УДК 711.4; 712
ИНТЕГРАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНУЮ СТРУКТУРУ ГОРОДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
© Д.В. Бобрышев1, С.Э. Вершинина2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается актуальная проблема планировочной организации городских прибрежных территорий. Показана линейно-узловая структура Иркутска, выделены важнейшие узлы на основе главной реки, наиболее существенных притоков и их водоразделов, вспомогательной сети природного каркаса, обеспечивающей в поперечном профиле долины дискретную структуру города. Проведено ранжирование экоморфотипов землепользования прибрежных территорий с точки зрения эколого-градостроительного и функционально-планировочного развития. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: градостроительная экология; прибрежные территории города; принципы использования.
INTEGRATION OF RIVERSIDE AREAS IN THE URBAN FUNCTIONAL AND PLANNING STRUCTURE AS A MUST FOR THEIR SUSTAINABLE DEVELOPMENT D.V. Bobryshev, S. E.Vershinina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the relevant problem of urban riverside territory layout. Having considered the linear-nodal structure of Irkutsk, the authors identify the major clusters on the basis of the main river, its largest tributaries and their watersheds and the auxiliary network conditioned by natural features that ensures a discrete structure of the city in the cross profile of the valley. The ecomorphotypes of riverside land uses have been ranked according to ecological and town planning development, and functional and designing development. 6 sources.
Key words: town planning ecology; urban riverside territories; exploitation principles.
Градостроительное развитие прибрежных территорий неразрывно связано с экологической безопасностью, комфортностью, эстетической привлекательностью города. Планировочная организация побережий, прежде всего, должна отвечать потребностям человека (населения) [1]. В соответствии с основными тенденциями можно говорить о них как о территориях с определенными экономическими, социальными и экологическими ресурсами в городской планировочной структуре. Это обусловлено наличием обширных акваторий и связанными с этим микроклиматическими, планировочными, визуальными и другими параметрами территории. Чем больше открытых общественных пространств, тем более привлекательным является город. Формирование единого водно-зеленого каркаса как основного планировочного средства обеспечения экологического равновесия городской среды предполагает сохранение и создание значительных территорий в границах береговых линий, выполняющих рекреационные и природоохранные функции. В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к охране и развитию прибрежных территорий, учитывающего природные и архитектурно-планировочные
особенности организации побережья.
Долина реки Ангары определяет планировочную структуру города и является основополагающим фактором в формировании композиции города. Иркутск получил свое планировочное развитие параллельно руслу реки, и его основные функциональные зоны тесно связаны с прибрежными территориями [6]. Центральная часть города, имеющая общественно-культурное значение, получила выход к акватории: здесь сложилась достаточно сформированная архитектурно-пространственная среда, включающая памятники архитектуры и истории, транспортные связи и благоустроенные рекреационные зоны. Однако в значительной части прибрежных зон р. Ангары, Иркута, Каи и Ушаковки в пределах города находятся промышленные территории и транспортные магистрали. Промышленные зоны в общей протяженности занимают более половины городских прибрежных территорий, перекрывая протяженными полосами выходы жилых районов к берегам рек [2]. В связи с этим возникла острая необходимость возвращения городу прибрежных территорий, их обустройства и включения в функционально-планировочную структуру.
1 Бобрышев Дмитрий Валерьевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (3952) 405153.
Bobryshev Dmitry, Candidate of Architecture, Associate Professor of the Department of Architecture and Town Planning, tel.: (3952) 405153.
2Вершинина Светлана Эдуардовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (3952) 405153, e-mail: vershynina@bk.ru
Vershinina Svetlana, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Architecture and Town Planning, tel.: (3952) 405153, e-mail: vershynina@bk.ru
Для решения существующих проблем развития прибрежной территории в г. Иркутске была сформулирована основная цель исследования, заключающаяся в разработке принципов интеграции берегового пространства в структуру города.
Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) - понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. В связи с этим предметом рассмотрения процесса интеграции в контексте данного исследования является обеспечение пространственной целостности прибрежных территорий. Анализ градостроительной теории и практики показывает, что водные объекты с их прибрежными территориями в городе обеспечивают в целом две основные функции: поддержание экологического равновесия, выраженного в компенсации интенсивного антропогенного воздействия прилегающих урбанизированных территорий, и обеспечение отдыха населения. Помимо этого важнейшей функцией побережья является демонстрация архитектурного облика города [5]. Если рассматривать прибрежные территории как градостроительную подсистему, обеспечивающую эти функции, то для эффективной работы необходимо обеспечение эколого-функциональной и архитектурно-планировочной целостности этих территорий на всех уровнях градостроительной деятельности. Нарушение целостности или фрагментация неизбежно приводят к нарушению связей в системе и препятствуют ее развитию.
