL: https://www.znak.com/2020-08-12/telegram_kanal_nexta_live_ osvechayuchiy_protesty_v_belorussii_ne_obnovlyalsya_bolshe_6_chasov (дата обращения: кндчйлу 24.10.2020).

24.10.2020 он составляет 1129.84, а количество просмотров, достигших пика 17 августа 2020 г., составило 100 000 0002.

Данные причины делают невозможным анализ белорусских протестов без внимательного изучения указанного ресурса.

В рамках данной статьи были изучены все публикации Telegram-канала «NEXTA Live» с 01.05.2020 по 23:59 08.08.2020. Этот период выбран в связи с тем, что именно в мае в данном источнике началась активная публикация оппозиционного контента, связанного с выборами. Он стал основой организации политической активности белорусского народа в предвыборный период, окончившийся 08.08.2020 - накануне последнего дня голосования.

Контент-анализ включал в себя поиск и выявление основных тематических направлений публикаций, появлявшихся в Telegram-канале «NEXTA Live» в указанный период. В результате анализа удалось выделить следующие тематические направления:

1. Формирование негативного отношения к государственным органам и к институту выборов. В рамках данного направления ключевыми словами и выражениями стали: «репрессии», «страх», «знать в лицо», «Лукашенко» (в негативном контексте), «блокировка интернета», «челенджи» (конкурсы), «использование бюджетников», «силовики» (в негативном контексте).

2. Координация пользователей во время митингов и протестов. Основными выражениями и словами в данном направлении стали следующие: «митинг», «протест», «борьба на улицах», «за выдвижение кандидатов», «лайфхак».

3. Ещё одним направлением стало освещение протестных акций, где для этого использовались слова и выражения: «симуляция», «народ против полиции», «полицейское насилие», «итоги митингов».

4. Отдельным тематическим направлением стала публикация заметок про поддержку активистов из-за рубежа. Ключевыми словами здесь стали названия стран и городов. К примеру, «Киев», «Перу», «США», «Россия», «Польша» и т. д.

После выявления всех публикаций за период с 01.05.2020 по 08.08.2020 в Telegram-канале «NEXTA Live», в которых с помощью ключевых слов и выражений удалось определить тематическое направление этих постов, был проведён анализ полученных данных. Все публикации были разделены на 4 направления, указанные выше, а также распределены по временной шкале. Это позволило определить интенсивность освещения каждого тематического направления в каждый этап информационной кампании в предвыборный период.

ШЬ

2 NEXTA Live [Электронный ресурс] // Telegram Analytics. URL: https://tgstat.ru/channel/@nexta_ live (дата обращения: 24.10.2020).

■<1

результаты исследования. этапы и направления антиправительственной информационной кампании

В результате проведённого анализа удалось выявить основные направления работы авторов Telegram-канала «NEXTA Live», безусловно являющихся в данном случае политическими технологами. К этим направлениям относятся:

1. Формирование негативного отношения пользователей к Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко, а также к государственным органам и его представителям. Данная работа была необходима для смыслового наполнения будущих протестов. В рамках этого направления авторы доносили до подписчиков информацию, вызывающую у последних раздражение и недовольство текущим политическим состоянием государства.

Ключевым объектом критики в данном направлении стали выборы президента. Основной задачей политтехнологов стала делегитимация выборов, признание их незаконными ещё задолго до их проведения.

Главной целью этого направления являлось формирование виртуальной политической толпы, готовой впоследствии выйти на улицы, понимающей, за что и зачем бороться с силами правопорядка.

Направление по формированию негатива состояло из публикаций следующих типов:

- делегитимация выборов;

- демонстрация готовности властей применить силу;

- персональная атака на силовиков и работников государственных органов за их действия и высказывания против оппозиции;

- анонсирование блокировок интернета;

- различные флэшмобы, как, например, #нас97 - акция, суть которой сводилась к публикации фотографии с плакатом против властей в форме той государственной организации, где работает участник флэшмоба.

- противоправные действия представителей власти против представителей оппозиции и т. д.

