Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)'

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вектор ГеоНаук
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудина А.А., Ширина Н.В., Каребина В.С.

В статье рассмотрены изменения в сфере государственного земельного контроля (надзора). Проанализирован новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который пришел на смену ранее действующему - «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Представлены предметы и объекты государственного земельного контроля, а также перечень профилактических мероприятий и их роль в осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дудина А.А., Ширина Н.В., Каребина В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE SPHERE OF STATE LAND CONTROL (SUPERVISION)

The article discusses changes in the sphere of state land control (supervision). The new Federal Law No. 248-FZ of 31.07.2020 (as amended on 06.12.2021) "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation", which replaced the previously existing one - "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of state Control (Supervision) and Municipal Control" dated 26.12.2008 No. 294-FZ, is analyzed. The subjects and objects of state land control are presented, as well as a list of preventive measures and their role in the implementation of control and supervisory activities.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)»

DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-41-45 УДК 349.414

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ _(НАДЗОРА)_

Дудина А.А., Ширина Н.В. * Каребина В.С.

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г Белгород, Россия

* E-mail: schnv02@maii.ru

Аннотация. В статье рассмотрены изменения в сфере государственного земельного контроля (надзора). Проанализирован новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который пришел на смену ранее действующему - «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Представлены предметы и объекты государственного земельного контроля, а также перечень профилактических мероприятий и их роль в осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: государственный земельный контроль (надзор), муниципальный контроль, земельный участок.

Введение.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации как земля, так и другие природные ресурсы подлежат не только использованию, но и охране [1]. В системе государственного управления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Данная процедура ранее регламентировалась Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ [2]. Однако на смену выше представленного закона пришел новый - № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В данной статье рассмотрены основные изменения законодательства в сфере государственного земельного контроля (надзора) [3].

Основная часть.

Преобразования контрольно-надзорной деятельности, вошедшие в силу в 2021 году, установили гарантии защиты прав не только юридических, но и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и прочих организаций, которые не являются юридическими лицами. А также необходимо отметить основной принцип Федерального закона № 248-ФЗ, который основывается на том, что проверки больше не являются главными средствами контроля [4].

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) под государственным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, которая направлена как на предупреждение, так и на выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Данная деятельность осуществляется путем профилактики и выявления нарушений таких требований, оценки их соблюдения, а также принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и устранению их последствий [5].

Целями, не относящимися к государственному земельному контролю (надзору) и муниципальному контролю, согласно статье 1 являются:

1. мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

© ®

Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов)

2. оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3. производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4. рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5. проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6. деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7. деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8. расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9. деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

10. деятельность органов государственной охраны;

11. деятельность органов федеральной службы безопасности;

12. деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Установлены предметы и объекты государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (рис. 1).

• соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;

• реализация тр ебований, содержащихся в р азрешительных документах,

• соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации,

• исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

• деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в р амках которых должны соблюдаться обязательные требования,

• результаты деятельности граждан и организаций,

• объекты, которыми гражданеи организации владеюти (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования

Предмет

Объект

Рис. 1. Предметы и объекты государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора наделено Управление Росреестра, в рамках данных полномочий отдел государственного земельного надзора осуществляет мероприятия по контролю самовольного занятия участка земли, использование земельного участка, не имеющих предусмотренным земельным законодательством прав на земельный участок, использование земельного участка не по целевому назначению [6]. Также отдел государственного земельного надзора осуществляет работу с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по недопущению соответствующих нарушений, проводя профилактические работы. Ранее единственным средством контроля выступали проверки, теперь на первое место вышли профилактические мероприятия, а затем и контрольно-надзорные мероприятия [7].

В процессе надзорных мероприятий отсутствовали такие полномочия, как объявление предостережений и профилактический визит. При этом в ст.45 №248-ФЗ предусмотрено, что профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе (рис. 2).

Контрольно-надзорная деятельность

с Профилактические

мероприятия

V У

Информирование;

Стимулирование добросовестности;

Профилактический визит;

Объявление предостережения;

Консультирование; Самообследование

Осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом:

Инспекционный визит;

Проверка;

Рейдовый осмотр;

1

Осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом:

Наблюдение за соблюдением обязательных требований

Выездное обследование

Рис. 2. Средства контроля и их перечень

Так, с 1 июля 2021 года вступила в силу большая часть положений нового Федеральный закона № 248-ФЗ, который определил новый порядок организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности [8]. Также были внесены изменения и в само понятие о государственном земельном контроле (надзоре).

Добавились следующие изменения:

- значительная доля документооборота в связи с государственным контролем будет осуществляться в электронной форме;

- закон устанавливает новые виды контроля, при этом выездная проверка становится видом контрольного мероприятия подлежащего применению только в случае неэффективности иных видов контроля;

- сделан акцент в сторону профилактических мероприятий;

- в сфере государственного контроля появилась оценка обязательных требований, которую будут осуществлять инспекции организаций от контрольного органа и контролируемого лица, которые аккредитованы в национальной системе аккредитации.

