Научная статья на тему 'Проблемы градостроительной политики и условия внедрения новых решений в малых городах (на примере г. Тулуна)'

Проблемы градостроительной политики и условия внедрения новых решений в малых городах (на примере г. Тулуна) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ / PLANNING / MANAGEMENT / ORGANIZATION AND EXPLOITATION OF ENGINEERING NETS / TOWN-PLANNING POLITICS / DESIGN AND EXPLOITATION OF TOWN-PLANNING COMPLEXES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поспелова И.Ю., Банина О.В., Поспелова М.Я.

Приведена краткая история развития градостроительного комплекса одного из малых городов Иркутской области. Классифицированы основные принципы развития малых городов, возможности и направления модернизации, проектирования и современной эксплуатации градостроительных комплексов. Разработаны и классифицированы условия модернизации существующих и разрабатываемых новых решений, технологий и конструкций. Описаны принципы приспособления старой застройки к новым конструкционным особенностям и энергоэффективным объектам. Приводятся возможные пути рационального использования климата и экономически оправданные мероприятия для обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования городских комплексов. В статье предлагаются способы использования особенностей градостроительных комплексов малых городов, позволяющие создавать ресурсосберегающие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TOWN-PLANNING POLITICS AND CONDITIONS TO IMPLEMENT NEW SOLUTIONS IN SMALL CITIES AT THE EXAMPLE OF TULUN

In the article we presented the short history of the development of town-planning complex in one of small towns of Irkutsk region, classified the main principles of the development of small cities, possibilities and ways of modernization, design and modern exploitation of town-planning complexes. We worked out and classified the conditions of modernization of the existing solutions and developing the new ones, technologies and constructions, described the principles of adjusting the old buildings to the new construction peculiarities and energy efficient objects. We show the possible ways of the rational use of climate and economically justified events to provide the constant and anti-emergency functioning of city complexes. In the article we offer the ways to use peculiarities of town-planning complexes of small cities which afford to create resource-saving technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы градостроительной политики и условия внедрения новых решений в малых городах (на примере г. Тулуна)»

вой программы развития туристической навигации и комплексного благоустройства, в состав которой будут входить разработка мероприятий по созданию навигационной системы в городе, строительство и реконструкция объектов культурного наследия, организация пешеходных зон и мест отдыха, благоустройство набережных, установка малых архитектурных форм, модернизация освещения, проведение экологических мероприятий. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности городской среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вяткина Б.М. Повышение конкурентоспособности городской территории // Вестник ИрГТУ. 2013. № 12. С. 74-79.

2. Методическое пособие по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации, 2012.

3. Власова Т.В. Развитие туризма в регионах: институционализация барьера. М.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2006.

Информация об авторах

Гетманченко Ольга Владимировна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89041122423, e-mail: geopark7@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Getmanchenko O.V., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89041122423, e-mail: geopark7@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 628.4.02

ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ В МАЛЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТУЛУНА)

И.Ю. Поспелова, О.В. Банина, М.Я. Поспелова

Приведена краткая история развития градостроительного комплекса одного из малых городов Иркутской области. Классифицированы основные принципы развития малых городов, возможности и направления модернизации, проектирования и современной эксплуатации градостроительных комплексов. Разработаны и классифицированы условия модернизации существующих и разрабатываемых новых решений, технологий и конструкций. Описаны принципы приспособления старой застройки к новым конструкционным особенностям и энергоэффективным объектам. Приводятся возможные пути рационального использования климата и экономически оправданные мероприятия для обеспечения

бесперебойного и безаварийного функционирования городских комплексов. В статье предлагаются способы использования особенностей градостроительных комплексов малых городов, позволяющие создавать ресурсосберегающие технологии.

Ключевые слова: планирование; управление; организация и эксплуатация инженерных сетей; градостроительная политика; проектирование и эксплуатация градостроительных комплексов.

