ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37
Ахмадеева Г.И.
магистрант ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа, Россия)
Научный руководитель: Биккинин И.А.
профессор, доктор юридических наук ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье проанализирован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). Изучение процесса реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере среднего профессионального образования является актуальным с целью соблюдения законности при применении данного инструментария и обеспечения конституционных гарантий на получение образования. Рассмотрены проблемы и пробелы в законодательном регулировании надзора и контроля в сфере среднего профессионального образования.
Ключевые слова: федеральный закон, образование, среднее профессиональное образование, контроль, надзор.
Образование является одной из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку выступает одним из факторов экономического и социального развития государства и права. В Российской Федерации
общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе бесплатно высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования - составная часть управления системой образования, которая осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные РФ полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, направленная на контроль качества образования, надзор в сфере образования. С 1 июля 2021 г. в Российской Федерации начала действовать новая система осуществления контроля (надзора), основу которой составил новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). В новом Федеральном законе № 248-ФЗ акцент сделан на предупреждении нарушений посредством применения контрольными органами широкого спектра полномочий. Выделяется приоритет проведения профилактических мероприятий над контрольными, представлена новая система государственного контроля и порядок проведения мероприятий, новые институты и инструменты, направленные на снижение административных барьеров.
Среди основных проблем в новом Федеральном законе можно выделить отсутствие упоминания о необходимости привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушение обязательных требований. Так же проблемой является сложность составления правовых актов, и сложность эта заключается в обилии сложных понятий и определений. В целом законодательный акт сложен для восприятия даже специалистами контрольно -надзорной сферы, о неспециалистах (контролируемые лица) говорить не приходится, хотя доступность надзора, задекларированная в качестве одной из основных целей реформы контрольно-надзорной деятельности, должна начинаться с доступности в понимании основного законодательного акта, регламентирующего основы его осуществления. Ясность и доступность прежде всего адресатам нормативного правового акта отмечаются среди основных языковых правил адекватности права. Существует множество отличий в профилактических мероприятиях и контрольно-надзорных процессах, представляющих сложность для понимания лицами, осуществляющих проверки.
Основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий не разделены на плановые и внеплановые, а имеют сплошные перечисления. Собственно, и сами контрольно-надзорные мероприятия, круг которых существенно расширился, не имеют градации на плановые и внеплановые, что не улучшает систему понимания норм Федерального закона. В данной статье стоит выделить проблемы процессуального характера. Согласно Федеральному закону № 248-ФЗ составление документов по результатам проверки должно быть осуществлено на месте проверки (на объекте контроля (надзора)), при этом подпись инспектора должна быть электронной, а все подписанные документы должны быть загружены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Таким образом, для составления документов необходима соответствующая техника, надзорные подразделения должны быть оснащены ноутбуком или мобильным устройством. Весьма более рациональным будет являться составление документов в кабинете
проверяющего, где есть все соответствующие шаблоны бланков, базы данных, справочные правовые системы для уточнения правовых вопросов, которые вызывают или могут вызвать неоднозначную оценку. Не стоит забывать и о немедленной загрузки документов в Реестр контрольно-надзорных мероприятий, являющийся электронной системой, требующей, помимо паролей и уровней допуска, наличие сети Интернет, которая есть не во всех местах и не все контрольно-надзорные органы имеют доступ к данной сети.
Коррупционные элементы так же являются актуальной темой в исследовании проблем государственного контроля и надзора в сфере образования в целом.
Из всего вышесказанного следует, проводимые изменения в федеральном законе по государственному контролю не привели к урегулированию многих аспектов взаимоотношений между контрольных органов и контрольных лиц. Эти изменения привели к усложнению проведения контрольно-надзорных мероприятий. Не все механизмы достижения целей контрольной (надзорной) деятельности являются в достаточной степени эффективными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // https://obrnadzor.gov.ru/
Akhmadeeva G.I.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
Scientific advisor: Bikkinin I.A.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
PROBLEMS OF STATE CONTROL & SUPERVISION IN THE FIELD OF EDUCATION
Abstract: this article analyzes Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" (hereinafter — Federal Law No. 248-FZ). The study of the process of implementing state functions of control and supervision in the field of secondary vocational education is relevant in order to comply with the rule of law when using this tool and to ensure constitutional guarantees for education. The problems and gaps in the legislative regulation of supervision and control in the field of secondary vocational education are considered.
Keywords: federal law, education, secondary vocational education, control, supervision.