2. Другим направлением деятельности Telegram-канала «NEXTA Live» стала координация пользователей во время акций протеста и митингов. В рамках этого направления решалась задача понимания подписчиками, как и когда нужно выходить на улицы городов Белоруссии.

В данном направлении были выделены следующие типы публикаций:

- информирование подписчиков о местах сбора подписей за оппозиционных кандидатов;

- анонсы антиправительственных митингов и шествий;

- призывы к протестам;

- полезные советы для протестующих - что взять с собой на улицу, как действовать в тех или иных ситуациях?

ШЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

3. Третьим направлением является освещение протестных акций. Это направление выполняло функцию поддержки идеологических основ виртуальной политической толпы, а также позволяло находить инциденты, эска-лирующие конфликт власти и общества.

Среди основных типов публикаций здесь выделены:

- симуляция представителей органов правопорядка;

- насилие со стороны представителей органов правопорядка;

- отпор граждан сотрудникам милиции;

- итоги митингов.

4. Четвёртым направлением работы Telegram-канала «NEXTA Live» стало формирование картинки позитивного восприятия иностранными гражданами тех процессов по дестабилизации политической ситуации, которые происходят в Белоруссии. Данное направление позволяло усилить уверенность в идеологических основах виртуальной политической толпы, а также сформировать новую для граждан Белоруссии идентичность - общемировую, подменив ею идентичность общегосударственную.

Наиболее активным направлением стало формирование негативного восприятия государства и выборов. Всего было опубликовано 82 такие публикации. На втором месте - освещение протестных акций - 30 публикаций. На 3 и 4 месте по активности расположились координация протеста и позитив из-за рубежа, набравшие 16 и 13 публикаций соответственно.

Интерес также представляет анализ соотношения публикаций этих типов направлений по этапам эскалации конфликтной мобилизации (рис. 1). Всего было выделено 4 этапа:

1. С 01.05.2020 по 31.05.2020 - этап предварительный, характеризующийся началом публикации информации, относящейся к выборам.

2. С 01.06.2020 по 30.06.2020 - этап подготовки подписчиков к постоянному потоку контента о выборах президента. На данном этапе Telegram-канал «NEXTA Live» публиковал информацию, направленную на критику действующей политической структуры Белоруссии.

3. С 01.07.2020 по 31.07.2020 - этап подготовки выбора подписчиков. Характеризуется переходом от критики к поддержке конкретных политических акторов, в частности кандидата в Президенты Республики Беларусь Светланы Тихановской.

4. С 01.08.2020 по 08.08.2020 - этап активной мобилизации населения на выборной неделе. Основная идея информационного потока в этот период сводилась к критике выборов, правоохранительных органов, представите- |- ^ лей центральной избирательной комиссии Белоруссии и основных политических деятелей, представителей власти.

ШЬ

■ Поддержка из-за рубежа I Координация протестов

I Освещение протестных акций I Формирование негативного образа

до 08.08.2020

до 31.07.2020

до 30.06.2020

до 31.05.2020

Рис. 1 / Fig. 1. Распределение направлений контента по этапам / Distribution of content directions by the stages

В результате определения этапности применения интернет-технологий полити ческой мобилизации в п ред выбор ный период удалось выявить соотношения типов направлений контента в каждом этапе. Это позволило определить основные цели и задачи технологов на каждом этапе.

Наиболее активным направлением на первых трёх этапах стнло формирование негативного образа существующего режима. При этом мак-снмальная активностн данного направления была отмечена на втором и третьем этапе. Это говорит об усилеаной рааоте по объяснению, зачем гражданам Белоруссии выходить на улицы городов и бороться против правоохранительных органов. Именно в эти этапы удалось сформировать у жителей понимание, что пролонгация сроков пребывания на посту Президента Республики Беларусь Александра Луаашенко станет причиной ухудшения социально-п олитического и экономического положен ия как всего государства, так и каждого гражданина. Именно на данных этапах была сформнрована виртуьльная политеаескшя толпа со своим набором цанносней, целей и ьадач.

Особое внимание заслуживает направление контента по освещению протестных анний (рис. 2). Оно увеличивалось поснепенно ьа каждом этн-пе и сталп самым- активным среди направлений на последнем, чеьвёртом этапе. Именно в этот момент основной задачей технологов стало завле-чениелюдей на улицы городое, т. е. пераьод виртуальной политической толпы в реальную.