PROBLEMS OF TOWN-PLANNING POLITICS AND CONDITIONS TO IMPLEMENT NEW SOLUTIONS IN SMALL CITIES AT THE EXAMPLE OF TULUN

I.Iu. Pospelova, O.V. Banina, M.Ia. Pospelova

In the article we presented the short history of the development of town-planning complex in one of small towns of Irkutsk region, classified the main principles of the development of small cities, possibilities and ways of modernization, design and modern exploitation of town-planning complexes. We worked out and classified the conditions of modernization of the existing solutions and developing the new ones, technologies and constructions, described the principles of adjusting the old buildings to the new construction peculiarities and energy efficient objects. We show the possible ways of the rational use of climate and economically justified events to provide the constant and anti-emergency functioning of city complexes. In the article we offer the ways to use peculiarities of town-planning complexes of small cities which afford to create resource-saving technologies.

Key words: planning; management; organization and exploitation of engineering nets; town-planning politics; design and exploitation of town-planning complexes.

На сегодня в малых городах России проживает более 50% населения страны.

У каждого муниципального образования есть свои проблемы, причины возникновения которых имеют, как правило, общие корни. И если ничего не менять сейчас, то в ближайшие 20-30 лет страна может реально лишиться множества своих малых городов. В Иркутской области таким ярким примером является город Тулун.

Некогда Тулун считался процветающим городом с развитым сельским хозяйством и богатой сырьевой базой [2]. На его территории и в районе действовали угольные разрезы, успешно выпускали свою продукцию гидролизный и стекольный заводы. Славился Тулун своим лесным ресурсом: заготовкой и переработкой древесины занимались многочисленные лесхозы. Времена благоденствия давно канули в лету: закрылись заводы, частично свернули свою деятельность разрезы, как следствие - обеднел бюджет, что повлекло обострение проблем, требующих финансовых вливаний.

Прежде чем предлагать приоритетные направления дальнейшего развития Тулуна, необходимо рассмотреть каким потенциалом обладает город.

Развитие Тулуна началось со строительства железной дороги, проложенной вблизи населенного пункта в 1897 году, она оживила его экономическую жизнь. Около станции были открыты ремонтные мастерские для обслуживания вагонов и паровозов. Кроме того, были построены лесопильный, кирпичный, винокуренный и пивоваренный заводы, а также открыты крупная паровая мукомольная мельница и мыловарня. Был основан казенный винный склад, обеспечивавший Ленский золотопромышленный район соответствующей продукцией. Восточнее Тулуна, на станции Нюра (находящейся сейчас в черте города), начали добычу угля для потребностей железной дороги (в объеме порядка 50 тыс. т/г.).

Импульс к развитию получило и сельское хозяйство [5]. В период аграрной реформы П.А. Столыпина в окрестностях Тулуна (5-40 км) оседала основная часть прибывавших в Иркутскую губернию переселенцев. На железнодорожной станции действовал пункт переселенческого управления, где для приехавших крестьян были организованы

питание, врачебная помощь, продажа по льготным ценам сельскохозяйственного инвентаря. Была открыта Тулунская селекционная станция. Действовали небольшие мельницы и крупорушки. Работало много кузниц, сапожных и швейных мастерских, пекарен и кондитерских, производилась домашняя утварь.

Волостное село Тулуновское превратилось в крупный узловой торгово-экономический центр. В экономическом отношении село значительно опережало уездный город Нижнеудинск. В селе велась оживленная торговля, насчитывалось более 70 торговых заведений с годовым оборотом около 5 млн руб., действовали представительства крупных торговых компаний. Многие товары из Европейской России отправлялись через Тулун, минуя Иркутск, на продажу в Якутию и Лено-Витимский золотопромышленный район. Этим же путем, через Тулун, на золотые прииски ехали и многочисленные партии рабочих.

Культурный уровень населения Тулуна также был выше, чем в других селах. Здесь действовали двухклассное мужское и одноклассное женское училища, церковноприходское училище, частное одноклассное училище купца Метелева, учебное заведение по подготовке специалистов по лесному делу и др. С 1913 по 1926 годы активно работал местный отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта.

Стремительное развитие Тулуна и превращение его в крупный торгово-промышленный центр Приангарья заставили губернские власти обратиться к правительству с ходатайством о преобразовании села в город.

В 1927 году Тулун получает статус города.

В 50-80-е годы XX столетия - этап мощного промышленного развития Тулуна. Построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромаханический заводы. Расширены и модернизированы маслодельный и водочный заводы, мясокомбинат, кондитерская и швейная фабрики. За этот период Тулунская селекционная станция дала сибирскому земледелию более 70 сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница «Скала» и «Тулунская-12». В окрестностях Тулуна развивается угледобывающая промышленность, формируя второй крупный углепромышленный район Приангарья (до этого угледобывающая промышленность была сосредоточена в Черемхо-во). Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее - крупнейший в Восточной Сибири Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за ее пределы. В этот же период были возведены новые современные жилые микрорайоны, обновившие старый облик города.

