Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
983
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джамиева Э.Б.

В статье исследованы проблемы государственного размежевания СССР по Конституции 1936 года и его особенности. Особое внимание уделяется правовому аспекту данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА»

УДК 342. 4

Проблемы государственного размежевания СССР по Конституции 1936 года Э.Б. Джамиева

Конституция СССР 1936 г. отражала национально-государственное устройство СССР с более практичных позиций. Число субъектов союза СССР по новой Конституции было увеличено до 11.

Конституция СССР 1936 г. закрепила вступление в Союз Советских Социалистических Республик пяти новых союзных республик: Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской и Киргизской.

Первые три вошли в состав СССР в качестве союзных в связи с ликвидацией Закавказской Федерации. Она явилась политической базой сближения народов закавказских республик и средством решения национального вопроса.

В Закавказской Федерации за короткий срок была создана крупная индустрия. Больших успехов добились нефтяная промышленность Азербайджана, марганцевая и угольная промышленность Грузии, химическая и медная - Армении.

В связи с дальнейшим усилением и развитием непосредственных прямых экономических и культурных связей Азербайджана, Армении, Грузии как между собой, так и с другими республиками Советского Союза Закавказская Федерация утратила свою необходимость и даже стала тормозом в дальнейшем развитии творческих сил входящих в ее состав республик. Еще 31 октября 1931 г. ЦК ВКП (б) принял постановление, в котором отмечалась чрезмерная централизация в руководстве хозяйственным и культурным строительством Азербайджана, Армении и Грузии со стороны федеральных органов, что привело к обезличению республиканских органов.

Предложение о ликвидации ЗСФСР, предусмотренной проектом Конституции СССР 1936 г., встретило одобрение трудящихся и съездов Советов республик Закавказья, проходивших в ноябре 1936 г. Ликвидация ЗСФСР и непосредственное вхождение Азербайджана, Армении и Грузии в состав СССР в качестве союзных республик привели к расширению суверенных прав этих республик, развитию непосредственных взаимоотношений как с союзным центром, так и со всеми другими союзными республиками. После принятия новой Конституции СССР Закавказские федеративные органы сложили свои полномочия. С целью расширения полномочий и хозяйственной инициативы Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР в ведение их республиканских наркоматов был передан ряд предприятий, подчиненных ранее общесоюзным наркоматам.

К середине 30-х годов созрели предпосылки экономического, политического и социально-культурного характера, обусловившие преобразование Казахской и Киргизской АССР, находившихся в составе РСФСР, в союзные республики.

Преобразование Киргизской и Казахской АССР в союзные республики было намечено в проекте Конституции СССР, опубликованном для всенародного обсуждения в июне 1936 г. Обсуждая проект Конституции, народы Казахстана и Киргизии высказывались за преобразование их республик из автономных в союзные. Воля этих народов нашла свое выражение в выступлениях делегатов Чрезвычайных съездов Советов Киргизии и Казахстана, на многочисленных митингах и собраниях, посвященных обсуждению проекта Конституции СССР 1936 г. В адрес

Конституционной комиссии поступило обращение, подписанное 1,5 млн жителями Казахстана и Киргизии, с просьбой о преобразовании.

Учитывая волеизъявление киргизского и казахского народов, 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, утвердив новую Конституцию, юридически закрепил преобразование Киргизской и Казахской республик из автономных в союзные. Этот день и стал днем образования Казахской и Киргизской ССР.

Согласно Конституции СССР 1936 г. из состава Российской Федерации вышла Каракалпакская АССР. Эта республика вошла в состав Узбекской ССР. Развитие экономики и культуры Каракалпакии в составе РСФСР осложнялось отсутствием общих границ с Российской Федерацией, спецификой экономики Каракалпакии и ее географического положения. Встал вопрос о необходимости включения Каракалпакии в одну из республик Средней Азии. Решающую роль в этом вопросе сыграло стремление народов Каракалпакии войти в состав именно Узбекской ССР, наиболее близкой по географическому положению, сходству экономики, языка и культуры. Немаловажное значение при этом имел и национальный состав Каракалпакии. В 1936 г. он характеризовался следующим образом: каракалпаки -35,8 %, узбеки - 28,5 %, казахи - 25,2 %, прочие национальности - 10,5 %.

Конституция СССР 1936 г. внесла и некоторые другие изменения в правовое положение членов Российской Федерации.