Для подготовки эпоно перехода аеторы Telegram-ьанала «NEXTA L^e»» преаели работу с подписчиками, выражеющуюся в объясьении, как и когда нужно участвовать в уличных протестах. С этой задачей связано

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

0

5

10

15

20

25

30

35

направление координации протестов. Гражданам объясняли, что такое «сцепка», как нужно вести себя в отделениях милиции, что брать с собой на протест и т. д. Таким образом, была проведена работа, позволившая сформировать подготовленную толпу, оказывающую реальное сопротивление органам правопорядка. Наиболее активным данное направление контента было на 3 этапе.

Поддержка протестов из-за рубежа является частью подготовки виртуальной политической толпы. Наиболее активным этот тип направления стал на втором этапе.

Таким образом, можно определить основные цели каждого этапа конфликтной мобилизации в предвыборный период:

Первый и второй этапы - формирование основ виртуальной политической толпы.

Третий этап - завершающий этап формирования виртуальной политической толпы, а также подготовка к её переходу в реальную политическую толпу.

Четвёртый этап - вывод людей на улицы городов (работа с реальной политической толпой), эскалация конфликта власти и общества с помощью инцидентов насилия со стороны органов правопорядка.

тональность публикаций в рамках антиправительственной информационной кампании

Интерес также представляет и тональность контента, публикуемого на страницах Telegram-канала «NEXTA Live». На первом и втором этапах основной идеей всех публикаций была критика режима Александра Лукашенко, отдельных его представителей, самого президента. На страницах канала размещался негатив, целью которого было формирование нужного эмоционально-психологического состояния виртуальной политической толпы.

Начиная с середины июля, тип контента быстро изменился. Связано это было с началом активной стадии предвыборной кампании Светланы Тихановской - кандидата в Президенты Республики Беларусь. Telegram-канал «NEXTA Live» стал главной платформой консолидации граждан за Тихановскую: освещались все мероприятия с её участием, формировался образ трёх женщин, вставших на защиту граждан от текущего политического режима.

ШЬ

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

■ Количество публикаций

18.06.2020 г.

Цепочка солидарности

из-за задержания кандидата Бабарико 40

19.06.2020 Пикет солидарности

14.07.2020 Митинг по причине

07.08.2020 Митинг

нерегистрации велосипедистов кандидатов

08.08.2020 Пикет солидарности

Рис.2/Fig. 2. Количество публикаций в Те1едгат-канале NEXTA Live о протестных акциях / Number of publications about protests in Telegram channel NEXTA Live

Активность публикации контента с негативным эмоциональным фоном можно наблюдать на рисунке 2 - «Количество публикаций в ТГ канале "NEXTA Live" о протестных акциях». Отмечается увеличение количества публикаций на первых трёх крупных акциях, однако далее заметно значительное снижение их количества на двух дальнейших акциих. Связано нто как раз с тем, что в это жя время начиналась предве1борная кампания Сеетланы Тихаеовсеой, и авторам Telegram-канал а «NEXTA Live»» б ыло а е-обходимо переключить повестку на неё и сформировать вокруг кандидата позитивный эмоциональный фон. Динамику публикации контента о Тиха-иовской можно увидеть нарисункеЗ .

Рис. 3 / Fig. 3. Количество публикаций о митингах в поддержку С. Тихановской вТе1едгат-канале NEXTA Live / Number of publications about meetings for S.Tikhanovskaya inTelegram channel NEXTA Live

140

120

100

80

60

40

20

0

136

26

Отмечается постепенное увеличение количества публикаций за кандидата С. Тихановскую до 25.07.2020, когда состоялся «Митинг трёх женщин» в составе самой Светланы Тихановской, Марии Колесниковой и Вероники Цеп-кало - лидеров белорусского протеста.

Далее количество публикаций об оппозиционном кандидате постепенно снизилось, а после митинга в поддержку Тихановской 29.07.2020 и вовсе прекратилась публикация о политике вплоть до выборов.