Форма и направление развития территории часто определяются наличием значительных водных объектов. Характерные градостроительные линии, оси, направления дублируют естественные линии рельефа и рек. Природный компонент территории города является одним из градообразующих факторов городского пространства. В сложившихся городах возможности развития озелененных территорий ограничены. Резервными для освоения являются земли пойм рек. Строительная техника нового поколения позволяет сформировать рекреационные ландшафты на «не пригодных» для застройки территориях. Это создает возможности развития водно-зеленых систем, расширения сети ландшафтно-рекреационных зеленых территорий лесопарков, парков, связывающих центр и пригородные леса. Объединенная скверами и бульварами, в сочетании с озелененными пространствами жилых кварталов создается целостная система, обеспечивающая отдых населения, улучшение экологической обстановки, эстетического и архитектурно-художественного облика города, проветривание города. Зеленые насаждения - важнейшая часть экологического каркаса города. Они входят в систему жизнеобеспечения города как главный средообразующий фактор, обеспечивающий комфортность и качество среды обитания человека, и как обязательный и важный элемент городского ландшафта. Растительность прибрежных территорий города является также важным социальным стабилизирующим элементом среды, снижет ее напряженность и конфликтность, спо-
собствует устойчивости ландшафтов.
Возникает вопрос о приемах и средствах, которые могли бы быть использованы для построения функционально-пространственных моделей интегральных пространств. В рамках интегрального подхода отмечают следующие категории: «mixed use» - многофункциональность и «original» или «unique» - уникальность. При организации городского пространства все более актуальным становится повышение его функционального разнообразия. Чередование различных функций дает человеку возможность минимизировать психологические нагрузки, возникающие из-за продолжительного пребывания в однообразной информационной среде, а также стимулирует его к более разнообразной деятельности в данном пространстве. При этом важное значение имеет пространство, со-масштабное человеку за счет пропорций, плавно перетекающих объемов, с учетом цветовых, геометрических, тектонических решений, рациональной планировки. Приемов, посредством которых предлагается гармонизировать пространство, множество: устройство буферных зон из озелененных пространств, внедрение вертикального озеленения, устройство мини-ландшафтов, установка малых архитектурных форм и т.д. Таким образом, можно выделить несколько основополагающих качеств интегральных пространств как основу формирования их моделей.
Особое значение для интегральных пространств имеет понятие «sustainability» - устойчивость, сбалансированность. Устойчивое развитие городских поселений отнесено к общественным и государственным целям и отражено в Градостроительном Кодексе РФ как один из основных принципов градостроительной деятельности [Градостроительный Кодекс, 2011, ст. 2, п. 1]. В функциональных узлах именно это понятие будет определять развитие от «устойчиво-жилых-торговых» территорий до «неустойчиво-жилых-торговых». Таким образом, интегральное пространство определяется «концепцией устойчивого развития» и обладает качествами сбалансированности: оно энергоэффективно, экономично и комфортно.
Одно из качеств интегральных пространств - целостность. Развитие интегрального пространства как транзитного пути в контексте с градостроительной основой, функциональными особенностями, смысловой компонентой обеспечивает доступность прибрежных территорий.
Одним из основных параметров интегральных пространств является способность к адаптации («adaptivity» - самоорганизация, способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды или запросам общества), где под адаптируемым интегральным пространством понимается его способность получать новые качества для реорганизации или приближения своей структуры к оптимальной.
Таким образом, под «интегральным пространством» подразумевается саморегулирующаяся система, образованная внутренними и внешними формами путем комплексного подхода, имеющая пять основополагающих свойств: уникальность, многофункцио-
нальность, целостность, устойчивость и адаптивность.
На структуру прибрежных территорий как интегрального пространства могут влиять следующие компоненты.
Форма или контекст: возможное подчинение характерным природным и градостроительным направлениям и границам при формировании осей и узлов.
Социально-культурная компонента: дифференциация пространства с учетом социальных взаимосвязей, функционального назначения, конструктивных элементов.