В Конституции 1936 г. нашли отражение значительные изменения в национально-государственном строительстве автономных образований в составе РСФСР и других союзных республик. Ряд автономных областей был преобразован в автономные республики. Так, Кабардино-Балкарская автономная область, Марийская автономная область, Чечено-Ингушская автономная область, СевероОсетинская автономная область и Коми автономная область были преобразованы в автономные советские социалистические республики. Этот факт способствовал расширению государственного национального суверенитета народов СССР по Конституции 1936 г.

Однако на деле конституционные нормы не выполнялись. Развитие советской демократии тормозилось отрицательными последствиями все более усиливавшегося культа личности Сталина, повсеместно наблюдались проявления произвола, нарушения законности, необоснованные репрессии. Эти репрессии и нарушения законности наносили непоправимый ущерб национально-государственному строительству СССР.

С принятием новой Конституции в Союзе ССР стало 11 союзных республик: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская ССР.

Самой большой и многонациональной из советских республик была РСФСР. Она состояла из краев: Азово-Черноморского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей: Воронежской, Восточно-Сибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Татарской, Башкирской, Дагестанской, Бурят-Монгольской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, немцев Поволжья, Северо-

Осетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской (ст. 22).

По Конституции СССР 1936 г. вторая по экономическому и людскому потенциалу республика Союза ССР Украинская Советская Социалистическая Республика состояла из областей: Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Киевской, Одесской, Харьковской, Черниговской и Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (ст. 23). Позже, в связи с присоединением к Молдавской АССР Бесарабии 2 августа 1940 г., Молдавская АССР была преобразована в Молдавскую ССР.

В Азербайджанской ССР состояли Нахичеванская АССР и Нагорно-Карабахская автономная область (ст. 24).

В Грузинской ССР состояли: Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская автономная область (ст. 25).

В Узбекской ССР состояла Каракалпакская АССР (ст. 26).

В Таджикской Советской Социалистической Республике состояла Горно-Бадахшанская автономная область (ст. 27).

Казахская ССР состояла из областей: Актюбинской, Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Севе-ро-Казахстанской, Южно-Казахстанской (ст. 28).

Армянская ССР, Белорусская ССР, Туркменская ССР и Киргизская ССР не имели в своем составе ни автономных республик, ни краев и областей.

В Конституции было отражено, что все союзные республики равноправны и входят в Союз на добровольной основе. По Конституции СССР 1936 г. за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР (ст. 17). Оно носило скорее декларативный характер.

По ст. 18 Конституции территория союзных республик не могла быть изменяема без их согласия.

Еще одним важным моментом в положении союзных республик в составе СССР было то, что по своему содержанию республиканские конституции полностью соответствовали Конституции Союза ССР, конкретизировали и развивали ее положения. Такая унификация основных законов была проведена впервые. Прежние конституции республик, закрепляя одинаковые принципы и институты, резко отличались друг от друга по форме, а от Основного Закона Союза - и по содержанию. Число союзных и автономных республик с принятием новой Конституции СССР увеличилось. Это произошло за счет совершенствования уже имевшихся форм национальной государственности. Оно шло по пути преобразования некоторых автономных областей в автономные республики, а автономных республик - в союзные. В этом процессе было лишь одно исключение - преобразование Нахи-чеванской ССР в АССР, что было зафиксировано новыми конституциями Союза ССР, Азербайджанской ССР и Нахичеванской АССР. Здесь имели место унификация формы национальной государственности, приведение правового положения республики в соответствие с ее фактическим положением. Дело в том, что Нахи-чеванская ССР с момента своего образования находилась в тесном экономическом и политическом союзе с Азербайджанской ССР и ее фактическое положение мало отличалось от положения автономной республики.

При преобразовании форм национальной государственности принимались во внимание такие факторы, как количество и состав населения, уровень социально-

экономического развития, географическое положение, территория, конкретно-историческая обстановка и т. д.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в административно-территориальном делении союзных республик. Тенденция к увеличению общего числа краев и областей, наметившаяся еще в начале 30-х годов, была отражена в новых конституциях республик. Так, ст. 22 Конституции СССР и ст. 14 Конституции РСФСР фиксировали в составе Российской Федерации 5 краев, 19 административно-территориальных областей и 6 автономных областей.

В автономных республиках, находящихся в составе союзных республик, наблюдалась та же тенденция. Например, по Конституции 1937 г. Дагестан состоял из 39 районов: Агульского, Акушинского, Ахвахского, Ахтынского, Ачикулак-ского, Бабаюртовского, Ботлихского, Буйнакского, Гумбетовского, Гунибского, Дахадаевского, Дербентского, Докузпаринского, Казбековского, Кайтагского, Ка-рабудахкентского, Караногайского, Касумкентского, Кизлярского, Коркмаскалин-ского, Кулинского, Кумторкалинского, Курахского, Лакского, Левашинского, Ру-тульского, Табасаранского, Тляратинского, Унцукульского, Хасавюртовского, Хивского, Хунзахского, Цумадинского, Цунтинского, Чародинского, Щелковского и двух городов республиканского подчинения - Махачкалы и Дербента (ст. 14). А в 1929 г. республика делилась на 26 районов.