Снижение активности публикации контента за Светлану Тихановскую совпало с переходом на последний этап стратегии использования интернет-технологии политической мобилизации - подготовку вывода пользователей

- виртуальной политической толпы - на улицы белорусских городов. Для достижения этой цели была избрана иная тактика использования интернет-технологий политической мобилизации на последней неделе перед выборами

- эскалация негативного восприятия выборов через критику режима, действий силовых органов и комментариев представителей власти.

Рассматривая вопрос об эффективности интернет-технологий политической или конфликтной мобилизации, нельзя не подкрепить приведённого выше анализа статистическими данными.

Так, эффективность применения таких технологий прямо связана со значительным ростом числа подписчиков основного информационного ресурса белорусских протестов - Telegram-канала «NEXTA Live». Начиная с 212 тыс. подписчиков 01.05.2020, канал увеличил их число до 427 тыс. под вечер 08.08.2020.

Что касается количества участников протеста, акции белорусской оппозиции становились самыми активными за всю историю современной Белоруссии. По данным оппозиционных источников, митинги за Тихановскую набирали по 63 000 человек3. Если же ориентироваться на иные источники, то эти цифры несколько ниже - 34 000 человек в одном только Минске4.

Помимо приведённых статистических данных, следует сказать и о том, что на момент написания статьи, 24.10.2020, акции протеста во многих городах Белоруссии продолжаются, а их количество уже в несколько раз больше митингов на предвыборном этапе.

заключение

Перечисленные показатели свидетельствуют об эффективности применения интернет-технологий политической мобилизации в белорусских протестах. Авторам Telegram-канала «NEXTA Live» удалось за 3 месяца под-

3 Как прошел самый массовый митинг в истории Беларуси // DW: [сайт]. URL: https://www. dw.com/ru/samyj-massovyj-miting-v-istorii-belarusi/a-54393024 (дата обращения: 24.10.2020).

4 Митинг в поддержку соперницы Лукашенко собрал рекордное число участников // Forbes: [сайт]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/406087-miting-v-podderzhku-sopernicy-lukashenko-sobral-rekordnoe-chislo (дата обращения: 24.10.2020).

шь

ЕЪ

готовить белорусское общество к ежедневной политической активности, к ожесточённому сопротивлению органам правопорядка на улицах белорусских городов.

Интернет-кампания была разделена на четыре этапа, каждый из которых выполнял свои функции. Первые два этапа (общий период которых с 01.05.2020 по 30.06.2020) были посвящены формированию виртуальной политической толпы, третий этап (с 01.07.2020 по 31.07.2020) был нацелен на превращение виртуальной политической толпы в реальную, способную выйти на улицы и оказать сопротивление органам правопорядка. Четвёртый этап же имел своей целью эскалацию конфликта власти и общества с увеличением количества протестующих и усилением качества протестов.

Помимо этого, Telegram-канал «NEXTA Live» стал главным ресурсом поддержки основного оппозиционного кандидата Светланы Тихановской. С помощью интернет-технологий политической мобилизации политику удалось стать лицом протеста, его основной консолидирующей силой всего за месяц активной избирательной кампании.

Таким образом, можно констатировать, что интернет-технология политической мобилизации в Белоруссии в предвыборный период оказалась эффективным инструментом делегитимации выборов Президента Республики Беларусь, организации и управления протестной активностью граждан.

Приведённый анализ позволяет прийти к основному выводу - работа по дестабилизации политического режима в Республике Беларусь не велась спонтанно, а была продумана заранее и реализована по чёткому плану, о чём свидетельствуют этапность информационной кампании авторов Telegram канала «NEXTA Live» и логичное распределение публикаций разных направлений в этих этапах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Володенков С. В., Артамонова Ю. Д. Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 188-196.

2. Гончаров Д. В. Политическая мобилизация // Полис. Политические исследования. 1995. № 6. С. 129-137.

3. Докука С. В. Практики использования онлайновых социальных сетей // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 137-145.

4. Казанин В. Е. Телеграм-каналы как перспективная технология публичности власти // Вопросы политологии. 2017. № 3 (27). С. 142-149.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. и под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

6. Манойло А. В. Цветные революции и технологии демонтажа политических режимов // Мировая политика. 2015. № 1. С. 1-19. РО!: 10.7256/23064226.2015.1.12614.

