Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА: ПРОГРАММА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА: ПРОГРАММА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелькова Елена Олеговна

Рассматриваются условия участия в программе финансового оздоровления. Приводится оценка эффективности механизмов программы финансового оздоровления, определяются барьеры для участия. Рассматривается возможность расширения набора инструментов для обеспечения финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.The article presents the investigation of conditions of participation in the program of financial recovery. It contains the assessment of the effectiveness of mechanisms of the financial recovery program, identifies barriers to participation. The paper considers the possibility of expansion of measures for ensuring financial stability in the long term.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА: ПРОГРАММА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

Вестник АПК

Ставрополья ЭКОНОМиКЭ

: № 4(28), 2017

УДК 631.16

Е. О. Метелькова

Metelkova E. O.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА: ПРОГРАММА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

THE ISSUES OF STATE SUPPORT OF BEEF CATTLE: THE PROGRAM OF FINANCIAL RECOVERY

Рассматриваются условия участия в программе финансового оздоровления. Приводится оценка эффективности механизмов программы финансового оздоровления, определяются барьеры для участия. Рассматривается возможность расширения набора инструментов для обеспечения финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: государственная поддержка, мясное скотоводство, сельское хозяйство, финансовая устойчивость, финансовое оздоровление, реструктуризация долгов.

The article presents the investigation of conditions of participation in the program of financial recovery. It contains the assessment of the effectiveness of mechanisms of the financial recovery program, identifies barriers to participation. The paper considers the possibility of expansion of measures for ensuring financial stability in the long term.

Key words: state support, meat cattle breeding, agriculture, financial stability, financial recovery, debt restructuring.

Метелькова Елена Олеговна -

аспирант кафедры экономики организации агробизнеса

ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК» г. Москва

E-mail: elena.metelkova@minfin.ru

Metelkova Elena Olegovna -

Postgraduate student of the Department of Economics

of the organization of agribusiness

FSBEI APE «Russian Academy of staffing

of Agro-industrial Complex»

Moscow

E-mail: elena.metelkova@minfin.ru

Для современного состояния сельского хозяйства в целом и мясного скотоводства в частности принципиальным направлением развития является повышение финансовой устойчивости организаций. Именно стабильность состояния и позитивное развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей являются движущей силой по направлению развития отраслей, выходу из кризисного состояния экономики сельского хозяйства и, наконец, повышению продовольственной безопасности России.

Основной мерой по данному направлению государственной поддержки является Программа финансового оздоровления, активная реализация которой началась в 2002 году с принятием федерального закона № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [1, 2].

Основной бюджетной мерой финансового оздоровления является реструктуризация задолженности, целями которой являются: погашение просроченной кредиторской задолженности, организация эффективной деятельности предприятия, восстановление платежеспособности предприятия, создание новых рабочих мест. Реструктуризации подлежат задолженности и пени и штрафы, относящиеся к самому производству [3]. Таким образом, целью программы финансового оздоровления является не поддержка конкретных производителей (лобби-

рование), а создание условий для обеспечения функционирования производства в целях развития отрасли.

В период с 2011 по 2015 год в Программе участвовало 7-9 % всех организаций сельского хозяйства, притом что ее условия ограничивают доступ только 2-3 % существующих организаций за тот же период. Однако при более детальном рассмотрении (рис. 1) очевидно, что при выбытии из программы организаций, завершивших свое участие, и организаций, утративших право на участие в программе, показатель участников остается стабильным. Таким образом, происходит постоянный набор участников в больших объемах.

Утрата прав для участия в программе обусловлена двумя основными причинами. Первая - возбуждение дела о банкротстве и невозможность уплаты текущих платежей в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов (рис. 2). Вторая причина встречается несколько чаще, чем первая, притом что текущая платежеспособность, тем более в течение короткого периода, не является гарантией будущей стабильности деятельности организаций [4].

