Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина А.А.

Статья посвящена анализу развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для выявления проблем государственного управления в сфере профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA

The article analyzes the development of professional education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. Strengths and weaknesses, opportunities and threats were identified to identify problems of public administration in the field of vocational education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ»

УДК 32.019.5

Анохина А.А. студент магистратуры 3 курса направление «Государственное муниципальное управление»

Институт цифровой экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для выявления проблем государственного управления в сфере профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Ключевые слова: SWOT-анализ, профессиональное образование, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, государственное управление.

Anokhina A. A. master's student of the 3rd year direction "State Municipal Management" Institute of Digital Economy Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk

PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA

Annotation. The article analyzes the development of professional education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. Strengths and weaknesses, opportunities and threats were identified to identify problems of public administration in the field of vocational education in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra.

Keywords: SWOT analysis, professional education, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, public administration.

Для выявления сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз для выявления проблем государственного управления в сфере профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе

- Югре воспользуемся матрицей SWOT-анализа. Матрица Б^ОТ-анализа представлена в Таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Сильные стороны

1. Создана сеть учреждений высшего профессионального образования по принципу образовательных округов.

2. Значительная доля вузов, учрежденных субъектом Федерации (регионального значения), что создает принципиальную возможность усиления ориентации вузов на решение задач регионального развития.

3. Начат процесс формирования систем менеджмента качества вузов автономного округа.

4. По ряду направлений реализуется уровневая подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.

5.Имеется опыт интеграции образовательных учреждений разного уровня профессионального образования (Югорский государственный университет, Ханты-Мансийский медицинский институт).

6.Создана современная инфраструктура вузов, включая социальную (студгородки), а также современная материально-техническая база по большинству направлениям подготовки специалистов с высшим образованием.

7.Имеется материально-техническая база для проведения научных исследований современного уровня по приоритетным направлениям развития экономики автономного округа.

8. Созданы условия для подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру вузов.

12. Начато формирование системы общественно-государственного управления через создание общественных советов по направлениям деятельности (научно-координационный совет, совет по оптимизации образовательной сети, попечительские советы и др.).

Слабые стороны _

1. Востребованность населением в сфере высшего профессионального образования специальностей гуманитарного направления, а также направления «Экономика и управление», что не соответствует современным и опережающим потребностям рынка труда.

2. Низкая инвестиционная привлекательность высшего образования, обусловленная рассогласованием содержания образования и потребностей работодателей.

3. Базы производственных практик не обеспечивает условия для качественной подготовки специалистов.

4. Низкий уровень базовой подготовки, «социализации» и мотивации к обучению.

5. Отсутствие системы независимых рейтингов качества образования.

6. Не реализуется кредитно-модульный подход в реализации образовательных траекторий подготовки специалистов, что не обеспечивает Болонской декларации.

7. Отсутствие межвузовских междисциплинарных научных проектов.

8. Неукомплектованность учреждений научно-педагогическими кадрами.

9. Отсутствие кадрового резерва менеджеров - руководителей образовательных учреждений.

10. Слабый выход вузов на международный рынок научно-образовательных услуг и низкий уровень коммерциализации научных разработок.

11. Сильная региональная и даже локальная замкнутость системы высшего образования, абсолютное большинство абитуриентов приходит в вузы региона из пределов самого округа (демографическая и конкурсная ситуация).

12. Дефицит сильных научных групп.

13. Отсутствие стратегий, выбора альтернатив, открытости вузов внешним требованиям.

14. Сложившаяся система управления высшим профессиональным образованием не обеспечивает укрепления кооперации, совместного использования ресурсов, конструктивной конкуренции.

1. Создание многоуровневых производственно-научно-образовательных комплексов по разным кластерным группам.

2. Оптимизация образовательного пространства автономного округа с целью повышения конкурентоспособности системы высшего профессионального образования.

3. Интеграция высшего и довузовского профессионального образования с целью реализации академического и прикладного бакалавриата, в том числе взаимный зачет академических кредитов.