шь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

7. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Академический Проект, 2011. 396 с.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ: Ермак, 2003. 270 с.

9. Политология / А. Ю. Мельвиль, Т. А. Алексеева, К. П. Боришполец, А. Г. Володин, А. А. Дегтярев, М. В. Ильин, М. М. Лебедева, М. Г. Миронюк, А. И. Соловьев, О. Г. Харитонова, А. А. Чанышев, Е. Б. Шестопал, Т. В. Шмачкова. М.: МГИМО (Университет) МИД России: ТК Велби: Проспект, 2008. 618 с.

10.Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР-пресс, 2006. 416 с.

11.Рубина В. Б. Telegram-каналы как основные слагаемые успеха мессен-джера Telegram // Идеи и новации. 2020. Т. 8. № 1. С. 73-84.

12.Krona M. Collaborative Media Practices and Interconnected Digital Strategies of Islamic State (IS) and Pro-IS Supporter Networks on Telegram // International Journal of Communication. 2020. № 14. С. 1888-1910.

REFERENCES

1. Volodenkov S. V., Artamonova Yu. D. [Information capsules as a structural component of modern political Internet communication]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science], 2020, no. 53, pp. 188-196.

2. Goncharov D. V. [Political mobilization]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political studies], 1995, no. 6, pp. 129-137.

3. Dokuka S. V. [Practices of using on-line social networks]. In: Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2014, no. 1, pp. 137-145.

4. Kazanin V. E. [Telegram channels as a promising technology for publicity of power]. In: Voprosy politologii [Political Science Issues], 2017, no. 3 (27), pp. 142-149.

5. Castells M. Information age: economy, society, culture (Russ. ed.: Shkaratan O. I., transl., sci. ed. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo, kul'tura. Moscow, HSE University Publ., 2000. 608 p.).

6. Manoilo A. V. [Color revolutions and technologies for dismantling political regimes]. In: Mirovaya politika [World politics], 2015, no. 1, pp. 1-19. DOI: 10.7256/2306-4226.2015.1.12614.

7. Moskovichi S. Vek tolp: Istoricheskii traktat po psikhologii mass [The Age of the Crowd: A Historical Treatise on Mass Psychology]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2011. 396 p.

8. Ortega y Gasset J. La rebelión de las masas (Russ. ed.: Vosstaniemass. Moscow, AST Publ., Ermak Publ., 2003. 270 p.).

9. Mel'vil' A. Yu., Alekseeva T. A., Borishpolets K. P., Volodin A. G., Degtyarev A. A., Il'in M. V., Lebedeva M. M., Mironyuk M. G., Solov'ev A. I., Kharitonova O. G., Chanyshev A. A., Shestopal E. B., Shmachkova T. V. Politologiya [Political science]. Moscow, MGIMO Publ., TK Velbi Publ., Prospekt Publ., 2008. 618 p.

10. Reingold G. Smart crowd: a new social revolution (Russ. ed.: Gar'kavoi A., transl. Umnaya tolpa:novayasotsial'nayarevolyutsiya. Moscow, FAIR-press Publ., 2006. 416 p.).

Г ' СТАТЬИ

11. Rubina V. B. [Telegram-channels as the main components of the success of the Telegram messenger]. In: Ideiinovatsii [Ideas and innovations], 2020, vol. 8, no. 1, pp. 73-84.

12. Krona M. Collaborative Media Practices and Interconnected Digital Strategies of Islamic State (IS) and Pro-IS Supporter Networks on Telegram. In: International Journal of Communication, 2020, no. 14, pp. 1888-1910.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 11.11.2020 Статья размещена на сайте: 12.05.2021

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Есиев Эльдар Таймуразович - аспирант кафедры российской политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

Eldar T. Esiev - Postgraduate Student, Department of Russian Politics, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Есиев Э. Т. Интернет-технологии политической мобилизации в белорусских протестах на предвыборном этапе // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru.

Esiev E. T. Internet technologies of political mobilization in Belarusian protests at the preelection stage. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2021, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.