Энергоэкономичность: внедрение в структуру интеграционного пространства энергоэффективных инженерных технологий.
Формирование пространственной среды на искусственных основаниях: устройство крытых улиц-переходов, озеленение крыш и фасадов, архитектурно-ландшафтная организация. Внедрение способов и различных композиционных приемов интеграции элементов природы и антропогенной среды.
Введение градостроительных регламентов: ограничения по застройке, санитарно-защитные зоны, введение зон охраны историко-культурного наследия и пр.
При разработке моделей градостроительного развития прибрежных территорий можно выделить несколько основных принципов:
1. Сбалансированность искусственных и природных компонентов.
2. Экологическая устойчивость, создание единого водно-зеленого каркаса.
3. Эстетическая гармонизация.
4. Инвестиционная привлекательность.
Для максимально развитых городских территорий целью интеграции прибрежных территорий в структуре города является создание гармоничной пространственной среды, эффективно выполняющей заданные функции и формируемой в несколько этапов:
1. Анализ территории с задачей выбора наиболее актуальных функциональных узлов, выявление критериев оценки функциональных узлов, сопоставление критериев и функциональных узлов. Разработка моделей градостроительного развития прибрежной территории.
2. Объединение разрозненных территорий. Восстановление фрагментов антропогенного каркаса в структуре природного. Фиксация линейно-узловой структуры (организация набережных).
3. Развитие линейно-узловой структуры (каркаса). Формирование площадей дисперсного озеленения (в застройке). Линейное озеленение набережных.
4. Оптимизация связей. Баланс территорий, выражающийся в морфотипах городского ландшафта.
Таким образом, в градостроительстве термин интеграция будет означать соединение, а также интеграция - это процесс. Объединяемые интегрированные части не остаются в прежнем состоянии, а начинают взаимодействовать друг с другом, изменяя одна другую, теряя прежние свойства и приобретая новые. Если по истечении определенного времени объединенные части уже никакими усилиями не разорвать,
значит, образовалось интегрированное пространство с новыми показателями качества и функциями.
Анализ прибрежных территорий г. Иркутска выявил наиболее актуальные функциональные узлы по наличию в них основных планировочных элементов. При анализе выявляются различные многофункциональные узлы: жилые-торговые, общественно-деловые-жилые, торговые-культурные, общественно-деловые-развлекательные, общественно-деловые-рекреационные и пр.
Функциональные узлы были оценены по четырем критериям: «ландшафт», «человек», «коммуникация» и «технология». Качества интегральных пространств определяются каждым из критериев.
Для территории г. Иркутска выявлена существующая морфология функционально-планировочных элементов города и разработана типология по степени их соответствия местоположениям ландшафта, выделены наиболее проблемные зоны. Рассмотрена линейно-узловая структура на уровне города, выделены главные узлы на основе главной реки, основных притоков и их водоразделов, вспомогательной сети природного каркаса, обеспечивающей в поперечном профиле долины дискретную структуру города. Проведено ранжирование экоморфотипов землепользования прибрежных территорий с точки зрения эколого-градостроительного и функционально-планировочного развития [6]. Для жилых образований в вершинных территориях рельефа предпочтительней размещение общественно-рекреационных зон, учреждений здравоохранения и образования, а в низинных - рекреаци-онно-спортивных и культурно-развлекательных функций набережной. Для промышленных морфотипов предложены варианты по реструктуризации их функционально-планировочной структуры за счет изменения функционального использования, изменения типов и качеств покрытий [3-6].
В целом на локальном уровне проектирования интегрированных систем выделены следующие приемы экологической компенсации по критерию «ландшафт»:
1. Прием экранирования воздействий за счет технических и природно-технических сооружений (обва-ловка, подпорные стенки, террасирование и др.), которые создают узкие линейные буферы, предотвращающие наиболее интенсивные и опасные воздействия; за счет искусственно созданных и естественных линейных и контурных насаждений, устойчивых к антропогенным нагрузкам (защитные и буферные полосы насаждений).
2. Прием смещения антропогенного каркаса относительно осей природного каркаса, обеспечивающий расширение компенсационных зон за счет рекультивации неудобных для освоения территорий (уступы, овраги).
3. Прием замещения и баланса компонентов мор-фотипа, обеспечивающий увеличение относительных показателей экологической компенсации за счет изменения долей застройки и типов покрытий (в данном случае производится замена типов растительных покровов и твердых покрытий с целью увеличения их компенсационных показателей) [3, 4].