4. Создание системы целевой подготовки и переподготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для всех отраслей экономики.

5. Создание системы взаимодействия вузов автономного округа с отраслевыми кластерами экономики.

6. Система формирования гибких образовательных программ для снижения рисков неадекватных прогнозов востребованных направлений для опережающей подготовки кадров.

7. Открытие корпоративных образовательных учреждений совместно с крупными компаниями (в рамках крупного университета).

8. Формирование системы региональной и межрегиональной мобильности студентов и преподавателей.

9. Формирование системы обратной связи по результатам оценки качества образования.

1. Низкая степень диверсификации структуры экономики округа.

2. Подготовка специалистов для ключевых отраслей ведется за пределами автономного округа.

3. Подготовка специалистов по одноименным специальностям за пределами обходится дешевле, чем в региональных вузах, что указывает на эффективный аутсорсинг.

3. Отсутствие системы формирования бизнес-поведения обучающихся (патернализм в подготовке кадров приводит к их инфантилизму).

4. Отсутствие нормативной базы для организации постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда в кадрах различной квалификации с учетом прогнозируемых структурных сдвигов экономики, тенденций в изменениях характера и условий труда.

5. Отсутствие социальных программ поддержки и развития кадрового потенциала высшей школы автономного округа (жилье, уровень заработной платы, социальная защита).

6. Отсутствие стратегии привлечения академических «маяков», которые могли бы служить катализаторами развития новых научных исследований и привлечения сотрудников высокого уровня.

7. Расширение круга поставщиков дополнительного образования.

8. Отсутствие эффективных механизмов защиты потребителей от некачественного образования.

9. Отсутствие административно-правовых рычагов влияния на федеральные или негосударственные вузы, расположенные в округе._

Проведенный анализ показывает, что система профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целом сформирована. Имеются все необходимые предпосылки для дальнейшего развития и превращения ее в гибкую динамичную систему непрерывного образования, позволяющую населению автономного округа получать качественное образование. Система способна производить кадры, обеспечивающие инновационное развитие региона.

Таким образом можно выделить следующие проблемы в государственном управлении в сфере профессионального образования:

- Органы управления пытаются выполнять прежние функции в изменившихся условиях - прежняя по форме иерархическая система, лишенная рычагов директивного и экономического воздействия и не освоившая новые механизмы управления в изменившихся условиях, не справляется со своими функциями сохранения единого образовательного пространства, обеспечения равенства доступа к качественному образованию, контроля качества и управления развитием образования;

- Отсутствует действенная комплексная система управления качеством - более проработанной является система требований -стандартов, учебных планов, хотя и они не согласованы с потребителями трудовых ресурсов, и совершенно отсутствует система обратной связи -стандарты оценки качества предоставляемых образовательных услуг. Недостаточно отработана вертикаль власти и вследствие этого, возникающие спорные моменты между федеральными и региональными властями, ведущая к суматохе и неразберихи. Это явление можно наблюдать повсеместно, поэтому его нужно немедленно искоренять с помощью внедрения и разработки новых законов.;

- Отсутствует современная единая система образовательной статистики, в связи с чем органы управления всех уровней практически не имеют информации не только для оценки тенденций, прогнозирования, выработки внятной образовательной политики, но даже для принятия оперативных решений;

- Востребованность населением в сфере высшего профессионального образования специальностей гуманитарного направления, а также направления «Экономика и управление», что не соответствует современным и опережающим потребностям рынка труда.

Наиболее востребованными направлениями подготовки кадров с высшим образованием среди технической направленности являются: техника и технологии наземного транспорта; электро- и теплоэнергетика; электроника, радиотехника и системы связи; техника и технологии строительства; прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия. Анализ сводных данных прогноза потребности экономики автономного округа отражает дефицит в специальностях технических направлений.