В целях определения анализа эффективности реализации программы финансового оздоровления был проведен анализ объемов задолженности, подлежащей реструктуризации, а также рассмотрены сами условия участия в программе.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник АПК

Ставрополья

Рисунок 1 - Право организаций сельского хозяйства на участие в программе финансового

оздоровления, единиц

14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

2011

2012

2013

2014

2015

■Организации, участвующие в программе финансового оздоровления

■Организации, утратившие право на реструктуризацию долгов

-Организации, по которым завершена реструктуризация в связи с выполнением условий реструктуризации

Объемы задолженности организаций, утративших право на участие в программе, за период 2011-2015 годов составляют 41-46 % от реструктурированной задолженности участников программы, что является большим объемом. В таком случае целесообразно рассмотреть возможность упрощения и снижения барьеров участия в программе.

Существующее ограничение по уплате текущих налоговых платежей в бюджеты всех уровней, по денежным обязательствам со сроком образования, по платежам, установленным графиком погашения долгов (приостановление реструктуризации на 90 дней, после чего лишается права), представляются излишне жесткими, так как не учитывают обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, установленный срок в 1 квартал вызывает сомнения в связи с производственным циклом предприятий мясного скотоводства [5].

В то же время задолженность, по которой завершена реструктуризация в связи с выполнением условий, составляет 0-5 % за тот же период от реструктурированной задолженности участников программы, что подтверждает гипотезу о большой нагрузке, с которой программа справляется медленно.

Однако программа повышения финансового оздоровления представляется более комплексной и может предусматривать не только реструктуризацию долгов, но также механизмы по улучшению инвестиционного климата через предоставление льгот потенциальным инвесторам, проведению инвентаризации существующих организационно-технологических мероприятий в целях выбора наилучшей практики.

Таким образом, в целях повышения эффективности реализации программы финансового оздоровления необходимо уточнить в законодательстве о финансовом оздоровлении некоторые моменты. Во-первых, гарантия будущей стабильности должна быть подтверждена на основании платежеспособности в динамике не менее трех лет. Во-вторых, условия включения в список участников должны обусловливаться конкретными значениями определенных показателей, в том числе производственных. В-третьих, необходимо учитывать существование обстоятельств непреодолимой силы, так как под участниками программы подразумеваются организации, которым требуется внешняя помощь для выхода из кризисного состояния.

2 500

2 000

1 500

1 000

500

|| I

"1111111 Г1 I I

2011 2012 2013 2014 2015

и организации, которые не могут уплатить текущие платежи в течение одного месяца до принятия решения о реструктуризации долгов и организации, которые не могут принять участие в программе финансового оздоровления по иным причинам и организации, по которым возбуждено дело о банкротстве

0

Рисунок 2 - Причины, по которым организации не обладают правом участия в программе

финансового оздоровления, единиц

в

естник АПК

Ставрополья Экономика

-№ 4(28), 2017

153

Кроме того, в целях повышения финансовой механизмами, направленными на стабилиза-устойчивости организаций после завершения цию сельскохозяйственных товаропроизводи-участия в программе необходимо дополнить ее телей.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей : федеральный закон от 09.07.2002 № 83-Ф3 (ред. от 21.07.2014). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 12.08.2017).

2. Российская Федерация. Правительство. О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» : постановление Правительства РФ от 30.01.2003 № 52 (ред. от 27.11.2014). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.09.2017).

3. Кондрат Е. Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М. : Юстицинформ, 2014. 928 с.

4. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 02.09.2017).

5. Жукова Т. М. Особенности финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 95-100.

References

1. Federal law dated 09.07.2002 № 83-FL (edition of 21.07.2014) «About financial improvement of agricultural commodity producers».

2. The decree of the RF Government dated 30.01.2003 № 52 (as amended on 27.11.2014) «On the implementation of the Federal law «About financial improvement of agricultural commodity producers».

3. Kondrat E. N. Offences in the financial sphere of Russia. Threats to fi nancial security and ways of counteraction. M. : Yustitsinform, 2014. 928 p.

4. The Federal law from 29.12.2006 № 264-FL (12.02.2015) «On development of agriculture».

5. Zhukova T. M. Peculiarities of financial recovery in case of bankruptcy of a peasant (farmer) economy // Bulletin of Perm University. Legal science. 2012. № 3. P. 95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.