Научная статья на тему 'Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации'

Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1829
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Елизавета Александровна, Макаревич Марина Леонидовна

В данной статье рассматриваются проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеева Елизавета Александровна, Макаревич Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации»

Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student (mashka 718@mail.ru)

Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

(z.v.smirnova@mininuniver.ru).

TECHNOLOGY CASE-STUDY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

Abstract. The article discusses the use of case-study technology in vocational education. Understand the features of the introduction of the case method in the practice of higher vocational education. The article deals with the use of case-study technology in vocational education. The features of the case-method implementation in the practice of higher professional education are analyzed. The authors prove the effectiveness of this technology in training future professionals. The way of formation of the concept of "case-learning" is shown, the main advantages are highlighted. On the basis of a survey conducted among senior students and teaching staff, there is evidence that the technology of case study helps not only to consolidate knowledge, but also to develop creative abilities of the individual. The article shows how this technology contributes to the development of creative and nonstandard thinking, forms skills of behavior in the team and the ability to Express and defend their point of view.

Key words: case-method, creative thinking, creativity, professional training, specialist.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тимофеева Елизавета Александровна, студент (e-mail: tliza@list.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент кафедры Правоведения Юридического факультета Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург, Россия (e-mail: makarevichm@mail.ru)

В данной статье рассматриваются проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и возможные пути их решения.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый бизнес на региональном уровне.

На сегодняшний день роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства очень велика. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что у предпринимательства отсутствует универсальный механизм саморегулирования, который бы позволял успешно функционировать предприятиям в разных сферах экономики России.

Государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность, в основном, обусловлено такими требованиями охраны публичных интересов, как:

1. Формирования государственного бюджета;

2. Обеспечения занятости населения;

3. Реализации свободы предпринимательства;

4. Защиты от монополизма и т.д.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем государственно-правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства. Целью данного воздействия является прекращение или изменение хозяйственной деятельности, либо же, наоборот, ее поддержание.

Основные проблемы государственного регулирования в отношении малого и среднего предпринимательства:

1. Наличие недостатков в нормативно-правовой базе;

2. Необходимость преодоления излишних административных барьеров на всех этапах деятельности торгового предприятия;

3. Непродуктивная государственная система поддержки малого и среднего бизнеса;

4. Отсутствие эффективных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития предпринимательства;

5. Низкий уровень подготовки персонала. [4]

Из вышеперечисленных проблем следует выделить актуальность существования большого количества излишних административных барьеров, что связано с выходящими за рамки их компетенции действиями представителей региональных государственных административных структур. Для устранения данной проблемы необходимо реформирование системы государственной регистрации, лицензирования, сертификации, контроля и надзора, что будет проявляться в сокращении затрат средств и времени у субъектов предпринимательства при взаимодействии с региональными органами власти. Со стороны государства должны быть обеспечены оптимальные условия для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Это связано с повышением уровня конкуренции (поддержка открывающихся предприятий).

В отношении проблемы недостаточного уровня подготовки персонала для предприятий малого и среднего бизнеса, необходима государственная поддержка в области подготовки и повышения квалификации сотрудников. Можно разработать образовательные программы профессионального обучения, основанные на государственных образовательных стандартах; регулярно информировать работников данной сферы об основных изменениях рыночных условий; развивать специализированное обучение с возможностью совмещения с выполнением трудовых обязанностей.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на нескольких наиболее важных законах, которые будут рассмотрены ниже.

- Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 года ограничивает приобретение и аренду торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля таких торговых сетей в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта Российской Федерации, городского округа или муниципального района.

Если в субъекте Российской Федерации в течение последних 30 календарных дней рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельно допустимые розничные цены на такие товары, однако не более чем на 90 календарных дней.[1]

- В ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ указывается, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Максимальная цена контракта не более 20 миллионов рублей. Заказчик может привлечь соисполнителя. [2]

- Основным назначением Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок. [3]

Реформирование системы региональной государственной поддержки малого бизнеса необходимо для дальнейшего развития государственного регулирования в данной сфере. Со стороны региональных органов исполнительной власти необходимо:

Создание институциональной среды для развития малого предпринимательства, в которой участники рынка могут осуществлять в полном объеме трансакционные отношения на условиях минимизации издержек;

Обеспечение организационных мер отношения органов государственного управления к представителям малого и среднего бизнеса как к равноценному, равноправному и равнозначному субъекту экономики;

Формирование позитивного общественного мнения в различных слоях общества по отношению к частной предпринимательской деятельности;

Развитие системы профессиональной подготовки и обучения сотрудников бизнес-структур с обеспечением юридических условий для ответственности предпринимателей за качество производимых и продаваемых товаров перед потребителями. [5]

Для выполнения данных целей и реализации принципов государственной поддержки малого предпринимательства необходимо обеспечить ряд условий, важнейшим из которых является необходимость формирования институциональной среды, представляющей собой систему норм права,

административно-организационных и социально-экономических условий, соответствующих целям регионального экономического развития.

На основе создания экономической оптимальной институциональной структуры в регионах Российской Федерации для малого и среднего предпринимательства появляются широкие возможности для реализации функционирования следующих компонентов данной структуры:

1. Эффективная правовая основа административного воздействия региональных органов государственного управления на процессы, происходящие в сфере частного бизнеса;

2. Обеспечение деятельности специализированных органов при администрации соответствующих регионов с целью разработки и реализации специальных управленческих решений по вопросам развития частного предпринимательства;

3. Формирование оптимальной системы государственно-частного сотрудничества для согласованного решения региональных экономических проблем.

На данный момент самыми актуальными проблемами для предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых средств и процесс регистрации, которые имеют место в государственном регулировании на территории субъектов Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования. [6]

Государственная поддержка в виде грантовой поддержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма составляет 300 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать до 3 млн руб. Также в этом году до 30 млн руб. вырастут суммы грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Кроме того, Министерство сельского хозяйства собирается упростить получение фермерскими хозяйствами кредитов до 3 млн руб.

Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются: отсутствие эффективной законодательной базы; увеличение налогового бремени; бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции; от-

сутствие проработанной системы финансирования предпринимательства; присутствие экономических проблем (инфляция, рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Список литературы

1. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 № 381-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (Дата обращения: 11.11.2018).

2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW_144624/ (Дата обращения: 11.11.2018).

3. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (Дата обращения: 11.11.2018).

4. Данилюк Ю.В., Шульцев В.А., Цой Л.А. Развитие системы инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. №86. Ч. 1. С. 93-96.

5. Субанаков Г.Ю. Анализ развития регионального малого предпринимательства // Вестник Бурятского государственного университета 2015. Вып. 2а С. 120-123.

6. Госпрограммы поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://kontur.ru/articles/4710 (Дата обращения: 15.11.2018).

Timofeeva Elizaveta Aleksandrovna, student

(e-mail: tliza@list.ru)

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, st. Saint-Petersburg, Russia Marina Makarevich, Cand. Hist. Sci., Associate Professor

Chairs of the Faculty of Law North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, st. Saint-Petersburg, Russia (e-mail: makarevichm@mail.ru)

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY AT THE LEVEL OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. This article discusses the problems of state regulation of entrepreneurial activity at the level of the constituent entities of the Russian Federation and possible solutions. Keywords: business activities, government support, small business at the regional level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.