Досудебное обжалование стало обязательным, теперь для граждан и бизнеса процесс обжалования стал гораздо удобнее, если ранее для обжалования проверки заявителю приходилось направлять в Управление Росреестра письма, либо обращаться в суд, то теперь на Едином портале государственных услуг заявитель может в досудебном порядке обжаловать решение [9]. Для обжалования действия надзорного органа необходимо отправить заявление в электронном виде через личный кабинет, ответ от органа на жалобу будет отправлен на этот же личный кабинет.

При наличии положительного заключения оценки обязательных требований инспекции, организация может быть освобождена от контрольных (надзорных) мероприятий в течение всего срока действия заключения о соответствии [10].

Заключение. Таким образом, Федеральный закон №248-ФЗ, в отличие от предшествующего закона, установил защиту физических лиц, а также вынес на первый план профилактические мероприятия, с целью защитить законные права и интересы правообладателей от действий нарушителей земельного законодательства. Главным инструментом которого является контрольно-надзорное мероприятие, представляющее собой комплекс взаимосвязанных действий в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.

2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_83079/.

3. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. URL: http: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/.

4. Официальный сайт Росреестра. URL: https://rosreestr.gov.ru/site/.

5. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/.

6. Даниленко Е.П. Применение современных систем учёта земель при градостроительном использовании территорий населённых пунктов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. №10. С. 105-110.

7. Ширина Н.В., Сергеева В.А. Государственный контроль (надзор) за использованием земельных ресурсов // Белгород: Изд -в о БГАУ им. В.Я. Горина, 2016. 105 с.

8. Герасимов А.А. Государственный земельный контроль в России: общее состояние // Проблемы управления земельными ресурсами страны на современном этапе: сб. науч. тр. М.: ГУЗ, 2018.

9. Герасимов А.А. Государственный земельный контроль: средство обеспечения законности в сфере земельных отношений // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. №5. С. 77-85.

10. Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами. М.: КолосС, 2004.

11. Кара К.А. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом действующего законодательства // Вектор ГеоНаук. 2018. Т. 1. № 1. С. 51-58.

Контактные данные:

Дуди на Анастасия Андреевна, эл. почта: dudinaanastasia2000@gmaii.com Ширина Наталья Владимировна, эл. почта: schnv02@maii.ru Каребина Виктория Сергеевна, эл. почта: karebina_viktoriya@icioud.com

© Дудина АА., Ширина Н.В., Каребина В.С., 2022

CHANGES IN THE SPHERE OF STA TE LAND CONTROL (SUPERVISION)

A.A. Dudina, N. V. Shirina*, V.S. Karebina

Belgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia

*E-mail: schnv02@mail.ru

Abstract. The article discusses changes in the sphere of state land control (supervision). The new Federal Law No. 248-FZ of 31.07.2020 (as amended on 06.12.2021) "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation", which replaced the previously existing one - "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of state Control (Supervision) and Municipal Control" dated 26.12.2008 No. 294-FZ, is analyzed. The subjects and objects of state land control are presented, as well as a list of preventive measures and their role in the implementation of control and supervisory activities.

Keywords: state land control (supervision), municipal control, land plot.

References

1. The Constitution of the Russian Federation. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.

2. Federal Law "On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control" dated December 26, 2008 No. 294-FZ. URL: http: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_83079/.

3. Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" No. 248-FZ dated July 31, 2020. URL: http: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358750/.

4. Official website of Rosreestr. URL: https://rosreestr.gov.ru/site/.

5. Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" dated July 31, 2020 N 248-FZ (last edition). URL: http:// www.consultant.ru/document/

cons doc LAW 358750/.

6. E.P. Danilenko, Application of modern systems of land accounting in urban planning use of territories of settlements, Bulletin of BSTU im. V.G. Shukhov, 10 (2017) 105-110.

7. N.V. Shirina, V.A. Sergeeva, State control (supervision) over the use of land resources, Izd. V.Ya. Gorina, Belgorod, 2016.

8. A.A. Gerasimov, State land control in Russia: general state, Problems of land management of the country at the present stage: Sat. scientific tr., GUZ, Moscow, 2018.

9. A.A. Gerasimov, State land control: a means of ensuring legality in the sphere of land relations, Property relations in the Russian Federation, 5 (2007) 77-85.

10. A.A. Varlamov, Land cadastre: in 6 volumes. V.2. Land management, KolosS, Moscow, 2004.

11. K.A. Kara, Determination of the cadastral value of real estate objects taking into account the current legislation, Vector of Geosciences, 1(1) (2018) 51-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contacts:

Anastasia A. Dudina, dudinaanastasia2000@gmaii.com

Natal'ya V. Shirina, schnv02@maii.ru

Victoria S. Karebina, karebina_viktoriya@icioud.com

© Dudina, A.A., Shirina, N.V., Karebina, V.S., 2022

Дудина АА., Ширина Н.В., Каребина В.С. Изменения в сфере государственного земельного контроля (надзора) // Вектор ГеоНаук. 2022. Т.5. №3. С. 41-45. DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-41-45.

Dudina, A.A., Shirina, N.V., Karebina, V.S., 2022. Changes in the sphere of state land control (supervision). Vector of Geosciences. 5(3). Pp. 41-45. DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.