К сожалению, поступательное развитие было прервано. В кризисные 1990-е годы основные городские предприятия были приватизированы, обанкрочены и ликвидированы. Экономический потенциал Тулуна резко сократился. Стали ветшать инфраструктурные объекты системы городского жизнеобеспечения. Начала сокращаться численность населения города. В настоящее время Тулун уже не располагает таким мощным промышленным потенциалом, который был у него в советское время. По объему промышленного производства он откатился на предпоследнее место среди городов области, опережая только Алзамай. Наиважнейшей для города является задача возрождения его промышленного потенциала, былого могущества и достатка.

Несмотря на банкротство ряда предприятий, Тулун продолжает оставаться одним из перспективных городов региона. Связано это с его выгодным географическим положением, инфраструктурной освоенностью территории, наличием здесь квалифицированных кадров и богатейших природных ресурсов. Этот потенциал создает основу для возрождения традиционных для города отраслей промышленности - лесоперерабатывающей, угледобывающей, стекольной, микробиологической, строительных материалов, легкой, пищевой и перерабатывающей. Очень важно дальнейшее развитие малого бизнеса (в том числе в таких сферах, как промышленность, строительство, ЖКХ, бытовое обслуживание), а также возрождение в Тулуне утраченных в советское время традиций предприниматель-

ства. В настоящее время значимость развития торговли для муниципальной экономики также возросла. В настоящее время в Тулуне действует почти 370 больших и малых торговых заведений, 7 торговых центров и 4 рынка.

В окрестностях Тулуна находится несколько месторождений, способных стать сырьевой базой для развития промышленности и энергетики региона. Наиболее значимые из них следующие:

- два месторождения кварцевого песка;

- месторождение огнеупорной глины;

- месторождение траппов (18,4 млн т), пригодных в качестве бутового камня, щебня и наполнителя для бетонных смесей.

- два месторождения бурого угля.

Микробиологическая промышленность была представлена Тулунским гидролизным заводом. Его строительство началось в 1949 году. Выбор места был обоснован наличием большого объема гидролизного сырья (бросовых щепы и опилок на близлежащих деревообрабатывающих предприятиях), ресурсов пресной воды, а также близостью расположения месторождений угля и железной дороги. Были построены очистные сооружения, увеличена мощность ТЭС, которая с 1955 года и по настоящее время обеспечивает теплом микрорайоны Строитель и Гидролизный.

Продукции завода в начале 1980-х годов был присвоен «Знак качества» с вручением соответствующего свидетельства. Дальнейшая реконструкция производства позволила получать спирт, отвечающий требованиям фармацевтической промышленности, и в 1992 году заводу было разрешено поставлять спирт для пищевых и медицинских целей.

В 1992 году предприятие было акционировано. Доля государства в его уставном капитале составила 49%, коллективу передан 51% акций. В дополнение к имевшейся технологической линии получения моносахаридов для производства этилового спирта, осуществлявшей сернокислый гидролиз древесины, в 1997-2001 годы создана технологическая цепочка по переработке крахмалосодержащего сырья и некондиционного зерна методом ферментативного гидролиза. Ее мощность составляла 5 тыс. дал в сутки. Таким образом, ОАО «Тулунский гидролизный завод» стало единственным в России многопрофильным микробиологическим предприятием, имевшим возможность перерабатывать практически любое растительное сырье (отходы деревообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства), а также спиртосодержащие отходы спиртовых и ликероводочных производств, некондиционную спиртосодержащую продукцию и др.

В начале 2000-х годов проведена масштабная работа по благоустройству территории завода, в том числе построена ливневая канализация. С внедрением технологии ферментативного гидролиза у предприятия возникла потребность в зерне. Поэтому в 2003 году на базе трех бывших колхозов: «Россия», «Путь Ильича» и Колхоза им. В.И. Чапаева -было создано агропромышленное объединение, благодаря чему завод получил более 10 тыс. га посевных площадей (около 20% посевных площадей сельхозпредприятий Тулун-ского района).