Конституция СССР 1936 г. и принятые на ее основе конституции союзных республик отразили процесс усиления единства в управлении экономической и социально-политической жизнью всего советского общества. Новая Конституция СССР конкретизировала и более четко разграничила компетенцию Союза ССР и входящих в его состав союзных республик, внесла существенные изменения в распределение их полномочий, направленные главным образом на расширение компетенции Союза ССР. Новые конституции союзных республик в отличие от ранее действовавших содержали специальную статью, определявшую компетенцию союзной республики в лице ее высших органов государственной власти и органов управления.

Расширение компетенции Союза ССР ярко выразилось прежде всего в области законодательства. По Конституции СССР 1936 г. к ведению СССР было отнесено установление основных начал землепользования, пользования недрами, лесами и водами, основных начал в области просвещения и здравоохранения, основ законодательства о труде, законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, уголовные и гражданские кодексы, законы о гражданстве и правах иностранцев.

Расширилась компетенция Союза ССР и в области планирования. В отличие от Конституции СССР 1924 г., относившей к ведению СССР установление «основ и общего плана всего народного хозяйства», Конституция СССР 1936 г. отнесла к ведению СССР «установление народнохозяйственных планов СССР». Новые конституции союзных республик отнесли к ведению союзных республик установление их народнохозяйственных планов. Принимались они на основе народнохозяйственного плана СССР. На органы СССР по Конституции 1936 г. была возложена «организация единой системы народнохозяйственного учета», тогда как раньше речь шла лишь об организации общесоюзной статистики.

Расширялась компетенция СССР в сфере повседневного управления отдельными отраслями народного хозяйства. Если Конституция СССР 1924 г. относила к компетенции СССР определение отраслей промышленности и предприятий об-

щесоюзного значения, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью и установление системы внутренней торговли, то Конституция СССР 1936 г. к ведению СССР отнесла управление банками, предприятиями и учреждениями, в том числе торговли, общесоюзного значения, а также транспортом и связью общесоюзного значения.

Внешняя торговля была отнесена к исключительной компетенции Союза ССР. Исключительной прерогативой СССР стало право заключения внешних и внутренних займов. К ведению Союза ССР было отнесено, помимо организации обороны, руководство всеми Вооруженными Силами и охрана государственной безопасности страны.

Компетенция СССР расширялась и в сферах, о которых в Конституции СССР 1924 г. ничего не говорилось. Так, с учетом единства системы и принципов социального страхования во всех союзных республиках к ведению СССР были отнесены организация социального страхования и утверждение краев, областей, автономных республик и автономных областей в составе союзных республик.

В отличие от Конституции СССР 1924 г. Конституция 1936 г. предусматривала не пять, а восемь общесоюзных наркоматов (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности). Что же касается республиканских наркоматов, то их число сократилось до четырех (просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения). Наркоматы земледелия, здравоохранения, юстиции, внутренних дел стали союзно-республиканскими.

По конституциям союзных республик, утвержденным на основе Конституции СССР 1936 г., значительно ниже стал правовой статус автономных республик. Например, в соответствии с Конституциями СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. Дагестанская АССР, как и другие автономные республики, не осуществляла самостоятельного руководства ни одной отраслью государственного управления. Все наркоматы республики в своих полномочиях подчинялись наркоматам РСФСР. Республика лишилась права осуществлять амнистии и помилования. Компетенция республики в области законодательства не была определена. Законы СССР и РСФСР считались обязательными на территории ДАССР, даже если они нарушали права республики и ущемляли интересы населяющих ее народов. Большая часть полномочий, относящихся по Конституции к ведению республики, выражалась в руководстве и управлении различными отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, но основные вопросы, связанные с этими полномочиями, решали общероссийские органы. Они при этом также утверждали важнейшие акты.

Тенденция усиления централизации в СССР была обусловлена целым рядом объективных и субъективных причин. Основной причиной было то, что Советский Союз виделся тогдашнему руководству страной «осажденной крепостью» и он мог рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Это требовало сосредоточения в руках органа Союза ССР материальных и трудовых ресурсов для направления их на ведущие стройки социализма, что также обеспечивало оптимальное перераспределение материальных средств на укрепление обороны страны, на выравнивание уровней развития центра и национальных окраин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.