- Низкая инвестиционная привлекательность высшего образования, обусловленная рассогласованием содержания образования и потребностей работодателей. Работодатели не готовы инвестировать в университеты, в связи с тем что по выходу не получают готовых специалистов. Так же это связанно и с практиками студентов.

- Базы производственных практик не обеспечивает условия для качественной подготовки специалистов. В настоящее время организации не хотят брать на практику студентов, в связи с загруженностью на работе и в обучении студентов не заинтересованы.

- Неукомплектованность учреждений научно-педагогическими кадрами с практическими знаниями в области преподавания. На данный момент проблема актуальна в сфере профессионального образования, в связи с тем что много преподавателей теоретиков, которые не знают как работает сфера в жизни. Из 100% педагогических кадров, только 17,8% обучают студентов на основе практических знаний.

Отсутствие решения данных проблем может существенно снизить темпы развития сферы профессионального образования в округе.

Перспективы развития сферы профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определены в государственной программе «Развитие образования».

При рассмотрении основных проблем профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре выдвигаются следующие предложения по совершенствованию системы государственного управления:

- Увеличить мощность профессиональных образовательных организаций для обеспечения потребности населения в профессиональном образовании. Данное решение сможет повысить уровень вовлеченности молодежи в получении профессионального образования, что приведет к повышению заинтересованности в учебных учреждениях, а так же к возможности модернизации и актуализации отрасли.

- Развить движения «Абилимпикс», целью которого является содействия развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью на рынке труда. Это дает возможности лицам с ОВЗ принимать участие в культурно -массовых мероприятиях. По аналогии с другими отраслями, в сфере профессионального образования необходимо создать возможности для реализации потенциала, а так же социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ.

- Пересмотреть стратегию развития вузов автономного округа, в соответствии с концепцией создания опорных вузов регионов. Таким образом мы повысим качество профессионального образования в округе и увеличим конкурентоспособность окружного профессионального образования.

- Внедрить элементы практико-ориентированного (дуального) обучения - одно из условий развития системы высшего инженерного образования, основной принцип создания инновационной образовательной среды вуза для подготовки инженеров нового поколения. Важным условием реализации модели дуального обучения является тесное взаимодействие с предприятиями через создание узкоспециализированных базовых кафедр.

- Увеличить качество производственных практик студентов. Это увеличит качество выпускаемых специалистов из окружных профессиональных образовательных учреждений и получение на выходе

высококвалифицированного специалиста, который будет готов приступить к работе без дополнительного обучения на рабочем месте.

- Увеличить востребованность в изучении технических специальностей, которые соответствуют современным потребностям рынка труда. На данный момент в России и округе выделены технические специальности, которым будут актуальны в будущем, таким образом необходимо увеличить актуальность технических специальностей, для подготовки кадрового резерва на будущее.

- Развить научное просвещение студентов, для комплектации кадрового резерва. Профессиональные учреждения испытывают нехватку профессиональных и научных кадров, таким образом профессиональным учреждением необходимо увеличить вовлечебнность студентов в научную среду, с целью заинтересованности студентов в науке и дальнейшем к формированию научного кадрового резерва.

- Внесенные изменения создадут новые возможности для профессионального роста представителей отрасли, а так же повысит уровень результативности выполнения государственной программы.

Использованные источники:

1. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: официальный сайт - URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/ (дата обращения: 13.04.2020). - Текст: электронный.

2. Российская Федерация. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р: [принято Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года]. - Текст : электронный // КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 20.08.2020).

3. Российская Федерация. О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства Российской Федерации № 1642 : [принято Правительством Российской Федерации 26 декабря 2017 года]. - Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации -2017. - № 17 (ч. I, т.1). - Ст. 2057

4. Бейзеров, В.А. Глобализация и высшее образование: проблемы качества и количества / Бейзеров В. А. - Текст : электронный // ИТС. - 2005. - №3. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-vysshee-obrazovanie-problemy-kachestva-i-kolichestva (дата обращения: 05.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.