4. Архитектурно-планировочное решение «выхода города к воде».
По критерию «человек» предлагается:
1. Преемственность планов и концепций. Бережное отношение к историческому наследию в оформлении прибрежных ландшафтов, сохранение памятников, исторических ландшафтных элементов, комплексов. Организация музейно-исторических комплексов при реконструкции памятников архитектуры индустриального наследия.
2. Организация контактных общественно-значимых пространств в стыковых функциональных узлах в виде бульваров, площадей и пешеходных улиц с обслуживающей функцией отдыха и развлечения населения.
Устойчивость элементов градостроительной структуры обусловлена многими составляющими: положением в транспортно-коммуникационном каркасе, интенсивностью освоения территории, архитектурно-композиционным решением. Один из основополагающих критериев интегрированных систем «коммуникация» предполагает следующие приемы:
1. Формирование системы обслуживания автомобильного и железнодорожного транспорта (логистические комплексы).
2. Реконструкция речного порта и восстановление функционирования речного транспорта.
3. Внедрение новых пешеходных рекреационно-коммуникационных связей с жилыми территориями.
Роль каждого компонента в формировании ансамбля прибрежных территорий различна. Специфическое сочетание их может создать бесконечное разнообразие объемно-планировочных решений современных набережных. Большое значение при этом наряду с гидрологическими характеристиками водоема имеют природно-климатические и почвенно-геологические условия местности. По критерию «технология» возможны следующие приемы:
1. Наиболее ответственным компонентом являются гидротехнические сооружения у воды и прежде всего гидротехнические подпорные стенки. Они в значительной степени определяют восприятие города с реки. Использование биопозитивных материалов.
2. Современные архитектурные приемы и инженерные решения могут подчеркнуть характер прибрежной зоны, создать разнообразие впечатлений и новое восприятие места.
3. Необходимо повышение энергоэффективности зданий и сооружений в прибрежных территориях, а также использование альтернативных источников энергии.
При сопоставлении критериев интеграции и стыковых функционально-планировочных узлов показано, что водные объекты с их прибрежными территориями в городе обеспечивают в целом две основные функции: экологическое равновесие антропогенного и природного каркасов и социальное воспроизводство. Нарушение целостности, дефрагментация приводят к нарушению связей в системе и препятствуют ее развитию. Без совершенствования технологий невозможно представить себе город, преуспевающий, прибыльный ив то же время экологически благополучный. Развитие технологий меняет представление потребителя о комфорте, качестве и функциональности среды, поэтому обеспечение максимальной эксплуатационной автономности, легкого демонтажа, замены и реконструкции инженерных элементов дает возможность избежать быстрого устаревания, потери финансовой и социальной привлекательности, а также не позволяет утратить статуса уникальности. Внедрение в структуру интеграционного пространства энергоэффективных инженерных технологий позволит достичь их энергоэкономичности.
Таким образом, городская структура в ее непрерывном развитии должна рассматриваться как система различных функциональных узлов в их взаимодействии благодаря коммуникационным связям. Основной ее формирующей частью является историческое ядро города, которому подчиняются производственные, жилые, рекреационные и прочие территории. В основе такого сбалансированного взаимодействия лежит природный каркас территории, развитая инфраструктура коммуникаций и социально-экономический потенциал [5, 6].
Статья поступила 31.10.2014 г.
1. Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. М.: Ладья, 1995. 240 с.
2. Бобрышев Д.В., Вершинина С.Э., Жабутинская Е.А. Проблемы планировочной организации прибрежных территорий центральной части г. Иркутска // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4. С. 100-107.
3. Бобрышев Д.В. Закономерности функционально-планировочной организации долинного комплекса крупной реки как фактор устойчивого развития на примере Иркутской агломерации // Вестник ИрГТУ. 2011. № 7. С. 22-28.
4. Бобрышев Д.В. Принципы градостроительной организации приречных территорий как особой функционально-
ский список
типологической подсистемы экологической компенсации и биогеофильтрации города // Вестник ИрГТУ. 2010. № 6. С. 99-104.
5. Большаков А.Г. Принципы организации прибрежных территорий как экологического каркаса города // Известия ИГУ. Серия «Биология. Экология». 2011. Т. 4, № 2 (10). С. 5-12.
6. Большаков А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории: авто-реф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01 / Моск. архитектур. ин-т. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. 46 с.