Однако общеэкономическая ситуация в отрасли была такова, что в марте 2006 года Тулунский гидролизный завод признан банкротом, и на нем было введено конкурсное производство. Еще через два месяца производство было остановлено.

В декабре 2007 года предприятие преобразовано в Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий. Имеются планы производства биотоплива (биоэтанола и биобутанола) второго поколения, а также кормовых дрожжей из послеспиртовой барды.

В связи с мировым финансовым кризисом, реализация проекта была приостановлена. В настоящее время главный акционер «Росбиотехнологии» планирует развить производство биотоплива.

Причем топливом могут быть опилки, древесные отходы, лигнин, запасы которого на территории города более 5 млн т, ранее считавшийся отходами при производстве спиртосодержащей продукции. Ежегодно предприятие будет перерабатывать еще около 100

тыс. т лигнина, из которого будут производиться топливные пеллеты. Данное производство сможет решить сразу несколько задач: развитие промышленности и улучшение экологической обстановки в Тулуне.

Второй по важности (после промышленности) сферой экономики Тулуна являлся транспорт, прежде всего железнодорожный. После банкротства основных промышленных предприятий его роль в пополнении бюджета и социально-экономическом развитии города повысилась.

Особенности экономико-географического положения Тулуна определяются хорошей транспортной доступностью по отношению к другим городам Иркутской области и регионам Российской Федерации. Выгоды транспортно-географического положения связаны с размещением города на Транссибирской железнодорожной магистрали, расположением узла автомобильных дорог федерального и местного значения.

Тулун имеет хорошую транспортную доступность и сам является узлом автодорог. По его территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). Отсюда начинается так называемый Братский тракт - региональная автодорога Р-419 Тулун-Братск. Кроме того, Тулун связан сетью местных автодорог со всеми поселками, деревнями и селами района.

В советский период город Тулун имел регулярное авиасообщение с Иркутском и Братском. Сейчас оно поддерживается только вертолетами (только спецрейсами). Вертолетная взлетно-посадочная площадка находится на равнинной местности, расположенной между мостом через реку Ию и гидролизным заводом.

В 2010 году был разработан Генеральный план г. Тулуна - это градостроительный документ, направленный на создание условий устойчивого социально-экономического развития города [1]. Предметом Генерального плана является пространственная организация территории города с целью устойчивого развития территории. В широком смысле устойчивое развитие города означает: обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение уровня жизни и условий проживания населения, существенное улучшение экологической ситуации, достижение долговременной экономической стабильности и экологической безопасности развития города и смежных территорий, экономное использование всех видов ресурсов, создание «гуманной» городской среды.

Градостроительные мероприятия Генерального плана определят направления развития города на 15-20 лет по выбранному варианту на основе анализа существующего положения, комплексной оценки территории и основных направлений градостроительного развития. Разрабатывается система градостроительных мероприятий по оптимизации структуры города, функциональному зонированию, улучшению экологической ситуации. Формулируются основные требования к сохранению и использованию историко-культурного наследия. Вырабатывается рациональная планировочная и архитектурно-пространственная структура города, даются предложения по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. Разрабатывается система мероприятий по реорганизации и благоустройству производственных территорий, сферы обслуживания, территорий при-родно-рекреационного комплекса и зон прочего функционального назначения.

В задачи Генерального плана входит разработка основных градостроительных мероприятий, касающихся обеспечения экологической безопасности, последовательного экономического роста, предпосылок социальной стабильности, формирования благоприятной среды обитания.

Промышленная архитектура во многом формирует своеобразные черты многих исторических промышленных городов, их центров и обширных районов, но на сегодняшний день большинство промышленных объектов индустриального наследия изолированы от городской среды. Методика исследования таких комплексов базируется на комплексном изучении развития процесса адаптации промышленных сооружений в условиях изменения социокультурных приоритетов. Одним из важных направлений в развитии модернизации

градостроительного комплекса является изучение условий модернизации существующих и разрабатываемых новых решений, технологий и конструкций, создание принципов приспособления старой застройки к новыми конструкционным особенностям и энергоэффективным объектам.

Здесь на первый план встает экономический вопрос и медлительность внедрений прогрессивных решений. Инерционность строительного кластера определяется несколькими факторами [3, 4, 5, 6]. Прежде всего, это длительное время эксплуатации зданий, в течение которого могут выявиться недостатки применяемой технологии. Могут пройти годы, прежде чем выяснятся недостатки технологии, вполне привлекательной с первого взгляда. В связи с этим строители крайне осторожны в выборе новых материалов или способов строительства. Еще одна причина консерватизма - высокая ответственность строителей за результат, так как из-за применения несоответствующей технологии или ошибок в проектировании может возникнуть непосредственная опасность для жизни большого количества людей. Наконец, свой отпечаток накладывает длительная история технологического развития отрасли, сопоставимая с историей развития человечества, в ходе которой уже были опробованы различные материалы и технологии строительства и сложились «потребительские стереотипы».

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что город Тулун обладает широким потенциалом развития, а при грамотной и стабильно развивающейся градостроительной политике, привлечении инвесторов, создании благоприятного климата для предпринимательской деятельности, участии в программах, нацеленных на поддержку и развитие данных населенных пунктов, на федеральном и региональном уровнях - может получить целенаправленную поддержку и иметь возможность условий для их экономического, социального и культурного развития с целью превращения в устойчивую саморазвивающуюся административную единицу путем активизации собственных экономических возможностей в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных городов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Генеральный план города Тулуна. 2010. 183 с.

2. Демидова Е.А. Проблемы и перспективы развития малых городов России. Екатеринбург: «Проект Ахей», 2009.

3. Яковлев А.А. Архитектурная адаптация индустриального наследия к новой функции: дис... на канд. арх. Нижний Новгород, 2014. 211 с.

4. Пуляев А. Исчезающая энергия малых городов. Тулун // 60 Parallel. 2008. № 4. С.

42-47.

5. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области // Тулун. 2010.

6. Бобрышев Д.В. Методика ландшафтно-градостроительного анализа городских территорий // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11. С. 147-153.

Информация об авторах

Поспелова Ирина Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения», тел.: (3952) 40-51-42, e-mail: pospel@istu.edu; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Банина Олеся Вячеславовна, магистрант, тел.: (3952) 40-51-53, e-mail: grm-2014@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Поспелова Мария Ярославовна, старший преподаватель кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения»; тел.: (3952) 40-51-42, e-mail:

pospelova@istu.edu, Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Pospelova I.Iu., candidate of Technical Sciences, Associate professor of the Department engineering services and life-support systems, tel.: (3952) 40-51-42, e-mail: pospel@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Banina O.V., candidate for a master's degree, tel.: (3952) 40-51-53, e-mail: grm-2014@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Pospelova M.Ia., senior teacher, Department engineering services and life-support systems, tel.: (3952) 40-51-42, e-mail: pospelova@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711:625.712

КОНЦЕПЦИЯ КОМФОРТНОЙ УЛИЦЫ Е.С. Преловская

Рассмотрены принципы градостроительного проектирования городских улиц с учетом зарубежных концепций развития территории. Описаны стратегии и задачи концепции livablestreets в условиях растущей автомобилизации российских городов. Представлены примеры редизайна городских улиц с учетом соблюдения комплексности проектирования для всех участников дорожного движения.

Ключевые слова: градостроительство; уличное пространство; комфортная улица; транспортное планирование.

CONCEPT OF A COMFORTABLE STREET E.S. Prelovskaia

We considered the principles of town-planning of the streets, taking into consideration foreign concepts of the territory development, described the strategies and tasks of the conception "livablestreets" in the conditions of the increasing automobilization of Russian roads, presented the examples of redesign of city streets, taking into account the planning complex for all the parts of the road traffic.

Key words: town planning; city area; comfortable street; transport planning.

Улицы - это одни из наиболее важных, но недостаточно используемых публичных пространств в городе. Они являются источником жизненной силы городов и краеугольным камнем развития экономики населенного пункта. Они образуют большую часть общественных пространств города и обладают потенциалом развития деловой активности. Современный ритм городской жизни диктует новые требования к проектированию городских улиц, согласно которым новый подход должен учитывать множество функций, которые выполняют улицы.

Новый подход к проектированию исходит из принципа, что улицы одновременно являются и общественными местами, и транспортными артериями. С учетом этого уличному пространству отводится роль катализатора преобразования городской среды, в усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.